Консультация для родителей
консультация по окружающему миру

Соболева Ольга Александровна

консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: C:\Users\СОБОЛЕВЫ\Desktop\1613678556_3-p-fon-dlya-prezentatsii-po-eksperimentirovan-3.jpg

«Экспериментируйте с детьми дома»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый — не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.

Нам хотелось бы, чтобы вы, родители, следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Вот несколько советов для вас по развитию поисково-исследовательской активности детей:

Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

• Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

• Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

• Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

• Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

• Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

• Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предмета ми и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием. C:\Users\СОБОЛЕВЫ\Desktop\1613678556_3-p-fon-dlya-prezentatsii-po-eksperimentirovan-3.jpg

• Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

• С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

• Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Дома можно организовать несложные опыты и эксперименты.

Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Ванная комната: во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например: Что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного               ( научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

C:\Users\СОБОЛЕВЫ\Desktop\1613678556_3-p-fon-dlya-prezentatsii-po-eksperimentirovan-3.jpg

Мыльные пузыри

Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.

Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

Процесс:

Наполовину наполните чашку жидким мылом.

Доверху налейте чашку водой и размешайте.

Окуните соломинку в мыльный раствор.

Осторожно подуйте в соломинку

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.

Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

«Делаем творог»

Бабушки, которым более 50 лет, хорошо помнят, как сами делали творог своим детям. Вы можете показать этот процесс и ребенку.

Подогрейте молоко, влив в него немного сока лимона (можно использовать и хлористый кальций). Покажите детям, как молоко сразу же свернулось большими хлопьями, а поверх него находится сыворотка.

Слейте полученную массу сквозь несколько слоев марли и оставьте на 2-3 часа.У вас получился прекрасный творог.Полейте его сиропом и предложите ребенку на ужин. Уверены, даже те дети, которые не любят этот молочный продукт, не смогут отказаться от деликатеса, приготовленного с их собственным участием.

 «Утопи и съешь»

Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.

Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул.Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает?Объясните ребенку: "В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет".C:\Users\СОБОЛЕВЫ\Desktop\1613678556_3-p-fon-dlya-prezentatsii-po-eksperimentirovan-3.jpg

 «Греет ли шуба?»

Этот опыт должен очень понравиться детям.

Купите два стаканчика мороженого в бумажной обертке. Один из них разверните и положите на блюдечко. А второе прямо в обертке заверните в чистое полотенце и хорошенько укутайте шубой. Минут через 30 разверните укутанное мороженое и выложите его без обертки на блюдце. Разверните и второе мороженое. Сравните обе порции. Удивлены? А ваши дети?

Оказывается, мороженое под шубой, в отличие от того, что на блюдечке, почти не растаяло. Так что же? Может, шуба - вовсе не шуба, а холодильник? Почему же тогда мы надеваем ее зимой, если она не греет, а охлаждает?

Объясняется все просто. Шуба перестала пропускать к мороженому комнатное тепло. И от этого пломбиру в шубе стало холодно, вот мороженое и не растаяло.Теперь закономерен и вопрос: «Зачем же человек в мороз надевает шубу?» Ответ: «Чтобы не замерзнуть». Когда человек дома надевает шубу, ему тепло, а шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и не мерзнет.

 «Упорная воронка»

Может ли воронка "отказаться" пропускать воду в бутылку? Давайте проверим!

Нам понадобятся:

- 2 воронки

- две одинаковые чистые сухие пластиковые бутылки по 1 литру

- пластилин

- кувшин с водой

Подготовка:

1. Вставьте в каждую бутылку по воронке.

2. Замажьте горлышко одной из бутылок вокруг воронки пластилином, чтобы не осталось щели.C:\Users\СОБОЛЕВЫ\Desktop\1613678556_3-p-fon-dlya-prezentatsii-po-eksperimentirovan-3.jpg

Начинаем научное волшебство!

1. Объявите зрителям: "У меня есть волшебная воронка, которая не пускает воду в бутылку".

2. Возьмите бутылку без пластилина и налейте в нее через воронку немного воды. Объясните зрителям: "Вот так ведет себя большинство воронок".

3. Поставьте на стол бутылку с пластилином.

4. Налейте в воронку воды до верха. Посмотрите, что будет.

Результат:

Из воронки в бутылку протечет немного воды, а затем она прекратит течь совсем.

Объяснение:

В первую бутылку вода течет свободно. Вода, текущая через воронку в бутылку, замещает в ней воздух, который выходит через щели между горлышком и воронкой. В запечатанной пластилином бутылке тоже есть воздух, который обладает своим давлением. Вода в воронке тоже обладает давлением, которое возникает благодаря силе тяжести, тянущей воду вниз. Однако сила давления воздуха в бутылке превышает силу тяжести, действующую на воду. Поэтому вода не может попасть в бутылку.

Если в бутылке или в пластилине будет хотя бы маленькая дырочка, воздух сможет выходить через нее. Из-за этого его давление внутри бутылки будет падать, и вода сможет течь в нее.

«Сортировка»

Как вы думаете, возможно ли разделить перемешанные перец и соль? Если освоите этот эксперимент, то точно справитесь с этой трудной задачей!

Нам понадобятся:

- бумажное полотенце

- 1 чайная ложка (5 мл) соли

- 1 чайная ложка (5 мл) молотого перца

- ложка

- воздушный шарик

- шерстяной свитерC:\Users\СОБОЛЕВЫ\Desktop\1613678556_3-p-fon-dlya-prezentatsii-po-eksperimentirovan-3.jpg

- помощник

Подготовка:

1. Расстелите на столе бумажное полотенце.

2. Насыпьте на него соль и перец.

Начинаем научное волшебство!

1. Предложите кому-нибудь из зрителей стать вашим ассистентом.

2. Тщательно перемешайте ложкой соль и перец. Предложите помощнику попытаться отделить соль от перца.

3. Когда ваш помощник отчается их разделить, предложите ему теперь посидеть и посмотреть.

4. Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяной свитер.

5. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца. Что вы увидите?

Результат:

Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.

Объяснение:

Это еще один пример действия статического электричества. Когда вы потрёте шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику.

Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда - остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

«Гибкая вода»C:\Users\СОБОЛЕВЫ\Desktop\1613678556_3-p-fon-dlya-prezentatsii-po-eksperimentirovan-3.jpg

В предыдущих опытах вы с помощью статического электричества отделяли перец от соли. Из этого опыта вы узнаете, как статическое электричество действует на обыкновенную воду.

Нам понадобятся:

- водопроводный кран и раковина

- воздушный шарик

- шерстяной свитер

Подготовка:

Для проведения опыта выбери место, где у вас будет доступ к водопроводу. Кухня прекрасно подойдет.

Начинаем научное волшебство!

1. Объявите зрителям: "Сейчас вы увидите, как мое волшебство будет управлять водой".

2. Откройте кран, чтобы вода текла тонкой струйкой.

3. Скажите волшебные слова, призывая струю воды двигаться. Ничего не изменится; тогда извинитесь и объясните зрителям, что вам придется воспользоваться помощью своего волшебного шарика и волшебного свитера.

4. Надуйте шарик и завяжите его. Потрите шариком о свитер.

5. Снова произнесите волшебные слова, а затем поднесите шарик к струйке воды. Что будет происходить?

Результат:

Струя воды отклонится в сторону шарика.

Объяснение:

Электроны со свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе.

Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть небольшой. Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно.

C:\Users\СОБОЛЕВЫ\Desktop\1613678556_3-p-fon-dlya-prezentatsii-po-eksperimentirovan-3.jpg

Родители должны знать, что любознательность - это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка, что основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Родители могут многое сделать для развития, используя естественные ситуации (по дороге домой, дома на кухне, в магазине, купая ребенка...).

Из любого ответа вытекает очередной вопрос, который может стать следующей темой для эксперимента. В результате чего, у ребёнка развивается интерес к детским энциклопедиям, познавательной литературе, где он самостоятельно попытается найти ответы на интересующие его вопросы. Давайте не будем губить первые ростки интереса к окружающему миру, и попробуем поиграть с ребёнком в настоящих учёных. Кто знает, может через пару лет десятков лет именно ваш любознательный малыш получит Нобелевскую премию.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителейC:\Users\СОБОЛЕВЫ\Desktop\1613678556_3-p-fon-dlya-prezentatsii-po-eksperimentirovan-3.jpg

«Наблюдение как основной метод ознакомления детей

с природой»

Наблюдение – целенаправленное планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание.

Организуя наблюдения в природе,воспитатель решает в комплексе ряд задач:

-формирует у детей знания о природе;

- учит наблюдать;

- развивает наблюдательность;

-воспитывает эстетически.

Наблюдения организуются воспитателем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д.

Каждое наблюдение решает небольшую, конкретную задачу ознакомления детей с природой. Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством воспитателя формируется система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с требованиями программы, в определенной системе и последовательности развиваются их основные познавательные процессы способности. В повседневной жизни, во время наблюдений у ребят накапливается личный опыт. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать его.

Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин и т. д. На занятиях детей младшего возраста используется только наблюдения. Для того чтобы наблюдение привело к формированию правильных представлений, воспитатель должен руководить им. Руководство осуществляется путем объяснения детям цели наблюдения и постановки перед ними вопросов, направляющих их внимание на характерные особенности предмета или явления. Это внимание можно привлечь словами «посмотри», «потрогай», «послушай», «понюхай», «попробуй на вкус». В процессе наблюдений я предлагаю детям сравнивать, сопоставлять качества и свойства изучаемого предмета.

В младшей группе наблюдения должны быть кратковременны. Очень важно изучаемый предмет «приближать к детям», наблюдения связывать с действиями и радостными переживаниями.C:\Users\СОБОЛЕВЫ\Desktop\1613678556_3-p-fon-dlya-prezentatsii-po-eksperimentirovan-3.jpg

Экскурсия – это своеобразное занятие, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях – в лесу, на лугу, в саду, у водоема и т. д. Образовательное значение таких занятий очень велико, так как на них дети получают непосредственное впечатление от природы. Это обогащает чувственный опыт, воспитывает эстетические чувства дошкольников. На экскурсиях дети могут под руководством воспитателя изучать особенности растений, внешний вид и повадки животных, наблюдать сезонные изменения в жизни природы и установить некоторые связи между ними. Все это расширяет конкретные знания дошкольников, способствует росту наблюдательности, любознательности, служит основой для научного миропонимания в будущем.

Выбор места для экскурсии за пределами детского сада проводятся со средней и старшей группы.С младшей группой рекомендуется экскурсии на своем участке, наблюдения на прогулке, и только во 2 – половине года короткие экскурсии на луг, в парк. Самым важным моментом в проведении экскурсии являются наблюдения.

При организации наблюдений воспитатель должен учитывать неустойчивость внимания у некоторых детей и ставить их ближе к себе, чаще обращаться к ним с вопросами.

В процессе наблюдений у детей часто возникают вопросы. Отвечать следует только на те из них, которые связаны с непосредственными восприятиями детей. Кроме наблюдений на экскурсиях проводятся дидактические и подвижные игры. Необходимо проводить наблюдения детей и во время ежедневных прогулок, и во время их игр на воздухе. Предметами наблюдений на прогулках могут быть погода, небо, сезонные явления в жизни растений (появление цветков, листопад) и птиц. Наблюдения эти обычно кратковременны и носят эпизодический характер. В средней и старшей группах можно проводить наблюдения явлений которые протекают в течении многих дней, а иногда недель. Такие наблюдения принято называть длительными. Примерами их могут служить наблюдения за появлением листьев на ветках за развитием растения из семени, за превращением насекомых.

Длительные наблюдения занимают большое место в старшей и подготовительной группе. Почти всегда они связаны с трудом детей. Например, во время работы на огороде дети могут обнаружить на листьях капусты гусениц. Воспитатель вместе с детьми собирает гусениц, кормят листьями капусты, в течении длительного времени наблюдают, как гусеницы превращаются в куколку, а потом в бабочку.

Длительные наблюдения очень ценны и зачастую позволяют детям уловить последовательность в наступлении явлений, понять их причинную связь. Например, наблюдая за ветками деревьев и кустов, дети могут выяснить, от чего зависит появление листьев, быстрота распускания почек.Руководствуясь программой, воспитатель определяет круг знаний, которые дети должны получить за определенный период времени о неживой природе, о жизни животных и растений, труде человека. Эти знания дети приобретают в процессе наблюдений, которые воспитатель организует на прогулке. В изучаемых объектах и явлениях дети должны наблюдать самое характерное. Воспитателю нужно знать, когда это характерное наиболее ярко проявляется и именно в это время организовать наблюдения. Очень важно продолжать и развивать уже сделанные детьми наблюдения. Например:C:\Users\СОБОЛЕВЫ\Desktop\1613678556_3-p-fon-dlya-prezentatsii-po-eksperimentirovan-3.jpg

Дети замечают на цветке, маленькое насекомое. Воспитатель объясняет, что это тля вредитель для растений, который может быть уничтожен – «божьей коровкой». Воспитатель вместе с детьми находят это насекомое и сажают его в емкость вместе с растением на котором была тля. На другой день все убеждаются, что тля съедена «божьей коровкой». После этого дети очень бережно относятся к жучку.

Для развития наблюдательности очень важно приучать детей отражать свои наблюдения в речи, в рисунке. Поэтому, давая детям задание во время прогулки, надо предупреждать их, что им надо будет рассказать о своих наблюдениях или сделать рисунок. Хорошо, когда воспитатель периодически рассказывает о собственных наблюдениях, например, что он видел по дороге в детский сад. Тогда и дети начинают присматриваться к окружающему и сами рассказывают, что они видели. Все это увеличивает конкретные знания детей, способствует развитию у них наблюдательности и интереса к природе.

ПОДГОТОВКА К НАБЛЮДЕНИЮ:C:\Users\СОБОЛЕВЫ\Desktop\1613678556_3-p-fon-dlya-prezentatsii-po-eksperimentirovan-3.jpg

Прежде всего воспитатель определяет МЕСТО наблюдения в системе предстоящей работы по ознакомлению с природой, ЗАДАЧИ , которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности. Затем выбирает ОБЪЕКТ для наблюдения, который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия. Необходимо продумать и ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕТЕЙ: как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем. Следует предусмотреть и хорошее освещение объекта.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЯ:

Цель и задача должны быть поставлены чётко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребёнка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

Для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой круг знаний. Каждое наблюдение должно давать новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.

Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей.

Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.

Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы.

В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЙ:C:\Users\СОБОЛЕВЫ\Desktop\1613678556_3-p-fon-dlya-prezentatsii-po-eksperimentirovan-3.jpg

Проводя наблюдение надо учитывать 3 основных этапа:

На 1 этапе необходимо, чтобы воспитанники получили общее представление об объекте. Детям даётся время для его осмотра.

На 2 этапе воспитатель, учитывая возрастные возможности детей, использует разнообразные приёмы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей поведения и образа жизни животного, состояния растения и т. д., устанавливает необходимые связи.
На 3 этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученные знания.

Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом формируется система знаний, умений и навыков.



Предварительный просмотр:

Значение детского экспериментированияC:\Users\СОБОЛЕВЫ\Desktop\1613678556_3-p-fon-dlya-prezentatsii-po-eksperimentirovan-3.jpg

для психического развития ребенка.

Как доказал Н. Н. Поддъяков лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.

Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».

Однако долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования, поскольку не подверженные контролю, они на самом деле чреваты последствиями.

Если проанализировать образовательные программы дошкольного воспитания 60 – 70-х годов можно установить, что опираются они на принцип словесного транслирования информации от педагога к ребенку. И большинству педагогов – дошкольников даже в голову не приходило рассматривать лужу как «источник» познания: перемажутся, ноги промочат.

Таким образом, и родители, и педагоги, не осознававшие значимости данной стадии для становления личности ребенка, идут по самому простому пути: запрещают, наказывают. Этот подход к обучению лежит в основе авторитарной педагогики: взрослый (педагог, родитель) всегда знает, как нужно делать правильно, и постоянно сообщает об этом ребенку. Он требует, чтобы малыш поступал только так и лишает его права на ошибку, не позволяет ему самому открывать истины, в то время как ребенок даже не предполагает, что естественная потребность познавать может кем-то не одобряться. В основе педагогики сотрудничества – создание обстановки, в которой ребенок всё может делать самостоятельно.

К этой мысли педагоги идут с разных сторон, используя следующие идеи:

• создание развивающей среды;

• личностно-ориентированная модель построения педагогического процесса;

• природосообразное обучение;

• педагогика сотрудничества;C:\Users\СОБОЛЕВЫ\Desktop\1613678556_3-p-fon-dlya-prezentatsii-po-eksperimentirovan-3.jpg

• раскрепощение детей;

• Монтессори – педагогика;

• детское экспериментирование.

По сути, эти идеи представляют собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира. Но это, как понимал Ж. Ж. Руссо, может сделать деятельность небезопасной: «Предоставляя детям полную свободу проявлять их резвость, следует устранять от них всё, что может сделать ее чересчур убыточной, и не оставлять у них под руками ничего хрупкого и ценного … Я не знаю, видел ли кто–нибудь, чтобы ребенок, оставленный на свободе, убил или искалечил себя или причинил значительный вред, если только его не поместили неосторожно на высоком месте, не покинули одного у огня, не оставили подле него опасных орудий».

Каков же выход из положения? Выход в одном – в широком внедрении метода организованного и контролируемого детского экспериментирования - дома и в детском саду, индивидуального и коллективного, во всех видах деятельности.

Вводя соответствующие инновации в ДОУ, необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент :

• физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;

• природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;

• социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого, формы взаимодействия людей друг с другом;

• познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;

• лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т. е. экспериментирует со словами;

• личностный: узнает свои личные возможности;

• волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;

• поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

Метод детского экспериментирования не труден : он просто непривычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специальное оборудование. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.C:\Users\СОБОЛЕВЫ\Desktop\1613678556_3-p-fon-dlya-prezentatsii-po-eksperimentirovan-3.jpg

Опыты для дошкольников с объектами неживой природы (водой, воздухом, другими минералами) разрабатывал И. С. Фрейдкин. Организацией наблюдений за объектами живой природы занималась С. Н. Николаева.

Светлана Николаевна Николаева разрабатывала методики, которые позволяли педагогу выйти из привычного тоннеля вербализма (исключительно словесного обмена информацией). Ведь можно просто сообщить ребенку : бабочка похожа на цветок, чтобы обмануть своих врагов, чтобы легче от них спрятаться. А можно убедить детей в этом по-другому. В арсенале Николаевой было, например, такое пособие. Плоскость тонкого картона делилась на 2 части: одна – белая, другая цветочная, как цветочный луг. На картон помещалась бабочка, которая могла перемещаться по поверхности с помощью магнитиков. «Перелетит» бабочка на белое поле – и видна всему свету. Окажется на цветной плоскости – и сразу становится незаметной для глаза: не сразу и обнаружить. Поиграет так педагог с детьми и лишь потом спросит: как они думают, почему же бабочка в цветное «платьице» нарядилась?

В программе Н. М. Крыловой и В. Т. Ивановой «Детский сад – дом радости», в методическом пособии О. В. Дыбиной много примеров детского экспериментирования на бытовом уровне. Например, на занятиях по изобразительной деятельности детям разрешается брать любую бумагу, и если они выбрали неподходящую (например, салфетку для изготовления кораблика, им не делают замечаний и не дают советов: ребенок запомнит свойства бумаги и на следующий раз возьмет такую, какую надо.

Гораздо сложнее изменить ментальность педагогов. Им хочется, чтобы каждый раз дети все делали правильно, чтобы в итоге их деятельности конечный результат получался качественным. И тот вариант, что у ребенка в процессе деятельности ничего не получилось, кажется им совершенно не приемлемым.

Как ни странно, но эффективному использованию метода детского экспериментирования мешает позитивный фактор – хорошо разработанная методика развития речи. Очень часто после проведения работы по детскому экспериментированию на вопрос : «Что было самым трудным?», педагоги отвечают: «Молчать». Они привыкли много говорить, хорошо объяснять, давать образцы речи. Всё это было бы правильным, если бы было в педагогическом процессе доминирующим. Ведь в дошкольном возрасте мышление всё-таки является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесно, поэтому для детей гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.

Об этом хорошо сказал И. Г. Песталоцци: «Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнения в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!» А также К. А. Тимирязев: «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». И великий дидакт Я. А. Коменский: «Старательно упражняя чувства в области правильного восприятия различий, существующих между предметами, мы положим основание и для всей мудрости, и для всего мудрого красноречия, и для всех разумных жизненных действий».C:\Users\СОБОЛЕВЫ\Desktop\1613678556_3-p-fon-dlya-prezentatsii-po-eksperimentirovan-3.jpg

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что весьма перспективным на современном этапе становится использование проблемного обучения.

«Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс» (С. А. Рубинштейн).

Настало время широкого внедрения проблемного обучения и экспериментирования как метода этого обучения в практику работы дошкольных учреждений.

Исследовательская деятельность начинается в раннем возрасте и представляет собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с игрушками, частями своего тела, окружающими вещами. В ходе такого экспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению. Сначала происходит внешнее действие с предметами. По мере взросления ребенок переходит к рассуждению о связях между вещами, относит их к определенной группе, т. е. происходит внутреннее действие в эксперименте — мысленное. Детское мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому. Ребенок начинает задавать вопросы: зачем, почему, как?

Любое экспериментирование начинается с наблюдения — это первая ступенька в процессе естествознания. А выдающийся учитель-физик Анатолий Шапиро выделяет несколько таких ступенек.

Наблюдение. Вначале наблюдение происходит по просьбе воспитателя, а потом переходит в потребность для ребенка. У одних детей этот период потребности к наблюдению проходит, а у других остается на всю жизнь.

Размышление об увиденном. Дети обсуждают увиденное, выдвигают гипотезы и оценивают с точки зрения интереса и оригинальности.

Измерение, замер. Это трудный этап для детей, так как используется математика. Делается шаг от бытового уровня к профессиональному при помощи точной науки — математики.C:\Users\СОБОЛЕВЫ\Desktop\1613678556_3-p-fon-dlya-prezentatsii-po-eksperimentirovan-3.jpg

Проверка гипотез на прочность. При помощи «мозгового штурма» идет проверка гипотез. Можно предлагать и невероятные гипотезы.

Предсказание. Ребенок может пересказать, что увидел. Он может и предсказать, что мы должны увидеть, и объяснить, почему это произойдет.

Последние ступеньки трудны для ребенка, но отдельные дети легко с этим справляются.

В исследовательской деятельности можно выделить следующие этапы:

1. Возникновение проблемы.

2. Выдвижение гипотез (предположений).

3. Опыт (практическая деятельность по проверке предположений).

4. Выводы (установление связей).

Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям:

• максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними;

• безотказность действия приборов и правил обращения с ними;

• показ только существенных сторон явления или процесса;

• отчетливая видимость изучаемого явления;

• возможность участия ребенка в повторном эксперименте.

Чем отличаются результаты продуктивной, исследовательской деятельности и сюжетно-ролевой игры?

В этих видах детской деятельности есть сходство. В продуктивной и исследовательской деятельности получают готовый продукт, в исследовательской и игровой устанавливают отношения.

При организации опытно-экспериментальной деятельности педагогам необходимо соблюдать следующие методические рекомендации:C:\Users\СОБОЛЕВЫ\Desktop\1613678556_3-p-fon-dlya-prezentatsii-po-eksperimentirovan-3.jpg

1. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения или трудовой деятельности.

2. Цель и задачи эксперимента должны быть ясны детям.

3. При проведении опыта нельзя наносить ущерб окружающей природе.

4. Подводить детей в процессе опыта к самостоятельным выводам.

5. Обеспечить детям безопасные условия для проведения опыта.

6. Применять полученные знания в продуктивной деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...