Внедрение зеленых аксиом в дошкольном возрасте
статья по окружающему миру
Применение зеленых аксиом в дошкольном возрасте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnedrenie_zelenyh_aksiom_v_doshkolnom_vozraste.docx | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Внедрение зеленых аксиом в дошкольном возрасте
Т.И. Варвянская
МБОУ Новосибирского района, Новосибирской области, «Новолуговская средняя школа №57», воспитатель высшей квалификационной категории
Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский неоднократно отмечал, что природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать её красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства.
Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред.
С ранних лет своей жизни ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир, формировать определенное мнение и отношение к людям. В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя.
Задача взрослых состоит не только в том, чтобы изучить природу и рассказать о ней ребёнку, а постараться, чтобы эти идеи устойчивого развития вошли в сознание ребёнка, чтобы у детей сложилось мировоззрение, которое будет определять их поведение в дальнейшем. Каждый ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать, как можно больше тайн живой и неживой природы.
Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи:
1. Дать первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, сформировать начальные знания о растениях, животных и природных явлениях.
2. Развивать сенсорные навыки: выделять, различать и называть свойства предметов и материалов, воспринимаемых разными анализаторами.
3. Формировать осознанное отношение к природе, людям, охраняющим и созидающим её, а также отношение к себе как к части природы.
4. Развивать эмоционально-доброжелательное отношение в процессе общения с живыми объектами, умение правильно взаимодействовать с природой, интерес к окружающему миру.
В своей работе выделяю следующие концепции устойчивого развития:
- Понимание ценности природы не только как среды обитания, но и как глобального фактора на планете;
- Осознание ребенком себя, как части природы;
- Понимание того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать, в природе все взаимосвязано;
- Осознание взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
- Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
В своей педагогической деятельности я прививаю экологическую культуру через формы организации экологического образования детей:
• Непосредственно образовательная деятельность (Образовательные области «Познание», «Труд», «Художественное творчество», «Социализация», «Музыка», «Безопасность», «Здоровье». «Коммуникация»; «Чтение художественной литературы», «Физическая культура» и их интеграция), дидактические игры, создание педагогических ситуаций, наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения и другое.
Например, на занятии по художественному творчеству, ставлю перед детьми проблему экологического характера, при решении которой, у детей формируются представления о неблагоприятных последствиях для природы от человеческой деятельности (от нефти, мусора - портится вода, погибают морские животные). При этом у детей формируется бережное отношение к объектам природы, расширяется кругозор, закрепляются знания об обитателях подводного мира.
• Совместная деятельность воспитателя с ребёнком (целевые прогулки, экскурсии в природу; обсуждение с детьми правил безопасного поведения в природе: «Дикие животные: друзья или враги? », «Чем опасны грибы?», «Правила друзей природы», «Верни природе чистоту»; эвристические беседы, в ходе которых дети получают возможность доказывать свои суждения, используя накопленный опыт; посильный труд в природе, поисково-исследовательская и проектная деятельность и т.д.
• Самостоятельная деятельность детей в экологической развивающей среде (ведение и заполнение уголка наблюдений за природой, рассматривание книг, картинок, альбомов, передача природных явлений в рисунке, лепке, аппликации, настольно-печатные игры, театрализованные игры, детская деятельность в уголке экспериментирования, уход за комнатными растениями, наблюдение за сезонными изменениями и др.)
В своей работе по экологическому образованию использую следующие методы и приёмы: метод наблюдения с подключением различных анализаторов, опыты и эксперименты, проблемные ситуации или проведение опытов, позволяющих «открыть новое знание»; словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы – описание, практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы), игровые методы, практическая работа и поисковая деятельность; метод проектов.
В жизни детей дошкольного возраста, а особенно младшего дошкольного возраста, основным практическим методом является игра.
В своей работе использую:
- дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Найди и назови», «Угадай по описанию», «Что изменилось?»;
- предметные игры: «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету» и другие;
- словесные игры: «Назови, кто летает, бегает, прыгает?», «Когда это бывает?», «Нужно - не нужно» и другие;
- подвижные игры экологического характера: «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик» и другие;
- игры-путешествия: «Путешествие в сказочный лес, «В гости к зайке» и др.
- строительные игры с природным материалом.
Становление у дошкольников начал экологической культуры выявляю с помощью мониторинга (2 раза в год). Из данных полученных при мониторинге видно, что у детей формируется эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними, развивается интерес к родному краю, формируются представления об экологических проблемах родного села.
В заключение хочется отметить, что формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним. Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколениям младшему в виде нравственных понятий. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умение индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности в рамках внедрения ФГОС дошкольного образования
Данная работа направлена на формирование общечеловеческих ценностей, на развитие духовно-нравственного воспитания, уважения и интерес к культуре, к женщине, матери, будущего поколения...
презентация Формирование финансовой культуры детей дошкольного возраста посредством внедрения дополнительной образовательной программы «Маленькие финансисты» в воспитательно-образовательный процесс дошкольных групп
laquo;…Мы сегодня присутствуем на важном событии. Мы перешли на следующий наш этап развития отношений с Центральным банком, а именно: мы подписали соглашение, направленное на повышение финансо...
Конспект интегрированного занятия по ПДД «Красный, жёлтый, зеленый.» для детей дошкольного возраста
Конспект интегрированного занятия по ПДД «Красный, жёлтый, зеленый.» для детей дошкольного возраста...
Статья "Деятельностный подход при освоении зеленых аксиом детьми дошкольного возраста в ЭО УР"
Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, требующих активности ребенка в разных видах деятельности.Поэтому так востребован деятельностны...
Экологическое образование для устойчивого развития через освоение "Зеленых аксиом" в ДОУ
Статья посвящена проблеме понимания дошкольниками нравственных императивов устойчивого развития Н.Н. Моисеева и их принятия на уровне ценностно-смысловых установок деятельности. Предлагается логика фо...
Сценарий спортивного развлечения по правилам дорожного движения "Зеленый огонек" (старший дошкольный возраст)
Сценарий спортивного развлечения по правилам дрожного движения....
Внедрение зелёных аксиом в дошкольном возрасте
Концепции устойчивого развития применяемые в дошкольном учреждении.vПонимание ценности природы не только как среды обитания, но и как глобального фактора на планете;vОсознание ребенком себя, как части...