Проект «Быт, обычаи и традиции в древней Руси»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Могилевец Светлана Петровна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_byt_i_traditsii_v_drevney_rusi.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Быт, обычаи и традиции в древней Руси»

 Вид проекта: Долгосрочный (на весь 2021 -2022 учебный год: с сентября по май), групповой, информационно-творческий.

Участники: Воспитанники подготовительной группы  совместно с музыкальным руководителем  и родителями.

Актуальность

Старинная пословица гласит: « Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Ведь без знаний традиций, обычаев русского народа, невозможно воспитать полноценного человека.  Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и его обычаи , традиции. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору . Фольклор  вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они  вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них  заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.  Игры были  непременным элементом народных обрядовых праздников.   Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Цель проекта: Формирование общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культурному наследию народов России.

Задачи:

- Пробудить интерес к истории и культуре России.

- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

- Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.

- Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.

- Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.

- Воспитывать интерес  и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм

Содержание работы:

 

1.«Милости просим, гости дорогие

 Русская изба и её внутреннее убранство.

2.«Стоит в поле теремок» Пословицы, поговорки, прибаутки о русском народном быте и  гостеприимстве. Загадывание загадок о  предметах крестьянского труда и быта.

3.«Чудесный сундучок» Домашняя утварь и посуда. Предметы быта русской семьи: клеть, сито, квашонка; лавки, полати; красный угол: иконы, рушники, лампады, грядка или посудник; сундук, прялка; посуда: самовар, братина, ладья, чарки, кузовки, лукошки, сундук и т.п.

4.«Самовар Иван Иваныч» Знакомство детей с самоваром, с историко-культурными традициями русского народа – чаепитием, технологией приготовления чая, сервировкой стола.

5.« Щи да каша-пища наша» Праздничные, традиционные, ритуальные блюда. Гостеприимство и хлебосольство русских. Русская традиция: встреча гостей хлебом и солью (со случайного прохожего за хлеб, соль денег не брали).

6.«Хлеб - всему голова» Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.

7.«Ходит сон по лавочке в голубой рубашечке»  Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и  колыбельными песнями. Учить детей петь колыбельные песни задушевно, ласково, с теплотой. Обратить внимание на протяжность, напевность мелодии.

8«Водичка, водичка умой мое личико»  Разучивание потешек. Жанровое разнообразие: о материнской ласке, частях тела, явлениях природы, о животных, культурно-гигиенических навыках. Учить эмоционально и к месту произносить, использовать в повседневной жизни.

9.«Молодец в кафтане, девушка в сарафане» История создания национальных костюмов: внешний вид, изготовление, назначение, отношение к одежде. Повседневная и праздничная; сельская и городская. Учить детей видеть специфику национального характера, эстетические  пристрастия народа в покрое, декоре, функциональности ношения народного костюма. Расширять словарь детей названиями одежды, её элементов. Русская женская одежда: сарафан, «душегрея», «шушун или телогрея», «шубка», передник, понева, рубаха. Обувь: лапти, чуни, валенки, сапоги.

Русская мужская одежда: подпоясанная рубаха (косоворотка), обязательно пояс, порты; зимняя: кафтан, зипун, свиток, армяк, тулуп, обязательно подпоясанные кушаком.

10. «Крестьянская игрушка» Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой. Народная игрушка: яркость, красота, история возникновения.

11.«Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны» Понедельник - встреча (разучивание зазывалок, дразнилок, изготовление соломенной куклы-Масленицы). Вторник - заигрыши (сооружение снежных гор, крепостей). Среда - лакомка (катание с гор на санях, приглашение на блины). Четверг - широкий, разгуляй (катания на санях, взятие снежных городков, ряженые. Пятница - тёщины вечёрки (загадки, сказки о блинах, рецепты и изготовление блинов. Суббота - золовкины посиделки (песни, пляски, хороводы). Воскресенье -– прощёный день, проводы Масленицы (сжигание чучела, прощение и целование друг друга).

12.«Русские народные сказки» Жанровое разнообразие сказок: волшебные, бытовые, сатирические, о природе, животных.

13.«Чудо-чудное, диво - дивное» Русское народное декоративное творчество: хохломская, городецкая, жостовская, гжельская, дымковская роспись..

14.«Богатырями славится Русь-матушка» Русские богатыри.

Планируемые результаты.

Воспитанники должны знать и понимать:

- основные праздники народного календаря;

- заклички, песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, частушки,

- историю русского народного костюма, головных уборов

уметь:

- исполнять русские народные песни

- выразительно декламировать;

- рассказывать о народных праздниках и календарных приметах.

- играть в народные игры и водить хороводы;

- работать в коллективе и подчиняться общим правилам;

применять:

 -использовать в активной речи  потешки, считалки, загадки.

 -использовать в повседневной жизни русские народные игры.

 -использовать атрибуты  русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

 

Итоги проекта:

Дети:

- Участие в  фольклорных  досугах,  викторинах, участие конкурсе «Чтение потешек»,   олимпиадах, открытых НОД

Воспитатели:

- макет «Русская изба»;  

- мини – музей «Печка – матушка»

- методические материалы: картотека дидактических игр, альбомы «Художественное слово: стихи, загадки, поговорки, пословицы», «Предметы русского быта», «Иллюстрации к русским народным сказкам», презентации «Русская изба»,  «Путешествие в прошлое», конспект беседы «Как люди жили на Руси», конспекты занятий: лепка «Посуда наших прабабушек и прадедушек», рисование «Расписываем прялку», «Украсим рушник», «Как на Руси строили избы», «История русской одежды», «Жизнь и быт людей на Руси»

Родители:

1) оформленный родителями и детьми альбом «Что мы узнали от родителей о предметах русского быта», в который войдут мини-исследования ребят на заданную тему:

-«Что такое лучина?», «Что такое кадка?», «Что такое люлька?», «Что такое ухват?», «Что такое лавка?», «Что такое рушник?», «Что такое прялка?», «Что такое лапти?»,  «Что такое самовар?», «Что такое сундук?»,  «Что такое кочерга?», «Что такое горница?»,  «Что такое ступа?»,  «Что такое лохань?».

  Список используемой литературы

  1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  2. О.Л.Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СП.: Детство-Пресс,2004.
  3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост.Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  4. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  6. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная гостиная "Природа и музыка". Связь традиций древней Руси и современности. (музыкально-литературная композиция (стихи автора)

Формирование  навыков коллективной творческой деятельности педагогов, развитие интереса к  классической музыке, создание условий для творческого общения....

Календарно-тематическое планирование по теме: "Народные обычаи и традиции на Руси" (средняя гр.)

Календарно- тематическое планирование помогает организовать образовательную и досуговую деятельность с детьми и их родителями в рамках тематической недели. Также помогает выстроить план взаимодействия...

Традиции и обычаи древней Руси.

Объектом изучения в этом проекте являются традиционные семейные устои, праздники....

Традиции и обычии Древней Руси.

Объектом изучения в этом проекте являются традиционные семейные устои, праздники....

Реализация проекта "Народные обычаи и традиции на Руси"

Изминение предметно - пространственной среды в соответствии с темой недели.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"27292088","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media...

Проект " Традиции и обычаи древней Руси"

Традиции и обычаи древней Руси.Цель проекта: Найти и изучить сведения об обычаях и традициях праздников русского народа. Через изучение Русских традиций и обычаев,  узнать о  своей куль...