НОД "Насекомы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Расширение и закрепление знаний детей о насекомых.
Задачи:
Образовательные:
- расширить и закрепить знания детей.
Воспитательные:
- воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
Развивающие:
- развивать зрительную и слуховую память.
-активизировать, обогащать словарный запас детей по теме. Развивать связную речь. Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы. Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку. Развивать общую моторику, координацию. Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.
Оборудование: презентация на тему «Польза и вред насекомых»; мольберт; знаки польза и вред насекомых; клей; карандаши; аудиозапись звуков насекомых в саду, стихотворение; картинки: кузнечик, бабочки, шмеля.
Методические приемы:
- словесный метод (вопросы к детям, уточнение, поощрение);
- наглядно – демонстративный метод( раздаточный материал, бумажные знаки);
- игровой метод (задания);
- практический метод ( изготовление знаков , изготовление калажа)
Словарная работа:
Существительные:
Жук, пчела, муха, бабочка, муравей, кузнечик, комар, стрекоза, панцирь, лапки, брюшко, усики, крылья, хоботок, пыльца, спинка, жало;
Прилагательные:
Полезные, вредные, шестилапые, красивая, пестрая, разноцветная, надоедливая, работящий, быстрый, прожорливая, большеглазая;
Глаголы:
Ллетает, жужжит, жалит, кусает, собирает, звенит, пищит, прыгает, плавает, опыляет, охраняет, откладывают, засыпают.
Предварительная работа:
Беседы о насекомых; рассматривание картинок с изображением насекомых; чтение произведений с героями насекомыми; заучивание песни В. Шаинский «В траве сидел кузнечик»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_nasekomye.docx | 36.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 75 г. Челябинска»
454010, г. Челябинск, ул. Дзержинского 83-б, тел: 8(351)734-24-88, E-mail: madouds75@yandex.ru
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию
Тема: «Польза и вред насекомых»
для детей старшего дошкольного возраста
в подготовительной к школе группе
Выполнила: Гизатуллина Я.П.
Воспитатель группы 2/6
Челябинск 2023
Цель: Расширение и закрепление знаний детей о насекомых.
Задачи:
Образовательные:
- расширить и закрепить знания детей.
Воспитательные:
- воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
Развивающие:
- развивать зрительную и слуховую память.
-активизировать, обогащать словарный запас детей по теме. Развивать связную речь. Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы. Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку. Развивать общую моторику, координацию. Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.
Оборудование: презентация на тему «Польза и вред насекомых»; мольберт; знаки польза и вред насекомых; клей; карандаши; аудиозапись звуков насекомых в саду, стихотворение; картинки: кузнечик, бабочки, шмеля.
Методические приемы:
- словесный метод (вопросы к детям, уточнение, поощрение);
- наглядно – демонстративный метод( раздаточный материал, бумажные знаки);
- игровой метод (задания);
- практический метод ( изготовление знаков , изготовление калажа)
Словарная работа:
Существительные:
Жук, пчела, муха, бабочка, муравей, кузнечик, комар, стрекоза, панцирь, лапки, брюшко, усики, крылья, хоботок, пыльца, спинка, жало;
Прилагательные:
Полезные, вредные, шестилапые, красивая, пестрая, разноцветная, надоедливая, работящий, быстрый, прожорливая, большеглазая;
Глаголы:
Ллетает, жужжит, жалит, кусает, собирает, звенит, пищит, прыгает, плавает, опыляет, охраняет, откладывают, засыпают.
Предварительная работа:
Беседы о насекомых; рассматривание картинок с изображением насекомых; чтение произведений с героями насекомыми; заучивание песни В. Шаинский «В траве сидел кузнечик»
Ход образовательной деятельности
Дети сидят полукругом на стульях
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с гостями.
Звучит аудиозапись звуков насекомых в лесу.
Воспитатель: представим себе, что мы с вами находимся в цветущем саду. И почувствуем свежий воздух.
Воспитатель: Нам с вами сегодня продеться много потрудиться и давайте мы все вместе поиграем с нашим язычком.
Артикуляционная гимнастика
Наступил солнечный денёк. Язычок проснулся рано | рот открыть, медленно вытягивать язык к подбородку |
Он взял с собой ведерко, | чашечка |
Грабли | пропускать язык сквозь зуб |
Лопату и отправились в сад, | лопатка |
В саду было много работы , взяв грабли, язык стал аккуратно сгребать засохшую траву | Пропускать язык между зубами , назад- вперед |
Потом язычок взял лопату и стал перекапывать землю | Упираемся языком то в одну щеку то в другую |
Обрадовался язычок, что теперь в саду стало чисто и красиво. Вдруг он услышал, что кто-то жужжит в стороне. Это была пчела | Звукоподражание |
Пчелка кружилась то у одного цветка то у другого | Облизывать губы, то в одну сторону , то в другую |
Еще где-то слышалась песенка комара. Под вечер язычок заметил, заметил, что в саду стали просыпаться кузнечики. | Звукоподражание |
Они сидели в траве и громко стрекотали | Звукоподражание |
Солнышко медленно опускалось за верхушки деревьев, и в саду становилось темнее | Открыть широко рот и медленно закрывать |
Язычок прилег на качели и не заметил как задремал | качели |
Ночью около язычка кружилось много светлячков, которые охраняли чудесный сад | Облизывать губы |
Основная часть
Воспитатель: А теперь давайте с вами пересядем за столы на свои места.
На лугу трещит кузнечик
В небе бабочка парит
На цветке мохнатый, громкий,
Полосатый шмель жужжит,
Насекомые летают, скачут, ползают, парят,
Красотой нас удивляют,
Пользу также принося!
Воспитатель: О ком говорилось в стихотворении?
Воспитатель: перечислите какие насекомые встречаются в стихотворении?
Воспитатель: Правильно! Стрекозы, бабочки, мухи, жуки, кузнечики, пчелы – все это насекомые. Ребята вы хотите больше узнать про наших насекомых?. Они все разные но все они имеют два одинаковых признака.
СЛАЙД 2
- Первый признак – это наличие шести лап.
СЛАЙД 3
- Второй признак – это присутствие на теле насекомого насечки, то есть можно выделить на теле насекомого три части: голова, грудка и брюшко.
Воспитатель: Насекомые населяют всю нашу планету Земля – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. И каждый из насекомых несет пользу или вред.
СЛАЙД 4
- Пчёлы и бабочки опыляют растения.
СЛАЙД 5
- Термиты и муравьи – участвуют в почвообразовании (ребята, а что значит почвообразования?), они устраивают целые лабиринты под землей, разрыхляют почву.
СЛАЙД 6
- Насекомых едят птицы.
СЛАЙД 7
- Некоторые виды насекомых являются вредителями – саранча уничтожает огромные площади урожая.
СЛАЙД 8
- Клопы являются паразитами животных и человека.
СЛАЙД 9
- Насекомые могут быть, как и вредителями, так и помощниками.
Воспитатель: мы с вами узнали несколько фактов о насекомых. А теперь давайте отгадаем с вами загадки и посмотрим сколько насекомых вы знаете?
СЛАЙД 10
1.Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Туи уж вдоволь нажужжусь. (жук)
СЛАЙД 11
2.Шевелись у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
СЛАЙД 12
3. В полосатом платьице
На лугу летает.
Мохнатыми лапками
Пыльцу собирает. (пчела)
СЛАЙД 13
4. Я по потолку ползу
Никогда не упаду,
Лапки чищу я всегда
Там присоски у меня. (муха)
СЛАЙД 14
5. Зелёная пружинка
Живет в траве густой.
С травинки на травинку
Он скачет день- деньской. (кузнечик)
СЛАЙД 15
6. Я летаю, как хочу
Боком, взад, вперед лечу.
Есть огромные глаза
Я летунья - …(стрекоза)
СЛАЙД 16
7. Этот малыш, сильнее слона
Веточки носит он без труда. (муравей)
СЛАЙД 17
8. Надо мною он кружит
И пищит, пищит, пищит. (комар)
Воспитатель: Какие молодцы, все загадки отгадали.
А знаете ли вы, что есть разновидность комаров и вот с одни из них, я хочу вас познакомить.
СЛАЙД 18
Воспитатель: Звонцы — мелкие (до 12 мм) нежные комары с очень тонкими и длинными ногами, особенно передними. Звонцы появляются обыкновенно в больших количествах, образуя иногда целые тучи или колонны, которые то поднимаются, то опускаются в воздухе. Когда звонцы сидят, то держат передние ноги кверху и постоянно дёргают ими.
В простонародье их называют «Огуречники» и по народной примете они предвестники тепла. И появляются как правила в начале мая и живут около 10 дней.
Воспитатель: Ребята мы с вами разговариваем, собака лает, коровы мычит, а как же звучат насекомые
Игра «Угадай кто?»
Стрекочет (кто?) – кузнечик
Звенит (кто?) – комар
Жужжит (кто?) – жук
А кто еще жужжит – пчела, шмель, оса
Воспитатель: Молодцы! Неужели вы, правда, все знаете про насекомых.
А теперь давайте с вами встанем задвинем стульчики и немного разомнемся.
Физминутка «Сороконожка»
Шла сороконожка По сухой дорожке. | дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня |
Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! | дети останавливаются и приседают. |
- Ой, промокнут сорок лап! Насморк мне не нужен | дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи |
Обойду я лужи! Грязи в дом не принесу | дети останавливаются, трясут одной ногой |
Каждой лапкой потрясу! | трясут другой ногой |
И потопаю потом - Ой, какой от лапок гром! | дети топают ногами |
Воспитатель: А сейчас, ребята, успокойтесь, сосредоточьтесь и послушайте рассказ – небылицу:
Жили-были две бабочки-подружки. Неразлучными подружками они были – вместе прыгали с цветка на цветок, любили гулять под дождем, а ближе к осени, как перелетные птицы, отправлялись на юг. Но вот, однажды, одна из них заболела, и подружка решила принести ей муху, чтобы та подкрепилась ею и выздоровела. Бабочка полакомилась мухой и выздоровела.
Воспитатель: Дети, что не так в этом рассказе? Найдите ошибки.
Предполагаемые ответы детей:
- Бабочки не прыгают, а летают
- Не любят летать под дождем
- Бабочки впадают в спячку.
- Бабочки не питаются мухами.
Воспитатель: Молодцы! Вы внимательны.
Воспитатель: А теперь давайте, найдем положительные и отрицательные качества насекомых, и будем крепить их на доску. С левой стороны отрицательные качества, с правой положительные качества.
«положительные » | «отрицательные » |
Насекомые опыляют растения, иначе не будет плодов и цветов. | Насекомые могут укусить человека, ужалить. (пчела, оса) |
Насекомые дают мед. | Поедают урожай. (саранча) |
Тутовый Шелкопряд дает шелк. | Мешают отдыхать на природе. (комары, оводы) |
Насекомые красивые, люди любуются ими. | Могут быть переносчиками болезней |
Некоторые насекомые уничтожают вредителей садов и огородов. Сохраняют урожай. Божья коровка уничтожает тлю. | Портят уничтожают одежду человека (моль). |
Воспитатель: Какие же вы молодцы, смогли сами разделить качество насекомых на положительные и отрицательные.
СЛАЙД 19
рефлексия: Что нового мы с вами сегодня узнали?
С каким насекомым мы сегодня с вами познакомились?
Какие особенности насекомых вы сегодня запомнили?
Воспитатель: На столе у вас лежат знаки, с красной линией, и зеленной. Давайте каждый из вас нарисует один и качеств насекомых. С красной линией плохие качества, а с зеленной хорошие. После того как нарисуем качества насекомых по одному будем подходить к мольберту и приклеивать каждый признак на нужную сторону.
Занятие закончено.