экологическое воспитание в ДОУ
консультация по окружающему миру (средняя группа)

Любовь к природе начинается со знания о ней

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_v_dou.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. К сохранности природы на планете, необходимо привлекать и подрастающее поколение. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений, ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.

Целью экологического воспитания детей дошкольного возраста, является  формирование положительного отношения к природе, воспитание  защитников природы, формирование экологических знаний.

задачи:

  • Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
  • Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
  • Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

Успешной реализации задач экологического образования способствует экологизация развивающей среды детского сада с точки зрения создания условий для познавательного, эколого-эстетического развития и оздоровления ребёнка. Среда, отвечающая федеральным государственным требованиям дошкольного образования.

Для организации работы по экологическому воспитанию в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных - соответствующая эколого-развивающая среда.  

Эколого-развивающая среда, должна соответствовать следующим требованиям: предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой.

В каждой возрастной группе организованы центры природы. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками.  Кроме постоянных растений находятся временные объекты природы, например мини-город на окне - лук, чеснок, овес и другие  культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года.

В каждом центре природы есть два функциональных места - для выполнения трудовых операций и для экспериментирования.

В группах  оборудованы  мини-лаборатории начиная с раннего возраста для детского экспериментирования. Здесь малыши под руководством воспитателя проводят опыты с различными объектами живой и неживой природы, наглядно знакомятся со свойствами и качествами материалов. Работа в мини-лаборатории позволяет детям самостоятельно проводить опыты, научиться обобщать, делать выводы. Нужно постоянно пополнять экологическую библиотеку и медиатеку детского сада. Здесь находятся книги о природе, альбомы с фотографиями и иллюстрациями, записи с записями голосов животных, звуков природы, обучающие презентации о природе. Здесь же находится различные тематические папки о родном крае. Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению.    

Особое внимание уделяется организации экологического пространства на территории детского сада.

На участке ДОУ высажены разнообразные породы деревьев, так как зеленый щит создает благоприятную среду, защищает от пыли, уменьшает попадание на территорию выхлопных газов, увеличивает процент кислорода в составе воздуха, делает его умеренно влажным. Кроме того, разнообразные растения интересны в познавательном плане и полезны в оздоровительном. Дети могут познакомиться с особенностями роста растений нашего региона, приобщиться к труду на земле, применять свои знания на практике. В озеленении территории детского сада большую помощь оказали родители. Создана "Метеоплощадка- лаборатория Лунтика", оборудованы цветники и огород.

Огород традиционен для дошкольного учреждения, так как он выполняет  функцию в экологическом воспитании детей. Дети не только наблюдают за ростом растений, но и принимают участие в посадке и уходе за ними.  

На территории детского сада создана экологическая тропа. Это экологичесая зона позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу в летний период.  

На всей территории детского сада расположены цветники , чтобы учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. Цветники расположены по всему периметру детского сада: при входе на территорию (бордюры, клумбы, газоны); на каждом групповом участке, чтобы дети видели, как растут цветы, ухаживали за ними и собирали семена, украшали ими свое помещение; на свободных местах газона, особенно тех, которые видны из окон, чтобы дети имели возможность наблюдать цветущий пейзаж. В цветниках представлены различные неприхотливые однолетние и многолетние растения.

         На территории детского сада создали опытно-экспериментальную зону: метеоплощадка, оборудованная различными  флюгерами, ветряным рукавом, осадкомером, солнечными и песочными  часами, компасом, календарем природы; птичья столовая и цветники.

Под опытно-экспериментальной зоной природы мы понимаем специально оборудованную территорию  детского сада для самостоятельной деятельности детей, направленную на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность. Опытно-экспериментальная  зона создается для развития у детей интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время опытно-экспериментальная  зона это база для специфической игровой деятельности ребенка. Отправной точкой для самостоятельной деятельности детей в  опытно-экспериментальной  зоне природы являются сведения, полученные ими на занятиях. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебно-познавательное и игровое-занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Таким образом, создание стационарной эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически заботиться о природе.

Ведь именно в дошкольном  возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает. Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. А это невозможно без создания в детском саду единого эколого-развивающего пространства.

        Жизнь ДОУ проходит в условиях открытости, содружества педагогов, обслуживающего персонала, родителей. Работа с родителями воспитанников  переходит от педагогического общения к активному их включению в образовательный процесс через различные формы  взаимодействия.

Для выявления отношения родителей  к экологическому воспитанию детей было проведено анкетирование. Анализ анкет показал, что родители воспринимают природу только как место отдыха, не жизненно важный фактор в воспитании ребенка.

Родителей привлекали к совместному творчеству различных поделок, изготовление кормушек для птиц, декоративно-игрового оборудования для оформления  прогулочных участков в разных возрастных группах.

Педагогами периодически велась пропаганда  по экологическому  воспитанию и оздоровлению в форме консультаций: «Экология детям», «Учимся наблюдать за имениями в природе круглый год», «Игры в природе» и.п.

Все то, что было достигнуто и создано в Год экологии, будет включено в систему и активно использоваться в воспитательно - образовательном процессе и в повседневной жизни детей детского сада. Мы, в свою очередь,  на достигнутом не останавливаемся и будем продолжать работу в данном направлении.

Любовь к природе начинается со знания о ней, и мы надеемся, что воспитывая у дошкольников гуманное отношение ко всему живому и неживому, мы поможем сохранить нашу планету в будущем.     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...