"Экологическое воспитание в детском саду"
учебно-методический материал по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Д. И. Горбунова
пгт. Талакан муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 4 «Лесовичок»
"ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ".
Все начинается с семьи:
И радости, и беды,
И заблуждения твои,
И первые победы.
Валентина Хромова
Семья, как основной элемент общества, была и остается хранительницей человеческих ценностей. В семье проходит большая часть жизни человека. Для каждого ее члена – это определенное жизненное пространство, целая экологическая микросистема, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, развивать, реализовать себя и одновременно находится в тесной связи со всеми членами семьи.
Ребенок появляется на свет полностью беспомощным. Родители начинают приучать свое крохотное существо жить в окружающем мире. С каждым годом мир детей расширяется, делается разнообразнее. Это не только дом, в котором живет ребенок, это – двор, сад, парк, город, село, речка, поле, т. е. среда обитания людей. Как ребенок поведет себя в окружающем его мире? Это во многом зависит от нас, взрослых, от экологического воспитания в семье.
Все нарастающие в мире экологические проблемы побуждают к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Непрерывное экологическое образование – это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету! Нужны разумная организация и управление. И понимать это надо с детства.
Основной целью экологического воспитания в современной семье является формирование культуры поведения и социальной ответственности своих детей за природу, которая в свою очередь является сама неиссякаемым источником воспитания через ее многообразие и красоту. Именно красота природы в любом уголке нашей планеты, где живет человек, рождает в нем чувство любви к Родине, своему дому, матери, людям.
В настоящее время непростительно мало внимания уделяется семейному экологическому воспитанию. Экологическим воспитанием должны заниматься родители ребенка в первую очередь. В образовательной системе России функцию воспитания традиционно «доверяют» детскому саду, школе, точнее на педагогов взваливают груз воспитания детей, в том числе и экологического. Экологическим воспитанием в современном обществе более качественно и грамотно могут и должны в первую очередь заниматься родители, а образовательные учреждения могут и должны быть организующим началом массовой повседневной деятельности в области непрерывного воспитания экологической культуры, формирования экологической грамотности и экологических ценностей семей и общества.
Тяга к прекрасному появляется уже в детстве. Малыш увидел ромашку и тянет ручки к ней, а мама уже спешит сорвать цветок. Попробуйте терпеливо и спокойно дать понять ребенку, что рвать цветы нельзя, что не всякое желание малыша может быть выполнено - здесь-то и надо быть настойчивым. Поступите вы иначе – у ребенка будет формироваться потребительское отношение к миру и окружающей его природной среде. Семья имеет свои особенности и, благодаря своей социальной сущности, вырабатывает оценочные установки, которые проявляются в последующие годы. Необходимо, чтобы природа и ее объекты входили в круг семейных интересов, а забота о живых организмах - в семейные отношения. Когда животные становятся членами семьи, а выращиваемые растения семейной гордостью, тогда и формируется отношение ко всему живому. Дети вырастают отзывчивыми, доброжелательными в тех семьях, где есть животные и растения, и равнодушными, эгоистичными - в семьях, где проявляется неприязнь к природе.
На формирование экологического сознания детей оказывает большее влияние мировоззрение старшего поколения в семье. Семья является той почвой, благодатной средой на которую падают семена экологического воспитания и образования. Нам видится, что проектирование работы с семьей объединит наши усилия в создании дружественной экологической образовательной среды, где счастливо будут расти наши дети.
В своей статье я бы хотела поделиться с педагогами работой нашего детского сада с родителями по экологическому воспитанию детей.
Свою работу мы начинаем с анкетирования родителей, где предлагаем им ответить на вопросы, ответы на которые помогают выявить уровень увлечения взрослых и детей, обозначить проблемы, которые их интересуют. Что также помогает выстраивать схему нашей работы с родителями по экологическому воспитанию детей.
Далее предлагаю вам некоторые формы работы с родителями, которые и активно применяем в своей практической деятельности:
- Информационно-просветительская работа с родителями по экологическому воспитанию.
Экологическому просвещению родителей способствует оформление экологического уголка в каждой группе детского сада, включающего в себя несколько рубрик (экологические события в стране, регионе…, эколого-оздоровительная работа с детьми, мероприятия, проводимые в детском саду акции: «Помогите синицам», «Они остались зимовать, мы им будем помогать», музыка и природа…), данный материал постоянно обновляется.
Проводим не традиционные родительские собрания экологической направленности в форме конференций, круглых столов, викторины и КВНов: «Поле чудес», «Зов джунглей», «Я и природа» и др.);
Консультации на экологическую тематику, предлагаем начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Здесь важно напомнить родителям: прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители вначале прочитали ее. Воспитатель беседует с родителями, дает им конкретные советы, рекомендует вместе с детьми дома сделать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие-то телевизионные передачи и т. д. Важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные буклеты и памятки.
Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно), сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Поэтому мы предлагаем в родительских уголках такую форму работы как:
Серия наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката... И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами — одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».
– Участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;
Установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми помогают досуговые формы организации общения. Традиционным и важным для всех участников пед. процесса нашего детского сада является участие родителей в театрализованных играх экологического содержания, в которых родители и дети являются равноправными участниками «Праздник урожая», «Мисс Осень», «День птиц», «Цветочные сны», «Путешествие к Старичку-Лесовичку».
Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях экологической направленности, помогает участие в акциях «Чистый двор – чистая планета», «Умный взгляд на мусор», «Берегиня», «Покормите птиц зимой». Родители с удовольствием мастерят с детьми дома кормушки.
– Тематические конкурсы, выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет…(«Лучший домик для птиц», «Мой домашний любимец», «Лучший осенний букет», «Корм для разных птиц», «Разноцветные бабочки», «Зеленая планета» «Букет зимы суровой», «Дары осени», «Это поможет природе»)
Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.
Игра – основной вид деятельности дошкольника. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. Одним из педагогов, работающих по этой проблеме, является Т.С. Комарова, которая отмечала, что игры, направленные на экологическое воспитание, а это:
- игры по ознакомлению с флорой и фауной («Съедобный грибок положи в кузовок», «Угадай на вкус», «Птицы, рыбы, звери»);
- игры по ознакомлению с окружающей средой (неживой природой) («Солнышко и дождик»; «Земля, вода, огонь, воздух», «Береги природу»)
- игры по ознакомлению с деятельностью человека («Цветочный магазин», «Ученые на новом континенте», «Я собираю рюкзак») учат детей рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируются их внимание, память, развивается произвольное восприятие, а также способствуют физическому развитию детей.
Подражая движениям животных, изображая то движение воды (игра «Ходят капельки по кругу»), то порывы ветра (игра «Ветер»), ребенок совершенствует такие качества, как ловкость, быстрота, координация движений. Данные можно проводить и дома, и в качестве физкультминуток на прогулке или экскурсии. Поэтому знакомим родителей с разными видами игр и предлагаем больше их использовать при организации досуга детей.
- Использование экологических проектов.
Мы часто используем метод проектов, как один из самых эффективных способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы. Разработка проекта должна завершаться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Таков результат очень важен для детей дошкольного возраста. Проекты бывают и краткосрочные, и длительные, с разными целями, но самое главное они объединяют всех участников образовательного процесса и детей и родителей и педагогов. Ожидаемым результатом этого вида работы мы считаем становится:
-повышение роли родителей в экологической культуре детей;
-увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий;
- у детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы;
Очень запомнился всем проект с родителями «Огород на подоконнике», целью которого было – формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений. Для этого предложили родителям помочь в организации проекта, принести контейнеры, землю, семена для посадки. Домашним заданием для детей и родителей стало «прорастить любую культуру на подоконнике, составить рассказ о том, как за ней ухаживали и нарисовать рисунок. Организовали выставку этих работ. Дети научились ухаживать за растениями и познакомились с условиями их содержания, будут подмечать красоту растительного мира. Мною был проведен мастер- класс по изготовлению «Травянчика» Цель мастер - класса: распространение и передача педагогического опыта, обучение приемам изготовления оригинальной игрушки – травянчика. Что же такое «Травянчик?» это уникальная экологическая игрушка, выполненная вручную. Ее изюминка заключается в том, что Вы поливаете ее водой и через некоторое время, из ее головы начинает расти сочная, нежная, густая трава, создавая очень прикольную шевелюру. Наблюдать за процессом будет интересно и вам и вашим детям. После того как «волосы» травянчика немного подрастут, им можно мастерить причёски, аккуратно подстригая траву так, как вам больше нравится. Позже она обязательно вырастет снова. Более того, зеленую травку можно использовать для корма животных.
– совместное озеленение территории детского сада;
К традиционным формам, что касается благоустройства, мы относим совместные субботники, которые проходят под девизом «Ручище папы, руки мамы и мои ручонки». Эти субботники проходят как в весенне-летний, так и в осенне-зимний период. Весной дети родители и педагоги наполняют песочницы свежим песком, красят яркими красками веранды и малые формы на прогулочных участках. Украшают веранды разноцветными гирляндами из флажков имодулей, которые делают из бросового материала. Совместными усилиями взрослых и детей выращивается рассада цветов и овощных культур, которые высаживаются совместно на клумбах, прилегающих к игровым площадкам и на огороде детского сада. В зимний период территория детского сада также живет субботниками. Очистка от снега как большими, так и маленькими лопатами. Построение снежных горок и скульптур малых форм.
– участие родителей в эколого-оздоровительных походах с целью охраны безопасности и жизнедеятельности детей, совместной игровой деятельности, общения с природой;
У нас в детском саду есть традиция для старших дошкольников их родителей воспитателями предлагается такая форма общения и расширения знаний о природе: «Маршруты выходного дня". Мы все вместе ходим на экскурсии. В роли организаторов выступают родители.
Экскурсия — один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу и как природа служит им.
Преимущества экскурсий-занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе.
Экскурсии в лес, в поле, на берега рек и озер привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы. Цели таких экскурсий разные связаны со временем года: наблюдение за листопадом или первоцветами, сделать гербарий из осенних листьев или собрать природный материал для поделок, составить и записать рассказ: «Что я видел?» или «Зима в парке», сделать книжку-малышку используя рисунки, фотографии или фотоколлаж на тему «Как я побывал в лесу».
Работа с детьми осуществляется по следующим принципам:
- постепенное усложнение материала;
- использование непосредственного природного окружения;
- сенсорное обследование объектов и явлений природы (снег, лед, иней, стволы деревьев, листья);
- изодеятельность на основе впечатлений о природе.
Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель организует коллективное наблюдение, в процессе которого и решаются основные программные задачи. Взрослые помогают детям подметить характерные признаки предметов и явлений, установить необходимые связи между ними. Это достигается различными приемами. Например, педагог задает детям вопросы, загадывает загадки, дополняет их наблюдения своим рассказом, пояснениями.
В процессе наблюдения за природными явлениями используем произведения детской литературы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки. Обращение к художественному слову поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и их отношение может видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии. По окончанию основной части воспитатель дает детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. При этом он сам не остается безучастным, а проявляет к их действиям живой интерес: задает вопросы, «заражает» своими эмоциями (удивлением, восхищением), поддерживает инициативу детей, обменивается с ними своими впечатлениями. Это дает возможность приобщить менее активных детей к совместной деятельности.
Закрепление полученных знаний обязательно должно проходить в играх. В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, запоминают названия растений и их частей. Родители с большим удовольствием включаются в игру и даже являются инициаторами и вдохновителями всевозможных игр и забав.
Я считаю, что благодаря таким мероприятиям мы создаем условия для взаимодействия детей и родителей, в области воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
Сотрудничество и деловые взаимоотношения с родителями есть результат сознательной, целенаправленной, творческой работы педагога, его постоянного стремления включаться в процесс общения с родителями как с равными участниками, заинтересованными в успехе воспитания детей.
Свое выступление я хочу закончить словами:
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Литература
1. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Д/в № 10, 2000; № 7, 2000; № 10, 2002.
Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст]: Средняя, старшая, подготовительная группы / авт. сост. Кочергина, А. В. Обухова, Л. А. – М.: ВАКО, 2011. — 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). – 5000 экз. ISBN: 978-5-408-00341-9
Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст]: Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар» — 1996. – 128 с.: ил. ISBN 985-6070-13-9.
Шорыгина, Т.А. Какие звери в лесу?! Путешествие в мир природы и развитие речи. [Текст]: книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство: Гном и Д», 2002. – 96 с. ISBN: 5-296-00051-Х.
Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. — М.: 2006
Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми». – Издательство «Учитель», Воронеж, 2005.
Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер — М., 1988
Вербицкий А. А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования / А. А. Вербицкий // Педагогика. – 2011. – № 6. – С. 31-36.
Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С. А. Веретенникова. – М.: Просвещение, 2012. – 272 с.
Саморукова Г. Г. Как знакомить дошкольников с природой / Г. Г. Саморукова. – М.: Просвещение, 2011. – 207 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание в детском саду
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...
Экологическое воспитание в детском саду
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возра...
Экологическое воспитание в детском саду № 11
Экологическое воспитание, проводимое в детском саду. Отчёт о проделанной работе....
Доклад на педсовет по теме "Экологическое воспитание в детском саду.
В этом докладе изложен мой опыт работы по экологическому воспитанию , представлены формы и методы работы с детьми и их родителями....
Экологическое воспитание в детском саду
Доклад для родительского собрания...
Методы и приёмы по экологическому воспитанию в детском саду
Данная статья раскрывает основные методы и приёмы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста....
Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».
Доклад-выступление на тему «Экологическое воспитание в детском саду в рамках экологической программы «Хранители природы».Автор: Минакова М.О., воспитатель МАДОУ детский сад № 44....