Проект "Ёлочка - зелёная иголочка"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Цель проекта: создание условий для расширения представления у детей о хвойном дереве - ёлке, приобщение ребенка к народной культуре празднования Нового года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yolochka-zelyonaya_igolochka.docx | 92.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Ёлочка – зелёная иголочка»
Подготовили: Красикова Т. Л.Строганова Е.В,
воспитатели группы ОН
для детей 5-6 лет № 6 .
Оренбург 2023
Актуальность проекта
Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение ёлки и долгожданные подарки под ней – все это не сравнится даже с Днем рождения. При подготовке к празднованию Нового года у детей часто возникали вопросы: а почему украшают ёлку? Откуда привозят ёлку к нам в детский сад и домой? А Дед Мороз настоящий? А где он живёт? А подарки Дед Мороз принесёт? Для всестороннего развития личности ребёнка важно с детских лет знакомить его с исконно русскими традициями, приобщать к культуре своего народа. Новый год – самый любимый, самый чудесный семейный праздник.
Праздник с волшебными превращениями и подарками Деда Мороза. главным украшением этого праздника является, конечно же, ёлка. Её с особым удовольствием и восхищением украшают дети в каждом доме новогодними игрушками, гирляндами и мишурой. Однако, как показывает практика, не всегда дети имеют достаточно полное представление о народных традициях. В частности, при праздновании Нового года возникают сложности в определении происхождения традиционного атрибута новогоднего праздника–елки. О новогодней красавице написано множество рассказов, сказок и стихов. Однако большая их часть описывает елочку, установленную в зале или комнате, при этом все восхищаются ее красотой и убранством, радуются празднику.
Лишь в нескольких произведениях рассказывается о том, что елку необязательно рубить для того, чтобы встретить Новый год. В связи с этим возникла необходимость изучения данного вопроса для расширения кругозора детей и воспитания у них бережного отношения к елочке, к культурным народным традициям.
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели.
Cрок реализации проекта: краткосрочный (с 18 декабря по -29 декабря 2023 года)
Цель проекта: создание условий для расширения представления у детей о хвойном дереве - ёлке, приобщение ребенка к народной культуре празднования Нового года.
Задачи проекта:
1. Закрепить знания детей с хвойным деревом. Рассказать о строении хвойного дерева.
3. Выявить особенности строения ствола, веток, иголок (листьев-хвоинок).
4. Развивать умение находить сходства и различия между деревьями.
5. Развивать связную речь.
6. Развивать творческие способности у детей.
7. Развивать любознательность и повышать интерес к окружающим нас деревьям.
8. Воспитывать бережное отношение к деревьям.
Предполагаемые результаты:
- Усвоение детьми знаний и представлений о хвойном дереве – ель.
- Формирование чувства ответственности и бережного отношения к природе.
- Повышение уровня у детей активности, самостоятельности, самосознания.
- Повышение мотивации к различным видам непосредственно- образовательной деятельности.
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный
- Основной
- Заключительный
I этап. Подготовительный:
1. Рассматривание иллюстраций с изображением ёлки и её элементов.
2. Сравнение иллюстраций между собой с изображением других деревьев.
4. Чтение художественных произведений, стихотворений, сказок, рассказов о ёлке.
II этап. Основной
Познавательное развитие:
- Беседы:
«Как елка стала символом Нового года?»,
Цель: познакомить с историей появления в России традиции встречи Нового года ёлки, подвести к пониманию, что на новогоднем празднике ёлка необходимый атрибут.
«Как мы готовимся к встрече Нового года?» Цель: создание положительного эмоционального фона , радости, ожидания праздника.
«Кто может обидеть нашу ель, как мы можем ей помочь?» Цель: Показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить живой ели.
-Рассматривание картины И Грабарь «Зимний пейзаж».
-Исследовательская деятельность:
«Сколько лет нашей ели». Цель: показать детям, что у ели вырастают новые ветки. Сверху на дереве ветки молодые, короткие, а снизу самые длинные, старые. Сосчитав снизу вверх ряды, можно узнать возраст ели.
«Новогоднее дерево в разных странах» Цель: Показать детям, что новый год справляют все люди на планете, но по разному.
Речевое развитие:
- Составление рассказа «Как ёлочка попала в детский сад».
Цель: учить детей придумать рассказ на заданную тему, активизировать словарный запас.
-Чтение художественной литературы
В. Г. Сутеев «Ёлка», В. Петрова «Мама ёлку украшала», А. Усачёв «Откуда приходит Новый год»,
С. Маршак «Дети спать пораньше лягут».И. Ревю «Сказка про новогоднюю ёлку»,«Ёлочка» Г. П. Шалаева
Социально-коммуникативное развитие:
- Сюжетно – ролевые игры: «Семья» (подготовка к Новому году), «Прогулка в зимний лес с семьёй».
- Дидактические игры: «Новогодняя елочка (пазлы)», «В гостях у Лешего».
Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование нетрадиционным способом (манной крупой) «Ёлочка зимой»
-Изготовление индивидуальных ёлочек из цветной бумаги на подставке.
Рассматривание старых открыток на тему «Новый год»
-Музыкальные минутки. Прослушивание детских песен: «В лесу родилась ёлочка» (слова Р. А. Кудашевой, музыка Л. К. Бекланом) «Ёлочка-ёлка лесной аромат» (из мультфильма «Новогодняя сказка», «Ёлка-модница» (слова и музыка О. Титаренко).
Физическое развитие:
-Гимнастика для глаз, «Собери игрушки на новогодней ёлке».
-Пальчиковая гимнастика «Ёлочка», «Наряжаем ёлку».
-Физкультминутка «Ёлочка».
-Подвижная игра «Два Мороза».
Дата | Мероприятия | Ответственные |
18.12 | Беседа: «Как елка стала символом Нового года?», Цель: познакомить с историей появления в России традиции встречи Нового года ёлки, подвести к пониманию, что на новогоднем празднике ёлка необходимый атрибут Подвижная игра «Два Мороза» Рассматривание картины И Грабарь «Зимний пейзаж». | воспитатели |
19.12 | Пальчиковая гимнастика «Ёлочка», Исследовательская деятельность: «Сравниваем ель с игрушечной ёлкой » Цель: уточнить отличие натуральной ели от игрушечной. Сюжетно – ролевая игра «Прогулка в зимний лес с семьёй». | воспитатели |
20.12 | Исследовательская деятельность «Сколько лет нашей ели». Цель: показать детям, что у ели вырастают новые ветки. Сверху на дереве ветки молодые, короткие, а снизу самые длинные, старые. Сосчитав снизу вверх ряды, можно узнать возраст ели. -Продуктивная деятельность .изготовление «Ёлочка» | воспитатели |
21.12 | Чтение художественной литературы В. Г. Сутеев «Ёлка», В. Петрова «Мама ёлку украшала», Сюжетно – ролевая игра: «Семья» (подготовка к Новому году) | воспитатели |
22.12 | - Продуктивная деятельность .изготовление из цветной бумаги на подставке «Ёлочка» - Составление рассказа «Как ёлочка попала в детский сад». -Гимнастика для глаз, «Собери игрушки на новогодней ёлке». | воспитатели |
25.12 | -Музыкальная минутка. Прослушивание детских песен: «В лесу родилась ёлочка» (слова Р. А. Кудашевой, музыка Л. К. Бекланом) «Ёлочка-ёлка лесной аромат» (из мультфильма «Новогодняя сказка») Чтение художественной литературы С. Маршак «Дети спать пораньше лягут». | воспитатели |
26.12 | Чтение художественной литературы И. Ревю «Сказка про новогоднюю ёлку». - Дидактические игра: «Укрась ёлочку» (Цель: закрепить понятия: слева, справа, вверх, низ, между) | воспитатели |
27.12 | - Рисование нетрадиционным способом (манной крупой) «Ёлочка зимой» -Пальчиковая гимнастика « «Наряжаем ёлку». Чтение художественной литературы А. Усачёв «Откуда приходит Новый год», | воспитатели |
28.12 | Беседа: «Как мы готовимся к встрече Нового года?» Цель: создание положительного эмоционального фона , радости, ожидания праздника. Рассматривание старых открыток на тему «Новый год» | воспитатели |
29.11 | Музыкальная минутка. «Ёлка-модница» (слова и музыка О. Титаренко). Беседа: «Новогоднее дерево в разных странах» Цель: Показать детям, что новый год справляют все люди на планете, но по разному. | воспитатели |
Работа с родителями
- Познакомить родителей с темой проекта.
- Привлечь к участию в акции «Что бы ёлку не рубить, можно ёлку смастерить».
- Памятка «Скоро новый год»;
- Рекомендации для родителей «Как провести новогодние праздники вместе с детьми»;
- Консультация «Безопасный Новый год».
III этап. Заключительный
Организация выставки «Ёлочки – зелёные иголочки»
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ
Физкультминутка «Ёлочка».
Ждут красавицу колючую (рисуют руками ёлочку)
В каждом доме в декабре (делают ладошками дом)
На ветвях зажгут фонарики (показывают фонарики)
Искры брызну в серебре (руки над головой, пальцы оттопырены)
Сразу станет в доме празднично (берутся за руки в хоровод)
Закружится хоровод.
Дед Мороз идет с подарками (идут с воображаемым мешком)
Наступает Новый год!
Пальчиковая гимнастика «Наряжаем ёлку»
Раз, два, три, четыре, пять: Поочерёдно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого.
Будем ёлку наряжать. Соединяют ладони «домиком» над головой и разводят руки в стороны.
Мы повесим шарики, Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарики.
Яркие фонарики, Прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвинуты, выполняют вращательные движения ладонями вперёд – назад.
Весёлого Петрушку, Показывают длинный нос.
И разные игрушки: Вытягивают ладони вперёд.
И мишку - шалунишку: Показывают «мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону.
И заиньку – трусишку. Прикладывают раскрытые ладони к голове.
Пальчиковая гимнастика "Ёлочка"
Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)
Что за чудеса случились
Этой ночью новогодней.
Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)
А увидели парад:
В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)
Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)
А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)
Пушистая, в иголочках.
Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»
Перед нами ёлочка - кончики пальцев соединить
Шишки - кулаки
Да иголочки - указательный палец вперёд
Шарики - большой и указательный палец соединить
Фонарики - вращать кисти рук
Зайчики и свечки - ладони лодочка и кулачёк
Звёзды - все пальцы раздвинуты и ладони вместе
Человечки - средний и указательный палец.
«Ёлочка» Г. П. Шалаева
Наступал Новый год, и Виталику очень хотелось, чтобы у него дома стояла ёлочка. Он мечтал, как украсил бы её разноцветными шарами, маленькими свечами, красивыми гирляндами. Все друзья мальчика давно купили ёлки, а у него ёлки не было. Когда он пришёл на ёлочный базар, там уже ничего не осталось, последняя ёлка была продана. «Пойду-ка я в лес, — решил Виталик, — может быть, там и подыщу себе ёлку». Он взял топор и отправился в лес, туда, где росли большие и пышные ёлки, такие высокие и такие густые, каких ещё никогда и ни у кого не было.
После долгого и трудного пути по глубоким сугробам Виталик, наконец, пришёл к цели: он начал рубить одну из самых лучших ёлок — густую и пушистую. Дерево было таким огромным, что, срубив его, мальчик даже не смог приподнять свою добычу. Тогда он решил разрубить ёлку посередине. Но и эта ноша оказалась ему не под силу: Виталик, кряхтя, протащил её несколько метров, перевёл дыхание и опять принялся за работу. Никогда, наверное, не доберётся он до дома!
Измучившись в конец, малыш решил снова укоротить ёлку наполовину. «Плохо, конечно, — подумал он, — но моя ёлка всё равно останется самой лучшей. Затем он опять двинулся в путь.
До дома было всё ещё далеко, с Виталика крупными каплями уже лил пот, его руки были ободраны. И так, ещё много раз останавливаясь и всё укорачивая и укорачивая ёлочку, добрался Виталик до своего домика. Глядит — а от ёлки-то осталась только верхушка!
Расстроенный, Виталик вернулся в лес и подыскал ёлочку поменьше — маленькую пушистую красавицу. Он уже было поднял топор, чтобы срубить её, но тут откуда ни возьмись появился зайчик и умоляюще закричал:
— Не руби её, пожалуйста! Это единственная маленькая ёлочка, которая у нас осталась!
Виталик с тоской опустил голову: «Теперь у меня не будет новогодней ёлки, — подумал он, но тут же его глаза вновь загорелись, — а может быть, нарядить вот эту, лесную?»
Он быстро сбегал домой и принёс для ёлочки разные украшения: блестящие игрушки, разноцветные шарики, затейливые гирлянды.
Лес оживился: прибежали белочки, прилетели воробьи, снегири, прискакали зайчата. Одни подвешивали шарики, другие подвязывали гирлянды, прикрепляли свечи. Ёлочка получилась очень нарядная, и все от души радовались, глядя на неё.
— Спасибо тебе, мальчик, за то, что ты устроил нам праздник! Мы тоже хотим сделать тебе подарок. Вот, возьми жёлуди и гирлянды из дубовых листьев. Укрась ими свой дом.
Виталик вернулся домой весёлый. Напевая, он украсил камин и, полюбовавшись своей работой, поставил рядом с ним свои сапожки, чтобы Дедушка Мороз смог ночью положить в них подарки.
— Как ты думаешь, мама, — спросил он, укладываясь спать, — Дед Мороз принесёт мне сегодня ночью игрушки?
— Конечно, — ответила ему мама, — обязательно принесёт!
Рано-рано утром, едва открыв глаза, Виталик быстро соскочил с кровати и кубарем скатился вниз по лестнице. От волнения у него громко стучало сердце. Найдёт ли он в сапожках желанные игрушки?
Но что это? Ни одной даже самой малюсенькой игрушечки не обнаружил он у камина. Зато здесь лежали пучки моркови, мешок орехов и целый пакет зёрен для птиц.
У Виталика даже слёзы на глазах выступили от огорчения, и он, печальный, вышел во двор.
Смотрит мальчик — бежит заяц, торопится, ещё издалека кричит ему:
— Идём скорее, под ёлкой полно игрушек! Наверное, это всё для тебя. Вот только для нас почему-то ничего нет.
Мальчик сразу всё понял. Вот, оказывается, в чём дело! Просто Дедушка Мороз перепутал подарки.
— А ты посмотри, зайчик, что он принёс мне!
Друзья забрали всё, что лежало у камина, и быстро побежали в лес.
И здесь, у ёлочки, Виталик увидел то, о чём он так давно мечтал: поезд с разноцветными вагончиками, большой-пребольшой мяч и самую настоящую гитару!
Игрушек было так много, что за раз и не унесёшь!
Зайчата и бельчата, и все лесные обитатели тоже не могли нарадоваться своим подаркам. Потом все встали в круг и принялись танцевать вокруг нарядной ёлочки.
«Сказка про новогоднюю ёлку» Ирис Ревю.
Жила-была ёлка. Ёлка, как ёлка, только уж очень она была мечтательная. Она мечтала о красоте, о нарядах и украшениях. Но вокруг неё был лишь однообразный, тонущий в белом цвете лес. Почему в белом? Потому что была зима, причём достаточно снежная.
Ёлка мечтала:
— Я хочу сверкать, как серебристый снег, сиять, как сотни звёзд.
О своих грёзах ёлка никому ничего не рассказывала. Но вот однажды…
— Какая славная ёлочка, — сказал подошедший к ней лесоруб. – Она отлично подойдёт для новогоднего праздника.
Ёлка не знала, что такое «новогодний праздник», но, на всякий случай, приготовилась к лучшему.
— Если о хорошем думать, глядишь, и всё будет хорошо, — решила она.
И вправду, вскоре у ёлки началась новая жизнь. Она мечтала о нарядах – и эта мечта сбылась. Её нарядили так, что она просто плакала от счастья. Праздничные украшения сделали лесную гостью просто волшебной.
Теперь она стала важной новогодней ёлкой, и её считали символом Нового Года.
Наконец-то ёлка сверкала и сияла, как сотни звёзд, как серебристый снег. От неё исходили золотые лучи таинства и волшебства.
Новогодняя ёлка была в центре внимания. Только почему-то всё чаще вспоминался ей милый, родной лес, радующий своей холодной, однообразной красотой и тихим чародейством…
Главная мысль сказки заключается в том, что надо уметь находить радость в обычном. Не стоит гнаться за излишним блеском. Чтобы жить в гармонии с природой и с самим собой, излишний блеск не нужен.
«Ёлка» Сутеев В.Г.
Посмотрели сегодня утром ребята на календарь, а там последний листок остался. Завтра Новый год! Завтра ёлка! Игрушки будут готовы, а вот ёлки нет. Решили ребята написать Деду Морозу письмо, чтобы он прислал ёлку из дремучего леса — самую пушистую, самую красивую.
Написали ребята вот такое письмо и скорей побежали во двор Снеговика лепить.
Работали все дружно: кто снег сгребал, кто шары катал… На голову Снеговику старое ведро надели, глаза из угольков сделали, а вместо носа воткнули морковку.
Хороший получился Снеговик-почтовик!
Дали ему ребята своё письмо и сказали:
— Снеговик, Снеговик,
Храбрый снежный почтовик,
В тёмный лес пойдёшь и письмо снесёшь.
Дед Мороз письмо получит
Найдёт в лесу ёлочку
Попушистее, получше,
В зелёных иголочках.
Эту ёлку поскорей принеси для всех детей!
Наступил вечер, ребята домой ушли, а Снеговик и говорит:
— Задали мне задачу! Куда мне идти теперь?
— Возьми меня с собой! — вдруг сказал щенок Бобик. — Я помогу тебе дорогу искать.
— Верно, вдвоём веселее! — обрадовался Снеговик. — Будешь меня с письмом охранять, дорогу запоминать.
Долго шли Снеговик и Бобик и наконец пришли в огромный, дремучий лес…
Выбежал навстречу им Заяц.
— Где тут Дед Мороз живёт? — спросил его Снеговик.
А Зайцу отвечать некогда: за ним Лиса гонится.
А Бобик: «Тяф, тяф!» — и тоже за Зайцем вдогонку.
Опечалился Снеговик:
— Видно, придётся мне дальше одному идти.
Тут как раз метель поднялась; завыл, закружил снежный буран…
Задрожал Снеговик и… рассыпался.
Остались на снегу только ведро, письмо и морковка.
Прибежала обратно Лиса, злая:
— Где тот, кто помешал мне Зайца догнать?
Смотрит: никого нет, только письмо на снегу лежит. Схватила письмо и убежала.
Вернулся Бобик:
— Где Снеговик?
Нет Снеговика.
В это время Лису Волк нагнал.
— Что несёшь, кума? — зарычал Волк. — Давай делиться!
— Не хочу делиться, самой пригодится, — сказала Лиса и побежала. Волк — за ней.
А любопытная Сорока за ними полетела.
Плачет Бобик, а зайцы говорят ему:
— Так тебе и надо: не гоняй нас, не пугай нас!..
— Не буду пугать, не буду гонять, — сказал Бобик, а сам ещё громче заплакал.
— Не плачь, мы тебе поможем, — сказали зайцы.
— А мы зайцам поможем, — сказали белки.
Стали зайцы Снеговика лепить, а белки — им помогать: лапками похлопывают, хвостиками обмахивают.
На голову ему опять ведро надели, глаза из угольков сделали, а вместо носа воткнули морковку.
— Спасибо, — сказал Снеговик, — что вы меня опять слепили. А теперь помогите мне Деда Мороза найти.
Повели его к Медведю. Медведь в берлоге спал — еле его разбудили.
Рассказал ему Снеговик про то, как послали его ребята с письмом к Деду Морозу.
— Письмо? — заревел Медведь. — Где оно? Хватились — а письма-то и нет!
— Без письма вам Дед Мороз ёлку не даст, — сказал Медведь. — Лучше идите назад домой, а я вас из лесу провожу.
Вдруг, откуда ни возьмись, прилетела Сорока, трещит: — Вот письмо! Вот письмо!
И рассказала Сорока, как письмо нашла. Пошли все с письмом к Деду Морозу.
Снеговик спешит, волнуется: то с горки скатится, то в яму провалится, то за пень зацепится.
то в яму провалится, то за пень зацепится.
Хорошо, Медведь его выручал, а то бы опять рассыпался Снеговик.
Наконец пришли к Деду Морозу.
Прочитал Дед Мороз письмо и сказал:
— Что ж так поздно? Не успеешь ты, Снеговик, принести ребятам ёлку к Новому году.
Тут все за Снеговика стали заступаться, рассказали, что с ним было. Дед Мороз дал ему свои сани, и помчался Снеговик с ёлкой к ребятам.
Медведь к себе домой пошёл — спать до самой весны.
А утром Снеговик стоял на прежнем месте, только у него в руках вместо письма была ёлка.
«Откуда приходит новый год?»
Новый год слетает с неба?
Или из лесу идёт?
Или из сугроба снега
К нам приходит новый год?
Он, наверно, жил снежинкой
На какой-нибудь звезде
Или прятался пушинкой
У Мороза в бороде?
Спать залез он в холодильник
Или к белочке в дупло…
Или в старенький будильник
Он забрался под стекло?
Но всегда бывает чудо:
На часах двенадцать бьёт…
И неведомо откуда
К нам приходит Новый год! (А. Усачев)
«Дети спать пораньше лягут…»
Дети спать пораньше лягут
В день последний декабря,
А проснутся старше на год
В первый день календаря.
Год начнется тишиною,
Незнакомой с прошлых зим:
Шум за рамою двойною
Еле-еле уловим.
Но ребят зовет наружу
Зимний день сквозь лед стекла —
В освежающую стужу
Из уютного тепла.
Добрым словом мы помянем
Года старого уход,
Начиная утром ранним
Новый день и новый год! (С. Маршак)
Литература :
Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фото проект "Ёлочка-зелёная иголочка"
В преддверье новогодних праздников всегда встанет вопрос покупки на живого дерева для декорации. Елочка - символ и неотъемлемый атрибут этого радующего взрослых и детей праздника. Жа...
Интегрированное занятие "Стройная ёлочка - зелёная иголочка"
Содействовать укреплению здоровья; совершенствовать навыки передвижения (ходьбы и бега) в строю (парами, в колонне друг за другом), в заданном направлении сохраняя дистанцию; способс...
Проектная деятельность в детском саду "Живая ёлочка - зелёная иголочка"
Организация совместной самостоятельной деятельности детей и взаимодействие с родителями по охране природы....
Проектная деятельность в детском саду "Живая ёлочка - зелёная иголочка"
Организация совместной самостоятельной деятельности детей и взаимодействие с родителями по охране природы....
Проектная деятельность в детском саду "Живая ёлочка - зелёная иголочка"
Совместная деятельность детей, родителей, воспитателей, музыкального руководителя по охране природы....
Локальный конкурс "Ёлочка - зелёная иголочка"
На базе МДОБУ д/с № 7 г. Свободного прошёл творческий конкурс "Ёлочка - зелёная иголочка". Конкурс проходил с 01.12.13 по 10.12.13, а итоги конкурса подводились с 10.12.13 по 12.12.13. В ко...
проект «Живая ёлочка – зелёная иголочка»
Формирование осознанно-правильного, созидательно бережного отношения к природе, умение видеть красоту её, желание активно участвовать в охране природы....