Конспект "Космос"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ганина Яна Александровна

Выбранная тема занятия призвана систематизировать и проверить знания детей: умение самостоятельно  проявлять интерес  и любознательность к истории космического пространства (Рассказ детей о планетах, о планете земля, на которой живем); развитие воображения, памяти, смекалки; повторить изученный материал, приобретенный на занятиях; развивать мелкую моторику рук с помощью различных материалов; расширять представление детей о космосе, планетах солнечной системы; развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог; Воспитывать в детях умение по-настоящему дружить, внимательно и с уважением относиться друг к другу, подводить к пониманию того, что дружба является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми воспитывать взаимопомощь, дружеские отношения, умения работать в команде,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_kosmos_6-7_let.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 122»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА:  «КОСМОС»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:  «Познавательное развитие»

               

ВОСПИТАТЕЛЬ:

ГАНИНА ЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

ОРЕНБУРГ, 2022г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данное занятие на тему «Космос» относится к образовательным областям  «Познавательное развитие». Занятие способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятия – обобщить, закрепить, систематизировать знания детей, полученные в начале года; дать детям ощущение уверенности в своих силах; сплотить детский коллектив.

 Занятие ориентировано на детей старшего дошкольного возраста.

Выбранная тема занятия призвана систематизировать и проверить знания детей: умение самостоятельно  проявлять интерес  и любознательность к истории космического пространства (Рассказ детей о планетах, о планете земля, на которой живем); развитие воображения, памяти, смекалки; повторить изученный материал, приобретенный на занятиях; развивать мелкую моторику рук с помощью различных материалов; расширять представление детей о космосе, планетах солнечной системы; развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог; Воспитывать в детях умение по-настоящему дружить, внимательно и с уважением относиться друг к другу, подводить к пониманию того, что дружба является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми воспитывать взаимопомощь, дружеские отношения, умения работать в команде, что являются ведущими задачами в целепологании и целевыми ориентирами дошкольного образования ФГОС ДО. Через содержание данного занятия, дети учатся анализу и синтезу, конструктивному мышлению, умению понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; путём интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями детей развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.  

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

Организационная информация

Примечание

1.

Ф.И.О. педагога

Ганина Яна Александровна

2.

Доминирующая образовательная область

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально -коммуникативное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Физическое развитие».

3.

Вид деятельности детей

Познавательно-исследовательская : исследование планет, смена дня и ночи; игровая (Дидактические игры «Космонавты», «Найди планету»), коммуникативная (беседа Рассказывание Незнайке о космосе, первых космонавтах - Ю.А. Гагарине, Терешковой В.В., собаках- Белке и Стрелке беседа о планетах солнечной системы), продуктивная (изготовление газеты-аппликация)

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Космос»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

- Постановка целей и мотивации деятельности детей (предлагается через игру, проблемную ситуацию систематизировать знания детей);

- Активизация деятельности в процессе занятия (использование игровых приемов, создание проблемной ситуации, рассматривание иллюстрации, анализ, выводы);

- Организация практической деятельности детей (создание газеты);

- Поддержание интереса у детей (ситуация выбора, физкультурная пауза);

- Оценка и самооценка (поощрение).

3.

Интеграция образовательных областей

- Познавательное развитие,

- Речевое развитие (обогащение активного словаря),

-Художественно-эстетическое развитие,

 -Физическое развитие (развитие мелкой моторики, двигательная активность)

-Социально-коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками в процессе  образовательной деятельности.)                  

4.

Возрастная группа:

Группа общеразвивающей направленности  для детей 6-7 лет

5.

Цель:

 Формирование и совершенствование представлений  детей о космосе.

6.

Задачи:

6.1

Образовательные

Продолжать знакомить детей с космосом;

Дать представление о  о планетах солнечной системы.                                                       –

Совершенствовать представления  о смене дня и ночи.

Расширять запас слов, связанных с понятием «Космос».

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Закреплять умение отвечать на вопросы.

Закреплять навык составления простых и сложных предложений

Закреплять умение составлять множество из разных элементов;

Совершенствовать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), закреплять умение устанавливать зависимость по цвету, форме, величине;

Вовлекать детей в игровую ситуацию, создать положительный эмоциональный настрой

Формировать умение  у детей участвовать в коллективном разговоре.

Продолжать учить детей понимать обращенную речь, стимулировать желание вступать в контакт с окружающими

Активизировать словарь, способствовать формированию выразительной интонационной речи детей старшего дошкольного возраста, обогащать словарный запас (виртуальная экскурсия)

6.2

Развивающие

Развивать внимание, мышление, связную речь, работать над выразительностью речи, продолжать развитие умения отвечать на вопрос полным распространённым предложением

Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать текст.

Развивать эмоционально-чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению;

Развивать творчество, инициативу и умение работать в коллективе.

Развивать познавательный интерес, любознательность, эмоциональную отзывчивость

Развивать двигательную активность детей;

Развивать поэтический слух.

6.3

Воспитательные

Прививать интерес к истории космического пространства

Воспитывать любовь к  планете, на которой живем - Земля желание узнавать о ней как можно больше

Воспитывать доброжелательное отношение к оценке работ своих товарищей

Воспитывать стремление доводить начатое до конца. 

7.

Планируемые результаты:

7.1

Знакомы с  понятием космос;

Имеют представление о   планетах солнечной системы; (Меркурий. Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Сформировано представление о смене дня и ночи.

Развита речевая деятельность детей;

Сформировано умение  у детей участвовать в коллективном разговоре.

Владеют обращенной речью, стимулировано желание вступать в контакт с окружающими

Активизирован словарь, сформирована выразительная интонационная речь детей старшего дошкольного возраста, обогащен словарный запас

Знакомы с планетой- земля,

Закреплены умения составлять множество из разных элементов;

Сформированы представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), закреплено умение устанавливать зависимость по цвету, форме, величине;

Дети вовлечены  в игровую ситуацию, создан положительный эмоциональный настрой

7.2

Развито внимание, мышление, связная речь, работа над выразительностью речи, развиты умения отвечать на вопрос полным распространённым предложением

Сформировано умение связно, последовательно и выразительно пересказывать текст.

Развита эмоционально-чувственная сфера детей.

Развиты творчество, инициатива и умение работать в коллективе.

Сформированы познавательный интерес, любознательность, эмоциональная отзывчивость

Развита двигательная активность детей.

Развит поэтический слух.

7.3

Сформирован интерес к театрально-игровой деятельности

Привита  любовь к  своей планете – земля, желание узнавать о ней  как можно больше

Владеют доброжелательным отношением к оценке работ своих товарищей

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

  Карта России, презентация  о первых космонавтах,  и первых животных, которые были отправлены в космос, дидактическая игра «Найди тень», глобус, лампа, три стола с листами формата А3, клей, доски для аппликации, салфетки  и вырезки для газеты.

 

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Беседа о первых космонавтах  Ю. А. Гагарине, В. В Терешковой, о животных которые побывали в космосе Белке и Стрелке. Знакомство с планетами солнечной системы: Меркурий. Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Чтение стихов, загадок о космосе; рисование, аппликация  на тему «Космос»

Конспект занятия

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Дети и воспитатель сидят на ковре.

Воспитатель и дети сидят на ковре.

Воспитатель: Ребята, мы дружим и переписываемся с детьми из детских садов, которые находятся в разных уголках нашей Родины. Из каких городов мы уже получали письма?

Дети: Это города Курск, Санкт-Петербург, Мурманск, Чита, Зеленодолск

Дети встают полукругом.

Воспитатель: Сегодня нам в группу пришло необычное  видео – письмо из сказочного города. А знаете от кого? От Незнайки! Дети слушают видео - запись.

2мин

1.2

Мотивация деятельности детей

1. «Здравствуйте, ребята!  Мой друг Знайка собрался в космос, а меня не берет с собой! Потому, что я ничего не знаю о нем. Помогите мне узнать все о космосе. Вот тогда я всем докажу, что я - это тоже  Великий ученный!

Воспитатель: Что же будем делать? Поможем Незнайке?

Дети: Да, поможем!

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами вспомним сейчас все то, что мы  знаем о космосе.

2. Показ презентации

Воспитатель: Кто же был первым космонавтом планеты?                                                         Дети: Первым космонавтом, который отправился в космос, это Ю.А. Гагарин

Воспитатель: Ребята, а как звали первую женщину - космонавта

Дети: Первая женщина космонавт – Терешкова Валентина Владимировна

Воспитатель: А какие животные побывали в космосе?

Дети: В космосе были собаки Стрелка и Белка

Воспитатель: Мы с вами вспомнили о первых космонавтах

2 мин

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Воспитатель:   Ребята, откуда пришло письмо?

Дети: Из  сказочного города

Воспитатель:   Кто нам прислал письмо?

Дети: Письмо прислал Незнайка

Воспитатель:   О чем просит нас Незнайка в письме?

Дети: Незнайка  просит ему  рассказать, все о космосе.  

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Дети стоят полукругом

Воспитатель: Что же мы можем рассказать Незнайке о космосе?

Оказывается, у солнца есть своя семья.

А сейчас, я загадаю вам загадки

Загадки о планетах.

1. На этой планете такая жара,

Что там оказаться опасно, друзья!

(Меркурий)

      2. К планете Земля две планеты близки. Дружок, имена их скорей назови. (Венера, Марс)

3. А эта планета нам всем дорога, Нам жизнь подарила планета.

.(Земля)

4. А эта планета гордится собой,

Поскольку, считается самой большой.

(Юпитер)

5. Планета кольцами окружена, И этим от всех отличилась она.

(Сатурн)

6. А что за планета Зеленого цвета?

(Уран)

7. Царь морской названье той планете дал, Он именем своим ее назвал. (Нептун)

8.А эту планету холод страшный сковал, Теплом ее солнечный луч не достал. (Плутон)

Воспитатель: Ребята, так сколько планет у нас с вами получилось?

Дети: Получилось  девять  планет

Воспитатель: А как вы думаете, на какой планете есть жизнь?

Дети: Земля.

Воспитатель: Наша планета единственная, которую заселяют люди. А мы с вами  заселим звуки в домики.

3. Дидактическая игра: «Засели звук»

Дети  называют  качества, которыми должен обладать космонавт.

Дети: смелым, сильным, храбрым, решительным, умным, ловким, выносливым, трудолюбивым, отважным, мужественным, дисциплинированным, скромным

Воспитатель: Молодцы ребята, из вас получатся хорошие космонавты.

Загадки (отгадывают стоя)

 Физкультминутка: Отправляемся в полет

10,9,8,7,6,5, 4, 3, 2, 1 – вот и в космос мы летим (на каждую цифру хлопки, после соединить руки углом над головой)
Мчит ракета быстро к звездочкам лучистым (бег по кругу)
Вокруг звезды мы облетели, выйти в космос захотели (бег в рассыпную)
В невесомости летим, в иллюминаторы глядим (руки над бровями)
Только дружных звездолет, может взять с собой в полет! (встать в круг)

11 мин

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Сели на стульчики

Воспитатель: Солнце – это огромный огненный шар, но почему оно кажется нам маленьким желтым кружочком, когда мы смотрим на него? оно находится на большом расстоянии от Земли – 150 млн. км.) Если можно было бы поставить Солнце рядом с Землей, то это выглядело бы так: Солнце - футбольный мяч, а Земля –бусинка. (демонстрирую).                                                                                                 Воспитатель: Ребята, а еще я хочу вам сказать, что Солнце – главный осветитель. Оно горит над Землей, как гигантская электрическая лампочка и освещает все вокруг.                                                                                                                                   Воспитатель: Сейчас мы убедимся в том, что происходит смена дня и ночи.  Представьте себе, что лампа  это солнце, а глобус – макет нашей планеты. Найдем на глобусе  место, где мы живем, и поставим туда «человечка». Планета Земля вращается не только вокруг солнца, она постоянно вертится вокруг своей оси. Наш человек оказывается то на свету, то в темноте: на ту часть глобуса, которую освещает Солнце, приходит день, на противоположную- ночь. Вывод: В зависимости от того  с какой стороны светит солнце, происходит смена дня и ночи.                                      Воспитатель: А теперь посмотрите на стол, что отражается  на столе?                                  Дети: На столе отражается  тень                                                                                                                           4. Дидактическая игра:  «Найди тень»

5 мин

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Дети стоят полукругом

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а здесь какой-то конверт? Посмотрим! Здесь лежат геометрические фигуры. Как вы думаете, что можно построить из них.

Дети: Ракету. Дети строят ракету.

Воспитатель: Молодцы! Какая красивая ракета у вас получилась. Куда можно на ней полететь?

Воспитатель: Как вы думаете, что  можно сделать для Незнайки, чтобы он не забыл, что такое космос?

Дети: Можно сделать альбом, книгу.

Воспитатель: Я вам предлагаю сделать газету.

Воспитатель: Что можно разместить в газете.

Дети:  В газете можно разместить планеты, космонавтов, ракету.

Воспитатель: О чем мы сегодня рассказали Незнайке?

Дети: О первых космонавтах, планетах, солнце.

Воспитатель: Я предлагаю вам выбрать по желанию, что вы хотите разместить в газете

Прежде, чем начнем, разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Солнечная система»                                                                    По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Ну, а десять – это Солнце,

Не планета, а звезда,

Ярко светит нам она!

(Дети подходят к столам, на столах плакаты, персонажи  для создания газеты, клей, салфетки, клеенки.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы смогли помочь Незнайке?

7 мин

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались?

Дети: Мы  рассказывали о космосе

Воспитатель: для чего мы это делали?

Дети: Сегодня  нам в группу пришло письмо из сказочного города, в котором  Незнайка  попросил рассказать о космосе, потому что его друг Знайка не хотел брать его в космос.

Воспитатель: Как выдумаете, где нам могут пригодиться эти знания?

Дети: в школе.

5. (видео письмо-конец)

3мин

IV.

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

4.1

Организация выставки совместно с родителями  «Космос»

4.2