Занятие "Соль"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом. Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sol13.04.22.docx | 50.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного открытого занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница соль»
Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом. Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.
Оборудование: тарелочки с солью, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, лёд, пустые баночки, использование ИКТ.
Ход занятия:
Воспитатель:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей.
Звучит музыка. Двое детей входят с хлебом – солью. Подходят к гостям с поклоном. Подают хлеб. Взрослый отламывает кусок и макает в соль.
Воспитатель: Ребятки, давайте сядем на стульчики.
Дети, ой, что утром было! Я же вам сказать забыла – Только в садик я зашла Ко мне Звёздочка пришла ( показывает картинку Звёздочки) и посылку принесла. Я решила, что открою её вместе с вами. Ну, что ж, давайте откроем и узнаем, что же там лежит! Ребята, здесь два письма. На одном написано «До», на другом «После». ( Читает «До»)
« Здравствуйте, дорогие детишки – глупышки!
Пишут вам подземные жители – Земных богатств хранители.
Вам шлём волшебное стекло, - догадайтесь, для чего?». (Воспитатель достаёт из посылки коробочку с увеличительными стёклами.)
Воспитатель: Спасибо, конечно, подземным жителям, их подарок нам очень поможет, но чуть позже, а пока, кто мне скажет, какие богатства находятся глубоко под землёй?
Как они называются?: ( Полезные ископаемые).
А какие полезные ископаемые вы знаете?: (глина, уголь, алмазы, золото, минеральная вода и т. д.)
Скажите, пожалуйста, как ещё можно назвать полезные ископаемые?: (Сокровищница земли, кладовая земли, хранилище Земли).
Воспитатель: Сегодня мне хотелось бы побеседовать с вами об одном веществе, с которым вы хорошо знакомы – оно тоже является полезным ископаемым. Чтобы узнать, о чём пойдёт речь, предлагаю вам отгадать загадку:
Без неё, ребята, повар.
Просто как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадёт – испытаешь боль.
Вы, конечно догадались.
Ну, конечно – это… ( соль! )
Воспитатель: Правильно, это – соль! . И сегодня мы будем говорить именно про неё. Соль – незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем. Это единственное минеральное вещество, которое люди могут сразу употреблять в пищу. Соль бывает четырёх видов : каменная, морская, йодированная и поваренная. Происхождение слова соль, по мнению некоторых учёных, связано с солнцем: старинное славянское название солнца - Солонь. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль, тот считался богатым человеком. Подавали её знатным людям, остальные уходили «несолно- хлебавши» К соли относились уважительно и бережно. Отсюда народная примета - соль рассыпал- к ссоре. Поэтому люди придумали пословицы. Какие вы знаете?
- Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
- Без соли не естся, без соли и стол кривой
- Без соли и хлеба , худа беседа
- Без воли силы нет, без соли вкуса нет
- Без соли, что без воли, жизни не проживёшь
- Без соли, без хлеба, половина обеда
- Без соли, без хлеба, за стол не садятся
- Без денег торговать, как без соли хлебать
- От воды родится, воды боится
Воспитатель: А вот послушайте, ребятки, сказку, которую я вам хочу рассказать, коротенькую, но очень поучительную. Сказка про соль. Есть старинная словацкая народная сказка - Соль и золото. Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает: - Как вы, доченьки, любите меня? - Как золото, - ответила старшая дочь. - Как венок свой зеленый, - сказала средняя. - Как соль, - сказала младшая, Марушка. Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным. И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по дорогим ценам. Тогда король понял, какая необходимейшая вещь - щепотка соли.
Воспитатель: Ребята сегодня мы будем проводить эксперименты, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (ученые).
Сегодня всем вам предстоит
Немножко стать учёными
В лабораторию пойдёте
И чудо – опыт проведёте
С одним сыпучим веществом
Сейчас узнаете о нём!
Воспитатель: Ребята, а вот с каким материалом мы будем экспериментировать, вы наверно уже догадались. Правильно это соль.
Сегодня мы будем проводить эксперименты с обыкновенной солью, которую мы каждый день употребляем в пищу. Вы узнаете какими свойствами она обладает, откуда соль приходит к нам на стол.
Воспитатель: Но прежде, как нам идти в лабораторию, сделаем физкультминутку
Физкультминутка
Я привстану на носочки, Хорошенько потянусь. Раз – наклон, два – наклон, Словно буква “О” свернусь. И попрыгаю немножко, И руками покручу, Постою на правой ножке И головкой поверчу… Тихо сяду, улыбнусь И работою займусь!
Воспитатель: Ребятки, вы не забывайте, что в лаборатории нужно вести себя красиво, осторожно, внимательно, и соблюдать правила:
1. Не трогать руками глаза
2. Соблюдать тишину
3. Не толкать соседа
4. Сначала посмотри, а потом повтори.
5. Выполнил и положи на место.
Воспитатель: И так дорогие юные учёные, одевайте халаты, шапочки и занимайте свои места.
Перед вами стоят баночки с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха).
- Насыпьте немного соли на тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль, какая (сыпучая, рассыпчатая).
- Если мы с вами посмотрим на соль. Что мы можем сказать о её внешнем виде?, на что похожа соль? (соль похожа на порошок) Действительно, с виду соль похожа на порошок
- А теперь давайте рассмотрим соль в увеличительное стекло, которые нам прислали подземные жители. Что вы видите? (зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите ложечки и нажмите на соль. Что произошло? (хрустит как снег). Потому, что она состоит из кристаллов.
-Ребятки, перед вами стоят стаканчики с водой, Возьмите стаканчик с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет).
-А как вы думаете, какой стал вкус у воды? Давайте возьмём ложечки и немножко попробуем (солёная). Молодцы!
-А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, растворяется в воде.).
Воспитатель: Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине: полоскать нос и горло солевым раствором, чтобы не болеть. Тёплый солевой компресс, если болит горло или ухо).
Воспитатель: Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед. Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и отдохнем.
Воспитатель:
А этот опыт я вам покажу сама, мне понадобятся два больших стакана с водой и одно сырое яйцо. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно) . Во второй стакан добавим соль, и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности).
Вывод: Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.
Воспитатель: Что повышает соль? Ответ детей (плотность воды)
Кто был на море тот испытал это на себе.
Воспитатель: А ещё с помощью соли можно сделать красивые узоры. Но прежде мы превратим нашу лабораторию в художественную мастерскую, где вы будете создавать свои картины. (дети убирают стаканчики с водой, достают клей и голубой картон А3 )
Воспитатель: Но перед тем, как вы начнете создавать свои картины, давайте подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика « Мы капусту рубим-рубим»
Мы капусту рубим-рубим,
Мы морковку трем- трем,
Мы капусту солим- солим
Мы капусту жмем- жмем,
А теперь пробуем. Вкусная?
Воспитатель: Прежде чем мы с вами начнем конструировать, вы отгадайте загадку
1.Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка) ( дети рисуют снежинки).
Воспитатель: Берем голубой картон А3, на нем клеем начинаем рисовать снежинку, потом ложкой сыпем соль на лист картона, с помощью салфетки прижимаем соль и лишнюю соль ссыпаем на тарелку. Как красиво у вас получается!
Воспитатель: Ребята, вот вы придёте сегодня домой, и кто – нибудь из ваших родных: мама, бабушка, папа или дедушка спросят:
Чем вы сегодня занимались?
Про что вы сегодня говорили ?
Что узнали новогЧто именно вам запомнилось ?.Что вы им расскажете?
Дети: Рассказы детей. ( Соль сыпучая, без запаха, на вкус соленая, растворяется в воде, полезна, так как содержит минеральное вещество – йод, с помощью соли можно создавать картины, тёплым солевым раствором можно полоскать горло, соль используется в консервировании и кулинарии и т. д. ) Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали в нашей лаборатории, какими хорошими учёными вы были.
И пришло время открыть и прочесть второе письмо. « После» .
« Вы уже не глупышата, а очень умные ребята,
Вам желаем мы добра, до новой встречи детвора!»