Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

корнилова оксана александровна
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе 
«Жизнь диких животных зимой»
 
 
Цель: Закреплять знание детей о лесных жителях.
Задачи:
Образовательные:  
Расширять и закреплять знания детей о жизни диких животных зимой (белка, заяц, медведь). Сформировать умение выделять характерные особенности внешнего вида животных и образа жизни. Заложить основы экологических знаний.
Развивающие:
Развивать любознательность,  интерес, образное мышление,  наблюдательность,   внимание,  речь,  умение вести диалог, двигательную активность. Расширять кругозор  детей. Совершенствовать интонационную выразительность, отчетливое произношение слов и звуков.
Воспитательные:
Воспитывать дружеские отношения, эмоциональную отзывчивость, прививать любовь к родному краю, к братьям нашим меньшим,
Предварительна работа с детьми:
Беседы о зиме (изменения в природе, одежде людей). Закрепление представления о том, что у каждого времени года есть свои особенности. Рассматривание ледяных узоров на окнах. Разучивание пословиц и поговорок о зиме, приметы зимы. Считалки и загадки о диких зверях. Просмотр мультфильмов о зиме, о диких животных. Рассматривание репродукций о зиме, о животных.
 Чтение художественной литературы
И. Суриков «Белый снег пушистый», «Зима»; К. Ушинский «Лиса Патрикеевна», «Жалобы Зайки», С. Есенин «Поет зима – аукает.», М. Садовский «Снегопад», обр. М. Булатова «Зимовье»
Методические приемы: 
игровая ситуация (прилетела снежинка), беседы, загадывание загадок, дидактическая игра «Четвертый лишний», словесная игра "Доскажи словечко"
 
Ход занятия
Дети подойдите ко мне. Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. (Входят, встают вокруг воспитателя). Давайте с ними поздороваемся. Здравствуйте! 
Давайте встанем в круг.
Воспитатель: 
          "Собрались все дети в круг,
Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг (протягивают руки друг к другу).
Крепко за руки возьмёмся  (берутся за руки).
И  друг другу улыбнёмся" (улыбаются)
Воспитатель: Сегодня утром я шла в детский сад и ко мне на руку упала снежинка. Снежинка не простая, она волшебная на ней есть послание. (Читаю)
«Здравствуйте девочки и мальчики средней группы, детского сада №7. Мы лесные жители: птицы и звери, приглашаем вас в гости познакомиться и поиграть в разные игры! Будем очень рады встрече с вами!»
Ребята, мы принимаем приглашение наших лесных друзей?  (ответы детей)
Воспитатель:  Прежде чем отправиться в путь вспомним, какое сейчас время года? 
Дети: Зима 
Воспитатель: Молодцы, правильно. Ребята, а как вы догадались, что сейчас зима?
Дети: (Индивидуальные ответы.) На улице много снега, деревья голые, без листьев, птицы улетели в тёплые края, солнце греет мало, небо серое, на улице холодно и морозно.
Воспитатель: Как люди одеваются зимой?
Дети: Одеваются тепло. шапки, куртки, шубы, сапоги, варежки
Воспитатель:  Ребята, давайте вспомним как нужно вести себя в лесу.
Если в лес гулять пошел ты, 
А на улице зима
Должен правила простые
Ты усвоить для себя
Вести себя ты должен тихо, 
Нигде там мусор не бросать,
Не разорять кормушки лихо, 
Зверей и птичек не пугать
Ходить ты должен по тропинке
И рядом с взрослыми всегда
Ведь потеряться в лесной глубинке
Каждый может раз и навсегда.
А еще ты друг запомни,
Что на улице зима,
Это значит, день короткий
Наступили холода.
Ты теплее одевайся,
Руки, ноги береги,
Нас зови, и не стесняйся
На подьем мы все легки.
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Воспитатель: Правила поведения в лесу мы вспомнили. Теперь мы можем с вами,  отправится в путешествие. И возьмем с собой гостинцы. Ведь в гости с пустыми руками не ходят. Повторяйте за мной ребята.
 
Двигательное упражнение «Прогулка в лес»
В лес отправимся гулять,                             Дети маршируют.
Будем весело шагать.
По тропиночке  пойдём                              Ходят друг за другом ,руки на поясе 
Друг за дружкою гуськом.
На носочки встали                                       Бегут на носочках.
И к лесу побежали.
Ноги выше поднимаем,                              Ходят высоким шагом 
На сугроб не наступаем.
И снова по дорожке  
Мы весело шагаем.                                      Маршируют.
 
1. Воспитатель. 
1 слайд ( картина зимнего леса) Вот мы и в лесу. Какой красивый зимний лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо-тихо в лесу.Присаживайтесь ребята на пенечки и послушайте загадку.
Воспитатель:  Если вы отгадаете загадку, то узнаете, какого животного зимой в лесу не встретишь? 
Косолапый и большой, 
Спит в берлоге он зимой. 
Любит шишки, любит мёд, 
Ну-ка, кто же назовет? 
Дети: Медведь
Воспитатель: 
2 слайд (картинка медведя в берлоге) В лесу зимой мнет ни алинки, нет землянички. Мишке косолапому кушать нечего. Решил медведь поспать. Уснул медведь, тепло ему в своей берлоге, спать до весны. Медведи усиленно питаются осенью, копят толстый слой жира и всю зиму спят до весны.
Воспитатель: Почему мы не встретим медведя зимой?
Дети: Он спит, впадает в спячку. 
Воспитатель: А где спит медведь? 
Дети: В берлоге.
Воспитатель: Чем медведь питается?
Дети: Малиной, медом.
Воспитатель:  Послушайте еще загадку, и мы узнаем, кто спрятался под кустом.
У косого нет берлоги, 
Не нужна ему нора. 
От врагов спасают ноги, 
А от голода – кора. 
Дети. Заяц
Воспитатель: 
 3 слайд (картинка зайца) У зайца длинные уши, хвостик короткий. Задние лапы  длинные и сильные, чтобы прыгать и отбиваться от врагов было удобно. Он меняет шубку 2 раза в год. Летом - серый, зимой - белый. Для того, чтобы на снегу быть незаметнее для хищников – лисы и волка. На зиму заяц ничего не заготавливает, а питается корой деревьев. У него даже норки нет, живёт под кустиком.
Воспитатель: Чем же питается заяц, ребята? 
Дети: Питается корой деревьев, веточками.
Воспитатель: Есть ли у него норка?
Дети:  Нет, он живет под кустом.
Воспитатель: Какая шубка у зайца зимой? Почему?
Дети:  Белая. Для того, чтобы на снегу быть незаметнее для хищников.
Воспитатель:  Почему зайца называют трусишкой?
Дети: Потому что он боится хищных зверей - лису, волка.
Воспитатель:  Что бы зайка нас не боялся, давайте поиграем с ним.
Физминутка «Зайчики»
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.   (Полуприседания с поворотами вправо-влево)
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.   (Прыжки вперед-назад)
Лапки вверх и лапки вниз,
На носочках подтянись.
Влево, вправо поклонись,
Наклонись и поднимись   (Движения выполнять по содержанию текста)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.    (Приседание на корточки, потирание рук)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.   (Выполнение прыжков, стоя на месте)
Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.  (Полуприседания с поворотами вправо-влево)
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг - и ускакал. (Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз)
 3. Воспитатель: Отгадайте следующую  загадку, мы узнаем, кого мы сейчас  встретим.
Хожу в пушистой шубке,   
Живу в густом лесу,    
В дупле на старом дубе,    
Орешки я грызу. 
Дети: Белка.
Воспитатель:
4 слайд (картинка белки) Белка живет в лесу.Это дикое животное. Зимой свою рыжую шубку белка меняет, на более тёплую - серенькую. Живёт белка в дупле. Белки на зиму делают запасы: сушат ягоды, грибы, орехи. У неё сильные задние лапы, что позволяет ловко прыгать с ветки на ветку, с дерева на дерево. А пушистый хвост как парашют помогает держаться в воздухе.
Воспитатель: Где живет белка, ребята? 
Дети: Белка живет в дупле.
Воспитатель: Чем питается?
Дети: Ягоды, грибы, орехи.
Воспитатель:
5 слайд -  7 слайд  Посмотрите, ребята, белка нам приготовила задание.  
Дидактическая игра «Четвертый лишний» детям предлагается исключить из перечисленных четырех картинок, одно животное которое они считают лишним. 
На картинку посмотри,
Предмет лишний назови,
И свой выбор объясни.
1. Белка, синица, лиса, волк (синица  птица, все остальные звери)
2. Медведь, волк, лиса, заяц (медведь единственный впадает в спячку)
3. Кошка, медведь, заяц, белка (кошка домашнее животное, все остальные дикие)
Воспитатель: Почему они дикие? 
Дети: Они живут в лесу, сами добывают пищу.
4. Звучит музыка «Голоса птиц».
Воспитатель: ребята  слышите? Кто это поет в лесу?
Дети:  Это птицы поют.
8 слайд (картинка птицы)
(На дереве сидят  птицы демонстрационный маериал).
Воспитатель. Посмотрите, кто сидит на дереве? (птицы)
Воспитатель. Давайте, назовем их. (Синица, дятел, снегирь, воробей, свиристель)
Воспитатель. Какие это птицы? (зимующие)
Воспитатель: Почему они зимующие? (они не улетают в теплые края, а остаются у нас)
Воспитатель: Птицам очень трудно зимой. Многие из них голодают, так как нет ни семян, ни плодов, ни насекомых. Все покрыто снегом, на улице холодно. Но мы с вами можем помочь птицам. Как люди помогают птицам зимой? (Вешают кормушки)
Воспитатель: А чем питаются птицы зимой?
Дети: Семечками, зерном
Воспитатель: Правильно ребята. Давайте и мы с вами поможем птицам. Повесим кормушку и насыпим семечек. (Дети кормят птиц)
Воспитатель: Молодцы ребята, птицы нас благодарят за то, что мы их угостили.
Воспитатель: Дети нам уже пора возвращаться в детский сад. 
Мы с прогулки в детский сад 
весело шагаем.
До свиданья, зимний лес,
Полный сказочных чудес!
Воспитатель.
9 слайд(картинка детский сад) Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад. 
Воспитатель: Вам понравилась прогулка?
Воспитатель:  Ребята, мы с вами  очень долго  гуляли в лесу и очень много узнали о лесных жителях. Давайте вспомним, кого мы встретили в лесу, отгадав загадки.
Игра "Доскажи словечко"
Глубоко дупло – не мелко,  в нем в тепле ночует … белка.
Беленький да маленький под кусточком … заинька.
Начал громко он реветь узнаете? Я … медведь.
Воспитатель.
Вы все сегодня молодцы, хорошо отвечали и выполняли все задания зверей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkryt.zanyatiya_srednyaya_gruppa_2023g.docx11.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе

«Жизнь диких животных зимой»

Цель: Закреплять знание детей о лесных жителях.

Задачи:

Образовательные:  

        Расширять и закреплять знания детей о жизни диких животных зимой (белка, заяц, медведь). Сформировать умение выделять характерные особенности внешнего вида животных и образа жизни. Заложить основы экологических знаний.

Развивающие:

        Развивать любознательность,  интерес, образное мышление,  наблюдательность,   внимание,  речь,  умение вести диалог, двигательную активность. Расширять кругозор  детей. Совершенствовать интонационную выразительность, отчетливое произношение слов и звуков.

Воспитательные:

        Воспитывать дружеские отношения, эмоциональную отзывчивость, прививать любовь к родному краю, к братьям нашим меньшим,

Предварительна работа с детьми:

Беседы о зиме (изменения в природе, одежде людей). Закрепление представления о том, что у каждого времени года есть свои особенности. Рассматривание ледяных узоров на окнах. Разучивание пословиц и поговорок о зиме, приметы зимы. Считалки и загадки о диких зверях. Просмотр мультфильмов о зиме, о диких животных. Рассматривание репродукций о зиме, о животных.

 Чтение художественной литературы

        И. Суриков «Белый снег пушистый», «Зима»; К. Ушинский «Лиса Патрикеевна», «Жалобы Зайки», С. Есенин «Поет зима – аукает.», М. Садовский «Снегопад», обр. М. Булатова «Зимовье»

Методические приемы:

игровая ситуация (прилетела снежинка), беседы, загадывание загадок, дидактическая игра «Четвертый лишний», словесная игра "Доскажи словечко"

Ход занятия

Дети подойдите ко мне. Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. (Входят, встают вокруг воспитателя). Давайте с ними поздороваемся. Здравствуйте!

Давайте встанем в круг.

Воспитатель:

          "Собрались все дети в круг,

Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг (протягивают руки друг к другу).

Крепко за руки возьмёмся  (берутся за руки).

И  друг другу улыбнёмся" (улыбаются)

Воспитатель: Сегодня утром я шла в детский сад и ко мне на руку упала снежинка. Снежинка не простая, она волшебная на ней есть послание. (Читаю)

        «Здравствуйте девочки и мальчики средней группы, детского сада 7. Мы лесные жители: птицы и звери, приглашаем вас в гости познакомиться и поиграть в разные игры! Будем очень рады встрече с вами!»

Ребята, мы принимаем приглашение наших лесных друзей?  (ответы детей)

Воспитатель:  Прежде чем отправиться в путь вспомним, какое сейчас время года?

Дети: Зима

Воспитатель: Молодцы, правильно. Ребята, а как вы догадались, что сейчас зима?

Дети: (Индивидуальные ответы.) На улице много снега, деревья голые, без листьев, птицы улетели в тёплые края, солнце греет мало, небо серое, на улице холодно и морозно.

Воспитатель: Как люди одеваются зимой?

Дети: Одеваются тепло. шапки, куртки, шубы, сапоги, варежки

Воспитатель:  Ребята, давайте вспомним как нужно вести себя в лесу.                

        Если в лес гулять пошел ты,

        А на улице зима

        Должен правила простые

        Ты усвоить для себя

Вести себя ты должен тихо,

Нигде там мусор не бросать,

Не разорять кормушки лихо,

Зверей и птичек не пугать

        Ходить ты должен по тропинке

        И рядом с взрослыми всегда

        Ведь потеряться в лесной глубинке

        Каждый может раз и навсегда.

А еще ты друг запомни,

Что на улице зима,

Это значит, день короткий

Наступили холода.

        Ты теплее одевайся,

        Руки, ноги береги,

        Нас зови, и не стесняйся

        На подьем мы все легки.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Воспитатель: Правила поведения в лесу мы вспомнили. Теперь мы можем с вами,  отправится в путешествие. И возьмем с собой гостинцы. Ведь в гости с пустыми руками не ходят. Повторяйте за мной ребята.

Двигательное упражнение «Прогулка в лес»

В лес отправимся гулять,                             Дети маршируют.

Будем весело шагать.

По тропиночке  пойдём                              Ходят друг за другом ,руки на поясе

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали                                       Бегут на носочках.

И к лесу побежали.

Ноги выше поднимаем,                              Ходят высоким шагом

На сугроб не наступаем.

И снова по дорожке  

Мы весело шагаем.                                      Маршируют.

1. Воспитатель.

1 слайд ( картина зимнего леса) Вот мы и в лесу. Какой красивый зимний лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо-тихо в лесу.Присаживайтесь ребята на пенечки и послушайте загадку.

Воспитатель:  Если вы отгадаете загадку, то узнаете, какого животного зимой в лесу не встретишь?

        Косолапый и большой,

        Спит в берлоге он зимой.

        Любит шишки, любит мёд,

        Ну-ка, кто же назовет?

Дети: Медведь

Воспитатель:

2 слайд (картинка медведя в берлоге) В лесу зимой мнет ни алинки, нет землянички. Мишке косолапому кушать нечего. Решил медведь поспать. Уснул медведь, тепло ему в своей берлоге, спать до весны. Медведи усиленно питаются осенью, копят толстый слой жира и всю зиму спят до весны.

Воспитатель: Почему мы не встретим медведя зимой?

Дети: Он спит, впадает в спячку.

Воспитатель: А где спит медведь?

Дети: В берлоге.

Воспитатель: Чем медведь питается?

Дети: Малиной, медом.

Воспитатель:  Послушайте еще загадку, и мы узнаем, кто спрятался под кустом.

        У косого нет берлоги,

        Не нужна ему нора.

        От врагов спасают ноги,

        А от голода – кора.

Дети. Заяц

Воспитатель:

 3 слайд (картинка зайца) У зайца длинные уши, хвостик короткий. Задние лапы  длинные и сильные, чтобы прыгать и отбиваться от врагов было удобно. Он меняет шубку 2 раза в год. Летом - серый, зимой - белый. Для того, чтобы на снегу быть незаметнее для хищников – лисы и волка. На зиму заяц ничего не заготавливает, а питается корой деревьев. У него даже норки нет, живёт под кустиком.

Воспитатель: Чем же питается заяц, ребята?

Дети: Питается корой деревьев, веточками.

Воспитатель: Есть ли у него норка?

Дети:  Нет, он живет под кустом.

Воспитатель: Какая шубка у зайца зимой? Почему?

Дети:  Белая. Для того, чтобы на снегу быть незаметнее для хищников.

Воспитатель:  Почему зайца называют трусишкой?

Дети: Потому что он боится хищных зверей - лису, волка.

Воспитатель:  Что бы зайка нас не боялся, давайте поиграем с ним.

Физминутка «Зайчики»

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики.   (Полуприседания с поворотами вправо-влево)

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.   (Прыжки вперед-назад)

Лапки вверх и лапки вниз,

На носочках подтянись.

Влево, вправо поклонись,

Наклонись и поднимись   (Движения выполнять по содержанию текста)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.    (Приседание на корточки, потирание рук)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.   (Выполнение прыжков, стоя на месте)

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики.  (Полуприседания с поворотами вправо-влево)

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг - и ускакал. (Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз)

 3. Воспитатель: Отгадайте следующую  загадку, мы узнаем, кого мы сейчас  встретим.

        Хожу в пушистой шубке,  

        Живу в густом лесу,    

        В дупле на старом дубе,    

        Орешки я грызу.

Дети: Белка.

Воспитатель:

4 слайд (картинка белки) Белка живет в лесу.Это дикое животное. Зимой свою рыжую шубку белка меняет, на более тёплую - серенькую. Живёт белка в дупле. Белки на зиму делают запасы: сушат ягоды, грибы, орехи. У неё сильные задние лапы, что позволяет ловко прыгать с ветки на ветку, с дерева на дерево. А пушистый хвост как парашют помогает держаться в воздухе.

Воспитатель: Где живет белка, ребята?

Дети: Белка живет в дупле.

Воспитатель: Чем питается?

Дети: Ягоды, грибы, орехи.

Воспитатель:

5 слайд -  7 слайд  Посмотрите, ребята, белка нам приготовила задание.  

Дидактическая игра «Четвертый лишний» детям предлагается исключить из перечисленных четырех картинок, одно животное которое они считают лишним.

На картинку посмотри,

Предмет лишний назови,

И свой выбор объясни.

1. Белка, синица, лиса, волк (синица  птица, все остальные звери)

2. Медведь, волк, лиса, заяц (медведь единственный впадает в спячку)

3. Кошка, медведь, заяц, белка (кошка домашнее животное, все остальные дикие)

Воспитатель: Почему они дикие?

Дети: Они живут в лесу, сами добывают пищу.

4. Звучит музыка «Голоса птиц».

Воспитатель: ребята  слышите? Кто это поет в лесу?

Дети:  Это птицы поют.

8 слайд (картинка птицы)

(На дереве сидят  птицы демонстрационный маериал).

Воспитатель. Посмотрите, кто сидит на дереве? (птицы)

Воспитатель. Давайте, назовем их. (Синица, дятел, снегирь, воробей, свиристель)

Воспитатель. Какие это птицы? (зимующие)

Воспитатель: Почему они зимующие? (они не улетают в теплые края, а остаются у нас)

Воспитатель: Птицам очень трудно зимой. Многие из них голодают, так как нет ни семян, ни плодов, ни насекомых. Все покрыто снегом, на улице холодно. Но мы с вами можем помочь птицам. Как люди помогают птицам зимой? (Вешают кормушки)

Воспитатель: А чем питаются птицы зимой?

Дети: Семечками, зерном

Воспитатель: Правильно ребята. Давайте и мы с вами поможем птицам. Повесим кормушку и насыпим семечек. (Дети кормят птиц)

Воспитатель: Молодцы ребята, птицы нас благодарят за то, что мы их угостили.

Воспитатель: Дети нам уже пора возвращаться в детский сад.

Мы с прогулки в детский сад

весело шагаем.

До свиданья, зимний лес,

Полный сказочных чудес!

Воспитатель.

9 слайд(картинка детский сад) Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад.

Воспитатель: Вам понравилась прогулка?

Воспитатель:  Ребята, мы с вами  очень долго  гуляли в лесу и очень много узнали о лесных жителях. Давайте вспомним, кого мы встретили в лесу, отгадав загадки.

Игра "Доскажи словечко"

Глубоко дупло – не мелко,  в нем в тепле ночует … белка.

Беленький да маленький под кусточком … заинька.

Начал громко он реветь узнаете? Я … медведь.

Воспитатель.

Вы все сегодня молодцы, хорошо отвечали и выполняли все задания зверей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» в средней группе «Жизнь диких животных весной»

Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной – линька, конец спячки, забота о потомстве; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; узнавать звуки и объяснять как...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»Цель: Закреплять знание детей о лесных жителях.Задачи:Образовательные: ...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе "Жизнь птиц зимой"

уточнить знания детей о зимующих птицах: их внешнем виде, желание помогать им....

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»

Лесные жители просят о помощи в зимнем лесу. Им хоодно и голодно....


 

Комментарии

Кулакова Юлия Александровна

Спасибо за очень интересное и познавательное занятие!