Проект "Россия-Родина моя"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Россия-родина моя»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta_moya_rodina_rossiya.docx | 34.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 48
г. Санкт - Петербург
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Россия-родина моя»
Руководители:
Воспитатель:
Сотникова Алина Вячеславовна
г. Санкт – Петербург 2023 год.
1. Вид проекта: Информационно-творческий.
2. Продолжительность: краткосрочный (1 неделя)
3. Участники проекта: дети, воспитатели, родители
4. Актуальность темы: Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.
5. Цель проекта: Воспитывать у детей любовь к большой, многонациональной Родине–России.
6. Задачи проекта:
- Знакомить со столицей Россией-Москвой. Знакомить с символикой нашей большой страны
- Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны - России;
- Осуществлять ознакомление дошкольников с географическим, природно-экологическим своеобразием России, вызвать чувство восхищения красотой русской природы.
- Продолжать знакомить детей с понятием «Родина», «Отечество», воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.
- Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.
7. Предполагаемый результат:
- Пополнение развивающей среды в группе
- Рассказы детей с фото о путешествии по России
- Обогатился словарь, улучшилась грамматическая сторона речи по данной теме.
План реализации проекта
в подготовительной группе ДОУ
«Россия-родина моя»
Подготовительный этап проекта:
- постановка цели и задач; информирование родителей по теме проекта;
- пополнение предметно-развивающей среды;
- подборка иллюстраций, картин, презентаций по темам занятий и бесед;
- подборка детской литературы по тематике проекта;
- выбор материалов для реализации проекта.
Основной этап:
Работа с детьми
Социально коммуникативное развитие
Настольно печатные игры: МЕМО, ходилки
Познавательное развитие
- Беседа «Россия-родина моя»
- Беседа «Мы все жители планеты Земля» (знакомство с национальностями)
- Беседа: Мой родной край «Заповедные места и памятники природы»
- Д/и «Наша Родина»
- Д/и «Собери герб», «Узнай наш флаг»
- Иллюстрации: герб, флаг России,
Речевое развитие
- Заучивание стихотворения З.Александровой «Родина».
- Заучивание стихотворения В. Орлова «Я и мы»
- Р/и «Подбери родное слово» (подбор однокоренных слов к слову «береза»)
Художественно-эстетическое развитие
- Рисунок «Колосок»
- Раскраски «Национальности»
- Рисунок «Кукла в национальном костюме»
- Изготовление «Кукла из ниток»
- Прослушивание песен и музыки: «Во поле береза стояла», «Урожайная песня», «Гимн России», «Русская народная музыка»
Во поле береза стояла»,
∙ «Осенняя песня»,
∙ «Урожайная»,
Во поле береза стояла»,
∙ «Осенняя песня»,
∙ «Урожайная»,
Работа с родителями:
-Обращение к родителям «В нашей группе начинает работать проект»
- Оформление рассказов детей о том, где они побывали, в какой точке нашей необъятной страны.
- Помощь родителей в фотовыставке «Я в России»
- Консультация для родителей «Чтение дома русских народных сказок»
III этап. Заключительный.
- Подведение итогов проектной деятельности;
- Рассказы и презентации фото «Я в России»
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Моя Родина Россия!»
Задачи:
Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине.
Воспитывать любовь, гордость и уважение к Родине.
Познакомить с символами государства российского (флаг, герб, гимн, столица Москва, население России и президент).
Наглядный материал: карта мира, цветные карандаши, флаг России (макет на каждого ребенка, герб России, муз. запись гимна России, иллюстрации достопримечательных мест Москвы, ручки, сюжетные картинки (король, султан, королева, президент, песня О. Газмнова «Москва»)
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, как называется наша страна?
Дети: Россия
Воспитатель: Правильно, Россия (показывает карту России). Посмотрите на карту. Так наша страна изображается на географических картах. Одна из самых больших стран - наша Россия.
Это наша Родина, в которой вы родились и живете. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая Родина.
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Наше Отечество».
Вывод: «Наше Отечество, наша Родина-матушка Россия».
Подберите слова к слову «родная», близкие по значению синонимы), (Родная, близкая, отеческая, кровная, своя).
Подберите слова, противоположные по значению (антонимы) к слову «Родина» (Чужбина, чужая земля, чужая страна).
Воспитатель: Народ придумал много фраз и пословиц о Родине. Послушайте и запомните:
«Родина любимая-мать родная»
Как вы понимаете смысл фразы?
«Человек без Родины- что соловей без песни».
«Одна у человека мать, одна у него и Родина».
«Нет ничего на свете кроме, чем Родина наша».
(Ребята повторяют пословицы, которые запомнили).
Символы России.
В детском саду есть заведующая, в школе - директор, у папы и мамы на работе - начальники. В каждой стране есть свой самый главный человек, который руководил ею. В одних странах - это король, в других- королева, а в третьих- султан. Но в большинстве стран главным человеком является президент. Вот и у нас в России есть свой Президент. Как его зовут?
Посмотрите на сюжетные картинки и скажите, где тут король, царь, султан, президент.
Впишите недостающие буквы под их изображением.
Флаг России.
У каждой страны есть свой флаг. А какой флаг у России? (Ответы детей).
Объяснение воспитателем:
Необъятные просторы нашей Родины зимой покрыты сверкающим снегом.
«Я дам Российскому флагу свой чистый белый цвет»,- сказал снег.
И на флаге появилась белоснежная полоска.
В России много морей, озер, больших и малых рек. Все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет. Так на флаге появилась синяя полоска.
По утрам над страной встает солнце. «Я хочу подарить Российскому флагу свой самый яркий красный цвет»,- сказало Солнышко. И третья полоска на флаге стала красной.
Вот какой он наш российский флаг: три полосы - белая, синяя и красная. Российский флаг иногда называют «триколор», что значит «трехцветный».
Раскрасьте полоски и получите Российский флаг.
Герб России.
Мы познакомились с российским флагом, а теперь мы узнаем, какой у России герб, то есть отличительный знак страны.
Однажды на большой поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах. Стали они думать и решили, кому из них быть на гербе России. Есть у нас король птиц - орел с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Если внимательней рассмотреть герб, то мы увидим на нем кроме двуглавого орла, изображенного воина на белом коне и страшный дракон, которого воин поражает своим копьем. Этого воина зовут Георгий Победоносец (рассказ легенды о Георгии Победоносце).
Почему Георгий Победоносец изображен на гербе России? (Ответы детей).
Потому, что он защищает от всякого зла, и Россия всегда побеждает всех врагов.
Гимн России.
Что такое гимн? Это самая главная, самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем флаги и гербы. Гимн исполняется в особо важных случаях (когда героям вручают награды, когда спортсмены медали на соревнованиях). Знаменитый поэт Сергей Михалков, который сочинил много сказок и стихов для детей, написал слова для нашего гимна.
(Прослушать гимн России).
Москва-столица России.
Стихотворение:
Здесь твое сердце, Русская земля,
У древних стен великого Кремля.
Всем городам российским ты глава-
Столица наша, славная Москва.
В каждой стране главный город, который называют столицей. В столице живет
Президент. Столица России - город Москва (ответы детей).
На этом рисунке мы видим главную площадь Москвы - Красную площадь. По большим праздникам здесь проходят военные парады, праздники, концерты. Красная площадь очень древняя и красивая. Храм Василия Блаженного, Спасская башня, Мавзолей В. И. Ленина, Сенатская башня - это достопримечательности Москвы.
В России живут 170 разных народов. Послушайте стихотворение:
А у нас в стране живут
Русский, коми и якут,
И нанаец и мордвин,
И калмык, и осетин
И тувинец, и бурят-
Все они дружить хотят!
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие «Моя Родина- Россия», мы познакомились с главными сведениями о нашей Родине, которые необходимы будущим первоклассникам.
(Звучит песня О. Газманова «Москва»).
Конспект занятия - беседы в подготовительной группе
«Дружба народов»
Цель занятия: формирование представлений у детей о разных народов России, их культуре, традициях, привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.
Задачи: Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:
- к семье, городу, стране;
- к природе родного края;
- к культурному наследию своего народа.
2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;
4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, края.
Воспитатель:
-В какой стране мы живем? (Россия).
Наша страна великая, сильная и очень красивая. Но страна – это не только поля, леса, реки, озера и города. Страна – это прежде всего люди, живущие в ней. Мы все с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов. А народов этих очень много. Русские, чуваши, мордва, башкиры, татары, чукчи, ненцы, осетины, ингуши. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру и традиции.
- А что такое народные традиции? (ответы детей).
Это то, что передается от родителей детям, внукам. Все это бережно сохраняется и передается из поколения в поколение. Бережное отношение к родной земле, к людям, родному языку, памятникам истории и культуры. Например, это народные праздники, свадебные традиции.
- Какие русские народные праздники вы знаете? (Ответы детей).
Правильно, их очень много, и все эти праздники мы стараемся с вами отмечать. (Масленица, Рождество, Пасха, праздник жаворонков, День Ивана Купалы, Синичкин день и пр.)
- А вот у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ в поле (воспитатель показывает картинку).
У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ лучше или хуже другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России.
У каждого народа свои сказки, песни, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.
Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с некоторыми народами нашей страны.
Русский народный костюм. (Воспитатель показывает картинку).
- Во что одета женщина? В красный сарафан. А что на голове? А кто знает как правильно называется этот головной убор? (кокошник).
- А во что одет мужчина? В рубашку, которая называется «косоворотка». Опишите косоворотку. (Красная рубашка, украшенная тесьмой, вышивкой).
Чукотский костюм. Этот народ живет на Севере России, где даже летом очень холодно. Одежда чукчей очень теплая. Она сделана из оленьих шкур, меха, ведь, прежде всего она должна быть теплой и удобной. Чукчи одеты в меховые теплые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется «кухлянка». Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.
Татарский костюм. Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? На голове у мужчины «тюбетейка». Костюм украшен узором, состоящим из геометрических фигур.
Мордовский костюм. Обязательный элемент мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.
Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь в старые времена такую одежду одевали только по праздникам.
У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой национальный, например мордовский или татарский, и русский язык. На русском языке говорят во всей нашей стране. Русский язык помогает всем народам России общаться, понимать друг друга. Якут или осетин могут не знать татарского или башкирского языка, но все они могут договориться на русском языке.
- Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из покорения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. А как вы думаете чем? (ответы детей). В них добро побеждает зло, они учат справедливости, щедрости, смеются над злом, жадностью, глупостью.
- Какие народные сказки вы знаете? (ответы детей). Сказки всех народов России очень добрые, много хороших слов в них сказано о настоящей дружбе. Поэтому все народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, помогают друг другу.
- Очень богата Россия народными мастерами и умельцами (воспитатель показывает иллюстрации народных промыслов).
- У каждого народа есть свои народные блюда. Любимое блюдо русского народа – пироги и блины. У чукчей – строганина – блюдо из замороженной рыбы или оленины. У осетин и ингушей сладости – халва, пахлава. У татар вкусные сладости, например чак-чак.
В конце беседы детям раздаются раскраски с национальными костюмами.