Статья «Природоохранные акции как средство развития познавательных способностей дошкольников»
статья по окружающему миру (старшая группа)
В данной статье представлены материалы из практического опыта работы с детьми в ДОО, которые отражают роль природоохранных акций во взаимосвязи и влиянии человека с природой, также описывается практическая природоохранная деятельность в ДОО в форме экологических акций, которые направлены на решение актуальных экологических проблем, экологического воспитания подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 820.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Природоохранные акции как средство развития
познавательных способностей дошкольников»
Имаева Эльвина Тахировна
Воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад № 6 городского округа
город Нефтекамск Республики Башкортостан
Введение. Мир вокруг нас стремительно меняется. Эти изменения связаны с научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Влияние человека своей жизнедеятельностью на окружающую среду огромно и поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.
Практическая природоохранная работа играет огромную роль в воспитании экологической культуры воспитанников ДОО. Уже с дошкольного возраста дети должны не только знать об экологических проблемах, но и быть готовыми принимать активное участие в разрешении этих проблем. Только при условии, что у них будет опыт личностно-значимой практической природоохранной деятельности, можно быть уверенными в том, что они будут принимать активное участие в решении экологических проблем своей малой родины.
Ключевые слова: акция; цель проведения акций; задачи акций; виды и направления акций; этапы акций.
В связи с ухудшением состояния окружающей среды, в настоящее время возникла острая необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека.
Актуальностью экологического воспитания является часто безграмотная, расточительная деятельность человека в природе, ведущая к нарушению экологического равновесия.
У детей, когда они видят примеры ежедневного, внимательного отношения со стороны взрослых, закладывается любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому, очень важно закладывать с детства заботливое отношение к природе, желание беречь ее, ведь только экологически грамотное и сознательное население, занимающее активную природосберегающую позицию, в состоянии сохранить природу. Эти качества можно воспитывать посредством проведения акций. [1]
Что же из себя представляют акции? Акции – это социально значимые мероприятия, которые предпринимаются для достижения единой цели, прежде всего для развития у детей и взрослых экологической культуры. Природоохранные акции — это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы.
Основной целью проведения природоохранных акций в ДОО является: развитие у детей дошкольного возраста представлений о взаимосвязи и взаимодействии человека с природой, об универсальной ценности природы, а так же развитие экологического сознания посредством природоохранных акций. [2]
Задачи, которые решаются при внедрении в практику работы ДОО природоохранных акций:
- анализ учебно-методической литературы относительно по проблеме;
- разработка и апробация на практике природоохранных акций и выявление их эффективности при формировании представлений о взаимосвязи Человек – Природа;
- формирование системы элементарных научных экологических представлений доступных пониманию ребёнка (прежде всего как средства становления осознано - правильного отношения к природе);
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребёнка поведения, и элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде в процессе организации и проведения природоохранных акций. [4]
Существуют следующие виды акций: красткосрочные (1 день) включают в себя 1-3 мероприятия в течение дня; среднесрочные (длятся до 1 недели) приурочены к какой-то дате, празднику, теме; долгосрочные (до 1 месяца) в основном посвящены какой-то теме.
Акции так же делятся по направлениям:
- помощь другим людям («Подарки друзьям», «Доброе сердечко», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги малышам»);
- экология («Наши братья меньшие», «Покормим птиц зимой», «Столовая для пернатых», «Красная книга природы»);
- окружающий социальный мир («Чистая площадка в детском саду», «Чистые дорожки», «Безопасная дорога», «Вылечим книги»);
- значимые даты и праздники («Для мамочки любимой», «День Победы», «Добрые дела к Новому году», «День Пожилого человека»). [3]
А также акции включают в себя этапы:
1) Подготовительный (разработка плана по достижению цели);
2) Организационно-практический (выполнение плана деятельности);
3) Аналитический (подведение итогов, рефлексия).
Чем хороши природоохранные акции в работе ДОО?
- акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький человек способен изменить в лучшую (или худшую) сторону свое окружение;
- акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе и воспроизведения знаний, а трансформацию знаний в отношение. С этих позиций большое внимание уделяется посильной практической деятельности ;
- в акции включены все члены педагогического процесса: и педагоги, и дети, и их родители;
- данная форма работы позволяет реализовать принципы интеграции и системности через комплекс различных видов деятельности;
- природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней. [1]
В нашей группе были организованы следующие виды акций.
Акция «Береги природу» (см.рис.1). Данная акция преследует цель привлечения внимания к проблеме охраны и бережного отношения к растительному и животному миру лесов, а также пропаганду экологических знаний у детей и их родителей. В нашей группе совместно с детьми был создан плакат «Природа – твой друг, береги её, помогай ей», который включал в себя и правила поведения в природе.
Рисунок 1. Плакат «Природа – твой друг, береги её, помогай ей»
Акция «Сдай батарейку – сохрани природу».
Цель: помочь понять необходимость сортировать мусор и сдавать некоторые отходы в приемные пункты, воспитывать экологически грамотное поведение в окружающей среде. С детьми в нашей группе были проведены беседы на темы: «Что такое батарейка?», «Для чего нужны батарейки?», «Какой вред наносит батарейка окружающей среде?», «Как нужно утилизировать батарейки?». Провели опыт с батарейкой: положили несколько батареек в банку с водой и через некоторое время наблюдали, что вода в банке помутнела. Также совместно с родителями был организован сбор батареек в группе, а потом все собранные батарейки отнесли в специальный контейнер возле дома на улице Городской 8б.
Акция «Сдай макулатуру – сохрани природу», целью которой являлось формирование активной позиции детей в области охраны окружающей среды. С детьми были проведены беседы о том, как изготавливается бумага, для чего она нужна. Совместно с родителями организовали сбор макулатуры в группе, а затем успешно сдали в «копилку» сбора макулатуры нашего детского сада.
Акция «В лесу родилась елочка, так пусть там и живёт».
Цель: Привлечение внимания детей и родителей к проблеме вырубки ёлок в канун Нового года. Также в группе была проведена беседа о вреде вырубки ёлок. Совместно с детьми мы изготовили плакат с обращением-призывом к людям о сохранении живых елок (см.рис.2). А также в данной акции приняли участие родители: они выставили данный плакат у себя на страницах в социальных сетях.
Рисунок 2. Плакат «В лесу родилась елочка, так пусть там и живёт»
В заключение можно отметить, что у детей сформированы начала экологической культуры; развиваются умственные способности (умение экспериментировать, анализировать, делать выводы), экологическое мышление; дети учатся практическим действиям по охране природы, появилось желание общаться с ней и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Принимая участие в экологических акциях, дошколята применяют полученные знания на практике, остаются неравнодушными к природе.
Список литературы:
- Корнилова. В.М. «Экологическое окно» в детском саду. Сфера, с.
- Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду. Волгоград. Издательство «Учитель», 2020. - 232 с.
- Природоохранные акции. Экологический календарь: учебно-методическое пособие / сост. А.А. Хохлов, И.М. Зарубина – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2017. – 95 с.
- Формирование экологического сознания дошкольников через природоохранные акции. Дата публикации: Дата обращения: декабрь 2022г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/14/picture-123607-1636877802.jpg)
Презентация статьи "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"
Презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/19/picture-787130-1574190124.jpg)
Статья "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"
Театральная деятельность - это самый распространненый вид детского творчество. Она близка и понятна ребенку. Всякую свою выдумку, впечетление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/13/picture-972979-1510574575.jpg)
Статья "Использование математических сказок в развитие познавательный способностей дошкольника в условиях ДОУ"
Одним из эффективных средств математического развития, представляющим собой интерес для дошкольника является математическая сказка. Она представляет собой особое сказочное повествование, которое раскр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/11/picture-468222-1439312767.jpg)
Статья "ПРИРОДООХРАННЫЕ АКЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ"
Формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения человека является важной задачей в современном обществе. Проведение природоохранных акции является действенным средством развития эк...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/03/picture-981532-1512319189.jpg)
Статья «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Статья для педагогов дошкольного учереждения. Одним из способов развития познавательных способностей являются дидактические игры. Они являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраст...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/20/picture-1056285-1600618916.jpg)
Статья "Экологическая тропа как средство развития познавательных способностей дошкольников"
quot;Экологическая тропа как средство развития познавательных способностей дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/14/picture-593464-1423917977.jpg)
Статья "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"
Статья "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников" Театраллизованная деятельность-это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи ...