Статья «Природоохранные акции как средство развития познавательных способностей дошкольников»
статья по окружающему миру (старшая группа)
В данной статье представлены материалы из практического опыта работы с детьми в ДОО, которые отражают роль природоохранных акций во взаимосвязи и влиянии человека с природой, также описывается практическая природоохранная деятельность в ДОО в форме экологических акций, которые направлены на решение актуальных экологических проблем, экологического воспитания подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_imaeva_e.t.docx | 820.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Природоохранные акции как средство развития
познавательных способностей дошкольников»
Имаева Эльвина Тахировна
Воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад № 6 городского округа
город Нефтекамск Республики Башкортостан
Введение. Мир вокруг нас стремительно меняется. Эти изменения связаны с научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Влияние человека своей жизнедеятельностью на окружающую среду огромно и поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.
Практическая природоохранная работа играет огромную роль в воспитании экологической культуры воспитанников ДОО. Уже с дошкольного возраста дети должны не только знать об экологических проблемах, но и быть готовыми принимать активное участие в разрешении этих проблем. Только при условии, что у них будет опыт личностно-значимой практической природоохранной деятельности, можно быть уверенными в том, что они будут принимать активное участие в решении экологических проблем своей малой родины.
Ключевые слова: акция; цель проведения акций; задачи акций; виды и направления акций; этапы акций.
В связи с ухудшением состояния окружающей среды, в настоящее время возникла острая необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека.
Актуальностью экологического воспитания является часто безграмотная, расточительная деятельность человека в природе, ведущая к нарушению экологического равновесия.
У детей, когда они видят примеры ежедневного, внимательного отношения со стороны взрослых, закладывается любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому, очень важно закладывать с детства заботливое отношение к природе, желание беречь ее, ведь только экологически грамотное и сознательное население, занимающее активную природосберегающую позицию, в состоянии сохранить природу. Эти качества можно воспитывать посредством проведения акций. [1]
Что же из себя представляют акции? Акции – это социально значимые мероприятия, которые предпринимаются для достижения единой цели, прежде всего для развития у детей и взрослых экологической культуры. Природоохранные акции — это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы.
Основной целью проведения природоохранных акций в ДОО является: развитие у детей дошкольного возраста представлений о взаимосвязи и взаимодействии человека с природой, об универсальной ценности природы, а так же развитие экологического сознания посредством природоохранных акций. [2]
Задачи, которые решаются при внедрении в практику работы ДОО природоохранных акций:
- анализ учебно-методической литературы относительно по проблеме;
- разработка и апробация на практике природоохранных акций и выявление их эффективности при формировании представлений о взаимосвязи Человек – Природа;
- формирование системы элементарных научных экологических представлений доступных пониманию ребёнка (прежде всего как средства становления осознано - правильного отношения к природе);
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребёнка поведения, и элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде в процессе организации и проведения природоохранных акций. [4]
Существуют следующие виды акций: красткосрочные (1 день) включают в себя 1-3 мероприятия в течение дня; среднесрочные (длятся до 1 недели) приурочены к какой-то дате, празднику, теме; долгосрочные (до 1 месяца) в основном посвящены какой-то теме.
Акции так же делятся по направлениям:
- помощь другим людям («Подарки друзьям», «Доброе сердечко», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги малышам»);
- экология («Наши братья меньшие», «Покормим птиц зимой», «Столовая для пернатых», «Красная книга природы»);
- окружающий социальный мир («Чистая площадка в детском саду», «Чистые дорожки», «Безопасная дорога», «Вылечим книги»);
- значимые даты и праздники («Для мамочки любимой», «День Победы», «Добрые дела к Новому году», «День Пожилого человека»). [3]
А также акции включают в себя этапы:
1) Подготовительный (разработка плана по достижению цели);
2) Организационно-практический (выполнение плана деятельности);
3) Аналитический (подведение итогов, рефлексия).
Чем хороши природоохранные акции в работе ДОО?
- акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький человек способен изменить в лучшую (или худшую) сторону свое окружение;
- акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе и воспроизведения знаний, а трансформацию знаний в отношение. С этих позиций большое внимание уделяется посильной практической деятельности ;
- в акции включены все члены педагогического процесса: и педагоги, и дети, и их родители;
- данная форма работы позволяет реализовать принципы интеграции и системности через комплекс различных видов деятельности;
- природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней. [1]
В нашей группе были организованы следующие виды акций.
Акция «Береги природу» (см.рис.1). Данная акция преследует цель привлечения внимания к проблеме охраны и бережного отношения к растительному и животному миру лесов, а также пропаганду экологических знаний у детей и их родителей. В нашей группе совместно с детьми был создан плакат «Природа – твой друг, береги её, помогай ей», который включал в себя и правила поведения в природе.
Рисунок 1. Плакат «Природа – твой друг, береги её, помогай ей»
Акция «Сдай батарейку – сохрани природу».
Цель: помочь понять необходимость сортировать мусор и сдавать некоторые отходы в приемные пункты, воспитывать экологически грамотное поведение в окружающей среде. С детьми в нашей группе были проведены беседы на темы: «Что такое батарейка?», «Для чего нужны батарейки?», «Какой вред наносит батарейка окружающей среде?», «Как нужно утилизировать батарейки?». Провели опыт с батарейкой: положили несколько батареек в банку с водой и через некоторое время наблюдали, что вода в банке помутнела. Также совместно с родителями был организован сбор батареек в группе, а потом все собранные батарейки отнесли в специальный контейнер возле дома на улице Городской 8б.
Акция «Сдай макулатуру – сохрани природу», целью которой являлось формирование активной позиции детей в области охраны окружающей среды. С детьми были проведены беседы о том, как изготавливается бумага, для чего она нужна. Совместно с родителями организовали сбор макулатуры в группе, а затем успешно сдали в «копилку» сбора макулатуры нашего детского сада.
Акция «В лесу родилась елочка, так пусть там и живёт».
Цель: Привлечение внимания детей и родителей к проблеме вырубки ёлок в канун Нового года. Также в группе была проведена беседа о вреде вырубки ёлок. Совместно с детьми мы изготовили плакат с обращением-призывом к людям о сохранении живых елок (см.рис.2). А также в данной акции приняли участие родители: они выставили данный плакат у себя на страницах в социальных сетях.
Рисунок 2. Плакат «В лесу родилась елочка, так пусть там и живёт»
В заключение можно отметить, что у детей сформированы начала экологической культуры; развиваются умственные способности (умение экспериментировать, анализировать, делать выводы), экологическое мышление; дети учатся практическим действиям по охране природы, появилось желание общаться с ней и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Принимая участие в экологических акциях, дошколята применяют полученные знания на практике, остаются неравнодушными к природе.
Список литературы:
- Корнилова. В.М. «Экологическое окно» в детском саду. Сфера, с.
- Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду. Волгоград. Издательство «Учитель», 2020. - 232 с.
- Природоохранные акции. Экологический календарь: учебно-методическое пособие / сост. А.А. Хохлов, И.М. Зарубина – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2017. – 95 с.
- Формирование экологического сознания дошкольников через природоохранные акции. Дата публикации: Дата обращения: декабрь 2022г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация статьи "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"
Презентация...
Статья "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"
Театральная деятельность - это самый распространненый вид детского творчество. Она близка и понятна ребенку. Всякую свою выдумку, впечетление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живы...
Статья "Использование математических сказок в развитие познавательный способностей дошкольника в условиях ДОУ"
Одним из эффективных средств математического развития, представляющим собой интерес для дошкольника является математическая сказка. Она представляет собой особое сказочное повествование, которое раскр...
Статья "ПРИРОДООХРАННЫЕ АКЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ"
Формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения человека является важной задачей в современном обществе. Проведение природоохранных акции является действенным средством развития эк...
Статья «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Статья для педагогов дошкольного учереждения. Одним из способов развития познавательных способностей являются дидактические игры. Они являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраст...
Статья "Экологическая тропа как средство развития познавательных способностей дошкольников"
quot;Экологическая тропа как средство развития познавательных способностей дошкольников"...
Статья "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"
Статья "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников" Театраллизованная деятельность-это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи ...