Экологическое воспитание
консультация по окружающему миру (старшая группа)
Жизнь человека тесно связана с природой, которая всегда была для нее источником материальных и духовных сил. Но сегодня человечество столкнулось с множеством проблем, вызванных потребительским отношением человека к природе. Поэтому, в настоящее время огромную значимость получает формирование экологических ценностей в процессе воспитания подрастающего поколения. В ситуации, когда развивающиеся технологии оказывают все более разрушающее воздействие на природные ресурсы, экосистемы и даже климат земного шара, экологические проблемы не должны оставаться без внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологическое воспитание дошкольника | 17.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Жизнь человека тесно связана с природой, которая всегда была для нее источником материальных и духовных сил. Но сегодня человечество столкнулось с множеством проблем, вызванных потребительским отношением человека к природе. Поэтому, в настоящее время огромную значимость получает формирование экологических ценностей в процессе воспитания подрастающего поколения. В ситуации, когда развивающиеся технологии оказывают все более разрушающее воздействие на природные ресурсы, экосистемы и даже климат земного шара, экологические проблемы не должны оставаться без внимания.
Научные оценки глобальной современной экологической ситуации не оптимистичны. Они заставляют задумываться каждого неравнодушного человека, который думает о будущем своих детей, внуков, всей планеты. Именно поэтому так важно осуществлять экологическое воспитание, формировать личность, уметь жить в гармонии с природой, чувствовать себя ее частью, для которой нормой жизни является бережное отношение к ней. И начинать это следует с раннего детства.
Таким образом, экологическое воспитание - это сложный, многоступенчатый, непрерывный процесс, результатом которого должна стать готовность человека к оптимальному взаимодействию с природой и ее ресурсами.
Основными задачами в работе с детьми является воспитание у них:
- Понимание ценности природы (природа может существовать без человека, а человек без природной среды - не может);
- Осознание себя как части природы;
- Понимание того, что в природе все взаимосвязано;
- Эмоционально-положительного отношения к окружающему миру;
- Понимание неповторимой красоты природы во все времена года;
- Активной жизненной позиции, любви и бережного отношения к природе и всего живого в ней;
- Осознание того, что состояние здоровья человека зависит от качества окружающей среды;
- Осознание необходимости знать правила поведения в природе и соблюдать их.
Экологическое воспитание дошкольников ставит перед собой цель не только представление соответствующих знаний, но и направленность на осознание экологической ценности природной среды в единстве его с человеком. Дошкольникам необходимо давать знания в доступной для них форме, чтобы побудить дальнейшее познание окружающего мира, развивать и воспитывать ребенка.
Подавая детям информацию об окружающей среде, применяется объяснительно - иллюстративный метод (рассказ, объяснение, беседа). Рассказы содержат учебные элементы, используется интересный естественный материал. Многие занятия строятся в форме эвристической беседы с проблемными вопросами, задачами, которые решаются во время беседы с детьми. Это дает детям возможность учиться сравнивать, анализировать, использовать имеющиеся знания, развивать логическое мышление.
В работе с детьми необходимо практиковать наглядность - это разнообразные иллюстрации, гербарии, альбомы (таблицы, схемы, карты, макеты, фотографии, натуральные природные объекты).
Экологические знания ребенку целесообразнее получать в познавательной деятельности. Ее основными видами являются экологические экскурсии, наблюдения, прогулки.
Наблюдение - основной метод ознакомления детей с природой. Это активная форма познания окружающего мира, имеет целью накопления факторов, начальных представлений об объектах и явлениях природы, в результате чего оно может рассматриваться как познавательная деятельность и как метод обучения.
Прогулки - повседневная форма работы, где дети, наблюдая, знакомятся с теми признаками объектов природы, явлениями, которые происходят в течение длительного времени.
Экологические экскурсии определяются в педагогике как форма и метод учебно - воспитательной работы, позволяющие организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях. Во время экскурсии дети знакомятся с явлениями природы в их природных взаимосвязях, с растениями и животными в среде их обитания, с разрушительным воздействием человека на природу. Содержанием таких экскурсий могут стать: обследование местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельеф местности, наличие растений и животных. Во время экскурсий дети собирают природный материал для коллекций, игр, занятий с флористики, труда, рисования. На экскурсиях ребенок обогащает свои экологические знания, раскрывает свое сердце красоте окружающей среды, приучается к культуре поведения.
Основная форма деятельности дошкольника - игра, которая одновременно является для него главным способом познания внешнего мира, основным элементом детского развития, в том числе и экологического воспитания. Игра - это творческая и эмоциональная деятельность детей, полна радости, поэтому введение ее в образовательный процесс способствует созданию эмоционального настроения и мотивации экологической деятельности.
Поэтому можно использовать дидактические игры экологического содержания, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами - сюжетноподвижные, подвижные, настольно-печатные, а также упражнения экологического содержания, которые развивают самостоятельность детей, способствуют приобретению знаний об окружающей действительности.
Таким образом, изучая проблему экологического воспитания дошкольников, можно сделать следующий вывод: необходимо с ранних лет учить детей бережному отношению к природе. Стремится к тому, чтобы в ребенке сформировались экологические принципы, которым он будет придерживаться в течении всей свой жизни. Конечно, отдельный человек не может остановить тотальную вырубку лесов, осушение болот или повлиять на засорение мирового океана, но необходимо помнить, что каждый из нас может сделать то немного, что в сумме вполне сможет спасти нашу планету. Также, воспитание экологической культуры дошкольников будет наиболее эффективным и плодотворным, если дети найдут поддержку в семье в интересующих их вопросах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его соде...
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...
Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...
Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...
Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...