Опытно-экспериментальная деятельность с детьми в детском саду
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Ирина Игоревна Болтивец

Цель деятельности: формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Воздух-невидимка17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Воздух-невидимка»

(опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе)

Цель: формировать представление детей о воздухе и его свойствах.

Задачи:

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах

воздуха, о значимости воздуха в жизни человека и животных;

- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента;

- развивать навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;

-воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

Ход ОД

Педагог сообщает детям, что к ним пришло письмо от их хорошего знакомого-космического пришельца.

В письме находится мнемотаблица «Свойства воздуха», загадка про воздух.

Есть ли дети одеяло,

Чтоб всю Землю укрывало?

Да притом не видно было?

Ни сложить, ни развернуть?

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет,

Есть, а вроде бы и нет!

Педагог предлагает детям помочь пришельцу разобраться в загадочном послании, и педагог приглашает детей в секретную лабораторию.

Дети вспоминают о свойствах воздуха, которые были выявлены в ходе опытов.

Дети читают стихи о воздухе:

Он-прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Может пахнуть апельсином,

Кофе, завтраком, бензином,

Он из фена вылетает,

Теплым он тогда бывает.

А когда вокруг мороз,

Щиплет больно он за нос.

Летом он бывает теплым,

Пахнет холодом зимой,

Когда иней лег на стекла

Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим,

Просто мы его вдыхаем,

Ведь он нам необходим.

Педагог: сегодня в нашей лаборатории мы проведем опыты, которые помогут нам узнать много интересного о воздухе, который нас окружает.

Земля окутана тонкой воздушной оболочкой- атмосферой. Если Землю сравнить с яблоком, то её атмосфера будет не толще яблочной кожуры, но без нее Земля была бы такой же безжизненной, как Луна. Атмосфера дает нам воздух для дыхания и чистую воду для питья. Она согревает нас, поглощая солнечное тепло, в то же самое время, защищая нас от его вредного излучения. Атмосфера также формирует погоду, поскольку именно перемешивание воздуха в нижних слоях атмосферы при нагревании их солнцем определяет погодные условия.

Человек может прожить без пищи-30 дней, без воды-14 дней, а без воздуха-несколько минут.

Опыт «Соломенный буравчик» (Выявить, что воздух обладает упругостью)

Сырые картофелины, по две соломенные трубки на каждого ребенка

(Дыбина, стр.144)

Опыт «Сила воздуха» (упругость), пипетки и стаканчики с цветной водой.

Опыт «Летающие шарики» (упругость), надуть и отпустить.

Опыт «Воздух звучит» подуть в трубочку для коктейлей,

Опыт «Свечка в банке» (Выявить, что при горении изменяется состав воздуха, кислорода становится меньше, что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения пожара)

Свечка, банка (Дыбина стр.145)

Физразминка «Непоседа – ветер»:

Сильный ветер сосны крутит,

Словно самый тонкий прутик.

Ели наклонились тоже

Мы с тобой на них похожи.

Вот по веткам белка мчится

Белка ветра не боится,

Белка прыгает так ловко

Ведь во всем нужна сноровка.

А куда медведь идет

Ищет ягоды и мед.

Ну а нам пора садиться

Заниматься не лениться.

Опыт «Холодный-теплый» (Выявить, что при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется), это свойство воздуха используют в воздухоплавании.

Пластиковые бутылки, воздушный шарик, монетка (Дыбина стр.146)

Первый воздушный шар был запущен братьями Монгольфье в 1783 году, первыми пассажирами были утка, петух и баран.

Опыт «Откуда берется ветер»

(свеча и змейка, вырезанная из тонкой бумаги по спирали)

(Открыт. Мероприятия стр.76)

Вывод: ветер-это движение воздуха.

Порассуждаем, ветер-это хорошо или плохо?

Хорошо:

- в жару, не так жарко,

- надувает паруса и парусники могут плыть,

-переносит семена растений,

-можно летать на воздушном шаре,

-запускать воздушных змеев,

- работают ветряные мельницы.

Плохо:

-если холодный зимний ветер, то замерзаешь,

- шторм на море, тонут корабли,

- сильная буря разрушает дома, ломает деревья,

- разносит не только хорошие семена, но и сорняки.

Любой ветер-это просто перемещение воздуха. Сильный ветер-это быстрое движение воздуха, а легкий бриз-медленное. Воздух движется, потому что Солнце нагревает поверхность Земли неравномерно, создавая разность давления воздуха, что приводит к его перемещению. Под воздействием тепла воздух расширяется и поднимается вверх, понижая атмосферное давление. Там, где воздух холодный и тяжелый, атмосферное давление высокое. Ветры, дующие из областей повышенного давления, называют антициклонами, в области пониженного давления- циклонами. Чем больше разность давления, тем сильнее ветер.

Д/игра «Какой ветер?» (подобать как можно больше разных слов, которые описывали бы ветер)

Если ветер сильный, то он- буйный, быстрый, лихой, неистовый, нещадный, порывистый, свирепый, могучий, неугомонный, пронизывающий, холодный, ледяной, северный.

Если слабый, легкий, то он- нежный, тихий, веселый, весенний, ласковый, южный.

Воздух может звучать (это свойство используется в духовых инструментах).

Для определения силы ветра есть нехитрый прибор- обыкновенная вертушка.

Подведем итоги:

- воздух-это газ, он есть повсюду, он бесцветный, без запаха, но помогает нам чувствовать запахи;

-все живые организмы дышат, используя воздух;

- движется (ветер, ветряные электростанции, парусники, яхты; ветер возникает, когда на место теплого воздуха поступает холодный);

- способен расширяться при нагревании (воздухоплавание);

- сжимаем и упруг (мячи, колеса машин, надувные круги, матрасы, лодки резиновые);

-может звучать (духовые инструменты);

- сохраняет тепло (шерстяная одежда, пуховики), воздух находится между ворсинками и сохраняет тепло, птицы и звери в сильный мороз прячутся в снег, потому что м-у снежинок воздух и он защищает от холода;

- в воздухе есть кислород, углекислый газ, азот, водород;

- растения поглощают углекислый газ, который используют в фотосинтезе и выделяют кислород;

Какой опыт вам понравился больше?

А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно свойство- с воздухом можно играть (вертушки, мыльные пузыри, воздушные змеи).

Конструирование «Вертушка» («Открыт. мероприятия.» стр.75)

Сейчас мы с вами изготовим свои вертушки (Квадраты бумажные, клей, ножницы, гвоздики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по организации экспериментально-исследовательской деятельности с детьми в детском саду

Цель системного подхода: научить детей относится к своей планете бережно, не загрязнять ее, а так же развивать эстетические чувства, отражать их в творческой деятельности...

Развитие компетентности родителей в вопросах организации экспериментальной деятельности с детьми в детском саду и дома.( из опыта работы)

цель  моей работы – привлечь родителей к активному участию в педагогическом  процессе  через совместную с детьми экспериментальную деятельность....

«Применение лэпбуков в образовательной деятельности с детьми в детском саду»

Лепбук - это универсальное пособие, которое может быть итогом проектоной совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей, тематической недели. Может быть использован при реализации одной и...

Методы и приёмы используемые в изобразительной деятельности с детьми в детском саду и дома.

Известно, что успех воспитания и обучения во многом зависит от используемых методов и приёмов направленных на формирование и развитие творческих способностей детей. Предлагаю воспитателям и родителям ...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...