Опытно-экспериментальная деятельность с детьми в детском саду
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель деятельности: формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воздух-невидимка | 17.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Воздух-невидимка»
(опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе)
Цель: формировать представление детей о воздухе и его свойствах.
Задачи:
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах
воздуха, о значимости воздуха в жизни человека и животных;
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента;
- развивать навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
-воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
Ход ОД
Педагог сообщает детям, что к ним пришло письмо от их хорошего знакомого-космического пришельца.
В письме находится мнемотаблица «Свойства воздуха», загадка про воздух.
Есть ли дети одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть?
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет!
Педагог предлагает детям помочь пришельцу разобраться в загадочном послании, и педагог приглашает детей в секретную лабораторию.
Дети вспоминают о свойствах воздуха, которые были выявлены в ходе опытов.
Дети читают стихи о воздухе:
Он-прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином,
Он из фена вылетает,
Теплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Летом он бывает теплым,
Пахнет холодом зимой,
Когда иней лег на стекла
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим,
Просто мы его вдыхаем,
Ведь он нам необходим.
Педагог: сегодня в нашей лаборатории мы проведем опыты, которые помогут нам узнать много интересного о воздухе, который нас окружает.
Земля окутана тонкой воздушной оболочкой- атмосферой. Если Землю сравнить с яблоком, то её атмосфера будет не толще яблочной кожуры, но без нее Земля была бы такой же безжизненной, как Луна. Атмосфера дает нам воздух для дыхания и чистую воду для питья. Она согревает нас, поглощая солнечное тепло, в то же самое время, защищая нас от его вредного излучения. Атмосфера также формирует погоду, поскольку именно перемешивание воздуха в нижних слоях атмосферы при нагревании их солнцем определяет погодные условия.
Человек может прожить без пищи-30 дней, без воды-14 дней, а без воздуха-несколько минут.
Опыт «Соломенный буравчик» (Выявить, что воздух обладает упругостью)
Сырые картофелины, по две соломенные трубки на каждого ребенка
(Дыбина, стр.144)
Опыт «Сила воздуха» (упругость), пипетки и стаканчики с цветной водой.
Опыт «Летающие шарики» (упругость), надуть и отпустить.
Опыт «Воздух звучит» подуть в трубочку для коктейлей,
Опыт «Свечка в банке» (Выявить, что при горении изменяется состав воздуха, кислорода становится меньше, что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения пожара)
Свечка, банка (Дыбина стр.145)
Физразминка «Непоседа – ветер»:
Сильный ветер сосны крутит,
Словно самый тонкий прутик.
Ели наклонились тоже
Мы с тобой на них похожи.
Вот по веткам белка мчится
Белка ветра не боится,
Белка прыгает так ловко
Ведь во всем нужна сноровка.
А куда медведь идет
Ищет ягоды и мед.
Ну а нам пора садиться
Заниматься не лениться.
Опыт «Холодный-теплый» (Выявить, что при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется), это свойство воздуха используют в воздухоплавании.
Пластиковые бутылки, воздушный шарик, монетка (Дыбина стр.146)
Первый воздушный шар был запущен братьями Монгольфье в 1783 году, первыми пассажирами были утка, петух и баран.
Опыт «Откуда берется ветер»
(свеча и змейка, вырезанная из тонкой бумаги по спирали)
(Открыт. Мероприятия стр.76)
Вывод: ветер-это движение воздуха.
Порассуждаем, ветер-это хорошо или плохо?
Хорошо:
- в жару, не так жарко,
- надувает паруса и парусники могут плыть,
-переносит семена растений,
-можно летать на воздушном шаре,
-запускать воздушных змеев,
- работают ветряные мельницы.
Плохо:
-если холодный зимний ветер, то замерзаешь,
- шторм на море, тонут корабли,
- сильная буря разрушает дома, ломает деревья,
- разносит не только хорошие семена, но и сорняки.
Любой ветер-это просто перемещение воздуха. Сильный ветер-это быстрое движение воздуха, а легкий бриз-медленное. Воздух движется, потому что Солнце нагревает поверхность Земли неравномерно, создавая разность давления воздуха, что приводит к его перемещению. Под воздействием тепла воздух расширяется и поднимается вверх, понижая атмосферное давление. Там, где воздух холодный и тяжелый, атмосферное давление высокое. Ветры, дующие из областей повышенного давления, называют антициклонами, в области пониженного давления- циклонами. Чем больше разность давления, тем сильнее ветер.
Д/игра «Какой ветер?» (подобать как можно больше разных слов, которые описывали бы ветер)
Если ветер сильный, то он- буйный, быстрый, лихой, неистовый, нещадный, порывистый, свирепый, могучий, неугомонный, пронизывающий, холодный, ледяной, северный.
Если слабый, легкий, то он- нежный, тихий, веселый, весенний, ласковый, южный.
Воздух может звучать (это свойство используется в духовых инструментах).
Для определения силы ветра есть нехитрый прибор- обыкновенная вертушка.
Подведем итоги:
- воздух-это газ, он есть повсюду, он бесцветный, без запаха, но помогает нам чувствовать запахи;
-все живые организмы дышат, используя воздух;
- движется (ветер, ветряные электростанции, парусники, яхты; ветер возникает, когда на место теплого воздуха поступает холодный);
- способен расширяться при нагревании (воздухоплавание);
- сжимаем и упруг (мячи, колеса машин, надувные круги, матрасы, лодки резиновые);
-может звучать (духовые инструменты);
- сохраняет тепло (шерстяная одежда, пуховики), воздух находится между ворсинками и сохраняет тепло, птицы и звери в сильный мороз прячутся в снег, потому что м-у снежинок воздух и он защищает от холода;
- в воздухе есть кислород, углекислый газ, азот, водород;
- растения поглощают углекислый газ, который используют в фотосинтезе и выделяют кислород;
Какой опыт вам понравился больше?
А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно свойство- с воздухом можно играть (вертушки, мыльные пузыри, воздушные змеи).
Конструирование «Вертушка» («Открыт. мероприятия.» стр.75)
Сейчас мы с вами изготовим свои вертушки (Квадраты бумажные, клей, ножницы, гвоздики)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по организации экспериментально-исследовательской деятельности с детьми в детском саду
Цель системного подхода: научить детей относится к своей планете бережно, не загрязнять ее, а так же развивать эстетические чувства, отражать их в творческой деятельности...
Развитие компетентности родителей в вопросах организации экспериментальной деятельности с детьми в детском саду и дома.( из опыта работы)
цель моей работы – привлечь родителей к активному участию в педагогическом процессе через совместную с детьми экспериментальную деятельность....
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....
«Применение лэпбуков в образовательной деятельности с детьми в детском саду»
Лепбук - это универсальное пособие, которое может быть итогом проектоной совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей, тематической недели. Может быть использован при реализации одной и...
Методы и приёмы используемые в изобразительной деятельности с детьми в детском саду и дома.
Известно, что успех воспитания и обучения во многом зависит от используемых методов и приёмов направленных на формирование и развитие творческих способностей детей. Предлагаю воспитателям и родителям ...
Конспекты непосредственно образовательной деятельности с детьми в детском саду "Березка"
Соответствуют ФГОС ДО....
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...