Занятие по окружающему миру на новогоднюю тему. Средняя группа
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

 

Цель: Формировать представления детей о праздновании Нового года.
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения праздника;
- закрепить знания о зиме, уточнить признаки зимы;
- активизировать у детей словарь прилагательных;
- развитие памяти, внимания, мышления
- формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности;

 
Ход 

1. Организационный момент
Воспитатель:
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
О каком времени года говорится в загадке? – (о зиме)
Как называются зимние месяцы? – (декабрь, январь, февраль).
Что же происходит в природе зимой? (ответы детей )
А теперь скажите, без чего не бывает зимы? (не бывает зимы без снега, сугробов, сосулек, морозов, санок, горки).

Воспитатель: Какой праздник самый любимый? Конечно Новый год!
Говорят, под Новый год
Что ни пожелается -
Все всегда произойдет,
Все всегда сбывается.
Могут даже у ребят
Сбыться все желания,
Нужно только, говорят,
Приложить старания

2. Основная часть
История праздника "Новый год"
А знаете ли вы, как появился праздник Новый год?
В древности у многих народов год начинался весной или осенью. В Древней Руси новый год начинался в марте. Его встречали, как праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая.
И вот больше 300 лет назад (накануне 1700 года) русский царь Пётр І издал указ праздновать Новый год по другому обычаю (европейскому) – 1 января. Пётр предложил всем украсить свои дома сосновыми, еловыми ветками. Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. В 12 часов ночи Пётр І вышел на площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Так начался салют в честь новогоднего праздника.

Воспитатель: А как отмечают праздник — Новый год у нас в стране?
— А как в ваших семьях отмечают Новогодний праздник? (ответы детей).

Дети: наряжают ёлку, украшают улицы и дома, готовят праздничные открытки, поздравляют друг друга с праздником, дарят подарки, зажигают свечи, гирлянды на елочке, накрывают празднично стол, готовят вкусные блюда. И около 12 часов ночи под бой самых главных часов слушают поздравление президента России.

Воспитатель: Сколько раз бьют кремлевские куранты?

Дети: 12 раз.

Воспитатель: Новый год — один из самых весёлых праздников. Его всегда встречают с хорошим, весёлым настроением. Ребята, давайте и мы поиграем в игру, которая называется «Доскажи словечко»

Игра «Доскажи словечко»
Есть одна игра для вас:
я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте!
Хором дружно отвечайте.
На дворе снежок идет,
скоро праздник...
- Новый год!
Мягко светятся иголки,
хвойный дух идет ...
- От елки!
Ветви слабо шелестят,
бусы яркие...
- Блестят!
И качаются игрушки -
флаги, звездочки, ...
- Хлопушки!
Нити пёстрой мишуры,
колокольчики...
- Шары!
Рыбок хрупкие фигурки,
Птицы, лыжницы,..
- Снегурки!
Белоус и краснонос
Под ветвями ...
- Дед Мороз!
И верхушку украшая,
там сияет, как всегда,

очень яркая, большая,
пятикрылая ...
- Звезда!
Ну а елка, просто диво!
Как нарядна, как ...
- Красива!

Воспитатель: Ребята, в каждой стране люди украшают ёлку. А знаете ли вы, почему именно ель украшают, а не какое – то другое дерево?
Новый год совпадает с христианским праздником – Рождеством Христовым. Послушайте, как ель стала украшением новогодних праздников.
Существует красивая легенда о том, как все деревья в рождественскую ночь отправились поклониться младенцу Христу. Первыми прибыли недалеко растущие от Вифлеема пальмы, потом кипарисы, буки, ивы, дубы и другие деревья, а самой последней пришла маленькая северная елочка. Другие деревья загораживали ее от Иисуса, но вдруг с неба стали падать звезды и садиться прямо на елку, от чего та стала сверкать и светиться.

Игра «Что висит на ёлке?»
Шишки да иголки? (Да)
Бусы и фонарики? (Да)
И цветные шарики? (Да)
Книжки и тетрадки? (Нет)
Булки, виноградинки? (Нет)
Туфли и сапожки? (Нет)
Вилочки и ложки? (Нет)
Может крокодилы? (Нет)
Панды и гориллы? (Нет)
Звёздочки, конфеты? (Да)
Пироги, омлеты? (Нет)
Мишура, хлопушки? (Да)
Яркие игрушки? (Да)
Вот, какая ёлочка
Колкая иголочка.

Дидактическая игра "Наряди елочку"
Цель игры: развитие мелкой моторики, как средство повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Укрепить и развить руку ребёнка, координацию мелких движений
2. Формирование сенсорных эталонов (накопление представлений о цвете, форме, величине), развитие у детей аналитического восприятия - умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
3. Формировать и воспитывать нравственно-волевые качества: целеустремленность, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку собственной деятельности.
Дидактический материал: Изображение елки на листе формата А4, карточки со схемами, плоскостные фигуры в наличии: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Ход игры
Перед началом игры ребятам ставится задача – необходимо украсить елочку пятью рядами бус. Ряды считаются сверху вниз. В каждом ряду располагаются по три бусины.
Что бы правильно украсить елочку, нужно расшифровать схемы, которые находятся на карточках. На карточке цифра указывает номер ряда, место в ряду, размер, цвет и форму бусины.

Дидактическое упражнение «Ёлочки разные»
Ёлочки бывают разные. Давайте покажем, какие бывают елочки.
Высокие — поднять руки и встать на носочки.
Низкие — присесть на корточки.
Широкие — развести руки в стороны.
Узкие — прижать опущенные руки к туловищу.

Воспитатель: В каждой стране сложились традиции готовить новогодние угощения. Порой они бывают весёлыми, с сюрпризами. А какие угощения готовят в ваших семьях? А для детей? (Ответы детей)

Послушайте загадку и отгадайте о ком она.
У этого дедушке много внучат,
Внучата на дедушку часто ворчат!
На улице дедушка к ним пристает –
За пальцы хватает, за уши дерет,
Кусается, щиплет, доводит до слез.
У внуков краснеют и уши и нос…
Но вечер приходит счастливый в году.
Сердитого дедушку в гости я жду
Подарки приносит он, добрый на вид
И все веселятся, никто не ворчит. (Дед Мороз)

Воспитатель: А почему вы решили, что это Дед Мороз? Молодцы, правильно отгадали загадку. Дед Мороз — главный гость на Новогоднем празднике, а помощница у Деда Мороза, внучка - Снегурочка.

Игра "Доскажи словечко"
Кто приносит детям
Подарков целый воз?
Ответить очень просто:
«Это … Дед Мороз!!!»

А если у кого – то
Красивый красный нос?
Ответить очень просто:
«Это… Дед Мороз!!!»

Кто ёлки зажигает
И сотни ярких звёзд?
Ответить очень просто:
«Это… Дед Мороз!!!»

Кто носит шубу, валенки
И нас смешит до слёз?
Ответить очень просто:
«Это ... Дед Мороз!!!»

Кто может заморозить
И в шутку, и в серьёз?
Ответить очень просто:
«Это ... Дед Мороз!!!»

А кто желанный самый
В нашем доме гость?
Ответить очень просто:
«Это… Дед Мороз!!!».

Воспитатель: Ребята у меня перемешались картинки дедушки Мороза и Снегурочки. Помогите мне, пожалуйста, собрать правильно картинки.

Эстафета «Собери картинку»
Каждой команде выдается картинка, по команде команда должна собрать пазлы - Дед Мороз и Снегурочка.

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте отгадаем новогодние загадки!
После осени пришла
И сугробы намела… (зима)

Дополнить наши знания о зиме нам помогут ещё загадки:
Покружились звездочки,
В воздухе немножко,
Сели и растаяли
На моей ладошке… (снежинки)

Белое покрывало,
На земле лежало.
Лето пришло,
Оно всё сошло… (снег)

Ночью он, пока я спал,
Пришёл с волшебной кистью,
И на окне нарисовал
Сверкающие листья… (мороз)

На морозе не дрожу,
Нос морковкою держу,
Но не жалуюсь, привык.
Как зовусь я? ... (снеговик)

Елка в праздник Новый Год
Взрослых и детей зовет.
Приглашает весь народ
В новогодний … (хоровод).

Всюду в этот праздник грохот!
Взрыв, за ним веселый хохот!
Очень шумная игрушка –
Новогодняя… (хлопушка.)

Дед мороз пришел к нам в гости
С хрупкой, белоснежной гостьей.
Он назвал ее дочуркой.
Эта девочка… (Снегурочка).

В небесах она сверкает,
Нашу елку украшает.
Не померкнет никогда
В новогодний день … (звезда).

В Новый Год мы не грустим,
Мы под елочкой сидим
И друг другу с выраженьем
Говорим мы… (поздравления).

Как люди в Новый год поздравляют друг друга? (Дарят подарки, отправляют поздравительные открытки, посылки, письма, звонят по телефону и т. д.).
Давайте и мы подготовим праздничное поздравление, что пожелаем нашим родным и друзьям? (высказывания детей).

3. Заключительная часть
Воспитатель: О каком празднике мы сегодня говорили? (Ответы детей).
— Подведем итог, какие традиции и обычаи встречи Нового года в России мы с вами вспомнили? (Ответы детей).
— Как вы будете готовиться к этому празднику? (Ответы детей).
Воспитатель: Вы сегодня были очень умные, веселые, дружные, находчивые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_okruzhayushchemu_miru_na_novogodnyuyu_temu.docx90.44 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по окружающему миру на новогоднюю тему. Средняя группа

Цель: Формировать представления детей о праздновании Нового года.
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения праздника;
- закрепить знания о зиме, уточнить признаки зимы;
- активизировать у детей словарь прилагательных;
- развитие памяти, внимания, мышления
- формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности;

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2022/10/1165_25e8a6451b6012f5a6aecd22a460bf38.jpg

Ход НОД

1. Организационный момент
Воспитатель:
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
О каком времени года говорится в загадке? – (о зиме)
Как называются зимние месяцы? – (декабрь, январь, февраль).
Что же происходит в природе зимой? (ответы детей )
А теперь скажите, без чего не бывает зимы? (не бывает зимы без снега, сугробов, сосулек, морозов, санок, горки).

Воспитатель: Какой праздник самый любимый? Конечно Новый год!
Говорят, под Новый год
Что ни пожелается -
Все всегда произойдет,
Все всегда сбывается.
Могут даже у ребят
Сбыться все желания,
Нужно только, говорят,
Приложить старания

2. Основная часть
История праздника "Новый год"
А знаете ли вы, как появился праздник Новый год?
В древности у многих народов год начинался весной или осенью. В Древней Руси новый год начинался в марте. Его встречали, как праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая.
И вот больше 300 лет назад (накануне 1700 года) русский царь Пётр І издал указ праздновать Новый год по другому обычаю (европейскому) – 1 января. Пётр предложил всем украсить свои дома сосновыми, еловыми ветками. Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. В 12 часов ночи Пётр І вышел на площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Так начался салют в честь новогоднего праздника.

Воспитатель: А как отмечают праздник — Новый год у нас в стране?
— А как в ваших семьях отмечают Новогодний праздник? (ответы детей).

Дети: наряжают ёлку, украшают улицы и дома, готовят праздничные открытки, поздравляют друг друга с праздником, дарят подарки, зажигают свечи, гирлянды на елочке, накрывают празднично стол, готовят вкусные блюда. И около 12 часов ночи под бой самых главных часов слушают поздравление президента России.

Воспитатель: Сколько раз бьют кремлевские куранты?

Дети: 12 раз.

Воспитатель: Новый год — один из самых весёлых праздников. Его всегда встречают с хорошим, весёлым настроением. Ребята, давайте и мы поиграем в игру, которая называется «Доскажи словечко»

Игра «Доскажи словечко»
Есть одна игра для вас:
я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте!
Хором дружно отвечайте.
На дворе снежок идет,
скоро праздник...
- Новый год!
Мягко светятся иголки,
хвойный дух идет ...
- От елки!
Ветви слабо шелестят,
бусы яркие...
- Блестят!
И качаются игрушки -
флаги, звездочки, ...
- Хлопушки!
Нити пёстрой мишуры,
колокольчики...
- Шары!
Рыбок хрупкие фигурки,
Птицы, лыжницы,..
- Снегурки!
Белоус и краснонос
Под ветвями ...
- Дед Мороз!
И верхушку украшая,
там сияет, как всегда,

Подробнее

askona.ru

Перейти на сайт

favicon

Реклама

очень яркая, большая,
пятикрылая ...
- Звезда!
Ну а елка, просто диво!
Как нарядна, как ...
- Красива!

Воспитатель: Ребята, в каждой стране люди украшают ёлку. А знаете ли вы, почему именно ель украшают, а не какое – то другое дерево?
Новый год совпадает с христианским праздником – Рождеством Христовым. Послушайте, как ель стала украшением новогодних праздников.
Существует красивая легенда о том, как все деревья в рождественскую ночь отправились поклониться младенцу Христу. Первыми прибыли недалеко растущие от Вифлеема пальмы, потом кипарисы, буки, ивы, дубы и другие деревья, а самой последней пришла маленькая северная елочка. Другие деревья загораживали ее от Иисуса, но вдруг с неба стали падать звезды и садиться прямо на елку, от чего та стала сверкать и светиться.

Игра «Что висит на ёлке?»
Шишки да иголки? (Да)
Бусы и фонарики? (Да)
И цветные шарики? (Да)
Книжки и тетрадки? (Нет)
Булки, виноградинки? (Нет)
Туфли и сапожки? (Нет)
Вилочки и ложки? (Нет)
Может крокодилы? (Нет)
Панды и гориллы? (Нет)
Звёздочки, конфеты? (Да)
Пироги, омлеты? (Нет)
Мишура, хлопушки? (Да)
Яркие игрушки? (Да)
Вот, какая ёлочка
Колкая иголочка.

Дидактическая игра "Наряди елочку"
Цель игры: развитие мелкой моторики, как средство повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Укрепить и развить руку ребёнка, координацию мелких движений
2. Формирование сенсорных эталонов (накопление представлений о цвете, форме, величине), развитие у детей аналитического восприятия - умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
3. Формировать и воспитывать нравственно-волевые качества: целеустремленность, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку собственной деятельности.
Дидактический материал: Изображение елки на листе формата А4, карточки со схемами, плоскостные фигуры в наличии: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Ход игры
Перед началом игры ребятам ставится задача – необходимо украсить елочку пятью рядами бус. Ряды считаются сверху вниз. В каждом ряду располагаются по три бусины.
Что бы правильно украсить елочку, нужно расшифровать схемы, которые находятся на карточках. На карточке цифра указывает номер ряда, место в ряду, размер, цвет и форму бусины.

Дидактическое упражнение «Ёлочки разные»
Ёлочки бывают разные. Давайте покажем, какие бывают елочки.
Высокие — поднять руки и встать на носочки.
Низкие — присесть на корточки.
Широкие — развести руки в стороны.
Узкие — прижать опущенные руки к туловищу.

Воспитатель: В каждой стране сложились традиции готовить новогодние угощения. Порой они бывают весёлыми, с сюрпризами. А какие угощения готовят в ваших семьях? А для детей? (Ответы детей)

Послушайте загадку и отгадайте о ком она.
У этого дедушке много внучат,
Внучата на дедушку часто ворчат!
На улице дедушка к ним пристает –
За пальцы хватает, за уши дерет,
Кусается, щиплет, доводит до слез.
У внуков краснеют и уши и нос…
Но вечер приходит счастливый в году.
Сердитого дедушку в гости я жду
Подарки приносит он, добрый на вид
И все веселятся, никто не ворчит. (Дед Мороз)

Воспитатель: А почему вы решили, что это Дед Мороз? Молодцы, правильно отгадали загадку. Дед Мороз — главный гость на Новогоднем празднике, а помощница у Деда Мороза, внучка - Снегурочка.

Игра "Доскажи словечко"
Кто приносит детям
Подарков целый воз?
Ответить очень просто:
«Это … Дед Мороз!!!»

А если у кого – то
Красивый красный нос?
Ответить очень просто:
«Это… Дед Мороз!!!»

Кто ёлки зажигает
И сотни ярких звёзд?
Ответить очень просто:
«Это… Дед Мороз!!!»

Кто носит шубу, валенки
И нас смешит до слёз?
Ответить очень просто:
«Это ... Дед Мороз!!!»

Кто может заморозить
И в шутку, и в серьёз?
Ответить очень просто:
«Это ... Дед Мороз!!!»

А кто желанный самый
В нашем доме гость?
Ответить очень просто:
«Это… Дед Мороз!!!».

Воспитатель: Ребята у меня перемешались картинки дедушки Мороза и Снегурочки. Помогите мне, пожалуйста, собрать правильно картинки.

Эстафета «Собери картинку»
Каждой команде выдается картинка, по команде команда должна собрать пазлы - Дед Мороз и Снегурочка.

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте отгадаем новогодние загадки!
После осени пришла
И сугробы намела… (зима)

Дополнить наши знания о зиме нам помогут ещё загадки:
Покружились звездочки,
В воздухе немножко,
Сели и растаяли
На моей ладошке… (снежинки)

Белое покрывало,
На земле лежало.
Лето пришло,
Оно всё сошло… (снег)

Ночью он, пока я спал,
Пришёл с волшебной кистью,
И на окне нарисовал
Сверкающие листья… (мороз)

На морозе не дрожу,
Нос морковкою держу,
Но не жалуюсь, привык.
Как зовусь я? ... (снеговик)

Елка в праздник Новый Год
Взрослых и детей зовет.
Приглашает весь народ
В новогодний … (хоровод).

Всюду в этот праздник грохот!
Взрыв, за ним веселый хохот!
Очень шумная игрушка –
Новогодняя… (хлопушка.)

Дед мороз пришел к нам в гости
С хрупкой, белоснежной гостьей.
Он назвал ее дочуркой.
Эта девочка… (Снегурочка).

В небесах она сверкает,
Нашу елку украшает.
Не померкнет никогда
В новогодний день … (звезда).

В Новый Год мы не грустим,
Мы под елочкой сидим
И друг другу с выраженьем
Говорим мы… (поздравления).

Как люди в Новый год поздравляют друг друга? (Дарят подарки, отправляют поздравительные открытки, посылки, письма, звонят по телефону и т. д.).
Давайте и мы подготовим праздничное поздравление, что пожелаем нашим родным и друзьям? (высказывания детей).

3. Заключительная часть
Воспитатель: О каком празднике мы сегодня говорили? (Ответы детей).
— Подведем итог, какие традиции и обычаи встречи Нового года в России мы с вами вспомнили? (Ответы детей).
— Как вы будете готовиться к этому празднику? (Ответы детей).
Воспитатель: Вы сегодня были очень умные, веселые, дружные, находчивые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и аппликации в средней группе. Тема: «Птицы нашего города»

Данное занятие расширяет знания детей о птицах, живущих в городе, их питании. Закрепляет умение различать птиц по внешнему виду. Воспитывает заботливое и доброжелательное отношение к птицам....

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и аппликации в средней группе.

Уточнить и расширить представления о весенних цветах на клумбе (тюльпан, гиацинт, нарцисс, фиалка, цикламен, подснежник)Расширять словарь детей через речевые игры.Учить видеть красоту цветущих р...

Конспект занятия по окружающему миру «Знакомство городским транспортом» средней группе.

Образовательная область: «Познание».Программное содержание. Познакомить детей с основными видами транспортных средств, движущихся по дорогам.Наглядное пособие. Песня В.Леонтьева «Светофор». Картинки с...

Конспект занятия по окружающему миру «Знакомство городским транспортом» средней группе.

Образовательная область: «Познание».Программное содержание. Познакомить детей с основными видами транспортных средств, движущихся по дорогам.Наглядное пособие. Песня В.Леонтьева «Светофор». Картинки с...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и аппликации в средней группе "Весенние цветы"

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и аппликации в средней группе Тема: «Весенние цветы» ...

Итрегрированное занятие по окружающему миру и рисованию в средней группе на тему "Поможет ежику"

Учить детей оказывать элементарную помощь (царапина) себе и другим (сообщить взрослому, промыть ранку, обработать ее зеленкой). Расширить знания детей о ежах (внешний вид, образ жизни, питание, повадк...

Занятие по окружающему миру во 2-ой средней группе на тему "Транспорт"

Занятие по окружающему миру во 2-ой средней группе на тему "Транспорт" Образовательные области: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Соц...