Проект "Зимушка-зима"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Детско-родительский образовательный проект «Зимушка-зима».
Окишева Наталья Владимировна
Актуальность.
Участие детей и родителей в проекте позволит максимально обогатить знания и навыки, развивать связанную речь, творческие способности, укреплять физическое и психическое здоровье детей, желание заниматься спортом. адаптацию детей и родителей.
Ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.
Цель: расширение представлений детей о зиме. Формирование у детей представления о зимних природных явлениях, забавах, праздниках.
Задачи проекта:
Образовательные:
- формировать представления детей о времени года - зима, расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег, люди надевают зимнюю одежду) .
- расширить представление детей о сезонных изменениях в природе (изменение погоды, растений зимой, поведение зверей и птиц).
- расширять знания детей о зимующих птицах, организовать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их. Учить наблюдать за птицами, не беспокоя их и не причиняя им
- учить детей самостоятельно определять свойства снега, льда: (цвет, твердость, прозрачность, и. т. п.)
- познакомить детей с народными традициями, обычаями, связанными с народными зимними праздниками, побуждать детей участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек.
Развивающие:
- развивать познавательную активность, речь, память, коммуникативные навыки;
- развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации, творческие способности;
- повышать интерес детей к участию в зимних забавах через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
- Развивать стремление общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;
Воспитательные
- воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью других детей (рассказать, как опасно есть снег, и сосать сосульки) .
- воспитывать любознательность и эмоциональную отзывчивость.
Этапы проекта.
1. Организационный:
- выбор темы проекта;
- составление перспективного плана проекта;
- беседы, опросы детей
2. Практический:
- проведение тематических занятий, бесед;
- проведение совместных мероприятий с родителями;
- оформление выставки детских работ «Зимушка-зима»;
- знакомство с художественной литературой;
- проведение опытов
3. Обобщающий
- оформление материалов.
Направления
1.Социально-коммуникативное
- Беседа:« Здравствуй, Зимушка-зима!» (Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы, развивать разговорную речь, память; воспитывать любознательность).
- Беседа: «Зима в лесу». (Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы в лесу, формировать представление о простейшей взаимосвязи между животными и явлениями окружающего мира. Развивать речь, память. Воспитывать любознательность).
- Рассматривание сюжетных картинок о зиме. (Показать детям, что зима – красивое время года; зимой не только можно любоваться красотой зимнего пейзажа, но и принимать активное участие в зимних развлечениях).
- Беседа: « Зима, зима – веселится детвора!». Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы, о зимних забавах; развивать разговорную речь, воображение, память; воспитывать любовь к окружающему миру.
- Наблюдение: «У кормушки». Расширить представления детей о птицах; развивать желание помогать птицам зимой. Воспитывать любовь к птицам.
- Наблюдение: « Снег идет, снег идет! Значит скоро Новый год!». Продолжать побуждать детей рассказывать о том, как их семья готовится к новому году; развивать разговорную речь; воспитывать желание помогать взрослым готовиться к празднику.
- Сюжетно-ролевая игра:«Приглашаем гостей на праздник». Развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила. Воспитывать желание встречать гостей.
- Рассматривание картины: «Новогодний праздник». Уточнить и обогатить представления детей о празднике. Активизировать словарь по теме «Новогодний праздник». Воспитывать желание встречать Новый год весело и дружно.
- Беседа по картине «Зимние забавы». Поощрять желание детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображённом на картине, развивать речь детей.
- Словесная игра «Что нам нравится зимой?». Учить детей называть зимние забавы и развлечения; воспитывать интерес к зимним забавам.
- Сюжетно – ролевые игры: «Собираемся на прогулку», «В гостях у
куклы Даши»;
- Сюжетно – ролевые игры: «Оденем куклу на прогулку»
2. Познавательное развитие
- Дидактическая игра: « Собери Снеговика».
- Дидактическая игра «Собери елочку». Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами. Развивать умения собирать елочку, снеговика из трёх частей разной величины. Воспитывать интерес к игре.
- Опыты со снегом «Тает – не тает». Продолжать проводить опыты со снегом; знакомить со свойствами снега; воспитывать любознательность.
- Рассматривание альбома: « Зимующие птицы». Продолжать знакомство детей с зимующими птицами; развивать любознательность; воспитывать желание помогать птицам зимой.
- Беседа: « Когда на улице мороз отморозить можно нос». Продолжать знакомить детей с правилами безопасности в зимний период и при обращении с предметами. Формировать основы здорового образа жизни.
- Беседа: «Как звери к зиме готовятся?». Уточнить и расширить знания детей о животных зимой; развивать разговорную речь; воспитывать желание помогать животным зимой.
- Беседа: «Не ешь снег – можешь заболеть!». Формировать элементарные правила поведения на прогулке; развивать желание заботиться о своем здоровье.
- Чтение загадок о зиме. Учить детей отгадывать загадки; развивать речь, память, мышление; воспитывать интерес к зиме.
- Эксперимент с водой «Что будет с водой, если вынести на мороз?», «Почему снежинка на ладони тает»;
-Эксперимент «Снег – вода – лед»
-Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий)... Опыты со снегом и льдом.
- Дидактические игры:
«Времена года», «Когда это бывает?», «Назови дерево», «Кто, где живет?», «Зима - лето», «Назови птиц», «К дереву беги»;
- Настольно-печатные игры:
«Подбери картинку», «Чей домик?», «Чей малыш?», «Дикие и домашние животные», «Найди пару», «Разрезные картинки».
3. Речевое развитие
- Беседа по картине: «Хорошо зимой». Вызвать желание детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображённом на картине, развивать речь детей; воспитывать
- Чтение стихотворения С.Маршака «Сыплет, сыплет снег». развивать желание слушать стихотворение о зиме; воспитывать любовь к зиме.
- Чтение сказки «Рукавичка». Продолжать учить внимательно слушать, отвечать на вопросы; развивать речь; воспитывать любовь к сказкам.
- Чтение русской народной сказки: «Снегурочка». Познакомить детей с русской народной сказкой: «Снегурочка». Развивать желание слушать сказку. Воспитывать уважение к взрослым
- Чтение Чарушин «Воробей»
- Чтение А.Яшин «Покормите птиц зимой»
- Чтение З.Александрова «Новая столовая»
- М.Горький «Воробьишко»
- М.Зощенко «Умная птичка»
- Н.Рубцов «Воробей»
- Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?»,
- Составление описательного рассказа совместно с воспитателем «Вот, какие птички». Вызвать интерес у детей к составлению описательных рассказов о зимующих птицах. Различать зимующих птиц по внешнему виду; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.
- Чтение художественной литературы (фольклор, поэзия, рассказы). В. Звягиной «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова «Воробьишко», «Умная птичка».
- «Я знаю, что нужно придумать» А. Барто;
- «Поет зима, аукает…» С. Есенин
- «Зима» И. Суриков
- «Где зимуют почки?» Н. Павлова.
- Лес зимой» В. Бианки.
- «Под снегом на лугу» Н. Павлова
- «Снег – что это такое?» З. Трофимова.
- Стихи и рассказы про праздник Новый год.
О. Высотская «На санках»,
В. Берестов - «Гололедица»,
А. Босев «Трое»,
М. Познанская - «Снег идет»
Д. Чуяко - «Сосульки»,
Н. Мигунова «Снежинки»,
А. Яшин «Покормите птиц зимой»,
В. Хорол «Зайчик», О. Высотская «Елочка»,
- А. Барто «Снег сегодня белый-белый…»;
- Сказки:
- «Зимовье зверей»,
- «Рукавичка»,
- «Лиса и волк».
4. Художественно-эстетическое развитие
- Рисование: «Раскрась елочку». Учить детей приемам рисования
(закрашивание елки, не выходя за контур); развивать аккуратность; воспитывать любовь к рисованию.
- Рисование «Снег идет, снег идет…» Закреплять умение рисовать снег с помощью ватной палочки; развивать аккуратность; воспитывать любовь к зиме.
- Аппликация «Падают снежинки». Познакомить детей с новым видом аппликации – обрыванием(отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на картон).
- Лепка «Сосульки». Продолжать учить детей отщипывать комочки от большого куска пластилина. Раскатывать комочки пластилина между ладонями. Воспитывать интерес к лепке.
- Лепка: « Новогодние игрушки». Продолжать учить детей отщипывать большие и маленькие комочки от большого куска пластилина, раскатывать комочки глины круговыми движениями. Развивать воображение, фантазию. Воспитывать интерес к лепке.
- Выставка (на улице) поделок из снега и льда: «Цветные льдинки». Продолжать знакомить детей с особенностями снега( тает в тепле, из снега можно лепить); развивать желание лепить из снега; воспитывать интерес к окружающему миру.
Прослушивание музыкальных произведений
- «Зимняя сказка»
- «Кабы не было зимы..»
- «Весёлая зима»
- «Новогодний ветер»
- «Раз морозною зимой»
- «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского
5. Физическое развитие
- п/и «Зайка беленький сидит
- п/и «Прокати снежок».
- Игра-забава: « Друг за другом по следам…».
Подвижные игры: «Совушка», «Воробушки и автомобиль», «Найди свое гнездо», «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц».
6. Взаимодействие с семьей
- фотоконкурс: «Ах, Зимушка-зима!» Привлечь родителей к активному участию в проекте «Зимушка-зима!»
- конкурс: «Лучшая Новогодняя игрушка своими руками».
- Оформление плаката:«Зимние забавы».
- Консультация: « Одежда и обувь ребенка на зимней прогулке». Показать родителям, что одежда и обувь ребенка должна соответствовать погоде; развивать желание заботиться о здоровье ребенка.
- Конкурс «Лучшая кормушка». Привлечение родителей к участию в проекте, укрепление детско-родительских отношений. Воспитание нравственных чувств.
7. Создание условий
- Художественная литература по теме;
- наглядно – иллюстрационный материал, плакаты, репродукции;
- атрибуты для сюжетно – ролевых игр;
- музыкальные произведения;
- картон, клей, цветная бумага.
Планируемый результат
- Умение называть зимние природные явления, показывать их на календаре природы;
- Знание детей о сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, растений зимой, поведение зверей и птиц);
- владеть обобщающими понятиями, находить сходства и различия, узнавать по описанию;
- умение составлять описательный рассказ с использованием опорной схемы;
- Знание детьми о безопасном поведении зимой во время прогулок;
- Участие в зимних забавах (катание на санках, катание с горки);
- Умение детей бережно относиться к природе, умение замечать красоту зимней природы.
- Воспитание любознательности и эмоциональной отзывчивости.
Продукт проектной деятельности
- Участок с ледяной горкой, фигурами, украшенными из льда;
- дидактические, настольные игры;
- фотоколлаж «Зимние развлечения»;
- фотографии занятий, прогулок, рисунки детей;
- разработки занятий, мероприятий