Экологическое воспитание
проект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Работа по экологическому воспитанию.
Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду как раз и призваны решать эти задачи.
Экологическое образование дошкольников – это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему, это, прежде всего воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру.
Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад.
В своей работе использую программу «Мы», целью которой является воспитание осознанно правильного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания.
Даю детям понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат,пьют воду,растут,а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи.
Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельностью.
При подготовке к занятиям большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры на развитие внимания, зрительной памяти.
Учитывая возрастные особенности детей раннего и младшего возраста, построили свою работу по принципу «что вижу, то и познаю». Нашими помощниками здесь стали наглядные средства.
Камни, песок, вода круглогодично присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику.
Мною накоплен педагогический опыт по теме: «Экологическое воспитание дошкольников». Мой опыт оценен педагогами и используется в работе с детьми:
разработаны конспекты занятий по данной теме для разных возрастных групп;
накоплен методический материал;
картотека по темам : «Деревья», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Растения», «Цветы».
иллюстрации, фотографии по теме:
оформлены дидактические игры по экологическому развитию;
конспекты этических бесед по экологии :» ключи от природы»;
собрана аудиотека «Звуки природы».
Детей с раннего возраста знакомлю с правилами поведения в природе:
1. Не ломай ветви деревьев и кустарников.
2. Не повреждай кору деревьев!
3. Не рви в лесу, на лугу цветов.
4. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.
5. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
6. Не разоряй муравейники.
7. Береги лягушек, жаб и их головастиков.
8. Не подходи близко к гнездам птиц.
9. Не разоряй птичьи гнезда.
10. Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусора. Никогда не выбрасывай мусор в водоемы.
Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, к не затушенным кострам, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить пра-вильные практические действия: уборку мусора, расчистку родников и т. д.
Следующим этапом в работе по экологическому воспитанию стало пополнение развивающей среды. Так организован уголок экологической среды в группе, который включает в себя:
• «зелёная зона» (комнатные растения, где проходит наблюдение за трудом взрослого по уходу за растениями;
• «огород» на окне;
• уголок экспериментирования, здесь находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься зона библиотеки – это книги, энциклопедии экологической направленности;
• зона коллекций, предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков (камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка и глины, речные и морские раковины и др.);
• выставочный уголок, где выставляются все рисунки и поделки,сделанные взрослым в совместной деятельности с детьми.
• оформлены: календарь природы; календарь погод; коллажи; карты – схемы- «Кто, где живёт?»;
• собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, картинки, иллюстрации, альбомы);
• подобраны дидактические, словесные и настольные игры экологического содержания;
• подобраны подвижные игры и оформляется наглядный материал для их проведения;
• созданы картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе;
• имеется подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе);
• подобран дополнительный материал для работы с детьми на экологической тропе и в уголке леса;
• летом были подобраны растения для создания композиции по оформлению цветника.
Игра – это ведущая деятельность в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть также широко использована в экологическом воспитании.
Дидактические настольно-печатные игры помогают детям систематизировать и классифицировать знания о растениях, животных и явлениях неживой природы.
Дидактические словесные игры проводятся, как правило, для закрепления знаний детей о свойствах и признаках тех или иных предметов окружающего мира.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни.
Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой.
На прогулках я провожу игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья,) Для таких игр на участке у нас есть оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка. Земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что где растет», «Узнай и назови». У меня собрана большая картотека игр:
Подвижные игры:
«Воробушки и кот»
Сюжетная игра.
«Вышли дети в сад зелёный»
«Зимний хоровод»
Игра: кто где плавает?
Игра «Достань камешек»
Игра «Теплый – холодный»
Игра «Что как плавает»
Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов.
Игра «Найди шарик»
Игра «Сад - огород»
«Угадай, что в руке»
«Что это такое?»
«Кто где живёт?»
Чтобы выявить как родители относятся к природе и интересует ли их проблема экологического воспитание дошкольника я провела анкетирование родителей. По итогам анкетирования я строила свою работу с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его соде...
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема мастер-класса: «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»
laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...