Проект "Огород на окне"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Проект по познавательному развитию по теме "Огород на окне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod_na_okne_1.docx34.03 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РОДНИЧОК»

Проект по познавательному развитию по теме «Огород на окне»
МБДОУ ДС «Родничок»

для детей 2-3 лет группы «Золотая рыбка»

Воспитатель: Венгловская Н. А.

п. Новогорный, 2016 год

Проект по теме  «Огород на окне»



Актуальность. Согласно ФГОС ребенок на этапе завершения дошкольного образования склонен экспериментировать, проявлять любознательность, наблюдательность. Ранний возраст лучший период для развития данных качеств, так как именно в этом возрасте у детей явно выражено стремление к познанию окружающего мира.  Дети еще в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут и, что нужно для их  роста и развития. Этот проект поспособствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, расширит их представление о растениях, как о живых организмах, об условиях их роста и развития. Дети научатся радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.

Цель проекта: формирование у детей интереса к опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений.

Задачи для детей: Развивающие: развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений; формировать познавательные и творческие способности.

Образовательные: расширять представления детей о культурных растениях и условиях их выращивания (тепло, свет, влага); продолжать формировать умения и знания об уходе за растениями в комнатных условиях;

Воспитательные: воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Задачи для родителей: способствовать сближению всех членов семьи за счёт совместной деятельности и решения общих задач.

Задачи для педагогов: развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Вид проекта: ознакомительно-информационный.

Продолжительность: 2 недели (краткосрочный).

Состав участников проекта: дети, воспитатели, родители.
По характеру контактов: с воспитанниками одной группы.
Продукт проекта: создание в группе огорода на окне; оформление выставки рисунков  детей "Овощи с нашей грядки"; конспект НОД "Овощи и фрукты - полезные продукты"; картотека бесед с детьми по теме "Огород на окне"; выставка детско-родительских рисунков "Наш домашний огород".
Проблемная ситуация: недостаточные знания детей о культурных растениях, способах и условиях их выращивания.

Предполагаемый результат: дети познакомятся с культурными растениями, получат необходимые знания для успешного роста и развития растений; у детей сформируется бережное отношение к растительному миру, уважение к труду; создание в группе огорода на окне, выставка рисунков "Овощи с нашей грядки"

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Интеграция детских видов деятельности: предметная, игровая, экспериментирование, общение, двигательная.

Средства и оборудование:

методические: картотека потешек, иллюстрации, картинки, наборы открыток, коллекция семян.

организационные: грунт , ёмкости для рассады, семена (лук, салат, цветы), детские - лейки, лопатки, грабли, таблички для обозначения посевов.
Используемая литература:

Винникова Г. В. Социальное развитие и окружающий мир. С 2 до 3 лет. М. — Москва, ТЦ Сфера, 2009

Демина Е. С. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ. М. —Москва, ТЦ Сфера, 2005

Колдина Д. Н. Игровые занятия с 2 лет. М. — Москва Школьная пресса, 2010

Маханёва М. Д. Развитие познавательных способностей у детей 2-3 лет. М. — Москва. ТЦ Сфера, 2006

Николаева С. Н. Юный эколог 2-4 лет. М. —  Москва, ТЦ Сфера, 2010

Соломенникова О. Е Ознакомление с природой детей 2-3 лет. М. —  Москва,

Школьная пресса, 2013

Этапы проекта «Огород на окне»

Этапы проекта

Деятельность воспитателя группы по проекту

Деятельность детей

1 этап -поисковый (1день, )

Создать условия для вхождения в проблемную ситуацию: для детей, для родителей, для педагогов.
- выявление интереса и знаний детей по теме проекта.

Принимают задачу проекта

2 этап - аналитический (2- 3 день, )

Сбор информации:
- подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта.
-пополнение предметно-развивающей среды.
- привлечение родителей к проектной деятельности через информационный уголок.

-подборка консультаций по теме проекта.

Планируют с педагогом, что будут делать для реализации проекта (разбить огород на окне), несут из дома посевной грунт, емкости, семена для огорода.

3 этап - практический (4-5 день, )

Проектирование текущей работы по проекту (перспективный план): совместная деятельность взрослого с детьми, организация развивающей среды для самостоятельной деятельности, взаимодействие с родителями.

Наблюдение, опыты. Знакомство с художественной литературой об овощах: поговорки, сказки, стихи, загадки. Рассматривание иллюстраций по теме, беседы, дидактические игры, непосредственно образовательная деятельность.

4 этап - рефлексивный (1 неделя)

Анализ достижения целей и полученных результатов. Создание огорода на окне. Оформление выставки рисунков "Овощи с нашей грядки"

Рисование "Овощи с нашей грядки"


Перспективный план по проекту: «Огород на окне» для детей 2-3 лет

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями

Совместная деятельность педагога и детей с учетом интеграции образовательных областей

Индивидуальная деятельность с детьми

Образовательная деятельность в режимных моментах

Март 2016 (1 день)

НОД «Огород на окне». Цель: формирование у детей интереса к опытно -экспериментальной и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях; создание огорода на окне. Дидактическая игра " Собери картинку" . Цель: способствовать формированию умения правильно собирать изображение предмета из отдельных частей и соотносить образ представления с целостным образом реального предмета.

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Организация огорода на окне (посев семян салата и цветов, посадка лука)

Игровая ситуация " Сварим суп из овощей"

Внести в группу иллюстрации, картинки, наборы открыток с растениями

Консультация для родителей
«Огород на окне». Предложить родителям дома разбить небольшой огород на окне. Вместе с ребёнком ухаживать за ним, беседовать о развитии растений, наблюдать.

2 день

Игра "Волшебный мешочек"; цель: совершенствовать тактильные ощущения и восприятия.

Чтение украинской народной сказки "Колосок"

Сюжетно-ролевая игра "Магазин овощей", цель: закрепить знания об овощах.

Беседа «Что нужно для растений», цель: расширить знания и представления детей об условиях необходимых для роста и развития культурных растений в комнатных условиях.  

Предложить настольно-печатные игры: лото, разрезные картинки, пазлы, кубики.

Личные беседы с родителями о домашнем огороде на окне. Какие трудности возникли с детьми  в процессе создания огорода, что понравилось.

3 день

Дидактическая игра "Части растений", цель: закрепить знания о частях растений.

Загадки "Овощи и фрукты"

Рассматривание иллюстраций с овощами и фруктами. Заучивание потешек об овощах.

Наблюдаем за ростом растений на окне, поливаем, рыхлим. Беседа «Цветы, цветочки» , цель: формировать знания о строении цветка(стебель, лист, цветок).

Внести коллекцию семян, для самостоятельного рассматривания детьми.

Выставка рисунков (совместная работа родителей с детьми) "Наш домашний огород"

4 день

НОД  «Овощи и фрукты - полезные продукты», цель: закрепить представления об овощах и фруктах и их полезных свойствах для человека.

Чтение стихотворения-песенки "Купите лук, зелёный лук" в переводе И. Токмаковой

Инсценировка сказки "Репка"

Игровая ситуация" Что где растёт"

Внести игровые наборы , картинки, иллюстрации «Овощи и Фрукты»

Консультация «Чем занять ребёнка дома»

5 день

Чтение белорусской народной сказки "Пых"

Подвижная игра "Собери овощи в корзинку"

Наблюдаем за ростом растений на окне, поливаем, рыхлим.

Внести  конструктор "Наша клумба хороша"

Консультация для родителей "Дидактические игры дома"

Анализ достижения целей и полученных  результатов проекта. создание «Огорода на окне».  Оформление выставки рисунков «Овощи с нашей грядки».

По реализации проекта "Огород на окне" были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с культурными растениями, с разнообразием посевного материала; в результате опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности получили знания по созданию благоприятных условий для выращивания  культурных растений в комнатных условиях.

2. У детей сформировались знания о бережном отношении к растительному миру и уважении к своему и чужому труду.

3. В группе был создан огород на окне и оформлена выставка рисунков «Овощи с нашей грядки».



Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Огород на окне»

Возраст обучающихся: для детей младшего дошкольного возраста 2-3 лет. Вид НОД: комплексное
Форма организации обучения: общегрупповая.
Цель: формирование у детей интереса к опытно-экспериментальной  и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

Задачи: образовательные: расширить знания и представления детей о полезных свойствах овощей (лука, укропа, редиса, салата, свеклы), условиях, необходимых для их роста; обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

развивающие: продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях; развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление)

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Интеграция детских видов деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Планируемый результат: создать огород на окне. Дети заинтересовано выполняют задания, отвечают на вопросы,…

Средства и оборудование:

методические: картины, иллюстрации, картотека загадок, картотека потешек и закличек.

организационные: грунт, лейки, семена, ёмкости для рассады.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, весна, природа пробуждается после зимы. Тает снег, поют птицы, солнышко светит ярче и теплее.


Весна, весна красная!
Весна, весна ясная!
Приди весна, с радостью,
Приди весна, с милостью.
С солнцем горячим,
С дождём обильным,
Принеси урожай
в наш родной край.
Приди весна, приди весна
Приди весна, приди красна!!


- Летом, когда было тепло, мы с вами каждый раз наблюдали, как росли овощи у нас на огороде. Ухаживали, поливали, собирали урожай, но теперь выращивать овощи мы не можем, пока совсем не растает снег и пока земля не прогреется тёплым солнышком. А нам сейчас очень нужны витамины, потому что сейчас очень легко заболеть, а овощи помогут нам здоровье укрепить и болезни победить!

- А как вы думаете можно ли выращивать овощи дома? (ответы детей)
Воспитатель: А вы знаете, ребята, что овощи можно вырастить дома, прямо на окне. Да, мы с вами можем вырастить некоторые культурные растения на своём окошке.

-А как вы думаете какие? (предположения детей)

-Ребята, отгадайте загадку: Заставит заплакать всех вокруг, хоть он и не

драчун, а ...(лук).

Воспитатель: Конечно, ребята - это лук. Лук домашний доктор – он исцеляет любой недуг. Вместе взрослые и дети ешьте лук и не болейте! А ещё  говорят: Лук – от семи недуг? Потому что он помогает нам быть здоровыми, не болеть. Лук помогает нам излечиться от простудных заболеваний. (показать детям лук, дать потрогать, понюхать, по желанию - могут попробовать на вкус). Лук мы добавляем в салат, суп и другие блюда.
 
Воспитатель: Ребята, а где растет лук (ответы детей). А можно ли лук вырастить на подоконнике? (ответы детей) Давайте организуем небольшой огород в нашей группе. Для этого у нас есть всё необходимое (показать детям грунт, ёмкости для рассады, лейки, лопатки, грабли маленькие, семена - лука, салата, цветов)

Практическая деятельность.

Вместе с детьми рассыпать грунт по ёмкостям, полить его и посадить семена (лука, салата, цветов)

Воспитатель: Теперь, ребята, мы с вами будем ухаживать за нашим огородом. Будем поливать, рыхлить землю и смотреть, чтобы было достаточно тепла и света для наших растений. (Любуемся проделанной работой, устанавливаем ёмкости на окне, украшаем—вешаем солнышко, устанавливаем домик-избушку, рядом селим бабку, деда, домашних животных)

Конспект  непосредственно образовательной деятельности  по познавательному развитию «Овощи и фрукты - полезные продукты»

Возраст обучающихся: для детей младшего дошкольного возраста 2-3 лет.

Вид НОД: закрепление раннее приобретённых знаний.
Форма организации обучения: подгрупповая.
Цель: закрепить представления у детей об овощах и фруктах и их полезных свойствах для человека.

Задачи: образовательные:  формировать  у детей представления об овощах и фруктах, как о продуктах полезных для здоровья; закреплять знания детей о характерных признаках овощей и фруктов(цвет, форма, вкус)

развивающие:  развивать сенсорные и вкусовые ощущения.

 воспитательные: формировать бережное отношение к своему здоровью.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Интеграция детских видов деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы.

Планируемый результат: дети свободно ориентируются в названии овощей и фруктов, владеют знаниями о ЗОЖ.

Средства и оборудования:

методические: картотека с пальчиковыми играми, картотека с физкультминутками.
организационные: овощи - огурцы, помидоры, капуста, морковь; фрукты - яблоки, бананы, апельсины, лимоны; корзина, тарелка, два блюда., салфетка, повязка для глаз.

Ход НОД:

Мотивационный этап.
Воспитатель
: Ребята, посмотрите, кто сегодня к нам пришел в гости (на стульчиках возле доски сидят Степашка и Хрюша).

Дети: Степашка и Хрюша.
Воспитатель: Они принесли нам корзину (беру корзину, накрытую платочком) . - Ух, она очень тяжёлая, посмотрим, что в ней. (убираю платочек). - Смотрите, ребята, что здесь. (в корзине фрукты и овощи).

Дети: Это фрукты и овощи.
Воспитатель
: Ребята, наши друзья, Хрюша и Степашка запутались, они не знают где здесь овощи, а где фрукты. Давайте им поможем. Мы разложим всё по отдельным блюдам. (дети соглашаются)
Основной этап.
Воспитатель показывает по одному продукту из корзины.
Воспитатель: Что это?

Дети: Капуста.
- Какого она цвета?
(зелёного)
- Какой формы? (круглая)
- Это фрукт или овощ?
(овощ)
Воспитатель: (беру из корзины огурец) -
 А это что?

Дети: Это огурец.

- Какого он цвета? (зелёного)
- Правильно, ребята, и он овальной формы.
(достает из корзины помидор)
- А это что?

Дети: Красный помидор. И он круглый.

Воспитатель: (достает морковь) - А это что, ребята?

Дети: Это оранжевая морковка.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы правильно всё назвали. Капуста, огурец, помидор, морковь - это овощи или фрукты?

Дети: Это овощи.
Воспитатель: Да, ребята, одним словом это- овощи. Из овощей можно сделать вкусный салат.
Пальчиковая игра: (действия выполняются в соответствии со словами)
Мы капусту рубим, рубим
Мы капусту режем, режем
Мы морковку трём, трём
Мы капусту жмём, жмём
Посолили, поперчили, помешали, помешали
Взяли ложку и попробовали
М-м-м как вкусно!!!!
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы умеете готовить салат.
(достает из корзины яблоко) - Ребята, а что это?

Дети: Яблоко. Красное и круглое.
Воспитатель:
 А это что?

Дети: Это банан. Он жёлтый.

- А это что? (достает апельсин)

Дети: Апельсин. Оранжевый.
- А это что такое? (достает лимон) 

Дети: Жёлтый лимон. Он круглый.
Воспитатель
: Отлично, ребята. А теперь скажите мне: яблоко, апельсин, банан, лимон, как эти продукты назвать одним словом?

Дети: Фрукты.
Воспитатель:
 Ребята, а где растут фрукты .

Дети: На дереве.
-Да, конечно фрукты растут на дереве, в саду.
- А где растут овощи?

Дети: В огороде .

- Правильно, овощи растут в огороде, на грядке.
Воспитатель: А теперь вы возьмёте каждый по одному продукту, кто-то возьмёт один овощ,  а кто-то возьмёт один фрукт и объясните нашим друзьям Степашке и Хрюши, что это.
(дети разбирают по одному продукту и по очереди подходят к кукольным героям и объясняют им, что это за продукт)
Воспитатель:
 Очень хорошо, ребята, мы с вами научили Хрюшу и Степашку узнавать овощи и фрукты. Я думаю теперь они запомнят и будут правильно  называть их.
Воспитатель: А теперь давайте немного с вами поиграем.
Хороводная игра «Есть у нас огород»
Есть у нас огород, там морковка растёт,
Вот такой вышины, вот такой низины,
Вот такой ширины, вот такой ужины,
Ты морковка поспеши, с нами вместе попляши.
Воспитатель: Ребята, все овощи и фрукты - это полезные продукты. В них много витаминов, которые помогают нам быть здоровыми, крепкими, сильными, весёлыми. Их обязательно надо кушать каждый день.
Воспитатель: Ребята, а можно ли кушать овощи и фрукты немытыми? (дети рассуждают - нет нельзя, их надо мыть, потому что на них много микробов, они грязные)
Воспитатель
: Да ребята, все ваши ответы правильные. Действительно если мы будем кушать не мытые овощи или фрукты, то мы заболеем, потому что они грязные и на них много микробов, которые мы не видим.
Воспитатель: Ребята, а что надо ещё делать перед едой?

Дети: Мыть руки.
- Да, всё правильно - перед едой надо обязательно мыть руки!!
Рефлексивный этап.
Воспитатель:
 Ребята, сейчас мы поиграем с вами в игру "Угадай-ка". Но сначала нам надо помыть руки. (идет вместе с детьми в умывальную комнату мыть руки. Дети рассаживаются на стульчики вокруг стола, на котором стоит Чашка накрытая салфеткой, в чашке кусочки фруктов и овощей)
(Ребёнок  по очереди подходит к столу, завязываем ему  глаза, он достают из под салфетки кусочек продукта, пробует его, отгадывает и называет. Отгадывают все ребята).
Воспитатель:
 Молодцы, ребята, вы все справились с заданием, а теперь давайте угостим наших гостей Степашку и Хрюшу овощами и фруктами.
(Вношу тарелку на которой кусочки овощей и фруктов, дети приглашают к столу героев и все угощаются фруктами и овощами.)
Воспитатель:
 Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо занимались. Давайте покушаем вкусные овощи и фрукты и потом можно поиграть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конcпект занятия по краеведению и развитию речи в подготовительной группе доу " Машина времени у меня под окном"

Занятие построено с использование мультимедийного пректора и компьютора.Внесены события прошлого , настоящего и будующего....

Интегрированное занятие "Мир в твоем окне"

  В процессе занятия дети создадут  большое декоративное панно - изображение многоэтажного дома с окнами -рисунками детей.  Каждое окно в этом доме - мир одного человека, его л...

Цветы на окне и за окном

Конспект занятия для детей средней группы по ознакомлению с миром природы. К разработке прилагается набор карточек для игры....

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

«Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы» Акция «Окна победы»

laquo;Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы»Акция «Окна победы»...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса лучшего оформления окна группы к Новому году «Волшебное окно»

Цели и задачи смотра-конкурсаЦелями и задачами смотра-конкурса являются:создание праздничной новогодней атмосферы в группе;эстетическое воспитание дошкольников;активизация инициативы, творчества, выду...

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело!

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело! Работа на нашем огороде началась зимой. На занятиях по экологии мы разобрали культуры, которые будем выращивать, изучили правила ухода....