06.09.2023 Картотека опытов «Свет»
картотека по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Опыт №1 «Источники света»
Оборудование: карточки с изображением источников света.
Проведение опыта: Рассмотрите карточки, назовите источники света, изображенные на карточках. Подумайте, какие еще бывают источники света.
Опыт №2 «Свет распространяется прямолинейно».
Оборудование: фонарик, экран с щелью, лист белой бумаги.
Проведение опыта: Положите на стол лист белой бумаги. Установите на него экран со щелью. Включите фонарик и с расстояния вытянутой руки осветите щель. На листе бумаги за щелью будет прямая полоска света.
Опыт №3 «Образование тени».
Оборудование: предмет-стойка, фонарик, лист белой бумаги, различные мелкие предметы.
Проведение опыта: Установите на лист белой бумаги предмет-стойку. Осветите его светом фонарика с расстояния вытянутой руки сверху, меняя высоту фонарика. Обратите внимание на изменение формы и размера тени.
Проделайте то же самое с другими предметами.
Опыт №4 «Отражение».
Оборудование: зеркало, подставка под зеркало, экран со щелью, фонарик, лист белой бумаги и предмет-стойка.
Проведение опыта: Установите зеркало в подставку и поставьте его на лист белой бумаги.
А) Поставьте перед зеркалом экран со щелью и осветите щель светом фонарика так, чтобы было видно отражение полоски света на листе бумаги. Поворачивайте слегка зеркало и наблюдайте, как меняется положение отраженного луча света. Теперь, не трогая зеркала, поворачивайте экран и наблюдайте изменение положения отраженного луча.
Б) Перед зеркалом поставьте предмет-стойку так, чтобы видно было его отражение. Слегка поворачивайте зеркало и наблюдайте, как меняется положение изображения. Теперь, не трогая зеркала, слегка перемешайте предмет-стойку относительно зеркала и наблюдайте, как меняется положение изображения.
Опыт №5 «Преломление».
Оборудование: маленькая прямоугольная кювета, лазерная указка, стакан с водой и немного молока.
Проведение опыта: Налейте в маленькую кювету воды и каплю молока так, чтобы вода стала мутной, но совсем чуть-чуть. Это нужно для того, чтобы луч от лазерной указки, проходящий через воду, был видимым.
Посветите сверху лазерной указкой и посмотрите, что луч проходит прямо. Посветите наклонно к поверхности воды и наблюдайте, как луч света как будто ломается на границе с водой (преломляется).
Опыт №6 «Оптическое приподнимание предметов»
Оборудование: плоская кювета, палочка и стакан с водой.
Проведение опыта: Налейте в кювету воды почти доверху. Опустите палочку вертикально, а затем наклонно. Глядя сверху, наблюдайте, как меняется вид той части палочки, которая под водой,- она как будто приподнимается.
Опыт №7 «Поглощение».
Оборудование: черная и белая пластины, фонарик и коробочка с отверстием.
Проведение опыта:
А) Положите на стол белую и черную пластины. Посветите фонариком сначала на одну, потом на другую. Обратите внимание на разницу в яркости светового пятна и сделайте вывод о том, что больше поглощает свет.
Б) Возьмите коробочку с отверстием. Посмотрите, какого она цвета. Обратите внимание на то, что отверстие всегда выглядит черным. Сравните
с цветом черной пластины, приложив ее к коробочке рядом с отверстием.
Опыт №8 «Рассеяние».
Оборудование: фонарик, лазерная указка, лист белой бумаги и матовая пластина.
Проведение опыта:
А) Посветите фонариком на лист белой бумаги. Теперь приложите к фонарику матовую пластину и посветите сквозь нее. Обратите внимание на то, как изменилось световое пятно на бумаге.
Б) Сделайте то же самое с лазерной указкой.
В) Обратите внимание на разницу цвета неба ночью и днем. Днем солнечный свет рассеивается в воздухе, а ночью его нет. На планетах, где нет воздуха (например, Меркурий) днем небо черное.
Опыт №9 «Частокол».
Оборудование: расческа, подставка, фонарик, лазерная указка, лист белой бумаги и кусочек тюлевой ткани.
Проведение опыта:
А) Установите расческу в подставку на лист бумаги. Посветите сбоку фонариком сквозь зубцы расчески. Обратите внимание на то, как расходятся лучи света за расческой.
Б) Посветите на стену лазерной указкой. Возьмите кусочек тюлевой ткани и посветите сквозь него лазерной указкой на стену. Обратите внимание, как изменилось пятно на стене.
Опыт №10 «Радуга».
Оборудование: призма и мыльные пузыри.
Проведение опыта:
А) Возьмите призму в руку и посмотрите сквозь нее, как щель, вокруг. Обратите внимание на радужные полоски.
Б) Выдуйте несколько мыльных пузырей и , пока они летят, обратите внимание на их радужную оболочку.
В) Вспомните, когда в небе бывает радуга.
Опыт №11 «Увеличение с помощью лупы».
Оборудование: лупа и два маленьких одинаковых предмета, например, резиновые подставки.
Проведение опыта: Положите на небольшом расстоянии друг от друга две резиновые подставки. Теперь посмотрите на одну из них сквозь лупу. Обратите внимание, как изменился ее размер по сравнению с такой же, рядом лежащей.
Опыт №12 «Получение изображения».
Оборудование: лупа, линзы, свеча, белый экран, лампа на потолке, лист белой бумаги.
Проведение опыта:
А) Положите на стол лист белой бумаги так, чтобы над ним на потолке была лампа. Поднимите лупу на высоту вытянутой руки над истом и медленно опускайте ее до тех пор, пока на листе не появится четкое изображение лампы.
Б) Вставьте белую пластину и линзу в подставки. Установите на одной линии на столе пластину, линзу и зажженную свечу. Двигая линзу между пластиной и свечой, подберите такое ее положение, при котором изображение будет перевернутым и увеличенным.
Опыт №13 «Солнечные часы».
Оборудование: модель солнечных часов.
Проведение опыта: Соберите солнечные часы, вставив в отверстие основания стержень. Выйдите на освещенную солнцем площадку и установите на ней солнечные часы. Обратите внимание на то, как меняется тень от стержня в течение дня.
Опыт №14 «Передача солнечного зайчика»
Цель: показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.
Материал: зеркала.
Ход: В солнечный день дети рассматривают «солнечный зайчик». Как он получается? (Свет отражается от зеркала). Что произойдет, если в том месте на стене, куда попал «солнечный зайчик», поставить еще одно зеркало? (Он отразится еще раз)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека опытов "Свет повсюду"
Картотека опытов со светом...
14.01.2023 Картотека игр и упражнений по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни в первой младшей группе
Дидактические игры и упражнения по ЗОЖ предназначены для родителей и педагогов, заботящихся о благополучии детей. Одна из ключевых педагогических задач – сохранение физического здоровья нового п...
Февраль. 2023. Картотека прогулка февраль.
МБДОУ «Красномаяковский детский сад» Воспитатель высшей категории:Анисимова Жанна Сергеевна Февраль. 2023...
ФПМ-2023. Картотека подвижных игр с использованием нестандартного оборудования.
Подвижные игры с использованием нестандартного оборудования....
27.04.2023 картотека "консультация для родителей"
консультация для родителей...