Картотека опытов на тему "Вода"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Лашутина Светлана Юрьевна

Формировать знания детей о свойствах воды. Развивать познавательный интерес и навыки экспериментирования. Воспитывать у детей умение самостоятельно находить ответы на разные вопросы опытно- экспериментальным путем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_opytov_na_temu_voda_chudesny_dar_prirody.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

        

        

11.Замерзание жидкостей

Задачи: Познакомить с различными жидкостями, Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.

Материалы  и оборудование:    Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, алгоритм деятельности (Приложение, рис. 10).

Ход:  Дети рассматривают жидкости, определяют различия и общие свойства жидкостей (текучесть, способность принимать форму сосудов). Затем приготавливают раствор соленой воды по алгоритму, заливают соленый раствор и обычную воду в формочки, ставят на длительное время в холод. Затем вносят формочки, рассматривают, определяют, какие жидкости замерзли, а какие — нет. Дети делают вывод: одни жидкости замерзают быстрее, другие медленнее; устанавливают зависимость температуры замерзания жидкости от ее плотности.

12. Изменение объема жидкости

Задачи:  Выявить изменение объема жидкости при замерзании.

Материалы  и оборудование:    Бутылки с пробками.

Ход: Дети заливают бутылки водой: одну доверху, другую — нет, закрывают их крышками, отмечают уровень воды и выносят на мороз. После полного замерзания вносят бутылки в помещение и выясняют, как изменились обе бутылки, почему дно у одной из них стало выпуклым.

13. Вода двигает камни

Задачи:  Узнать, как замерзшая вода двигает камни.

Материалы  и оборудование:    Соломинки для коктейля, пластилин.

Ход: Дети набирают ртом воду в соломинку, закрывают ее пластилином снизу и сверху, выносят на мороз. Затем выясняют, что одна из пластилиновых пробок была сдвинута водой (вода, замерзая в соломинке, увеличилась в объеме и сдвинула пробку).

14. Круговорот воды

Задачи: Познакомиться с круговоротом воды в природе.

Материалы  и оборудование:   Прозрачная мерная емкость с прозрачной крышкой.

Ход:  Дети кладут в емкость кусок льда (или снега), закрывают ее целлофаном и закрепляют герметично вкруговую резинкой, ставят в тепло. Длительное время долго наблюдают таяние и конденсацию воды.

15. Фильтрование воды

Задачи:  Познакомиться с процессами очистки воды разными способами.

Материалы  и оборудование:    Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.

Ход: Взрослый предлагает детям замутить воду крахмалом, а затем очистить ее. Вместе с детьми выясняет, как сделать разные очистительные устройства — фильтры по алгоритму (из песка, тряпочки, промокательной бумаги). Дети изготавливают фильтры и проверяют их действие; выясняют, какой фильтр лучше очищает воду (промокательная бумага).

16.   Звуки в воде

Задачи:  Выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).

Материалы  и оборудование:   Большая емкость с водой, камешки.

Ход:  Взрослый предлагает детям ответить, передаются ли звуки по воде. Вместе с детьми составляет алгоритм действий: бросить камешек и слушать звук его удара о дно емкости. Затем приложить ухо к емкости и бросить камень; если звук передается по воде, то его можно услышать. Дети выполняют оба варианта опыта и сравнивают результаты. Делают вывод: во втором варианте звук был громче; значит, через воду звук проходит лучше, чем через воздух.

Загадки.

С неба падают зимой

И кружатся над землёй

Лёгкие, пушистые,

Белые, лучистые.

             (снежинки).

Не снег, не лёд,

А серебром деревья убирает.

              (иней).

Без ног бегут,

Без крыльев летят,

Без паруса плывут.

               (облака).

Зимой лежал,

А весной в реку убежал.

               (ручеёк).

Летит ковёр большой – большой,

А не ступить на него ногой.

               (небо).

Пушистая вата

Плывёт куда – то

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

                 (туча)

Не колючий. Светло – синий

По кустам развешен….

                  (снег).

Летом бежит. Зимой спит.

Весна настала – опять побежала.

                  (река).

Шел, шел долговяз –

В сырую землю увяз.

                   (дождь)

Белое покрывало всю

Землю покрыло.

                    (снег).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...

Картотека опытов с детьми (опыты с водой)

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ» Опыт № 1. «Окрашивание воды»....

Картотека опытов с детьми (опыты с песком)

Экспериментирование с песком. Цель и задачи: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать ма...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ОПЫТЫ С ВОДОЙ"

Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...