Картотека опытов и экспериментов для детей в средней группе
картотека по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Картотека опытов и экспериментов в средней группе
ПОСОБНОСТЬ ВОДЫ ОТРАЖАТЬ ОКРУЖАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ.
Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы.
Ход: Внести в группу таз с водой. Предложить детям рассмотреть, что отражается в воде. Попросить найти свое отражение, вспомнить, где еще они могут его увидеть.
Вывод: В воде отражаются окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.
ПРОЗРАЧНОСТЬ ВОДЫ.
Цель: Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная».
Ход: Приготовить две баночки с водой, набор мелких тонущих предметов (пуговицы, камешки, металлические предметы). Выяснить, как усвоено понятие «прозрачный» : предложить найти прозрачные предметы в группе (стекло в окне, стакан, аквариум). Дать задание: доказать, что вода в банке прозрачная (опустить в банку мелкие предметы, и они будут видны). Задать вопрос: «Будет ли вода в аквариуме такой же прозрачной, если опустить в нее кусочек земли?» Выслушать ответы, затем – продемонстрировать опыт : в баночку с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.
Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.
ТОНЕТ – ПЛАВАЕТ
Цель: показать, что металл тонет в воде, а дерево нет.
Ход: Спросить, что произойдет, если опустить в воду гвоздь и деревянную палочку.
Проверить гипотезу, опустив объекты в воду.
Вывод: металл тонет в воде, а дерево нет.
Опытно-экспериментальная деятельность на прогулке
Опыт «Свойства мокрого песка».
Цель: познакомить детей со свойствами песка.
Ход опыта : Намочить песок и понаблюдать, как он будет высыхать. Попробовать сделать торт из сухого и мокрого песка при помощи формочек, слепить другие фигурки.
Вывод: мокрый песок лепится, сухой песок рассыпается. Мокрый песок на солнце высыхает.
Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры».
Цель: выявлять зависимость состояния почвы от погодных условий.
Ход опыта : В солнечный день предложить рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руках, цвет (светло-коричневая, полить землю (как будто прошел дождь); предложить опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность - она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.
Опыт «Свойства песка».
Ход опыта : Воспитатель дает детям пластмассовые бутылочки, наполненные сухим и мокрым песком, и показывает, как можно делать дорожки и рисовать узоры на земле. Мокрый песок не выпадает из бутылки, тогда как сухой свободно высыпается.
Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры».
Цель: выявление зависимости состояния почвы от погодных условий.
В солнечный день воспитатель предлагает детям рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руках, цвет (светло-коричневая, полить землю (как будто прошел дождь, опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность - она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.
Опыт «Снег и лед - вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры».
Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Ход опыта : Внести кусочки льда в теплое помещение и понаблюдать, как они будут таять. Сделать вывод: лед - это вода, только в твердом состоянии, которая при повышении температуры снова превращается в жидкость.
Опыт со льдом.
Цели: познакомить со свойствами льда (лед тонкий и хрупкий); рассмотреть кусочки льда (разбить лед лопаткой); наблюдать за таянием снега и льда (лед и снег от тепла тают).
Опыт «Первые заморозки».
Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха.
Ход опыта : В две банки налить одинаковое количество воды. Одна банка в холодный день выносится на улицу, другая остается в группе. Вместе с детьми измерить температуру воздуха на улице, в группе. Наблюдается, что произошло с водой: в одной банке вода замерзла, в той, что была в группе, вода осталась прежней.
Вывод: на холоде вода замерзает, превращаясь в лед; жидкость превращается в твердое вещество.
Опыт «Защитные свойства снега».
Цель: познакомить со свойствами снега. Поместите баночки с одинаковым количеством воды: на поверхности сугроба, заройте неглубоко в снег, заройте глубоко |в снег.
Понаблюдайте за состоянием воды в баночках. Сделайте выводы, почему снег защищает корни растений от замерзания.
Выводы: чем глубже будет находиться баночка, тем теплее будет вода; корням под снегом и почвой тепло, чем больше снега, тем теплее растению.
Опыт «Таяние снега».
Цель: знакомство со свойствами снега.
Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. От комнатной температуры снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.
Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.
Опыт «Лед - твердая вода».
Цель: познакомить детей со свойствами воды.
Взять сосульки в группу. Дети должны следить за состоянием сосулек в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают через разные промежутка времени. Вывод: лед, снег -это тоже вода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека опытов и экспериментов для кружка "Почемучки " (средняя группа)
Опыты и эксперименты данной картоеки знакомят детей сявлениями неживой природы, свойствами различных материалов (вода, воздух стекло, резина, пластмасса и т.д.)...
Картотека опытов и экспериментов для детей второй младшей группы.
В ФГОС ДО говорится, что экспериментирование это одно из наиболее эффективных средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.Что как не опыт, может остаться в памяти ребенка проведенный...
Картотека опытов и экспериментов для детей средней группы
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и ...
Картотека опытов и экспериментов для детей второй младшей группы.
Картотека опытов и экспериментов для детей второй младшей группы....
Картотека опытов и экспериментов для детей второй младшей группы. В ФГОС ДО говорится, что экспериментирование это одно из наиболее эффективных средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Природа наделила человека таким качеством как любознательность, стремление узнавать новое, ставить вопросы и искать на них ответы. Поэтому можно говорить о том, что ребенок от природы исследователь: о...
Картотека опытов и экспериментов для детей средней, старшей, подготовительной групп.
Картотека опытов и экспериментов для детей средней, старшей, подготовительной групп....
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
Картотека опытов и экспериментов...