Конспект НОД по развитию экологических представлений в старшей группе Тема: «Знакомьтесь, Ушастый ёж!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кобзева Наталья Александровна

Конспект НОД по развитию экологических представлений в старшей группе Тема: «Знакомьтесь, Ушастый ёж!»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ushastyy_yozh.docx183.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №14 «Василёк»

города Рубцовска Алтайского края

658213, г.Рубцовск, проспект Ленина, 29

тел.: (38557) 9-87-52

e-mail:,

сайт:

Конспект

НОД

по развитию экологических представлений

в старшей группе

Тема: «Знакомьтесь, Ушастый ёж!»

Воспитатель:

Кобзева Н.А.

Рубцовск, 2023 г.

Тема: «Знакомьтесь, Ушастый ёж!»

Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Возрастная группа: старшая.

Цель: формирование представлений детей об ушастом еже, занесённом в Красную книгу.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные: продолжать формировать знания

детей о Красной книге; познакомить детей с жизнью ушастых ежей в природных условиях.

  • Коррекционно-развивающие: развивать у детей мышление, внимание,

наблюдательность, воображение и познавательный интерес к жизни животных; развивать и укреплять здоровье детей через здоровьесберегающие технологии.

  • Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к природе, доброе

и бережное отношение детей ко всему живому; готовность участвовать в практических делах по поддержанию хороших условий для животных.

Дополнительные задачи: воспитывать умение работать в коллективе, проявлять инициативу.

Словарная работа: активизировать и обогащать словарь (представитель, ветеринар, ежиха, ежата).

Индивидуальная работа: отрабатывать умение говорить полными предложениями с Серёжей Б., Димой М.

Предварительная работа: отгадывание загадок о животных; рассматривание иллюстраций с изображением животных; чтение художественной литературы (В. Бианки, М.Пришвин); просмотр мультфильмов; составление презентации «Ушастый ёж».

Материалы и оборудование: знаки правил поведения в природе; презентация «Ушастый ёж»; проектор; листы бумаги с силуэтом ежа, цветные карандаши на каждого ребёнка. Конверт с письмом; дидактическая игра «Про ежа»; дидактическая игра «Собери знак».

Ход:

1. Организационно – мотивационный этап.

В.: -Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей в группу. Давайте ними поздороваемся.

-_Здравствуйте!

- Наста новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы приветливы и ласковы. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера!

В.: - Сегодня утором, по дороге в наш детский сад я встретила почтальона, который передал для вас письмо от Красной Шапочки. Послушайте, что написала нам Красная шапочка? (чтение письма).

- Присаживайтесь.

«Внимание! Внимание! Я часто гуляю в лесу, везде хожу и все вижу. У нас в лесу может случиться большая беда! Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда! Что же нам делать тогда? О Красной Книге помните друзья всегда!»

В.: - Ребята, о какой беде нам пишет Красная шапочка?

Дети: - Могут исчезнуть животные и растения.

В.: В письме идёт разговор о Красной книге Кто из вас знает, что это за книга? (Показ картинки Красной книги)

В.: Ребята, а как вы думаете, почему она красного цвета?

В.: Книга красного цвета, потому что в неё занесены животные, птицы и растения, которых на земле осталось очень мало, они находятся под угрозой исчезновения. Книга, как красный сигнал светофора предупреждает: «Остановись! Не трогай! Не уничтожай!» О нас с вами заботятся мамы, папы, дедушки и бабушки, родные и близкие и окружающие нас люди. А кто заботится о животных? ( мы должны заботиться о них ЛЮДИ)

Давайте вспомним правила охраны природы. ЗНАКИ

1. Не срывать, и не топтать цветы. Пусть красивые растения остаются в природе!

2. Не ломать ветки деревьев и кустарников!

3. Не ловить диких животных, и уносить их домой!

4. В лесу не кричать, не включать громко музыку.

5. Не оставлять не затушенных костров.

6. Не оставлять после себя мусор, остатки пищи.

И самое главное правило любить и охранять природу!

2.

В.: Сегодня Красная книга хочет вам рассказать об очень редком животном. Но сначала отгадайте загадку:

Загадка: Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно…(ёжик).

(Показ картинки ежа).

Рассказ воспитателя с демонстрацией презентации. Картинки двух ежей

В.: - Да дети, это ёж, но не простой, а Ушастый ёж (показ слайдов), который проживает на нашей Родине – в Алтайском крае.

Слушайте внимательно!

Этот зверек относится к семейству ежовых. Считается самым маленьким представителем. Отличительной особенностью являются его уши, которые выходят за половину головы, благодаря чему и было присвоено такое название. Зверек имеет длинные лапы, короткий хвост и расцветку по бокам туловища рыжевато-серую, а брюхо – ярко-белое. Отличительной особенностью является то, что иголки расположены не по всему телу, как у обычных ежей. Бока остаются голыми, покрытыми шерстью. Ежи не привязываются к месту и могут передвигаться на большие расстояния в поисках лучшего уголка. Они легко используют любой подвернувшийся куст или норку в качестве ночлега. Ушастые ежики относятся к ночным животным. Наиболее активны вечером и ночью. Великолепный слух и прекрасное обоняние позволяет им прекрасно охотиться в темноте при не очень остром зрении. Ведут одиночный образ жизни и довольно спокойны, пока им ничего не угрожает. При опасности они не скручиваются в клубок, а стараются напугать врага шипением или убежать. Но чем питается ушастый ежик? Насекомыми, личинками, пауками, мышами, дождевыми червями и даже лягушками.

Он очень значим для сельского хозяйства, так как поедает вредных насекомых, способных нанести вред урожаю. Поэтому для России очень важен ушастый ежик. Запомните! Нельзя ловить в дикой природе и нести домой ушастого ежика. Взрослое животное плохо привыкает к неволе. Оно сильно нервничает и может отказаться от пищи, что приведет к его гибели.

Вот вы и познакомились с Ушастым ежом. А теперь давайте отдохнем.

Физминутка

Мы гуляли по лесочку (шагают на месте)

И заметили вдруг кочку (наклоняются вперед)

Странным показалось (приседают)

Кочка закачалась (покачивают головой из стороны в сторону)

Подошли мы посмотреть (смотрят на ежика)

Стали глазоньки тереть (трут глазки)

Кочка развернулась (поднимают руки вверх и растопыривают пальчики)

В ежа обернулась.

В.: А теперь я предлагаю вам посмотреть, как ведет себя ёж в природе (показ видео).

А давайте послушаем, какие издает звуки. Давайте повторим.

Как называют маму ежа? (ежиха). А детёнышей? (ежата).

Давайте проговорим: ёж, ежиха, ежата. Умницы.

Поиграем и узнаем, как вы запомнили описание про ежа.

Дидактическая игра на закрепление материала «Про ежа».

Гимнастика для глаз

Мы поработали с экраном, теперь нашим глазкам нужно отдохнуть.

Нужно глубоко вдохнуть и много - много раз моргнуть.

Глазкам нашим легче стало.

Вы все отлично запомнили, а вспомните ли вы правила охраны природы, которые мы недавно проговаривали? (повернуть мольберт). А какие именно подойдут для охраны ушастых ежей? Ведь это животное из Красной книги, которое необходимо беречь. А книга нам о чем говорит? Ответы детей.

В.: Да, дети. Давайте беречь и заботиться об окружающей природе. Ведь человек – хозяин природы, значит, должен бережно распоряжаться ее богатствами, особенно, охранять животных, занесенных в Красную Книгу. Когда мы гуляем в лесу, давайте не будем оставлять остатки своих продуктов, потому что наша пища вредна для животных (чипсы, конфеты, остатки шашлыка, печенье). Ни в коем случае не несите домой и не трогайте детёнышей диких животных, потому что родители бросят своих малышей, если вы к ним притронетесь.

Предлагаю вам собрать важный знак правила охраны нашего редкого обитателя из Красной книги.

Дидактическая игра «Собери знак».

В.: Здорово у вас получилось!

А что обозначает этот знак? О чём он нам говорит? (проговорить с каждым).

В.: - Ребята, я предлагаю вам для наших ушастых ежей нарисовать иголки,

Чтобы они могли защитить себя от плохих людей и от лесных врагов и раскрасить новых друзей, ведь их так мало осталось. А дома вы потом можете рассказать своим домочадцам о ком вы сегодня узнали (дети работают с шаблонами ежей).

Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

3. Заключительный этап.

В.:Напомните мне, пожалуйста, кто прислал нам письмо? (Красная шапочка) О какой книге говорилось в письме? (Красная книга)Что это за книга? (Книга, в которую занесены животные и растения, которые могут исчезнуть)С кем сегодня нас познакомила Красная книга? (Ушастый еж )Помните ли вы правила охраны природы? Вы отличная команда, раскрасили таких красивых ушастых ежей. Молодцы.

Ход НОД:

  1. Начало совместной деятельности.

Организационный момент

Цель: создание условий для эмоционального настроя детей.

Задачи: активизировать познавательный интерес к предстоящей деятельности.

Методы и приёмы: игровой, сюрпризный момент.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Приветствуют гостей

Слушают письмо

В.: -Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей в группу. Давайте с ними поздороваемся.

- Здравствуйте!

- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы приветливы и ласковы. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера!

- Сегодня утором, по дороге в наш детский сад я встретила почтальона, который передал для вас письмо от Красной Шапочки. Послушайте, что написала нам Красная шапочка? (чтение письма).

- Присаживайтесь.

«Внимание! Внимание! Я часто гуляю в лесу, везде хожу и все вижу. У нас в лесу может случиться большая беда! Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда! Что же нам делать тогда? О Красной Книге помните друзья всегда!»

Дети проходят в группу

Садятся на стульчики

Следить за осанкой

«

  1. Основная часть

Беседа

Цель: создание условий для расширения представлений детей о Красной книге и её представителях.

Задачи:

- продолжать формировать знания детей о Красной книге;

- познакомить детей с жизнью Ушастых ежей в природных условиях;

- развивать у детей мышление, внимание, наблюдательность, воображение и познавательный интерес к жизни животных;

- развивать и укреплять здоровье детей через здоровьесберегающие технологии;

- воспитывать интерес к природе, доброе и бережное отношение детей ко всему живому;

- воспитывать готовность участвовать в практических делах по поддержанию хороших условий для животных.

Методы и приемы: рассказ, вопросы, беседа, объяснение, рассказ воспитателя, поощрение, похвала, презентация, ИКТ, физминутка, гимнастика для глаз.

Слушают воспитателя и отвечают на поставленные вопросы

Слушают воспитателя и отвечают на поставленные вопросы

Показывают знания об экологических знаках

Слушают воспитателя и отгадывают загадку

Слушают рассказ воспитателя

Слушают воспитателя

Слушают воспитателя

В.: - Ребята, о какой беде нам пишет Красная шапочка?

Дети: - Могут исчезнуть животные и растения.

В.: В письме идёт разговор о Красной книге. Кто из вас знает, что это за книга? (Показ картинки Красной книги)

В.: Ребята, а как вы думаете, почему она красного цвета?

В.: Книга красного цвета, потому что в неё занесены животные, птицы и растения, которых на земле осталось очень мало, они находятся под угрозой исчезновения. Книга, как красный сигнал светофора предупреждает: «Остановись! Не трогай! Не уничтожай!» О нас с вами заботятся мамы, папы, дедушки и бабушки, родные и близкие и окружающие нас люди. А кто заботится о животных? ( мы должны заботиться о них ЛЮДИ)

Давайте вспомним правила охраны природы. ЗНАКИ

1. Не срывать, и не топтать цветы. Пусть красивые растения остаются в природе!

2. Не ломать ветки деревьев и кустарников!

3. Не ловить диких животных, и уносить их домой!

4. В лесу не кричать, не включать громко музыку.

5. Не оставлять не затушенных костров.

6. Не оставлять после себя мусор, остатки пищи.

И самое главное правило любить и охранять природу!

В.: Сегодня Красная книга хочет вам рассказать об очень редком животном. Но сначала отгадайте загадку:

Загадка:

Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно…(ёжик).

Рассказ воспитателя с демонстрацией презентации.

В.: - Да дети, это ёж, но не простой, а Ушастый ёж (показ слайдов), который проживает на нашей Родине – в Алтайском крае.

Слушайте внимательно!

Этот зверек относится к семейству ежовых. Считается самым маленьким представителем. Отличительной особенностью являются его уши, которые выходят за половину головы, благодаря чему и было присвоено такое название. Зверек имеет длинные лапы, короткий хвост и расцветку по бокам туловища рыжевато-серую, а брюхо – ярко-белое. Отличительной особенностью является то, что иголки расположены не по всему телу, как у обычных ежей. Бока остаются голыми, покрытыми шерстью. Ежи не привязываются к месту и могут передвигаться на большие расстояния в поисках лучшего уголка. Они легко используют любой подвернувшийся куст или норку в качестве ночлега. Ушастые ежики относятся к ночным животным. Наиболее активны вечером и ночью. Великолепный слух и прекрасное обоняние позволяет им прекрасно охотиться в темноте при не очень остром зрении. Ведут одиночный образ жизни и довольно спокойны, пока им ничего не угрожает. При опасности они не скручиваются в клубок, а стараются напугать врага шипением или убежать.

- Но чем питается ушастый ежик? Насекомыми, личинками, пауками, мышами, дождевыми червями и даже лягушками.

Он очень значим для сельского хозяйства, так как поедает вредных насекомых, способных нанести вред урожаю. Поэтому для России очень важен ушастый ежик. Запомните! Нельзя ловить в дикой природе и нести домой ушастого ежика. Взрослое животное плохо привыкает к неволе. Оно сильно нервничает и может отказаться от пищи, что приведет к его гибели.

Вот вы и познакомились с Ушастым ежом. А теперь давайте отдохнем.

Физминутка

Цель: снижение утомляемости, смена вида деятельности, профилактика переутомления и снижения внимания.

Задачи: создать положительные эмоции, повысить интерес к занятию.

Методы и приёмы: игровой, наглядный.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Повторяют движения за воспитателем

Мы гуляли по лесочку (шагают на месте)

И заметили вдруг кочку (наклоняются вперед)

Странным показалось (приседают)

Кочка закачалась (покачивают головой из стороны в сторону)

Подошли мы посмотреть (смотрят на ежика)

Стали глазоньки тереть (трут глазки)

Кочка развернулась (поднимают руки вверх и растопыривают пальчики)

В ежа обернулась.

Просмотр видео

Повторяют звуки

Отвечают на вопросы

Проговаривают слова

В.: А теперь я предлагаю вам посмотреть, как ведет себя ёж в природе (показ видео).

А давайте послушаем, какие издает звуки. Давайте повторим.

Как называют маму ежа? (ежиха). А детёнышей? (ежата).

Давайте проговорим: ёж, ежиха, ежата. Умницы.

Поиграем и узнаем, как вы запомнили описание про ежа.

закрепление материала «Про ежа».

Дидактическая игра «Про ежа».

Цель: закрепление знаний о жизни ежа, его питании, среде обитания.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Показывают знания посредством игры

В.: - Скажите. пожалуйста, чем ёж питается?

Где живёт?

В какое время суток активен, не спит?

Следить за осанкой

  1. Гимнастика для глаз

Цель: снижение напряжения, повышение зрительной работоспособности.

Выполняют гимнастику для глаз

Мы поработали с экраном, теперь нашим глазкам нужно отдохнуть.

Нужно глубоко вдохнуть и много - много раз моргнуть.

Глазкам нашим легче стало.

Вы все отлично запомнили, а вспомните ли вы правила охраны природы, которые мы недавно проговаривали? (повернуть мольберт). А какие именно подойдут для охраны ушастых ежей? Ведь это животное из Красной книги, которое необходимо беречь.

- А книга нам о чем говорит? Ответы детей.

В.: Да, дети. Давайте беречь и заботиться об окружающей природе. Ведь человек – хозяин природы, значит, должен бережно распоряжаться ее богатствами, особенно, охранять животных, занесенных в Красную Книгу. Когда мы гуляем в лесу, давайте не будем оставлять остатки своих продуктов, потому что наша пища вредна для животных (чипсы, конфеты, остатки шашлыка, печенье). Ни в коем случае не несите домой и не трогайте детёнышей диких животных, потому что родители бросят своих малышей, если вы к ним притронетесь.

Предлагаю вам собрать важный знак правила охраны нашего редкого обитателя из Красной книги.

Дидактическая игра «Собери знак»

Цель: закрепление знаний через игру.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Собирают знак и отвечают на вопросы

В.: Здорово у вас получилось!

А что обозначает этот знак? О чём он нам говорит?

Проговорить с каждым

ребёнком

Работают с шаблонами ежей

В.: - Ребята, я предлагаю вам для наших ушастых ежей нарисовать иголки,

Чтобы они могли защитить себя от плохих людей и от лесных врагов и раскрасить новых друзей, ведь их так мало осталось. А дома вы потом можете рассказать своим домочадцам о ком вы сегодня узнали.

Самостоятельная продуктивная деятельность детей

Цель: приобщение детей к изобразительному искусству, развитие творческих способностей и познавательной активности детей.

Задачи: совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности; развивать эстетические чувства, эмоции, интерес к искусству; воспитывать аккуратно выполнять свою работу.

  1. Заключительная часть. Окончание.

Цель: закрепление знаний по теме.

Задачи: побуждать к высказыванию собственного мнения; закреплять сформированные представления и обобщать их.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Ответы детей

В.: Напомните мне, пожалуйста, кто прислал нам письмо?

О какой книге говорилось в письме? Что это за книга?

С кем сегодня нас познакомила Красная книга?

Помните ли вы правила охраны природы? Вы отличная команда, раскрасили таких красивых ушастых ежей. Молодцы.

Красная шапочка

Красная книга

Книга, в которую занесены животные и растения, которые могут исчезнуть

Ушастый еж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей группеТема:В гости к леснику.

Цель:учить детей развивать речь, отвечать на вопросы, образовывать слова при помощи суффиксов, закрепить навыки правильного произношения, учить различать на слух и называть слова с определённым ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группеТема: «Учимся вежливости»

Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения,о необходимости  соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи. Ход занятияВстречае...

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Планомерная систематическая работа, проводимая нами с детьми поднимает уровень, как моральных представлений детей, так и их реального культурного поведения; у дошкольников развивается умение многое де...

Статья на на тему: «Значение использования дидактических пособий в развитии экологических знаний старших дошкольников»

В данной статье рассматривается проблема использования дидактических пособий экологического образования детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется использованию таких дидактических пособий,...

Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое воспитание) старшая группа Тема: «Воздух и вода»

Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое воспитание) старшая группа Тема: «Воздух и вода»...