Конспект НОД по развитию экологических представлений в старшей группе Тема: «Знакомьтесь, Ушастый ёж!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД по развитию экологических представлений в старшей группе Тема: «Знакомьтесь, Ушастый ёж!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ushastyy_yozh.docx | 183.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №14 «Василёк»
города Рубцовска Алтайского края
658213, г.Рубцовск, проспект Ленина, 29
тел.: (38557) 9-87-52
e-mail:,
Конспект
НОД
по развитию экологических представлений
в старшей группе
Тема: «Знакомьтесь, Ушастый ёж!»
Воспитатель:
Кобзева Н.А.
Рубцовск, 2023 г.
Тема: «Знакомьтесь, Ушастый ёж!»
Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Возрастная группа: старшая.
Цель: формирование представлений детей об ушастом еже, занесённом в Красную книгу.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: продолжать формировать знания
детей о Красной книге; познакомить детей с жизнью ушастых ежей в природных условиях.
- Коррекционно-развивающие: развивать у детей мышление, внимание,
наблюдательность, воображение и познавательный интерес к жизни животных; развивать и укреплять здоровье детей через здоровьесберегающие технологии.
- Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к природе, доброе
и бережное отношение детей ко всему живому; готовность участвовать в практических делах по поддержанию хороших условий для животных.
Дополнительные задачи: воспитывать умение работать в коллективе, проявлять инициативу.
Словарная работа: активизировать и обогащать словарь (представитель, ветеринар, ежиха, ежата).
Индивидуальная работа: отрабатывать умение говорить полными предложениями с Серёжей Б., Димой М.
Предварительная работа: отгадывание загадок о животных; рассматривание иллюстраций с изображением животных; чтение художественной литературы (В. Бианки, М.Пришвин); просмотр мультфильмов; составление презентации «Ушастый ёж».
Материалы и оборудование: знаки правил поведения в природе; презентация «Ушастый ёж»; проектор; листы бумаги с силуэтом ежа, цветные карандаши на каждого ребёнка. Конверт с письмом; дидактическая игра «Про ежа»; дидактическая игра «Собери знак».
Ход:
1. Организационно – мотивационный этап.
В.: -Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей в группу. Давайте ними поздороваемся.
-_Здравствуйте!
- Наста новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы приветливы и ласковы. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера!
В.: - Сегодня утором, по дороге в наш детский сад я встретила почтальона, который передал для вас письмо от Красной Шапочки. Послушайте, что написала нам Красная шапочка? (чтение письма).
- Присаживайтесь.
«Внимание! Внимание! Я часто гуляю в лесу, везде хожу и все вижу. У нас в лесу может случиться большая беда! Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда! Что же нам делать тогда? О Красной Книге помните друзья всегда!»
В.: - Ребята, о какой беде нам пишет Красная шапочка?
Дети: - Могут исчезнуть животные и растения.
В.: В письме идёт разговор о Красной книге Кто из вас знает, что это за книга? (Показ картинки Красной книги)
В.: Ребята, а как вы думаете, почему она красного цвета?
В.: Книга красного цвета, потому что в неё занесены животные, птицы и растения, которых на земле осталось очень мало, они находятся под угрозой исчезновения. Книга, как красный сигнал светофора предупреждает: «Остановись! Не трогай! Не уничтожай!» О нас с вами заботятся мамы, папы, дедушки и бабушки, родные и близкие и окружающие нас люди. А кто заботится о животных? ( мы должны заботиться о них ЛЮДИ)
Давайте вспомним правила охраны природы. ЗНАКИ
1. Не срывать, и не топтать цветы. Пусть красивые растения остаются в природе!
2. Не ломать ветки деревьев и кустарников!
3. Не ловить диких животных, и уносить их домой!
4. В лесу не кричать, не включать громко музыку.
5. Не оставлять не затушенных костров.
6. Не оставлять после себя мусор, остатки пищи.
И самое главное правило любить и охранять природу!
2.
В.: Сегодня Красная книга хочет вам рассказать об очень редком животном. Но сначала отгадайте загадку:
Загадка: Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно…(ёжик).
(Показ картинки ежа).
Рассказ воспитателя с демонстрацией презентации. Картинки двух ежей
В.: - Да дети, это ёж, но не простой, а Ушастый ёж (показ слайдов), который проживает на нашей Родине – в Алтайском крае.
Слушайте внимательно!
Этот зверек относится к семейству ежовых. Считается самым маленьким представителем. Отличительной особенностью являются его уши, которые выходят за половину головы, благодаря чему и было присвоено такое название. Зверек имеет длинные лапы, короткий хвост и расцветку по бокам туловища рыжевато-серую, а брюхо – ярко-белое. Отличительной особенностью является то, что иголки расположены не по всему телу, как у обычных ежей. Бока остаются голыми, покрытыми шерстью. Ежи не привязываются к месту и могут передвигаться на большие расстояния в поисках лучшего уголка. Они легко используют любой подвернувшийся куст или норку в качестве ночлега. Ушастые ежики относятся к ночным животным. Наиболее активны вечером и ночью. Великолепный слух и прекрасное обоняние позволяет им прекрасно охотиться в темноте при не очень остром зрении. Ведут одиночный образ жизни и довольно спокойны, пока им ничего не угрожает. При опасности они не скручиваются в клубок, а стараются напугать врага шипением или убежать. Но чем питается ушастый ежик? Насекомыми, личинками, пауками, мышами, дождевыми червями и даже лягушками.
Он очень значим для сельского хозяйства, так как поедает вредных насекомых, способных нанести вред урожаю. Поэтому для России очень важен ушастый ежик. Запомните! Нельзя ловить в дикой природе и нести домой ушастого ежика. Взрослое животное плохо привыкает к неволе. Оно сильно нервничает и может отказаться от пищи, что приведет к его гибели.
Вот вы и познакомились с Ушастым ежом. А теперь давайте отдохнем.
Физминутка
Мы гуляли по лесочку (шагают на месте)
И заметили вдруг кочку (наклоняются вперед)
Странным показалось (приседают)
Кочка закачалась (покачивают головой из стороны в сторону)
Подошли мы посмотреть (смотрят на ежика)
Стали глазоньки тереть (трут глазки)
Кочка развернулась (поднимают руки вверх и растопыривают пальчики)
В ежа обернулась.
В.: А теперь я предлагаю вам посмотреть, как ведет себя ёж в природе (показ видео).
А давайте послушаем, какие издает звуки. Давайте повторим.
Как называют маму ежа? (ежиха). А детёнышей? (ежата).
Давайте проговорим: ёж, ежиха, ежата. Умницы.
Поиграем и узнаем, как вы запомнили описание про ежа.
Дидактическая игра на закрепление материала «Про ежа».
Гимнастика для глаз
Мы поработали с экраном, теперь нашим глазкам нужно отдохнуть.
Нужно глубоко вдохнуть и много - много раз моргнуть.
Глазкам нашим легче стало.
Вы все отлично запомнили, а вспомните ли вы правила охраны природы, которые мы недавно проговаривали? (повернуть мольберт). А какие именно подойдут для охраны ушастых ежей? Ведь это животное из Красной книги, которое необходимо беречь. А книга нам о чем говорит? Ответы детей.
В.: Да, дети. Давайте беречь и заботиться об окружающей природе. Ведь человек – хозяин природы, значит, должен бережно распоряжаться ее богатствами, особенно, охранять животных, занесенных в Красную Книгу. Когда мы гуляем в лесу, давайте не будем оставлять остатки своих продуктов, потому что наша пища вредна для животных (чипсы, конфеты, остатки шашлыка, печенье). Ни в коем случае не несите домой и не трогайте детёнышей диких животных, потому что родители бросят своих малышей, если вы к ним притронетесь.
Предлагаю вам собрать важный знак правила охраны нашего редкого обитателя из Красной книги.
Дидактическая игра «Собери знак».
В.: Здорово у вас получилось!
А что обозначает этот знак? О чём он нам говорит? (проговорить с каждым).
В.: - Ребята, я предлагаю вам для наших ушастых ежей нарисовать иголки,
Чтобы они могли защитить себя от плохих людей и от лесных врагов и раскрасить новых друзей, ведь их так мало осталось. А дома вы потом можете рассказать своим домочадцам о ком вы сегодня узнали (дети работают с шаблонами ежей).
Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
3. Заключительный этап.
В.:Напомните мне, пожалуйста, кто прислал нам письмо? (Красная шапочка) О какой книге говорилось в письме? (Красная книга)Что это за книга? (Книга, в которую занесены животные и растения, которые могут исчезнуть)С кем сегодня нас познакомила Красная книга? (Ушастый еж )Помните ли вы правила охраны природы? Вы отличная команда, раскрасили таких красивых ушастых ежей. Молодцы.
Ход НОД:
Организационный момент Цель: создание условий для эмоционального настроя детей. Задачи: активизировать познавательный интерес к предстоящей деятельности. Методы и приёмы: игровой, сюрпризный момент. | ||||||||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | ||||||
Приветствуют гостей Слушают письмо | В.: -Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей в группу. Давайте с ними поздороваемся. - Здравствуйте! - Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы приветливы и ласковы. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! - Сегодня утором, по дороге в наш детский сад я встретила почтальона, который передал для вас письмо от Красной Шапочки. Послушайте, что написала нам Красная шапочка? (чтение письма). - Присаживайтесь. «Внимание! Внимание! Я часто гуляю в лесу, везде хожу и все вижу. У нас в лесу может случиться большая беда! Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда! Что же нам делать тогда? О Красной Книге помните друзья всегда!» | Дети проходят в группу Садятся на стульчики Следить за осанкой
« | ||||||
Беседа Цель: создание условий для расширения представлений детей о Красной книге и её представителях. Задачи: - продолжать формировать знания детей о Красной книге; - познакомить детей с жизнью Ушастых ежей в природных условиях; - развивать у детей мышление, внимание, наблюдательность, воображение и познавательный интерес к жизни животных; - развивать и укреплять здоровье детей через здоровьесберегающие технологии; - воспитывать интерес к природе, доброе и бережное отношение детей ко всему живому; - воспитывать готовность участвовать в практических делах по поддержанию хороших условий для животных. Методы и приемы: рассказ, вопросы, беседа, объяснение, рассказ воспитателя, поощрение, похвала, презентация, ИКТ, физминутка, гимнастика для глаз.
| ||||||||
Слушают воспитателя и отвечают на поставленные вопросы Слушают воспитателя и отвечают на поставленные вопросы
Показывают знания об экологических знаках
Слушают воспитателя и отгадывают загадку
Слушают рассказ воспитателя Слушают воспитателя Слушают воспитателя
| В.: - Ребята, о какой беде нам пишет Красная шапочка? Дети: - Могут исчезнуть животные и растения. В.: В письме идёт разговор о Красной книге. Кто из вас знает, что это за книга? (Показ картинки Красной книги) В.: Ребята, а как вы думаете, почему она красного цвета? В.: Книга красного цвета, потому что в неё занесены животные, птицы и растения, которых на земле осталось очень мало, они находятся под угрозой исчезновения. Книга, как красный сигнал светофора предупреждает: «Остановись! Не трогай! Не уничтожай!» О нас с вами заботятся мамы, папы, дедушки и бабушки, родные и близкие и окружающие нас люди. А кто заботится о животных? ( мы должны заботиться о них ЛЮДИ) Давайте вспомним правила охраны природы. ЗНАКИ 1. Не срывать, и не топтать цветы. Пусть красивые растения остаются в природе! 2. Не ломать ветки деревьев и кустарников! 3. Не ловить диких животных, и уносить их домой! 4. В лесу не кричать, не включать громко музыку. 5. Не оставлять не затушенных костров. 6. Не оставлять после себя мусор, остатки пищи. И самое главное правило любить и охранять природу! В.: Сегодня Красная книга хочет вам рассказать об очень редком животном. Но сначала отгадайте загадку: Загадка: Вместо шубки лишь иголки. Не страшны ему и волки. Колкий шар, не видно ножек, Звать его конечно…(ёжик). Рассказ воспитателя с демонстрацией презентации. В.: - Да дети, это ёж, но не простой, а Ушастый ёж (показ слайдов), который проживает на нашей Родине – в Алтайском крае. Слушайте внимательно! Этот зверек относится к семейству ежовых. Считается самым маленьким представителем. Отличительной особенностью являются его уши, которые выходят за половину головы, благодаря чему и было присвоено такое название. Зверек имеет длинные лапы, короткий хвост и расцветку по бокам туловища рыжевато-серую, а брюхо – ярко-белое. Отличительной особенностью является то, что иголки расположены не по всему телу, как у обычных ежей. Бока остаются голыми, покрытыми шерстью. Ежи не привязываются к месту и могут передвигаться на большие расстояния в поисках лучшего уголка. Они легко используют любой подвернувшийся куст или норку в качестве ночлега. Ушастые ежики относятся к ночным животным. Наиболее активны вечером и ночью. Великолепный слух и прекрасное обоняние позволяет им прекрасно охотиться в темноте при не очень остром зрении. Ведут одиночный образ жизни и довольно спокойны, пока им ничего не угрожает. При опасности они не скручиваются в клубок, а стараются напугать врага шипением или убежать. - Но чем питается ушастый ежик? Насекомыми, личинками, пауками, мышами, дождевыми червями и даже лягушками. Он очень значим для сельского хозяйства, так как поедает вредных насекомых, способных нанести вред урожаю. Поэтому для России очень важен ушастый ежик. Запомните! Нельзя ловить в дикой природе и нести домой ушастого ежика. Взрослое животное плохо привыкает к неволе. Оно сильно нервничает и может отказаться от пищи, что приведет к его гибели. Вот вы и познакомились с Ушастым ежом. А теперь давайте отдохнем. |
| ||||||
Физминутка Цель: снижение утомляемости, смена вида деятельности, профилактика переутомления и снижения внимания. Задачи: создать положительные эмоции, повысить интерес к занятию. Методы и приёмы: игровой, наглядный. | ||||||||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | ||||||
Повторяют движения за воспитателем | Мы гуляли по лесочку (шагают на месте) И заметили вдруг кочку (наклоняются вперед) Странным показалось (приседают) Кочка закачалась (покачивают головой из стороны в сторону) Подошли мы посмотреть (смотрят на ежика) Стали глазоньки тереть (трут глазки) Кочка развернулась (поднимают руки вверх и растопыривают пальчики) В ежа обернулась. |
| ||||||
Просмотр видео Повторяют звуки Отвечают на вопросы Проговаривают слова | В.: А теперь я предлагаю вам посмотреть, как ведет себя ёж в природе (показ видео). А давайте послушаем, какие издает звуки. Давайте повторим. Как называют маму ежа? (ежиха). А детёнышей? (ежата). Давайте проговорим: ёж, ежиха, ежата. Умницы. Поиграем и узнаем, как вы запомнили описание про ежа. закрепление материала «Про ежа». | |||||||
Дидактическая игра «Про ежа». Цель: закрепление знаний о жизни ежа, его питании, среде обитания. | ||||||||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | ||||||
Показывают знания посредством игры | В.: - Скажите. пожалуйста, чем ёж питается? Где живёт? В какое время суток активен, не спит? | Следить за осанкой | ||||||
Цель: снижение напряжения, повышение зрительной работоспособности.
| ||||||||
Выполняют гимнастику для глаз | Мы поработали с экраном, теперь нашим глазкам нужно отдохнуть. Нужно глубоко вдохнуть и много - много раз моргнуть. Глазкам нашим легче стало. Вы все отлично запомнили, а вспомните ли вы правила охраны природы, которые мы недавно проговаривали? (повернуть мольберт). А какие именно подойдут для охраны ушастых ежей? Ведь это животное из Красной книги, которое необходимо беречь. - А книга нам о чем говорит? Ответы детей. В.: Да, дети. Давайте беречь и заботиться об окружающей природе. Ведь человек – хозяин природы, значит, должен бережно распоряжаться ее богатствами, особенно, охранять животных, занесенных в Красную Книгу. Когда мы гуляем в лесу, давайте не будем оставлять остатки своих продуктов, потому что наша пища вредна для животных (чипсы, конфеты, остатки шашлыка, печенье). Ни в коем случае не несите домой и не трогайте детёнышей диких животных, потому что родители бросят своих малышей, если вы к ним притронетесь. Предлагаю вам собрать важный знак правила охраны нашего редкого обитателя из Красной книги. |
| ||||||
Дидактическая игра «Собери знак» Цель: закрепление знаний через игру. | ||||||||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | ||||||
Собирают знак и отвечают на вопросы | В.: Здорово у вас получилось! А что обозначает этот знак? О чём он нам говорит? | Проговорить с каждым ребёнком | ||||||
Работают с шаблонами ежей | В.: - Ребята, я предлагаю вам для наших ушастых ежей нарисовать иголки, Чтобы они могли защитить себя от плохих людей и от лесных врагов и раскрасить новых друзей, ведь их так мало осталось. А дома вы потом можете рассказать своим домочадцам о ком вы сегодня узнали.
| |||||||
Самостоятельная продуктивная деятельность детей Цель: приобщение детей к изобразительному искусству, развитие творческих способностей и познавательной активности детей. Задачи: совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности; развивать эстетические чувства, эмоции, интерес к искусству; воспитывать аккуратно выполнять свою работу. | ||||||||
Цель: закрепление знаний по теме. Задачи: побуждать к высказыванию собственного мнения; закреплять сформированные представления и обобщать их. | ||||||||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | ||||||
Ответы детей | В.: Напомните мне, пожалуйста, кто прислал нам письмо? О какой книге говорилось в письме? Что это за книга? С кем сегодня нас познакомила Красная книга? Помните ли вы правила охраны природы? Вы отличная команда, раскрасили таких красивых ушастых ежей. Молодцы. | Красная шапочка Красная книга Книга, в которую занесены животные и растения, которые могут исчезнуть Ушастый еж |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи в старшей группеТема:В гости к леснику.
Цель:учить детей развивать речь, отвечать на вопросы, образовывать слова при помощи суффиксов, закрепить навыки правильного произношения, учить различать на слух и называть слова с определённым ...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группеТема: «Учимся вежливости»
Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения,о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи. Ход занятияВстречае...
РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Планомерная систематическая работа, проводимая нами с детьми поднимает уровень, как моральных представлений детей, так и их реального культурного поведения; у дошкольников развивается умение многое де...
Статья на на тему: «Значение использования дидактических пособий в развитии экологических знаний старших дошкольников»
В данной статье рассматривается проблема использования дидактических пособий экологического образования детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется использованию таких дидактических пособий,...
Конспект организованно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы: «Знакомьтесь, электричество!»
Цель: Познакомить детей с электричеством и правилами безопасного обращения с ним....
Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое воспитание) старшая группа Тема: «Воздух и вода»
Конспект занятия по познавательному развитию (экологическое воспитание) старшая группа Тема: «Воздух и вода»...