Путешествие в типографию
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД подготовлен в ходе реализации проекта "Юные дизайнеры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_tipografiyu.docx | 29.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»
имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика
муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение Детский сад «Солнышко»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе
«Путешествие в типографию»
Подготовила:
воспитатель Фролова А.В.
п.г.т. Стройкерамика
2023г.
«Путешествие в типографию»
(конспект непосредственно-образовательной деятельности
в старшей группе компенсирующей направленности)
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель:
- ознакомление дошкольников с трудом работников типографии.
Задачи:
- способствовать развитию связной, диалогической и монологической речь.
- познакомить детей с историей происхождения книги, в процессом создания и оформления
- познакомить детей с профессиями работников типографии
- воспитывать любовь к книгам, уважение к людям, создающим их
Методы и приемы:
- практические: игровая ситуация «Игра в рифмы», «Доскажи словечко», динамическая пауза
- наглядные: компьютерная презентация, книги. журналы, газеты, предметные картинки
- словесные: «доскажи словечко», ответы на вопросы
Материалы и оборудование: предметные картинки, различные книги, журналы, газеты. Компьютерная презентация по ООД, мультимедиа проектор, ноутбук.
Предварительная работа: рассматривание книг, газет, журналов в разных переплетах. Беседа о том, какими бывают книги. Вспомнить детские книги, их авторов, иллюстраторов. Беседа о значении книги в жизни человека. Совместное посещение с родителями библиотеки. Просмотр видеоролика о работе в типографии.
Формы и методы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Динамическая пауза |
Игровая | Игровая ситуация «Доскажи словечко» Речевая игра «Игра в рифмы» |
Познавательно-исследовательская | Компьютерная презентации об истории появления книги |
Коммуникативная | Приветствие Речевая ситуация «Игра в рифмы» Игровая ситуация «Доскажи словечко» |
Логика образовательной деятельности
Этап занятия | Задачи | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Ожидаемые результаты |
Мотивационно-организационный этап | «Социально-коммуникативное развитие»: - знакомить детей с историей появления книги - воспитывать бережное отношение к книгам, уважение к труду. | Речевая ситуация: «Приветствие» | Включены в совместную деятельность, заинтересованы происходящим | |
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: Я все знаю, я всех учу, А сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться Нужно грамоте учиться. Верно,это книга. А как вы думаете, где делают книги? Правильно, в типографии. Ребята, вы хотите отправиться в путешествие в типографию? Воспитатель предлагает закрыть глаза и произнести заклинание: «Раз, два, три покружись, в типографии окажись!» Ребята, вот мы и оказались в типографии. Давайте окунемся в историю книги, историю появления типографии, как она устроена и узнаем, кто же там работает. Что вы здесь видите? Для чего нужны книги, газеты и журналы? Правильно, все эти издания нужны нам для общего развития, из газет и журналов мы с вами узнаем разные события, которые происходит в мире. Вы знаете, кто создает материалы для книг? Поэты и писатели – творческие люди, у них прекрасное воображение, яркая фантазия. А еще им необходимы особые умения, например, для того, чтобы писать стихи, надо уметь подбирать рифму. Хотите поиграть в рифмы? Воспитатель показывает предметные картинки | Ответы детей Ответы детей Дети согласны отправиться в путешествие в типографию Дети открывают глаза. Книги, журналы, газеты. Чтобы узнать много нового и интересного. Поэты, писатели, художники Дети подбирают рифмы к изображенным на картинках предметам. | |||
Основной этап | «Художественно-эстетическое развитие»: - способствовать развитию творческого воображения детей. «Речевое развитие»: - способствовать развитию связной диалогической и монологической речи; - обогатить активный словарь детей. - ввести в словарь названия профессий работников типографии такие как: «Познавательное развитие»: - закрепить знания детей о видах транспорта. «Физическое развитие»: - способствовать развитию естественной двигательной активности детей. | История книги | Увлеченно смотрят презентацию Подбирают рифмы к разным словам Рассуждают и делают предположения о деятельности работников типографии | |
Воспитатель начинает рассказ: Давным-давно, в такие давние времена, что теперь и не вспомнишь, люди не умели ни читать, ни писать. Но даже тогда, они умели складывать сказки, песни, пословицы. Людям хотелось, чтобы их произведения и знания дошли до потомков. Чтобы не забыть их, их надо было записывать. И они придумали буквы. | ||||
История появления книги | ||||
Слайд 1.Первые шаги человека в освоении письменной речи дошли до нас в виде рисунков на стенах пещер. Пещера – это жилище, там человек проводил много времени и свои впечатления об охоте, о каких-то событиях отражал в рисунках на стенах. Другого материала. Кроме стен и камней, поверхности почвы в древние времена у людей просто не было. На скалах они выбивали, выскабливали все, что видели вокруг себя: птиц, животных, людей. Слайд 2. Скалы и камни – твердый материал для нанесения рисунков. Около 3500-4000 лет до нашей эры стали использовать мягкую и пластичную глину для изготовления табличек для письма. Пока табличка была влажной, на ее поверхность палочкой наносились знаки, затем сушили на солнце. Глина застывала и хранилась долго. Слайд 3. В Древнем Египте появились книги из папируса. Папирус – это речной тростник с высоким толстым стеблем. Этот ствол резали на полосы и высушивали. На листах папируса писали палочками. Листы склеивали и получалась книга в виде длинных свитков. Обычно длинной около 6 метров. После чтения свиток сворачивали и хранили в особом футляре. Слайд 4. Позже в Древней Греции, появились книга из пергамента. И она уже больше похожа на нашу современную книгу. В древнем городе Пергам, откуда пошло название материала, пергамент выделывался из шкур животных. На изделие одной книги уходило целое стадо баранов. Писали ее от руки несколько лет. Были они очень дорогие. | ||||
Переменка | ||||
Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть. Перестанем заниматься Будем вместе отдыхать. Чтоб головка не болела, Ей вращаем вправо-влево. А теперь руками крутим – Для них разминка будет. Тянем наши ручки к небу В стороны разводим. Повороты вправо – влево Плавно производим. Наклоняемся легко, Достаем руками пол. Потянули плечи, спинки А теперь конец разминке. | Вращение головой Вращение руками вперед и назад Руки вверх и в стороны Повороты влево и вправо Наклоны вперед Дети садятся на места | |||
Появление типографии в России | ||||
Ребята. А сейчас я расскажу вам как развивалась книга у нас на Родине? Древней Руси писали на березовой коре. Буквы на бересте процарапывались острым железным стержнем. Слайд 5. Позже создавали книги из бумаги, но они были рукописными, а не печатными. Их многие месяцы переписывали от руки особые люди – писцы. Обычно писали книги люди, у которых был очень красивый, разборчивый почерк. Такой почерк в древности назывался каллиграфическим. Книги красиво оформляли, рисовали иллюстрации и заставки, выделяли заглавные буквы яркими красками. Конечно писать одну книгу ручкой или карандашом можно, а 100 книг можно ли написать карандашом или ручкой? Когда появилась потребность в создании множества книг, человек придумал печатный станок. Первая типография в Москве появилась при царе Иване Грозном, называлась она книгопечатня. Первым книгопечатником стал Иван Федоров. В настоящее время книги печатают в типографии. Типография – это предприятие где, производится набор и печатание книг, газет. Журналов и других изделий. Слайд 6. В типографии работают люди необычных профессий: печатник, вырубщик. Резчик, переплетчик. Печатник – это одна из самых редких профессий на сегодняшний день. Печатная машина – это его рабочее место. Это большая сложная машина, много делает компьютер, но и на печатника приходится много обязанностей. Слайд 7. Он должен контролировать очень много процессов: подачу бумаги в цифровую печатную машину, вязкость краски, ее распределение по зонам, подачу воды, отсутствие грязи на печатных формах и офсетных цилиндрах, совмещение цветов при многокрасочной печати, и многое другое. Процесс печатания многофакторный, не уследил за чем-нибудь – и выйдет брак. Слайд 8. Вырубщик – этот человек тоже работает на специальной машине, которая ножами, расположенными на большой пластине, вырезает фигурные контуры на картоне. Бумаге, пластике, коже и разных других материалах. Слайд 9. Далее книга попадает к нарезчику (оператор резальной машины). Задача резчика – правильно, с помощью так же специальной резальной машины, разрезать стопки отпечатанных копий ровно и правильно. Слайд 10. Потом переплетчик книге делает красивый переплет. Переплетчик - специалист по переплетному делу, тот кто сшивает листы книги, тетради и т.п. вставляет их, закрепляя в специальную обложку (переплет). Слайд 11. Помимо этих, в типографии еще много разных и интересных профессий и различного оборудования, машин на которых они работают. Технологи, дизайнеры, конструкторы, колористы, контролеры упаковщики. В результате слаженной работы всех работников типографии на выходе мы получаем книгу. Книга -это результат трудовых умений, кропотливого труда всех работников типографии Слайд 12. Проделав огромный путь книга оказывается в магазине, чтобы взрослые и дети могли окунуться в ее волшебный мир. Вам дома читают книги? Вам нравится, когда вам читают? Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Доскажи словечко»: Нет конца у строчки Где стоят три точки, Кто придумает конец Тот и будет молодец. Книгу не ищи в аптеке Книжный дом… Книги есть в саду и дома Из бумаги и … Книжкина одежда Что это? И картинок много тут Как их правильно зовут Их рисует не сапожник Ну, а кто, друзья? Ну. а кто же пишет книжки Для девчонок и мальчишек? На обложке, вот он, тут, Как друзья, его зовут? Наши книги не просты По порядку в них… А то это за сестрицы Да ведь это же… Страницы все наперечет Их скрепляет. | Ответы детей Ответы детей Библиотека Картона Обложка Иллюстрации Библиотека Картона Обложка Художник Писатель, поэт Листы Страницы Переплет | |||
Заключительный этап | Рефлексия | Оценивают свои ответы и знания по теме | ||
Воспитатель предлагает подвести итоги и вспомнить, с чем дети познакомились на занятии, что было интересным? Воспитатель предлагает детям вспомнить названия профессий людей которые работают в типографии. Воспитатель интересуется у детей, кем бы они хотели стать, если бы пошли работать в типографию? Какая профессия понравилась больше всего? И предлагает детям создать свою книгу. Благодарит детей и приглашает вернуться в группу. | Узнали, как появилась книга, как много труда нужно на изготовление книги. Печатник, вырубщик, резчик, переплетчик |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Путешествие в типографию"
Презентация предназначена для детей подготовительной группы по окружающему миру....
Путешествие в типографию.
Путешествие в типографию....
"Путешествие в типографию"
конспект ОД...
Презентация "Путешествие в типографию"
Презентация помогает наглядно показать детям историю создания книги, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека. Рассказывает о людях и их профессиях, которые задействованы в с...
Презентация для подготовительной группы "Путешествие в типографию"
Презентация для подготовительной группы "Путешествие в типографию"...
Путешествие в типографию
Презентация поможет детям заглянуть немного в историю возникновения типографии, а также познакомится с профессиями людей работающих на книжной фабрике.....
Конспект занятия для подготовительной группы по познавательному развитию: «Путешествие в типографию» ПРЕЗЕНТАЦИЯ и текст к ней
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Познакомить детей с трудом работников типографии; с процессом создания, оформления книги. Показать значимость каждого компонента труда в получении результата. Воспитывать любовь...