Путешествие в типографию
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Фролова Анастасия Викторовна

Конспект НОД подготовлен в ходе реализации проекта "Юные дизайнеры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_tipografiyu.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение Детский сад «Солнышко»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе

«Путешествие в типографию»

Подготовила:

воспитатель Фролова А.В.

п.г.т. Стройкерамика

2023г.

 «Путешествие в типографию»

(конспект непосредственно-образовательной деятельности

в старшей группе компенсирующей направленности)

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель:

- ознакомление дошкольников с трудом работников типографии.

Задачи:

- способствовать развитию связной, диалогической и монологической речь. 

- познакомить детей с историей происхождения книги, в процессом создания и оформления

- познакомить детей с профессиями работников типографии

- воспитывать любовь к книгам, уважение к людям, создающим их

Методы и приемы:

- практические: игровая ситуация «Игра в рифмы», «Доскажи словечко», динамическая пауза

- наглядные: компьютерная презентация, книги. журналы, газеты, предметные картинки

- словесные: «доскажи словечко», ответы на вопросы

Материалы и оборудование: предметные картинки, различные книги, журналы, газеты. Компьютерная презентация по ООД, мультимедиа проектор, ноутбук.

Предварительная работа: рассматривание книг, газет, журналов в разных переплетах. Беседа о том, какими бывают книги. Вспомнить детские книги, их авторов, иллюстраторов. Беседа о значении книги в жизни человека. Совместное посещение  с родителями библиотеки. Просмотр видеоролика о работе в типографии.

Формы и методы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной

деятельности

Двигательная

Динамическая пауза

Игровая

Игровая ситуация «Доскажи словечко»

Речевая игра «Игра в рифмы»

Познавательно-исследовательская

Компьютерная  презентации об истории появления книги

Коммуникативная

Приветствие

Речевая ситуация «Игра в рифмы»

Игровая ситуация «Доскажи словечко»

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный этап

«Социально-коммуникативное развитие»:

- знакомить детей с историей появления книги

- воспитывать бережное отношение к книгам, уважение к  труду.

 Речевая ситуация: «Приветствие»

Включены в совместную деятельность, заинтересованы происходящим

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Я все знаю, я всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться

Нужно грамоте учиться.

Верно,это книга. А как вы думаете, где делают книги?

Правильно, в типографии.

Ребята, вы хотите отправиться в путешествие в типографию?

Воспитатель предлагает закрыть глаза и произнести заклинание: «Раз, два, три покружись, в типографии окажись!»

Ребята, вот мы и оказались в типографии. Давайте окунемся в историю книги, историю появления типографии, как она устроена и узнаем, кто же там работает.

Что вы здесь видите?

Для чего нужны книги, газеты и журналы?

Правильно, все эти издания нужны нам для общего развития, из газет и журналов мы с вами узнаем разные события, которые происходит в мире.

Вы знаете, кто создает материалы для книг?

Поэты и писатели – творческие люди, у них прекрасное воображение, яркая фантазия. А еще им необходимы особые умения, например, для того, чтобы писать стихи, надо уметь подбирать рифму. Хотите поиграть в рифмы?

Воспитатель показывает предметные картинки

Ответы детей

Ответы детей

Дети согласны отправиться в путешествие в типографию

Дети открывают глаза.

Книги, журналы, газеты.

Чтобы узнать много нового и интересного.

Поэты, писатели, художники

Дети подбирают рифмы к изображенным на картинках предметам.

Основной этап

«Художественно-эстетическое развитие»:

- способствовать развитию творческого воображения детей.

«Речевое развитие»:

- способствовать развитию связной диалогической и монологической речи;

- обогатить активный словарь детей.

- ввести в  словарь названия профессий работников типографии такие как:

«Познавательное развитие»:

- закрепить знания детей о видах транспорта.

«Физическое развитие»:

- способствовать развитию естественной двигательной активности детей.

История  книги

Увлеченно  смотрят презентацию

Подбирают рифмы к разным словам

Рассуждают и делают предположения о деятельности работников типографии 

Воспитатель начинает рассказ:

Давным-давно, в такие давние времена, что теперь и не вспомнишь, люди не умели ни читать, ни писать. Но даже тогда, они умели складывать сказки, песни, пословицы. Людям хотелось, чтобы их произведения и знания дошли до потомков. Чтобы не забыть их, их надо было записывать. И они придумали буквы.

История появления книги

Слайд 1.Первые шаги человека в освоении письменной речи дошли до нас в виде рисунков на стенах пещер. Пещера – это жилище, там человек проводил много времени и свои впечатления об охоте, о каких-то событиях отражал в рисунках на стенах. Другого материала. Кроме стен и камней, поверхности почвы в древние времена у людей просто не было. На скалах они выбивали, выскабливали все, что видели вокруг себя: птиц, животных, людей.

Слайд 2. Скалы и камни – твердый материал для нанесения рисунков. Около 3500-4000 лет до нашей эры стали использовать мягкую и пластичную глину для изготовления табличек для письма. Пока табличка была влажной, на ее поверхность палочкой наносились знаки, затем сушили на солнце. Глина застывала и хранилась долго.

Слайд 3. В Древнем Египте появились книги из папируса. Папирус – это речной тростник с высоким толстым стеблем. Этот ствол резали на полосы и высушивали. На листах папируса писали палочками. Листы склеивали и получалась книга в виде длинных свитков. Обычно длинной около 6 метров. После чтения свиток сворачивали и хранили в особом футляре.

Слайд 4. Позже в Древней Греции, появились книга из пергамента.  И она уже больше похожа на нашу современную книгу. В древнем городе Пергам, откуда пошло название материала, пергамент выделывался из шкур животных. На изделие одной книги уходило целое стадо баранов. Писали ее от руки несколько лет. Были они очень дорогие.

Переменка

Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть.

Перестанем заниматься

Будем вместе отдыхать.

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо-влево.

А теперь руками крутим –

Для них разминка будет.

Тянем наши ручки к небу

В стороны разводим.

Повороты вправо – влево

Плавно производим.

Наклоняемся легко,

Достаем руками пол.

Потянули плечи, спинки

А теперь конец разминке.

Вращение головой

Вращение руками вперед и назад

Руки вверх и в стороны

Повороты влево и вправо

Наклоны вперед

Дети садятся на места

Появление типографии в России

Ребята. А сейчас я расскажу вам как развивалась книга у нас на Родине?

Древней Руси писали на березовой коре. Буквы на бересте процарапывались острым железным стержнем.

Слайд 5. Позже создавали книги из бумаги, но они были рукописными, а не печатными. Их многие месяцы переписывали от руки особые люди – писцы. Обычно писали книги люди, у которых был очень красивый, разборчивый почерк. Такой почерк в древности назывался каллиграфическим. Книги красиво оформляли, рисовали иллюстрации и заставки, выделяли заглавные буквы яркими красками.

Конечно писать одну книгу ручкой или карандашом можно, а 100 книг можно ли написать карандашом или ручкой?

Когда появилась потребность в создании множества книг, человек придумал печатный станок. Первая типография в Москве появилась при царе Иване Грозном, называлась она книгопечатня. Первым книгопечатником стал Иван Федоров.

В настоящее время книги печатают в типографии.

Типография – это предприятие где, производится набор и печатание книг, газет. Журналов и других изделий.

Слайд 6. В типографии работают люди необычных профессий: печатник, вырубщик. Резчик, переплетчик.

Печатник – это одна из самых редких профессий на сегодняшний день. Печатная машина – это его рабочее место. Это большая сложная машина, много делает компьютер, но и на печатника приходится много обязанностей.

Слайд 7. Он должен контролировать очень много процессов: подачу бумаги в цифровую печатную машину, вязкость краски, ее распределение по зонам, подачу воды, отсутствие грязи на печатных формах и офсетных цилиндрах, совмещение цветов при многокрасочной печати, и многое другое. Процесс печатания многофакторный, не уследил за чем-нибудь – и выйдет брак.

Слайд 8. Вырубщик – этот человек тоже работает на специальной машине, которая ножами, расположенными на большой пластине, вырезает фигурные контуры на картоне. Бумаге, пластике, коже и разных других материалах.

Слайд 9. Далее книга попадает к нарезчику (оператор резальной машины). Задача резчика – правильно, с помощью так же специальной резальной машины, разрезать стопки отпечатанных копий ровно и правильно.

Слайд 10. Потом переплетчик книге делает красивый переплет. Переплетчик - специалист по переплетному делу, тот кто сшивает листы книги, тетради и т.п. вставляет их, закрепляя в специальную обложку (переплет).

Слайд 11. Помимо этих, в типографии еще много разных и интересных профессий и различного оборудования, машин на которых они работают. Технологи, дизайнеры, конструкторы, колористы, контролеры упаковщики.

В результате слаженной работы всех работников типографии на выходе мы получаем книгу. Книга -это результат трудовых умений, кропотливого труда всех работников типографии

Слайд 12. Проделав огромный путь книга оказывается в магазине, чтобы взрослые и дети могли окунуться в ее волшебный мир.

Вам дома читают книги?

Вам нравится, когда вам читают?

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Доскажи словечко»:

Нет конца у строчки

Где стоят три точки,

Кто придумает конец

Тот и будет молодец.

Книгу не ищи в аптеке

Книжный дом…

Книги есть в саду и дома

Из бумаги и …

Книжкина одежда

Что это?

И картинок много тут

Как их правильно зовут

Их рисует не сапожник

Ну, а кто, друзья?

Ну. а кто же пишет книжки

Для девчонок и мальчишек?

На обложке, вот он, тут,

Как друзья, его зовут?

Наши книги не просты

По порядку в них…

А то это за сестрицы

Да ведь это же…

Страницы все наперечет

Их скрепляет.

Ответы детей

Ответы детей

Библиотека

Картона

Обложка

Иллюстрации

Библиотека

Картона

Обложка

Художник

Писатель, поэт

Листы

Страницы

Переплет

Заключительный этап

Рефлексия

Оценивают свои ответы и знания по теме 

Воспитатель предлагает подвести итоги и вспомнить, с чем дети познакомились на занятии, что было интересным?

Воспитатель предлагает детям вспомнить названия профессий людей которые работают в типографии.

Воспитатель интересуется у детей, кем бы они хотели стать, если бы пошли работать в типографию? Какая профессия понравилась больше всего? И предлагает детям создать свою книгу.

Благодарит детей и приглашает вернуться в группу.

Узнали, как появилась книга, как много труда нужно на изготовление книги.

Печатник, вырубщик, резчик, переплетчик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Путешествие в типографию"

Презентация предназначена для детей подготовительной группы по окружающему миру....

Путешествие в типографию.

Путешествие в типографию....

Презентация "Путешествие в типографию"

Презентация помогает наглядно показать детям историю создания книги, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека. Рассказывает о людях  и их профессиях, которые задействованы в с...

Презентация для подготовительной группы "Путешествие в типографию"

Презентация для подготовительной группы  "Путешествие в типографию"...

Путешествие в типографию

Презентация поможет детям заглянуть немного в историю возникновения типографии, а также познакомится с профессиями людей работающих на книжной фабрике.....

Конспект занятия для подготовительной группы по познавательному развитию: «Путешествие в типографию» ПРЕЗЕНТАЦИЯ и текст к ней

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Познакомить детей с трудом работников типографии; с процессом создания, оформления книги. Показать значимость каждого компонента труда в получении результата. Воспитывать любовь...