«Как выращивают хлеб»
план-конспект занятия по окружающему миру

Филиппова Линда Витальевна

Познание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _kak_vyrashchivayut_hleb.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Как выращивают хлеб»

Цель:  закрепить  знания детей о различиях города и села: дома , транспорт,  труд  людей; что  хлеб - один из самых главных продуктов питания в России, его  очень  трудно  вырастить. Познакомить детей  с  трудом хлеборобов осенью. Воспитывать  в  детях  чувство  уважения к  труду  людей и  к хлебу

Материал к занятию: картинки с изображением города, деревни, колоски  ржи,  пшеницы; репродукция  картины  И.Шишкина  «Рожь»;  черный и белый  хлеб, печенье , сушки

Раздаточный  материал : на подносах зерна пшеницы и ржи.              

                                             

Дети рассматривают  картинки  с  изображением города и деревни

В.Чем  отличается  город от деревни?

Д.Разные дома , транспорт, труд людей

В.Чем занимаются  люди в деревне?

Д.Выращиваю хлеб, овощи, разводят  домашних  животных

В.Сегодня мы с вами поговорим  об основной  работе  крестьян - так называют тех, кто живет  и  трудится в деревне.

В.Все мы каждый  день  едим белый и черный хлеб, многие любят  печенье, баранки, различные  пирожные . Из  чего  всё это  пекут?  

Д.Из  муки.

В.А  что  такое  мука,  из  чего его получают?

Д. Из  зернышек.

В. Муку  получают  из  зерен, которые  лежат у вас на  столе на подносах. Посмотрите, все  зерна  одинаковые?

Д.Нет,  они  разные

В.На одном подносе лежат зерна пшеницы, на другом - зерна  ржи.

 Зерна пшеницы круглые , а зерна ржи – длинные. Рожь и пшеница – хлебные растения, они растут  в  поле . Из их зерен  делают  муку, а из  муки  выпекают хлеб

В.Давайте посмотрим  колоски. Колоски , как и зерна тоже разные.

Что  вы  скажите  про этот  колосок?(рожь)

Д. Он длинный   тонкий , у него очень  длинные  усики

В. это колосок ржи. Колосья  ржи длинные и зерна  у  ржи длинные

Запомнили?

А что  вы  сможете  рассказать  о колоске  пшеницы, какой  он?

Д.Он корче и толще, а  усики  у него  длиннее и зернышки  круглее

В.Чтобы получить из зерен  муку , нужно потратить очень много труда : сначала вырастить  рожь  и  пшеницу, потом   собрать  урожай. Этим и занимаются  хлеборобы. В  этом  слове  соединились  два  слова – хлеб и работа. Что же это за работа?

Д.Как выращивают  хлебные растения?

В.Как вы  думаете, что нужно  чтобы растение выросло?

Д.Зерно нужно посадить в землю.

В.А какая должна  быть  земля?

Д.Чтобы  хорошо расти,  нужна мягкая  рыхлая земля, из которой корешкам  удобно  добывать воду.

В.Вот  люди  и вскапывают и рыхлят землю для растений,  поливают  их, когда долго нет дождя. Но чтобы получить  много зерна засевают  огромные поля.   Помогает   человеку  вскопать и разрыхлить землю  техника.

Это  трактор. Кто работает на тракторе?

Д.Тракторист

В.На распаханное  поле выходят другие машины – сеялки.

По земле сырой, не жесткой,

Там, где тракторы прошли,

Неглубокие бороздки

В черной пашне пролегли.

И до вечера и позже,

До полночи с темнотой,

Зерна,  сыпались как дождик,

Точно дождик золотой

В.Как вы думаете, почему  говорится, что зерна сыпались до полночи?

Д.Люди работали допоздна.

В.А почему  они  работали допоздна?

Д.Чтобы успеть  посадить  все.

В.Растения нужно сажать в определенный срок , а если  посеять  их  раньше или позже положенного  срока, то они могут  не вырасти. Вот люди и торопятся посеять  зерна  в срок.

 Физкультминутка

В.Все лето созревают  зерна в колосках. Поле в это  время  очень  красивое

Посмотрите на картину  Шишкина, которая  называется Рожь»

 С чем можно сравнить  хлебное поле?

 Многие сравнивают  с морем, потому  что  как  и у моря,  у поля  не видно другого края;  когда  дует  сильный  ветер по  полю, как бы  проходят волны.

Хлебное  поле  еще  называют – нива, от  слова низ,  то  есть - находится  низко - низко.

Нива  моя  нива,  нива  золотая!

Зреешь ты, на солнце,  колос наливая;

По тебе, по ветру, словно в синем  море,

Волны так и ходят, ходят на просторе …

В. Зерна  созрели и на поле  выходят – комбайны .

Он идет  волну сечет,  из трубы зерно  течет .

В.Кто  работает  на комбайне?

Д.Комбайнер.

В.Как  вы думаете , куда же потом  везут  муку?

Д.На  хлебзаводы .

В. Какая  бывает мука?

 Д.мука  бывает  пшеничная  и ржаная.

В.Что  выпекают  из  пшеничной муки?

Д.Белый  хлеб,  булки, печенье, баранки…

В.А еще  делают  манную крупу

А Что  из  ржаной  муки пекут?

Д.Черный хлеб

В. Но  не  все  зерна отвезли  на  мельницу и  смололи. Часть  зерен - самые  лучшие,  самые крупные  – оставили,  чтобы  посеять  и в следующем  году снова собрать урожай.

Как много труда надо затратить, чтобы  получить  хлеб.

Существует  много  пословиц  о  хлебе

Хлеб – всему голова.

Без хлеба – нет обеда. Не шуба греет, а хлеб.

Хлеб – батюшка, вода - матушка

В. В России есть обычай  встречать дорогих гостей хлебом и солью.

На  красивое  расшитое  полотенце кладут  хлебный каравай,  в  центре  обязательно маленькая  солонка с солью.
Тот ,кого  встречают, обязательно должен отломить маленький  кусочек хлеба от каравая, обмакнуть в соль и съесть.

В.Кто такие  крестьяне?

Д.Крестьяне - это  люди,  которые живут и трудятся в деревне

В.Как  называется хлебное поле?

Д. Нива

В. Что  делает  комбайн?

Д. Комбайн  срезает  колосья и вымолачивает из них зерна, эти  зерна  по специальному длинному  рукаву – бункеру высыпаются   в  грузовые  машины. Потом зерна везут на мельницу. Там их растирают – мелют. Получается  мука.

В.  Для чего нужны сеялки?

Д.Чтобы  засыпать  зерном  поле.

В.Хлеб  главное  богатство  нашей  страны и  его надо беречь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Как выращивают хлеб"

Конспект занятия для детей старшей группы...

Конспект интегрированного занятия "Как выращивают хлеб"

Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Оно поможет  закрепить знания о хлебе, как одном из ценных продуктов и величайших богатств на земле; знания профессий, выращив...

Как выращивают хлеб

Направление - познавательно-речевое,образовательная область - познаниеНепосредственно образовательная деятельность-формирование целостной картины мира, расширение кругозора.Знакомство с трудом людей, ...

Презентация "Как мы выращивали хлеб"

Презентация к проекту "Хлеб на стол, и стол - престол"...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»

Конспект  занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Как наши предки выращивали хлеб". Автор - педагог Тарасенко Валентина Владимировна

НОД дает детям старшей группы представление о том, как выращивали хлеб в старину,  последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями....