«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников». ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
ВВЕДЕНИЕ
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: высоко - низко – далеко - близко, мягкий - твёрдый – тёплый - холодный и прочее).
В дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков).
Исследовательская деятельность дошкольников включает следующие этапы:
1. выделение и постановка проблемы;
2.поиск и предложение возможных вариантов решений (гипотеза);
3.сбор материала;
4.обобщение полученных данных, формулировка выводов.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
Цель:
развитие познавательной активности детей в процессе экспериментальной деятельности.
Актуальность .
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Экспериментирование становится для ребёнка одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую».
Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.
Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель работы по теме самообразования:
создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Задачи:
1.изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
2.создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
3.поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
4.развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
5.развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
6.развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
Принципы работы:
1.работа небольшими группами;
2.создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;
3.включение игровых упражнений;
4.активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
5.выполнение нетрадиционных заданий;
6.решение проблемных ситуаций;
7.моделирование и анализ заданных ситуаций;
8.показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
9.инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
10.пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
11.вопросы к детям.
Ожидаемый результат:
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:
1.представления о свойствах веществ;
2.умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;
3.навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать;
4.расширять знания об объектах и их свойствах.
План реализации самообразования по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Этапы | Содержание деятельности | Сроки | |
Информационно - аналитический | педагогический мониторинг развития детей по экспериментально – исследовательской деятельности; - изучение научно – методической литературы по проблеме, опыты работы; | ежегодно
ежегодно | |
Планово – прогностический | - разработка этапов работы и систематизация методического и наглядного материала по по экспериментально – исследовательской деятельности в соответствии с возрастной группой; -пополнение уголков экспериментирования - разработка картотеки экспериментов и опытов по возрастам; - подбор диагностического инструментария по исследовательско – экспериментальной деятельности; -составление перспективного плана взаимодействия с родителями дошкольников; - подбор и оформление информации для родительского уголка; - анкетирование родителей по проблеме; - взаимодействие с педагогами ДОУ, обмен опытом работы по проблеме. | ежегодно
ежегодно ежегодно
ежегодно
ежегодно
ежегодно
ежегодно | |
Контрольнодиагностический | - проведение мониторинга с целью выявления знаний, умений и навыков по использованию экспериментальной деятельности в развитии познавательных способностей дошкольников; - сравнение данных, внесение изменений, дополнений в перспективный план работы с детьми и родителями; | ежегодно
ежегодно | |
Коррекционно-регулятивный | - коррекция диагностического инструментария; - корректировка образовательной деятельности с учётом педагогического мониторинга; - внесение дополнений в перспективное планирование на основе анализа мониторинга. | ежегодно
ежегодно
ежегодно | |
Обобщающий этап | - обобщение опыта работы по использованию экспериментальной деятельности в развитии познавательных способностей дошкольников; - обработка данных, соотнесение результатов исследования с поставленными целями, анализ результатов; - оформление аналитического отчёта за межаттестационный период. | ежегодно
ежегодно
ежегодно | |
План работы на 2022-2023 учебный год | |||
Сроки | Форма работы | Практические выходы | Работа с родителями |
I этап Подготовительный
Сентябрь |
Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию. |
Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. |
|
Сентябрь | Составление плана работы по самообразованию. | Наличие плана работы по самообразованию. |
|
Сентябрь | Анкетирование родителей. | Проведение анкетирования родителей. | Анкетирование родителей на тему: «Ваше отношение к детскому экспериментированию». |
Сентябрь | Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке. | Опыты с песком и глиной. |
|
Октябрь | Проведение экспериментов с детьми: «Волшебница вода»: - «Какие свойства у воды?»; - “Делаем облако”, | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования Дополнение развивающей среды: оснащение мини – лаборатории необходимыми материалами для проведения опытов. |
|
II этап Основной
Ноябрь |
Продолжать изучение литературы по заданной тематике. | Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М.: ТЦ «Сфера», 2004. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: | Предложить родителям изготовить книжку-малышку на тему: «Забавные эксперименты». Консультация: «Значение детского экспериментирования для психического развития». |
| Формирование картотеки. | Наличие картотеки. |
|
| Проведение экспериментов с детьми: «Есть ли у воды вкус?», «Тонет, не тонет», «Чудесные спички». | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования. |
|
Декабрь | Проведение занятия по теме: - «Удивительные свойства воздуха». | Наличие конспекта и атрибутов для детского экспериментирования. | Консультации для родителей «Экспериментирование путь познания окружающего мира», «Маленькими шагами в прекрасный мир!». «Рекомендация для родителей на тему: «Экспериментировать – это здорово!» |
| Оформление и пополнение уголка юного исследователя. | Изготовление и пополнение атрибутов для детского экспериментирования (Фартуки, перчатки, клеенка, лупа, меры: длинны, величины, объема; набор образцов: тканей, бумаги, круп, и т.д.) |
|
| Проведение экспериментов с детьми: «Мы дышим воздухом», «Сколько весит воздух?», «Можно ли поймать воздух?», « Может ли воздух быть сильным?». | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования. Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе. | Оформление папки «Мои открытия». Конкурс «Удивительный эксперимент» среди родителей на самый интересный опыт для дошкольников. |
Январь | Знакомство с серией пособий М. Султановой «Простые опыты» (С воздухом, с водой, с бумагой). | Пополнение «Адвент – календаря» по теме: «Твори добро» с «Домашними заданиями» для родителей. |
|
| Проведение с детьми НОД на тему: «Почему растаяла снежинка». | Наличие конспекта и атрибутов для детского экспериментирования. |
|
| Проведение экспериментов с детьми: «Воздух: как можно его увидеть и почувствовать». «Узнай все о себе, воздушный шарик», «Бывает ли воздуху холодно», «Упрямый воздух». | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования. |
|
Февраль | Проведение экспериментов с детьми: «Мир бумаги, её свойства», «Можно ли склеить бумагу водой», « Цветы лотоса» | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования. | Консультация для родителей на тему: «Экспериментируйте с детьми дома». Консультация для родителей на тему: «Требования к проведению наблюдений». |
| Обновление уголка детского экспериментирования. |
| Консультация для родителей на тему: «Экспериментирование с детьми дома» (снег, вода) Памятка для родителей на тему: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома». «Домашние задания» для родителей по изготовлению фотографий на тему: «Мы проводим эксперимент». |
Март | Продолжать изучение литературы по заданной тематике. | Изучение пособия Е. В. Лосевой: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности у дошкольников». Изучение пособия Тугушевой Г. П., Чистяковой А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Методическое пособие. — Сбп.: «Детство -Пресс». |
|
| Проведение экспериментов с детьми: «В мире стекла», «Таинственные стекла», «Знакомство с лупой», «Солнечные зайчики. | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования. | Создание фотоколлажа: «Мы экспериментируем». Памятка для родителей на тему: «Чего нельзя и что нужно делать». (Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию). |
| Проведение НОД по теме: «Жизнь растений. Растение – живой организм» (Выявить значение тепла, влаги и света для роста растений; уточнить представление о строении боба (фасоль, горох); определить алгоритм деятельности по посадке растения; установить, как растение ищет свет; выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растения). |
| Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». |
Апрель | Консультация для родителей. | Проведение консультации для родителей. | Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». |
Апрель | «Мы – фокусник». (выявить материалы, взаимодействующие с магнитами); «Почему все падает на землю?». «В мире пластмассы», «Могут ли животные жить в земле?». | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования. | Памятка для родителей на тему: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома». «Адвент – календаря» по теме: «Твори добро» с «Домашними заданиями» для родителей. |
III этап Итоговый (Практический выход). Май | Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей среднего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире. | Изготовление картотеки. |
|
Май | Отчет по теме самообразования «Детское экспериментирование путь к познанию окружающего мира». |
| Родительское собрание на тему: Показ презентации «Юные экспериментаторы». |
Список литературы.
1.Дыбина О. В «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
2.Иванова А. И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
3.Систематическое изучение статей на данную тему в журналах «Воспитатель», «Обруч», «Дошкольное воспитание».
4.Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» – «Мозаика – Синтез», 2003 год.
5.М. Султанова: «Простые опыты с водой (с воздухом, с бумагой)».
6.Н. Е. Вераксы, О. Р. Галимов: «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников».
7.Е. А. Алябьева «Природа» (сказки и игры для детей).
8.С. Н. Николаева «Юный эколог» (для работы с детьми 3 – 5 лет).
9. Кайе В. А. «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет». — М.: ТЦ «Сфера», 2008.
10.« Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.
11.«Ребенок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.
12.Менщикова Л. Н. «Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет» (из опыта работы). — Волгоград: Учитель, 2009.
13.Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» («Метод.рекомендации» издательство Арки 2005 год.
14.В. В. Москаленко «Опытно – экспериментальная деятельность».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников». | 37.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА "СОЛНЫШКО"
УТВЕРЖДЕНО
Приказом МБДОУ «ДСОВ «Солнышко»
от 01 сентября 2022 года № 0109-07-од»
___________Е.В. Давыдова
Самообразование
«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников».
ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ
НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Выполнила воспитатель:
1 квалификационной категории
Михальченко А.Г.
пгт. Октябрьское,
2022 год.
ВВЕДЕНИЕ
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: высоко - низко – далеко - близко, мягкий - твёрдый – тёплый - холодный и прочее).
В дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков).
Исследовательская деятельность дошкольников включает следующие этапы:
1. выделение и постановка проблемы;
2.поиск и предложение возможных вариантов решений (гипотеза);
3.сбор материала;
4.обобщение полученных данных, формулировка выводов.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
Цель:
развитие познавательной активности детей в процессе экспериментальной деятельности.
Актуальность .
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Экспериментирование становится для ребёнка одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую».
Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.
Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель работы по теме самообразования:
создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Задачи:
1.изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
2.создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
3.поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
4.развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
5.развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
6.развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
Принципы работы:
1.работа небольшими группами;
2.создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;
3.включение игровых упражнений;
4.активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
5.выполнение нетрадиционных заданий;
6.решение проблемных ситуаций;
7.моделирование и анализ заданных ситуаций;
8.показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
9.инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
10.пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
11.вопросы к детям.
Ожидаемый результат:
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:
1.представления о свойствах веществ;
2.умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;
3.навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать;
4.расширять знания об объектах и их свойствах.
План реализации самообразования по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Этапы | Содержание деятельности | Сроки | |
Информационно - аналитический | педагогический мониторинг развития детей по экспериментально – исследовательской деятельности; - изучение научно – методической литературы по проблеме, опыты работы; | ежегодно ежегодно | |
Планово – прогностический | - разработка этапов работы и систематизация методического и наглядного материала по по экспериментально – исследовательской деятельности в соответствии с возрастной группой; -пополнение уголков экспериментирования - разработка картотеки экспериментов и опытов по возрастам; - подбор диагностического инструментария по исследовательско – экспериментальной деятельности; -составление перспективного плана взаимодействия с родителями дошкольников; - подбор и оформление информации для родительского уголка; - анкетирование родителей по проблеме; - взаимодействие с педагогами ДОУ, обмен опытом работы по проблеме. | ежегодно ежегодно ежегодно ежегодно ежегодно ежегодно ежегодно | |
Контрольнодиагностический | - проведение мониторинга с целью выявления знаний, умений и навыков по использованию экспериментальной деятельности в развитии познавательных способностей дошкольников; - сравнение данных, внесение изменений, дополнений в перспективный план работы с детьми и родителями; | ежегодно ежегодно | |
Коррекционно-регулятивный | - коррекция диагностического инструментария; - корректировка образовательной деятельности с учётом педагогического мониторинга; - внесение дополнений в перспективное планирование на основе анализа мониторинга. | ежегодно ежегодно ежегодно | |
Обобщающий этап | - обобщение опыта работы по использованию экспериментальной деятельности в развитии познавательных способностей дошкольников; - обработка данных, соотнесение результатов исследования с поставленными целями, анализ результатов; - оформление аналитического отчёта за межаттестационный период. | ежегодно ежегодно ежегодно | |
План работы на 2022-2023 учебный год | |||
Сроки | Форма работы | Практические выходы | Работа с родителями |
I этап Подготовительный Сентябрь | Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию. | Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. | |
Сентябрь | Составление плана работы по самообразованию. | Наличие плана работы по самообразованию. | |
Сентябрь | Анкетирование родителей. | Проведение анкетирования родителей. | Анкетирование родителей на тему: «Ваше отношение к детскому экспериментированию». |
Сентябрь | Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке. | Опыты с песком и глиной. | |
Октябрь | Проведение экспериментов с детьми: «Волшебница вода»: - «Какие свойства у воды?»; - “Делаем облако”, | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования Дополнение развивающей среды: оснащение мини – лаборатории необходимыми материалами для проведения опытов. | |
II этап Основной Ноябрь | Продолжать изучение литературы по заданной тематике. | Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М.: ТЦ «Сфера», 2004. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: | Предложить родителям изготовить книжку-малышку на тему: «Забавные эксперименты». Консультация: «Значение детского экспериментирования для психического развития». |
Формирование картотеки. | Наличие картотеки. | ||
Проведение экспериментов с детьми: «Есть ли у воды вкус?», «Тонет, не тонет», «Чудесные спички». | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования. | ||
Декабрь | Проведение занятия по теме: - «Удивительные свойства воздуха». | Наличие конспекта и атрибутов для детского экспериментирования. | Консультации для родителей «Экспериментирование путь познания окружающего мира», «Маленькими шагами в прекрасный мир!». «Рекомендация для родителей на тему: «Экспериментировать – это здорово!» |
Оформление и пополнение уголка юного исследователя. | Изготовление и пополнение атрибутов для детского экспериментирования (Фартуки, перчатки, клеенка, лупа, меры: длинны, величины, объема; набор образцов: тканей, бумаги, круп, и т.д.) | ||
Проведение экспериментов с детьми: «Мы дышим воздухом», «Сколько весит воздух?», «Можно ли поймать воздух?», « Может ли воздух быть сильным?». | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования. Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе. | Оформление папки «Мои открытия». Конкурс «Удивительный эксперимент» среди родителей на самый интересный опыт для дошкольников. | |
Январь | Знакомство с серией пособий М. Султановой «Простые опыты» (С воздухом, с водой, с бумагой). | Пополнение «Адвент – календаря» по теме: «Твори добро» с «Домашними заданиями» для родителей. | |
Проведение с детьми НОД на тему: «Почему растаяла снежинка». | Наличие конспекта и атрибутов для детского экспериментирования. | ||
Проведение экспериментов с детьми: «Воздух: как можно его увидеть и почувствовать». «Узнай все о себе, воздушный шарик», «Бывает ли воздуху холодно», «Упрямый воздух». | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования. | ||
Февраль | Проведение экспериментов с детьми: «Мир бумаги, её свойства», «Можно ли склеить бумагу водой», « Цветы лотоса» | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования. | Консультация для родителей на тему: «Экспериментируйте с детьми дома». Консультация для родителей на тему: «Требования к проведению наблюдений». |
Обновление уголка детского экспериментирования. | Консультация для родителей на тему: «Экспериментирование с детьми дома» (снег, вода) Памятка для родителей на тему: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома». «Домашние задания» для родителей по изготовлению фотографий на тему: «Мы проводим эксперимент». | ||
Март | Продолжать изучение литературы по заданной тематике. | Изучение пособия Е. В. Лосевой: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности у дошкольников». Изучение пособия Тугушевой Г. П., Чистяковой А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Методическое пособие. — Сбп.: «Детство -Пресс». | |
Проведение экспериментов с детьми: «В мире стекла», «Таинственные стекла», «Знакомство с лупой», «Солнечные зайчики. | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования. | Создание фотоколлажа: «Мы экспериментируем». Памятка для родителей на тему: «Чего нельзя и что нужно делать». (Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию). | |
Проведение НОД по теме: «Жизнь растений. Растение – живой организм» (Выявить значение тепла, влаги и света для роста растений; уточнить представление о строении боба (фасоль, горох); определить алгоритм деятельности по посадке растения; установить, как растение ищет свет; выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растения). | Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». | ||
Апрель | Консультация для родителей. | Проведение консультации для родителей. | Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». |
Апрель | «Мы – фокусник». (выявить материалы, взаимодействующие с магнитами); «Почему все падает на землю?». «В мире пластмассы», «Могут ли животные жить в земле?». | Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования. | Памятка для родителей на тему: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома». «Адвент – календаря» по теме: «Твори добро» с «Домашними заданиями» для родителей. |
III этап Итоговый (Практический выход). Май | Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей среднего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире. | Изготовление картотеки. | |
Май | Отчет по теме самообразования «Детское экспериментирование путь к познанию окружающего мира». | Родительское собрание на тему: Показ презентации «Юные экспериментаторы». |
Список литературы.
1.Дыбина О. В «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
2.Иванова А. И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
3.Систематическое изучение статей на данную тему в журналах «Воспитатель», «Обруч», «Дошкольное воспитание».
4.Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» – «Мозаика – Синтез», 2003 год.
5.М. Султанова: «Простые опыты с водой (с воздухом, с бумагой)».
6.Н. Е. Вераксы, О. Р. Галимов: «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников».
7.Е. А. Алябьева «Природа» (сказки и игры для детей).
8.С. Н. Николаева «Юный эколог» (для работы с детьми 3 – 5 лет).
9. Кайе В. А. «Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет». — М.: ТЦ «Сфера», 2008.
10.« Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008.
11.«Ребенок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.
12.Менщикова Л. Н. «Экспериментальная деятельность детей 4 — 6 лет» (из опыта работы). — Волгоград: Учитель, 2009.
13.Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» («Метод.рекомендации» издательство Арки 2005 год.
14.В. В. Москаленко «Опытно – экспериментальная деятельность».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план культурно-досуговой деятельности с детьми в старшей группе «Кристаллики» на 2022-2023 учебный год
Перспективный план культурно-досуговой деятельности с детьмив старшей группе «Кристаллики»на 2022-2023 учебный год МесяцМероприятиеДата проведенияОтветственныйСентябрь1.Тематиче...
Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год
Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» н...
Комплексно - тематическое планирование образовательной деятельности во второй младшей группе комбинированной направленности на 2022 – 2023 учебный год
Комплексно - тематическое планирование образовательной деятельности во второй младшей группе комбинированной направленности на 2022 – 2023 учебный год...
Рабочая программа образовательной деятельности во второй младшей группе комбинированной направленности на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа образовательной деятельности во второй младшей группе комбинированной направленности на 2022-2023 учебный год....
Рабочая программа непосредственно образовательной деятельности детей средней группы «Подсолнушек» на 2022 - 2023 учебный год
Рабочая программа непосредственно образовательной деятельности детей средней группы «Подсолнушек» на 2022 - 2023 учебный год...
Рабочая программа по непосредственной образовательной деятельности детей группы общеразвивающей направленности детей 5-6 лет «МИШУТКА» 2022-2023 учебный год
Целью рабочей программы является создание для каждого ребёнка возможности для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, для творческо...