Диагностический материал по экологическому воспитанию дошкольников О. А. Соломенниковой
учебно-методическое пособие по окружающему миру (старшая группа)

Матюшина Екатерина Сергеевна

Диагностика уровня развития экологических представлений у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_diagnostika_ekologicheskih_znaniy.docx14.04 КБ

Предварительный просмотр:

        В основе методики диагностики экологических знаний старших дошкольников лежит идея о том, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, а также ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, то есть опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

        Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Таким образом, диагностика экологической воспитанности дошкольников проведена с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Экологическая образованность дошкольников рассматривается по следующим блокам:

1) знания о мире животных;

2) знания о растительном мире;

3) знания о неживой природе;

4) знания о временах года.

Для определения уровня сформированности экологических знаний испытуемым предлагаются контрольные задания.

Задание №1 направлено на определение уровня знания дошкольников о характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Процедура проведения диагностики заключается в том, что педагог предлагает испытуемым распределить карточки следующим образом:

1) выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания;

2)  выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению;

3) выбрать насекомых и разместить их на карте.

После того как испытуемый справился с заданием, педагог предлагает выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на соответствующие вопросы. 

Задание №2 направлено на определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их. Испытуемым следует ответить на вопросы об условиях жизни, роста, развития комнатных растений, правилах ухода, отношении к растительному миру.

Затем предлагается из представленных растений выбрать:

а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);

б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Задание № 3 направлено на определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком).

Педагог предлагает испытуемому определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на вопросы о свойствах песка, камней, воды, способах их использования.

Задание №4 направлено на определение знаний времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).

Процедура проведения заключается в том, что педагог задает вопросы об особенностях времен года. Затем предлагает назвать время года в соответствии с характерными проявлениями природы.

Задание №5 направлено на выявление экологического отношения дошкольника к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель -  определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.

Педагог предлагает ответить на вопросы по уходу за домашними животными, о деятельности людей, связанных с природой; о возможной помощи зимующим птицам и т.п.

Оценка результатов диагностики заключается в подсчете баллов по каждому блоку и определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников о мире животных, растениях, неживой природе, временах года (высокий, средний, низкий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование бросового материала в экологическом воспитании дошкольников

Эта презентация о том, какие работы из бросового материала выполняются  в нашем детском саду....

Занимательный материал по экологическому воспитанию дошкольников (авторские разработки) (Камаева Н.Н.)

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами, специалистами дошкольного образования, задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Это побу...

Использование дидактического материала по экологическому воспитанию дошкольников (из опыта работы)

«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и к...

Диагностический материал по экологическому воспитанию

Мониторинг экологических знаний детей....

Диагностический материал по экологическому воспитанию дошкольников

Подборка диагностических материалов по экологическому воспитанию у детей дошкольного возраста.Методика С. Н. Николаевой. Методика О. А. Соломенниковой....