Диагностический материал по экологическому воспитанию дошкольников О. А. Соломенниковой
учебно-методическое пособие по окружающему миру (старшая группа)
Диагностика уровня развития экологических представлений у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_diagnostika_ekologicheskih_znaniy.docx | 14.04 КБ |
Предварительный просмотр:
В основе методики диагностики экологических знаний старших дошкольников лежит идея о том, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, а также ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, то есть опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Таким образом, диагностика экологической воспитанности дошкольников проведена с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Экологическая образованность дошкольников рассматривается по следующим блокам:
1) знания о мире животных;
2) знания о растительном мире;
3) знания о неживой природе;
4) знания о временах года.
Для определения уровня сформированности экологических знаний испытуемым предлагаются контрольные задания.
Задание №1 направлено на определение уровня знания дошкольников о характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Процедура проведения диагностики заключается в том, что педагог предлагает испытуемым распределить карточки следующим образом:
1) выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания;
2) выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению;
3) выбрать насекомых и разместить их на карте.
После того как испытуемый справился с заданием, педагог предлагает выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на соответствующие вопросы.
Задание №2 направлено на определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их. Испытуемым следует ответить на вопросы об условиях жизни, роста, развития комнатных растений, правилах ухода, отношении к растительному миру.
Затем предлагается из представленных растений выбрать:
а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);
б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);
в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);
г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).
Задание № 3 направлено на определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком).
Педагог предлагает испытуемому определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на вопросы о свойствах песка, камней, воды, способах их использования.
Задание №4 направлено на определение знаний времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).
Процедура проведения заключается в том, что педагог задает вопросы об особенностях времен года. Затем предлагает назвать время года в соответствии с характерными проявлениями природы.
Задание №5 направлено на выявление экологического отношения дошкольника к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель - определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.
Педагог предлагает ответить на вопросы по уходу за домашними животными, о деятельности людей, связанных с природой; о возможной помощи зимующим птицам и т.п.
Оценка результатов диагностики заключается в подсчете баллов по каждому блоку и определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников о мире животных, растениях, неживой природе, временах года (высокий, средний, низкий).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование бросового материала в экологическом воспитании дошкольников
Эта презентация о том, какие работы из бросового материала выполняются в нашем детском саду....
Занимательный материал по экологическому воспитанию дошкольников (авторские разработки) (Камаева Н.Н.)
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами, специалистами дошкольного образования, задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Это побу...
Использование дидактического материала по экологическому воспитанию дошкольников (из опыта работы)
«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и к...
Диагностический материал по экологическому воспитанию
Мониторинг экологических знаний детей....
Мастер - класс по экологии "Роль дидактического и наглядного материала в экологическом воспитании дошкольников"
Выполнили воспитатели 1 категории Анкудимова Е.Б.,Тарасова С.Г....
Диагностический материал по экологическому воспитанию дошкольников
Подборка диагностических материалов по экологическому воспитанию у детей дошкольного возраста.Методика С. Н. Николаевой. Методика О. А. Соломенниковой....