Конспект занятия по окружающему миру " Синичкин день"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Соловова Анна Петровна

Бесед с   детками  про птичек  их повадки,окрас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия " Синичкин день "446.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Кокольчик» муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан

            Конспект  занятия  на тему:

«Синичкин  день»

                 

         

 Ноябрь-2023г

Конспект  по ознакомлению с окружающим миром для  младшей группы»

                                               « День  синички  »

Образовательные  задачи :

- учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление;

- учить наблюдать за птицами, оберегать, заботиться о них, подкармливать.

Развивающие:

- развивать зрительную память;

- закрепить и правильно называть цвета;

- развивать фантазию, воображение, творчество;

- развивать игровую деятельность детей, двигательную активность, координацию движений, умение совместно действовать во время игр.

- развивать мелкую моторику кисти рук (во время лепки).

Воспитательные:

- воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к птицам;

- вызывать и поддерживать интерес к познавательной деятельности, к художественному творчеству.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Речевое развитие» : учить внимательно слушать, формировать способность к диалогической речи, учить отвечать на вопросы словом и предложением, состоящим из 3-4 слов. Активизировать в речи понятия, связанные со строением тела птиц, их действиями. Упражнять в звукоподражании.

ОО «Познавательное развитие» : познакомить детей с жизнью синиц, их местом обитания и другими птицами нашего города (воробей, ворона). Продолжать учить различать птиц по внешнему виду называть их, поддерживать познавательный интерес.

ОО «Физическое развитие» : учить выполнять игровые действия, способствовать совершенствованию выполнения детьми основных видов движений, развитие физических качеств.

ОО «Художественно-эстетическое развитие» : закреплять способ отрывания кусочка пластилина от целого куска и нанесение его на картон.

ОО «Социально-коммуникативное развитие» : воспитывать умение слушать друг друга и воспитателя, совместно действовать во время игр.

Виды деятельностипознавательная (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, коммуникативная, игровая, двигательная, исследовательская, продуктивная.

Материал и оборудование:

Картинки с изображением птиц (воробей, голубь, ворона, синица).

Игрушка – попугай Кеша, музыкальное сопровождение, презентация «Синичка - невеличка».

Предварительная работа:

1. Наблюдение за птицами во время прогулок, кормление птиц на прогулке;

2. Беседы, чтение стихов: Г. Ладонщиков «Наши друзья», потешек, Чарушин «Воробьишко» С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», А. Шевченко «Гнезда», Т. Нужина «Воробьи»«Ласточка» и др., загадывание загадок;

3. Прослушивание аудиокассет «Наедине с природой»«Звуки окружающего мира»«Природа, птицы и животные»;

4. Дидактические игры «Назови птицу»«Кто как кричит?»«Какой птицы не стало?»«Кто прилетел на кормушку?»;

5. Рассматривание книжных иллюстраций«У кормушки»«Природный мир нашего детского сада», альбома «Пернатые – наши друзья»»;

6. Просмотр мультфильмов о птицах;

7. Пальчиковые игры«Зимующие птицы»«Птички»подвижные игры:

«День – ночь»«К нам летите»«Воробышки и автомобиль»«Воробышки и кот»«Наседка с цыплятами»; упражнение «Птенчики»;

Артикуляционная гимнастика«Громко и тихо птички поют»;

8. Продуктивная деятельность:

Рисование«Красивая птичка»«Птичка клюёт зёрнышки»,

Лепка«Корм для птиц».

Словарная работа: червивые (фрукты, синица, воробей, дятел, ворона, кормушка, корм, зерно,

Занятие1. Организационный момент.

Воспитатель: Дети, какое у вас сегодня настроение?

Воспитатель: А чтобы оно было еще лучше, я предлагаю сделать одно интересное упражнение.

С добрым утром глазки (поглаживают глаза)

Вы проснулись! (сделать из пальцев «бинокль» посмотреть в него)

С добрым утром ушки (ладонями гладим уши)

Вы проснулись! (приложить ладони к ушам- «Чебурашка»)

С добрым утром ручки! (поглаживают, поочередно ладони)

Вы проснулись! (хлопают в ладоши)

С добрым утром ножки (поглаживают колени)

Вы проснулись! (потопают ногами)

С добрым утром солнце (поднимают руки вверх, смотрят «на солнышко» - вверх)

Я –проснулась!

Воспитатель: Все проснулись, ребята? Молодцы!

Воспитатель. Я слышу какой-то шорох в той корзинке. (подхожу, открываю корзину и достаю игрушку - попугая Кешу). Кто это?

Воспитатель. Да, это очень красивый попугай

Кеша. Меня зовут Кеша. Я прилетел к вам в гости в детский сад.

Воспитатель. А кто такой попугай?

Воспитатель. Правильно. Это яркая, красивая птица.

Каких птиц вы еще знаете?

(Дети перечисляют птиц)

Воспитатель. Птиц на земле очень много. И жить на земной планете без птиц было бы, ох, как скучно. А какую пользу они приносят?

Воспитатель. Если бы не было птиц, то все листья на деревьях и кустарниках съели бы гусеницы, да и все фрукты и ягоды были бы червивые.

Ребята, нужны нам птицы?

Воспитатель. Птиц надо беречь, кормить их, особенно в холодное время года. Гнезда птиц нельзя разрушать.

Воспитатель. Кеша, как же ты не побоялся в такую дождливую и холодную погоду к нам прилететь?

Попугай Кеша. Я очень спешил, волновался, и не мог не прилететь, потому что сегодня – Синичкин день.

Воспитатель. А что же это за такой необычный День?

Попугай Кеша. С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Воспитатель. Кеша, принес собой вот такие маски (показываю маски) и предлагает нашим ребятам поиграть в игру «Птицы в гнездышках».

Воспитатель. С попугаем Кешей к нам в гости «прилетели» и другие птицы, с которыми мы сегодня познакомимся поближе и узнаем о них больше. Вы должны отгадать, что это за птицы. (Выставляются картинки птиц, где есть ворона, воробей, синица). Внимательно слушайте загадки, и выбирайте ту птицу, о которой говорится.

1. Спинкою зеленовата. Животиком желтовата. Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (синица);

Давайте внимательно рассмотрим ее. Какая она (Ответы детей)

Воспитатель. Грудка у нее лимонно-желтая, а посередине – черный галстук. Спинка зеленая, на голове бархатная шапочка. Щечки белые, хвост короткий, ровный с небольшой вырезкой. Крылья и хвост серого цвета. Красивая птица!

Почему же этих птиц люди назвали синицами – ведь синих перьев у них нет? Когда внимательно прислушаешься к голосам этих озорниц, то услышишь «Си-си-си». Птица тихонько попискивает, будто сама себя называет. Ну, раз так, стоит ли людям спорить? Наверное, поэтому их и назвали синицами.

Но любят жить в лиственных лесах. Устраивают гнезда в старых гнездах белок, в дуплах дятлов, а также в других закрытых местах.

1. На кормушку возле нашей форточки

Села удивительная птица:

В чёрной шапочке и желтой кофточке.

Птица называется. (синица)

2. Маленький, серенький, проворный

Крошки у дома клюет,

Прыгает он по дорожке,

А подойдешь, так вспорхнет. (воробей)

Воспитатель. Воробей – какой он?

Воспитатель. Правильно, воробей – птичка маленькая. Тело у воробья, как комочек, серого цвета. Крылья и хвост маленькие, коричневого цвета. Голова у воробья маленькая, тоже коричневая. (Показ слайдов) Питается воробей семенами, шишками, крошками. Как кричит воробей?

3. Серая птица, грозная птица,

Каркает громко, но кошек боится. (ворона)

Воспитатель. А какая ворона?

Воспитатель. Правильно, ребята, ворона – птица большая. Тело вороны крупное большое, серого цвета. Питается ворона семенами, ягодами, крошками. (Показ слайдов)

Синица, воробей, ворона – это зимующие птицы, они на зиму не улетают.

Воспитатель. Холодно и голодно птицам зимой. Земля, дороги, деревья – все покрыто снегом. Трудно пернатым добывать себе корм. Ведь голодную птичку может погубить даже самый маленький морозец. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. К нам с вами.

Попугай Кеша. А как, дети, можно помочь птицам в холодное время года?

Воспитатель. Наши ребята очень добрые. Они всегда заботятся о птицах, кормят их во время прогулки. Наблюдают, какие птицы к нам прилетают на участок, на кормушку, что едят.

Попугай Кеша. Я видел у вас на участке есть дерево – рябина. Все птицы любят ягоды рябины. Они их зимой спасают от голода.

Воспитатель. Наши гости - птицы проголодались. А чтобы они поели, вы – ребята, должны приготовить им корм. Выручим наших птиц?

Воспитатель. Сейчас мы поможем нашим пернатым друзьям и сделаем для них много ягод-рябинок. ( На столах лежат заготовки«Листики рябины», но без ягод. Дети должны сделать грозди рябины)

Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы» :

Прилетайте, птички! Сала дам синичке.

Приготовлю крошки. Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям,

Эти крошки – воробьям.

Галки да вороны, ешьте макароны!

«зовущие» движения пальцев 4 раза, - «режущие» движения одной ладони по другой пальцы щепоткой, – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же, – левой рукой тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны».

Продуктивная деятельность детей.

Воспитатель приглашает Кешу посмотреть как дети выполняют работу – стараются.

Попугай Кеша. «Рассматривает» работы. Хвалит детей. Птички вам говорят спасибо, за то, что вы им такой вкусный «корм» приготовили и накормили. Вы все мне очень понравились. А мне пора улетать к другим ребятам. Я всем хочу рассказать о Синичкине дне, чтобы все ребята и взрослые встречали и помогали зимующим птицам холодной зимой.

(Дети прощаются с попугаем Кешой)

Воспитатель: Вы сегодня все хорошо работали и старались, а что вам больше всего понравилось на занятии? Запомнилось? Какое у вас настроение?

Воспитатель. А сейчас пойдем с вами на улицу и покормим остальных птиц, которые прилетят на наш участок, а мы скажем им «Нас не бойтесь, мы вас не обидим. Верно? Мы добрые. Вы - наши друзья».

птички.jpg

Литература:

1. «От рождения до школы» - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А., Кондратьева Л. Н.

2. Комарова Т. С. - Изобразительная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2-3лет. / М: Мозаика-Синтез, 2008;

3. Лыкова И. А. - Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.

4. Программа «Мы в Мор программы для дошкольных образовательных