Конспект экскурсии в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Коми
Управление образования администрации
муниципального района «Усть-Куломский»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2» с. Помоздино
Методическая разработка
Разработал: Воспитатель, без категории
Колегова Дарина Васильевна.
Конспект экскурсии в старшей группе
Конспект экскурсии «Возле нас есть речка» в старшей группе.
Цель: Дать детям представление о том, что река – это сообщество водных обитателей: растений и животных, приспособившихся к жизни в воде.
Задачи:
Образовательные:
1. Дать представление о том, что на берегу растут растения, которым требуется много влаги;
2. Дать представление о том, что на берегу живут животные, образ жизни которых тоже связан с водой; и все они образуют одну цепочку.
Развивающие:
1. Развивать умение анализировать, делать выводы, развивать наблюдательность;
2. Видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях и соблюдать правила поведения на природе.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь и уважение к природе родного края, умение выражать свое отношение к ней.
Материал и оборудование: изображение аквариума, экологический рюкзак; карточки с изображением водных обитателей (карась, щука, окунь), две баночки, два детских ведерка, воронка, ватка, игрушечные или самодельные фотоаппараты, таблички – знаки: «Не бросайте мусор!», «Берегите природу!».
Словарная работа: водоем, ряска, окунь, карась, щука, головастик.
Предварительная работа: составление безопасного маршрута экскурсии, повторений правил дорожного движения и правил поведения в транспорте и на природе, рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение художественной литературы, рисование, экспериментирования.
Вступительная беседа в группе.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (показывает изображение аквариума)
Дети: Аквариум.
Воспитатель: Можно сказать, что это дом?
Дети: Да.
Воспитатель: Кто живет в этом доме?
Дети: Водоплавающие животные, влаголюбивые растения.
Воспитатель: Есть такая поговорка «Чувствовать себя как рыба в воде». Почему, так говорят? Почему рыбы хорошо себя чувствуют в воде? Что им помогает жить в воде?
Дети: У рыб есть жабры, плавники, они могут дышать под водой…
Воспитатель: Дети, а вы хотите отправиться к нашей любимой реке Помос и посмотреть на ее обитателей?
Дети: Да.
Воспитатель вместе с детьми рассматривают схему безопасного маршрута экскурсии.
Воспитатель: Хорошо, тогда мы с вами все необходимое для экскурсии и отправимся в путь. Дети, а как нужно себя вести в дороге и около водоема?
Дети: Идти парами, держась за руки, не толкать друг друга, разговаривать тихим голосом, внимательно слушать взрослых.
Воспитатель: Правильно, нельзя шуметь, нужно быть осторожными, нельзя разбрасывать мусор, и срывать цветы и растения. Не забывайте об этих правилах!
Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько деревьев вокруг, и они все разные, а кто знает, как называются эти деревья?
Дети: Ивы, березы…
Воспитатель читает стихотворение башкирской поэтессы Р.Валеевой:
Красивая земля моя,
Родные, милые края.
Роднее нет для нас земли
К тебе душой мы приросли!
Воспитатель: Дети, мы с вами даже и не заметили, как подошли к реке. Давайте осмотримся, как красиво вокруг, «сфотографируйте» эту великолепную природу. Но, не забывайте о правилах поведения на природе! (Воспитатель собирает детей возле себя)
Воспитатель: Дети, давайте с берега будем наблюдать за рекой, посмотрим, что есть под водой, кто там живет, кто плавает, что растет.
(Воспитатель показывает картинки рыб). Это карась. Спинной плавник длинный. Тело высокое с толстой спиной, сжатое с боков. Чешуя крупная и гладкая на ощупь. Питаются караси растительностью.
Воспитатель. А кто узнает этого обитателя наших водоемов?
Дети. Это щука. У нее удлиненное тело, темно-зеленого цвета с черными пятнышками. Щука – хищная рыба, питается мелкими рыбками.
Воспитатель. Окунь имеет небольшой горбик и маленькие глазки, но всё равно это симпатичный полосатик с красными крылышками и хвостиком. Питается окунь в основном мелкой рыбешкой. Весной окунь отдает предпочтение питаться исключительно червями и некоторыми водорослями, а летом – в основном охотится на рыбу.
Воспитатель. Ребята, а давайте зачерпнем немного воды, чтобы потом сравнить ее с водопроводной. (Воспитатель зачерпывает воду в баночку и закрывает крышкой)
Воспитатель: Кто знает, как называется это растение? Травка-ряска. Расскажи, Ян, об этом растении. Верно, листья и стебелёк у неё круглой формы, само оно коротенькое, а корни длинные.
Рассматривание детьми травки-ряски.
Воспитатель: Почему ряска называется водяным растением?
Дети: Потому что растёт в воде.
Воспитатель: И оно очищает воду, наполняет её кислородом, которым дышат животные водоема. Мы наберём ряску вместе с водой в баночку и отнесём в детский сад, чтобы наблюдать за ней в аквариуме.
Воспитатель: Давайте наберём ведром воду из речки и посмотрим, какая она? Немного мутная вода. В такой воде живет много живых организмов. К нам в баночку кто-то попал?
Загадывание загадки:
На реке звенит звонок –
Начинается урок.
Все детишки головасты,
Подрастут — наденут ласты.
А пока под мостиком,
Тренируют хвостики!
Дети: Головастики.
Рассматривание головастиков.
Воспитатель: Что есть у головастиков?
Дети: Голова и хвостик, глаза и ротик.
Воспитатель: Они похожи на рыбок? Чем? А все время головастики проводят в воде?
Дети: Они похожи на рыб, всегда находятся в воде.
Воспитатель: Вот послушайте стихотворение.
Чтение стихотворения о головастиках.
Вихрем мчится под водой
Головастик молодой.
А за ним еще пяток,
А за ним сплошной поток:
Тот без ног, а тот с ногами.
Этот — прямо, тот — кругами.
Кто — налево, кто — направо,
Так и носится орава
Вдоль пруда, вокруг пруда.
Почему? Зачем? Куда?
Головастики спешат –
Превратиться в лягушат!
Воспитатель: Дети, значит, еще каких животных можно встретить на водоеме?
Дети: На берегу реки можно встретить лягушку – это земноводное животное, она приспособлена к жизни на земле и в воде.
Ребенок читает стихотворение про лягушку.
Лягушка травяная,
Не очень и большая,
Лишь сантиметров десять,
Или бывает шесть.
Коричневого цвета,
Смешная-пресмешная,
Комариков штук двести
За сутки может съесть.
Но ты ее не трогай,
Когда случайно встретишь,
Тебя она боится,
Хочу тебе сказать!
Она ведь недотрога,
Тихонько хочет скрыться,
Ты главное старайся
Ее не напугать.
Воспитатель: Как думаете, у лягушат есть враги?
Дети: Да, их ловят птицы.
Воспитатель: Правильно, в дикой природе их ловят птицы?
Воспитатель: Кто ещё может причинить вред лягушке?
Дети: Человек.
Воспитатель: А какую пользу приносит лягушка?
Дети: Поедает насекомых, поёт песни и т.д.
Воспитатель: Есть и народные приметы про лягушек, вот прослушайте:
Лягушки по суше прыгают — это к дождю. Лягушки к удаче, к деньгам.
Воспитатель: Дети, а еще мы видим около реки много насекомых.
Воспитатель: А это кто?
Дети: Стрекоза. У стрекозы тонкое длинное туловище, круглая голова, четыре вытянутых крыла. У нее очень большие глаза, большой рот.
Воспитатель: Стрекоза – хищник, ловит мошек, комаров. Посмотрите, на берегу столько красивых и интересных камешков и ракушек, давайте соберем немножко в ведерки для поделок.
Воспитатель: Дети, река Помос — это красивое место, куда приходят погулять все жители нашего города. И нам нужно беречь это место, и не только это место, но и другие уголки природы нашего села, страны».
Я предлагаю установить знаки возле нашей речки: «Не бросайте мусор!», «Берегите природу!».
Итог экскурсии:
Дети, о чем узнали на экскурсии? Каких водоплавающих животных запомнили? Какие растения растут на берегу реки? Как нужно охранять природу?
Нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель: Вот мы и пришли. А с собой мы взяли немного речной воды. Давайте проведем опыт. Я в воронку положу кусочек ватки, затем перелью через нее воду из «речки». Посмотрите, что стало с ваткой?
Дети: Она стала грязной, на ней остался речной песок.
Воспитатель: А теперь тоже самое сделаем с водопроводной водой. Какая ватка, посмотрите.
Дети: Чистая.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети: Вода из реки грязная, ее пить нельзя.
Воспитатель: Ну а сейчас пришло время проявить ваши «фотографии», нарисовать то, что вы видели, то что «фотографировали». А потом мы с вами сделаем «Альбом впечатлений» и пригласим мам и пап посмотреть его.
А еще мы допишем нашу «Жалобную книгу природы». Какие пункты хотите добавить в нашу книгу?
Дети: «Не загрязняйте водоемы, рыбы любят жить в чистой воде!»
«Не ломайте деревья! Они очищают наш воздух!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект экскурсии в старшей группе. Тема: “Поёт зима – аукает – мохнатый лес баюкает
рассказ о экскурсии...
конспект экскурсия детей старшей группы в пожарную часть.
Ознакомление детей с работой пожарного и специальной техникой....
конспект экскурсии детей старшей группы в пожарную часть.
Ознакомление детей с работой пожарного и специальной техникой....
Конспект экскурсии в старшей группе
Конспект экскурсии в старшей группе № 26 в Парк Победы.Тема: «Не забыть нам этой даты…»...
Конспект экскурсии в старшей группе в осенний лес
Конспект экскурсии в старшей группе в осенний лес...
Конспект экскурсии для Старшей группы. Тема экскурсии: Повар.
Познакомить детей с профессией повара....
Конспект экскурсии в старшей группе: " Знакомство со светофором"
Цель экскурсии :познакомить детей с перекрестком и правилами поведения на этом участке дороги. Расширить знания об улице. Воспитывать навыки осознанного поведения на улице....