"Маленькие секреты-большие помощники"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Занятие для старшего дошкольного возраста с использованием игровой технологии Лэпбук

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_malenkie_sekrety-bolshie_pomoshchniki.docx39.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 28 «Хрусталик» города Волжска Республики Марий Эл

Конспект организованной образовательной деятельности

«Маленькие секреты – большие помощники»

(старшая возрастная группа)

Составила:

учитель-дефектолог

Ведерникова С.А.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования с водой с использованием наглядно-практического метода обучения – лэпбук.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»:

  • Закреплять умение детей выявлять причинно-следственные связи в отношении объектов неживой природы путем исследовательских действий и делать простейшие умозаключения.
  • Уточнить и закреплять знания о жидком и твердом состояниях воды.
  • Выяснить процесс превращения воды в газообразное состояние.

-Упражнять в назывании геометрических форм: шар, куб.

  • Развивать любознательность, познавательную активность посредством экспериментирования.

ОО «Речевое развитие»:

  • Закреплять умение отвечать на вопросы полным ответом, умение использовать в речи слова, более точно отражающие особенности явления.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

  • Воспитывать нравственные качества: доброта, отзывчивость, желание помогать другим.

ОО «Физическое развитие»:

  • Развивать плавный длительный вдох и выдох.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.

-Совершенствовать умение выполнять движения в соответствии с текстом физкультминутки, способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений.

Методические приемы:

игровой: сюрпризный момент (появление Капельки со звуковым письмом); использование фрагментов из мультфильма «Снежная Королева»; проведение видео-физкультминутки «Капельки - прыг, прыг»; наглядный: видео-физкультминутка, фрагменты из сказки «Снежная Королева»; использование информации и пополнение лэпбука по теме

«Вода»;

словесный: использование художественного слова; объяснение, вопросно- ответная беседа;

практический: опытническая деятельность.

Материал: демонстрационный – ноутбук, проектор, фрагменты из мультипликационного фильма «Снежная Королева», видео-

физкультминутка «Капельки - прыг, прыг», лэпбук по теме «Вода», электрический чайник, стеклянный поднос, тучка с капельками. раздаточный

  • первый стол: ванночки с водой, гуашь, ложечки, сосуды формы куба, шара, воронки, салфетки;
  • второй стол: стаканчики с водой и трубочками;

Словарь: капелька, капельки воды, лед, пар, форма куба, шара, прозрачная, бесцветная, разноцветная, текучая, жидкая, твердая, газообразная, превращается.

Исследовательская работа:

- Выяснить процесс превращения воды в газообразное состояние.

Опытническая деятельность по уточнению свойств воды.

Ожидаемые результаты:

-Дети умеют использовать ранее полученные знания о свойствах и состояниях воды.

-Дети узнают о процессе превращения воды в газообразное состояние.

-Умеют выявлять причинно-следственные связи в отношении объектов неживой природы и делать простейшие умозаключения.

-Проявляют нравственные качества: доброта, отзывчивость, желание помогать другим.

Ход ООД.

  1. Организационный момент. Мотивация на совместную деятельность. (Слайд 1. Вода)
  • Здравствуйте, ребята. Я приготовила вам вот этот сюрприз (достает лэпбук)
  • Как вы думаете что это? (Ответы детей: книга, раскраска, игра)

Эта книга непростая, Называется ВОДА.

В ней много маленьких секретов Открытий разных и чудес.

Для детей здесь разные задания, Которые заслуживают,

Вашего внимания!

В этой книге чудес и затей Есть раскраски для детей

Чтобы выполнить это задание Нужно проявить старание.

Вода нужна всем, всегда и везде

Есть здесь кармашек «Безопасность на воде». Каждый должен эти правила знать

Чтобы в беду на воде не попасть. А теперь помогайте мне:

Для чего нужна вода?

Скажешь –(картинка) Дети: мыться!

Верно! Да!

Скажешь–(картинка) Дети: пить!

И это правда.

Суп–(картинка) Дети: варить!

И это надо.

А затем посуду–(картинка) Дети: мыть!

Это точно.

И в саду цветы–(картинка) Дети: полить.

Одежду детям–(картинка) Дети: постирать.

В речке–(картинка) Дети: плавать –(картинка) и Дети: нырять. Как приятно воду–(картинка) Дети: пить!

Как приятно воду–(картинка) Дети: лить!

Вот ведь как. Вот это да!

Для всего нужна –Дети: вода!

  1. Введение в тему. Сюрпризный момент.

Дети, ой, что утром было, Я же вам сказать забыла -

Только в детский сад зайти успела,

Ко мне Капелька (Слайд 2.) на руку села, Плачет бедная, грустит,

А потом мне говорит:

«Девочке Герде помощь нужна Вам письмо прислала она».

Слайд 3. Включается видеозапись со словами Герды.

«Милые дети! Капелька сказала, что вы добрые и очень смелые, а главное – вы много знаете и умеете. Мне очень нужна ваша помощь. Моего друга Кая увезла Снежная Королева в свой замок. Его сердце она

превратила в льдинку. Чтобы спасти Кая, нужно растопить льдинку в сердце, раскрыв секреты воды. Помогите мне!».

Педагог: - Ребята, а вы готовы помочь Герде?

Дети: - Да.

Педагог: - Спасти Кая нам помогут ваши знания и книга маленьких секретов и больших открытий…Секреты воды, которые мы раскроем, будет хранить этот волшебный сундучок. (показывает лэпбук и кармашек

«Сундучок»)

Ну, что готовы! Тогда раскрываем секреты воды.

  1. Основная часть.

  • Опытническая деятельность по уточнению свойств воды.

Воспитатель: - Ребята, подойдите к столу. Посмотрите, в ванночках вода. Сейчас мы немного поиграем с ней, а тебя, Капелька, познакомим с твоими сестричками. (Воспитатель опускает руку в воду, затем вынимает ее).

Педагог: Аккуратно опустите руки в воду, потрогайте её, поднимите ладошки.

Слайд 4.Звуки воды, на экране много капелек.

Педагог: - А капелька – это частичка чего, ребята? (Воды).

Педагог: Вода состоит из многих, многих капелек, которые собираются вместе и могут между собой «разговаривать», журчать.

(Дети продолжают играть с водой).

Педагог: Какая вода на ощупь? (Холодная, теплая, жидкая).

-А какая она по цвету? (Бесцветная, прозрачная).

Педагог: -А как вы поняли, что она прозрачная? (Мы видим свои руки). Сюрпризный момент. Педагог показывает баночку с прозрачной водой (на внутренней стороне крышки банки краска), при встряхивании вода окрашивается). Вода прозрачная. А почему она изменила цвет?

Слайд 5. На экране Снежная Королева: «Вам ни за что не отгадать эту загадку!»

Пелагог: - Что нужно сделать, чтобы вода стала цветной? (Добавить краску в воду)

  • Перед вами краска. Добавьте ее в воду и перемешайте.(Дети работают, проговаривают цвета.).
  • Какой красивой разноцветной стала вода.

ВЫВОД: Вложим в сундучок первый секрет воды (показывает карточку).Итак, вода…(Дети делают вывод: вода прозрачная, бесцветная. Она может менять цвет, если ее покрасить.)

Ребенок вкладывает карточку в сундучок.

Слайд 6. На экранеГерда: «Молодцы, ребята! Первый секрет воды раскрыт».

Педагог: - Продолжаем раскрывать секреты воды. Имеет ли она форму? (Да. Нет). Давайте проверим. Сейчас я буду переливать воду. Какой формы этот предмет? (Формы шара).

Педагог переливает воду в сосуд и спрашивает: Какую форму приняла вода? Начните так: вода приняла форму…

  • Вода приняла форму шара. Аналогично с сосудом в форме куба.

ВЫВОД: (показывает карточку) Вода принимает форму предмета, потому что она какая? (Жидкая). Правильно, ребята, этоеще один секрет, который будет хранится в книге знаний. (Ребенок вкладывает карточку в лэпбук и говорит:- Вода жидкая.)

Слайд 7.На экране Капелька: «Спасибо, ребята, что вы познакомили меня с моими сестричками. Давайте, все вместе поиграем».

  1. Физкультминутка.

Слайд 8.Песня и видео с капельками.

  1. Исследовательская деятельность.

Педагог: - Ребята, нам нужно быстрее раскрыть секреты воды, ведь Кай в опасности. Все наши капельки воды собрались в волшебном чайнике. А почему он волшебный? Сейчас вы узнаете. (Воспитатель включает чайник, нажимая на кнопку). Не заходите за красную ленточку, вы же знаете,(показывает карточку из лэпбука «Осторожно, ВОДА») что….(нельзя трогать горячий чайник). Эта карточка хранится в книге секретов и открытий в кармашке «Осторожно, ВОДА». Пока вода закипает, мы поиграем. Подойдите к столам. Перед игрой вспомним, как правильно дышать: вдохнуть воздух через нос, затем медленно и осторожно выдохнуть в трубочку, пока есть воздух, вот так (показ воспитателя). Сделаем это вместе. Возьмите стакан в руки, вдохните воздух через нос и медленно, пока есть воздух. Выдыхайте его в трубочку. Сделаем это несколько раз. Так же булькает вода в чайнике, когда закипает.

Проводится игра «Бульканье»

Педагог: - Молодцы, ребята, пока мы играли, вода закипела. Посмотрите на волшебный чайник. Как красиво, когда кипит вода. А что это поднимается вверх? (Пар).Сейчас я его поймаю и покажу вам (идет к чайнику и держит стекло над паром, возвращается, показывает детям, предлагает потрогать).- Ребята, я ловила пар, а поймала? (Дети: Капельки, воду)

  • А что такое пар? (Ответы детей). Пар – это капельки воды. На самом деле пар не пропадает, а оседает на различных поверхностях.

Педагог: - Итак, вода может превращаться …(в пар). А пар снова в

(воду).

ВЫВОД: (Берёт карточку, показывает детям). Это состояние воды называется газообразным. Давайте проговорим это сложное слово… Вот раскрыт ещё один секрет воды, который мы добавим в сундучок. Дети повторяют вместе с воспитателем: Вода может быть в газообразном состоянии.

Педагог просит ребёнка положить карточку в лэпбук.

  1. Закрепление материала.

Сдайд 9.Герда (на экране): -Ребята, посмотрите, вдали виднеется замок Снежной Королевы.На экране замок Снежной Королевы.

Педагог: - Посмотрите, а из чего сделан замок Снежной Королевы?(Дети:- Изо льда, из снега…)

Слайд 10.Видео.Снежная Королева: «Я не отдам вам Кая!»

Педагог: -Надо торопиться, дети, и быстрее помочь Каю. (Идет за ширму, несет поднос со льдом).

Педагог: - Ребята, лёд какой? (холодный, скользкий, прозрачный, твердый).Давайте, это проверим.

Педагог: - Вспомните, а из чего состоит лед? (Дети: - Из воды, которая замерзла.)

ВЫВОД:Значит лёд – это какое состояние воды?(Дети:- Твердое.)

Педагог: А это ещё один секрет воды. (Дети: Вода может быть твердой).Педагог просит вложить карточку в секретную книгу.

Педагог: -Что может растопить лед? (Дети: - Теплые руки, дыхание, солнце, горячая вода).

Педагог: (Берет в руку льдинку и показывает, как капает вода с ладони)

Тепло наших рук, доброта, любовь растопят льдинку в сердце Кая.

  1. Рефлексия.

Слайд 11. Видео: Сердце Кая, льдинка вылетает, тает Снежная Королева. Кай и Герда обнимаются.

Педагог: -Давайте порадуемся вместе с ними. Мы – молодцы!

(Дети хлопают в ладоши).

Слайд 12.Видео.Капелька: «Спасибо, отважные дети! Вы помогли Герде освободить Кая! Но как вы справились?»

  1. Итог.

Педагог: -А нам, Капелька, помогли знания, которые мы будем хранить в нашей секретной книге. (Берет книгу в руки). Книга, нам ты помоги, секреты воды на экране покажи.

Слайд 13.На экране сундучок и из него вылетают карточки.

Дети делают вывод, называют свойства воды: Вода – жидкая. Вода превращается в лед и становится твердой. Вода превращается в пар и становится газообразной.

Сюрпризный момент.

Слайд 14. Капелька: «Ребята, я и мои сестрички очень хотим с вами дружить. Мы прилетели в маленькой тучке, чтобы остаться с вами навсегда».

(Педагог приносит тучку, раскрывает и Капельки падают к ногам детей. Показывает, как играть).

Педагог:- Теперь у каждого из вас будет своя подружка – Капелька! А одна из них будет жить в книге секретов (вкладывает капельку в кармашек секретной книги и отдает ее детям). А эту замечательную книжку я дарю вам. Играйте, открывайте новые секреты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для воспитателей "Маленькие секреты большой работы"

Работа воспитателя -это множество должностей в одной! Это художник, сценарист, актер, мастер ручного труда, это мама, психолог, музыкант и т.д.  Профессия эта творческая и требует большогоэмоцион...

Маленькие секреты большого успеха или 10 заповедей успешного воспитания

Консультация психолога  в рамках родительской гостиной о том, как важно еще в детстве заложить прочный фундамент позитивного самоотношения.Вашему вниманию предстанут 10 заповедений успешного восп...

Сценарий читательского события в подготовительной к школе группе «МАЛЕНЬКИЕ СЕКРЕТЫ БОЛЬШОЙ ДРУЖБЫ»

Федеральная инновационная площадкаГБДОУ детский сад № 8 Центрального района СПб      Сценарий читательского события в подготовительной к школе группе«МАЛЕНЬКИЕ СЕКР...

Конспект занятия с элементами эйдетики по методическому пособию «Маленькие секреты большой памяти» Тема: «Геометрические фигуры: дорисовывание до узнаваемого образа» В старшей логопедической группе №10

Методическое пособие "Маленькие секреты большой памяти" является частью учебно - методического комплекса, направленного на развитие внимания и памяти детей от 4 до 12 лет.  Методика, за...

Конспект мастер-класса "Маленькие секреты большой памяти"

Цель: создание условий для повышения профессиональной  компетентности, мастерства и творческого потенциала педагогов.Задачи:1.Познакомить педагогов с методами стимуляции мозговой активности через...

Маленькие секреты большой Педагогики детства или формула успеха

Статья описывает профессиональное кредо, ориентарованное на самоценность дошкольного детства...