Картотека игр и упражнений для детей 3-7 лет по теме "Дикие животные"
картотека по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Кашурина Олеся Николаевна

В данной картотеке подобраны дидактические, речевые, подвижные игры, беседы по теме "Дикие животные". Также представлены физминутки, стихи, загадки, художественная литература и досуги. Для удобства пользования весь материал разделен по возрастам: для детей 3-5 лет (младший и средний возраст) и для детей 5-6 лет (старшая и подготовительная группа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_dikie_zhivotnye_o.n.kashurina.docx89.86 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

ПО ТЕМЕ

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

3 стр.

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

4 стр.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНМАТИЧ.СЛУХА

6 стр.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

7 стр.

БЕСЕДЫ

8 стр.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖ.ЛИТЕРАТУРЫ

11 стр.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

12 стр.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

13 стр.

ФИЗМИНУТКИ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

15 стр.

16 стр.

18 стр.

ИГРЫ-ЗАБАВЫ И ТЕТАРАЛИЗВАННЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

21 стр.

ЗАГАДКИ И

СТИХИ

24 стр.

25 стр.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ТЕМЕ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

ДЕТИ 3 – 5 ЛЕТ

«Давай познакомимся»

Цель: уточнить и расширить словарь ребенка по теме.

Оборудование: игрушка, изображающая дикого животного в мешке

Ход. Взрослый с таинственным видом показывает ребенку мешок и говорит, что там находится тот, кто хочет с ним познакомиться. Затем достает игрушку, например собаку, и беседует с малышом о ней. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Кто это? Какие части тела у нее есть? Покажи хвост, уши, спинку, голову. Какого цвета шерсть? Чем питается? Как называется детеныш? Как она кричит? Что умеет делать? Где живет?» Если ребенок затрудняется при ответе на вопросы, взрослый ему помогает. В конце игры взрослый должен объяснить ребенку, что заяц, лиса, волк и медведь – это дикие животные, они живут в лесу, никто о них не заботится.

«Угадай, кто это?»

Цель: активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением диких животных.

Ход. Взрослый предлагает ребенку отгадать загадки. Если ответ правильный, демонстрируется картинка – отгадка:

Большой, бурый, лохматый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)

Серый, злой, зубастый, сердитый, голодный. (Волк.)

Хитрая, пушистая, рыжая, проворная. (Лиса.)

Маленький, длинноухий, пугливый. (Заяц.)

«Кто чем питается?»

Цель: Закрепить правильное употреблении существительных в творительном падеже.

Оборудование: Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, лису и волка; картинки с изображением моркови, капусты, меда, малины, мяса или настоящие продукты.

Ход: Картинки с изображением пищи животных или настоящие продукты раскладывают на столе. Взрослый показывает игрушечного животного и спрашивает, чем оно питается. В зависимости от уровня речевого развития ребенка показывает соответствующую картинку, отвечает одним словом (например: "Капустой") или предложением ("Заяц питается капустой").

ДЕТИ 5 – 7 ЛЕТ

«Кто где живёт?»

Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.

Лиса живёт в норе. Медведь зимует в… . Волк живёт в … . Белка живёт в … . Ёжик живёт в … .

«Кто как передвигается?»

Медведь ходит переваливается.

Волк рыщет.

Лиса бегает, хвостиком виляет.

Белка прыгает с ветки на ветку.

Заяц прыгает.

Кабан бегает.

Бобер плавает.

Олень, лось, зубр ходят, бегают.

Рысь лазает, бегает.

Еж бегает, семенит.

«Кто чем питается?»

Объясните, пожалуйста, что животные делятся на хищников и травоядных. Итак. Кто что любит:

Медведь мед, малину, ягоды, рыбу, падаль.

Кабан желуди, падаль.

Лиса кур, гусей, зайцев.

Волк овец, телят, зайцев.

Рысь мясо других животных.

Зубр траву, листья.

Лось, олень траву, ветки, кору, сено, соль.

Еж яблоки, грибы, мышей, змей.

Белка орехи, шишки, грибы, морковь.

Заяц капусту, морковь, кору молодых деревьев.

«Кто как голос подает?»

Цель: подбор глаголов

Волк рычит, воет, скулит.

Лиса тявкает, скулит.

Кабан хрюкает.

Еж фыркает.

Белка цокает зубами.

Олень, лось трубят.

Рысь рычит.

Зубр мычит.

«Скажи наоборот»

Смелый – боязливый.

Злой - …

Молодой - …

«Вспомни»

Вспомни сказки, где героями были:

Заяц, волк, медведь, лиса. (Колобок)

Лиса, медведь. (Лиса и медведь)

Медведь, ежик, лис, волк, кот, кабан, зайчиха. (Крашеный лис)

«В чем сходства и различия?»

Бурундук и хорек; олень и лось; барсук и лиса.

«Подбери парное слово»

Белка – дупло, медведь - …(берлога).

Лиса – хитрая, заяц - …(трусливый).

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ, ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ПО ТЕМЕ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

ДЕТИ 3 – 5 ЛЕТ

«Чей, чья, чье?»

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

След (чей?) – лисий, волчий … .

Уши (чьи?) – лисьи, волчьи … .

Голова (чья?) – лисья, волчья … .

«Один – много» (с названиями диких животных и их детенышей)

заяц – зайцы лиса – лисы

волк – волки медведь – медведи

зайчонок – зайчата лисенок – лисята

волчонок – волчата медвежонок – медвежата

Составление рассказа-описания «Лиса»

Лиса – это дикое животное. Она живет в лесу. Она очень хитрая. У нее острая мордочка, пушистый хвост, быстрые лапы. Шерсть у лисы рыжая. Лиса живет в норе, у нее есть лисята. Лиса питается курятиной, зайчатиной.

ДЕТИ 5 – 7 ЛЕТ

«Чей хвост?»

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца – хвост волка, у волка – хвост лисы, у лисы – хвост медведя… .Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?» Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? - волчий. А это чей такой хвост - маленький, пушистый, белый? – зайца… и т. д. Теперь все звери нашли свои хвосты.

«Какое слово не подходит?»

Цели: развивать речевой слух, грамматический строй речи (умение подбирать однокоренные слова).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и назвать, какое слово лишнее и почему.

Например:

Волк, волчий, волосы, волчонок.

Лиса, лисий, лисята, лесной.

Белка, белочка, белый, беличий.

Медведь, медвежонок, медаль, медведица.

Лось, лосиха, лосята, лосины.

Затем детям предлагается самим подобрать однокоренные слова к данным.

«Какие?»

Цель:подбор прилагательных к слову «животные»: травоядные, хищные, злые, опасные, пугливые, беззащитные, слабые и т.д.

«Составь предложение»

Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание, совершенствовать навык

анализа предложений на слова.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и построить

правильное предложение. Затем дети считают количество слов в предложении и составляют его схему из палочек.

Волк, рыскать, лес, по, голодный, зимний.

Белка, дупло, зимовать, тёплое, в.

Лапу, в, медведь, берлоге, сосёт.

От, заяц, лисы, волка, прячется, и.

«Текст для пересказа»

Митины друзья

Зимой лосиха с лосёнком ночевали в осиннике. Лес стоял белый под снегом. Иней оседал на ветках, на спине лосихи. Послышался хруст снега. Лосиха насторожилась. Волк мелькнул среди деревьев. Лоси помчались по снегу в лес. За ними погналась стая волков. Впереди беглецов — лесная сторожка, ворота раскрыты. Сзади — волки. Лоси бросились прямо в ворота. Сын лесника Митя разгребал во дворе снег. Лоси чуть не сбили его с ног. Митя выглянул за ворота, а там волки. Митя смело замахнулся лопатой и отогнал волков. Лоси оправились от испуга и ушли обратно в лес. Они всю зиму держались в лесу около сторожки.

По Г. Скребицкому

Вопросы:

Где ночевали лосиха с лосёнком?

Какое время года было в лесу? Как Митя помог лосям?

Почему лосиха насторожилась? Куда прибежали лоси?

Кого увидели лоси? Что делал Митя во дворе?

Купание медвежат

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — В воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

В. Бианки

Вопросы:

Чего испугался охотник?

Кто вышел на берег лесной реки?

Что сделала медведица?

Как вели себя медвежата?

Как чувствовали себя медвежата после купания?

Почему они были довольны?

Чем закончился рассказ?

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

ПО ТЕМЕ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

ДЕТИ 3 – 5 ЛЕТ

«Поезд»

Воспитатель. Мы поедем в гости к мишке и зайке на поезде. Я буду машинистом, а вы — вагончиками. Колеса стучат: «Тух, тух, тух», поезд гудит: «У-у-у» (дети повторяют звук и звукосочетание). Когда поезд прибывает на станцию (стул, на котором сидит мишка, он останавливается: «Уу-ух Мишка садится в поезд и вместе с детьми едет к зайчику! Затем зверюшки и дети возвращаются в группу.

«Зверята в гостях»

Задания детям дает мишка: «Походите по комнате как я» «Порычите: «Хрп-хр-хр». «Ешьте мед — слизывайте с лапы. оближите губы. зубы круговым движением» (дети выполняют задания) .

Затем задания детям дает зайка: «Я зайка, меня называй! трусишка. Когда я испугаюсь, то у меня хвостик из стороны в сторону качается. Покажите язычком, как качается МОЙ хвостик (дети по показу воспитателя широко раскрывают рот и, не касаясь губ, проводят языком от угла до угла рта). Я умею скакать, а вы? (Дети скачут, как зайка.) От лисы прячусь за куст (дети приседают) и дышу так: «У-у-у-ух, у-у-у-у-ух» (дети повторяют).

«Песенка для Миши»

Педагог. Поспеши сюда, медведь,

Звери будут песни петь.

«Поет ежик»: на вдох — фы-фы; на выдох — фы-фы-фы. (повторить два раза)

«Поют лисички»: на вдох — тяв-тяв; на выдох — тяв-тяв-тяв. (Повторить два раза) «Поют мышки»: на вдох — пи-пи; на выдох — пи-пи-пи. (Повторить два раза)

ДЕТИ 5 – 7 ЛЕТ

«Телефон»

Цели: развивать слуховое внимание, слуховую память.

Ход игры. Воспитатель произносит ряд слов — названий диких животных (4-5). Дети запоминают, повторяют эти слова за воспитателем.

«Поезд»

Цели: развивать фонематические процессы; закреплять графический образ букв В, Б, С.

ХОД игры. Воспитатель прикрепляет на вагонах буквы. Дети получают картинки с изображением животных. Воспитатель предлагает

помочь животным занять место в своем вагоне: в вагоне с буквой С будут ехать животные, в названиях которых есть звуки [с], [сь]; в вагоне

с буквой В — животные, в названиях которых есть звуки [в], [вь]; в вагоне с буквой Б — животные, в названиях которых есть звуки [б], [бь].

«Ежики»

Педагог. Мы маленькие ежики.

Дети. Ф-ф-ф...(Произносить на коротком энергичном выдохе, резко встряхивая опущенными кистями рук)

Педагог. Топочут ножки ежика.

Дети. П! П! П! (Опускать руки вниз)

Педагог. Зашуршали листики под лапками у ежика.

Дети. Ш...ш...ш... (Разводить и сводить пальцы рук)

Педагог. Стоят деревья голые и жалобно скрипят. (Наклонить голову, руки на затылке)

«Какое слово самое короткое?»

Цель: звуковой анализ

Лежебока, берлога, медведь.

Волк, рысь, куница, еж.

Бобр, волк, тигр, медведь.

«Назови самое длинное слово?»

Цель: звуковой анализ

Тигр, лисица, кабан, косуля.

Медведь, белка, куница, рысь

Лиса, бурундук, волк, соболь.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

ПО ТЕМЕ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

ДЕТИ 3 – 5 ЛЕТ

«Слова - родственники»

Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.

Медведь – медведица, медвежонок, медвежий, медведушка (волк, лиса …).

«Лисьи прятки»

Цель: упражнять в употреблении предлога за.

Оборудование: Игрушечные деревья, избушка, пенек, игрушечный лисенок.

Ход: Взрослый предлагает спрятать лисенка за дерево, за домик, за пень. Затем задает вопрос: "Куда ты спрятал лисенка?" аналогично можно поиграть с другими игрушечными зверями.

«Кто спрятался на картинке?»

Цели: развивать зрительное внимание, закреплять умение говорить полным предложением.

Ход игры. Воспитатель предлагает рассмотреть лес на картинке и найти, кто из зверей в нём спрятался. Воспитатель напоминает детям, что отвечать нужно полным предложением.

Например: Я вижу лису.

ДЕТИ 5 – 7 ЛЕТ

«Кто кем был?»

Усвоение категории творительного падежа. Закрепление названий детенышей животных.

Медведь был …медвежонком.

Ежик был…ежонком.

Лиса была…лисенком.

Лось был…лосенком И т.д.

«О чем думают животные?» Усвоение падежных окончаний.

Медведь в берлоге думает о…(меде).

Еж в норе думает о…(яблочке).

Белка в дупле думает о…(грибе).

Лиса в норе думает о…(курочке).

Волк в логове думает о…(козленке).

Барсук в норке думает о…(мышке).

Заяц под кустом думает о …(морковке).

Лось под деревом думает о…(травке).

«Он и она»

ВЫЛ ВЫЛА ОХОТИЛСЯ ОХОТИЛАСЬ

Волк волчица лис лисица

И т д.

«Охотник»

Цель: изменение существ-х по падежам

Кого охотник поймал в лесу?

Оленя, тигра, медведя, куницу, кабана, лося, зайца, волка, лису ….

«Исправь ошибку»

Цель: согласование прилагательного и существительного

Рыжая куница.

Полосатая бурундук.

Пятнистое олень.

Когтистое животная.

БЕСЕДЫ ПО ТЕМЕ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

ДЕТИ 3 – 5 ЛЕТ

«Мишка и мышка», О.С.Ушакова, «Ознакомл-е дошк-в с лтер. и разв.речи», стр.178

«Рукавичка», О.С.Ушакова, «Озн-е дошк-в с литер-ой», стр.186

«Что напутал воробышек?», О.С.Ушакова, «Озн-е дошк-в с литер-ой», стр.196

Беседа о животных (по рассказам)

Волк

Летом ходит волк сытый. Дичи много. Придёт зимнее время, птицы улетят. Звери спрячутся, нечего есть волку.

Злые, голодные ходят волки, ищут добычу. К деревне подойдут... Где сторожа нет да запоры плохи — несдобровать овце.

Белка

Белке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как закрутит метель, непогода — белка скорей к своему дуплу

спешит. Дупло у белки веточками, сучьями выстлано — большое, круглое, а сбоку лазейка. Уютно в нём, тепло белочке. Заберётся

она в дупло, а чтобы холодный ветер не задувал, ещё лазейку подстилкой закроет. Потом свернётся клубочком, пушистым

хвостиком прикроется и спит.

Медведь

Медведь имеет тёплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, переставляя лапы как-то

вкось, поэтому его ж назвали косолапым. Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды,

мёд. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосёт лапу.

В. Флинт

ДЕТИ 5 – 7 ЛЕТ

«Ты – часть природы» Е.А. Алябьева, «Нрвственно-этич. беседы», с.39

«О волках и зайцах», Н.В.Лободина «Компл-е з-я Вераксы», стр.116 ст.гр.

«Путешествие на луг» Е.А. Алябьева, «Нрвственно-этич. беседы», с.69

«Путешествие в лес» Е.А. Алябьева, «Нрвственно-этич. беседы», с.73

«Путешествие на болото» Е.А. Алябьева, «Нрвственно-этич. беседы», с.77

«Чем отличатся и чем похожи жив-е и раст-я» Е.А. Алябьева, «Нрвственно-этич. беседы», с.12

«О диких и домашних животных», Т.А.Шорыгина, «Познавательные сказки», стр.30

«Дикие животные»
Цель: помочь детям запомнить признаки, характеризующие диких животных; закрепить новые сведения, используя картины о животных; поощрять попытки детей задавать вопросы, отрабатывая навыки речевого общения.
Ход занятия.
Воспитатель демонстрирует сюжетные картины с изображениями диких животных. (Можно использовать альбом «Знаешь ли ты этих зверей?». М., Искусство, 1974.) Спрашивает, что это за звери, как их по-другому можно назвать (дикие животные), почему их называют «дикие». Называет признаки, характеризующие всех без исключения диких животных: живут самостоятельно в определенных климатических условиях, например белый медведь живет только на Севере, львы — в пустыне и т. д; строение их тела, окраска, поведение хорошо приспособлены к условиям жизни; к неволе привыкают с трудом, содержатся непременно в клетках.
Предлагает детям подтвердить характеристику диких животных на примере ежей и белок. Задает наводящие вопросы, помогая формулировать выводы:
- Где и как живут эти звери?
- Как они приспособились к условиям жизни?
Присмотритесь к окраске этих животных. (Ежи и ежата — серо-коричневые, почти сливаются с землей, травой, опавшими листьями. Белка — ярко-рыжая, но тоже не видна на фоне стволов сосен и елей. Тем более что в момент опасности она прячется за ствол дерева и выглядывает из-за него.)
Рассмотрите внешний вид ежей и белок, соотнесите его с их образом жизни. (Ежи — ночные хищники. У них короткие, сильные ноги. Нос подвижный, легко вытягивается навстречу добыче. Едят червяков, жуков, улиток, мышей. На ежей легко может напасть любой зверь, поэтому у них на теле — иголки, защита от врагов. Белки — крохотные существа с огромными пушистыми хвостами, которые помогают им «перелетать» с дерева на дерево. На ногах — острые коготки, ими легко цепляться за кору деревьев. Очень острые зубы, поэтому белка легко разгрызает шишки, орехи. На земле белка беспомощна, хотя довольно быстро бегает. При любой опасности молниеносно «взлетает» на дерево.)
Как животные приспосабливаются к условиям жизни? (Ежи зимой впадают в спячку, поэтому к зиме очень толстеют. Белка делает на зиму запасы. К морозной зиме устраивает гнездо низко на дереве, а перед теплой зимой — высоко. Белки даже в неволе делают себе запасы к зиме.)
Педагог еще раз повторяет признаки, характерные для диких животных. Спрашивает, не хочет ли кто-нибудь узнать что-то еще о ежах и белках. Отвечать на вопросы товарищей он предлагает самим детям. («А я, если потребуется, дополню ответ».) Если желающих оказывается несколько, отвечает тот, кого назовет ребенок, задавший вопрос («Вова, будь добр, ответь мне»).
Интересный и трудный вопрос оценивается фишкой, точно так же — и содержательный ответ.

«Что растет и кто живет в лесу»

Цель: Уточнить представления о лесе как о сообществе, в котором живут растения (деревья, кусты, травы, грибы) и животные (звери, птицы, насекомые, земноводные). Учить устанавливать простейшие причинно- следственные связи, вызывающие необходимость совместного проживания животных и произрастания растений. Формировать обобщенное представление о том, что в лесу все нужны друг другу. Воспитывать интерес к жизни лесных растений и животных, желание знать правила поведения в лесу и выполнять их.

Материал к беседе: картинки с изображением 3-4 лесных деревьев, цветов, грибов, птиц, лесных зверей и т.д., которые предъявляются детям в ходе чтения письма от Старичка- лесовичка, «портрет» его, красивый и большой конверт.

Ход

Воспитатель показывает большой конверт.

-Ребята, нам пришло письмо. Посмотрите, какой большой и красивый конверт. Сейчас узнаем, от кого это письмо… Его написал Старичок – лесовичок:

«Здравствуйте, ребята! Кто был в настоящем лесу? Что растет в лесу? Кто живет в лесу? Может ли жить лес, если в нем не будет насекомых, птиц, зверей? Я сейчас расскажу вам о том, как один художник рисовал лес. Он нарисовал много деревьев: березы, липы, дубы, сосны, ели. Очень хорошие получились у него деревья как живые. А в углу картины нарисовал меня, Старичка- лесовичка. Полюбовался художник картиной и уехал куда-то. А лес без него погиб, с березок и липок все листья осыпались. Почему лес погиб? Что же художник не нарисовал? Может ли быть лес из одних деревьев? Что еще в лесу растет? (Кусты, трава, цветы)

Приехал художник, посмотрел на картину, понял свою ошибку и нарисовал новую картину лучше прежней: красивые деревья, пышные кусты, зеленую траву и много ярких цветков. Вот такие. (Вывешиваются картинки деревьев, 1-2 кустов, 3-4 цветков). Назовите их. «Ты забыл нарисовать грибы»,- сказал я художнику. Он согласился со мной и нарисовал разные грибы. Вот такие. Назовите, какие грибы растут в лесу?

Но скоро лес опять стал чахнуть, болеть. «Это потому, что в твоем лесу нет насекомых»,- сказал я художнику. Художник взял кисти и на цветах и листьях появились бабочки и жуки. Вот такие. Назовите их.

- Ну, теперь все в порядке! - решил художник и опять куда-то уехал. А когда приехал, то не узнал свою картину: все на ней было покрыто жуками и гусеницами. Кто догадался, почему их развелось так много? (В лесу не было птиц и зверей).

Я закричал: «Насекомые меня чуть не съели! Нарисуй скорее птиц». Художник нарисовал разных лесных птиц. Назовите их.

-Он хотел убрать краски и кисти, но я сказал: «Нарисуй еще…»

-Как вы думаете, ребята, кого еще нужно нарисовать в лесу?

-Правильно, в лесу еще живут лягушки, жабы, ящерицы, ужи, и разные звери. Получился настоящий живой лес. Такой лес не погибнет, потому что в нем есть все: и деревья и травы, и грибы, и животные.

Могут ли птицы прожить без насекомых? Сова и Филин не едят насекомых, но очень нужны в лесу. Зачем?

Могут ли бабочки жить без цветков? Зачем в лесу нужны муравьи? Какая польза лесу от жаб и лягушек. Правильно, в лесу все нужны друг другу.

Нужен ли человеку лес? Зачем нужен лес? (Лес дает свежий воздух, защищает поля и луга от сухих горячих ветров, в нем живут разные животные, люди приходят в лес отдохнуть, собрать дары леса: грибы, ягоды, лекарственные растения и т.д.)

Дорогие ребята, даю вам задание: в своей группе, на участке и дома найти предметы, сделанные из дерева.

Приглашаю к себе в гости тех ребят которые знают правила поведения в лесу. Старичок-лесовичок».

Воспитатель обращается к детям: «Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете?» - и дает оценку ответам детей, а затем говорит, что правил поведения в лесу много. Надо вспомнить все известные нам правила и познакомиться с новыми, и только тогда можно будет идти в гости к Старичку-лесовичку!


ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПО ТЕМЕ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

ДЕТИ 3 – 5 ЛЕТ

«Заюшкина избушка» р.н.с.

«Маша и медведь» рнс

«Лиса и заяц» обр. М. Боголюбской

«Снегурушка и лиса» обр. М. Булатова

«Теремок» обр. Е. Чарушина

«Зимовье зверей» р.н.с.

«Рукавичка» унс

«Два жадных медвежонка» венг.ск.

«Лесной Мишка и проказница Мышка» латыш.н.с.

«Лисичка-сестричка и волк» обр. М. Булатова

«Лисичка со скалочкой» обр. М. Булатова

«Озорной медвежонок», Д.Трубин

«Заяц-хваста», рнс

«Красная шапочка», Ш.Перро

«Ласточка» сборник К.Ушинский

«Звери наших лесов», Г.Снегирёв

«В нашем лесу», В.Чаплина

ДЕТИ 5 – 7 ЛЕТ

«Белка и волк» Л.Н.Толстой

«В берлоге», «На лесной дороге», «Белки», «Медвежья семья», И.Соколов-Микитов

«Заяц», «Белка», «Волк», «Медвежонок», «Волчишко» Е.Чарушин

«Купание медвежат», «Еж» В.Бианки

«Заяц-обманщик» Н.И. Сладков

«Заяц хвастун» обр. О. Капицы

«Лиса и кувшин» обр. О. Капицы

«Беляночка и Розочка» братья Гримм

«Серебрянное копытце» П. Бажов

«Звери в яме» рнс

«Иванушко», Е.Честняков

«Попрошайка», М.Бабкин

«Сказка про храброго зайца», Д.Мамин-Сибиряк

«Лисичка со скалочкой», рнс

«Сказки» в обр.А.Толстого

«Детки в клетке», С.Маршак

«Ласточка» сборник К.Ушинский

«Трусишка», С.Воронин

«Барсучий нос», К.Паустовский

«Золотой луг», рассказы М.Пришвин

«Теремок», В.Бианки

«Рассказы», М.Пришвин

«Звери наших лесов», Г.Снегирёв

«В нашем лесу», В.Чаплина

«Лиса в заячьей шкуре», Т.А.Шорыгина, «Безопасные сказки», стр.79

«Кролик и зайчиха», Т.А.Шорыгина, «Познавательные сказки», стр.35

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

ДЕТИ 3 – 5 ЛЕТ

«В лесу»

Цель: Научить выкладывать большие и маленькие елки из треугольников, закрепляя понятие данной геометрической фигуры; активизировать речь во время и после выполнения работы.

Оборудование: Большие и маленькие зеленые треугольники из картона или пластмассы.

Ход: Ребенок по образцу взрослого выкладывает большие и маленькие елочки из трех треугольников. Все действия комментируются, обговаривается размер и количество треугольников. После выполнения работы взрослый активизирует речь ребенка вопросами: "Что у нас получилось? (Лес). Какие деревья растут в этом лесу? Какого они цвета? Кто живет в твоем лесу? А еще кто? Как называются их детеныши?"

«Кто где»

Цель: учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).

Материал: игрушки.

Описание: расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т.д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т.д.

«Весёлые зверушки»

Учить ориентироваться на листе бумаги

Материал. Картинки с изображением животных.

Воспитатель показывает детям картинки, а затем предлагает найти картинку, на которой слева от ежика рыбка, справа – мышка, сверху – птичка, снизу – пчёлка.

Можно предложить рассказать, как расположены фигуры на других картинках.

«Кто ушел?»

Перед ребенком раскладываются картинки с изображением животных. Запомни и отвернись. Педагог в это время убирает одну картинку. Кто ушел?

ДЕТИ 5 – 7 ЛЕТ

«Вопросы на засыпку!»

У кого больше лап – у барсука или у лисы?

Кого (чего) больше – соболей или соболиных ушей?

Сколько ушей у двух зайцев? А ног?

У кого длиннее хвост у куницы или кабана?

«Посчитай»

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.

Первый заяц, второй заяц … пятый заяц.

Один заяц, два зайца … пять зайцев.

«Кого не стало?»

Цели: развивать зрительное внимание, зрительную память.

Ход игры. Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением диких животных (7-10), просит детей запомнить картинки. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну из картинок. Дети должны назвать, кого не стало.

Вариантом игры может быть следующий: воспитатель меняет картинки местами, а дети называют, что изменилось.

«Читаем и считаем»

Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько»; умение сравнивать предметы по величине.

Материал: счетные палочки.

Описание: читая ребенку книжку, попросить его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как сосчитали, сколько в сказке зверей, спросить, кого было больше, кого – меньше, а кого – одинаково. Сравнить игрушки по величине: кто больше –зайка или мишка? Кто меньше? Кто такого же роста?

«Помоги доктору добраться до животных»

Закреплять умение отмерять отрезки меркой и сравнивать их длину. Пополнять знания детей о диких животных.

Детям предлагается помочь доктору добраться до больных животных и с помощью мерки , определив расстояние, сделать вывод, кого доктор вылечит быстрей.

«Найди кто спрятался»

закрепление названий порядковых числительных, умения задавать вопросы с целью отгадывания места нахождения предмета (игрушки).

перед детьми выставляются стаканы с изображением цифр (1-5, 1-10) и предлагается найти под ними спрятанного животного, употребляя порядковые числительные.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ПО ТЕМЕ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

ДЕТИ 3 – 5 ЛЕТ

Строительная игра «Терем для животных» (по сказке «Теремок»)

Цели: развить конструктивные умения детей; научить строить по показу педагога, соизмерять величину постройки с величиной объекта; закрепить глагольный словарь, научить проговаривать в речи последовательность действий (планирующая функция).

«Теремок у животных медведь развалил, им негде жить. Давайте ребята мы поможем животным и построим новый высокий, вместительный теремок. Какие детали будем использовать? Кто будет жить на первом этаже? В самой большой комнате?»

«Больница для зверят»

Цели: развить игровой диалог, игровое взаимодействие; познакомить с профессией ветеринара.

Педагог превращает детей в персонажей сказки «Доктор Айболит», предлагает полечить больных зверят.

ДЕТИ 5 – 7 ЛЕТ

«Цирк»

Цели:

Научить распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью, воспитывать

дружеское отношение друг к другу. Закреплять представления детей об учреждениях культуры,

правилах поведения в общественных местах, закреплять знания о цирке и его работниках.

Примерные игровые действия:

изготовление билетов, программок циркового представления;

подготовка костюмов;

покупка билетов; приход в цирк;

покупка атрибутов;

подготовка артистов к представлению, составление программы;

цирковое представление с антрактом;

фотографирование.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

афиши; билеты;

программки; элементы костюмов;

атрибуты: носики, колпаки, свистульки, мыльные пузыри, «ушки»;

гирлянды, фигурки клоунов, флажки и др.;

атрибуты для цирковых артистов: канаты, обручи, шары,

булавы;

грим, косметические наборы;

спецодежда для билетеров, работников буфета и др.

«Зоопарк»

Цели:

Научить детей распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании

заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Расширять представления

детей о гуманной направленности труда работников зоопарка, об основных профессиях: директор

зоопарка, рабочие, врач, проводник, работник кухни, экскурсовод и др., об основных трудовых

процессах по обслуживанию животных.

Примерные игровые действия:

приобретение билетов в зоопарк;

изучение плана зоопарка,

выбор маршрута;

площадка молодняка,

работа проводников с молодняком;

экскурсия по зоопарку, наблюдение кормления животных, уборки вольеров;

площадка отдыха.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

билеты;

схема зоопарка;

указатели;

строительный материал;

элементы костюмов животных;

набор игрушек-животных.

«Экологи»

Цели:

Создавать условия и поощрять социальное творчество, умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, формировать навыки речевого этикета. Расширять представления детей о гуманной направленности работы экологов, ее необходимости для сохранения природы, социальной значимости.

Примерные игровые действия:

выбор объекта, работа с картами, планами местности;

изучение экологических паспортов;

изучение экологической обстановки (пробы воды, воздуха, почвы и т. д.);

предъявление штрафных санкций;

работы по исправлению экологической ситуации;

фотографирование, съемка нарушений.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

планы, карты, схемы местности;

« Красная книга »;

халаты;

путеводители;

видеокамера;

паспорта различных животных и растений.

ФИЗМИНУТКИ ПО ТЕМЕ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

ДЕТИ 3 – 5 ЛЕТ

«Ёжик»

Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)

«Заинька»

(Дети поют и выполняют разные движения за педагогом.)
Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Вот так, эдак повернись.
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, эдак топни ножкой.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, эдак попляши.

«Веселые зверята»

Зайка скачет по кусточкам, Прыжки на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней

По болоту и по кочкам.

Белка прыгает по веткам, Прыжки, согнув руки перед грудью

Гриб несет бельчатам-деткам.

Ходит мишка косолапый, Ходьба вперевалочку

У него кривые лапы.

Без тропинок, без дорожек Движение в полуприсяде, округлив спинку

Катится колючий ежик.

ДЕТИ 5 – 7 ЛЕТ

«Звери»

Сидит зайка на опушке,

Поднимает зайка ушки. (Присесть, руки над головой)

Слышит: шорох раздается —

За кустом лиса крадется. (Ходьба пружинящим шагом)

У волков же есть обычай —

Ходят стаей за добычей. (Приставным шагом)

Скачет белка-шалунишка

Рвет с сосновых веток шишки. (Подскоки)

Между елок, между сосен

По сугробам ходят лоси. (Ходьба с высоким подниманием коленей)

По сухой лесной дорожке —

Топ-топ-топ — топочут ножки.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик. (Мелкие, частые шаги).

«Сильный ветер сосны крутит»
Сильный ветер сосны крутит,
Словно самый тонкий прутик.
Ёлки ветер клонит тоже.
Мы с тобой на них похожи. (Вращение корпусом вправо и влево.)
Вот по веткам белка мчится.
Белка ветра не боится.
Белка прыгает так ловко,
Ведь во всём нужна сноровка. (Прыжки на месте.)
А куда медведь идёт?
Ищет ягоды и мёд. (Ходьба на месте.)
Ну, а нам пора садиться

Заниматься, не лениться. (Дети садятся.)

«Кто на месяце живёт?»

Месяц по небу плывёт.
Кто на месяце живёт? (Ходьба.)
Там гуляет хитрый лис,
Он на землю смотрит вниз. (Дети наклоняются вперёд на несколько секунд.)
Машет лис своим хвостом,
Серебрится мех густой. (Дети машут руками за спиной.)
А вокруг летают звёзды,
Залетают к лису в гости. (Дети машут руками перед собой.)

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ПО ТЕМЕ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

ДЕТИ 3 – 5 ЛЕТ

«Зайчик»

Жил-был зайчик, Пальцы в кулаке, выставляют два пальца – «ушки».

Длинные ушки,

Отморозил зайчик Поглаживают указательный и средний пальцы.

Носик на опушке.

Отморозил носик, Поглаживают безымянный палец и мизинец.

Отморозил хвостик

И поехал греться Растирают ладони.

К ребятишкам в гости.

Там тепло и славно, волка нет. Сжимают и разжимают кулаки.

И дают морковку на обед! Стучат пальцами по столу.

«На лужок»

На лужок пришли зайчата, Сгибание пальцев в кулак в ритме потешки.

Медвежата, барсучата, При перечислении животных считать пальцы на

Лягушата и енот: обеих руках поочерёдно.

На зелёный, на лужок,

Приходи и ты, дружок.

«У кого какая шуба?»

Шуба серая у волка, Дети поочередно загибают пальцы на руке,

Шуба ежика в иголках, перечисляя диких животных и цвета их «шуб».

Шуба рыжая лисы –

Удивительной красы.

Шуба белая у зайца,

У медведя – бурая.

Не страшны ему дожди Качают головой из стороны в сторону.

И погода хмурая.

«Белка»

Скачет белка-шалунишка, «Бегают» пальчиками по столу.

Рвет с сосновых веток шишки. Сжимают поочередно пальцы в пучок на правой и левой руках.

Лапками сжимает ловко Поочередное сжимание в кулак пальцев на правой и левой руках.

И несет в свою кладовку. «Бегают» пальчиками по столу.

ДЕТИ 5 – 7 ЛЕТ

«Кто в лесочке живет?»

Кто в лесочке живет? Переплести пальчики, имитируя лес

Под корягой – старый крот, Загибать указательным пальцем левой руки

За горой – лисенок, пальцы на правой руке, начиная с мизинца.

В ельнике – лосенок.

Под кустом – лисичка,

На сосне – синичка!

Раз, два, три, четыре, пять, Сжимать и разжимать кулачки.

Будем пальцы загибать.

«В лесу дремучем»

В лесу дремучем растут елки Пальцы рук переплетены, большие пальцы – макушка.

И бродят злые-злые волки. Показать «клацающую пасть»

Бывает зайка пробежит, Показать ушки зайки.

И ветка елки задрожит.

Бывает мишка косолапый Пальцы рук полусогнуты – «лапы».

Заденет елку своей лапой.

А старый еж, колючий бок, Пальцы рук переплетены,

Под елкой спит, большие пальцы – мордочка

Свернувшийся в клубок. Пальцы рук сложены в «клубок».

«Лесное население»

Животных следы мы как книгу читаем. Ладонями рук дети изображают открытую книгу.

В лесу кто живет мы легко отгадаем: Закрывают «книгу».

Вот лисьи следы, Загибают пальцы на руках,

Вот волчьи, лосиные, перечисляя следы животных.

Кабаньи и заячьи,

Медвежьи, ежиные.

Вот беличьи, рысьи,

А это – оленьи.

Какое большое в лесу население! Поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз.

«Заячьи прятки»

Первый зайчик под листочком, Дети, загибая пальцы на руке, рассказывают,

А второй забрался в бочку. где спрятались зайчата.

Третий заинька косой

Сидит тихо за сосной.

На пеньке сидит четвертый.

Пятый на бревно залез,

С бревна спрыгнул и исчез.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ПО ТЕМЕ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

ДЕТИ 3 – 5 ЛЕТ

«Волк и зайцы»

Цель: развить ловкость, быстроту, умение двигаться в соответствии с текстом, смелость.

Выбирается «волк». Остальные «зайцы» говорят слова:

Волк не спит, зубами стучит,

По полю рыщет, зайчат ищет!

На последнем слове «зайцы» разбегаются, «волк» догоняет.

«Лесной хоровод»

Дети делятся на группы. Одна группа надевает маски диких зверей.

Педагог. Становись, лесной народ,

В наш веселый хоровод.

«Дети» идут хороводом и поют под музыку русской народной песни «Как у наших у ворот», а «звери» сидят на корточках в кругу.

Хором. Что за зверь лесной нам друг?

Вот раздался тихий стук: (Остановиться и далее выполнять без музыки)

Тук, тук, тук-тук-тук.

Становись, лиса, к нам в круг.

Названный «зверь» становится в хоровод и игра продолжается со словами:

Что за зверь лесной нам друг?

Вот раздался громкий стук:

Тук! Тук! Тук-тук-тук!

Становись, медведь, к нам в круг.

Игра продолжается до тех пор, пока все «звери» не встанут

«Игра с мишкой»

Задачи: развивать умение быстро бегать, ловкость.

Ход игры: Взрослый ходит по комнате, переваливаясь, и изображает медведя. Ребенок стоит в противоположном конце комнаты. Взрослый говорит:

- Мишка по лесу гулял,

Нашу Машеньку искал.

Долго, долго он искал,

Сел на травку, задремал.

("Мишка" садится на стул и "засыпает". Ребенок бегает вокруг.) Далее говорит:

- Стала Машенька плясать,

Стала ножками стучать.

Мишка, мишенька, вставай,

Нашу Машу догоняй! (А. Ануфриева)

("Мишка" просыпается, "рычит" и догоняет ребенка.)

«Зайки»

Задачи: обучать прыжкам на месте, создать эмоциональный настрой детей на игру.

Ход игры: Дети стоят кружком, один в центре. Взрослый поет, а дети двигаются в соответствии со словами песенки:

Вышли дети на лужок,

Заглянули под кусток,

Увидали зайчика,

Поманили пальчиком.

(Дети прикладывают правую ладошку к глазам, "всматриваются", "Зайчик" сидит в центре на корточках, дети манят его пальчиком.)

Зайка, зайка, поскачи,

Твои лапки хороши.

Стал наш заинька скакать,

Малых деток забавлять.

(Хлопают в ладошки, "зайка" скачет.)

Вместе с зайчиком скорей

Мы подпрыгнем веселей!

(Все дети прыгают на своих местах, а "зайчик" - в центре круга.)

Появляется "волк" (взрослый), все дети убегают.

«У медведя во бору»

Задачи: развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь.

Описание: на одной стороне площадки проводится черта - это опушка леса. За чертой, на расстоянии шагов очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Воспитатель назначает медведя, остальные дети - у себя дома. Воспитатель говорит: «идите гулять!». Дети направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения и хором говорят: «У медведя во бору, грибы ягоды беру. А медведь сидит и на нас рычит».

Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие произносят «рычит!» медведь встает, дети бегут домой. Медведь старается их поймать - коснуться. Пойманного медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных выбирается новый медведь. Правила: медведь имеет право вставать и ловить, а играющие - убегать домой только после слова «рычит!». Медведь не может ловить детей за линией дома.

Варианты: ввести 2 медведей. Поставить на пути преграды.

«Мишка-лежебока»

Цель: бег, ориентировка в пространстве

Ход игры: Мишка, мишка-лежебока (Дети идут в хороводе).
Хватит спать, хватит спать.
Мы хотим с тобою мишка поиграть, поиграть.
Ты весёлых ребятишек догоняй, догоняй! (Мишка догоняют, дети убегают)

ДЕТИ 5 – 7 ЛЕТ

«Зайчиха и зайчата»

Играющие, «зайчата», образуют круг, стоя на расстоянии двух шагов друг от друга. Два игрока находятся вне круга. Один из них «зайчонок», другой – «зайчиха». В руках игрок-«зайчиха» держит морковку. «Зайчонок» старается убежать от «зайчихи». Он не хочет есть морковку, а «зайчиха» наоборот, старается догнать «зайчонка», чтобы «покормить» его – передать морковку зайчонку в руки.

Убегающий «зайчонок» может в любой момент встать впереди кого-то из игроков, тогда тот, кто оказывается позади, сам становится убегающим «зайчонком». Бегать можно как внутри, так и снаружи круга. Если догоняющий, «зайчиха», запятнает убегающего «зайчонка», она передает запятнанному игроку морковку, и игроки меняются ролями. Игра повторяется 2-3 раза.

«Лиса в курятнике»

Задачи: развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять

В беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

Описание: на одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насест (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место - двор. Один из играющих назначается лисой остальные куры - они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.

Правила: лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «лиса!».

Варианты: увеличить число ловишек - 2 лисы. Курам взбираться на гимнастическую стенку.

«Во берлоге, во лесу»

На площадке обозначаются две линии. Расстояние между линиями 3—4 м. За первой линией находится «берлога медведя». За второй линией — дом, где живут дети. Педагог назначает или выбирает по считалке водящего — «медведя», «медведь» сидит в «берлоге». Когда педагог скажет: «Идите, дети, в лес гулять, дрова для печки собирать!» — дети выходят из своего дома и идут в «лес» (па площадку, ограниченную двумя линиями). В «лесу» дети гуляют, собирают веточки, хворост и т. п. (наклоняются, выпрямляются, выполняют другие имитационные движения). Дети вместе с педагогом произносят хором:

Во берлоге, под сосной,

В чаще спит медведь лесной;

Крепко-крепко мишка спит,

На ребяток не рычит.

Тише, дети, не шумите,

Вы медведя не будите.

Ой, проснулся он, беда,

Разбегайся кто куда!

После слов «Разбегайся кто куда!» «медведь» начинает ловить детей. Дети убегают от «медведя» в свой дом, за вторую линию. Тот из игроков, кто «медведь» поймает (коснется рукой), уходит в берлогу медведя, за первую линию. Педагог и дети подсчитывают количество пойманных игроков. Выбирается новый водящий, игра повторяется.

Примечания. За линией дама ловить детей «медведю» нельзя.

По мере усвоения детьми правил игры можно использовать усложненный вариант с двумя водящими — «медведями».

«К кому пойдешь?»

Выбираются двое водящих, они загадывают с помощью педагога по одному из названий диких животных, позволяющих остальным игрокам сделать свой выбор.

Например:

Название 1-й пары водящих: Зайка-попрыгайка и Лисичка-сестричка

Название 2-й пары водящих: Мишка косолапый и Волк лохматый.

Название 3-й пары водящих: Ежик-колючка и Бельчонок-рыжик.

И так далее.

Затем водящие берут друг друга за руки, поднимают их вверх, образуя воротики. Остальные играющие строятся в колонну по одному перед воротиками, проходят под ними друг за другом, произнося следующие слова:

Под воротики пройдем,

Себе друга мы найдем.

Последний игрок в колонне задерживается возле ворот, и водящие его потихоньку спрашивают:

К кому пойдешь —

К Зайке-попрыгайке или

К Лисичке-сестричке?

Игрок выбирает одно из названий животных и становится на стороне водящего, название которого выбрал. Игроки продолжают проходить через ворота, произнося слова игры, пока вся группа играющих не разделится на две команды.

Игроки каждой команды встают колонной, держась за пояс предыдущего игрока. Те игроки, кто образовал ворота, берутся за руки. По команде педагога «Раз, два, три — тяни!» одна команда старается перетянуть другую. Побеждает осилившая сторона.

«Охотники и звери»

Цель: учить детей бросать маленький мяч, стараясь попасть в зверей, выполнять имитационные движения, изображая лесных зверей. Развивать ловкость, глазомер.

Ход игры:

Дети образуют круг, взявшись за руки. Рассчитываются на первый второй делятся на охотников и зверей. Охотники остаются на своих местах в кругу, а звери выходят в середину круга. Охотники перебрасывают друг другу мяч и стараются попасть им в ноги убегающих и увёртывающихся зверей. Тот, кого заденет мяч, считается подстреленным выходит из круга. Затем игроки ме6няются ролями.

2 вариант: охотников может быть 3-4, они находятся на одной стороне площадки, на другой дом зверей – лес. По сигналу звери убегают в лес, а охотники стреляют в них с места. Или могут бежать за зверями, но не забегать в лес.

«Хромая лиса»

Цель: учить прыжкам с продвижением на одной новее, развитие равновесия, внимания

Ход игры: На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров, в который входят все дети, кроме хромой лисы. По данному сигналу дети бросаются бегом по кругу, а хромая лиса в это время скачет на одной ноге и старается во чтобы то ни стало запятнать кого-нибудь из бегущих, т. е. прикоснуться к нему рукой. Лишь только ей это удалось, она входит в круг и присоединяется к остальным бегущим товарищам, потерпевший же принимает на себя роль хромой лисы.

ИГРЫ-ЗАБАВЫ И ТЕАТРЛИЗОВАННЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

ПО ТЕМЕ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

ДЕТИ 3 – 5 ЛЕТ

«Игры-диалоги»

Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи.

Ёж

— Ёж, ёж, где живёшь?

— Я живу в густом лесу!

— Ёж, ёж, что несёшь?

— В норку яблоки несу.

Буду яблоки делить,

Своих детушек кормить. А. Масленникова

Лисичка

Идёт лисичка по мосту,

Несёт вязанку хворосту.

—Зачем тебе хворост?

—Печь топить.

— Зачем печь топить?

— Обед варить.

—Зачем обед варить?

—Гостей кормить.

—А гости кто?

—Медведь с женой,

Да ёж, да кот, да мы с тобой.

Мишка

Косолапые ноги,

Зиму спит в берлоге,

Догадайся и ответь,

Кто же это спит? (Медведь.)

Вот он Мишенька-медведь,

По лесу он ходит.

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет.

Облизывает лапу,

Сластена косолапый.

А пчелы налетают,

Медведя прогоняют.

А пчелы жалят Мишку:

«Не ешь наш мед, воришка!»

Бредет лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу,

Ложится, засыпает

И пчелок вспоминает...

«Мишка-медведь»

Задачи: учить ритмично хлопать и двигаться.

Ход игры: Дети сидят кружком, один из них в центре круга. Взрослый говорит:

- Выходи-ка, Мишенька, попляши, попляши.

Лапой, лапой, Мишенька, помаши, помаши.

А мы вокруг Мишеньки хороводом пойдем,

Песенку веселую запоем, запоем!

Будем, будем в ладушки ударять, ударять!

Будет, будет Мишенька нам плясать, нам плясать! (А. Ануфриева)

"Мишка" в центре круга пляшет, дети хлопают в ладошки.

ДЕТИ 5 – 7 ЛЕТ

Игра-пантомима«Медвежата»

Цель: развивать пантомимические навыки

А вот посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медвежат.

Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного! Дальше возможна импровизация.

Весна: Скорее идите ко мне! Послушайте, о чем чирикают воробушки весной!

Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В.Степанов.)

Цель: развивать пантомимические навыки.

Воспитатель читает, дети имитируют движения.

Был у зайки огород, Зайка с радостью идет.

Ровненьких две грядки. Но сначала всё вскопает,

Там играл зимой в снежки, А потом всё разровняет,

Ну а летом — в прятки. Семена посеет ловко

А весною в огород И пойдет сажать морковку.

Ямка — семя, ямка — семя,

И глядишь, на грядке вновь

Вырастут горох, морковь.

А как осень подойдет,

Урожай свой соберет.

И как раз — здесь закончился рассказ!

• развивать мимику и пластические способности детей;

• развивать творческое мышление детей, воображение, фантазию.

Игра: «Зверобика» (музыка Б. Савельева, слова А. Хаита)

Уселась кошка на окошко

И стала лапкой уши мыть.

Понаблюдав за ней немножко,

Ее движенья можем повторить.

Припев: Раз, два, три — ну-ка, повтори!

Раз, два, три — ну-ка, повтори!

Три, четыре, пять — повтори опять!

Три, четыре, пять — повтори опять!

Змея ползет лесной тропою,

Как лента, по земле скользит,

А мы движение такое

Рукою можем вам изобразить.

Припев.

Весь день стоит в болоте цапля

И ловит клювом лягушат.

Не трудно так стоять ни капли

Для нас, для тренированных ребят.

Припев.

Живет на свете очень много

Мартышек, кошек, птиц и змей.

Но, человек, ты друг природы

И должен знать повадки всех зверей.

Припев.

Игра-забава «Хор зверей»

Цели: развить звуковысотный, тембровый слух, творческую активность; закрепить знание содержания сказок Чуковского.

В гости приходит Медведь, спрашивает у детей, из какой он сказки, поют ли звери из сказок. Предлагает поиграть в звериный хор. Берет на себя роль дирижера. Дает детям время подумать, голосом какого животного они будут петь. Дети поют. Медведь отгадывает.

ЗАГАДКИ И СТИХИ ПО ТЕМЕ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

ЗАГАДКИ

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

С ветки на ветку,

Быстрый как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал. (Белка)

Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверёк такой?

Острозубый, тёмноглазый,

По деревьям любит лазать. (Белка)

Я – весёленький зверёк,

Прыг с ёлки на дубок. (Белка)

То рыжая, то серая,

А названьем белая. (Белка)

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по ёлкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины

И плотину. (Бобры)

В клубок свернётся,

Взять не даётся. (Ёжик)

Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный? (Волк)

Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк)

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ёжик)

Ёжик вырос в десять раз,

Получился …………. (Дикобраз)

Иголки лежали, лежали

Да под стол убежали. (Ёжик)

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной. (Ёж)

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала. (Ёж)

Хоть и круглый, а не мяч.

Рта не видно, а кусач,

Голой ручкой не возьмёшь,

А зовётся это …………(Ёж)

Быстрый прыжок,

Тёплый пушок,

Красный глазок. (Заяц)

Через поле напрямик

Скачет белый воротник, (Заяц)

Белый на белом

Написал, где бегал.

Рыжая прочтёт,

Белого найдёт. (Заяц и лиса)

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг!

По снежочку скок-скок! (Заяц)

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы. (Заяц)

Угадайте, что за шапка.

Шапка бегает в бору,

У стволов грызёт кору. (Заяц)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лиса)

Жёлтый клубок

За белым – скок. (Лиса и заяц)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её …………. (Лиса)

За деревьями, кустами

Промелькнуло будто пламя,

Промелькнуло, пробежало …

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

Маленький шарик

Под лавкой шарит. (Мышь)

Под полом таится,

Кошки боится. (Мышь)

Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает? (Лиса)

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Чёрненькие глазки,

Остренькие зубки. (Мышки)

Кто на своей голове лес носит? (Олень)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придёт весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

Скачет завирушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка)

Сделал дыру,

Вырыл нору,

Солнце сияет,

А он и не знает. (Крот)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

Летом в болоте

Вы её найдете.

Зелёная квакушка.

Кто это? (Лягушка)

Зимой спит,

Летом ульи ворошит. (Медведь)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под южный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Кто, позабыв тревоги,

Спит в своей берлоге? (Медведь)

СТИХИ

Лось

Лось - рога ветвистые
Да копыта быстрые.
Головой качая, он
Задевает небосклон.

Упрямый олененок

Что за странный олененок?
Он решил, что он осленок.
Повторял он целый день:
"Я осел, я не олень!"
И тогда сказала мама:
"До чего же ты упрямый!
Чуть с ума меня не свел.
Может, правда, ты осел?"

Медведь

На колоде у болота
Шил медведь медвежьи боты.
Любовался ботами -
Хорошо сработаны!
Мехом оторочены,
Пятки скособочены.
Ходят медвежатки,
Косо ставят пятки.

Белый медведь

Белый мишка на рыбалку
Не спеша идёт, вразвалку.
Чует старый рыболов,
Что богатый ждёт улов.

Олень

Агния Барто
Не заснёт никак Серёжа,
Он разглядывает лёжа
Тонконогого оленя
На лужайке вдалеке -
Тонконогого оленя
Высоко на потолке.
Он красивый, величавый,
Он стоит, подняв рога,
А вокруг темнеют травы,
Расстилаются луга.
Встал Серёжа на коленки,
Поглядел на потолок,
Видит - трещинки на стенке.
Удивился он и лёг.
Сказал на следующий день,
Когда открыли шторы:
- Я знаю, это был олень,
Но он умчался в горы.

Медведь

По завалам, по оврагам
Ходит он хозяйским шагом.
Любит мишка сладкий мёд
Да малину с веток рвёт.

Заяц

Прокатился шум лесной -
Под кустом притих косой.
Уши длинные прижал,
Долго эхо провожал.

Бурундук

Бурундук - смешные щёчки,
На спине - полосок пять.
А за щёчками - мешочки,
Чтобы семечки таскать.

Крот

День за днём, за годом год
Ход подземный роет крот.
Две передних быстрых лапки
У крота, как две лопатки.

Лиса

Знает лисонька-лиса:
В шубе вся её краса.
Шубы нет в лесу рыжей,
Зверя нет в лесу хитрей.

Барсук

Встанет за полночь барсук,
Обойдёт свой дом вокруг.
Тонкий нюх и острый глаз,
Наступил охоты час.

Кабан

Опускается туман,
Просыпается кабан.
Роет землю у реки,
Точит острые клыки.

Бобры

Бобры - речные жители -
Отличные строители.
У них работа спорится -
В реке плотина строится.

Волк

День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит волк молчком,
Уши серые - торчком.

Ёж

Серый ёжик весь в иголках,
Словно он не зверь, а ёлка.
Хоть колюч молчун лусной -
Ёжик добрый, а не злой.

Белка

Далеко ещё зима,
Но не для потехи
Тащит белка в закрома
Ягоды, орехи...
Знает маленький зверёк:
Запасаться надо в срок.

Запасливая белка

Рыжая белочка с рыжим хвостом
Маленький рыжик нашла под кустом.
Маленький рыжик она засолила.
В банку большую его положила.
Белке теперь не страшны холода:
Есть у нее на всю зиму еда.

Тюлень

Тюлень лежит на льдине,
Как будто на перине.
Вставать он не торопится:
Жирок под шкурой копится.

Морж

Гордится морж усами
И острыми клыками.
Он в Арктике живёт,
Где снег вокруг и лёд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста "Развитие внимания у дошкольников"

В картотеке представлены игры и упражнения для развития и коррекции произвольного внимания у детей дошкольного возраста. Каждая игра имеет подробное описание: цель,возраст, инструкцию....

Картотека физкультминуток и упражнений для детей дошкольного возраста.

картотека физкультминуток содержит более 100 игр и упражнений, соответствующих всем лексическим темам....

Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста "Развитие внимания у дошкольников"

Игра « Какой игрушки не хватает?»цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.возраст: с 3 летПоставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну ...

Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста с использованием массажного мячика Су-Джок

В картотеке представлены игры и упражнения с массажным мячиком и кольцом Су-Джок в доступной форме для детей дошкольного возраста....

Картотека игр и упражнений. Тревожные дети.

Предлагаю вашему вниманию упражнения и игры на релаксацию, расслабление мышц, игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе....

Картотека игр и упражнений для детей 2 младшей группы

                      Картотека игр и упражнений, направленные на формирование звуковой стороны речидля детей 2 младшей группы...

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития....