НОД «Ты до чего березонька, красива!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
НОД "Ты до чего березонька ,красива!"
Береза – единственное в мире дерево с белой корой. В ней имеется вещество, которое окрашивает кору в белый цвет. Плохо пришлось бы березке без этого вещества. Кора у нее тонкая, нежная, и дерево смогло бы получить солнечные ожоги. А с белой корой ствол в жаркий день остается прохладным. Но в белой коре - бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЕРЗОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РОМАШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА» ГОРОДИЩЕНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
403010 Волгоградская область,Городищенский район, п. Ерзовка, ул. Молодежная, квартал 1, д.15. Тел. (84468)4-79-25, 4-76-16. Факс (84468)4-79-25.
ОГРН 1023405373617, ИНН/КПП 3403012290/340301001
Ты до чего березонька, красива.
Неупокоева Мария Александровна
МБДОУЕДС «Ромашка» 2022 год
НОД «Ты до чего березонька, красива!»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественно-эстетическое развитие».
Тип: интегрированное.
Возраст детей: 5-6лет
Формы непосредственной образовательной деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Форма организации: подгруппа.
Цель: Содействовать воспитанию патриотизма, как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к Родине, стремление к миру, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры через углубление знаний о березе – символе Родины.
Задачи:
1. Познакомить детей с символом России – русской березкой.
2. Раскрыть значение народных, обрядовых действий, красоту березы через художественное слово, иллюстрации, приобщая учащихся к культуре русского народа.
3. Формировать уважение и любовь к Родине, чувство национальной гордости.
Предварительная работа:
Разучивание стихов и песен о березке; знакомство с пословицами, поговорками, приметами; беседа о роли березы в жизни человека.
Материалы и оборудование:
Дерево береза, иллюстрации с изображением берёз, звуковой дизайн: «Шум леса» из серии «Звуки природы», П.И.Чайковский «Баркарола. Июнь», набор коры от разных пород деревьев (дуб, берёза, кедр, ясень), платочки, картинки с изображением берёзы в разные сезоны года, березовый веник, берёзовый деготь, берёзовые почки, изделия из бересты (туесок, шкатулка), деревянные игрушки, посуда.
Ход непосредственно – образовательной деятельности.
Звучит музыка – шум леса.
Воспитатель: Ребята, слышите, звучит музыка? Вам нравится? (Ответы детей)
Закройте глазки, послушайте эту музыку. (Дети слушают). Откройте глаза.
Воспитатель: Слышите, птицы поют, деревья шумят? Представьте, что мы попали в лес. И сегодня я хочу рассказать вам про чудо – дерево, которое растет в этом лесу. А как оно называется, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не человек.
Дети: Это берёзка!
Воспитатель: Молодцы! Отгадали загадку. Поговорим сегодня о красавице русского леса – стройной, белокурой берёзке. Приглашаю отправиться в гости к березке. (Звучит звукозапись леса, змейкой подходим к березе) (Подходим к макету берёзы).
Воспитатель: Нет в этом лесу дерева более родного и близкого.
Рано утром встаёт она солнце встречать
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет берёзы родней
Ведь берёза – частица России моей.
Русская береза — это краса и гордость России. За свою красоту березу называют - символом нашей страны.
А мы с вами родились в России,
В стране, где жара и мороз,
Где небо то хмуро, то синее
В стране тонкоствольных берез!
Воспитатель: У березы очень необычная кора, чем она необычна?
Дети: Кора у березы белая.
Воспитатель: Береза – единственное в мире дерево с белой корой. В ней имеется вещество, которое окрашивает кору в белый цвет. Плохо пришлось бы березке без этого вещества. Кора у нее тонкая, нежная, и дерево смогло бы получить солнечные ожоги. А с белой корой ствол в жаркий день остается прохладным. Но в белой коре - бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит.
Деревце это —
Как будто картина,
Она чуть похоже
На далматина.
А все потому,
Что на стволике белом
Пятнышки тоже
Разбросаны смело. (Н. Кнушевицкая)
Воспитатель: Ребята, как же называют белую кору березы?
Дети: Береста.
Воспитатель: Посмотрите, здесь на разносе лежат кусочки коры разных деревьев. Найдите и покажите мне бересту. (Дети находят и показывают).
Опыт «У кого прочнее». А сейчас, мы с вами проведем опыт с кусочками коры разных деревьев, мы опустим их в воду и через некоторое время посмотрим, что произошло. (Опускаем в воду кору деревьев).
Воспитатель: Берёзка одинаково хороша в любое время года. И в зелёной накидке весны, и в лёгком ситцевом платье лета, и в цветном сарафане осени, и в пышном парчовом уборе зимы. Давайте и мы полюбуемся русской красавицей… (Воспитатель демонстрирует дерево в разные сезоны).
Осенью – березка покрыта золотистой листвой, крутясь в воздухе листья, падают на землю. Как называется это явление? (Листопад).
Зимой – на веточках лежит белый снег.
Летом – дерево покрыто густой зеленой листвой.
Весной – на ветках клейкие, нежные листочки.
Дидактическая игра «Сложи картинку» (Собрать картинку березы в разное время года).
Воспитатель: Многие поэты, писатели, музыканты и художники передавали в своем творчестве красоту этого дерева. А вы, знаете стихи о березе?
1 ребенок.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками!
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую! (А. Прокофьев)
2 ребенок.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы. (С. Есенин)
3 ребенок.
В сердце ты у каждого
Родина-Россия
Белые березки, колос налитой
Нет тебя привольней
Нет тебя красивей
Нет другой на свете
Родины такой! ( И.Черницкая ).
Воспитатель: Любимое дерево всегда наделялось народом красивыми словами. А как можно березу назвать ласково?
Дети: Березка, березонька, березушка.
Д/и с мячом «Береза какая». А сейчас поиграем в игру, передавая веточку березы назовите слово характеризующее образ березки. (белоствольная, плакучая, нарядная, стройная, гибкая, зеленая, красивая, русская, кудрявая).Молодцы, много красивых слов знаете о березе.
Воспитатель: Давайте вернемся к нашему опыту, что произошло с корой, которую мы погружали в воду? Кора других деревьев пропустила воду и стала хрупкой, а березовая кора не пропускает воду, поэтому не гниет. Из-за своей прочности издавна из бересты крестьяне плели лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя стадо коров с пастбища в деревню. А березовые дрова в печке зимой незаменимы. Они горят долго, дают много тепла и выделяют приятный аромат, хозяйки этой золой посыпают весной кусты, чтобы не было вредителей.
А еще береза очень полезное дерево. Это - березовые почки, если заваривать чай из этих почек, то отвар становиться очень полезным, лечит многие болезни, придает силу человеку.
А это – березовый веник, он в бане изгоняет все болезни, всю хворь, дарит людям бодрость. Здоровье и силу.
А еще делают из березы целебную мазь. Называется она березовый деготь. Эта мазь излечивает кожные заболевания.
Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная сладковатая жидкость - березовый сок. Когда люди берут у березки сок, чтобы береза не болела это отверстие нужно обязательно замазать землей или глиной. И сказать березе спасибо. Очень любят сок березы птицы и звери, да и мы с вами любим, лакомится этим вкусным полезным напитком. Нас березка хочет угостить соком. (Дети угощаются березовым соком).
Воспитатель: Про берёзу, мудростью русского народа, сложено много народных сказок, песен, загадок, пословиц, примет и поговорок. Русская пословица гласит: «Где берёза вырастает, там русский человек приживается». А вы знаете какие – ни будь приметы, поговорки, связанные с берёзой?
Пословицы:
Сломать берёзу – секунда, вырастить – года.
Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.
Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.
Поговорка: Берёза – не угроза, где стоит, там и шумит.
Иней на берёзах – к морозу.
Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
Если листья на берёзе появятся раньше, чем у клёна, лето будет сухое.
Когда берёза станет распускаться – сей овёс.
Лопаются сережки - пора сеять хлеб
Листья с березы опали не полностью – жди суровую зиму.
Воспитатель: У березки есть даже свой праздник – троицын день. В этот день, девушки надевали самую нарядную одежду русский сарафан, кокошники и шли в березовую рощу. Плели венки, пели песни, водили хороводы, и веселый пир устраивали. Давайте и мы с вами заведем хоровод.
О.Осипова «Ах, ты белая берёзка»
1.Березка белоствольная весною расцвела
Оделась вся листочками, сережками она.
Вокруг березки радостно, мы встанем в хоровод,
И каждый ей сердечные, слова опять споет.
ПРИПЕВ:
Ах ты, белая березка, русская душа,
Словно девица нарядна, и собою хороша,
Без березки нет России, без березки свет не свет,
И для русского народа, тебя лучше в мире нет.
ПРИПЕВ (тот-же)
2.А летом рас кудрявится, березонька краса,
Стоит в зеленом платьице, зеленая коса.
Вокруг березки радостно, мы встанем в хоровод,
И каждый ей сердечные, слова опять споет.
3. А осень ее листики, раскрасит в желтый цвет,
И осенью, и осенью, березки лучше нет.
А зимушка – хрустальная, укутает снежком,
Тогда мы вместе с зимушкой, ей песенку споем.
ПРИПЕВ (тот-же)
Игра «Завяжи ленточку на березке»
Воспитатель: А, еще девушки украшали ветки березы лоскутками, лентами. И на Руси верили, что если что-то пожелать и повязать ленточку к дереву, то пожелание обязательно сбудется. (Раздает ленточки.) Скажите, что вы желаете нашей Родине, и прикрепите к березке свою ленточку.
Дети:
-Я хочу, чтобы Россия была всегда красивой.
- Я хочу пожелать своей Родине счастья.
- Мира.
- Никогда в России не было войны.
- Добра.
Воспитатель: Давайте обнимем, погладим березку и скажем. "Расти, милая березонька, радуй добрых людей».
Подойдем к березке ближе и тихонько отойдем.
Мы прощаемся с березкой и поклон ей низкий шлем.
Пусть каждый из нас в душе хранит особое отношение к простому деревцу, русской березке символу нашей Родины.
Список литературы
1.Багрова Л.А. «Я познаю мир. Растения» - детская энциклопедия. Москва: «АСТ»,1998г.
2.Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2003г.
3. Шорыгина Т.А. «Деревья, какие они?» Москва 2010г.
4. Чернякова В.Н. «Экологическая работа в ДОУ» Творческий центр «Сфера». Москва 2008г.
5.Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Творческий центр «Сфера».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Для чего надо красиво и правильно говорить.
Консультация для родителей Для чего надо красиво и правильно говорить....
Консультация для родителей «Для чего надо красиво и правильно говорить»
Речь не является врожденным качеством человека. Она формируется у ребенка после рождения в общении с родителями, другими взрослыми, детьми. Речь чрезвычайно тесно связана с мышлением, поведением, эмоц...
Для чего надо красиво и правильно говорить
Консультация для родителей.Досуг для родителейАндрюнина Л.Н., воспитатель первой категории, структурного подразделения дошкольного отделения № 10 Д/С 77 ГБОУ «Школа 2101 Филевс...
«Для чего надо красиво и правильно говорить»
советую прочитать...
Консультация для родителей "Для чего нужно красиво и грамотно говорить?"
Говоря много о том, как развивать речь наших детей, мы порой не задумываемся, а грамотно ли мы говорим сами, красиво ли мы излагаем свои мысли? Консультация "Для чего нужно красиво и грамотно гов...
Консультация для родителей Для чего надо красиво и правильно говорить
Консультация для родителей Для чего надо красиво и правильно говорить...
Учимся говорить красиво. Для чего надо красиво и правильно говорить
Речь не является врожденным качеством человека. Она формируется у ребенка после рождения в общении с родителями, другими взрослыми, детьми. Речь чрезвычайно тесно связана с мышлением, поведением, эмоц...