«Экологическое воспитание через развитие речи с использованием мнемотехники в разных возрастных группах детского сада
консультация по окружающему миру
«Экологическое воспитание через развитие речи с использованием мнемотехники в разных возрастных группах детского сада»
Экологическое образование официально признано сегодня, как одно из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений. Анализ исследований проведённых учёными В.А.Ясвиным, Ю.А.Шрейдером, В.Б.Калининым, Л.А.Затевой, Д.Б.Петяевым, Л.И.Новиковым, Н.Л.Селивановой, показывает, что цель экологического образования трактуется как формирование экологической культуры и заботы о защите природной среды, формирования ответственного отношения к природе и развитию экологического мышления.
С моей точки зрения одним из эффективных средств обеспечивающих успешность познания специальных знаний в области основ экологии, вляется использование технологии мнемотехники.
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Данная технология, при ознакомлении детей с природой позволяет постепенно и последовательно усложнять содержание знаний об объектах природы, а также активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей при познании мира природы, что положительно сказывается на процессе формирования у дошкольников положительного отношения к миру природы.
Проблемы речи детей дошкольного возраста:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь,
- неспособность грамматически правильно построить предложение,
- бедность речи,
- недостаточный словарный запас,
- употребление нелитературных слов и выражений,
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ,
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами,
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов,
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.,
- плохая дикция.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Рассказывать о явлениях в природе.
Каковы же факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. — наглядность.
Мнемотехника (в переводе с греческого - «искусство запоминания»).
Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным.
Мнемотехника помогает успешному освоению детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, в процессе работы происходит эффективное запоминание структуры рассказа, происходит сохранение и воспроизведение информации, развивается речь. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
- Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,
- Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами;
- Большева Т. В. – коллажем ;
- Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. В качестве дидактического материала используются мнемотаблицы.
Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты (2-ая младшая, средняя группа). Такая картинка представляет собой изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т.д.
Мнемодорожки представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения.
Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение(старшая, подготовительная группа).
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Общие задачи для всех видов мнемотаблиц.
- Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания);
- Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать;
- Развитие логики;
- Развитие образного мышления;
- Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информации;
- Решение дидактических, образовательных задач;
- Развитие смекалки;
- Тренировка внимания;
- Навык правильного графического изображения;
Виды мнемотаблиц.
- развивающие (тренинг основных психических процессов);
- обучающие.
Что можно изображать в таблице.
В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Основы развития мышления ребенка закладываются в раннем детстве; при решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы. Мышление рождается из действия. Дети становятся способными к обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.
- Данная технология основана на принципе замещения реальных объектов предметами, знаками, схематическими изображениями. С моей точки зрения технология мнемотехники в экологическом образовании занимает особое место, т. к. помогает лучше абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношении разной степени сложности, чем другие средства наглядности. Это также подтверждают в своих исследованиях Л.А. Каменева, Л.М. Маневцева, П. Г. Саморукова, Е. Ф. Тереньтьева.
- Мнемотаблица помогает детям выстроить логичный, последовательный, от простого к сложному, повествовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность. В результате у них обогащается и активизируется словарь, в речи появляются разные конструкции предложений, развивается умение составлять рассказ.
- Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
На каждое слово придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. На начальном этапе можно предложить готовый план – схему, а ребенок должен эту схему раскодировать.
Мнемотаблицы и мнемодорожки в младшей, средней группе должны быть цветными, красочными , так как у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная , что способствует привлечению внимания детей. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
– строение рассказа,
– последовательность рассказа.
- Для детей старшего возраста мнемотаблицы и мнемодорожки можно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений, изображать персонажей в графическом виде. Например: лиса - из фигур (треугольник и круг), медведь - большой круг. Чтобы заучить любое стихотворение и нарисовав графически почти каждое слово, нужно спросить у детей «на что это похоже, что напоминает…».
В старшей группе - подходят мнемодорожки и мнемотаблицы для составления описания природных объектов (солнце, вода). Данные пособия помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков.
- Детям очень нравится работать с мнемотаблицами. Красочные персонажи, хорошо знакомые символы дают возможность составить полный описательный рассказ, пересказ, легко заучить небольшие рассказы и сказки. Параллельно с этой работой необходимо использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М. , Воробьевой В. К. , Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому я вместе с детьми дополняем и уточняем схемы. Мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества педагога к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем - квадраты таблицы заполняются совместно с детьми отбираются наиболее удачные варианты, здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность.
«Мнемотаблицы для заучивания стихотворений»
Этапы работы над стихотворением:
- Выразительно читать стихотворение.
- Сообщать, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- Задавать вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
- Выяснять какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
- Читать отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
- Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Данная технология, при ознакомлении детей с природой позволяет активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей при познании мира природы, что положительно сказывается на процессе формирования у дошкольников положительного отношения к миру природы.
Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, способствует повышению интереса к данному виду деятельности.
При систематической работе дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками.
Мнемотаблица по времени года «Зима»
(средняя,старшая группа)
Образец рассказа: Наступила зима.Выпал белый снег. Пушистым ковром лёг он на землю,на ветки деревьев,на крыши домов.День стал короче,ночь длиннее Зимой холодно,дует сильный ветер. Мы надеваем зимнюю одежду и обувь. Весело зимой, можно кататься на санках,на лыжах,коньках,лепить снеговика и играть в снежки.Зимой мы празднуем Новый год.
Мнемотаблицпо времени года «Весна»
(2-я младшая группа)
Образец рассказа:
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Весна
Далее воспитатель начинает предложение, а дети самостоятельно его заканчивают:
– Сосульки весной (что делают?):
– Листочки на деревьях (что делают?):
– Трава весной (какая?):
– Солнце весной (какое?)
– Ручьи весной (что делают?):
– Весной птицы (что делают?):
-Весной дети (Что делают?):
Мнемотаблица по времени года «Осень»
(средняя, старшая группа)
Образец рассказа: Наступила осень. Становится холоднее, дует сильный ветер. Осенью листья разноцветные и начали опадать. Люди собирают урожай фруктов и овощей. В лесу можно собирать грибы и ягоды. Птицы собираются в стаи и улетают на юг, а животные готовятся к зиме. Детки надевают – куртку, шапку, теплые штаны и ботинки.
Мнемотаблица по формированию представлений о воздухе.
Образец рассказа: воздух невидим, не имеет формы, цвета, вкуса и собственного запаха.
Мнемодорожка по формированию представлений об астрономическом понятии – «Солнце»
Образец рассказа: Солнце – это большая, круглая, раскаленная (вулкан) звезда. Солнце дает свет и тепло нашей планете.
Мнемодорожка по расширению знаний детей о свойстве воды:
Образец рассказа: Лед – это твердая вода.
Мнемотаблица по формированию знаний о свойстве воды
Образец рассказа: Вода – жидкая, бесцветная, не имеет формы, вкуса и запаха.
перейти в каталог файлов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экологическое воспитание через развитие речи с использованием мнемотехники в разных возрастных группах детского сада»
Экологическое образование официально признано сегодня, как одно из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений. Анализ исследований проведённых учёными В.А.Ясвиным, Ю.А.Шрейдером, В.Б.Калининым, Л.А.Затевой, Д.Б.Петяевым, Л.И.Новиковым, Н.Л.Селивановой, показывает, что цель экологического образования трактуется как формирование экологической культуры и заботы о защите природной среды, формирования ответственного отношения к природе и развитию экологического мышления.
С моей точки зрения одним из эффективных средств обеспечивающих успешность познания специальных знаний в области основ экологии, вляется использование технологии мнемотехники.
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Данная технология, при ознакомлении детей с природой позволяет постепенно и последовательно усложнять содержание знаний об объектах природы, а также активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей при познании мира природы, что положительно сказывается на процессе формирования у дошкольников положительного отношения к миру природы.
Проблемы речи детей дошкольного возраста:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь,
- неспособность грамматически правильно построить предложение,
- бедность речи,
- недостаточный словарный запас,
- употребление нелитературных слов и выражений,
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ,
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами,
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов,
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.,
- плохая дикция.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Рассказывать о явлениях в природе.
Каковы же факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. — наглядность.
Мнемотехника (в переводе с греческого - «искусство запоминания»).
Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным.
Мнемотехника помогает успешному освоению детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, в процессе работы происходит эффективное запоминание структуры рассказа, происходит сохранение и воспроизведение информации, развивается речь. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
- Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,
- Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами;
- Большева Т. В. – коллажем ;
- Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. В качестве дидактического материала используются мнемотаблицы.
Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты (2-ая младшая, средняя группа). Такая картинка представляет собой изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т.д.
Мнемодорожки представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения.
Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение(старшая, подготовительная группа).
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Общие задачи для всех видов мнемотаблиц.
- Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания);
- Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать;
- Развитие логики;
- Развитие образного мышления;
- Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информации;
- Решение дидактических, образовательных задач;
- Развитие смекалки;
- Тренировка внимания;
- Навык правильного графического изображения;
Виды мнемотаблиц.
- развивающие (тренинг основных психических процессов);
- обучающие.
Что можно изображать в таблице.
В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Основы развития мышления ребенка закладываются в раннем детстве; при решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы. Мышление рождается из действия. Дети становятся способными к обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.
- Данная технология основана на принципе замещения реальных объектов предметами, знаками, схематическими изображениями. С моей точки зрения технология мнемотехники в экологическом образовании занимает особое место, т. к. помогает лучше абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношении разной степени сложности, чем другие средства наглядности. Это также подтверждают в своих исследованиях Л.А. Каменева, Л.М. Маневцева, П. Г. Саморукова, Е. Ф. Тереньтьева.
- Мнемотаблица помогает детям выстроить логичный, последовательный, от простого к сложному, повествовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность. В результате у них обогащается и активизируется словарь, в речи появляются разные конструкции предложений, развивается умение составлять рассказ.
- Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
На каждое слово придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. На начальном этапе можно предложить готовый план – схему, а ребенок должен эту схему раскодировать.
Мнемотаблицы и мнемодорожки в младшей, средней группе должны быть цветными, красочными , так как у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная , что способствует привлечению внимания детей. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
– строение рассказа,
– последовательность рассказа.
- Для детей старшего возраста мнемотаблицы и мнемодорожки можно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений, изображать персонажей в графическом виде. Например: лиса - из фигур (треугольник и круг), медведь - большой круг. Чтобы заучить любое стихотворение и нарисовав графически почти каждое слово, нужно спросить у детей «на что это похоже, что напоминает…».
В старшей группе - подходят мнемодорожки и мнемотаблицы для составления описания природных объектов (солнце, вода). Данные пособия помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков.
- Детям очень нравится работать с мнемотаблицами. Красочные персонажи, хорошо знакомые символы дают возможность составить полный описательный рассказ, пересказ, легко заучить небольшие рассказы и сказки. Параллельно с этой работой необходимо использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М. , Воробьевой В. К. , Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому я вместе с детьми дополняем и уточняем схемы. Мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества педагога к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем - квадраты таблицы заполняются совместно с детьми отбираются наиболее удачные варианты, здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность.
«Мнемотаблицы для заучивания стихотворений»
Этапы работы над стихотворением:
- Выразительно читать стихотворение.
- Сообщать, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- Задавать вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
- Выяснять какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
- Читать отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
- Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Данная технология, при ознакомлении детей с природой позволяет активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей при познании мира природы, что положительно сказывается на процессе формирования у дошкольников положительного отношения к миру природы.
Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, способствует повышению интереса к данному виду деятельности.
При систематической работе дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками.
Мнемотаблица по времени года «Зима»
(средняя,старшая группа)
Образец рассказа: Наступила зима.Выпал белый снег. Пушистым ковром лёг он на землю,на ветки деревьев,на крыши домов.День стал короче,ночь длиннее Зимой холодно,дует сильный ветер. Мы надеваем зимнюю одежду и обувь. Весело зимой, можно кататься на санках,на лыжах,коньках,лепить снеговика и играть в снежки.Зимой мы празднуем Новый год.
Мнемотаблицпо времени года «Весна»
(2-я младшая группа)
Образец рассказа:
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Весна
Далее воспитатель начинает предложение, а дети самостоятельно его заканчивают:
– Сосульки весной (что делают?):
– Листочки на деревьях (что делают?):
– Трава весной (какая?):
– Солнце весной (какое?)
– Ручьи весной (что делают?):
– Весной птицы (что делают?):
-Весной дети (Что делают?):
Мнемотаблица по времени года «Осень»
(средняя, старшая группа)
Образец рассказа: Наступила осень. Становится холоднее, дует сильный ветер. Осенью листья разноцветные и начали опадать. Люди собирают урожай фруктов и овощей. В лесу можно собирать грибы и ягоды. Птицы собираются в стаи и улетают на юг, а животные готовятся к зиме. Детки надевают – куртку, шапку, теплые штаны и ботинки.
Мнемотаблица по формированию представлений о воздухе.
Образец рассказа: воздух невидим, не имеет формы, цвета, вкуса и собственного запаха.
Мнемодорожка по формированию представлений об астрономическом понятии – «Солнце»
Образец рассказа: Солнце – это большая, круглая, раскаленная (вулкан) звезда. Солнце дает свет и тепло нашей планете.
Мнемодорожка по расширению знаний детей о свойстве воды:
Образец рассказа: Лед – это твердая вода.
Мнемотаблица по формированию знаний о свойстве воды
Образец рассказа: Вода – жидкая, бесцветная, не имеет формы, вкуса и запаха.
перейти в каталог файлов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Уголок природы в разных возрастных группах детского сада»
Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений...
Методические рекомендации по использованию музыкальных инструментов в разных возрастных группах детского сада
В современных условиях детским музыкальным инструментам отводится особая роль. В детском саду следует предусмотреть полный ассортимент музыкальных инструментов. В методических рекомендациях представле...
Картотека подвижных игр в разных возрастных группах детского сада
Подвижные игры...
Специфика содержания изобразительной деятельности в разных возрастных группах детского сада.
Содержание Введение. 21.Специфика содержания изобразительной деятельности в разных возрастных группах детского сада. 4Заключение. 10Список литературы.. 12...
Консультация для воспитателей «Методика проведения ИЗО деятельности в разных возрастных группах детского сада»
Художественно-эстетическое воспитание в детском саду реализуется в процессе ознакомления с окружающим, с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельностью. Оно направлено н...
ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА
Цели и задачи мероприятия: уточнить и систематизировать знания воспитателей о графике вообще, графическом изображении человека, в частности; уточнить умения рисования фигуры человека, портретных изобр...
"Психолого-педагогические особенности развития познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах детского сада".
Сравнительный анализ психолого-педагогических оссобенностей развития познавательно-исследовательской деятельности по возрастам....