Картотека прогулок в подготовительной к школе группе на тему "ОСЕНЬ"
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Хрушкова Людмила Аркадьевна

Картотека прогулок в подготовительной к школе группе на тему "ОСЕНЬ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_kartoteka_progulok.docx94.09 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека прогулок

в подготовительной группе

в осеннее время года

Прогулка №1

1.Наблюдение за сезонными изменениями

Цели: обращать внимание на то, как изменилась природа; закрепить умение сравнивать природные изменения; развивать наблюдательность.

Ход наблюдения: Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

Нахмурится, насупится, в слезы ударится
Ничего не останется. (Туча.)

Блестит под солнцем после стужи
На асфальте сером... (лужа).

В октябре, в октябре

Частый дождик во дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.                

                                        С. Маршак

Продолжать наблюдение за признаками осени (октябрь). Обсудить народные приметы и пословицы:

  • Октябрь – грязник.
  • Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к теплой зиме.
  • Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя.
  • Весна красна цветами, а осень – снопами.
  • В осеннее ненастье сеет погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.

Воспитатель предлагает ответить на вопросы.

• Какие произошли в природе изменения?

• Какое стало небо?

• Как часто светит солнце?

• Идет ли дождь?

2.Подвижные игры

Подвижные игра: «Перелет птиц»

Цель: Развивать у детей быстроту движений, ловкость, быстро реагировать на сигналы воспитателя.

Подвижная игра: «Жмурки»

Цель: развивать внимание и ловкость.

Игровое упражнение «Перебрось - поймай»

Цель: упражнять в ловле мяча.

3.Труд в природе

«Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой»

Цель: формировать желание у детей заботиться о птицах в холодный период, воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к птицам.

4.Дидактические игры

Игра «Мое любимое дерево».

Цель: закрепление названий деревьев и их признаков; упражнение в беге, быстроте реакции на сигнал, ловкости.

Дидактическая игра «Моя находка»

Цель: закрепление движений в естественных условиях; развитие наблюдательности, внимания, фантазии.

5.Индивидуальная работа

«Попади в обруч».

Цель: упражнять в метании в цель.

Беседа на тему:  «Какая профессия на земле самая важная?»

Цели:

  • расширять знания о представителях различных профессий;
  • формировать словарный запас.

6.Самостоятельная деятельность.

Выносное оборудование (грабли, метла, ведро, скакалки, кольцебросы)

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, дружеских взаимоотношений между детьми.

Прогулка №2

1.Наблюдение за листопадом

Цели:

— расширять знания о сезонных изменениях в природе;

— формировать способность выражать наблюдаемое в своей речи.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Все ли деревья изменили окраску листьев?

Какими были летом деревья, кусты?

Как они изменились с приходом осени?

Какого цвета листья на березе? (Золотисто-желтые.) На рябине? (Красные.)

У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (У березы.)

У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (У березы.)

Листопад! Листопад!

Лес осенний конопат!

Налетели конопушки,

Стали рыжими опушки,

Ветер мимо пролетал,

Ветер лесу прошептал:

— Ты не жалуйся врачу,

Конопушки я лечу,

Все рыжинки оборву,

Побросаю их в траву.

Воспитатель предлагает детям понаблюдать за опавшими листьями, задает им вопросы, загадывает загадки.

♦ Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зим нему холоду, защита деревьев от поломок, выброс не нужных веществ с листьями.)

♦ Все листочки падают одинаково? (Нет.)

(Растение продолжает жить; в пазухе каждого листа золотистая почка, которая дает весной молодой побег с готовыми листьями.)

В тишине осенних рощ

Золотистый льется дождь. (Листопад.)

Весной вырастают,

А осенью опадают. (Листья.)

Падают с ветки

Золотые монетки. (Листочки.)

Исследовательская деятельность

Найти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз. Найти листочки, которые летят, медленно покачиваясь из стороны в сторону.

Найти листочки, которые летят, цепляясь за ветки. Составить из опавших листьев узор на асфальте.

2.Подвижные игры

«Пройди через обручи»

Цель: развивать быстроту и ловкость.

«Кто тише?»

Цель: упражнять в ходьбе на носках , в указанном направлении.

3.Игровая деятельность

Игра «Березонька, выручай».

Цель: совершенствование различных видов и способов бега в природных условиях; развитие внимания, быстроты реакции на сигнал, ловкости.

Игра «Листопад».

Цель: закрепление двигательных умений в естественных природных условиях; развитие ловкости, грациозности движений, внимания, наблюдательности. Материал: легкий шарф или колечко с привязанными к нему разноцветными ленточками разной длины.

4. Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки приседания из положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую, не поднимаясь.

5.Самостоятельная деятельность

Выносное оборудование (веник, грабли, ведро, мячи, кольцебросы)

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, дружеских взаимоотношений между детьми.

Прогулка №3

1.Наблюдение за цветником

Цели: продолжить формирование обобщенных представлений о сезонных изменениях в природе;

уточнить названия цветов, их строение (найти стебель, листья, цветки, корни).

Ход наблюдения

Осень наступила,

Высохли цветы

И глядят уныло

Голые кусты.

Туча небо красит,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦        Какое сейчас время года?

  • Что происходит с растениями осенью?
  • Для чего нужны растениям листья, корень?
  • Как называются цветы, растущие на клумбе?
  • Можно ли их срывать с клумбы?
  • Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли?
  • Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля и люди.)

Исследовательская деятельность

Сравнить цветы (чем похожи и отличаются друг от друга).

2.Подвижные игры

Подвижная игра: «Хитрая лиса»

Цель: Развивать у детей быстроту движений, ловкость, быстро реагировать на сигналы воспитателя.

«Перенеси арбузы»

Цель: развивать быстроту движений

Эстафеты: «Бег по следочкам»

Цель: развивать внимание, бег.

3.Общественно – полезный труд

«Посадка деревьев и кустарников»

Цель: продолжать формировать желание у детей трудиться, проявлять интерес в озеленении территории детского сада.

4.Игры с природным материалом

Дидактическая игра «Три задания — три желания»

Цель: развитие умения планировать ряд последовательных действий, взаимосвязанных между собой; закрепление названий деревьев и их плодов; упражнение в различении предметов по их форме, величине на ощупь;

5. Индивидуальная работа

 «Не сбей флажок».

Цель: формировать умение ходить змейкой между предметами, не сбивая их.

Упражнение с мячом.

Цель: упражнять в ловле и броске мяча.

6.Самостоятельная деятельность

Выносное оборудование (лопаты, игры, маски, иллюстрации природы, мячи, флажки)

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, дружеских взаимоотношений между детьми.

Прогулка №4

1. Наблюдение за хвойными и лиственными деревьями

Цель: формировать знания о деревьях (что у них общего и в чем отличия).

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какие деревья растут на нашем участке? (Береза, осина  сосна, ель, лиственница и др.)
  • А какие это деревья? (Хвойные и лиственные.)
  • Чем лиственные деревья отличаются от хвойных?
  • Что общего у них? (Ствол, ветки, корень.)
  • Какие условия необходимы для роста деревьев?
  • Какую пользу приносят хвойные и лиственные деревья  в  народном хозяйстве и медицине?

2.Подвижные игры

 «Не оставайся на полу», «Догони пару».

 Цель: упражнять в беге через препятствия.

Игровое упражнение: «Кто самый меткий!»

Цель: развивать меткость

3.Игровая деятельность

«Колечко»

Цель — развитие фонематических представлений. Оборудование: колечко.

Игра «Кривые дорожки».

Цель: развитие глазомера, упражнение в счете, совершенствование навыков ходьбы.

Материал: палочки, мел для рисования.

4.Индивидуальная работа

Прыжки в длину с места.

Цели:

  • упражнять в прыжках, отталкиваясь двумя ногами;
  • совершенствовать координацию движений.

5.Самостоятельная деятельность

Выносное оборудование (метлы, ведра, грабли, скакалки, мячи,, кольцебросы)

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, дружеских взаимоотношений между детьми.

Прогулка №5

1.Наблюдение за перелетными птицами

Цели:  расширять представления о перелетных птицах;

  • воспитывать познавательный интерес к птицам.

Ход наблюдения

Птицы на юг улетают:

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.            М. Ивенсен

Воспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы.

  • Как изменилась жизнь птиц с приходом осени? (Корма для птиц становится все меньше, начинает холодать — птицы собираются в стаи, пробуют свои силы и тренируют птенцов, готовят их к отлету.)
  • Расскажите о своих наблюдениях за поведением птиц летом и осенью. (Летом для птиц достаточно корма, они выводят и вскармливают птенцов. А осенью птицы ведут себя беспокойно, собираются в стаи и летят в теплые края.)
  • Что происходит осенью с кормом для птиц? (Корма для птиц становится все меньше и меньше; сначала пропадают насекомые, затем увядают растения, уменьшается количество плодов и семян.)
  • Подумайте, с чем связаны сроки отлета насекомоядных и зерноядных птиц осенью? (Насекомоядные птицы улетают раньше, чем зерноядные, так как исчезают насекомые, а птицам нечем уже питаться; затем улетают те птицы, которые едят плоды, семена, зерно.)
  • Почему осенью птиц становится мало? (С конца августа птицы начинают улетать на юг, так как холодает, и исчезают насекомые.)
  • Как птицы готовятся к отлету? (Собравшись в стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед дальним полетом.)

2.Подвижные игры:

«Гори ясно»

Цель: упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки.

«Ворон»

Цель: уметь расширять и сужать круг. Отрабатывать дробный шаг и разнообразные знакомые плясовые движения.

Спортивное упражнение «Боулинг»

Цель: упражнять в сбивании кеглей

3. Трудовая деятельность:

«Сбор выносного материала»

Цель: продолжать приучать детей к труду, наводить порядок без напоминаний взрослого.

«Наведение порядка в песочнице» .

Цель: приучать детей наводить порядок в песочнице после игр, выбирать сухие ветки и листья из песка.

4.Творческие игры

«Несуществующее животное»

Цель: развивать творческое воображение детей.

«Продолжи рисунок»

Цель: развивать воображение детей, мелкую моторику рук.

5.Индивидуальная работа. Перебрасывание мячей между детьми 2,5 м, двумя руками снизу.

«Не сбей флажок».

Цель: формировать умение ходить змейкой между предметами, не сбивая их.

6.Самостоятельная деятельность

Выносное оборудование (метлы, грабли, ведра, мячи, скакалки)

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, дружеских взаимоотношений между детьми.

Прогулка №6

1.Наблюдение за перелетными птицами

Цели:  расширять представления о перелетных птицах;

  • воспитывать познавательный интерес к птицам.

Ход наблюдения

Журавли летят, курлычут.

Шлют последнее «прощай».

За собою лето кличут,

Забирают в теплый край.

Воспитатель проводит с детьми беседу, задает вопросы.

  • Назовите первый признак приближения осеннего перелета птиц. (Усиливается гомон птиц, они собираются в стаи.)

Какие птицы позже всех улетают на юг? (Утки, гуси — водоплавающие, улетают последними, так как пока водоемы не замерзли, им есть чем питаться.)

Знаете ли вы, как выстраиваются птицы при перелете на юг? (Во время перелета птицы придерживаются определенного порядка. Так им удобней и легче лететь. Журавли летят клином — углом. Цапли и гуси —

  • шеренгой. Утки выстраиваются в линию (друг за другом), некоторые стаи уток летят в виде пологой дуги, а мелкие — насекомоядные птицы — летят скученной стаей.)

Предложить детям собраться вместе для «перелета»: построиться клином, прямой линией и т.д.

Видели ли вы отлет журавлей осенью? (Они летят углом, двумя расходящимися назад рядами, с длинными вытянутыми шеями, громко курлыча. Иногда удается увидеть, как передовой журавль — вожак — меняется местами со своим соседом. Один из них подлетает под другого и занимает его место.)

Исследовательская деятельность

Предложить детям рассмотреть карточки-схемы, на которых изображены: угол, прямая линия, пологая дуга, хаотично, скученно расположенные точки. Дать ответ, к какому виду птиц относится каждая карточка-схема.

2.Подвижные игры:

«Гуси-Лебеди»

Цель: Развивать у детей быстроту движений, ловкость, быстро реагировать на сигналы воспитателя.

«Совушка» -игра малой подвижности

Цель: учить детей действовать по сигналу, бегать, врассыпную имитируя птиц, сохранять неподвижную позу. Развивать равновесие.

Игровое упражнение «Перебрось - поймай»

Цель: упражнять в ловле мяча.

3.Игровая деятельность:

Игра «Что мы видим?».

Цель: развитие внимания, наблюдательности, быстроты реакции; активизация словаря; упражнение в различных видах и способах движений.

Игра «С горки на горку».

Цель: двигательные забавы; закрепление движений в естественных условиях; развитие внимания, образного мышления, памяти.

4.Индивидуальная работа:

Использование различных видов ходьбы: разное положение рук, высоко поднятые колени (как аист, журавль, цапля).

Цель: развивать двигательную активность.

5.Самостоятельная деятельность

Выносное оборудование (мячи, скакалки, грабли, метлы, корзина с игрушками)

Цель: развитие двигательного творчества.

Прогулка №7

1.Наблюдение за работой дворника.

Цель: Продолжать знакомство детей с рабочими профессиями,

орудиями труда, различными трудовыми операциями. Воспитывать уважение к людям труда, желание помогать.

Ход наблюдения

Встает дворник на заре,

Крыльцо чистит на дворе.

Дворник мусор уберет,

И дорожки разметет.                В. Степанов

- Мы любим, чтобы вокруг нас был порядок, чистота.

Воспитатель задает детям вопросы.

- Кто поддерживает чистоту на территории детского сада?

- Как мы можем помочь дворнику?

- Какие у него есть специальные инструменты? (метла, лопата, веник, совок, ведро).

Работа дворника очень важна для нас.

2.Подвижные игры

«Салки со скакалкой»

Цель: упражнять в беге в двойке , тройке

«Мы веселые ребята»

Цель: закрепить умения бегать в быстром темпе, уворачиваться от ловишки.

«Соревнования мячей»

Цель: развитие скорости  и ловкости.

3.Общественно – полезный труд

«Помочь дворнику собрать сухие листья»

Цель: учить постоянно, поддерживать порядок на участке. Уважительно относиться к труду взрослых.

4.Сюжетно – ролевые игры:

«Дом, семья»

Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Дидактические игры:

 «Кому, что нужно для работы?»

Цель: закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи – орудия труда, воспитывать интерес к труду взрослых.

 «Что делает»? - описать работу дворника.

5.Индивидуальная работа.

Бег, прыжки.

 Цель: упражнять в беге с заданием на совершенствование умения ориентироваться в пространстве (меняя на бегу направления), в прыжках (подскок на двух ногах).

Игровые упражнения со скакалкой.

Цель; закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.

6.Самостоятельная игровая деятельность. 

Игры с выносным материалом.

Цель: развитие двигательного творчества.

Прогулка №8

1.Наблюдение за тем, как одеты люди осенью.

Цель: развивать наблюдательность, закреплять умение различать виды осенней одежды.

Обогащение словаря: резиновые сапоги, галстук, воротник, шапка, шарф, перчатки, не тужим, бойко шлепаем, чуланчик.

Беседа.

- Какое время года?

- Какая погода осенью?

- Расскажите, какую одежду мы носим осенью и почему?

- Какая есть одежда? (осенняя, зимняя, летняя)

- Почему осенью тебе нужны резиновые сапоги?

- Чем ваша одежда отличается от летней?

Если дождик - мы не тужим, бойко шлепаем по лужам.

Станет солнышко сиять - нам под вешалкой стоять. (Резиновые сапоги)

- Почему осенью ты не носишь шубу?

Сижу верхом, не ведая на ком. (Шапка)

Не галстук он, не воротник, а шею обнимать привык.

 Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода. (Шарф).

Разошлись мальчики в темные чуланчики,

Каждый пальчик - в свой чуланчик. (Перчатки)

Исследовательская деятельность: определить, когда замерзнут руки (в перчатках или без них), сделать вывод, что одежда защищает от холода.

2.Подвижные игры:

«Перенеси арбузы»

Цель: развивать быстроту движений.

Игра малой подвижности «Фигура»

Цель: учить детей действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать равновесие.

Игровое упражнение «Перебрось - поймай»

Цель: упражнять в ловле мяча.

3.Игровая деятельность:

«Назови на букву» 

Цель: учить детей называть окружающие их на улице предметы на определенную букву: Л, Т, Д и проч. Выиграл тот, кто назвал больше.

«Назови три предмета»

Цель: учить  называть три предмета определенной классификации. Например: дерево – береза, ива, тополь.

«Следопыты»

Цель: Закреплять умения детей в нахождении объектов по следам, веточкам, листьям).

4.Индивидуальная работа.

«Попади в обруч».

Цель: упражнять в метании в цель.

Перебрасывание друг другу мяча сверху.

Цель: развивать быстроту, ловкость.

5.Самостоятельная деятельность:

Игры с выносным оборудованием (мячи, скакалки, обруч, кольцебросы)

Цель: развитие двигательного творчества.

Прогулка №9

1.Целевая прогулка - наблюдение за ивой осенью

Цельрасширять знания о разновидностях ивы (верба, ракита, лоза и др.).

Ход наблюдения

Плыви, плыви, листочек золотой,

Вниз по реке, как маленький кораблик.

Работу отложу, поставлю грабли

К стволу ветлы, склоненной над водой,

И побреду, кораблик, за тобой.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как выглядит ива?
  • Какие у нее ветки и листья?
  • Где чаще растут ивы? (По берегам реки.)

♦        Какие вы знаете разновидности ивы? (Верба, ракита, ветла, лоза.)

♦        Что дает ива людям? (Из ее веток плетут корзины.) Исследовательская деятельность

Рассмотреть через лупу листья ивы. Чем они покрыты? (Светло-серым налетом.)

2.Спортивные игры и упражнения:

Спортивное упражнение «Боулинг»

Цель: упражнять в сбивании кеглей.

Игра «Княжеская стрельба».

Цель игры: развитие двигательных способностей, меткости.

Спортивное упражнение «Мяч в ворота»

Цель: упражнять в отбивании мяча ногой.

3.Труд в природе

«Подмести веранду»

Цель: Закреплять умение пользоваться вениками, постоянно и своевременно наводить порядок на веранде, формировать ответственность за порученное дело.

"Сбор красивых осенних листьев для поделок".

Цель: Привлекать детей к сбору осенних листьев для поделок.

4.Театрализованные игры:

«Немой диалог»  на развитие артикуляции

Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться.

(Сначала роль мамы берет на себя воспитатель, а дети отгадывают. Затем роль мамы предлагается исполнить детям.)

Игра «Телефон»

Цель:  развивать фантазию, диалогическую речь.

5. Индивидуальная работа:

«Ходьба по бревну»

Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, соблюдая равновесие.

Перестраивание в колонну по двое.

Цель: способствовать выработке хорошей осанки.

6.Самостоятельная деятельность:

Игры с выносным оборудованием.

Цель: развитие двигательного творчества.

Прогулка №10

1.Наблюдение: Солнце — источник тепла и света

Цели:

  • формировать представление о том, что Солнце является источником света и тепла;
  • развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать;

—        воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Что нужно для роста растений, животных?
  • Что дает солнце?
  • Где встает солнце?
  • В какой стороне садится?

Солнце — источник света, тепла и жизни на Земле. Во все стороны от него распространяется свет и тепло. Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. От холода и темноты погибли бы все растения и животные.

Солнце — раскаленное шарообразное тело, его можно сравнить с горящей печкой, раскаленным железом.

Раскаленное вещество излучает свет, т.е. светит. Вот и Солнце тоже светит, его свет доходит до Земли, поэтому днем Нам так тепло и светло. Свет от Солнца до Земли доходит за Минут 19 секунд. Солнце светит необычайно сильно, поэтому» даже находясь от него на большом расстоянии, мы не можем на него смотреть прямо, больно глазам. Кроме света от раскаленных тел исходит тепло. Вот и Солнце отдает тепло другим планетам, а также нашей Земле. Поэтому на солнышке мы греемся, нам тепло.

Исследовательская деятельность

Предложить посмотреть на солнце и ответить на вопросы.

♦        Что вы ощущаете, когда обращаете лицо к солнцу?

♦        Можно ли на него смотреть прямо, не больно ли глазам?

Положить два камешка. Один — на солнышко, другой — в тень, закрыв деревянным ящичком, чтобы там было темно. Через некоторое время проверить, какой камешек теплее. Сделать вывод, что на солнце предметы нагреваются быстрее, чем в тени.

2.Подвижные игры:

«Кто тише?»

Цель: упражнять в ходьбе на носках , в указанном направлении.

Игра малой подвижности «Фигура»

Цель: учить детей действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать равновесие.

Спортивное упражнение «Боулинг»

Цель: упражнять в сбивании кеглей.

3.Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Моя находка»

Цель: закрепление движений в естественных условиях; развитие наблюдательности, внимания, фантазии.

«Живая шляпа»

Цель: развитие речи.

«Что сначала, что потом?»

Цель: Учить детей видеть последовательную взаимосвязь событий в природе.

4.Индивидуальная работа:

Перебрасывание мяча друг другу снизу.

Цель: развивать ловкость, выносливость.

Развитие движений.

Цели:  закреплять умение бегать на скорость;

развивать ловкость и силу броска.

5. Самостоятельная деятельность:

Игры с выносным оборудованием.

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, творчества при использовании в играх природного материала (опавшие листья, семена, плоды).

Прогулка №11

1.Наблюдение за ветром

Цели:  продолжать учить определять силу ветра;

  • расширять знания детей о неживой природе.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задевает,

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет(Ветер.)

♦        Как образуется ветер? (Воздух нагревается от земли, поднимается вверх, а холодный воздух опускается вниз. Такое передвижение воздуха создает ветер.)

♦        Какие бывают ветры по силе? (Сильные и слабые.)

♦        Как называются сильные ветры? (Ураган, тайфун, смерч.)

♦        Сегодня есть ветер? Какой он по силе?

Исследовательская деятельность

Определить направление ветра с помощью компаса и флюгера. (Куда повернул флюгер — оттуда и ветер, а по стрелке компаса определяется сторона света.)

- Как определить силу ветра? (С помощью бумажки и секундомера.)

- Как определить с какой стороны дует ветер? (С помощью компаса: если с севера — холодный, если с юга — теплый.)

Опыт «Движение воздуха».

Цель: показать, что, хотя воздух невидим, его можно почувствовать.

Ход опыта. Предложить детям помахать рукой у лица. Какое ощущение? Подуть на руки. Что почувствуют? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.

Вывод. Воздух не «невидимка», его движения можно почувствовать, обмахивая лицо.

Приметы: направление ветра и движение облаков неодинаковы – к дождю; облака движутся против ветра – к снегу.

2.Подвижные игры:

«Мышеловка» «У медведя во бору»

Цель: учить детей согласовывать движение со словами текста.

«Пронеси , не урони»

Цель: развитие ловкости и внимания.

Игровое упражнение «Кто самый меткий?»

Цель: развивать меткость.

3.Дидактические игры:

«Хочу – не хочу»(ТРИЗ);

Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, (дети учатся находить противоречия в окружающей жизни, пытаются их понять и правильно.

«Назови осенние месяцы». 

Цель: учить детей по приметам называть осенние месяцы.

«Подскажи словечко». 

Цель: подбор прилагательных, характеризующих ветер.

4.Индивидуальная работа:

Прыжки с продвижением вперёд на 3-4м, на одной ноге ( на правой и левой поочерёдно).

Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.

5.Самостоятельная деятельность

Игры с выносным оборудованием ( корзина с игрушками)

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, творчества при использовании в играх природного материала (опавшие листья, семена, плоды).

Прогулка №12

1.Наблюдение за рябиной

Цели:

  • продолжать наблюдение за рябиной осенью;
  • учить находить сходство и различия красной и черной рябины.

Ход наблюдения

С рябиной свежей вазу поставили на стол.

Ее заметил сразу. Лишь в комнату вошел.

Есть рябину я не стану, Лучше краски я достану,

Нарисую ягодки — Влажные и яркие,

 В каплях — бусинки росы Удивительной красы.

Рябинка — так ласково называют люди это дерево. В августе кисти рябины начинают краснеть, а следом за ягодами одевается в осенний наряд и весь куст. Поначалу сразу не уловишь — ярче горят алые кисти рябины или листья. Спешит в эту пору к рябине шумная птичья стая. Не только дрозды, свиристели, рябчики, тетерева кормятся ягодами рябины, она — любимое лакомство лесной куницы и медведя, ее ветки и кору охотно подъедают лоси я зайцы. Охотники рассказывают, будто косолапые, прежде чем залечь в берлогу, вдоволь наедаются ягод рябины.  Древесину рябины используют для изготовления музыкальных инструментов, пригодна она для столярного и мебельного дела. Корой окрашивают ткань в красно-бурые тона, ветками — в черный цвет, а листья дают коричневую краску.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какие звери любят ягоды рябины?
  • Какие птицы клюют ягоды рябины?
  • Как рябина используется в народном хозяйстве?

Исследовательская деятельность

Посчитать, сколько стволов в кусте, сколько гроздей.

2.Подвижные игры:

«Салки со скакалкой»

Цель: упражнять в беге в двойке , тройке

«Мы веселые ребята»

Цель: закрепить умения бегать в быстром темпе , уворачиваться от ловишки.

Эстафета «Перепрыгни - не задень»

Цель: упражнять в прыжках.

Игровое упражнение «Пройди по дорожке»

Цель: развивать чувство равновесия , ловкость , глазомер.

3.Общественно – полезный труд

«После сбора урожая приведение в порядок земельной площади огорода и цветника»

Цель: Продолжать формировать навыки работы с граблями и ведерками. Продолжать воспитывать у детей чувство справедливости, правильно распределять интересную и малоинтересную работу, учить детей доводить дело до конца.

4.Игры с природным материалом:

«Собери фигуру» (проводится с группой детей 2-7чел)

Цель: Учить детей анализировать элементарную схему рисунка, развивать мелкую моторику рук.

«Повтори орнамент»

Цель: Способствовать развитию концентрации внимания, памяти, развития мелкой моторики рук, памяти.

5.Индивидуальная работа

Прыжки на одной ноге.

Цель: упражнять энергично отталкиваться и правильно приземляться.

Упражнение с мячом.

Цель: упражнять в ловле и броске мяча.

6.Самостоятельная деятельность

Игры с выносным материалом (корзина с игрушками: мячи, скакалки, грабли, ведра,)

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, творчества при использовании в играх природного материала (опавшие листья, семена, плоды).

Прогулка №13  

1.Наблюдение за березой

Цели: 
- продолжать знакомить с характерными особенностями березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев;
- воспитывать желание любоваться красотой дерева.
Ход наблюдения 
Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Стоит Алена - платок зеленый,
Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза.)

• О каком дереве говорится в загадке?
• Какой высоты береза?
• Где ствол у березы широкий, а где - узкий?
• Ветки у березы толстые или тонкие?
• А листья можно достать?
• А листья можно достать?
• Какого цвета ствол березы?
• Какой ствол у березы?
• Как можно сказать про березку?
• Какого цвета листья у березы?
Предложить детям полюбоваться красотой березы. Можно ее обнять, погладить и сказать: «Расти, милая березонька, радуй добрых людей».

2.Подвижные игры:

«Кто тише?»

Цель: упражнять в ходьбе на носках , в указанном направлении.

«Палочка – выручалочка»

Цель: учить детей согласовывать движение со словами текста.

Игровое упражнение «Кто самый меткий?»

Цель: развивать меткость.

3.Игровая деятельность:

Игра «Березонька, выручай».

Цель: совершенствование различных видов и способов бега в природных условиях; развитие внимания, быстроты реакции на сигнал, ловкости.

Игра «Найди дерево».

Цель: закрепление названий и признаков деревьев; совершенствование движений в природных условиях, ориентирование в пространстве. Материал: поощрительные фишки, листья, плоды, веточки деревьев.

4.Индивидуальная работа:

Упражнение на развитие равновесия.

Цель: учить вбегать на горку и сбегать с нее.

Упражнение на развитие равновесия.

Цель: учить сохранять правильное положение туловища, головы, действовать уверенно.

5.Самостоятельная деятельность:

Игры с выносным оборудованием (корзина с игрушками)

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, творчества при использовании в играх природного материала (опавшие листья, семена, плоды).

Прогулка №14

1.Наблюдение за листьями в сухую погоду.

Цели: 
- закрепить умение различать листья по форме и величине;

- воспитывать желание любоваться красотой дерева.
Ход наблюдения 
Воспитатель предлагает собрать осенние букетики из листьев и рассказать, что за листики в букете.

Предложить походить по опавшим листьям, послушать как они шуршат. Обсудить, почему листья шуршат (Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать).

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» Что можно сказать о листьях осенью? (желтеют, увядают, опадают, кружатся, засыхают, осыпаются, замерзают, можно собирать, шелестят, шуршат).

2.Подвижные игры:

«Ловишка с лентой»

Цель: Развивать у детей быстроту движений, ловкость, быстро реагировать на сигналы воспитателя.

«Прохождение болота»

Цель: развитие двигательных и коммуникативных способностей детей.

Игровое упражнение «Проведи мяч»

Цель: упражнять в отбивании мяча.

3.Труд в природе

"Уборка в цветнике» (удаление засохших растений, отцветших стеблей и цветов).

Цель: Рассмотреть созревающие семена, на самые красивые цветы повесить красные ленточки, для того, чтобы позже собрать семена.

4.Дидактические игры:

«Назови одним словом» 

Цель: подобрать обобщающие слова к предложенным примерам.

«Сдуй листок со стола» 

Цель: развитие речевого дыхания.

«Составь узор из опавших листьев» 

Цель: развитие мелкой моторики.

5.Индивидуальная работа:

Игровые упражнения со скакалкой.

Цель; закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.

Упражнение с мячом.

Цель: продолжать бросать мяч вверх, о землю, ловя его обеими руками.

6.Самостоятельная деятельность.

Игры с выносным оборудованием (корзина с игрушками в тему периода)

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Игры детей с мячами, скакалками, природным материалом.

Прогулка №15

1.Наблюдение «Осенний дождь»

Цель. Развитие у детей способности объяснять сезонные явления: выделять характерные признаки дождя осенью.

Обогащение словаря: дожди, туман, гроза, град.

Стихотворение

Модница – тучка.

В день рождения пальто подарили тучке.

Стала тучка в том пальто интересной штучкой,

Изумительный наряд: семь застежек «молний»,

Сорок пуговичек в ряд, по подолу – волны,

Ходит модница в пальто. По бокам карманы,

В них дождинок – тысяч сто и клочок тумана.

А карман-то дыроват! Вот откуда дождь и град! (О. Ващенкова)

Беседа.

- Что приносит осенний дождь: тепло или холод?

- Чем осенний дождь отличается от весеннего и летнего?

- Часто ли осенью идет дождь?

- Чем он отличается от дождя в сентябре?

- Назовите оттенки осеннего неба?

- Какие осенью тучи?

Погода становится всё пасмурней. Небо кажется ниже. Часто идут моросящие дожди. Воздух насыщен влагой, лужи на земле долго не высыхают. Часто стелются туманы. Это охлаждённые капельки воды, повисшие в воздухе. Они предвещают хорошую погоду.

Обратите внимание детей на влажный, терпкий запах вянущей листвы, особенно после дождя.

- Как на улице после дождя?

- Что остается после дождя?

- Быстро высыхает? Почему, нет?

Исследовательская деятельность:  

- Измерение дождевой воды после дождя в литровом стакане: сколько дождевой воды в стакане? Какой характер дождя?

2.Подвижные игры:

«Переноска мячей»

Цель: упражнять в беге на скорость.

«Перетягивания»

Цель: развитие силы и выносливости.

«Совушка»-игра малой подвижности

Цель: учить детей действовать по сигналу, бегать, врассыпную имитируя птиц, сохранять неподвижную позу. Развивать равновесие.

3.Игровая деятельность:

«Какое небо»

Цель: научить подбирать относительные прилагательные.

«Нарисуй картинку» (палочкой на песке облака и тучи).

Цель: развитие мелкой моторики.

«Колечко»

Цель — развитие фонематических представлений. Оборудование: колечко.

4.Индивидуальная работа:

«Закати мяч» - прокатывание теннисного мяча в ворота.

 Цель: развивать ловкость, глазомер.

«Прыгни дальше».

Цель: учить прыжкам в длину.

5.Самостоятельная деятельность.

Игры с выносным оборудованием (корзины с игрушками и инвентарь).

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Игры детей с мячами, скакалками, природным материалом.

Прогулка №16

1.Наблюдение за утренним туманом и росой.

Цели: 

- формировать представление о природном явлении – тумане;

- объяснить причину этих явлений (большая разница между дневной и ночной температурой воздуха).

Ход наблюдения: Предложить детям внимательно рассмотреть травинки, листики цветов во время утреннего приема. Обратить внимание на капельки росы. Объяснить причину появления.

Туман – мельчайшие капли воды в воздухе. Туман - явление природы, причем самое обыкновенное, только неожиданное для всех. Стелется туман над самой землей. Кажется, будто низко-низко спустились облака и опутали землю белым густым покрывалом. А состоит туман из крохотных капелек воды. И в облаках, и на небе, и в туманах над землей эти капельки образовались из прозрачного водяного пара. Попадает он в поток холодного воздуха и начинает сгущаться, превращаться в капельки воды. Если капельки образовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землей, то туманом. Бывают они во все времена года.

Стихотворение Е.Трутневой «Туман»:

     Кто–то ночью утащил лес.

     Был он вечером, а утром исчез!

     Не осталось ни пенька, ни куста,

     Только белая кругом пустота.

     Где же прячутся птица и зверь?

     И куда ж за грибами теперь?

Загадка:  Спрятал луга,

                 Спрятал стога

                 В синий карман,

                 Синий…       (туман)

Опыт «Пар – это тоже вода».

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

Ход опыта. Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром стекло, на нем образуются капельки воды.

Вывод. Вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.

2.Подвижные игры:

«Прохождение болота»

Цель: развитие двигательных и коммуникативных способностей детей.

«Пронеси , не урони»

Цель: развитие ловкости и внимания.

Игровое упражнение «Проведи мяч»

Цель: упражнять в отбивании мяча.

3.Игровая деятельность:

"Вершки и корешки"- дети рассказывают о строении растения, предложенного воспитателем.

Цель: составление описательных рассказов, повторить строение растений.

 «Один — много». 

Цель: образование множественного числа имен существительных: огурец — огурцы, помидор — помидоры...  

«Выложи узор» - из семян выложить узор, развитие мелкой моторики

4.Индивидуальная работа:

Лазанье на четвереньках по бревну, опираясь на ступни и держась руками за край бревна.

 Цель: закреплять навыки равновесия.

Развитие движений (в прыжках, ходьбе по бревну прямо, боком).

Цель: вырабатывать координацию движений.

5.Самостоятельняа деятельность

Игры с выносным оборудованием (корзина с игрушками и инвентарь)

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Игры детей с мячами, скакалками, природным материалом.

Прогулка №17

Наблюдение за камнями

Цельформировать представление о камнях как части неживой природы.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

♦        Какие бывают камни?

♦        Назовите рассыпчатые камни. (Мел, уголь, графит, кремний.)

  • Назови твердые камни.
  • Какими камнями легче рисовать на асфальте?
  • К какой природе они относятся? Почему?
  • Какие камни прочнее?

,   ♦ Как вы думаете, человек где-нибудь использует их?

  • Могут ли камни издавать звуки?
  • Сравните камни на участке и в овраге.

♦        Почему в овраге камни более круглые и гладкие? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, — острые углы исчезают, камешек становится округлым.)

Исследовательская деятельность

Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)

2.Подвижные игры:

«Палочка – выручалочка»

Цель: учить детей согласовывать движение со словами текста.

«Совушка» -игра малой подвижности

Цель: учить детей действовать по сигналу, бегать, врассыпную имитируя птиц, сохранять неподвижную позу. Развивать равновесие.

Игровое упражнение «Кто самый меткий?»

Цель: развивать меткость.

3.Игровая деятельность:

Игра «Кривые дорожки».

Цель: развитие глазомера, упражнение в счете, совершенствование навыков ходьбы.

Материал: палочки, мел для рисования.

Игра «Найди камешки».

Цель: развитие наблюдательности, внимания, фантазии; закрепление движений в естественных условиях.

«Секретики»

Игра может проводиться в любое время года на прогулке.

Цель: совершенствование навыков ориентировки в пространстве.

4.Индивидуальная работа:

Непрерывный бег в течение 1,5 мин. С выполнением движений на дыхание.

Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания).

Отбивание мяча от земли.

 Цель. Учить отбивать мяч.

5.Самостоятельная деятельность.

Игры с выносным оборудованием (корзина с игрушками).

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Игры детей с мячами, скакалками, природным материалом.

Прогулка №18

1.Целевая прогулка - наблюдение за грузовым транспортом

Цельучить различать грузовой транспорт, знать его назначение и применение.

Ход наблюдения

Сам в кабину не могу я залезть пока.

До чего же велико колесо грузовика.

В кузов даже заглянуть не удастся мне,

Посмотреть, что там хранится в кузове на дне.

А в кабине виден руль, дверца на замке.

Но унес ключи шофер на своем брелке.

Подожду его чуть-чуть — у него обед,

Может быть, меня прокатит, а быть может, нет.   В. Мирясова

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Для чего люди используют грузовые автомобили? (Чтобы перевозить различные грузы.)
  • К какому виду транспорта относится автомобиль, если он перевозит грузы? (К грузовому транспорту).
  • Назовите другой грузовой транспорт, который вы знаете. (Бывают грузовые самолеты, вертолеты, товарные поезда, грузовые пароходы, большие грузовики-самосвалы.)

♦  На какой цвет светофора едут автомобили? (На зеленый.)

  • Как называется профессия человека, который управляет автомобилем? (Водитель, шофер.)
  • Сколько цветов у светофора? (Три: красный, желтый, зеленый.)

2.Подвижные игры:

«Мышеловка»

Цель: учить детей согласовывать движение со словами текста

Спортивное упражнение «Мяч в ворота»

Цель: упражнять в отбивании мяча ногой.

Спортивное упражнение «Боулинг»

Цель: упражнять в сбивании кеглей.

«Перетягивания»

Цель: развитие силы и выносливости.

3.Труд в природе

«Развешивание кормушек на территории детского сада»

Цель: вызывать желание у детей заботиться о птицах в холодный период.

4.Театрализованные игры:

Разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!»

Цель: учить интонационно - выразительно проговаривать фразы.

Игра «Давайте хохотать»

Цель: развивать навыки импровизации и монологическую речь.

5.Индивидуальная работа:

«Спрыгни в обруч». 

Цель: учить приземляться мягко на носочки. Перед бревном положены плоские обручи. На бревно дети встают соответственно количеству обручей и спрыгивают в них.

«Прыгни дальше» 

Цель: учить, сильнее отталкиваться и мягко приземляться, сгибая колени.

6.Самостоятельная деятельность.

Игры с выносным оборудованием (корзина с игрушками и инвентарем)

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Игры детей с мячами, скакалками, природным материалом.

Прогулка №19

1.Целевая прогулка - наблюдение за пешеходом (ОБЖ)

Цельзакреплять знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения.        

Ход наблюдения

Должен помнить пешеход:

Есть сигналы светофора

— Подчиняйся им без спора!

Желтый свет — предупреждение:

 Жди сигнала для движения.

Зеленый свет открыл дорогу:

Переходить ребята могут!

 Красный свет нам говорит: — Стой! Опасно! Путь закрыт!

На улице будьте внимательны, дети, Твердо запомните правила эти!

Воспитатель приводит детей на пешеходную часть дороги, проводит беседу.

♦ Где положено ходить пешеходам? (По тротуарам.)

Придерживаться надо правой стороны, чтобы не спотыкаться, не сталкиваться, не обходить встречных, сворачивая в сторону. По улице надо идти спокойным шагом. Переходить дорогу только при зеленом сигнале светофора и по пешеходному переходу.

Воспитатель подводит детей к переходу.

♦ Как вы узнали, что именно здесь пешеходный переход через дорогу?

Правильно, здесь стоит знак «Пешеходный переход» и на дороге начерчены широкие белые полосы.

  • - Как нужно переходить дорогу?
  • - Чего не следует делать на дороге?
  • - Что должен соблюдать пешеход?
  • - Куда надо посмотреть сначала?
  • - Когда пойдем по тротуару, какой стороны будем придерживаться?

2.Подвижные игры:

«У медведя во бору» -подвижная игра

Цель: учить детей согласовывать движение со словами текста

«Салки со скакалкой»

Цель: упражнять в беге в двойке , тройке

 

«Мы веселые ребята»

Цель: закрепить умения бегать в быстром темпе , уворачиваться от ловишки.

Спортивное упражнение «Мяч в ворота»

Цель: упражнять в отбивании мяча ногой.

Игровое упражнение «Не попадись»

Цель: упражнять в прыжках , развивать внимание.

3.Труд в природе

"Сбор камней на участке и выкладывание из них композиции"

Цели: учить трудиться сообща; развивать творческое воображение.

4.Театрализованные игры:

Игра:  «Веселый Старичок-Лесовичок»

Цель: учить пользоваться разными интонациями.

5. Индивидуальная работа:

«1,2,3- к дереву беги». 

Цель: закреплять названия деревьев, кустарников.

«Через ручеек». 

Дети подходят к ручейку и перепрыгивают его, оттолкнувшись сразу двумя ногами. Цель: учить, сильнее отталкиваться и мягко приземляться, сгибая колени.

6.Самостятельная деятельность

Игры с выносным материалом (корзина с игрушками и оборудованием)

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Игры детей с мячами, скакалками, природным материалом.

Прогулка №20

1.Целевая прогулка - наблюдение за общественным транспортом

Цели:  — закреплять знания об общественном транспорте, знать правила дорожного движения;

—        воспитывать интерес к технике и труду взрослых.

Ход наблюдения

Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи

Бегут, бегут по улицам, друг друга обгоняя.

Регулировщик — светофор, как дирижер в оркестре,

Укажет он кому идти, кому стоять на месте.

Наезда можно избежать и столкновенья тоже —

 На перекрестках всех дорог наш светофор поможет.

 Со светофором я дружу, внимательным бываю,

На красный свет я не хожу, зеленый ожидаю.    В. Мирясова

Воспитатель проводит с детьми беседу.

♦        Какой общественный транспорт вы знаете?

  • Как называется место, где останавливаются автобусы? ( Остановка.)
  • Кроме автобусов, какие еще машины останавливаются на остановке? (Маршрутки, такси.)
  • В какую дверь автобуса нужно входить? (В переднюю.)
  • Из какой двери надо выходить? (Из задней.)
  • С какой стороны надо обходить автобус? (Сзади.)
  • Почему? (Хорошо видно движущийся по дороге транспорт.)
  • Вы едете в автобусе сидя, свободных мест нет, вошел пожилой человек и стал рядом с вами. Как вы поступите и почему?
  • Как нужно переходить дорогу? (Не спеша, со взрослым, сначала посмотреть налево, а затем направо.)

        На какой свет светофора? (На зеленый.)

2.Подвижные игры:

«Перелет птиц» «Хитрая лиса»

Цель: Развивать у детей быстроту движений, ловкость, быстро реагировать на сигналы воспитателя.

«Жмурки»

Цель: развивать внимание и ловкость.

Игровое упражнение «Пройди по дорожке»

Цель: развивать чувство равновесия , ловкость , глазомер.

Спортивное упражнение «Пас на ходу»

Цель: развивать ловкость и быстроту.

3.Труд в природе

" Сбор опавших на землю ягод рябины для подкормки птиц зимой".

Цель:  закреплять навыки совместной работы.

4.Театрализованные игры:

Игра-пантомима «Медвежата»

Цель: развивать пантомимические навыки.

Игра « Подбери рифму»

Цель: развивать чувство рифмы.

5.Индивидуальная деятельность:

«Из обруча в обруч».

Плоские обручи (3—4) положены на расстоянии 30см друг от друга. Дети прыгают на двух ногах друг за другом из обруча в обруч, продвигаясь вперед.

6.Самостоятельная деятельность

Игры с выносным оборудованием и материалом

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Игры детей с мячами, скакалками, природным материалом.

Прогулка №21

1.Наблюдение за работой шофера (труд взрослых)

Цели:

  • уточнять представления о работе водителей, управляющих разными видами машин;
  • развивать познавательную деятельность;

— воспитывать интерес и уважение к работе взрослых.

Ход наблюдения

Встаем мы очень рано.

Ведь наша забота —

Всех отвозить

По утрам на работу.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Для чего нужна такая профессия?

  • Должен ли водитель знать правила дорожного движения?
  • Что должен знать водитель, чтобы хорошо водить машину?

♦ Какими машинами могут управлять водители?

  • Какими качествами должен обладать водитель?
  • Где мы встречаем водителей?
  • Кто из вас хочет стать водителем?

2.Подвижные игры:

Подвижная игра «Летает – не летает»

Цель: развивать внимание , быстроту движения.

«Караси и щука»

Цель: закреплять умения детей бегать в быстром темпе.

Игра «Быстрые тройки».

Цель: развитие двигательных и коммуникативных способностей детей, реакции и внимания.

Эстафета «Быстро возьми»

Цель: учить детей ходить, бегать по кругу, действовать по сигналу, развивать ловкость, быстроту.

3.Общественно – полезный труд

"Помощь взрослым в уходе за кустарником, произрастающим на участке"

Цель: формировать умение и желание работать сообща.

4.Сюжетно – ролевые игры:

«Скорая помощь»                                                    

Задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

5.Индивидуальная работа:

Упражнения с элементами игры в баскетбол: передать мяч двумя руками от груди и поймать его; передать мяч одной рукой от плеча. Цель. Учить ловить и бросать мяч, развивать ловкость, умение ориентироваться в пространстве.

«Самолётики»: одни дети - « самолётики», а другие – «туча». Игровые правила: увернуться, убежать от «тучи».

Цель: развивать ловкость, умение ориентироваться в пространстве.

6.Самостоятельная деятельность

Игры с выносным оборудованием

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Игры детей с мячами, скакалками, природным материалом.

Прогулка №22

1.Целевая прогулка - к школе (предметное окружение)

Стихотворение З. Александровой «В школу»:

Листья желтые летят,

День стоит веселый.

Провожает детский сад

Ребятишек в школу.

Отцвели цветы у нас,

Улетают птицы.

Вы идете в первый раз

В первый класс учиться.

Куклы грустные сидят

На пустой террасе.

Наш веселый детский сад

Вспоминайте в классе.

Вспоминайте огород,

Речку в дальнем поле…

Мы ведь тоже через год

Будем с вами в школе.

Беседа:

Напомнить детям, что в городах живет много детей, которые ходят в школу. Поэтому школ в городе много. Предложить детям понаблюдать за уроками физкультуры, рассмотреть физкультурную площадку и территорию возле школы, ее здание.

-Как зовут человека, который работает в школе?

- Для чего нужна школа?

- Почему школа, такая большая?

- Почему так много окон?

- Почему окна такие большие?

 Напомнить, что многие дети осенью пойдут в эту школу.

2.Подвижные игры:

«Караси и щука»

Цель: закреплять умения детей бегать в быстром темпе.

«Волк во рву»

Цель: упражнять детей в прыжках в длину с разбега.

Игровое упражнение «Чья колонна скорее построится?»

Цель: учить детей двигаться по площадке в разных направлениях, по сигналу строится в три колонны в соответствии с предметами находящимися в руках. Развивать внимание, умение действовать по сигналу, ориентировку в пространстве.

3.Труд в природе

"Подметаем дорожки, после сильного ветра."

Цель: продолжать формировать умение детей пользоваться веником и граблями.

4.Театрализованные игры

Игра-пантомима «Нос, умойся!» (по стихотворению Э.Мошковской)  

Цель: развивать инициативность пантомимические навыки.

Игра на пальцах (Л.П.Савина)«Братцы»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

5.Индивидуальная работа

«Кто дальше?»

Цель: учить прыгать в длину с разбега.

Ходьба по бревну.

 Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, держа равновесие.

6.Самостоятельная деятельность

Игры с выносным оборудованием (корзина с игрушками)

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, творчества при использовании в играх природного материала (опавшие листья, семена, плоды).

Прогулка №23

1.Наблюдение за облаками

Цели: формировать умение видеть красоту неба; учить делать открытия, рассуждать; развивать творческое воображение; вызвать желание фантазировать; дать более полное представление о том, как ветер формирует облака.

Загадки:

  Кто плывет по небосводу, в черной шапке до бровей?

  Кто по небу носит воду? Догадайся поскорей!

(Облака.)

Обратить внимание детей на погоду:

– Что вы видите на небе? (Облака.)

– Как можно сказать, какое небо сегодня? Облака неподвижны или движутся? Что делает ветер с облаками?

– На что похожи облака? С чем их можно сравнить?

Пофантазировать, на что похожи облака. При наблюдении за облачностью отмечать количество и форму облаков, направление их движения. Количество облаков можно определить на глаз, характеризуя его словами ясно, облачно, пасмурно.

Приметы: к обеду небо прояснилось, появились высокие кучевые облака – к ясной погоде;  облака движутся с севера на юг – к ясной погоде.

Поговорки и пословицы: «Осенью и у воронья пир»; «Осень идет и дождь за собой ведет».

Стихотворения:

ОБЛАКО

                   Ах, какое облако, облако глубокое,

                   Белое, далекое, прямо надо мной.

                   Ах, какое облако, облако высокое,

                   Облако далекое, не достать рукой.

2.Подвижные игры

игра «Летает – не летает»

Цель: развивать внимание , быстроту движения.

«Караси и щука»

Цель: закреплять умения детей бегать в быстром темпе.

Игровое упражнение «Чья колонна скорее построится?»

Цель: учить детей двигаться по площадке в разных направлениях, по сигналу строится в три колонны в соответствии с предметами находящимися в руках. Развивать внимание, умение действовать по сигналу, ориентировку в пространстве

3.Труд в природе

"Собирать мусор на участке и относить его в ведерках в определенное место"

Цель: Учить детей контролировать перенос тяжестей (до 2-2,5кг) – (до отметки).

4.Дидактические игры:

«Пересчёт деревьев». 

Цель: согласование существительных с числительными.

«С какой ветки детка?»

 Цель: учить различать листья разных деревьев.

«Выложи узор» – из мелких веточек.

Цель: развитие мелкой моторики.

5.Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки в прыжках с высоты 20 см.

«Найди предмет».

Цели:

  • закреплять умение ориентироваться на участке детского сада;
  • находить предмет по описанию.

6.Самостоятельная деятельность

Игры с выносным оборудованием (корзина с игрушками).

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Игры детей с мячами, скакалками, природным материалом.

Прогулка №24

1.Наблюдение за природой после дождя

Выйти с детьми на улицу и попросить понюхать влажный, чистый, свежий, терпкий запах вянущей листвы, тот особый запах осени, который так остро ощущается в воздухе, особенно после дождя. Обратить внимание на то, что взрослые не боятся дождя, они надевают плащи, укрываются зонтиками. Человек давно научился укрываться от непогоды.

Попросить детей рассказать, что они знают о дожде. Полюбоваться обмытыми дождем растениями, чистотой цвета листвы и цветов. Солнце после дождя светит ярко и весело, небо прозрачно-голубое, чистое, без облаков. Птички весело чирикают, радуются окончанию дождя, пьют воду из луж и купаются в них. Вся природа обновлена после дождя.

Загадки: 

С мамой мы пошли гулять,

Стал он землю поливать.

Поливал да поливал,

Всех под зонтики загнал.

(Дождь.)

 

2.Подвижные игры:

«Волк во рву»

Цель: упражнять детей в прыжках в длину с разбега.

Игра малой подвижности «Эхо»

Цель: развивать слуховое внимание.

Игровое упражнение: «Пролезь – не задень»

Цель: упражнять в ловкости, внимании.

3.Игровая деятельность:

«Природа и человек».

Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

«Назови растение с нужным звуком».

Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

4.Индивидуальная работа:

Игровые упражнения со скакалкой.

Цель; закреплять умение прыгать через скакалку, вращая ее вперед, назад.

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Цель: развивать координацию движений.

5.Самостоятельная деятельность

Выносное оборудование (грабли, метла, ведро, скакалки, кольцебросы)

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, дружеских взаимоотношений между детьми.

Прогулка №25

1.Наблюдение за небом

Цель: закрепление представлений о небе и небесных светилах.

Стихотворения:

      Есть в осени первоначальной

      Короткая, но дивная пора –

      Весь день стоит как бы хрустальный,

      И лучезарны вечера…

           Ф. И. Тютчев

Загадки:       

       Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут.

              (Облака.)

    На тарелке колобок – золотой горячий бок.

    А тарелка голубая – не видать конца и края.

                  (Солнце и небо.)

Обратить внимание на облака.

- Они движутся? Что делает ветер с облаками?

- Что еще можно увидеть на небе? (Небесные светила: днем – солнце, ночью – луну и звезды.)

- Какое небо сегодня?

- Какое было вчера?

- Какое было в сентябре?

- Есть ли на небе облака (тучи)?

- Какие они?

Вспомнить, что в сентябре, еще кучевые облака.

Поговорки и пословицы: «Осень идет и дождь за собой ведет»; «Осень велика – зима долга».

2.Подвижные игры:

«Пятнашки»-подвижная игра

Цель: учить детей бегать по площадке врассыпную, с ускорением, закреплять умение действовать по сигналу. Развивать ловкость, быстроту.

«Кочки»

Цель: учить перепрыгивать с кочки на кочку»

 «Бег шеренгами» -игровое упражнение

Цель: учить детей ходить шеренгой с разными положениями рук: на плечах, сцепленные впереди, убегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Развивать умение действовать по сигналу, согласованно,  ловкость, быстроту движений.

3.Труд в природе

"Подметаем дорожки, после сильного ветра."

Цель: продолжать формировать умение детей пользоваться веником и граблями.

4.Дидактические игры:

«Мое облако».

Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы, образного восприятия природы (игра также выполняет роль релаксационной паузы).

«Скажи по-другому».

Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.

5.Индивидуальная работа

Улучшение техники бега (легкость, быстрота, сгибание ног в коленях).

Цель: развивать координацию движений.

«Попади в обруч».

Цель: упражнять в метании в цель.

6.Самостоятельная деятельность

Выносное оборудование (грабли, метла, ведро, скакалки, кольцебросы)

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, дружеских взаимоотношений между детьми.

Прогулка №26

1.Наблюдение за вечерним небом

Цели: расширять кругозор; развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление связей между явлениями природы; пополнить знания о небесных светилах; воспитывать любознательность.

Загадки:

                    Лишь солнце погасло и стало темно,

                   Как по небу кто-то рассыпал зерно.

                   Какое? Не знаю…

                   Но лишь добавлю, что было блестящим

                   И ярким оно.

            (Звезды.)

Обратить внимание детей на вечернее небо.

- Чем вечернее небо  отличается от дневного?

 Чем темнее небосвод, тем ярче на нем поздним вечером будут видны звезды и луна.

Попросить детей вечером из окна своего дома рассмотреть луну (месяц).

Рассказать, что луна имеет несколько видов (фаз), отметить, в какой она находится в данное время. Обратить внимание на месторасположение луны, ее движение по небу; чем луна отличается от солнца.

-  Почему ее называют ночным светилом?

- На что похожа луна? ( месяц)

-  Кроме луны, что есть на небе? (звезды, собранные в созвездия. Найти Большую и Малую Медведицы и самые яркие звезды.

Приметы: ночное небо звездное – будет солнечная, морозная погода; луна в тусклой дымке – к ненастью.

2.Подвижные игры:

«Часики»

Цель: развивать ловкость , внимательность.

Игра малой подвижности «Удочка»

Цель: упражнять в прыжках на месте.

Игровое упражнение «Чья колонна скорее построится?»

Цель: учить детей двигаться по площадке в разных направлениях, по сигналу строится в три колонны в соответствии с предметами находящимися в руках.

3.Игровая деятельность:

«Найди предмет той же формы».

Цель: уточнить представление о форме предметов.

«Отгадайте, что за растение».

Цель: описать предмет и узнать его по описанию.

4.Индивидуальная работа

Перебрасывание друг другу мяча сверху.

Цель: развивать быстроту, ловкость.

Перебрасывание мяча друг другу снизу.

Цель: развивать ловкость, выносливость.

5.Самостоятельная деятельность

Игры с выносным оборудованием (корзина с игрушками в тему периода)

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Игры детей с мячами, скакалками, природным материалом.

Прогулка №27

Наблюдение за насекомыми

Цели: уточнить представление о подготовке насекомых к зиме; воспитывать познавательный интерес к насекомым; развивать наблюдательность и желание общаться с природой.

Стихотворения:

МУХА

              Муха, муха-надоеда

              Прилетела к нам к обеду.

              Видит муха: стол накрыт,

              По тарелкам суп разлит,

              Хлеб нарезан – можно есть.

              Только где же мухе сесть?

              Села муха на окошко,

              Съела муха хлеба крошку.

              Тряпкой муху мы прогнали:

              «В гости мы тебя не звали!»

Загадки:

             Осенью в щель заберется,

              А весной проснется.

                (Муха.)

- Каких насекомых можно было увидеть в сентябре?

- Можно ли увидеть насекомых в октябре?

- Куда они деваются?

- Почему они спрятались?

 Обратить внимание, что после первых заморозков насекомых стало меньше. Предложить поискать насекомых на участке. Насекомые забираются в укромные места: под кору, под сухие листья, в щели домов и стволов растений и засыпают до весны – их не надо трогать.

Подвести детей к выводу, что когда становиться холодно исчезают насекомые и птицам, которые ими питаются нечего есть, поэтому они улетают в теплые края.

Приметы:  паук не раскидывает сетей перед бурей или перед дождем; перед непогодой пауки сами уничтожают сотканную ими паутину и забираются в щели.

2.Подвижные игры:

«Горелки»

Цель: развивать бег ,внимание.

«Баба-Яга»

Цель: развитие двигательных и творческих способностей детей.

«Бег шеренгами»-игровое упражнение

Цель: учить детей ходить шеренгой с разными положениями рук: на плечах.

3.Труд в природа: 

"Сбор шишек для природного уголка и экспериментирования".

Цель: привлекать детей для сбора шишек с родителями для будущих поделок и экспериментов.

4.Творческие игры:

«Клякса»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Материал: листы бумаги, на которых нанесены кляксы.

«Так не бывает! »

Цель: развивать творческое воображение детей.

5.Индивидуальная работа:

Общеразвивающие упражнения.

Цель: поддерживать интерес к общеразвивающим упражнениям, изменять исходное положение, темп и амплитуду движения.

6.Самостоятельная деятельность

Выносное оборудование (мячи, скакалки, грабли, метлы, корзина с игрушками)

Цель: развитие двигательного творчества.

Прогулка №28

1.Наблюдение - Рассматривание почвы

Цели: продолжать формировать представления об осенних изменениях в природе (выявить первые признаки приближения зимы – заморозки по ночам, появление инея); приучать детей видеть зависимость состояния почвы от погоды.

Стихотворения:

               Чтобы корни всех растений

               Под землей дышать могли,

               Хорошенько нужно землю

               Прополоть и разрыхлить.

Загадки:

       Он и желтый, и сыпучий, во дворе насыпан кучей.

       Если хочешь, можешь брать и играть.

                  (Песок.)

Вопросы:

- Что вы знаете о почве?

-  Из чего она состоит?

-  Для чего она нужна? Кто в ней живет?

Почва состоит из песка, глины, отмерших частей растений и животных, камешков и разных органических частиц, воды и воздуха. В почве находятся корни всех растений, которые черпают из нее воду и полезные для растения вещества. Почва служит домом для многих животных, насекомых и червей.

- Ребята назовите обитателей подземного царства (крот, мышь-полевка, слепыш, дождевой червь, насекомые и их личинки).

Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры».

Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.

В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: теплая (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет (светло-коричневая), полить землю из лейки (как будто прошел дождь), предложить детям опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой. Дети нажимают кончиками пальцев на поверхность, она липкая, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.

Вывод. Изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

2.Подвижные игры:

«Пятнашки»

Цель: учить детей бегать по площадке врассыпную, с ускорением, закреплять умение действовать по сигналу. Развивать ловкость, быстроту.

«Кочки»

Цель: учить перепрыгивать с кочки на кочку»

 «Бег шеренгами» - игровое упражнение

Цель: учить детей ходить шеренгой с разными положениями рук: на плечах, сцепленные впереди, убегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

3. Труд в природе

"Смести песок со скамеек на веранде и на участке".

Цель: продолжать приучать детей к труду, доводить начатое дело до конца.

4.Дидактические игры:

«Вершки и корешки».

Цель: упражнять в классификации овощей (что в них съедобно – корень или плоды на стебле).

с мячом «Бывает – не бывает».

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

5. Индивидуальная работа:

Метание предметов в цель.

Цель: развивать силу рук и глазомер.

6. Самостоятельная деятельность

Игры с выносным оборудованием ( корзина с игрушками)

Цель: развитие инициативы, самостоятельности, творчества при использовании в играх природного материала (опавшие листья, семена, плоды).

Прогулка №29

1.Наблюдение за воробьем осенью

Цели:

—        продолжать закрепление знаний о воробье;

—        учить видеть изменения в поведении птиц с приходом осени;

—        активизировать внимание и память.

Ход наблюдения

Воробушек горько плачет,

Серый, маленький, как мячик.

 Плачет жалобно.

И тихо: — Где ты, мама воробьиха?

Я не ел полдня,

Кто покормит меня?

Чик-чирик, чик-чивяк, —

Мне бы хоть один червяк...

Воробьиха прилетела,

Рядом с ним на ветку села:

—  Тише, птенчик, дурачок,

Принесла я червячок...

Воробушек чик-чирик,

Бросил плакать в тот же миг.

Клювом-носом покрутил,

В миг обед свой проглотил:

—Ой, как вкусно, только мало!

 Принеси еще мне, мама...

Воспитатель проводит с детьми беседу.

  • Как выглядит воробей? (Это маленькая бойкая птичка.)
  • Про него часто говорят: «серый воробушек». А на самом деле воробей совсем не серый. А какой? (У него коричневая спинка с широкими продольными черными полосами.)
  • А какие хвост и крылья? (Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой.)

♦        А головка какого цвета? (Серая.)

♦        Где живут воробьи? (В городе и деревне.)

♦        Да, они везде хорошо приспосабливаются к привычкам человека. Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Возле людей птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки.)

♦        Особенно нравится воробьям устраивать свои квартиры за ставнями или резными оконными наличниками деревянных домов. А городские воробушки где могут поселиться? (Под козырьком подъезда или балкона.)

♦        Давайте посмотрим, где посилились воробьи у нас на территории детского сада? Как человек должен заботиться о птицах? (Сделать кормушки, ежедневно насыпать корм.)

♦        Чем питаются воробьи осенью? (Они клюют зернышки и  семена растений.)

2.Подвижные игры:

«Пингвины 2»

Цель: упражнять в прыжках , используя взмах рук.

«Ползи – толкай»

Цель: упражнять в ползании на четвереньках .

Игра малой подвижности «Эхо»

Цель: развивать слуховое внимание.

3.Игровая деятельность:

«Узнай, чей лист».

Цель: учить узнавать растения по листу.

«Отгадываем загадки».

Цель: расширять запас существительных в активном словаре.

4.Индивидуальная работа:

«Сбей кеглю». Цели:

  • учить бросать мяч в цель;
  • развивать меткость, внимание.

5.Самостоятельная деятельность

Игры с выносным оборудованием

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Игры детей с мячами, скакалками, природным материалом.

Прогулка №30

1. Наблюдение за голубями

Цели:

  • продолжать закрепление знаний о птичьем мире;
  • уточнять, чем питаются и где живут птицы, как человек ухаживает за ними, почему дикие голуби занесены в Красную книгу.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

Озорной мальчишка

В сером армянишке

По двору шныряет,

Крохи собирает. (Воробей.)

Кто летает, кто стрекочет — Рассказать нам что-то хочет? (Сорока.)

  • Какие птицы чаще всего прилетают на участок?
  • Где они живут?
  • Что они любят клевать?
  • Кто их кормит?
  • Где живут голуби?

Еще у древних людей голубь считался символом мира и дружбы. Птица, редкая по красоте, очень легко приучается, быстро привязывается к человеку.' Но у голубя есть и другое качество — он прекрасный почтальон. Человек давно заметил природную особенность голубя находить свое гнездо, свой дом даже на больших расстояниях. А вы знаете, что дикие голуби занесены в Красную книгу? В природе почти не осталось диких голубей, вот и в наших краях дикий голубь не встречается.

  • Какие перья в крыльях согревают голубя?
  • Почему голубей называют сизарями?
  • Почему голубь парит?

Исследовательская деятельность

Сравнить голубя и галку.

2.Народные подвижные игры:

«Горелки»

Цель: развивать бег ,внимание.

«Баба-Яга»

Цель: развитие двигательных и творческих способностей детей.

Игровое упражнение «Подбрось – поймай»

Цель: упражнять в бросании и ловле мяча.

3.Труд в природе

"Уборка участка."

Цели: учить выполнению трудовых действий; приучать работать в коллективе.

4.Творческие игры:

«Оживление предметов»

Цель: развивать творческое воображение детей.

«Нарисуй настроение»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Материал: бумага, акварельные краски.

«Так не бывает! »

Цель: развивать творческое воображение детей.

5.Индивидуальная работа:

Прыжки на одной ноге.

Цель: упражнять энергично отталкиваться и правильно приземляться.

Выполнение упражнений на сохранение равновесия.

Цель: воспитывать выносливость.

6.Самостоятельная деятельность

Игры с выносным оборудованием

Цель: развитие инициативы, коммуникативных навыков.

Игры детей с мячами, скакалками, природным материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека прогулок в подготовительной к школе группе.

Картотека прогулок в подготовительной к школе группе....

Картотека прогулок в подготовительной к школе группе

картотека прогулок в подготовительной группе, осень, зима, весна....

Картотека прогулок в подготовительной к школе группе.

Картотека прогулок в подготовительной к школе группе.Осень1. Наблюдение за сезонными изменениямиЦели:— формировать понятия о смене времен года;— уточнять представления об особенностях кажд...

"Картотека прогулок ЯНВАРЬ" (подготовительная к школе группа)

quot;Картотека прогулок ЯНВАРЬ" (подготовительная к школе группа)...

Картотека прогулок в подготовительной к школе группе.

Прогулки в подготовительной группе...