«Формы и методы экологического воспитания».
консультация по окружающему миру
В этой консультации воспитатели познакомятся с разными формами экологического воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya.pptx | 2.56 МБ |
konsult.docx | 34.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель экологического воспитания Формирование у воспитанников экологических начал через привитие любви и уважения к природе.
Гического воспитания Задачи экологического воспитания - формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника; - формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями; - воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; - формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).
Формы экологического воспитания - занятия ; - походы и экскурсии; - экологические праздники и досуги; - ознакомление детей с природой в повседневной жизни; - элементарная поисковая деятельность детей.
I. ЗАНЯТИЯ Первично-ознакомительный тип ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
I . ЗАНЯТИЯ Первично-ознакомительный тип ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
I. ЗАНЯТИЯ Первично-ознакомительный тип ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
I. ЗАНЯТИЯ Первично-ознакомительный тип ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
I . ЗАНЯТИЯ Первично-ознакомительный тип СРЕДНЯЯ ГРУППА
I. ЗАНЯТИЯ Первично-ознакомительный тип СТАРШАЯ ГРУППА
I. ЗАНЯТИЯ Первично-ознакомительный тип СТАРШАЯ ГРУППА
II. ПОХОДЫ И ЭКСКУРСИИ
II. ПОХОДЫ И ЭКСКУРСИИ
III . ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ И ДОСУГИ
III . ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ И ДОСУГИ
III . ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ И ДОСУГИ
III . ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ И ДОСУГИ
IV. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
IV. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
V . Элементарная поисковая деятельность воспитанников
Методы экологического воспитания
Наглядные методы
Наглядные методы
Практические методы Дидактические игры
Практические методы Подвижные игры
Практические методы Элементарные опыты
Словесные методы
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №32 общеразвивающего вида городского округа
г. Нефтекамск Республики Башкортостан
Консультация для воспитателей
«Формы и методы
экологического воспитания».
Подготовила: воспитатель
средней группы Галиханова Р.Х.
Нефтекамск 2017г.
Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных организациях. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее.
Целью экологического воспитания является формирование у воспитанников экологических начал через привитие любви и уважения к природе.
Важными задачами являются:
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;
- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).
Экологическое воспитание дошкольников — это часть образовательного процесса, которая способствует развитию у воспитанников мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственного воспитания, то есть становления личности в целом.
Формы экологического воспитания – это
- занятия;
- походы и экскурсии;
- экологические праздники и досуги;
- ознакомление детей с природой в повседневной жизни;
- элементарная поисковая деятельность детей.
- Занятия.
Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с миром природы. Они позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.
Можно выделить несколько типов занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения.
Первично-ознакомительный тип занятий
Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия. Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентом становятся чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов или слайдов, рассказ воспитателя. Занятия первично-ознакомительного типа имеют место во всех возрастных группах. Младших дошкольников воспитатель с помощью картин знакомит с домашними животными, при этом используются картины «портретного» типа, с несложным сюжетом.
В средней группе воспитатель активизирует речь детей: просит подробнее отвечать на разные вопросы, предлагает говорить простыми фразами, учит замечать соотношение предметов, их связи.
Со старшими дошкольниками занятия первично-ознакомительного типа, как правило, значительно сложнее. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, «выходить» за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин, этому способствуют и некоторые, уже имеющийся у детей опыт и круг представлений. Неоценимую пользу картины, слайды, видеофильмы могут оказать в ознакомлении детей с экосистемами недоступными для непосредственного их восприятия: морем, пустыней, Арктикой.
Обобщающий тип занятий
На протяжении ряда лет дети младшего и среднего возраста обстоятельно знакомятся с овощами, фруктами, деревьями, сезонными явлениями природы. Это позволяет в старшем дошкольном возрасте сформировать обобщенные представления об однородных объектах и явлениях природы, что и происходит на занятии обобщающего типа.
Углубленно-познавательный тип занятия
Это занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией.
Комплексные занятия
Комплексные занятия – это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.
- Походы и экскурсии.
Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное окружение – это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Однако в нашей практике мы не можем использовать данную форму экологического воспитания, так как это связано с мерами безопасности.
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с миром природы.
Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
Экскурсии, как форма занятий, проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Например, экскурсии по экологической тропе, на приусадебный участок, в парки, скверы и т.д.
3. Экологические праздники и досуги.
Экологические праздники могут быть посвящены временам года,
урожаю, снежной и ледяной скульптуре, весеннему возрождению природы. Летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера.
Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы - их организует воспитатель.
4. Ознакомление детей с природой в повседневной жизни.
Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам, организует разнообразные игры с природным материалом: песком, глиной, льдом, листьями и т. д.
5. Элементарная поисковая деятельность воспитанников.
Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания. Элементарная поисковая деятельность как форма организации используется в старшем дошкольном возрасте.
А теперь остановимся на методах экологического воспитания.
В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения:
- наглядные,
- практические,
- словесные.
При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов.
Практические методы - это игры (дидактические, подвижные, творческий), элементарные опыты и моделирование.
Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.
Моя Консультация называется
«Формы и методы экологического воспитания». (Слайд 1)
Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных организациях. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее. (Слайд 2)
Целью экологического воспитания является формирование у воспитанников экологических начал через привитие любви и уважения к природе. (Слайд 3)
Важными задачами являются:
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;
- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).
Экологическое воспитание дошкольников — это часть образовательного процесса, которая способствует развитию у воспитанников мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственного воспитания, то есть становления личности в целом. (Слайд 4)
Формы экологического воспитания – это
- занятия;
- походы и экскурсии;
- экологические праздники и досуги;
- ознакомление детей с природой в повседневной жизни;
- элементарная поисковая деятельность детей.
1. Занятия.
Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с миром природы. Они позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.
Можно выделить несколько типов занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения. (Слайд 5 )
Первично-ознакомительный тип занятий
Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. (Слайд 6) Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия. (Слайд 7) Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. (Слайд 8) Нередко их компонентом становятся чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов или слайдов, рассказ воспитателя. Занятия первично-ознакомительного типа имеют место во всех возрастных группах. Младших дошкольников воспитатель с помощью картин знакомит с домашними животными, при этом используются картины «портретного» типа, с несложным сюжетом.
(Слайд 9) В средней группе воспитатель активизирует речь детей: просит подробнее отвечать на разные вопросы, предлагает говорить простыми фразами, учит замечать соотношение предметов, их связи.
(Слайд 10) Со старшими дошкольниками занятия первично-ознакомительного типа, как правило, значительно сложнее. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, «выходить» за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин, этому способствуют и некоторые, уже имеющийся у детей опыт и круг представлений. (Слайд 11) Неоценимую пользу картины, слайды, видеофильмы могут оказать в ознакомлении детей с экосистемами недоступными для непосредственного их восприятия: морем, пустыней, Арктикой.
Обобщающий тип занятий
На протяжении ряда лет дети младшего и среднего возраста обстоятельно знакомятся с овощами, фруктами, деревьями, сезонными явлениями природы. Это позволяет в старшем дошкольном возрасте сформировать обобщенные представления об однородных объектах и явлениях природы, что и происходит на занятии обобщающего типа.
Углубленно-познавательный тип занятия
Это занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией.
Комплексные занятия
Комплексные занятия – это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками. (Слайд 12)
2. Походы и экскурсии.
Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное окружение – это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Однако в нашей практике мы не можем использовать данную форму экологического воспитания, так как это связано с мерами безопасности.
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с миром природы.
(Сайд 13) Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
Экскурсии, как форма занятий, проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Например, экскурсии по экологической тропе, на приусадебный участок, в парки, скверы и т.д. (Слайд 14)
3. Экологические праздники и досуги.
Экологические праздники могут быть посвящены (Слайд15) временам года,
(слайд 16) урожаю, снежной и ледяной скульптуре, весеннему возрождению природы. Летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, (Слайд 17) праздники оздоровительного характера.
Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы - их организует воспитатель. (Слайд 18)
4. Ознакомление детей с природой в повседневной жизни.
Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам, (Слайд19) организует разнообразные игры с природным материалом: песком, глиной, льдом, листьями и т. д. (Слайд20)
5. Элементарная поисковая деятельность воспитанников.
Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания. Элементарная поисковая деятельность как форма организации используется в старшем дошкольном возрасте. (Слайд21)
А теперь остановимся на методах экологического воспитания.
В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения:
- наглядные,
- практические,
- словесные.
При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы. (Слайд 22)
К наглядным методам относятся наблюдение,(Слайд23) рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов. (Слайд 24)
Практические методы - это игры (дидактические, (Слайд 25) подвижные, творческий), (Слайд26) элементарные опыты и моделирование. (Слайд 27)
Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. (Слайд 28)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: «Формы организации экологического воспитания дошкольников"
Консультация для воспитателей:«Формы организации экологического воспитания дошкольников@...
Курсовая работа "Теоретическое и методическое руководство дежурствами, как формы организации трудового воспитания.
Раскрываются теоретические и методические основы руководства дежурствами в разных возрастных группах. Диагностику не выкладываю так как она индивидуальна....
Презентация "Методы, средства и формы организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста"
Презентация из опыта работы музыкального руководителя. Организация музыкального воспитания в ДОУ....
Народное декоративно-прикладное искусство как одна из форм духовно-нравственного воспитания дошкольника
В настоящие время, когда ребенок получает большой поток информации, в том числе и негативного содержания, существует острая необходимость на ранних этапах развития личности привить потребность в освое...
Краеведение - одна из форм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
В статье раскрывается работа по краеведению, как одна из форм духовно-нравственного воспитания дтей дошкольного возраста, а также описывается опыт работы в этом направлении....
Сл. 1 «Что такое ФГОС дошкольного образования?» «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка» (В. В. Давыдов, советский педагог и психолог,
Сл. 1 Сл. 1 «Что такое ФГОС дошкольного образования?»«Воспитание служит необходимойи всеобщей формой развития ребенка.Воспитание достигает своих целей,если умеет направить собственнуюдеятельность...
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...