«Формы и методы экологического воспитания».
консультация по окружающему миру

Галиханова Ралия Хабибяновна

В этой консультации воспитатели познакомятся с разными формами экологического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.pptx2.56 МБ
Файл konsult.docx34.04 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация н а тему «Формы и методы э кологического воспитания дошкольников» Подготовила воспитатель: Галиханова Р.Х.

Слайд 2

Цель экологического воспитания Формирование у воспитанников экологических начал через привитие любви и уважения к природе.

Слайд 3

Гического воспитания Задачи экологического воспитания - формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника; - формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями; - воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; - формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).

Слайд 4

Формы экологического воспитания - занятия ; - походы и экскурсии; - экологические праздники и досуги; - ознакомление детей с природой в повседневной жизни; - элементарная поисковая деятельность детей.

Слайд 5

I. ЗАНЯТИЯ Первично-ознакомительный тип ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Слайд 6

I . ЗАНЯТИЯ Первично-ознакомительный тип ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Слайд 7

I. ЗАНЯТИЯ Первично-ознакомительный тип ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Слайд 8

I. ЗАНЯТИЯ Первично-ознакомительный тип ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Слайд 9

I . ЗАНЯТИЯ Первично-ознакомительный тип СРЕДНЯЯ ГРУППА

Слайд 10

I. ЗАНЯТИЯ Первично-ознакомительный тип СТАРШАЯ ГРУППА

Слайд 11

I. ЗАНЯТИЯ Первично-ознакомительный тип СТАРШАЯ ГРУППА

Слайд 12

II. ПОХОДЫ И ЭКСКУРСИИ

Слайд 13

II. ПОХОДЫ И ЭКСКУРСИИ

Слайд 14

III . ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ И ДОСУГИ

Слайд 15

III . ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ И ДОСУГИ

Слайд 16

III . ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ И ДОСУГИ

Слайд 17

III . ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ И ДОСУГИ

Слайд 18

IV. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Слайд 19

IV. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Слайд 20

V . Элементарная поисковая деятельность воспитанников

Слайд 21

Методы экологического воспитания

Слайд 22

Наглядные методы

Слайд 23

Наглядные методы

Слайд 24

Практические методы Дидактические игры

Слайд 25

Практические методы Подвижные игры

Слайд 26

Практические методы Элементарные опыты

Слайд 27

Словесные методы

Слайд 28

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад №32 общеразвивающего вида городского округа

г. Нефтекамск Республики Башкортостан

           

 Консультация для воспитателей

«Формы и методы

экологического воспитания».

Подготовила: воспитатель

средней группы Галиханова Р.Х.

Нефтекамск 2017г.

Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных организациях. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее.

Целью экологического воспитания является формирование у воспитанников экологических начал через привитие любви и уважения к природе.

Важными задачами являются:

- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;

- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).

Экологическое воспитание дошкольников — это часть образовательного процесса, которая способствует развитию у воспитанников мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственного воспитания, то есть становления личности в целом.

 Формы экологического воспитания – это

- занятия;

- походы и экскурсии;

- экологические праздники и досуги;

- ознакомление детей с природой в повседневной жизни;

- элементарная поисковая деятельность детей.       

  1. Занятия.

            Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с миром природы.  Они позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.

 Можно выделить несколько типов занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения.

Первично-ознакомительный тип занятий

Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия. Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентом становятся чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов или слайдов, рассказ воспитателя. Занятия первично-ознакомительного типа имеют место во всех возрастных группах. Младших дошкольников воспитатель с помощью картин знакомит с домашними животными, при этом используются картины «портретного» типа, с несложным сюжетом.    

В средней группе воспитатель активизирует речь детей: просит подробнее отвечать на разные вопросы, предлагает говорить простыми фразами, учит замечать соотношение предметов, их связи.           

Со старшими дошкольниками занятия первично-ознакомительного типа, как правило, значительно сложнее. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, «выходить» за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин,  этому способствуют и некоторые, уже имеющийся у детей опыт и круг представлений. Неоценимую пользу картины, слайды, видеофильмы могут оказать в ознакомлении детей с экосистемами недоступными для непосредственного их восприятия: морем, пустыней, Арктикой.

Обобщающий тип занятий

На протяжении ряда лет дети младшего и среднего возраста обстоятельно знакомятся с овощами, фруктами, деревьями, сезонными явлениями природы. Это позволяет в старшем дошкольном возрасте сформировать обобщенные представления об однородных объектах и явлениях природы, что и происходит на занятии обобщающего типа.

Углубленно-познавательный тип занятия

 Это занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией.

Комплексные занятия

Комплексные занятия – это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.

  1. Походы и экскурсии.

Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное окружение – это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Однако в нашей практике мы не можем использовать данную форму экологического воспитания, так как это связано с мерами безопасности.

Экскурсии  –  один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с миром природы.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. 

            Экскурсии, как форма занятий, проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Например, экскурсии по экологической тропе, на приусадебный участок, в парки, скверы и т.д.

3. Экологические праздники и досуги.        

    Экологические праздники могут быть посвящены временам года,

урожаю, снежной и ледяной скульптуре, весеннему возрождению природы. Летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера.

            Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы - их организует воспитатель.  

4. Ознакомление детей с природой в повседневной жизни.

      Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам, организует разнообразные игры с природным материалом:  песком, глиной, льдом, листьями и т. д. 

5. Элементарная поисковая деятельность воспитанников.

Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.     Элементарная поисковая деятельность как форма организации используется в старшем дошкольном возрасте. 

А теперь остановимся на методах экологического воспитания.

В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения:

- наглядные,

- практические,

- словесные.

При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов. 

Практические методы - это игры (дидактические, подвижные, творческий), элементарные опыты и моделирование.

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. 

          Моя  Консультация называется

«Формы и методы экологического воспитания». (Слайд 1)

Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных организациях. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее. (Слайд 2)

Целью экологического воспитания является формирование у воспитанников экологических начал через привитие любви и уважения к природе. (Слайд 3)

Важными задачами являются:

- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;

- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).

Экологическое воспитание дошкольников — это часть образовательного процесса, которая способствует развитию у воспитанников мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственного воспитания, то есть становления личности в целом. (Слайд 4)

 Формы экологического воспитания – это

- занятия;

- походы и экскурсии;

- экологические праздники и досуги;

- ознакомление детей с природой в повседневной жизни;

- элементарная поисковая деятельность детей.       

1. Занятия.

            Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с миром природы.  Они позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.

 Можно выделить несколько типов занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения. (Слайд 5 )

Первично-ознакомительный тип занятий

Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. (Слайд 6) Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия. (Слайд 7) Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. (Слайд 8) Нередко их компонентом становятся чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов или слайдов, рассказ воспитателя. Занятия первично-ознакомительного типа имеют место во всех возрастных группах. Младших дошкольников воспитатель с помощью картин знакомит с домашними животными, при этом используются картины «портретного» типа, с несложным сюжетом.    

(Слайд 9) В средней группе воспитатель активизирует речь детей: просит подробнее отвечать на разные вопросы, предлагает говорить простыми фразами, учит замечать соотношение предметов, их связи.           

(Слайд 10) Со старшими дошкольниками занятия первично-ознакомительного типа, как правило, значительно сложнее. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, «выходить» за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин,  этому способствуют и некоторые, уже имеющийся у детей опыт и круг представлений.  (Слайд 11) Неоценимую пользу картины, слайды, видеофильмы могут оказать в ознакомлении детей с экосистемами недоступными для непосредственного их восприятия: морем, пустыней, Арктикой.

Обобщающий тип занятий

На протяжении ряда лет дети младшего и среднего возраста обстоятельно знакомятся с овощами, фруктами, деревьями, сезонными явлениями природы. Это позволяет в старшем дошкольном возрасте сформировать обобщенные представления об однородных объектах и явлениях природы, что и происходит на занятии обобщающего типа.

Углубленно-познавательный тип занятия

 Это занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией.

Комплексные занятия

Комплексные занятия – это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками. (Слайд 12)

2. Походы и экскурсии.

Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное окружение – это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Однако в нашей практике мы не можем использовать данную форму экологического воспитания, так как это связано с мерами безопасности.

Экскурсии  –  один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с миром природы.

(Сайд 13) Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. 

            Экскурсии, как форма занятий, проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Например, экскурсии по экологической тропе, на приусадебный участок, в парки, скверы и т.д. (Слайд 14)

3. Экологические праздники и досуги.        

    Экологические праздники могут быть посвящены (Слайд15) временам года,

(слайд 16) урожаю, снежной и ледяной скульптуре, весеннему возрождению природы. Летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, (Слайд 17) праздники оздоровительного характера.

            Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы - их организует воспитатель.   (Слайд 18)

4. Ознакомление детей с природой в повседневной жизни.

      Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам, (Слайд19) организует разнообразные игры с природным материалом:  песком, глиной, льдом, листьями и т. д. (Слайд20)

5. Элементарная поисковая деятельность воспитанников.

Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.     Элементарная поисковая деятельность как форма организации используется в старшем дошкольном возрасте. (Слайд21)

А теперь остановимся на методах экологического воспитания.

В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения:

- наглядные,

- практические,

- словесные.

При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы. (Слайд 22)

К наглядным методам относятся наблюдение,(Слайд23) рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов. (Слайд 24)

Практические методы - это игры (дидактические, (Слайд 25) подвижные, творческий), (Слайд26) элементарные опыты и моделирование.  (Слайд 27)

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. (Слайд 28)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Формы организации экологического воспитания дошкольников"

Консультация для воспитателей:«Формы организации экологического воспитания дошкольников@...

Курсовая работа "Теоретическое и методическое руководство дежурствами, как формы организации трудового воспитания.

Раскрываются теоретические и методические основы руководства дежурствами в разных возрастных группах. Диагностику не выкладываю так как она индивидуальна....

Презентация "Методы, средства и формы организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста"

Презентация из опыта работы музыкального руководителя. Организация музыкального воспитания в ДОУ....

Народное декоративно-прикладное искусство как одна из форм духовно-нравственного воспитания дошкольника

В настоящие время, когда ребенок получает большой поток информации, в том числе и негативного содержания, существует острая необходимость на ранних этапах развития личности привить потребность в освое...

Краеведение - одна из форм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

В статье раскрывается работа по краеведению, как одна из форм духовно-нравственного воспитания дтей дошкольного возраста, а также описывается опыт работы в этом направлении....

Сл. 1 «Что такое ФГОС дошкольного образования?» «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка» (В. В. Давыдов, советский педагог и психолог,

Сл. 1 Сл. 1 «Что такое ФГОС дошкольного образования?»«Воспитание служит необходимойи всеобщей формой развития ребенка.Воспитание достигает своих целей,если умеет направить собственнуюдеятельность...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...