Проект "Эколята-дошколят"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Никулина Ксения Алексеевна

Эколята-дошколята

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekolyata.docx734.58 КБ

Предварительный просмотр:

Московская область

Ленинский городской округ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Город детства»

Познавательно-обучающий проект

"Эколята-дошколята".

 Вторая младшая группа.

Подготовила:

воспитатель1 категории

Никулина К.А.

2022г.

Возрастная группа: вторая младшая группа

Тема: «Эколята-дошколята».

Вид проекта: краткосрочный.

Тип проекта: обучающий, познавательный.

Сроки проведения: март 2022 год.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители. 

Актуальность: Экологическое воспитание– одно из основных направлений в системе дошкольного образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Умение жить в согласии с природой и окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на вопросы. Для того чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нами были созданы условия для поисково-исследовательской деятельности малышей.

Цель: формировать у детей дошкольного возраста интерес к окружающей природе и понимание того, что Природа – наш зеленый друг; привлечь внимание детей к экологическим проблемам лесопарков родного города.

 

Задачи проекта:

1. Формировать у детей систему экологических знаний и представлений.

2. Развивать у детей эстетические чувства (умение замечать красоту природы, любоваться ею, желание сохранить ее), внимательность, мышление, речь, двигательную активность, мелкую моторику рук.

3. Воспитывать гуманное отношение к природе.

4. Воспитывать активную гражданскую позицию в защите окружающей среды, расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, желание общаться с природой, не загрязняя ее.

 

Ожидаемые результаты:

1. Дети доброжелательно, бережно и одновременно осторожно относятся к растениям и животным.

2. Умеют предвидеть положительные и отрицательные результаты своего вмешательства в природу.

3. Дети владеют элементарными правилами поведения в лесу.

 

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный:

- Подбор методической литературы.

- Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

 - Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.

 

2. Основной (реализация проекта):

1. Коммуникативная деятельность:

Познавательные беседы: «Многообразие и разнообразие осенних листьев», «Беседа с деревьями», «Природа готовится к зиме», «В гости к лесным зверюшкам», «Что нас окружает?», «Мусор под ногами», «Правила поведения в лесу», «Чем опасен мусор для растений и животных».

2. Игровая деятельность:

 Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «С какого дерева лист», «Назови меня», «Времена года», «Кто где живет», «Кто чем питается», «Кто дружит с деревом», «Четвертый лишний» и др.

Настольно-печатные игры: «Времена года», «Погодные явления», «Лото: животные», «Лото: овощи, фрукты»; пазлы и разрезные картинки «Цветы», «Ягоды», «Птицы», «Деревья», «Животные», «Насекомые».

Сюжетно ролевые игры: «Ветеринарная клиника», «Пикник на природе».

3. Чтение художественной литературы: Е. Чарушин «Кошка», «Собака»; сказки В. Сухомлинского: «Лепесток и цветок», «Девочка и ромашка», «Пчела и тыквенный цветок», «Птенец выпал из гнезда», «Карасик в аквариуме», «Почему плачет синичка?», «Семь дочерей», «Стыдно перед соловушкой», Н. Носов «Карасик» и др.

4. Изобразительная деятельность: аппликация «Осенний клен» (коллективная работа), «Экознаки», рисование «Осенний лес». Самообслуживание и элементарный бытовой труд: посильная трудовая деятельность на улице (собрать листья, веточки)

5. Двигательная деятельность: подвижные игры «Воробьи зимой», «Рыболов», «Земля-вода-воздух».

6. Итоговые занятия:

Тема: «Лесные истории»

Цель: дать детям первоначальные знания об экологии.

Материал и оборудование: стол с подсветкой –модуль леса, игрушки: заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь, бабочка, кузнечик, птичка, пожарник, пожарная машина, «костёр», запрещающие знаки «Что нельзя делать в лесу», картинки экологические ситуации.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам гость придет (раздается стук в дверь). А вот и он. (Появляется Ежик)

Воспитатель: Доброе утро, Ежик! Ребята, поздоровайтесь с Ежиком.

Дети: - Здравствуй, Ежик!

Воспитатель: - Вы знаете, Ежик рассказал мне историю, которая произошла в его лесу. Хотите послушать? Я вам ее расскажу и покажу. (Воспитатель приглашает детей к макету)

Дети становятся вокруг модели леса. (Горит зеленая подсветка.)

Воспитатель: - В зеленом, добром лесу росли высокие деревья, мягкая травка и красивые цветы. И жили в нем дикие звери: зайчик, ежик, белочка, волк, лиса и медведь. А еще в нем жили птички и насекомые (воспитатель поочередно выставляет животных, птиц и насекомых). Они жили дружно и весело, помогали друг другу. Лес был настоящим домом, оберегал и кормил всех жильцов.

И вот однажды теплым летним днем зайчик решил пойти в гости к ежику. У него было хорошее настроение, ведь так приятно пахло грибами, зеленая травка стелилась мягким ковром, а высоко в небе пели птицы. (Воспитатель перемещает фигурку зайца, при этом голосом передает его настроение). Вдруг заяц услышал шум.

Заяц: - Что это за шум на полянке? Чем это так неприятно пахнет? (Заяц кашляет)

Воспитатель: Зайчик быстро побежал к Ежику.

Заяц: - Ежик, Ежик, пойдем скорее на полянку, посмотрим, что там происходит. Слышишь какой шум, чувствуешь, как неприятно пахнет?

Только собрались друзья идти на полянку подлетает к ним воробей. - Чик-чирик! Мое гнездышко разорили, яички все разбили!

Летит бабочка: - Цветочки все оборвали!

И кузнечик прискакал: - Чуть я ножку не сломал!

Тут лисичка прибежала: - Чуть в капкан я не попала!

Волк завыл: - У-у-у! Больше я так не могу!

Белка прыгнула вдруг с ветки: - Где мои родные детки?!

И медведь давай реветь: - Не хочу это терпеть! Давайте прогоним не званных гостей!

Но тут шум прекратился. Наступила тишина. Выбежали звери на полянку и увидели: мусор повсюду разбросан, деревья сломаны, цветы сорваны, гнезда разорены, предметы непонятные лежат, а посередине костер горит.

Белочка закричала: - Ай-ай-ай! Какой беспорядок в лесу!

Заяц: - Ой-ой-ой! Я лапку поранил о стекло!

Лиса: - А я нашла что-то жужжащее, наверно опасное! (телефон)

Ежик: -А я картинки нашел, давайте посмотрим.

Воспитатель предлагает детям сесть на стулья и посмотреть картинки.

Дидактическая игра «Правила поведения в лесу»

(Воспитатель раздает детям запрещающие знаки, предлагает рассмотреть их.

Далее показывает картинки с экологическими ситуациями, которые вредят природе. Вместе с детьми рассматривает картинки и просит ребят показать запрещающий знак, соответствующий ситуации, обосновывая ответ. Последняя ситуация «Разжигание костров в лесу». Собирает знаки.)

-Ребята, а костер на полянке остался гореть! Давайте посмотрим все ли там в порядке. (дети возвращаются к макету, на полянке ничего не изменилось)

-Вдруг поднялся сильный ветер и маленькие огоньки рассыпались по всей полянке (раскладывает огоньки, включает красную подсветку)

Воспитатель: - Мусор загорелся, раздался сильный треск, и звери поняли, что начался пожар.

Звери: - Ай-ай-ай! Спасайся! Спасайте наш лес!

Физкультминутка. «Загорелся лес» (аудиозапись отрывка песни «Берегите лес от пожара») (дети выходят на ковровое покрытие).

Воспитатель и дети возвращаются к макету.

Воспитатель: - Ребята, как мы можем помочь? Кого нужно позвать на помощь?

Дети: - Взрослых, пожарных!

Воспитатель: - Правильно, пожарных. Давайте позвоним. (Воспитатель имитирует звонок в пожарную службу)

Воспитатель: - Вот и пожарные! (Выставляет на макет пожарную машину и пожарного)

Воспитатель: - Долго пожарные боролись с огнем, уж очень много леса сгорело. Но все – таки огонь был потушен (загорается зеленая подсветка). Бедные напуганные звери, птицы и насекомые были спасены.

Воспитатель: - Вот такая история произошла. Ежик правильно я рассказала, так было?

Ежик: - Да, так все и было.

Воспитатель: - Ребята, а от чего же случился пожар?

Дети: - Кто-то отдыхал на полянке, разбросал мусор, не потушил костер и мусор загорелся. (Правило – нельзя оставлять костер не потушенным в лесу)

Воспитатель: - А кто потушил огонь?

Дети: - Пожарные.

Воспитатель: - А что еще нельзя делать в лесу?

Дети: - Мусорить, ломать деревья, рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных, шуметь.

Воспитатель: - Вот, сколько правил вы знаете. А давайте расставим запрещающие знаки по всему лесу. Пусть все отдыхающие их знают! Если каждый будет следовать правилам, то лес будет чистым и красивым, а звери, птицы и насекомые будут здоровы. (Дети расставляют знаки)

Воспитатель: - Понравилась вам история Ёжика? Вы будете соблюдать правила?  А, что вам больше всего понравилось? Давайте попрощаемся с Ёжиком.

Дети: - До свидания, Ёжик!

Тема: «По дорожкам добрых дел»

Цель: формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших и добрых поступках.

Задачи:

-формировать у детей основы экологической культуры;

- развивать у детей познавательный интерес к жизни леса, его обитателям;

- закреплять и обогащать знания детей о диких животных и птицах;

- воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому;

- развивать память, внимание, мышление.

Материалы и оборудование: картинки и игрушки (птичка, заяц, белочка), дерево клен, кормушка, корзинка, ведро, гнездо для птички, угощение для птиц и животных (пшено, морковь, орехи), муляж костра, бросовый материал, лейки.

Ход занятия:

ВоспитательПридумано кем-то

                        Просто и мудро,

                        При встрече здороваться - Доброе утро!

                        Доброе утро, глазки! Вы проснулись?

                        Доброе утро, ушки! Вы проснулись?

                        Доброе утро, ладошки! Вы проснулись?

                        Доброе утро, ножки! Вы проснулись?

                        Доброе утро, ребята!

Дети: - Доброе утро!

Воспитатель: - Какие вы все сегодня веселые! У вас хорошее настроение?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что такое добро?

Ответы детей.

Воспитатель: - Добро – это все хорошее и полезное. Доброта – это забота о ком-то, ласковое отношение друг другу. Я вам предлагаю отправиться в путешествие. Мы пойдем с вами в лес и посмотрим какие добрые дела мы сможем сделать для обитателей леса. Согласны?

Дети: - Да!

Воспитатель: - А для начала я хочу узнать, каких обитателей леса вы знаете и чем мы сможем их угостить.

Воспитатель показывает картинки животных и птиц, а дети называют их и кладут соответствующее угощение в корзинку, кормушку, ведерко (Птичка – пшено, белочка – орехи, зайчик – морковка).

Все угощения кладут в большую корзину и отправляются в путь.

Входят в лес.

Воспитатель: - Какие красивые деревья! А какого цвета листочки на деревьях?

Дети: - Желтые, зеленые, красные.

Воспитатель: - Ребята, а кто так разукрасил их?

Дети: - Осень!

Слышен звон колокольчика.

Воспитатель: - Ребята, а вы слышите звон?

Дети: - Да.

Из-за дерева появляется Старичок-лесовичок.

Воспитатель: - Доброе утро, а вы кто? И что вы здесь делаете?

Лесовичок: - Я – Старичок-лесовичок. Живу в лесуи его охраняю. Слежу за порядком, чтобы никто не ломал деревья, не разорял гнезда птиц, мусор в лесу не бросал, костры не разжигал, животных и птиц не обижал. Но вот что- то начали жаловаться обитатели леса, что беспорядок в лесу, а я один не успеваю.

Воспитатель: - Ребята, а давайте мы с вами поможем Старичку-лесовичку? Ведь мы пришли в лес делать добрые дела.

Лесовичок: - Вот спасибо, вы мне очень поможете! Если я вам буду нужен вы меня позовите: «Ау – ау» и я к вам приду!

Воспитатель и дети: - До свидания!

Дети и воспитатель идут по дорожке, на пути встречают упавшее гнездо.

Воспитатель: - Ребята, скорее идите сюда, смотрите, гнездышко лежит. Чье же оно?

Дети: - Птички!

Звучит тревожное пение птицы.

Воспитатель: - Ребята, смотрите, а вот кто зовет на помощь (На ветке дерева сидит птица). Птичка говорит, что кто-то пришел и разорил ее гнездо, включил громко музыку, а птенцы испугались и разлетелись. Чем мы сможем помочь птичке?

Дети: - Вернуть гнездо на место.

Воспитатель: - Не тревожься (поднимает на ветку гнездо), вот твое гнездышко, а это угощение тебе от детей – пшено. Скоро и птенчики твои вернутся.

Воспитатель: - Ребята, птичка нас благодарит! А какое мы с вами сделали доброе дело?

Ответы детей.

Воспитатель и дети идут даже по тропинке. Выходят на полянку, на пеньке сидит заяц.

Воспитатель: - А это кто на пенечке сидит?

Дети: - Зайчик.

Воспитатель: - Зайка, а почему ты грустный, что с тобой случилось?

Зайка рассказывает, что на полянке много мусора и он не может бегать по травке.

Воспитатель: - Ребята, поможем зайке? Как мы можем помочь?

Ответы детей.

Воспитатель предлагает собрать мусор в пакет.

Воспитатель: - Вот как чисто стало на полянке, теперь ты можешь бегать по травке. А мы тебя еще и морковкой угостим.

Дети оставляют зайчику корзинку с морковкой.

Воспитатель: - Ребята, а какое мы с вами еще доброе дело сделали?

Ответы детей.

Воспитатель и дети идут дальше по дорожке и встречают белочку с бельчатами.

Воспитатель: - А вот еще лесной зверек, кто это?

Ответы детей.

Воспитатель: - Белочка просит нас о помощи. Она говорит, что кто-то сломал дерево и оставил костер в лесу не погашенным. Как мы можем помочь?

Ответы детей.

Воспитатель: - Надо позвать на помощь взрослых, давайте позовем старичка-лесовичка.

Дети: - Ау – ау!

Появляется Лесовичок.

Лесовичок: - Бегу, бегу! Что произошло?

Ответы детей.

Лесовичок: - Сейчас мы костер погасим (накрывает костер тканью), а дерево полечим (перевязывает веточку ленточкой). Вот теперь порядок. А вы молодцы, что взрослых на помощь позвали.

Воспитатель: - Это нам белочка сообщила о случившемся. Ребята, давайте угостим белочку орешками.

Лесовичок: - Ребятки, а какие вы еще добрые дела сделали?

Ответы детей.

Лесовичок: - Какие вы молодцы! Много добрых дел сегодня сделали. Вы настоящие защитники леса! А мне пора, до свидания!

Воспитатель: - И нам пора возвращаться, до свидания, Лесовичок!

Воспитатель: - Вот и вернулись мы с вами с прогулки. Давайте вспомним, где мы с вами побывали? (в лесу)

- Кого мы с вами там встретили? (Старичка-лесовичка)

- Кому мы с вами помогли на прогулке в лесу? (птичке, зайчику, белочке)

- Молодцы, ребята, вы настоящие помощники леса!

 

3.Обобщающий (подведение итогов):

Подводя итоги проделанной работы по экологическому проекту необходимо отметить, что в ходе проведения проекта дети проявили активную заинтересованность. Следствием постоянного обращения к экологическому воспитанию во всех видах деятельности у детей формировалось бережное отношение к окружающему миру. При этом следует отметить, что стало более понятно разграничение добрых поступков по отношению к природе и злых. То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном, бережном отношении к состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру. Важно отметить, что у воспитанников повысился уровень экологических знаний по теме проекта, а совместная деятельность детей, родителей и воспитателей еще более всех сплотила.