Мир планет и звезд
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ Рыбно-Слободский детский сад «Березка»
Конспект занятия
с элементами экспериментирования
«Мир планет и звёзд»
подготовительная группа
Воспитатель: Маркелова Н.Н.
Цель: формирование представлений о космосе, о первом полете человека в космос. Расширение знания детей о Солнечной системе и ее планетах.
Задачи:
• закрепление знания детей о планете Земля, о первом человеке, побывавшем в космосе;
• активизация словарного запаса по теме;
- Воспитание патриотических чувств, гордости за нашу страну.
Ход занятия
Воспитатель: - Сегодня, ребята, наша страна отмечает День Космонавтики.
Воспитатель: - Кто помнит, почему именно 12 апреля отмечается этот праздник?
(12 апреля 1961 года впервые в мире в космос полетел человек. Это был российский космонавт.)
Воспитатель: - С самых древних времен человек мечтал подняться в небо, и он осуществил свою мечту. Так появились воздушные шары, самолёты, вертолёты. Но ещё ваши прапрадедушки не могли себе представить, что можно полететь в космос. А теперь есть люди, которые летают туда на работу.
Воспитатель: - Как их называют?
Дети: - Их называют космонавтами
Воспитатель: - Кто такие космонавты? (Ответы детей)
Воспитатель: – Космонавты -это те люди, которые летают в космическое пространство на ракетах. Космонавтами называют так же членов экипажа, которые проводят исследования на борту космического корабля». А вы знаете, на чем летают космонавты? (На космических ракетах)
Воспитатель: - А кто знает, как называется специальный защитный костюм космонавта и его головной убор?»
Дети - Костюм называется – скафандр, а головной убор – шлем.
Воспитатель: - Правильно, скафандр и шлем. -А для чего нужны они?
Дети: - Чтобы совершить полет в космос. Для чего нужен шлем? (чтобы дышать)
Как называется такое состояние в космосе, когда тело становится легким, как пух и люди летают по кораблю, как перышки. (Состояние невесомости)
Воспитатель: - А кто знает, в чем находится еда космонавтов?
Дети: - Еда космонавтов находится в тюбиках! Воспитатель - Правильно, еда космонавтов находится в тюбиках, почему в тюбиках? Может быть, в тарелках им кушать? иначе космонавты гонялись бы по всему кораблю то за хлебом, то за соком в состоянии невесомости. Какая еда? (Супы, каши, овощи, фрукты, соки, чай, кофе)
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, как называется окно в ракете?
Дети: - Окно в ракете называется – иллюминатор.
Воспитатель: – Правильно, иллюминатор, повторим все вместе – иллюминатор. Если мы с вами посмотрим в иллюминатор, то, что мы можем увидеть?
Дети: - Планеты, луну, кометы, спутники, солнце.
Воспитатель: - Какие планеты вы знаете? (Меркурий, Марс, Земля и т д)
Воспитатель: - А как звали самого первого человека, побывавшего в космосе?
Дети: - Юрий Гагарин (Слайд№1-показ портрета Гагарина)
Воспитатель: Дети, а что вы знаете о Юрии Гагарине?
Именно Юрий Гагарин был первым человеком, который полетел в космос и провел на орбите нашей планеты целых 108 минут! Он на космическом корабле «Восток» облетел вокруг земного шара. И с 12 апреля 1961 года мы отмечаем каждый год День космонавтики.
Воспитатель: - Хотите ли вы отправиться в увлекательное космическое путешествие?
Воспитатель: - На чем мы с вами полетим? (на ракете)
Воспитатель: - Вы готовы?
Дети: - Готовы!
Появляется Баба-Яга.
Баба-Яга - Ага! Без меня улететь хотели!
Воспитатель:- А Вы кто такая?
Баба-Яга: - Ну, вот тебе раз! Они даже не знают, кто я! Я – космонавт Валентина Терешкова! Я – первая побывала в космосе! Я - ….
Воспитатель: - Простите, конечно, но Вы совсем не похожи на нее.
Баба-Яга: - Я даже и не знаю, кто такая Валентина Терешкова.
Воспитатель: (обращается к детям) - А вы, ребята, знаете, кто такая Валентина Терешкова?
Дети:- Да! Первая в мире женщина-космонавт (Слайд №2-портрет Терешковой)
Воспитатель: А кого из женщин вы еще знаете? (Светлана Савицкая)
Баба-Яга: - А обо мне все забыли. А ведь я и правда хочу побывать в космосе, да только вот сломалась моя волшебная метла.
Возьмите меня с собой! Ну, давайте же скорее поспешим на космодром, а то ракета без нас улетит!
Воспитатель: - А ракету придётся построить самим. (Дети из стульчиков строят ракету)
Воспитатель - Ну вот, теперь можно отправляться. Занимаем места в ракете.
А сейчас давайте представим себе, что мы – юные космонавты. И собираемся совершить космическое путешествие по всем планетам солнечной системы, а потом вернуться домой на Землю.
(На экран выводится изображение нашей планеты)
Воспитатель: - Ребята, полюбуйтесь нашей планетой в иллюминатор. Какая она красивая из космоса! Кто из вас знает, как называется планета, на которой мы с вами живём? (Земля) Посмотрите, на что похожа наша Земля? (Шар). Какого цвета наша планета? (Голубого). Почему? (На планете Земля очень много воды, воды больше, чем суши).
Ребенок: По космическим просторам
Мчатся спутники, ракеты,
Звезды серебром мигают.
Манят нас к себе планеты.
Воспитатель: А, что такое Солнце? (Ответы детей) (слайд солнца)
Правильно, Солнце - это обычная звезда, самая близкая к Земле.
В пространстве космическом воздуха нет, и кружат там 9 различных планет.
А солнце - звезда в самом центре системы и притяжением связаны все мы.
Во Вселенной всё: звёзды, планеты, двигаются строго по своему пути и не
сталкиваются. Слово космос обозначает порядок.
Если внимательно посмотреть на ночное небо, то можно заметить широкую
светлую полосу, состоящую из множества далёких звёзд. Это млечный путь.
-Как вы думаете, почему этот путь называют млечным, на какое слово
походит слово млечный? (Ответы детей)
Существует такая легенда. Древние люди, живущие, очень-очень давно
думали, что на небе живут боги. У одной богини по имени Гера родился сын
Геркулес. Гера кормила его молоком и нечаянно пролила его. Струя молока
разлилась по небу и превратилась в Млечный путь. Слово млечный, значит
молочный, белый от множества разных звёзд.
Выходит «Солнце», на нем пояс с пришитыми лучиками-лентами разной длины. Их девять. У девяти детей на головах шапочки-маски с изображением планет. На каждой ленте – цифры от 1до 9.
Солнце: Я- Солнце, жёлтая звезда,
Согреваю вас всегда.
Я все планеты освещаю,
От других звёзд защищаю.
Воспитатель: На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно, друзья.
Какая планета самая жаркая? (МЕРКУРИЙ) Почему? (Меркурий ближе всех к Солнцу.)
«Меркурий»: Я – Меркурий.
Ближайшая к Солнцу планета.
Повёрнута к Солнцу одной стороной.
С другой – страшный холод и мёртвый покой. (лента № 1)
Воспитатель:- А эту планету холод страшный сковал
Теплом ее солнечным луч не достал.
Что это за планета? (ПЛУТОН)
Верно. Плутон дальше всех планет от Солнца и меньше всех планет.
«Плутон»: Я – Плутон. Скован льдом.
Без атмосферы по всему
Жить невозможно никому. (лента №9)
Воспитатель: А эта планета нам всем дорога
Нам жизнь подарила планета - ЗЕМЛЯ
«Земля»: Я – Земля. Планета – сад.
Лишь на мне леса шумят.
Лишь на мне одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо. (лента № 3 )
Воспитатель: К планете Земля две планеты близки
Дружок, имена их скорей назови. (Венера и Марс)
(Дети «Венера» и «Марс» выходят, держась за руки)
«Венера»: В небе я свечусь нередко
Ваша ближняя соседка
Я Меркурию сестра
И на мне всегда жара. (лента № 2)
«Марс»: Марс красноватый на Землю глядит
Многих пугает мой грозный вид.
Имя имею в честь Бога войны
И уважать меня все планеты должны. (лента № 4)
Воспитатель: А эта планета гордится собой,
Поскольку считается самой большой.
Что это за планета? (ЮПИТЕР)
«Юпитер» Я – Юпитер.
На меня скорей взгляните
Я гуляю по орбите.
И начальник я над всеми,
Я самый большой в нашей Солнечной системе. (лента № 5)
Воспитатель: Планета кольцами окружена
И этим от всех отличилась она.
Что это за планета? (САТУРН)
«Сатурн» Меня непременно узнаешь в лицо
Меня окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода
И кольца Сатурна из снега и льда. (лента № 6)
Воспитатель: - А что за планета
Зеленого цвета? (УРАН)
«Уран»: Я – Уран. Зелёный, изумрудный
Больших планет собрат
Такой же газовый гигант. (лента № 7)
Воспитатель: Царь морской названье той планете дал
Он именем своим ее назвал. (НЕПТУН)
«Нептун»: На планете синей – синей
Дует ветер очень сильный
Год на мне велик весьма
Длится 40 лет зима. ( лента № 8)
(Все дети заняли свои места и начинают вращаться вокруг «Солнца» под музыку)
Воспитатель: Кружится хоровод планет
У каждой свой размер и цвет.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Воспитатель: - Ребята, а хотите побывать на какой-нибудь планете? (Хотим!)
- Внимание! Внимание! Из космоса поступило тревожное сообщение. (звучит звуковой сигнал). Что это?
- Это сигнал бедствия. СОС! Кому-то в космосе нужна наша помощь. Но кто же просит помощь? Для этого нам надо пройти космическую эстафету, чтобы узнать от кого сигнал. (Дети делятся на 2 команды и проходят препятствия и собирают слово «Юпитер»)
(Нужно взять мячи (космические метеориты), зажать между коленями ног, пройти змейкой между кубиками, положить их в корзину, затем перепрыгнуть через несколько кратеров (выложенных из 2 веревок) и прийти к финишу. Взять из лунохода (обруча) звезду с буквой.
Каждой букве соответствует цифра. Сложите цифры по – порядку, и мы прочтем слово.
Дети выкладывают слова «Юпитер»
Воспитатель: Наша помощь нужна планете Юпитер.
Наш полёт продолжается. Внимание! Внимание! Наша ракета приближается к самой большой планете нашей Солнечной системы! Это…. (Юпитер)
На экране появляется изображение планеты.
Баба-Яга: - А я знаю, что эта планета огромная, разноцветная и полосатая.
Воспитатель: Но почему-то на экране она обыкновенная, наверное, поэтому она послала сигнал СОС.
Чтобы вам стало понятно, что это за полоски и как они появились, я проведу один интересный опыт. Что на столе? Тарелка с плоским дном, монетка, вода и краска.
Кладём на стол монетку, на неё ставим кастрюлю, наливаем воду. Представьте, что это планета Юпитер. Оказывается, что планеты вращаются не только вокруг Солнца, но и вокруг своей оси. Вот так (показывает). Планета Юпитер вращается очень быстро и поэтому на ней постоянно дует сильный ветер. Ветер гонит по планете разноцветные газовые облака и тучи. Поэтому Юпитер и кажется полосатым. (добавляет в воду краску). Что вы видите? (Краска не стоит на месте, она закручивается, как улитка) Добавим краску другого цвета. Что вы видите? (Появились новые полосы).
Вывод: Разноцветные полосы на Юпитере – это газовые облака, которые гонит сильный ветер. Ну вот, мы и помогли планете-Юпитер.
Баба-Яга: - Ой, как интересно! А теперь полетели на Марс.
Воспитатель: Нет, к сожалению, нам уже пора возвращаться на Землю, но мы обязательно побываем с вами и на других планетах.
Рефлексия.
Воспитатель: Дети, а сейчас вы должны поделиться своими впечатлениями о занятие. Если вы узнали на нашем космическом занятии много нового, интересного, то покажите «класс» - большой палец вверх; если ничего нового для вас не было – то- большой палец вниз; а если занятие прошло обычно – большой палец в сторону (ответы детей)
Воспитатель: Маша, Таня, Петя, вы подняли палец вверх. Что нового вы узнали? и т.д.
(Узнали, что космонавты едят в космосе; изучали планеты Солнечной системы, сколько их и как они называются, увидели опыт с разноцветными полосами на воде).
Воспитатель: И кто знает, может быть, кто-нибудь из вас, когда вырастет, воплотит свои мечты и станет космонавтом. И сегодня поздравьте свою семью с праздником, с Днем космонавтики!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: «Представление о звездах и планетах ».
Консультация для воспитателей: «Представление о звездах и планетах »....
Экскурсия в планетарий на "Солнечном острове" по теме "Вселенная звезд и планет"
интегрированное проведение экскурсии в планетарий учителем-логопедом и педагогом-психологом с родителями и детьми по теме "Вселенная звезд и планет"...
конспект НОД "На планету Звезда "
занятие проводится с использованием здоровьесберегающих технологий...
Сценарий коррекционно-развивающего занятия "Путешествие на планету Голубая звезда"
middot; Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;· Развитие паралингвистических средств общен...
Планеты и звезды
Информационный материал для ознакомления старших дошкольников по теме «Планеты и звезды»....
Консультация для родителей «Планеты и звезды».
Расскажите детям о том, что наша Земля – это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням и, конечно, всем нам, его жителям. Наша...
Рисование "Планеты и звезды"
Конспект по рисованию в средней группе детского сада на тему "Планеты и звезды" с использованием нетрадиционных техник рисования. ...