Мир планет и звезд
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Занятие  с элементами экспериментирования

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos_konspekt.docx33.26 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Рыбно-Слободский детский сад «Березка»C:\Users\Березка\Downloads\images.jpg

Конспект занятия  
с элементами экспериментирования

«Мир планет и звёзд»

подготовительная группа

Воспитатель: Маркелова Н.Н.

Цель: формирование представлений   о космосе, о первом полете человека в космос. Расширение знания детей о Солнечной системе и ее планетах.

Задачи:

    •        закрепление знания детей о планете Земля, о первом человеке, побывавшем в космосе;

     •        активизация словарного запаса по теме;

  • Воспитание патриотических чувств, гордости за нашу страну.

Ход занятия

Воспитатель: - Сегодня, ребята, наша страна отмечает День Космонавтики.

Воспитатель: - Кто помнит, почему именно 12 апреля отмечается этот праздник?

 (12 апреля 1961 года впервые в мире в космос полетел человек. Это был российский космонавт.)

Воспитатель: - С самых древних времен человек мечтал подняться в небо, и он осуществил свою мечту. Так появились воздушные шары, самолёты, вертолёты. Но ещё ваши прапрадедушки не могли себе представить, что можно полететь в космос. А теперь есть люди, которые летают туда на работу.

Воспитатель: - Как их называют?

Дети: - Их называют космонавтами

Воспитатель: -  Кто такие космонавты? (Ответы детей)

Воспитатель: – Космонавты -это те люди, которые летают в космическое пространство на ракетах. Космонавтами называют так же членов экипажа, которые проводят исследования на борту космического корабля». А вы знаете, на чем летают космонавты? (На космических ракетах)

Воспитатель: - А кто знает, как называется специальный защитный костюм космонавта и его головной убор?»

Дети - Костюм называется – скафандр, а головной убор – шлем.

 Воспитатель: - Правильно, скафандр и шлем. -А для чего нужны они?

Дети: - Чтобы совершить полет в космос. Для чего нужен шлем? (чтобы дышать)

Как называется такое состояние в космосе, когда тело становится легким, как пух и люди летают по кораблю, как перышки. (Состояние невесомости)

Воспитатель: - А кто знает, в чем находится еда космонавтов?

 Дети: - Еда космонавтов находится в тюбиках!                                                              Воспитатель - Правильно, еда космонавтов находится в тюбиках, почему в тюбиках? Может быть, в тарелках им кушать? иначе космонавты гонялись бы по всему кораблю то за хлебом, то за соком в состоянии невесомости. Какая еда? (Супы, каши, овощи, фрукты, соки, чай, кофе)

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, как называется окно в ракете?

Дети: - Окно в ракете называется – иллюминатор.

 Воспитатель: – Правильно, иллюминатор, повторим все вместе – иллюминатор. Если мы с вами посмотрим в иллюминатор, то, что мы можем увидеть?

Дети: - Планеты, луну, кометы, спутники, солнце.

Воспитатель: - Какие планеты вы знаете? (Меркурий, Марс, Земля и т д)

Воспитатель: - А как звали самого первого человека, побывавшего в космосе?

Дети: -  Юрий Гагарин (Слайд№1-показ портрета Гагарина)

Воспитатель: Дети, а что вы знаете о Юрии Гагарине?

Именно Юрий Гагарин был первым человеком, который полетел в космос и провел на орбите нашей планеты целых 108 минут! Он на космическом корабле «Восток» облетел вокруг земного шара. И с 12 апреля 1961 года мы отмечаем каждый год День космонавтики.

Воспитатель: -  Хотите ли вы отправиться в увлекательное космическое путешествие?

Воспитатель:  -  На чем мы с вами полетим? (на ракете)

Воспитатель:  - Вы готовы?

Дети: -  Готовы!

Появляется Баба-Яга.

Баба-Яга - Ага! Без меня улететь хотели!  

Воспитатель:- А Вы кто такая?

Баба-Яга: - Ну, вот тебе раз! Они даже не знают, кто я! Я –  космонавт Валентина Терешкова! Я – первая побывала в космосе! Я - ….

Воспитатель: - Простите, конечно, но Вы совсем не похожи на нее.

Баба-Яга: -  Я даже и не знаю, кто такая Валентина Терешкова.

Воспитатель: (обращается к детям) - А вы, ребята, знаете, кто такая Валентина Терешкова?

Дети:-  Да! Первая в мире женщина-космонавт (Слайд №2-портрет Терешковой)

Воспитатель: А кого из женщин вы еще знаете? (Светлана Савицкая)

Баба-Яга: -  А обо мне все забыли. А ведь я и правда хочу побывать в космосе, да только вот сломалась моя волшебная метла.                                                                                

 Возьмите меня с собой! Ну, давайте же скорее поспешим на космодром, а то ракета без нас улетит!

Воспитатель: - А ракету придётся построить самим. (Дети из стульчиков строят ракету)

Воспитатель - Ну вот, теперь можно отправляться. Занимаем места в ракете.

А сейчас давайте представим себе, что мы – юные космонавты. И собираемся совершить космическое путешествие по всем планетам солнечной системы, а потом вернуться домой на Землю.

(На экран выводится изображение нашей планеты)

Воспитатель: - Ребята, полюбуйтесь нашей планетой в иллюминатор. Какая она красивая из космоса! Кто из вас знает, как называется планета, на которой мы с вами живём? (Земля) Посмотрите, на что похожа наша Земля? (Шар). Какого цвета наша планета? (Голубого). Почему? (На планете Земля очень много воды, воды больше, чем суши).

Ребенок:   По космическим просторам

                  Мчатся спутники, ракеты,

                  Звезды серебром мигают.

                Манят нас к себе планеты.                

Воспитатель: А, что такое Солнце? (Ответы детей) (слайд солнца)

Правильно, Солнце - это обычная звезда, самая близкая к Земле.

В пространстве космическом воздуха нет, и кружат там 9 различных планет.

А солнце - звезда в самом центре системы и притяжением связаны все мы.

Во Вселенной всё: звёзды, планеты, двигаются строго по своему пути и не

сталкиваются. Слово космос обозначает порядок.

Если внимательно посмотреть на ночное небо, то можно заметить широкую

светлую полосу, состоящую из множества далёких звёзд. Это млечный путь.

-Как вы думаете, почему этот путь называют млечным, на какое слово

походит слово млечный? (Ответы детей)

Существует такая легенда. Древние люди, живущие, очень-очень давно

думали, что на небе живут боги. У одной богини по имени Гера родился сын

Геркулес. Гера кормила его молоком и нечаянно пролила его. Струя молока

разлилась по небу и превратилась в Млечный путь. Слово млечный, значит

молочный, белый от множества разных звёзд.

Выходит «Солнце», на нем пояс с пришитыми лучиками-лентами разной длины. Их девять. У девяти детей на головах шапочки-маски с изображением планет. На каждой ленте – цифры от 1до 9.

Солнце:  Я- Солнце, жёлтая звезда,

                 Согреваю вас всегда.

                 Я все планеты освещаю,

                 От других звёзд защищаю.

Воспитатель: На этой планете такая жара,

  Что там оказаться опасно, друзья.

Какая планета самая жаркая? (МЕРКУРИЙ) Почему? (Меркурий ближе всех к Солнцу.)

 «Меркурий»:  Я – Меркурий.

                          Ближайшая к Солнцу планета.

                           Повёрнута к Солнцу одной стороной.

                          С другой – страшный холод и мёртвый покой. (лента № 1)

Воспитатель:- А эту планету холод страшный сковал

                        Теплом ее солнечным луч не достал.

                        Что это за планета? (ПЛУТОН)

 Верно. Плутон дальше всех планет от Солнца и меньше всех планет.

«Плутон»:    Я – Плутон. Скован льдом.

                      Без атмосферы по всему

                     Жить невозможно никому. (лента №9)

Воспитатель: А эта планета нам всем дорога

                  Нам жизнь подарила планета - ЗЕМЛЯ

«Земля»:  Я – Земля. Планета – сад.

                   Лишь на мне леса шумят.

                   Лишь на мне одной цветут

                   Ландыши в траве зелёной,

                   И стрекозы только тут

                   В речку смотрят удивлённо. (лента № 3 )

Воспитатель: К планете Земля две планеты близки

              Дружок, имена их скорей назови. (Венера и Марс)

(Дети «Венера» и «Марс» выходят, держась за руки)

«Венера»:   В небе я свечусь нередко

                    Ваша ближняя соседка

                    Я Меркурию сестра

                    И на мне всегда жара. (лента № 2)

«Марс»:    Марс красноватый на Землю глядит

                    Многих пугает мой грозный вид.

                     Имя имею в честь Бога войны

                     И уважать меня все планеты должны. (лента № 4)

Воспитатель: А эта планета гордится собой,

                        Поскольку считается самой большой.

                         Что это за планета? (ЮПИТЕР)

«Юпитер»        Я – Юпитер.

                           На меня скорей взгляните

                           Я гуляю по орбите.

                           И начальник я над всеми,

                           Я самый большой в нашей Солнечной системе. (лента № 5)

Воспитатель: Планета кольцами окружена

                        И этим от всех отличилась она.

                         Что это за планета? (САТУРН)

«Сатурн»          Меня непременно узнаешь в лицо

                          Меня окружает большое кольцо.

                          Оно не сплошное, из разных полос

                           Учёные вот как решили вопрос:

                           Когда-то давно там замёрзла вода

                           И кольца Сатурна из снега и льда. (лента № 6)

Воспитатель: - А что за планета

                    Зеленого цвета? (УРАН)

 «Уран»:      Я – Уран. Зелёный, изумрудный

                       Больших планет собрат

                       Такой же газовый гигант. (лента № 7)

Воспитатель: Царь морской названье той планете дал

                        Он именем своим ее назвал. (НЕПТУН)

 «Нептун»:          На планете синей – синей

                              Дует ветер очень сильный

                              Год на мне велик весьма

                              Длится 40 лет зима.  ( лента № 8)

(Все дети заняли свои места и начинают вращаться вокруг «Солнца» под музыку)

Воспитатель:  Кружится хоровод планет

               У каждой свой размер и цвет.

               По порядку все планеты

               Назовёт любой из нас:

               Раз — Меркурий,

              Два — Венера,

             Три — Земля,

             Четыре — Марс.

             Пять — Юпитер,

              Шесть — Сатурн,

             Семь — Уран,

  За ним — Нептун.

             Он восьмым идёт по счёту.

             А за ним уже, потом,

             И девятая планета

             Под названием Плутон.

Воспитатель: - Ребята, а хотите побывать на какой-нибудь планете? (Хотим!)

- Внимание! Внимание! Из космоса поступило тревожное сообщение. (звучит звуковой сигнал). Что это?

- Это сигнал бедствия. СОС! Кому-то в космосе нужна наша помощь. Но кто же просит помощь? Для этого нам надо пройти космическую эстафету, чтобы узнать от кого сигнал. (Дети делятся на 2 команды и проходят препятствия и собирают слово «Юпитер»)

(Нужно взять мячи (космические метеориты), зажать между коленями ног, пройти змейкой между кубиками, положить их в корзину, затем перепрыгнуть через несколько кратеров (выложенных из 2 веревок) и прийти к финишу. Взять из лунохода (обруча) звезду с буквой.

Каждой букве соответствует цифра. Сложите цифры по – порядку, и мы прочтем слово.

Дети выкладывают слова «Юпитер»

Воспитатель: Наша помощь нужна планете Юпитер.

Наш полёт продолжается. Внимание! Внимание! Наша ракета приближается к самой большой планете нашей Солнечной системы!  Это…. (Юпитер)

        На экране появляется изображение планеты.

Баба-Яга: - А я знаю, что эта планета огромная, разноцветная и полосатая.

Воспитатель: Но почему-то на экране она обыкновенная, наверное, поэтому она послала сигнал СОС.

Чтобы вам стало понятно, что это за полоски и как они появились, я проведу один интересный опыт. Что на столе? Тарелка с плоским дном, монетка, вода и краска.

Кладём на стол монетку, на неё ставим кастрюлю, наливаем воду. Представьте, что это планета Юпитер. Оказывается, что планеты вращаются не только вокруг Солнца, но и вокруг своей оси. Вот так (показывает). Планета Юпитер вращается очень быстро и поэтому на ней постоянно дует сильный ветер. Ветер гонит по планете разноцветные газовые облака и тучи. Поэтому Юпитер и кажется полосатым. (добавляет в воду краску). Что вы видите? (Краска не стоит на месте, она закручивается, как улитка) Добавим краску другого цвета. Что вы видите? (Появились новые полосы).

Вывод: Разноцветные полосы на Юпитере – это газовые облака, которые гонит сильный ветер. Ну вот, мы и помогли планете-Юпитер.

Баба-Яга: - Ой, как интересно! А теперь полетели на Марс.

Воспитатель: Нет, к сожалению, нам уже пора возвращаться на Землю, но мы обязательно побываем с вами и на других планетах.

Рефлексия.

Воспитатель: Дети, а сейчас вы должны поделиться своими впечатлениями о занятие.  Если вы узнали на нашем космическом занятии много нового, интересного, то покажите «класс» - большой палец вверх; если ничего нового для вас не было – то- большой палец вниз; а если занятие прошло обычно –  большой палец в сторону (ответы детей)

Воспитатель: Маша, Таня, Петя, вы подняли палец вверх. Что нового вы узнали?  и т.д.

(Узнали, что космонавты едят в космосе; изучали планеты Солнечной системы, сколько их и как они называются, увидели опыт с разноцветными полосами на воде).  

 Воспитатель: И кто знает, может быть, кто-нибудь из вас, когда вырастет, воплотит свои мечты и станет космонавтом.  И сегодня поздравьте свою семью с праздником, с Днем космонавтики!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Представление о звездах и планетах ».

Консультация для воспитателей: «Представление о звездах и планетах »....

Экскурсия в планетарий на "Солнечном острове" по теме "Вселенная звезд и планет"

интегрированное  проведение экскурсии в  планетарий  учителем-логопедом и педагогом-психологом с родителями и детьми по теме "Вселенная звезд и планет"...

конспект НОД "На планету Звезда "

занятие проводится с использованием здоровьесберегающих технологий...

Сценарий коррекционно-развивающего занятия "Путешествие на планету Голубая звезда"

middot;        Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;·        Развитие паралингвистических средств общен...

Планеты и звезды

Информационный материал для ознакомления старших дошкольников по теме «Планеты и звезды»....

Консультация для родителей «Планеты и звезды».

     Расскажите детям о том, что наша Земля – это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням и, конечно, всем нам, его жителям. Наша...

Рисование "Планеты и звезды"

Конспект по рисованию в средней группе детского сада на тему "Планеты и звезды" с использованием нетрадиционных техник рисования. ...