"Знатоки природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кудряева Мария Николаевна

Конспект викторины по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.znatoki_prirody.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 города Ржева Тверской области

Викторина по экологии

 старшая группа

 «Знатоки природы»

2023год

Подготовила педагог дополнительного образования : Кудряева М.Н.

Цель: углубление экологических знаний у детей; формирование правильного отношения к природе; обобщить знания детей об окружающем мире, правилах поведения в лесу.

Задачи:

Обучающие: систематизировать знания детей по экологии;

формировать целостное представление о живой и неживой природе; обучать способам познания окружающего мира.

Развивающие: развивать познавательную активность, смекалку, воображение, логическое мышление, развивать доброжелательную атмосферу командной игры: чувство ответственности, сопереживания и взаимовыручки внутри команды.

Воспитывающие: формировать заботливое отношение к природе, чувство ответственности, эстетические чувства.

Материал: презентация на электронном носителе; карточки - животных и птиц; д/и «С какого дерева листок»; бросовый материал для игры «Экологический десант»; запись «Зверобики»; знаки «Правила поведения в природе»; диплом, приз.

Ведущая:

Наша с вами Земля - прекрасная планета, полная чудес и загадок. Нас окружает великолепный растительный и животный мир.

Но, к сожалению, люди не всегда замечают красоту, окружающую их, не заботятся о природе и, что еще хуже, наносят ей непоправимый вред!

- А что такое природа, вы знаете? Назовите: деревья, кусты, травы, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери, вода, ветер…

Ребята, вы любите играть? (Да.)

 Сегодня я вам предлагаю необычную игру, это игра - викторина. Называется она «Знатоки природы». Ребята, а вы знаете, кто такие знатоки? (ответы детей)
Ведущая:

Да, знатоки – это умные, знающие люди, сообразительные и смекалистые. Настоящие знатоки. Они умеют работать в команде, слушать друг друга, умеют договариваться. Сегодня вы будите знатоками, ведь вы умные и все знаете. Для того чтобы начать игру, вы разделитесь на 2 команды, «Солнышко» и «Радуга».

(еети делятся на две команды, и выбирают капитанов)

Каждый должен знать правила нашей игры:

1. Вопросы выслушивать внимательно.

2. Не подсказывать, не выкрикивать.

3. Если готовы ответить, поднимайте руку, за каждый правильный ответ даётся жетон (кружок).

Первое задание – разминка, команды отвечают на вопросы по очереди.

«Разминка»

Вопросы для команды «Солнышко»:

• Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)

• Когда листва с деревьев опадает? (осенью)

• Как назвать детеныша медведя? (медвежонок)

• Какая птица лечит деревья? (дятел)

• У какого дерева белый ствол? (у березы)

Вопросы для команды «Радуга»:

• Каким словом называют птиц, которые остаются с нами зимой? (зимующие)

• Когда ягоды поспевают? (летом)

• Как назвать детеныша лисы? (лисенок)

• У какой птицы красная грудка? (у снегиря)

• Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)

1 задание. «Кто быстрее»

Команды получают разрезные картинки. Участникам нужно выложить на столах фигуры лесных животных и птиц.  Побеждает та команда, которая быстрее и справиться с заданием.

2 задание. «Лесные загадки»

 (Дети отгадывают загадки, каждая команда по очереди).

1. Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

2. Добродушен, деловит, весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек? Это был колючий (ежик)

3. Хоть я родственник свиней, я выносливей, сильней.

Смелость, ловкость мне дана. Узнаёте. (кабана)

4. Кто по зарослям идет, на ходу листву жует?

Лучше с ним гулять поврозь. Этот зверь — рогатый (лось)

5. Всю ночь летает, мышей добывает,

А станет светло- спать летит в дупло. (сова)

6. Я на ёлке на суку

Счёт веду«Ку-ку, ку-ку»(кукушка)

Ведущая: - Хорошо, загадки вы отгадали, продолжаем нашу игру.

3 задание Игра  «Живая и неживая природа?» 

1 команда называет признаки живой природы, вторая неживой природы.

Ведущая: Молодцы! С этим задание тоже легко и быстро справились. А сейчас поиграем в подвижную игру. Называется она  «Экологический десант»

 (выигрывает команда, которая соберет с помощью прищепок больше мусора)

4задание «Чьи следы?» (на экране слайды  «Чьи следы?»)

Ведущая: - Посмотрите, ребята, я здесь вижу следы, давайте попробуем

   угадать,  чьи они и по очереди ответить на вопросы об этих животных, передавая друг другу цветочек. А чтобы легче было угадать, я вам буду

 загадывать загадки.

( команды по очереди отгадывают и отвечают на вопросы)

1. Шубка серая - для лета, для зимы - белого цвета… (заяц)

- Опишите внешний вид зайца (серый, зимой белый, глаза косые, задние ноги длинные, бегает быстро)

- Назовите заячью семью (заяц, зайчиха, зайчата)

- Чем питается заяц? (ест кору деревьев, сочные лесные растения, на огороде   грызет капустные кочерыжки, морковку)

- Как называется дом зайца? (у зайца нет дома, он спит под кустами, корнями) 

-Как заяц готовится к зиме? (к зиме заяц никаких запасов не делает, осенью меняет серую шубу на белую).

2. Черная, летает. Воробьев гонят.

- Опишите внешний вид вороны – ( голова, клюв, шея, крылья, хвост и лапы у вороны черного цвета, а спинка, бока и грудка – серого)

- Назовите  воронью семью (ворона, ворон, вороненок)

- Как называется дом вороны? (гнездо)

- Чем питается ворона? ( зерна, картофель, орехи, ягоды, груши, яблоки, мусор, оставленный людьми и падаль)

3. Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)

-Опишите внешний вид волка  (серый, злой, голодный)

-Назовите волчью семью (волк, волчица, волчата)

-Как называется дом волка? (логово)

-Чем питается волк?  (волк охотится на зайцев, кабанов, лосей, в основном на больных зверей)

- Как готовится волк к зиме  (запасов на зиму волк не делает, к зиме шуба становится более пушистой, теплой).

4. Он всю зиму долго спал, лапу правую сосал.

Этот зверь лесной (медведь)

-Опишите внешний вид медведя  (большой, бурый, косолапый, рычит)

-Назовите медвежью семью (медведь, медведица, медвежата)

-Как называется дом медведя? (берлога)

-Чем питается медведь?  (он ест ягоды, мёд, ест травы)

-Как медведь готовится к зиме?  (на зиму забирается в берлогу, спит до весны).

 «Зверобика»

(под музыку изобразить движения медведя, зайца, змеи, цапли, лягушки).

Ведущая: - Вы, ребята, очень хорошо отвечали на все мои вопросы и верно выполняли все задания.

Бывает и такое, что иногда человек причиняет вред природе своим неумением вести себя на прогулках в лесу. Для того чтобы шумели деревья, пели птицы, резвились бабочки, необходимо соблюдать правила поведения в природе.

В этом вам поможет знание природоохранных знаков.

Давайте проверим, знаете ли вы их.

5 задание «Правила поведения в природе»

 (команды подходят к столу, и каждый ребенок берет любой знак , поднимет руку и отвечает, за каждый правильный   ответ  выдается «знайка»)

- Нельзя шуметь, бегать в лесу.

- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц и разорять их.

- В лесу нельзя рвать цветы.

- Нельзя ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

- Нельзя ломать ветки и рубить деревья

- Нельзя разжигать костёр и т.д.

Ведущая: - Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила поведения в лесу.

 - Ребята, я хочу поблагодарить вас за отличную игру, в которой вы показали хорошие знания о природе и вручить вам дипломы «Защитники природы», а так же  игру «Живая и неживая природа». Игра закончена.

 А на прощанье я вам прочитаю стихотворение:

Дерево, трава, цветок и птица, не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если вместе я и ты, если все сорвут цветы,

То останутся пусты все деревья и кусты

И не будет красоты!

-Любите родную природу – озёра, леса и поля. Это наша с вами родная земля!

(дети прощаются с ведущей и переходят в свободную деятельность)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по экологии в старшей группе "Знатоки природы"

Цель: - развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление- воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре- закреплять знания детей о...

Экологический КВН "Знатоки природы" подготовительная группа

Конспект экологического КВН "Знатоки природы" подготовительная группа...

Викторина в подготовительной группе №13 по ознакомлению с миром природы «Знатоки природы»

Викторина в подготовительной группе №13 по ознакомлению с миром природы «Знатоки природы»...

Конспек интегрированного занятия мир природы на тему " Знатоки природы" для подготовительной группы.

Цель: Выявить полученные знания, которые дети получили в течении учебного года.Задачи:• закрепить знания детей о природе (растениях, животных, насекомых) экосистемах, правилах поведения в природе...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в смешанной дошкольной группе на тему "Знатоки природы"

Конспект ООД в смешанной дошкольной группе на тему: «Знатоки природы»Цель: создание условий для обобщения знаний детей о растительном и животном мире. Задачи:Образовательные: сис...

Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с природой "Знатоки природы"

Цель:повышение уровня экологической компетенции родителей;формирования правил экологически-правильного взаимодействия с окружающей средой;формирование отношения к себе как части природы;повышение роли...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе «Знатоки природы»

Цель: создание условий для обобщения знаний детей о растительном и животном мире.Задачи:1) Образовательные: систематизировать знания детей об объектах живой и неживой природы.2) Развивающие: разв...