проект "Капелька"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Актуальность темы
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать представлениями целостной картины мира. Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Игра и детское экспериментирование дополняют друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kapelka.docx | 182.87 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47 комбинированного вида»
юридический адрес: 624440, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Клубная,12
фактический адрес: 624440, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Клубная,12
электронный адрес: mbdou47@bk.ru тел. 8(34384)3-02-79
Проект в младшей группе:
«Капелька»
Выполнили: Сауткина Светлана Витальевна
Минакова Светлана Юрьевна
2022г.
Проект для детей младшего дошкольного возраста «Капелька»
Срок реализации: 06.06.2022г.-12.08.2022г.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Срок реализации проекта: долгосрочный
Возраст участников: 3-4 года.
Основные формы реализации проекта: игры-эксперименты, беседы, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, самостоятельная деятельность детей в экспериментальном уголке.
Принципы реализации проекта:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-принцип интеграции;
-совместная работа с родителями.
Актуальность темы
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать представлениями целостной картины мира. Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Игра и детское экспериментирование дополняют друг друга.
Цель проекта: формирование представлений детей о воде и её свойствах, подвести к пониманию важности воды для всех живых организмов и необходимости её беречь.
Задачи проекта:
- Расширить знания детей о воде и её свойствах через опыты и эксперименты.
- Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
- Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
- Развивать творческое мышление детей.
- Познакомить опытным путем со свойствами воды. Убедиться в процессе экспериментирования.
- Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании).
- Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.
- Развивать познавательную активность детей.
- Обогатить запас знаний родителей о влиянии экспериментирования на развитие мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.
Проблемы, на решение которых направлен проект:
- дети не знают свойства и качества воды;
- дети не знают о значении воды в жизни человека и природы;
- дети не могут составить рассказ о воде;
- дети не активны в потребности узнать новое, интересное в окружающем мире.
Планируемые результаты
В ходе реализации задач предполагается, что дети:
- Расширят знания о свойствах воды, о ее формах и видах (родники, реки, моря, озера, океаны).
- Пополнят свои знания о роли воды в жизни человека и живых организмов.
- Узнают, что такое круговорот воды в природе.
- Узнают о том, что воду загрязняют и о мероприятиях по предотвращению загрязнения.
- Узнают, кто живет в воде, будут понимать взаимосвязь воды и всего живого на Земле.
- Осознают важность воды и будут бережно относиться к воде.
Этапы реализации:
1 этап: Подготовительный
- Беседы с детьми о воде и значении воды в жизни человека, растений, животных;
- Опрос детей по теме «Вода» с целью выявления представлений детей о воде, ее значении для человека, растений, животных
- Чтение рассказов, стихов, пение песенок о воде;
- Разучивание наизусть стихов о воде;
- Рассматривание картин, иллюстраций по теме проекта;
- Информирование родителей по теме проекта, участие родителей (домашнее экспериментирование)
- Сюжетно – ролевые игры: «Кукла Дина стирает»», «Игры с куклой», Пора обедать»;
- Ежедневные наблюдения в природе (снег, лед, вода)
Взаимодействие с родителями.
- Подготовка консультаций по теме «Вода важна для организма».
- Привлечение родителей к оформлению уголка по теме проекта.
- Подготовка информационного материала на тему: «Экспериментируем дома» - активизировать совместную деятельность детей и родителей.
2 этап: Основной
Перспективный план реализации проекта «Капелька»
06.06.2022-10.06.2022 | 1. Беседа о свойствах воды, «Без воды нам жить нельзя» . Мониторинг по теме проекта «Капелька» 2.Игра-эксперимент «Цветная вода». Цель: выявить свойства воды и красок, способность красок растворяться в воде и изменять её цвет. 3.Рассматривание картинок о воде. 4. Сюжетно-ролевая игра «Пора обедать». Цель: расширить знания детей о значении воды в жизни человека 5. Пластилинография «Тучка-тучка» |
13.06.2022-17.06.2022 | 1. Беседа «Кому нужна вода» Цель: развивать познавательный интерес и воображение. 2. Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Пришла весна, потекла вода». 3. Рисование на тему «Волны ». 4. Игра-эксперимент «Тонет - не тонет». Цель: на примере опыта показать, что предметы могут быть легкими и тяжелыми, тонуть или оставаться на поверхности. 5. Чтение потешек о воде. 6. Подвижная игра «Солнышко и дождик» |
20.06.2022-24.06.2022 | 1. Игра-эксперимент «Ледяное царство»». Цель: познакомиться с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле. 2. Игра –эксперимент «Переливание воды» Цель: развивать осязание, знакомить со свойствами воды» 3. Рассматривание альбома «Полезная вода» 4. Просмотр мультфильма «Мойдодыр» 5. Рисование: - «Дождевая туча» |
27.06.2022-1.07.2022 | 1. Игра «Водопад». Цель: дать детям представление о том, что вода может менять направление движения. 2. Игра-эксперимент «Ловись,рыбка! ». Цель: закрепить знания о свойствах воды: льется, можно процедить через сачок и пр. 3. Ситуативные разговоры: - «Нужно ли беречь воду?» - «Для чего нужна вода?» 4. НОД «Чистая вода – основа здоровой жизни!» |
04.07.2022-08.07.2022 | 1.Музыкальные произведения для слушания: «Звуки природы» (темы: ручеёк, волны, дождик). 2. «Игра с куклой» 3.Аппликация «Ледоход» 4. Опыт «У воды нет запаха и вкуса» - познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета) и выяснить имеет ли вкус и запах вода. |
11.07.2022-15.07.2022 | 1. Поисковая деятельность «Кому и чему нужна вода». Цель: обобщить знания детей о значении воды в природе и жизни человека 2. Чтение потешек про воду, загадки про воду 3. Игра –эксперимент «Бутылки» Цель: учить детей определять количество жидкости в ёмкостях одинакового размера. 4. Аппликация: - «Берегите воду!» |
18.07.2022-22.07.2022 | 1.Игра – эксперимент «Бульки» Цель: формировать сильный ротовой выдох, обучать умение дуть через трубочку, развивать мышцы губ. 2. Просмотр мультфильма «Буль-буль водичка» 3. Рисование «Дождик» |
25.07.2022-29.07.2022 | 1. Чтение рассказов 2. Игровая ситуация «Кукла Дина стирает» 3. Музыкальный танец «Капельки прыг –прыг» 4. Беседа «Вода и её свойства» 5. Опыт «Окрашивание воды» - выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может менять свою окраску. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. |
01.08.2022-05.08.2022 | 1. Подвижная игра «Пузырь» 2. Пускание мыльных пузырей. 3.Закрашивание раскрасок водой 4. Мониторинг по теме проекта «Капелька» 5. Беседа «Кто живёт в воде?» 6. Опыт «Прозрачная вода» - выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). 7. Конструирование из бумаги: - «Зонтик» |
08.08.2022-12.08.2022 | 1. Просмотр презентации « Полезная вода» 2. Просмотр мультфильма « Грибок» 3. Беседа «Где можно встретить воду?» 4. НОД по ФЦКМ «Вода вокруг нас» 5. Опыт «Тонет – не тонет» - способствовать развитию наблюдательности, мелкой моторики, освоению навыков классифицирования предметов. 6. Чтение и заучивание наизусть потешек «Ах, вода, вода, вода будем чистыми всегда», «Водичка-водичка». - Песенки, потешки, прибаутки. - Отгадывание загадок о воде. - Чтение стихотворений С.Я. Маршака «Кошкин дом», К. Чуковский «Мойдодыр». |
3 этап: Заключительный
1. Итоговый мониторинг представлений детей о воде;
2. Закрашивание раскрасок водой;
3. Беседы о воде с целью закрепления знаний;
4. Просмотр презентации «Полезная вода»
5. Рассматривание плакатов, дидактических схем, пособий о воде.
Полученные результаты:
Дети:
- Пополняли и расширили знания о свойствах воды, о ее формах и видах.
- Расширили знания о роли воды в жизни человека и живых организмов.
- Узнали, что такое круговорот воды в природе.
- Узнали о взаимосвязи воды и всего живого на Земле
- Осознали о важности воды и бережном отношении к ней.
Родители:
1. Привлечение родителей к жизни детского сада.
2. Родители получили информацию о важности экспериментальной деятельности в развитии ребенка.
3. Познакомились со знаниями и мнениями специалистов по данному вопросу.
Литература
1. Н.Ф.Губанова «Развитие игровой деятельности» Младшая группа, Издательство Мозаика- Синтез, Москва 2016г.
2. Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи (первая и вторая младшая группа)» Центр педагогического образования, Москва, 2007год.
3.О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»,
Младшая группа, Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2016г.
4. Д.Н.Колдина «Аппликация с детьми 3-4 года» Мозаика- Синтез, 2016г.
5. Е.А.Янушко «Развитие речи у детей раннего возраста»Издательство Мозаика- Синтез, Москва 2012г.
6. Е.А.Янушко «Сенсорное развитие у детей раннего возраста» Издательство Мозаика- Синтез, Москва 2012г.
7. Е.А.Янушко «Рисование у детей раннего возраста» Издательство Мозаика- Синтез, Москва 2012г.
8.Д.Н.Колдина «Лепка и рисование с детьми» Мозаика- Синтез, Москва, 2012г.
9. Д.Н.Колдина « Рисование с детьми 3-4 года» Мозаика- Синтез, 2017г.
10. Хрестоматия для детей младшего возраста
Приложение:
Игры-эксперименты с водой
Времена года
Цель:выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.
Материал:ванночки, вода разных температур, кусочки льда.
Текст педагога
Зимушка-Зима пришла, в речках и озёрах воду заморозила. Вода превратилась в лёд.
Вслед за Зимой Весна красна прилетела, лёд растопила, водичку немножко согрела. Можно кораблики пускать. Лето жаркое настало, и сделалась водичка тёплая-претёплая. Можно купаться, плескаться.
А потом прохладная Осень к нам в гости пожаловала. И вода в речках, в озёрах и в лужицах стала холодная.
Скоро Зима опять пожалует. Так и приходят к нам в гости по очереди: за Зимой – Весна, за Весной – Лето, за Летом – Осень, за Осенью – Зима.
Демонстрация
Взять две широких чашки. В одну налить холодной воды, в другую – тёплой. Холодная вода – это «зима», тёплая – «лето».
Предложить малышам потрогает ручкой воду. «Где холодная водичка? Где у нас «зима»? Вот в этой чашке. Где тёплая водичка? Где у нас «лето»? Вот здесь».
Затем взять четыре чашки или небольших тазика. В одну чашку положить маленький кусочек льда («зима», в другую налить чуть тёплой воды («весна», в третью – тёплой, но не горячей воды («лето», в четвёртую – холодной воды («осень»).
Учить малышей определять, какая вода в чашках и какому времени года она соответствует.
Тает льдинка
Цель: познакомить детей с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле.
Материал:свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой.
Текст педагога с демонстрацией
Однажды зимой бельчонок принёс домой льдинку, сосульку, он оставил её в дупле, на полу в прихожей, а сам пошёл обедать, а потом спать. Когда проснулся, сразу вспомнил про льдинку, побежал в прихожую. Льдинка пропала – нет нигде, зато на полу блестела лужица.
Положить кусочек льда на ложку и подогреть его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку! »
В прозрачную стеклянную кружку или стакан налить горячую воду (её можно подкрасить, опустить кусочек льда и понаблюдать, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры.
Считалочка-купалочка
Цель:познакомить со свойствами воды: льётся, движется.
Материал:ванночка с водой, игрушки.
Текст педагога с демонстрацией
Варим кашу для малышек,
(Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу»)
Тесто делаем для пышек,
(Месим воду, как тесто)
Сладким чаем угощаем,
(Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну)
Ну а после – отдыхаем!
В ванночку – бултых!
Можно предложить детям поиграть с водой, обратить их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а так же она переливается, льётся.
Как вода гулять отправилась
Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.
Материал:поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.
Текст педагога с демонстрацией
Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал.
А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит? » взяла и вылила её в раковину.
Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потекла наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы! »
Взять поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налить воду в небольшой тазик, приготовить несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т. п.). Попросить ребёнка опустить губку в воду и показать, как нужно отжать её в чашку. Потом набрать воду резиновой грушей и перелить её в другую ёмкостью. То же самое проделать и со шприцом.
Рыбалка
Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.
Материал:таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки.
Текст педагога с демонстрацией
- Рыболов, какую рыбку
Ты поймал нам на обед?
Отвечает он с улыбкой:
- Это вовсе не секрет!
Я сумел поймать пока
Два дырявых башмака!
Налить в тазик воды и дать малышу сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросить несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложить малышу выловить сачком эти игрушки. Можно попросить его выловить какие-нибудь конкретные игрушки: «Поймай синий шарик, поймай красную рыбку» и т. д.
Водопад
Цель: дать представление о том, что вода может изменять направление движения.
Материал:пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесенки.
Текст педагога с демонстрацией
Льётся водичка с большой высоты,
Брызги летят на траву и цветы.
Детки вокруг оживлённо галдят,
Громче ребяток шумит водопад.
Предложить детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объединить эти предметы: лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода движется. Спросить их, что получится, если мы будем держать желобки по-другому (направление движения воды изменится).
Окрашивание воды
Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Материал: ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
Текст педагога с демонстрацией
Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).
Как вытолкнуть воду?
Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
Материал: мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.
Текст педагога с демонстрацией
Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя, разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то взрослый предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв. Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.
Помощница вода
Цель: использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.
Материал: банка с мелкими лёгкими предметами на поверхности, ёмкость с водой, стаканчики.
Текст педагога с демонстрацией
Перед детьми ставится задача: достать из банки предметы, не прикасаясь к ним руками (вливать воду, пока она не польётся через край). Взрослый предлагает проделать эти действия. Дети делают вывод: вода, заполняя ёмкость, выталкивает находящиеся внутри неё предметы.
Беседа на тему: "Для чего нужна вода?"
Цель: рассказать о значении воды в нашей жизни; показать где и в каком виде существует вода; подводить к пониманию заботливого отношения к своему здоровью. Придерживаться правил пользования водой, не загрязнять её, использовать по назначению. Воспитывать бережное отношение к воде. Ход занятия:
-Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде.
Рано утром на рассвете умываются мышата,
И котята, и утята, и жучки, и паучки.
Ты один не умывался и грязнулею остался,
И сбежали от грязнули и чулки, и башмаки.
Восп: Ребята, надо по утрам умываться? А что ещё вы делаете, когда просыпаетесь? (зубы чистим, зарядку делаем). А когда приходите с прогулки, после туалета? (моем руки с мылом).
Восп: Дети, а для чего вода нужна? (Купаться, поливать растения, стирать, готовить пищу, пить). Вот какая волшебница – вода, а без неё мы бы не смогли жить.
А ещё есть игры с водой. Вы хотите поиграть? Игра называется «Ходят капельки по кругу». Я буду тучка – мама, а детки – капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, как шум дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. (Мама – тучка подсказывает, что им делать). Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками (взялись за руки, как «Ручеёк»). Встретились ручейки и стали большой речкой (встают в цепочку). Текла – текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети встают в хоровод и идут по кругу). Плавали капельки в океане и вспомнили, что мама – тучка наказывала им домой вернуться. А тут и солнышко пригрело (Появилось солнышко). Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами Солнышка и вернулись к маме – тучке.
Восп: Дети, как надо беречь воду?
(Проверять кран, не оставлять открытым, не бросать мусор, стёкла в речку, пруд).
Восп: Дети, а кто живёт, что обитает в воде? (Рыбы, ракушки, водоросли, лягушки). Правильно.
Восп: Вот такая полезная вода.
Игра – экспериментирование «Бульки»
Цель: формировать сильный ротовой выдох, обучать умению дуть через трубочку, развивать мышцы губ.
Материал: стакан с водой, трубочки
Ход: в стакан, наполовину наполненный водой, опустить трубочку и подуть в неё – пузыри будут подниматься на поверхность. Затем дети берут стаканы с водой и трубочки и воспитатель предлагает подуть в них: «Давайте сделаем весёлые бульки. Возьмите трубочки о опустите в стакан с водой и подуйте. Буль-буль! Если дуть слабо – получаются маленькие пузыри, а если подуть сильно, то получается целая буря. Давайте устроим бурю»
Игра – экспериментирование «Цветная вода»
Цель: научить разводить краску в воде, закреплять знания цветов, формировать интерес и положительное отношение к рисованию
Материал: набор акварельных красок, прозрачные пластиковые стаканчики, кисточки, салфетки.
Ход: На столе стоят стаканчики, наполненные водой и краски.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем растворять краску в воде. Сейчас я возьму на кисточку красную краску, опускаю кисточку в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотрите, как красиво! Предлагается детям выбрать понравившуюся краску и развести её в воде, перемешать. Вот какая красивая цветная вода у нас получилась.
Игра – экспериментирование «Бутылки»
Цель: Учить определять количество жидкости в ёмкостях одинакового размера
Материал: Пластиковые бутылки одинаковой величины, вода
Ход:
Воспитатель: Ребята, посмотрите в этих бутылках вода. В этой – много воды, здесь мало воды. Покажите в какой бутылке много воды, а в какой мало воды?
Затем дети сами разливают воду в бутылки, заданное количество воды: много, мало.
Игра – экспериментирование «Переливание воды»
Цель: развивать осязание, знакомить со свойствами жидкости.
Материал: воронки, бутылки, чашки, лейка, вода, большой таз, тряпки
Ход: воспитатель предлагает детям поиграть с водой, сначала опускаем руки в воду, рассказываем какая вода ( холодная, тёплая, мокрая). Затем детям раздаются различные ёмкости, воронки, лейка. Предлагается перелить воду из тазика а какую – то ёмкость (бутылку, ведёрко, чашку)
Игра – экспериментирование «Ледяное царство»
Цель: развивать осязание, знакомить со свойствами льда
Материал: лёд в кубиках, стакан
Ход: Воспитатель предлагает детям потрогать кусочки льда, подержать в руках. Воспитатель : «Какая холодная льдинка, а рука тёплая. Льдинка начинает таять. Капает водичка, это лёд превращается в воду»
Игра – экспериментирование «Горячо – холодно»
Цель: развивать осязание
Материал: вода разной температуры, миски
Ход: Предлагается детям по очереди опустить руки в воду и определить, какая вода –холодная или тёплая. В какой воде наиболее приятно опускать ручки.
Художественная литература
Стихи, потешки, песенки, загадки, рассказы
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
…………………….
Зайка серый умывается,
Видно в гости собирается.
Вымыл носик, вымыл ротик,
Вымыл ухо, вытер сухо.
………………………….
Матросская шапка, веревка в руке.
Тяну я кораблик по быстрой реке.
И скачут лягушки за мной по пятам
И просят меня: «Прокати, капитан!»
…………………………….
Ладушки, ладушки,
Веселые ладошки,
Ладушки, ладушки,
Звонкие хлопошки.
Горят глазки у ребят,
Брызги в стороны летят!
……………………
- Курочка – рябушечка, куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка – рябушечка, за чем ты пошла?
- За водичкой?
- Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?
- Цыплят поить.
- Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить?
- Пи – пи – пи – пи – пи!
……………………..
Ой, лады,лады,лады! (хлопают в ладоши)
Не боимся мы воды! (разводят руки в стороны)
Чисто умываемся – вот так! (имитируют умывание)
Маме улыбаемся – вот так! (опускают руки, улыбаются)
…………………..
Капли
Капли медленно катились,
Никуда не торопилась.
Кап – кап, кап – кап!
Стали капельки играть,
Капля каплю догонять!
Кап – кап, кап – кап!
………………….
Ручеек бежит по лесенке,
По ступенькам ледяным.
И весны живые песенки
Звонко скачут вслед за ним!
………………
Вдоль обочины дороги
Мы бежим, звеним, журчим!
Рассказать друзьям хотим,
Что весенние деньки
Очень любят ручейки.
………………
Не мешайте мне трудиться,
Я водицы притащу!
И колодезной водицей
Вас, конечно, угощу!
Пейте, пейте, не жалейте,
А хотите, в лейку лейте –
Поливайте огород:
Он ведь тоже воду пьет!
…………………
По утрам и вечерам
Открываю в ванной кран.
Я воды не пожалею,
Уши вымою и шею.
Пусть течет водица –
Я хочу умыться!
……………
Воду в тазик я налью,
Горстку соли растворю,
Лучше соли не простой,
А особенно морской!
Мама мягкой рукавицей
Оботрет меня водицей,
Спину, руки, шею, грудь.
Скажет мне: «Здоровым будь»!
……………..
Под душем
Утром я едва проснусь –
Сразу в душе обольюсь.
На веселый летний дождь
Душ немножечко похож.
Он поет, журчит, звенит –
Веселит он и бодрит!
……………
Теплый дождик лил да лил,
Дело делал, не шалил:
Вымыл крышу у скворешни,
Вымыл ягоды черешни…
Протянули мы ладошки,
Дождик их помыл немножко. (А. Босев)
………………….
Песенка (норвежская)
Мы поднимем якоря,
Отплываем чуть заря.
Море зовет,
Ветер поет,
Вперед, вперед, вперед!
………….
Дождю (югославская песенка)
Ливень, ливень, Водолей,
Лей, лей!
Ты водицы не жалей,
Лей, лей!
Для пшеницы, для полей,
Лей, лей!
………….
Кто не умывается
Кто горячей водой умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.
А кто не умывается
Никак не называется. Петр Синявский
……………………
М. Борисова
Песенка капели
Кап, кап, я – капель,
У меня в апреле
На весеннем тепле
Капельки поспели!
Как, кап - на скамью,
Детям на игрушки,
Кап, кап – воробью
Прямо на макушку!
……………
Загадки
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я. Кто я такая?
……………….
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
………………..
Сама пить не пьет, а нас вынуждает.
………………..
Зимнее стекло весной потекло. (лед)
………………
Без досок, без топоров,
Через речку мост готов.
…………………
В огне не горит, в воде не тонет.
………………..
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло.
…………………
Выпучив глаза, сидит,
Не по- русски говорит.
Родилась в воде,
А живет на земле. (лягушка)
…………………..
По морям и океанам
Он ведет нас к жарким странам.
Пар, клубясь, из труб идет
Это теплый … (пароход).
Дидактические игры
- «Куда спряталась вода?»
Цель: закреплять представления о свойствах воды, развивать воображение.
- «Мемос».
Цель: знакомство с обитателями моря.
- «Парные картинки».
Цель: закреплять свойства воды, льда, снега.
- «Дом для кота»
Цель: Помочь котенку построить дом, который попал под дождь.
- «Что изменилось?»
Цель: Формировать умение детей находить отличия на картинке (аквариум).
- «Лужи и дождик»
Цель: Развивать мышление, учить правильно отвечать на вопросы.
- «Куда спряталась вода»
Цель: закреплять представления о свойствах воды
Динамические паузы
- Льется чистая водица.(наклоны вперед)
Мы умеем сами мыться. (изображаем умывание лица)
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем. (сгибают и разгибают руки в локтях)
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.(изображают движения вытирания полотенцем)
Поверни головку влево,
Поверни головку право,
Опусти головку вниз
И тихонечко садись.
- Море волнуется раз! (ноги на ширине плеч, покачивать руками справа налево, изображая волны.Руки поднять вверх и, изображая фонарики, опустить вниз)
Море волнуется два!
Море волнуется три!
Морская фигура замри!
Кто это? Что это? Как угадать? (повороты вправо – влево с вытянутыми руками. Руки поднять вверх. Выполнять покачивающие движения вправо – влево)
Кто это? Что это? Как разгадать?
Это рыбацкая лодка, (ноги на ширине плеч, руки в стороны, кисти подняты вверх, в таком положении покачивания из стороны в сторону)
А это морская звезда, (руки подняты вверх, сжимая и разжимая пальцы, затем опустить вниз)
Это, конечно, улитка, (руки в стороны, выполнять круговые движения.Руки развести в стороны)
Всех разгадаю вас я!
- Как приятно в лодке плавать:
Берег слева, берег справа (повороты корпуса влево, вправо)
Речка лентой голубой
Разлилась перед тобой (вытягивают руки перед собой)
Под мостом мы проплывем (наклоны вперед)
Руки в воду опускаем (опускаем руки)
По волнам гребем руками
Кто угонится за нами? (движения руками способом кроля)
Хрестоматия для маленьких:«Мальчик и вода», с. 222, И. Ангелов «Послушный дождь», с. 201; Н. Калинина «Как Вася рыбу ловил», с. 184; К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»; З. Александрова «Дождик», с. 155; К. Ушинский «Уточки», с. 145; Э. Шим «Солнечная капля», с. 366; В. Бианки «Купание медвежат», с. 397; В. Сутеев «Под грибом», с. 400
Сказки С. Прокофьевой «Серая тучка», «Волшебная корзина»; А. Барто «Девочка чумазая», словацкая народная сказка «У солнышка в гостях».
Опыты
- Вода прозрачная. Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стакане с молоком палочка не видна, а в воде видна).
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если речная вода была бы не прозрачная. Например, в сказке «Гуси – лебеди» говорится о молочной речке с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных речках?
- «У воды нет вкуса». Предложить детям через соломинку попробовать воду. Есть ли у нее вкус? Дать для сравнения молоко и сок. Если они не убедились, пусть еще попробуют воду. (Дети очень часто слышат от взрослых, что воды вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует).
- «У воды нет запаха». Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть понюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду, в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн). Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
- Лед – твердая вода. Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребенок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в теплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит? Таким же образом проследить за таянием снега.
- Пар – это тоже вода. Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, показать их детям.
- Вода жидкая, может течь. Дать детям два стакана – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и в ручейках, не текла бы из крана. Вывод: поскольку вода жидкая, может течь, то ее называют жидкостью. Сравнить с киселем, он густой.
- В воде некоторые вещества растворяются, некоторые нет. Например, сахар и краски растворяются, простой песок и камушки нет.
- Вода бывает теплой, холодной, горячей. Дать детям стаканчики с водой разной температуры. Дети пальчиком определяют, в каком стаканчике вода холодная, а в каком горячая. Спросить детей, как получить теплую воду? Проделать это вместе с ними. Подчеркнуть, что в реках, озёрах, морях тоже вода бывает разная: теплая и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной. Если бы дети были рыбами, то какую бы они воду выбрали: теплую или холодную? Как вы думаете, где больше разных растений и животных: теплых или холодных морях? Сказать, что в холодных морях живет меньше животных.
- Вода не имеет формы. Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лед – это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода? Наливаем воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находиться, а на ровном месте растекается лужицей. Вывод: значит, жидкая вода не имеет формы.
- Всегда ли вода бывает прозрачной? Почему она бывает мутной? Прозрачная ли вода в реке? Озере? Луже? Бросаем в воду камешки или другой материал (кусочек земли, песка). Вывод: чистя вода – прозрачная, грязная и мутная – непрозрачная.
- «Подводная лодка».Взять 3 банки: две пол – литровые и одну литровую. Одну банку наполнить чистой водой и опустить туда сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налить крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 литров воды). Опустить туда сырое яйцо, оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и в море плавать легче, чем в реке. А теперь на дно литровой банки положите сырое яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих банок, можно получить раствор, в котором яйцо не будет ни тонуть, ни всплывать. Оно будет в подвешенном положении посреди раствора. Можно показать фокус. Подливая воду соленую, вы добьетесь, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду – яйцо будет тонуть. Это будет выглядеть удивительно, так как соленая и пресная вода внешне ничем не отличаются.
- «Волшебные пузыри».Оборудование: таз с мыльной водой, трубочки для коктейля на каждого ребенка.Дети дуют через трубочку в воду с разной интенсивностью и длительностью, стараясь получить большие и маленькие пузыри. Доказать, что пузыри появляются при помощи воздуха. Нужно набрать больше воздуха, чтоб надуть пузыри.
- «Смелый кораблик». Оборудование: таз с водой, бумажные кораблики. Педагог предлагает детям отправить кораблики в плавание. Смелые кораблики не боятся сильного ветра, больших волн. Надо быстро вдохнуть и медленно, но сильно подуть на них. Показать детям, что при сильном выдохе кораблик уплывает дальше.
- «Рыбаки и рыбки». Оборудование: таз с водой, рыбки с магнитами, удочки, ведерки. Дети выпускают рыбок поплавать в таз, играют с ними. Затем педагог предлагает им поймать рыбок удочками и поместить в ведерко.
Пальчиковые игры
Ладошки
Мыли мылом ушки, (руками моем ушки)
Мыли мылом ножки.(моем ножки)
Ах, какие ладушки, (поднимаем руки вверх, делаем «Фонарики»)
Ладушки – ладошки.
Рыбки
Пять маленьких рыбок играли в реке, (ладони сомкнуты, волнообразные движения в воздухе)
Лежало большое бревно на песке.(руки прижаты друг к другу, переворачиваются с боку на бок)
И рыба сказала: «Нырять здесь легко!» (ладони сомкнуты, выполняют «ныряющие» движения)
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» (качаем сомкнутыми ладонями отрицательный жест)
А третья сказала: «Мне хочется спать!» (ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыба спит)
Четвертая стала чуть – чуть замерзать.(быстро качаем ладонями – дрожь)
Пятая крикнула: «Здесь крокодил! (запястья соединяются, ладони раскрываются и соединяются – рот)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!» (быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают)
Кораблики
Плывет, плывет кораблик
По речкам и морям.(обе ладони поставить на ребро, мизинцы прижать друг к другу, большие пальцы поднять вверх)
Плывет, плывет кораблик
На нем я капитан.
Рыбки
Рыбки плавали, ныряли (имитируют движения пловца)
В чистой свеженькой воде.
То сожмутся, разожмутся, (обхватывают себя руками, затем разводят руки в сторону)
То зароются в песке. (садятся на корточки)
Игры с водой
«Водичка»
Материал и оборудование: бассейн с водой.
Инструкция:
Говорит ребятам солнышко в окошке:
«Вот у нас водичка, поиграй немножко.
Только помни твердо: не брызгайся водой,
Играем аккуратно, дружок мой дорогой!
Похлопаем в ладоши: да – да – да,
Вот у нас вода,
Будем мы играть
И друг другу помогать».
«Кораблики»
Материал и оборудование: бассейн с водой, игрушечные кораблики.
Инструкция:
Вот у нас кораблики.
Давайте их пускать по воде.
Налетел ветер! Спрячем руки за спину и будем дуть на кораблики, как ветер.
Кораблики можно сделать из бумаги или другого природного материала.
«Мыльные пузыри»
Из чего получаются мыльные пузыри? Только из одного мыла? Что нужно добавить? В этом тоже помогает вода.
Открываем колпачки,
Выдуваем пузыри.
Вот такие! Посмотри!
Как бы их нам поймать?
На ладошке подержать!
«Ледяные кораблики»
Материал: пластиковый стакан, трубочка для коктейля, скотч, цветная бумага.
На дне стакана скотчем закрепить трубочку для коктейля, согнув ее. Налить в стакан воду и поставить в морозилку. Когда вода превратится в лед, нужно достать его оттуда. Из цветной бумаги вырезать парус, сделать дыроколом дырки, закрепить парус на палочке.
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя (звучит музыка). Воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается. Воспитатель говорит, что она – мама – Тучка, а ребятки ее детки – капельки. Им пора отправляться в путь.
Капельки разбегаются, прыгают, танцуют. Мама – тучка показывает, что им делать. Капельки полетели на землю. Скучно им стало по - одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети берутся за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу).
Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама – Тучка говорила им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (дети присели, затем поднимаются и вытягиваются вверх). Испарились (высохли) капельки под лучами солнца, вернулись к маме – Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
Пенное море
Оборудование: таз с водой для выдувания мыльных пузырей, игрушечные пластмассовые кораблики и лодочки, трубочки для выдувания мыльных пузырей на каждого ребенка.
Дети опускают на воду кораблики и лодочки, дуя в воду через трубочки, спенивая море.
Тонет – не тонет
Цель: закрепить знания о свойствах воды, отметить ее влияние на здоровье человека, порадовать детей, научить детей делать несложные выводы, развивать пытливость и любознательность.
Доктор Айболит спрашивает детей, знают ли они такую поговорку: солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Предлагает поиграть с водой. Дети совершают разные опыты с предметами разного веса и качества, наблюдают, как ведут себя на воде разные предметы.
Мониторинг
Вопросы:
- Где мы видим воду?
- Может ли человек жить без воды?
- Какой бывает вода? (бесцветная, прозрачная, безвкусная, без запаха, льется)
- Как люди используют воду?
- Кому нужна вода, кроме людей?
- Всегда ли вода бывает прозрачной?
- Почему она бывает мутной?
- Что бывает с водой, если ее вынести на мороз?
- Лед и снег – это вода? Почему?
- Что можно делать в воде, с водой? (купаться, закаляться, плавать, ловить рыбу, пить и другое)
На начало проекта
Имя ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Витя | В кране | - | Не знаю | - | Людям | Всегда | Не знаю | - | - | умываться |
Тимоша | В речке | Да | Разная | Моем руки, лицо | Животным | Да | Не знаю | Снег будет | - | Умываться |
Елисей | В кране | Нет | Чистая, грязная | Умываемся | Животным | Нет, бывает грязной | - | Лёд будет | - | Чистить зубы |
Лена | - | - | - | Моем руки | животным | да | Просто так | растает | - | Пить, мыть руки |
Дети в незначительной степени осведомлены по данной теме, предстоит узнать, какая бывает вода, кому нужна вода, кто живёт воде, для чего люди используют воду и кто засоряет воду.
На конец проекта
Имя ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Витя | В кране, в речке | нет | прозрачная | умываются | Людям, рыбам | Не знаю | Когда грязная | замёрзнет | да | Купаться, мыть лицо |
Тимоша | В кране, речке, ванной | Нет | Холодная, чистая | Купаются | Животным, людям, растениям | нет | Грязная потому что | В лёд превратится | Да | Умываться, плавать |
Елисей | В кране, речке, на море | Нет | Холодная, чистая, грязная, прозрачная | Моются | Животным, растениям | Нет | грязная | Лёд будет | Да | Ловить рыбок, переливать, мыть руки |
Лена | В речке | Нет | Без запаха, чистая | Моются | Детям, людям, животным | Нет | Потому что засорили воду | замёрзнет | Да | Пить, умываться, играть |
После проведенной работы дети узнали, что без воды не может быть жизни на Земле, что в природе все взаимосвязано. У дошкольников расширились представления о том, что вода – очень ценный продукт, она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Сформировались знания о значении воды, дети узнали, какой бывает вода, научились самостоятельно проводить лабораторные опыты с водой, определяя ее свойства. И как результат проделанной работы, у детей появилось желание исследовать окружающий мир.
Проект дал возможность развития наблюдательности, умения анализировать, делать выводы.