Проектная работа "Удивительное вещество - вода"
проект по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В данном материале представлен исследовательский проект, который направлен на заинтересованность детей в процессе активной позновательно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект "Удивительное вещество - вода" | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект
«Удивительное вещество – вода»
Предметное направление: “Естествознание. Неживая природа”
Введение
Актуальность исследовательского проекта: Мы заинтересовались вопросом: почему зимой снег превращается в лужу, а к утру, лужа снова превращается в лед?
Вода – удивительное вещество, благодаря которому возникла наша планета и всё живое на ней. Если бы на Земле не было воды, то, наверное, не было бы растений, животных, не было бы и человека.
Поэтому мы думаем, что тема наша актуальна, так как вода это самое важное и необходимое вещество на Земле.
Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатели.
Цель проекта:
- удовлетворить любознательность детей в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности;
- выяснить, что вода в природе существует в трёх состояниях.
Задачи исследования:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды;
- Исследовать свойства воды с помощью опытов;
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где и в каком виде существует вода в окружающей среде;
- Развивать речь ребенка, активизировать словарь;
- Воспитывать аккуратность при работе с водой;
Этапы проекта:
1) подготовительный этап: формирование актуальности, цели и задачи исследовательского проекта;
2) основной этап: практическая реализация исследовательского проекта;
3) заключительный этап: подведение итогов проекта, обобщение главных результатов проводимых опытов по данному проекту.
Ход исследовательского проекта
Предмет исследования: в природе существуют три главных состояния воды - жидкое, твердое и газообразное.
Вода — это жидкость без вкуса, запаха, цвета, которая входит в состав всех живых существ. Вода — это часть неживой природы. Облака, капли дождя, снег, град, туман и роса — это тоже вода.
Что я знаю о воде?
Что я знаю о воде? - Она течёт из крана, мы её пьём (другие варианты предложенные детьми).
Где я могу увидеть воду? - В луже, в озере, дома в ванной, летом во время отдыха на море, в реке и др.
Для чего нужна вода? - Готовить еду, умываться, поливать, цветы, мыть машину и др. .
Кому вода необходима для жизни ? - Человеку, животным, растениям и др.
Реализация проекта
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности являются опыты. Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, создавать творческую личность.
Опыт №1 «Вода жидкая!»
Цель: показать, что не все вещества обладают текучестью.
Дать детям два стаканчика: один с водой, другой - с песком. И предложить аккуратно перелить воду из стаканчика в тарелку. Вода растекается по тарелке? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, они не смогла бы течь в реках и ручейках. Для сравнения предложить детям высыпать песок из стаканчика на тарелку, песок высыпается горкой. Песок не может течь, потому что он обладает сыпучестью.
Вывод: вода – жидкая, может течь, песок – не может течь.
Опыт №2 «Лед – твердая вода!»
Цель: закрепить свойство воды, льда.
Предварительно разлить воду по формочкам и заморозить.
Через некоторое время посмотреть, что случилось с водой? (Она замерзла). На столы ставятся сосуды со льдом. Дети рассматривают лёд и замечают, что лед уже начинает таять. Спросить, почему вода замерзла и начала таять?
Вывод: вода может быть не только в жидком состоянии, а еще и в твердом.
Опыт №3 «Пар-это тоже вода!»
Цель: наглядно показать третье свойство воды.
В группу занести маленькую кастрюлю горячей кипяченой воды и открыть ее при детях. Что вы наблюдаете? Выделяется пар. А что такое пар? Вода. Можно ли собрать пар? Можно. Чтобы доказать, что пар-это тоже вода, я возьму полиэтиленовый пакет, который нужно поместить над паром. Пакет внутри потеет, и появляются капельки. Что нужно для того, чтобы образовался пар? Необходимо воду довести до кипения, чтобы появились пузырьки на поверхности.
Вывод: пар - это вода в газообразном состоянии.
Опыт №4 «Вода не имеет формы!»
Предложить детям рассмотреть кубики льда (напомнить, что лед – это твердая вода). Какой формы кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку?
Нет, в любом месте он останется кубиком. А жидкая ли вода? Дети наливают воду в различные сосуды: стакан, в бутылку.
Вывод: вода принимает форму того предмета, в котором находится. Значит, жидкая вода не имеет определенной формы.
Опыт №5 «Легкие предметы не тонут, тяжелые опускаются на дно!»
Дети опускаю в воду предметы из различного материала: резиновые, пластмассовые, железные, деревянные. Наблюдают, какие предметы плавают на верху, а какие опускаются на дно. Почему деревянные и резиновые предметы остаются на плаву? Почему металлические и предметы тонут?
Вывод: легкие предметы вода выталкивает на поверхность, а предметы, которые тяжелее воды, тонут.
Проведение познавательной беседы
«Вода вокруг нас»
Цель: показать, где и в каком виде существует вода в окружающей среде; обратить внимание на значение воды в жизни людей.
Рассмотреть с детьми глобус, объяснить, что цвет воды на нем - голубой. Обратить внимание на то, что на земном шаре воды больше, чем суши. Найти океаны и моря. Вода обогащает озера, пруды, реки, моря, океаны. Вода прячется и глубоко под землей. Родник-это подземная река.
Объяснить детям, что, несмотря на то, что воды на Земле много, воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало. Какую воду мы пьем? Соленую или пресную? Человек не может пить соленую воду, а ее на Земле намного больше, чем пресной. Есть также страны, в которых людям не хватает воды. Человек без воды может прожить всего три дня!
Заключение
Мы совершили небольшое путешествие в прекрасный водный мир. Узнали много полезного и интересного, провели несколько занимательных опытов, а также получили ответы на интересующие нас вопросы.
В ходе исследования, мы убедились, что вода имеет три состояния: это жидкое, газообразное и твердое. Проводили наблюдения за испарением воды, замерзанием и таянием воды. Но вода это не только пар, лёд и снег. Вода – это дождь, облака, туман, роса, ручейки, длинные реки, обширные моря и необъятные океаны, и многое другое. Вода играет огромную роль в природе.
Результаты работы над проектом показывают, что у детей развивалась исследовательская деятельность представления о свойствах воды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Удивительное вещество - вода"
В презентации представляются простые опыты и эксперименты, которые будут интересны детям. Ссылка на Яндекс Диск https://yadi.sk/i/N2wuUnv6yc4D9...
Проектная карта тема:«Вода, вода кругом вода»
проектная карта...
ООД «Удивительное вещество вода».
Существует во Вселенной маленькая голубая планета Земля. И эта планета будет жить до тех пор, пока на ней есть удивительное вещество - вода!...
Экологический проект "Удивительное вещество - вода"
Экологический проект...
Коррекционно-развивающее занятие : «Замечательное вещество — вода. Свойства воды»
Цель: Формировать знания о важности воды для всего живого на Земле; развитие познавательно – исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой.&bull...