перелетные птицы
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)

Сахарова Кристина Анатольевна

Ребята, прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришел так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла … весна.

Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что говорить мы будем о весне. Какая она весна?

Воспитатель: Скажите, какой месяц у нас за окошком?

Дети: Апрель.

Воспитатель: Апрель - это второй весенний месяц. Какие еще весенние месяцы вы знаете?

Дети: Это март и май.

Воспитатель: Есть народная пословица, которая может нам рассказать о каждом из них - Март с водой, апрель с травой, май с цветами. Как вы думаете, почему так говориться? Дети рассуждают.

Воспитатель - ребята, а ведь весной солнышко греет теплее, ярче, правда?

Вот и к нам заглянуло солнышко, но лучиков у него мало. Ребята,если вы назовёте весенние признаки, то лучиков у солнца появится больше, и оно станет светить нам ещё ярче и теплее. (дети называют признаки весны и подставляют лучики солнышку).

Звукозапись «Голоса птиц»

- Ой, вы слышите, ребята, что это за звуки?

- Да, это вернулись перелётные птицы и запели свои звонкие песни.

В.: А почему их называют перелетными?

Д.: Потому что они улетают на зиму в теплые страны.

В: Каких перелётных птиц вы знаете?

В.:. А почему птицы улетают в теплые края?

Д.: Потому что им страшен голод.

В.: Правильно. А с наступлением весны птицы возвращаются и радуют нас своим пением. Для птиц весенние песни – это очень серьезное и важное дело.

В.: Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

Д.: Радостное, веселое, доброе, нежное.

В.: Если бы птицы умели петь как люди, словами, о чем бы рассказали они нам в своих весенних песнях?

Д.: О том, как они любят свою Родину, как прекрасна и неповторима наша земля, как долог и труден был их путь домой, как они спешили и радовались встрече с нами, как соскучились

Подвижная игра. «Перелётные и зимующие»

- Давайте поиграем. Если я назову перелётную птицу – «летите» и машите «крыльями». Если назову зимующую – приседайте и хлопайте в ладоши.

В.: Ребята, а кто знает, какая первая забота у птиц весной?

Д.: Построить гнезда.

В.: А из чего птицы строят гнезда?

Д.: Из веточек, соломы, мха, коры, земли.

В.: Молодцы! А где птицы устраивают гнезда?

Д.: На деревьях, на столбах (аист).

В.: А теперь давайте посмотрим на картинки.

(Дети подходят к ноутбуку и рассматривают изображения с гнездами кукушки скворца, грача, ласточки).

Грачи.

- Первыми прилетают грачи. Ещё кругом снег, а они уже тут

Отдохнут грачи и начинают вить гнёзда. Вьют гнёзда грачи на вершине высокого дерева. Грачи выводят своих птенцов раньше, чем другие птицы.

Скворцы.

Слышите, скворец поёт. Он на крыльях весну несёт! Стоит появиться скворцам, и ручьи побежали тут и там. Мать –и- мачеха зацвела, и весна вступила в свои права. Первыми прилетают папы скворцы, находят скворечники и начинают петь. Маму скворчиху призывают и чужих на свою территорию не пускают.

Кукушка.

Кипит работа в весеннем лесу: пичуги тащат в клювах прутики, сухие травинки, кусочки мха — строят гнезда, устилают их пухом и перышками, готовятся к появлению птенцов. Только кукушка гнезда не строит! Она уселась на сук на макушке высокой осины и внимательно, терпеливо высматривает, где птицы устраивают себе жилища.

Когда заботливая, работящая птичка ненадолго отлетит от гнезда — кукушка тут как тут! Сразу подложит в чужой уютный домик свое яичко, а хозяйское унесет в клюве и выбросит.

В гнезда каких только птиц кукушки не подкладывают свои яйца: в лесные теремки горихвосток, трясогузок, пеночек, крапивников, мухоловок, в дупла дятлов и даже в гнездо болотной птицы — кулика.

Ласточка.

Прилетают в апреле и начинают строить гнезда, выводить птенцов.

Ласточки – искусные строители. Из грязи и травы они лепят глубокие чашечки и выстилают их пухом. Получаются уютные домики, которые крепятся под крышами, на балках, на стенах домов.

Люди всегда рады прилету ласточек. Их любят за трудолюбие, за то, что уничтожают массу вредных насекомых, и просто за веселое щебетанье.

АИСТ.

Аист это старый наш знакомый.

Он живёт на крыше дома.

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту.

За лягушками к болоту.

Испокон веков аисты селятся рядом с человеком. Аист-самец выбирает себе подругу, с которой живет всю жизнь. Пара аистов вьет большое гнездо из веток, которое обычно устраивает на деревьях или скалах, но чаще – на постройках, возведенных человеком: домах, высоких фабричных трубах или на опорах линий электропередачи.

Гнездо служит для аистов уютным домом много лет. Каждый год, возвращаясь весной из теплых стран, аисты ремонтируют гнездо, вплетают в него новые ветки.

Питаются аисты лягушками и ящерицами, а также моллюсками, червями, насекомыми и их личинками.

Физминутка – «Птички»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Птички в гнездышках сидят (дети сидят на стульчиках)

И на улицу глядят.

Полетать вдруг захотели,

И все сразу полетели, (дети бегают по группе. На слова взрослого «птички в гнездышки» дети занимают свои места)

В.: Ребята, а чем люди могут помочь птицам?

Д.: Можно сделать и развесить скворечники.

В.: Но мы можем помочь не только скворцам, но и другим птицам. Можно развесить по кустам вату, лоскутки, а птицы обязательно используют их для строительства своих гнезд.

В.: Ну вот, гнезда готовы, и какая же следующая забота у птиц?

Д.: Вывести птенцов.

В.: А кто заботится, высиживает, согревает, бережет яйца?

Д.: Мама птичка, самка.

В.: А кто кормит маму, пока она высиживает яйца?

Д.: Папа, самец.

В.: А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Поэтому, в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут. Вы запомнили? Молодцы!

Я, ребята, птиц люблю.

Никогда их не ловлю –

Ни ловушками, ни в сетки,

Не держу их дома в клетке.

Никогда гнезда не трону

Ни сороки, ни вороны,

Ни скворца, ни воробья

Не обижу в жизни я!

Вы со мной согласны?


 

В.: - Ребята, мне понравилось, как вы работали: внимательно слушали, думали, отвечали на мои вопросы. Молодцы!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy.pptx1.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему:

Слайд 2

Цель: Дать детям общее представление о многообразии перелётных птиц и их образе жизни. Задачи: Закрепить представления о пользе птиц; Расширять представления детей о перелетных птицах , их образе жизни и внешнем виде ; Формировать умение выделить существенные различия птиц; Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, память ; Активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой); Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания .

Слайд 4

В средней полосе России насчитывается 58 видов перелетных птиц дрозд скворец утка лебедь трясогузка ласточка кукушка грач галка аист жаворонок соловей

Слайд 5

С наступлением холодов, перелетные птицы России обычно летят в Африку, Средиземноморье, Азию или Южную Европу. По пути птицы делают н есколько остановок для отдыха и кормления.

Слайд 6

Во время перелета птицы собираются в стаи и вытягиваются клином – так легче преодолеть сопротивление воздуха, а также заметить хищника, например, ястреба или сокола, и подать сигнал тревоги.

Слайд 8

Где отдыхают птицы во время осенней миграции? Как правило, пернатые останавливаются для отдыха в местах с густой растительностью с целью спрятаться от хищников. Выбирают безопасные, но очень свободные территории, лучше с высокой травой, кустарниками и деревьями.

Слайд 9

Почему птицы улетают? Так как перелет в теплые края птиц связан с наступлением холодов, многие ошибочно полагают, что миграцию на юг птицы с овершают по причине холода. Конечно, в этом есть доля истины, н о все, же решающим фактором для перелета пернатых является недостаток пищи.

Слайд 10

Чем питаются птицы Насекомыми Семенами растений Ягодами

Слайд 11

Куда улетают птицы? Л ес С тепь Поле, луг Водоемы Обычно птицы выбирают ту местность, где среда обитания б удет наиболее похожа на ту, в которой они живут на Родине. Если постоянным местом жительства является лес, то и искать п тица будет лесные зоны с более теплым климатом. Степные птицы б удут искать степи, поля или луга, где они смогут поселиться в привычных д ля себя условиях, и найти ту пищу, которая составляет их обычный рацион.

Слайд 12

Утка Утка заселяет заболоченные места, включая небольшие водоемы (пруды) и реки. Питается растительной пищей, насекомыми и червями. Гнезда делает на речном берегу, но не всегда около воды.

Слайд 13

Кукушка Перед миграцией кукушка интенсивно набирает вес (прирост 100%), потому что ей придется пролететь о коло 5000 км. Мигрируют кукушки преимущественно ночью, небольшими стаями. В родные места прибывают в апреле – мае. Первыми Прилетают самцы, а через несколько дней самки. Возвращаются на те же участки, где обитали в п рошлом году. Кукушка наносит ущерб окружающей среде, разоряя г незда. Она единственная птица, которая не высиживает своих птенцов, а подкидывает их в другие гнезда. Однако польза тоже есть. Они уничтожают самых разных насекомых, которые вредны лесу. Питается гусеницами, стрекозами, жуками, мухами, улитками.

Слайд 14

Ласточки являются птицами, ведущими дневной образ жизни. Прилетают около середины мая. Во второй половине месяца происходит постройка гнезда и откладывание яиц. В конце июня наблюдается вылет птенцов. Массовый отлет проходит в сентябре. Питаются ласточки насекомыми: мухами, к узнечиками, сверчками, стрекозами, ж уками и другими летающими насекомыми. Они составляют 99% их рациона. Большинство ж ертв они ловят в полете, и на лету с пособны кормить своих птенцов. Ласточка

Слайд 15

Грач Эти смышлёные птицы умеют хорошо а нализировать обстановку и правильно р ассчитать свои действия. Более того, грачи м огут накапливать практический опыт, з апоминая и отличая конкретного опасного ч еловека, н-р с ружьем, от неопасного. Для устройства гнезд грачам нужны деревья, а для поиска пищи – поля, луга, открытое п ространство. Питание грачей очень разнообразно: н асекомые, моллюски, черви, мелкие млекопитающие,плоды , падаль. Весной грач прилетает весьма рано, еще лежит с нег на полях. Есть такая народная примета: «Увидел грача – весну встречай!»

Слайд 16

Скворец Свои гнезда предпочитают строить рядом с водоемами: болотами, реками. Птицы эти – всеядны. Они любят поедать з емляных червей, личинок насекомых. Ловят бабочек, гусениц, пауков, кузнечиков, и др. насекомых. Кроме животной пищи у потребляют плоды и семена фруктовых и ягодных д еревьев, иногда налетают на поля с зерновыми к ультурами. Скворцам угрожают хищные птицы: беркуты, орлы, сапсаны. Но и сороки с воронами могут причинять и м вред, разоряя гнезда. Хищные животные, о собенно кошачьи, могут добираться до гнезд, о хотясь за яйцами или маленькими птенцами.

Слайд 17

Зяблик Стройная певчая птица размером с воробья. Водится в лесах, лесостепях , в городских с кверах, парках и во дворах. Гнездятся п арами. Гнезда строят на деревьях, на высоте о т 2до 4 метров. Собираясь в стаи из 40 – 50 птиц, улетают в теплые края с сентября до конца октября. Возвращаются в конце марта, в апреле. Питаются не только насекомыми, но и с у довольствием находят недавно посеянные с емена. Едят также семена сорняков, мелких ж учков, особенно долгоносиков, гусениц. Реже муравьев и клопов.

Слайд 18

Жаворонок На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. Он голосисто с вышины Поет, на солнышке сверкая: «Весна идет к нам молодая! Я здесь пою приход весны. Здесь так легко мне, так радушно Так беспредельно, так воздушно Весь Божий мир здесь вижу я И славит Бога песнь моя!» В. Жуковский Питается растительной пищей в виде семян Различных трав и злаковых растений. Для того, Чтобы твердые зерна злаковых лучше переваривались В желудке, они вместе с семенами, клюют небольшие Камешки. Летом рацион пополняется мел. Жучками, Пауками, личинками различных насекомых, куколками Бабочек. Охотятся всегда на земле. Купаются в пыли или песке, чтобы очистить оперение. Гнезда устраивают В лугах, на травяных опушках. Гнездо простое, Строится оно в ямке на земле среди травы. Отлетают На зимовку с сентября. Враги: хорьки и ласка, Горностай и лисы, а луни и вороны любят разорять гнезда, Пить яйца или поедают маленьких птенцов.

Слайд 19

Кто такие орнитологи?

Слайд 20

Значение птиц в нашей жизни Трудно переоценить значение птиц в природе , их роль в жизни человека, ту пользу, которую они оказывают лесам, садам и огородам. Без птиц существование последних было бы почти невозможным. Птицы защищают человека и животных от докучливых, а порой невыносимых насекомых, резко снижают численность быстро размножающихся вредителей . Многие птицы, обитающие рядом с жильем человека, исполняют роль санитаров. Они истребляют мух, разносящих возбудителей различных заболеваний, и в первую очередь дизентерии. К числу этих птиц относятся, прежде всего, мухоловки и ласточки. Птичий помёт можно использовать как полезное удобрение, способное насытить почву питательными веществами. Это далеко не все достоинства птиц. Мы наслаждаемся пением и красотой птиц, углубляя свое общение с природой, воспитывая свои эстетические чувства. Поэтому охрана птиц — долг каждого культурного человека. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема "Мой дом, мой город" Лексическая тема "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету"

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему:  Тема «Мой дом, мой город»  Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка...

Перелетные птицы. Рекомендации родителям по расширению и закреплению знаний детей о перелетных птицах.

Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дороге в детский сад, послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже ...

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»...

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...