Конспект "Электричество"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №9 «Семицветик»
Конспект образовательной деятельности
по освоению образовательной области «Познавательное развитие»
Тема: «Электрический ток»
2 старшая группа
Воспитатель: Королева Наталия Юрьевна
г. Зеленогорск
2023 г.
Цель: познакомить детей с неопасным электрическим током.
Задачи образовательной деятельности:
Образовательные: познакомить с понятием «электрон», закрепить понятие «электричество», «электрический ток»; познакомить со способами проявления неопасного (статического) электричества;
Развивающие: развивать стремление к познавательно-исследовательской деятельности; способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами; развивать умение проявлять инициативу в ходе экспериментирования, высказывать свои предположения;
Воспитательные: формировать положительные взаимоотношения в совместной деятельности детей; умение безопасного обращения с бытовыми приборами.
Ход:
Сейчас я вам прочитаю стихотворение, слушайте очень внимательно и догадайтесь, о каких помощниках говорится в нём:
Очень любим дом мы свой, и уютный, и родной.
Но не каждый бы сумел переделать массу дел. Нужно дома нам убрать, Приготовить, постирать, а ещё бельё погладить…
Как со всей работой сладить! И чудесно, что сейчас
Есть помощники у нас.
Труд они нам облегчают, Время наше сберегают.
Восп.: О каких помощниках говорится в стихотворении?
Дети: пылесос, электрическая плита, мультиварка, стиральная машина, утюг.
Восп.: Как одним словом можно назвать эти приборы?
Дети: электроприборы.
Восп.: Я хочу на телевизоре включить видео. Что мне нужно сделать?
Дети: Сначала включить вилку в розетку.
Восп.: Что же произойдет?
Дети: Пойдет электрический ток в телевизор
(Включается видеоролик на телевизоре «Электрический ток – река»).
Электрический ток – это такая штука, чем-то похожая на течение реки. Тока также течет мощным потоком в одном направлении. Только ток течет по проводам и внутри этих проводов плавают не рыбы, а микрочастицы (электроны), которые бывают со знаками + и -, их еще называют положительно- заряженными и отрицательно-заряженными.
А электрический ток как раз и есть движение этих заряженных частиц. Да, все дело в заряде. Источником заряда для маленьких приборов и игрушек являются батарейки, которые заставляют электроны просыпаться и бегать, без заряда электроны двигаться никуда не захотят, а будут беспорядочно топтаться на месте.
Но для того, чтоб светили лампочки, работали телевизоры, холодильники и стиральные машины батарейки не помогут, слишком мала у них сила заряда. Для этих целей люди построили огромные электростанции, именно от них электрический ток поступает в наши розетки и выключатели.
Течёт электрический ток обязательно по двум проводам: от источника к прибору по одному проводу, и обратно по другому проводу. Так образуется замкнутая электрическая цепь. Остановить это течение очень просто, стоит, например, нажать на кнопку выключателя или выдернуть вилку прибора из розетки и цепь разомкнётся. Электрический ток перестанет поступать в прибор, и прибор перестанет работать до следующего включения.
Физминутка
Восп.: Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Представьте себе, что вы – маленькие частицы тока, которые бегут по проводам.
Ток бежит по проводам (бегут по кругу,
Свет несёт в квартиру к нам (фонарики вверх)
Чтоб работали приборы (моторчики)
Холодильник, мониторы (обнять плечи, смотрим в бинокль)
Кофемолки, пылесос (движение кулачков, пылесосим)
Ток энергию принёс… (взяться за руки и поднять их вверх)
Дидактическая игра с мячом «Передай ток»
Под весёлую энергичную музыку дети по кругу передают мяч друг другу.
Когда музыка затихнет, у кого из детей в руках оказывается мяч, тот называет любой прибор, который работает от электричества и рассказывает о его пользе.
Дети встали все по кругу Передать заряд друг другу.
Опыты со статическим электричеством
Опыт № 1 «Воздушные шары»
Восп.: Ребята, что это? (Воздушный шарик). Правильно. А как вы думаете, в шарике есть электричество? (Ответы детей). А я вам сейчас докажу, что в воздушном шарике живёт безопасное электричество. И с ним можно даже поиграть. Для этого нужно шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Он стал электрическим и поэтому прилип к стене (позвать двоих детей). Ну что, есть в воздушном
шарике электричество? (Ответы детей)
Опыт № 2 «Опыт с пластмассовой расчёской» (позвать двух девочек)
Восп.: Волосы электризуются, становятся непослушными (расчесать волосы)
Вывод: в волосах тоже живёт электричество.
Опыт № 3 «Волшебные цветочки»
Кусочком шерстяной ткани натереть пластмассовую палочку, медленно поднести к цветку из бумажной салфетки и поднять. Цветочки тоже поднимутся.
Восп.: Вот какое волшебство получается! Какой вывод?
Дети: В салфетках тоже живет электричество.
Опыт с фонариком
«В батарейке есть много частичек, невидимых, но у каждой из них есть сила. И чем больше частичек, тем более сильны они вместе. Называются они электроны. Их очень много вбатарейке и они очень хотят выбраться на свободу. Бегать эти электроны могут только от одной клеммы батарейки к другой (показываю клеммы на батарейке).
Электроны могут легко бегать только по проводам, но когда им на пути встречается лампочка, то им бежать труднее и чтобы добежать они начинают отдавать часть своей силы. В результате мы видим свет от лампочки. Чем дольше у нас будет гореть лампочка от батарейки, тем больше электрончиков потеряет силу и батарейка будет садится.»
Заключение
Восп.: Итак, ребята, мы сегодня с вами много говорили об электричестве и об электроприборах. О каких электроприборах мы говорили с вами на занятии? (ответы детей)
Какие правила мы должны соблюдать, чтобы избежать беды при работе электроприборов? (ответы детей).
Молодцы, ребята! Все были очень внимательными! Наше занятие окончено.