Проект "Часы"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проект "Часы"
Познакомит ребят с понятием вре мя, с историей происхождения чсов и их разновидностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chasy_proekt.docx | 148.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Росток»
структурное подразделение детский сад «Серебряное копытце»
Проект «Часы»
Автор: Воспитатель ВКК
Останина В. А.
Нижняя Салда
Проект «Часы»
Тип проекта:
По виду деятельности- познавательный, творческий, исследовательский;
По продолжительности- краткосрочный – 2 недели;
По количеству участников – групповой.
Автор проекта: Останина Виктория Александровна.
Участники проекта: дети, родители и воспитатели подготовительной к школе группы.
Актуальность: Часы! Так близки нам и так не понятны. Часы окружаю нас везде: они у мамы на руке, они в кухне на стене, они в спальне на тумбочке, и в группе детского сада они тоже нас встречают каждый день. Вот вроде они все делают одно и то же – показывают время, но они такие разные – и маленькие и большие и порой даже огромные, они пластмассовые и железные, и круглые и квадратные. Но объединяет их наличие циферблата и стрелочек. Без часов в нашем современном мире не прожить. В садик нужно прийти строго в определённое время, маме на работу тоже нельзя опаздывать и нужно контролировать время. Даже играть дома и то нельзя бесконечно, в определённое время чистить зубы и ложиться спать. Как же подружиться дошкольнику с этим самым временем? Как научится определять его по часам и уверенно в нём ориентироваться?
Цель: дать детям представление о понятии времени.
Задачи: - познакомить детей с историей часов;
- показать ребятам разнообразие часов;
-Закрепить знания о принципе работы часов;
- развивать любознательность детей, познавательный интерес, воображение, творческие способности.
Прогнозируемый результат:
- дети получат представление о часах, их разнообразии и истории их возникновения;
- научатся определять время с помощью часов.
Этапы работы над проектом:
1 этап. Подготовительный.
Цель: Определение основных направлений работы, подготовка к успешной реализации проекта.
- Подбор литературы по теме проекта.
- Подбор наглядных материалов для успешной реализации проекта.
- Подготовка атрибутов для игровой деятельности.
- Знакомство участников проекта с темой и важностью проекта.
- Работа с родителями:
- Привлечение родителей к созданию мини- музея.
- Помощь в активизации интереса детей к часам и необходимости уметь определять время по часам в домашних условиях.
2 этап. Основной.
Цель: проведение мероприятий по реализации проекта.
Циклограмма деятельности по реализации проекта.
Понедельник.
Поговорим о часах.
- Беседа «Такие разные часы»;
- Физкультминутка «Тик-Так». (Приложение 4)
Вторник.
Литературная гостиная.
- Чтение стихотворений Е. Горбовская «Там, на мамином комоде», О. Анофриев «Тик- Так», В. Берестов «Приятная весть». (Приложение 1)
- Подвижная игра «Часы пробили ровно час» (Приложение 2)
Среда.
Творческая мастерская.
- Лепка «Весёлый будильник».
Четверг.
Подумаем, поиграем.
- Решение проблемной ситуации «Что будет, если все часы в мире остановятся!»
- Дидактическая игра «Изучаем время».
Пятница.
Творческая мастерская.
- Аппликация «Настенные часы»
- Оформление Мини-музея «Мир удивительных часов»
Понедельник.
Поговорим о времени.
- Беседа «Что такое время?»
- Физкультминутка «Мы идём» (Приложение 4)
Вторник.
Литературная гостиная.
- Чтение Мирошникова Ирина « Песочные часы», Н. Астахова «Учу свои часы ходить», Т. Вишнякова. «Шли часы через дорогу». (Приложение 1)
- Подвижная игра «Часы» (Приложение 2)
Среда.
Творческая мастерская.
- Рисование «Такие разные часы».
Четверг.
Подумаем, поиграем.
- Рассказ «Часы без стрелок»
- Дидактическая игра «Помощник- Будильник» (Приложение 2)
Пятница.
Творческая мастерская.
- Аппликация «Сделаем будильник сами!»
- Оформление альбома «Удивительный мир часов»
Работа с родителями.
- Подбор часов для мини-музея «Мир удивительных часов»
- Консультация для родителей «Как научить ребёнка определять время»
3 этап. Заключительный.
Цель: подведение итогов проведённой работы.
Продукты проектной деятельности:
- Мини-музей «Мир удивительных часов»
- Альбом детских рисунков «Такие разные часы»
Используемая литература.
1. Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001
2. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство «Просвещение», 1991
3. Гризик .Я познаю мир.- М: Издательство «Просвещение», 1995
4. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14
5. Д. Галенс. Книга ответов для почемучки.- Харьков.: Издательство «Книжный клуб семейного досуга», 2006
Приложение 1.
Произведения о часах.
Е. Горбовская
Там, на мамином комоде
Там, на мамином комоде,
Каждой ночью кто-то ходит!
Слышен лёгкий быстрый шаг
В тишине: тик-так, тик-так
Я к Пушку: «Ну что ты спишь!
Может это всё же мышь?!»
Но зевает кот в усы:
«Это тикают часы!»
О.Анофриев
Тик- Так.
Есть часы во всех домах,
Тик-Так, Тик-Так.
Стрелки ходят на часах,
Тик-Так, Тик-Так.
Очень всем часы нужны,
Тик-Так, Тик-Так.
Мы их слушаться должны, —
Только так.
Ночью спать часы велят,
Тик-Так, Тик-Так.
Утром будят в детский сад, —
Тик-Так, Тик-Так.
Значит, им нельзя стоять,
Тик-Так, Тик-Так.
Ни спешить, ни отставать, —
Ну, никак!
Чтобы нас не подвести,
Тик-Так, Тик-Так,
День и ночь они в пути:
Тик-Так, Тик-Так.
Понимать часы учись, —
Тик-Так, Тик-Так.
Без часов не обойтись, —
Ну, никак!
Валентин Берестов.
Приятная весть.
— Вез четверти шесть!
Без пятнадцати шесть!
Хотите услышать
Приятную весть?
— Так что же случилось
Без четверти шесть?
Какая такая
Приятная весть?
— А то, что я сам,
Понимаете, САМ
Умею часы
Узнавать по часам!
Песочные часы
Мирошникова Ирина
Песочные часы не ходят и не бьют,
Не будят по утрам, не тикают беспечно.
В изящной простоте - гармония,уют,
Не убегают и не отстают,
Напоминая – время быстротечно.
Стоят тихонечко на полке в уголке.
И подчиняются лишь мне, моей руке.
Но стоит лишь часы перевернуть,
Теченье времени мгновенно станет зримым.
Текут песчинки, сокращая путь…
Их не остановить и не вернуть…
Ах, Время, Время! Ты неуловимо!
Тебя не спрятать в колбе из стекла.
Едва оглянешься – и молодость прошла….
Н. Астахова
Учу свои часы ходить
Учу свои часы ходить:
-С утра вам лучше не спешить.
Ведь люди так хотят поспать,
А вы: «Вставать пора, вставать!»
Вот удеру тайком на пляж –
Крутите стрелки-усики,
Пожалуйста, помедленней,
Чтоб высох чуб и трусики.
Зато, когда я в школе –
Вы побыстрей бегите!
А то на вас посмотришь,
А вы как будто спите.
А если вдруг накажут
За что-нибудь меня –
Пусть стрелки так мелькают,
Как искорки огня.
Чтоб я покинул угол
Как можно поскорей
И смог еще с ребятами
Успеть сыграть в хоккей.
Т. Вишнякова.
Шли часы через дорогу.
Шли часы через дорогу,
На свиданье к носорогу,
А навстречу шли часы
За батоном колбасы.
Шли часы в библиотеку,
Шли на поезд и в аптеку,
Шли часы на самолет,
И с коньками шли на лед.
Шли часы на именины,
Шли в музей смотреть картины,
Шли в кино и на футбол,
Шли купить красивый стол.
Шли часы на одеяле,
Шли на башне на вокзале,
Шли, чирикая в кармане,
Кукарекая в тумане,
Шли часы по всей стране,
Шли кукуя на стене,
Под подушкой у меня,
Шли заливисто звеня!
Приложение 2.
Игры.
Дидактическая игра «Изучаем время»
Цель: Учимся понимать время на часах со стрелками.
Задание: Найдите на часах со стрелками точно такое же время, как на электронном табло в руках у детей.
Дидактическая игра «Помощник-Будильник»
Цели и задачи игры:
1)Уточнять представление о частях суток, связывая их с тем, что делают дети утром, днём, вечером, ночью.
2)Развивать зрительное восприятие, память, речь.
3)Формировать умение различать цвета.
4)Развивать умение отгадывать загадки.
5)Развивать умение ориентироваться в пространстве, различать лево и право, низ и верх.
Материал для игры: самодельные будильники с цветными кружками и движущейся стрелкой ( на циферблате кружки обозначают: голубой - утро, синий - день, фиолетовый - вечер, чёрный - ночь);
Загадки:
1) Солнце яркое встаёт,
Петушок в саду поёт,
Наши дети просыпаются,
В детский садик собираются. (Утро)
2) Солнце в небе
Ярко светит
На прогулку мы идём,
Песни весело поём (День)
3) Солнышко лучистое
Село за дома,
Мы пришли с прогулки
Ужинать пора (Вечер)
4)В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит,
Нашим деткам спать велит. (Ночь)
Ход игры:
Ведущий читает загадку, например, про утро, а дети угадывают часть суток и на будильнике поворачивают стрелочку на кружок обозначающий утро (говорят цвет кружка, и где он находится - слева). И так далее, ведущий загадывает загадку о каждой части суток.
Волшебный будильник помогает детям закреплять знания о частях суток.
Подвижная игра «Часы пробили»
Материалы для игры: длинная верёвка или две скакалки, скрепленные между собой.
Правила игры: Два игрока берут в руки верёвку - ведущие. Первый участник встаёт посередине между двумя игроками- ведущими. Ведущие начинают раскручивать верёвку и говорят: «Часы пробили ровно час!». Задача игрока перепрыгнуть через верёвку. В начале следующего круга ведущие говорят: "Часы пробили ровно два!». Игрок снова перепрыгивает.
И так до тех пор, пока игрок не запнётся о верёвку. Тогда в игру вступаем следующий игрок. Побеждает тот участник игры, который смог перепрыгнуть через верёвку большее количество раз.
В конце игры все игроки встают вкруг, образуя циферблат, отмечая, каких цифр-часов не хватает на циферблате.
Подвижная игра «Часы»
Материалы для игры: Скакалка.
Правила игры: Ведущий выполняет роль стрелок, дети – цифры на часах.
Дети встают по кругу, ведущий со скакалкой в центре. Ведёщий начинает вращать скакалку близко к полу.Задача ребят перепрыгнуть через скакалку и назвать цифру, который час они обозначают, стоя в кругу-циферблате.
В идеальном варианте игры – участников – 12. Столько, сколько циферок на циферблате часов. Если ребят больше, то всем следующим игрокам присваивается следующая цифра по порядку – 13, 14,15….
Сбившийся, или не перепрыгнувший участник выбывает из игры.
Приложение 3.
Загадки о часах и времени
Хоть и сладок утром сон,
Но упорно этот звон
Каждый раз торопит в школу.
Как, скажи, зовётся он? (Будильник)
***
Они ходят, но стоят
Всем о времени твердят,
Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять… (Часы)
***
Одна нога — короче,
Одна нога — длиннее,
При этом, между прочим,
В двенадцать раз быстрее!
Но не смотря на это,
Они идут куда-то
С заката до рассвета,
С рассвета до заката…
А что это, ребята? (Часы)
***
Под шляпой — крышей ходим-бродим,
Но никуда мы не уходим.
Подскажем боем
Время городское. (Часы)
***
Ходят в доме, на стене.
Любопытно даже мне.
Им положено ходить.
И нас вовремя будить. (Часы)
***
Ходят кругом
Друг за другом. (Стрелки часов)
***
Живут на стенке,
Подтянув коленки.
Идут, стучат –
Никогда не молчат.
(Настенные часы)
***
На блестящем циферблате
Три Бегуна спешат куда-то.
Бегут и день, бегут и ночь
И убегают сутки прочь. (Часы)
***
Две девицы, две подруги
Ходят вместе, друг за другом
Только та, что подлиннее
Ходит чуточку быстрее
А другая, покороче,
Словно двигаться не хочет
Так и ходят круг за кругом
Две девицы, две подруги
И встречаясь каждый раз
Говорят который час. (Часы)
***
Знаем всё – когда вам спать
И когда пора вставать.
Это только к слову – так,
Мы спешим, тик-так, тик-так.
Ходим ночью, ходим днём,
Никогда не устаём. (Часы)
***
Ведь кукушки гнезд не вьют,
В дуплах тоже не живут,
А у нас на кухне птичка
Прямо как арифметичка —
В своем домике живет,
Часам-минутам счет ведет.
Все «ку-ку» «ку-ку» «ку-ку».
Будто в роще на суку. (Ходики)
***
Что может в одно и тоже время
(загадка уму не бремя!)
Висеть и ходить,
Стоять, и ходить,
Ходить, и лежать.
А иногда и врать! (Часы)
***
Час за часом, день за днём
Мы минуткам счёт ведём. (Часы)
***
Сестра сестру обогнала,
А через час — гляди! —
Её отставшая сестра
Маячит впереди. (Стрелки часов)
***
Ежедневно в семь утра
Я трещу: «Вставать пора!» (Будильник)
***
Чего нельзя купить
Ни за какие сокровища? (Времени)
***
Хвост на месте лежит,
Голова вокруг бежит. (Стрелка часов)
***
В квартире на стенке загадка висит,
И целыми днями она говорит,
Когда мне гулять, пить кефир, танцевать,
Смотреть телевизор, компьютер включать.
Могу я крутить у загадки усы.
Ну, вы догадались, что это?
(Настенные часы)
***
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит,
Не догонишь его. (Время)
***
Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом:
Коротышка – только раз,
Та, что выше – каждый час.
(Стрелки часов)
***
Скажешь: «Ох!» —
И нет её.
Скажешь: «Ах!» —
И нет её.
И от этих «ох» и «ах»
Ходят стрелки на часах. (Секунда)
***
Что может в одно и то же время;
Стоять и ходить; висеть и стоять,
Ходить и лежать? (Часы)
Приложение 4.
Физкультминутки.
Физкультминутка «Тик-так»
А часы идут, идут
Тик-так, тик-так, (Хлопки в ладоши)
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Приседаем)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Закрываем и открываем лицо ладонями)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Наклоны влево-вправо)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Наклоны вперёд-назад)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Останавливаются)
Физкультминутка «Мы идём»
О. Подтуркина. Часы.
Мы идём, тик-так , идём (Идём на месте)
Стрелки крутим день за днём, (Махи руками по кругу)
Чтобы вы не опоздали,
Чтобы раньше всех вставали! (Идём на месте)
Прозвоним мы в нужный час -
Позовём на завтрак вас! (Хлопки в ладоши)
Мы идём, тик-так, идём,
Но лентяев мы не ждём! (Идём на месте)
Приложение 5.
Консультация для родителей.
Консультация для родителей
« Как научить ребенка определять время».
Как научить ребенка разбираться с часами и определять время?
Как известно, дети дошкольного возраста, в силу особенностей мышления (оно у дошкольников наглядно-образное), с трудом оперируют абстрактными понятиями. Время относится именно к этой категории — его нельзя увидеть или потрогать, тем не менее все мы ощущаем его ход.
Как же научить дошкольника определять время? И возможно ли это?
Даже маленькому ребенку необходимо самостоятельно учиться планировать свое время и ориентироваться в нем. Тем не менее, и для 6-7 летнего ребенка очень сложно научиться определять время по стрелкам часов. У маленьких детей восприятие времени очень субъективно, впрочем, и взрослым известен этот момент — когда мы заняты интересным и приятным занятием (для ребенка это, конечно же, игра или интересная прогулка), время ускоряется, проходит быстро — малышу может казаться, что он только начал играть, вошел во вкус, а на самом деле прошло уже несколько часов. Если же ребенок ждет, когда его заберут из детского сада или занят неинтересным для себя занятием, и 10 минут могут показаться несколькими часами.
С чего же начать обучение ребенка определению времени?
Последовательность событий.
Совсем не обязательно и даже не нужно при объяснять ребенку, где на часах какая стрелка и что она означает. Начинать обучение ребенка определению времени следует с самого простого и понятного дошкольнику — с последовательности событий, что легко сделать в процессе игр и повседневных занятий. Ребенок видит что за днем наступает вечер, потом ночь (надо ложиться спать), утром вставать и идти в детский сад, за утром следует день. Так малыша формируется первичное представление о времени, как о некой последовательности событий. Для закрепления этого представления, обращайте внимание малыша на любую последовательность событий, например в сказках - сначала мама испекла пирожки, потом отправила Красную шапочку к бабушке, потом Красная шапочка повстречала Серого волка.
Знакомим с прошлым, настоящим и будущим.
Следующий шаг в ознакомлении ребенка со времени - понятия прошлого, настоящего и будущего.
Опять же, необходимо использовать повседневные занятия и игры, сопровождая их беседами и примерами. Например, сейчас вы гуляете, на улице светло, день — это настоящее. Вечером в гости приедет бабушка — это будущее. Спросите ребенка, что наступит, когда зима закончится. Рассматривая семейный фотоальбом, покажите ребенку, каким маленьким он был раньше — это прошлое. Какими раньше были папа, мама, бабушка, дедушка — это тоже прошлое. Планируя что-либо совместно с ребенком (летний отдых, поход в театр, в гости), обращайте его внимание, что это будет в будущем. Вчера вы ходили в цирк — это прошлое.
Определяем времена года.
Важно не только рассказать ребенку, сколько в году сезонов и месяцев, но объяснить на наглядных примерах, что меняется в природе весной, летом, осенью, зимой. Также обратите внимание, что люди зимой и летом по-разному одеты. Загадайте малышу загадки - «зимой белый, летом серый» и т. д.
И, наконец, учим ребенка определять время по часам.
Когда малыш понял, что такое временная последовательность событий, что события и явления растянуты в прошлом-настоящем-будущем, что существует сезонная смена времен года, можно начинать знакомство ребенка с часами. Лучше всего для этого подойдут большие игрушечные часы с легко двигающимися стрелками и четкими большими цифрами. Для начала расскажите ребенку, что на часах две стрелки короткая (часовая) — она движется медленно, и длинная (минутная) — она проходит путь по циферблату гораздо быстрее. Познакомьте ребенка сначала с часовой стрелкой. Можно нарисовать плакат, на котором будут нарисованы большие часы с обозначением определенного часа и события из жизни ребенка, которое этому событию соответствует. Например, в 8 часов ребенок встает - на картинке изобразите часы со стрелкой на 8 часах и изобра-жением утреннего подъема. Для начала достаточно будет 4 — 5 событий, повторяющихся каждый день в одно и то же время. Для начала их можно определять как «до обеда», «после тихого часа», «после ужина», постепенно привязывая событие к положению стрелки на часах. Когда ребенок освоится с часовой стрелкой, можно начинать знакомство с минутной — на нашем плакате добавятся события (опять же повторяющиеся каждый день в определенное время) и изображения часов как с часовой, так и с минутной стрелкой. Не забывайте спрашивать ребенка, во сколько он идет в детский сад, во сколько ложится спать и т. д.
Как знакомить детей со временем.
Время летит незаметно, когда все хорошо и все счастливы, но каждый из нас знает, как долго тянутся минуты, когда мы чего-то ждем. И если вы хоть раз пытались объяснить нетерпеливому крохе, что его день рождения только через неделю, вы понимаете, как нелегко объяснить и освоить понятие времени в этом возрасте. Обучение различать дни недели и месяца в году является стандартной процедурой в дошкольных учебных программах, но что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку усвоить это сложное понятие дома?
Время относится к той категории понятий, которую дети не могут потрогать, пощупать и изучить. Без способности ощутимо взаимодействовать со временем детям очень сложно сразу начать координироваться в нем. Час на детской площадке может пролететь для них как пять минут, в то время месяца между днями рождения тянутся, как 100 лет! Начинайте постепенно приучать ребенка к понятию времени. Во-первых, с первых дней жизни необходимо придерживаться определенного режима, напоминая малышу, например, что уже поздно и пора ложиться спать, или что настало утро и надо умываться и завтракать. Дети также скоро запоминают дни недели, если с ними что-то связано в расписании крохи. Например, по вторникам вы ходите в гости к бабушке, а в субботу и воскресенье папа остается дома, и вы ходите всей семьей гулять и за покупками.
Воспользуйтесь также некоторыми простыми идеями, предложенными ниже, чтобы поближе познакомить ребенка со временем дома.
Создайте календарь. Купите календарь специально для вашего ребенка и повесьте его на видное место в его комнате. Вы можете использовать специальные наклейки, чтобы отметить дни рождения и праздники. Перед особо важными мероприятиями покажите ребенку, как отмечать прошедшие дни с помощью «X», прежде чем он ложится спать. Это позволит ему легче считать дни до долгожданного события. При этом малыш будет не только учиться считать, но и держать карандаш в руке и писать простые символы.
Используйте «своевременные» слова. Используйте слова для обозначения времени, такие как вчера, сегодня и завтра, когда вы говорите с вашим ребенком. Когда эти слова употребляются в контексте, особенно в сочетании с календарем, это помогает сделать понятие времени более конкретным. Говорите с ребенком о своем еженедельном графике (например, «Мы идем в секцию по плаванию в среду, т.е. завтра»), а затем покажите ему этот день в календаре. Понимание длительных промежутков времени, таких как «в следующем году» становится все труднее для дошкольника, потому что это слишком долго для ожидания ребенка
Сделайте вместе с ребенком цепочку «Обратный отсчет» для тех самых особенных дней, таких как дни рождения и праздники. С ее помощью вы можете сделать визуальный отсчет звеньев цепи, чтобы помочь времени пролететь быстрее! Просто нарежьте цветную бумагу на полоски и помогите ребенку создать цепочку. Сделайте одну петлю на каждый день и оформите звено, соответствующее «главному дню», по-особенному, украшая его наклейками или блеском. Повесьте цепочку на видном месте и помогайте своему ребенку рвать или отрезать петли в конце каждого дня. Ваш ребенок будет в восторге, когда цепочка будет становиться все короче, и важный день будет все ближе.