Проект-"Загадки Космоса"
проект (подготовительная группа)
проект в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zagadki_kosmosa.docx | 47.64 КБ |
proekt-novyy_god.docx | 46.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию №50
Познавательно- творческий проект
«Загадки космоса»
Составители: Назарова Н.Н.
Орловская О.Н.
г. Ачинск 2023г.
Составители: Назарова Н.Н.
Орловская О.Н.
Познавательно- творческий проект «Загадки космоса»
Актуальность: современные дети мало интересуются темой космоса, в нынешнее время стало привычным запуск ракет в космос, и дети больше не мечтают быть космонавтами и летать на ракетах в неизведанные просторы. Данный проект поможет детям сформировать представления о космосе, солнечной системе, космонавтах.
Проблема: поверхностные знания детей о космическом пространстве, о первых космонавтах. Недостаточное внимание родителей к российскому празднику День космонавтики.
Гипотеза:
Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
1.Приобщение детей к современным знаниям о Вселенной.
2.Формирование представлений о роли человека в изучении космического пространства.
3.Знакомство детей с планетами солнечной системы, их отличительными особенностями.
4.Знакомство с глобусом, звездной картой.
5.Создание условий для исследовательской деятельности.
6.Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков воспитанников.
Сроки реализации проекта:
с 27 марта – по 12 апреля2023г
Участники проекта: Дети подготовительной группы №1, воспитатели, муз. Руководитель, физ. инструктор, родители воспитанников.
Продолжительность проекта: Долгосрочный
Тип проекта:
Познавательно-творческий- исследовательский.
Охватываемые образовательные области:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно- эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Физическое развитие
Предполагаемые результаты:
1.у детей сформируется правильное представление о космосе и освоении космоса;
2.развивается чувство любви и гордости за Родину, за достижения учёных, конструкторов, космонавтов;
3.активизируется участие родителей в ходе реализации проекта.
Продукт проектной деятельности:
Оформление зала и группы к празднику.
Оформление папки- передвижки.
Рисование стенгазеты «Мы в Космосе»
Выставка детских, и взрослых работ.
Игровые пособия -Настольные и дидактические игры.
Этапы работы над проектом:
1.Организационный этап.
1. Подбор художественной литературы (пословицы и поговорки о Космосе, рассказы, стихи,)
2.Подбор наглядного материала (иллюстрации на тему космоса, игрушечная техника космоса)
3. Составление конспектов тематических занятий.
4.Сбор информации для родителей в родительский уголок.
5.Презентации о космосе для детей.
2.Основной этап
Дни недели | Интеграция образовательных областей | Содержание |
27.0323 | Речевое развитие Худ-эстет.развитие Познавательное развитие Соц -коммун. развитие | 1. Беседа «Что такое космос». - дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу. 2.Рисование по замыслу. - «Далёкие миры – неизвестные планеты». -: развивать умение планировать работу и осуществлять замысел систематизировать и уточнять приемы создания фантазийных образов, развивать воображение. 3.Дидактические игры: «Четвёртый лишний» - найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. 4.«Игры и головоломки в космосе»- учить детей логическому мышлению |
28.03.23 | Речевое развитие Познавательное развитие Соц -коммун. развитие | 1.Рассказ воспитателя: «Обитаемая планета - Земля» знакомить детей с жителями, населяющими нашу планету. - рассказать детям что такое космическое пространство, телескоп, показать, как прекрасна наша земля из космоса. 2.Сл. игра: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»- Экскурсия в планетарий 3.Настольная игра: «Пазлы»- Собрать картинку по образцу. 4.Оформления информационного стенда для родителей, по теме «Космос»-с целью ознакомления родителей с темой проекта. |
29.03.23 | Речевое развитие Худ-эстет.развитие Познавательное развитие Соц -коммун. развитие | 1. Беседа «Голубая планета - Земля». -: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса. 2.СРИ-«Полёт в космос» -- Учить детей фантазировать, выводить новые растения ботанического сада. 3.Чтение ХЛ-Нагибин Ю. М. «Рассказы о Гагарине» учить внимательно слушать произведения. 4. Разучивание песен и танца для познавательно – развлекательного досуга МБДОУ «Одна на всех планета по имени Земля». - приобщение к музыкальному искусству. |
30.03.23 | Речевое развитие Физическое развитие Познавательное развитие Соц -коммун. развитие | 1.«Быт космонавтов на орбитальной станции» - познакомить детей с особенностями быта космонавтов на станции: питание, гигиенические процедуры, 2.. Подв\игра: «Космонавты»- развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У». 3.Настольная игра- «Космические лабиринты»- учить ориентироваться в пространстве. |
31.03.23 | Речевое развитие Познавательное развитие Соц -коммун. развитие | 1.Беседа «Луна - спутник Земли». - выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере 2.Настольная игра «Найди отличия»- учить вниманию, находить отличительные черты в картинке. 3. «Книга дня» (воспитанники приносят интересные книги о космосе из дома) 4.Разучивание пальчиковой гимнастики «Космонавт»- развитие мелкой моторики рук. |
03.04.23 | Речевое развитие Познавательное развитие Соц -коммун. развитие | 1.Беседа «Семья планет». - расширять представления детей о планетах солнечной системы 2.ЧХЛ_Клушанцев П. О. «О чём рассказал телескоп?»- учить отвечать на вопросы взрослого. 3.Рассматривание картинок о космосе- -дать детям элементарные знания о космосе, орбитальных станциях, о первых космонавтах-женщинах. |
04.04.23 | Речевое развитие Худ-эстет.развитие Физическое развитие Познавательное развитие Соц -коммун. Развитие | 1.«Гагарин Юрий Алексеевич- первый космонавт»- познакомить с биографией Гагарина Ю. А., воспитать чувство гордости за первых покорителей космоса. 2.Заучивание физминутки: «Ракетодром»- развивать память. 3.Настольная игра, ходилка «Космос»- учить соблюдать правила игры. 4. Прослушивание музыкальных произведений. Песня «Наш звездолёт» (О. Емельянова)- развивать музыкальный слух. |
05.04.23 | Речевое развитие Худ-эстет.развитие Познавательное развитие Соц -коммун. Развитие | 1.Заучивание считалки «Солнце – чемпион», наизусть 2.Рисование стенгазеты «Мы в космосе»- учить фантазировать детей. 3.Конструирование из ЛЕГО «Ракета»- изучить название составных частей ракеты, самостоятельно конструировать ракету из блоков, соблюдать правила безопасной работы. |
06.04.23 | Речевое развитие Худ-эстет.развитие Физическое развитие Познавательное развитие Соц -коммун. Развитие | 1.Беседа «Солнце-источник жизни на Земле». -: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит. 2.Игра малой подвижности: «Невесомость»- учить стоять на одной ноге. 3.ЧХЛ-Носов Н. Н. «Незнайка на луне»-учить внимательно слушать, отвечать на вопросы. 4. Слушание и заучивание «Песня «Трава у дома» (В. Мигуля, А. Поперечный)- 3. Песня «К дальним планетам» (С. Туликов., Ю. Получин) |
07.04.23 | Худ-эстет.развитие Познавательное развитие Соц -коммун. Развитие | 1. ФЭМП_«Дорога на космодром»- учить ориетироваться в тетради , по клеточкам. 2.СРИ «Больница для космонавтов»- формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах. |
08.04.23 | Речевое развитие Худ-эстет.развитие Физическое развитие Познавательное развитие Соц -коммун. Развитие | 1.ТРИЗ-Загадки о космосе. - учить составлять загадки. 2.Заучивание наизусть: стихи о космосе. 3.. Подв\игра: «Солнышко и дождик»- учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу. 4. Слушание -Песня «К дальним планетам» (С. Туликов., Ю. Получин) – Развивать музыкальный слух. |
10.04.23 | Худ-эстет.развитие Познавательное развитие Соц -коммун. Развитие | 1.Коллективная лепка «Пришельцы из космоса» -направлять на самостоятельный поиск способов создания фантастических образов, развивать воображение и формировать познавательные интересы 2.СРИ «Космическое путешествие». - способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет. |
11.04.23 | Худ-эстет.развитие Познавательное развитие Соц -коммун. Развитие | 1.Раскраски по теме «Космос»- учить раскашивать картинки, не выходя за контур. 2.Аппликация из цветной бумаги, ткани и фольги «Звёзды и кометы»-: развивать умение вырезать пяти и шести лучевые звёзды, вызывать интерес к передаче образа кометы по схеме и «хвоста», составленного из полосок рваной, мятой и скрученной бумаги или лоскутов ткани. |
12.04.23 | Речевое развитие Худ-эстет.развитие Физическое развитие Познавательное развитие Соц -коммун. развитие | 1.Развлечение для детей «Космическое путешествие»- создать радостное настроение у детей от встречи с прекрасным: -пение песен -подвижные игры -чтение стихов -танцы 2.Викторина «Покорители Космоса»-закрепить знания полученные в процессе освоения проекта. |
3.Закючительный этап
Выставка детского творчества «Необъятный космос» в группе
Презентация, как итог работы над проектом.
Публикация результатов проектной деятельности в соц. Сетях и мессенджерах.
Работа с родителями:
- Предложить почитать вместе с детьми художественную и энциклопедическую литературу про космос и космонавтов.
• Печатный материал «История развития космонавтики»
• Разучивание тематических стихотворений
• Помощь родителей в изготовлении игрового пособия «Космический маршрут»
- Приобщить родителей к подбору художественной литературы по данной тематике в книжный уголок группы.
Рефлексия:
-что нового узнали?
-что сделали в проекте?
-что больше всего понравилось в нашем проекте?
Вывод:
В ходе реализации проекта можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых у детей: значительно повысился уровень знаний о космосе. Воспитанники имеют представление о строении Солнечной системы, планетах и их особенностях, о нашей Галактике. Знать о Земле, о материках, морях и океанах, познакомились с моделью земли – глобусом. Получили знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомились с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным и летчиками-космонавтами страны. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересуются познавательной литературой, укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор и обогатился словарный запас детей.
Список использованных ресурсов:
1.Интернет -ресурсы.
2.Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
3.Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л. А. Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с
4.А. П. Казакова, Т. А. Шорыгина «Детям о Великой Победе» Москва 2010 г. Т. А. Шорыгина «День победы» Москва 2010 г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию №50
Проект в 1 подготовительной группе
на тему:
«Новый год у ворот»
Воспитатели:
Назарова Нина Николаевна
Орловская Ольга Николаевна
г.Ачинск 2022г
Сроки реализации проекта: 4 недели (с 1 декабря – 27 декабря), долгосрочный.
Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники 1 подготовительной группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Тип проекта: Творческо-познавательный
Интеграция областей: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность: Всем давно известно, что новый год для детей – это самый ожидаемый праздник в их юной жизни. Дети ждут этого с нетерпением и новый год для них – это что-то фантастическое, неповторимое и магическое. Новый год для детей — это всегда сказка, это очень значимое событие в сердце каждого ребенка. И даже повзрослев, мы хотим встретить Новый год как раньше, по-детски.
В Новый год все сверкает, искрится и становится необычайно красивым. В домах сверкают новогодние гирлянды, искрятся новогодние елки и все витрины блестят украшениями. Все готово к Новому году. И никто никогда не задумывается откуда к нам пришел этот праздник, почему по традиции мы устанавливаем елку, украшаем свои дома?
И не для кого ни секрет, что детям сложнее всего ждать, а тем более ждать праздника. Поэтому, одной из задач было сделать это ожидание веселым, приятным и полезным для детей, а так же узнать историю этого замечательного праздника.
Цель проекта: расширить знания детей о зиме, о новогоднем празднике, традициях празднования Нового года, о символах Нового года.
Задачи проекта:
- формировать представление у детей о празднике Новый год, о новогодних обычаях и традициях;
- создать условия для сознательного изучения детьми истории Нового года;
- способствовать развитию воображения, внимания, памяти и речи детей;
- создание подарочных открыток детьми друг другу;
- оформление выставок на новогоднюю тематику;
- создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника, развить взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, переживать радость от результатов общих усилий и совместной деятельности;
- активизировать работу с родителями, привлечь их к участию на основе сотрудничества.
Ожидаемый результат:
- у детей сформируются обширные знания о празднике Новый год, о деде Морозе, об истории новогодней ёлки, о традиции встречи праздника в разных странах;
- будет оформлена выставка поделок «Символ года», и выставка рисунков на тему «Новый год»
- будут созданы подарочные открытки для родителей;
-педагоги, дети и их родители активно сотрудничают в процессе проектной деятельности;
- предметно пространственная среда в группе способствует к изучению традиции Нового Года;
- у детей и их родителей создано праздничное настроение.
Подготовительный этап ( с 1 по 9 декабря2022г):
- Определение проблемы, цели и задач проекта.
- Информирование участников проекта об актуальности, целях и задачах проекта.
- Составление плана реализации основного этапа проекта.
- Подбор методической и художественной литературы по выбранной тематике проекта.
- Подбор дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр.
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
- Изготовление посылки от деда мороза, письма от деда Мороза и «Календаря ожидания Новогоднего праздника», оформление окон к празднику.
Практический этап (с 12 по 29 декабря2022г):
Цель: ознакомление детей с праздником Новый год, расширение знаний детей о традициях празднования нового года в разных странах.
Дата | Содержание работы с детьми | Создание предметно- развивающей среды | Содержание работы с родителями |
с 1 декабря по 9 декабря «Посылка от деда Мороза» | Беседы: «Пришла зима», «Скоро Новый год» Чтение художественной литературы - В. Степанов «Осторожный снег» - А. Яким «Первый снег» - Г. Скрибицкая «Кто как зимует?» Разучивание стихотворения Я знаю, что надо придумать А. Барто | Внести в группу «Календарь ожиданий Новогоднего праздника». |
|
С 12 по 16 декабря «Зимушка зима в гости к нам пришла» | Беседы: «Зимушка Зима», «Зимние забавы» Разучивание стихотворения Снеговик Т. Петухова Просмотр мультфильма «Зима в Простаквашино». Отгадывание загадок о зиме и зимних забавах Прослушивание музыкального произведения «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» (музыка П.И. Чайковского) Заучивание новогодних песен. Подвижные игры: «Мороз Красный нос», «Кто быстрее соберет снежки», «Снежки» Чтение художественной литературы: «Девочка Снегурочка» «Два Мороза» Экспериментирование: пускание мыльных пузырей на морозе | Оформление выставки рисунок «Снеговик почтовик и елочка красавица» Оформление окон к празднику в единой тематике. |
|
С 19 по23 декабря
«Елочка красавица» | Беседы «Когда зажигаются елки?», «Зачем наряжают елки?» «Опасные огоньки». Разучивание стихотворения Встали девочки в кружок
Чтение художественной литературы: стих – е «Дело было в январе» «Снеговик» Продуктивная деятельность поделки елок Просмотр мультфильма: «Когда зажигаются елки» Экспериментирование: «Превращение воды в лед». Разучивание танцев к новому году «Гномики»,» Ёлочки», хороводы. | Украшение группы Мастер- класс «Дед мороз» Оформление выставки «Елочка красавица» | Выполнение задания по календарю ожидания |
С 26 декабря по 29 декабря «Что такое новый год?» | Беседы «Новый год у ворот». Чтение художественной литературы: Сказка Снегурочка Разучивание стихотворения В двери Новый год стучится… Продуктивная деятельность Поделка деда Мороза Просмотр мультфильма: Новогодние серии «Ну погоди?» | Оформление мастерской Деда Мороза | Изготовление открыток, стенгазеты к празднику. |
Заключительный этап: | |||
С 26декабря по 30 декабря «Новый год у ворот» | Беседы «Новогодние костюмы?» «Какой подарок ты хочешь получить на Новый год?». Продуктивная деятельность: Оформление альбома «Что такое Новый год?» Новогодний Утренник Вручение открыток друг другу. Показ видео-презентации «Новый год – веселый праздник!». | Оформление альбома «Что такое Новый год» | Показ видео-презентации «Новый год – веселый праздник!». |
Работа с родителями:
- Помощь в оформление группы к Новому Году.
- Заучивание новогодних стихов с детьми.
- Приготовление новогодних костюмов для детей.
- Консультация для родителей « У порога Новый год», «Семейные новогодние традиции »
- Родителям рекомендуется: просматривать с детьми фильмы и мультфильмы посвященные Новому году., посетить магазины с целью, как готовятся к новому году»
- Индивидуальные беседы «Как нарисовать стенгазету, Поздравительные открытки»
- Сбор фотографий, видео для презентаций
Результат:
Описание продукта проекта делится на три группы:
для детей:
- Дети в доступном объёме получили знания о празднике Новый год, об истории новогодней ёлки, о традиции встречи праздника в разных странах;
- Дети и их родители с уважением относятся к традициям и обычаям русского народа.
- созданная предметно пространственная среда в группе способствует к изучению традиции Нового Года;
- у детей и их родителей создано праздничное настроение.
для родителей:
- Оформлена выставка детских поделок к новому году.
- созданы подарочные открытки для родителя
- оформлена выставка поделок «Символ года», и выставка рисунков «Снеговик почтовик»;
для педагогов.
- Подобраны стихи, загадки, игры, легенды о празднике «Новый Год»
- активное сотрудничество в процессе проектной деятельности;
Список использованной литературы
интернет ресурсы
Приложение №1
Календарь ожиданий.
- Получение посылки от деда мороза (в ней письмо от деда Мороза и календарь ожиданий)
- Нарисовать зимний пейзаж
- Посмотреть м/ф «Снеговик почтовик» (суббота с родителями)
- Нарисовать рисунок Снеговика или елочки (с родителями)
- Я люблю, когда дети рассказывают стихи наизусть, а вы прочтете для меня стихотворение? Выучить стихотворение, про снеговика.
- Сегодня я предлагаю вам пускать мыльные пузыри, но не в группе, а на улице, а вот что из этого выйдет, расскажите маме и папе.
- Дети, вы любите смотреть мультфильмы? Сегодня я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Зима в Простоквашино»
- Сегодня я предлагаю вам отгадать мои зимние загадки.
- Ребята, я очень люблю рисовать на окнах, а вы любите рисовать? Сегодня я хочу подарить вам подарки, подарок для мальчиков лежит в шкафчике над машинками, а для девочек в театральном уголке.
- Новогодние истории самые интересные, я предлагаю вам на выходных посмотреть вместе с родителями, одну интересную новогоднюю историю про Машу и Витю.
- Подготовить сообщения о новом годе. (вопросы приложение №3)
- Сегодня я предлагаю вам поиграть в вашу любимую игру, а я за вами понаблюдаю.
- Разучите стихотворение про елочку
- Сделать поделку елочки
- Вы любите волшебство, сегодня я предлагаю побыть вам волшебниками и сделать цветные льдинки.
- Сегодня мой подарок – мультфильм – когда зажигаются елки.
- Поиграйте вместе с родителями в снежки.
- Написать письмо деду морозу
- ВЫ знаете, что у меня есть внучка «Снегурочка», сегодня я предлагаю вам прочитать про нее сказку.
- Сегодня я опять предлагаю вам посмотреть мультфильм про новый год.
- Сделать своими руками снежинки, елочные игрушки, гирлянды и украсить ими группу
- Устроить выставку красивых новогодних елей.
- Я знаю , что вы вместе с родителями подготовили интересные сообщения , расскажите о них сегодня.
- Сделайте с мамой и папой открытку своему другу из группы
- Отправьте новогодние открытки своим родственникам, живущим в других городах.
- Сегодня я предлагаю вам послушать, а может быть спеть новогодние песни.
- Придумать, сделать и раскрасить новогодние украшения из соленого теста .
- Сходить на Новогодний утренник
- Нарисовать то, что вам понравилось на новогоднем утреннике.
- Уже завтра мы будем праздновать Новый год, вы выполнили все мои задания и за это я отправил вам сладкий подарок, он уже лежит у вас под елочкой.
Приложение №2
Белое покрывало
На земле лежало.
С неба хлопья полетели…
Шубы белые надели
И дороги, и дома….
Начинается? ( зима )
Он рисует на стекле
пальмы, звезды, ялики.
Говорят, ему сто лет,
а шалит, как маленький.
(мороз)
Белая морковка,
зимой растет.
(Сосулька)
Снег катали и месили,
Человека мы слепили,
Вместо глаз — два уголька,
Там, где нос, — морковка,
А в руках — метелка,
Кто он, наш Егорка?
(Снеговик)
Лето пришло,
Оно всё сошло. (Снег)
Нелегко иногда забираться туда,
Но легко и приятно
Прокатиться обратно. (Снежная горка)
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)
Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры —
Помчались с горы. (Санки)
Приложение №3
- Новогодние традиции.
- Где живет дед Мороз?
- Кто такая Снегурочка?
- Как празднуют Новый год в разных странах?
- История новогодней игрушки.
- День рождения Деда Мороза.
Приложение №4
Снегурочка
Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было.
Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.
— А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега дочку сделаем.
— Давай, — говорит старуха.
Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь — а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка.
Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.
И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет — заслушаешься.
Прошла зима.
Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки.
А Снегурочка вдруг запечалилась.
— Что с тобой, дочка? — спрашивает старик. — Что ты такая невеселая стала? Иль тебе не можется?
— Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.
Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.
А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше — дождичек.
Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.
За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:
— Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.
Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила:
— Поди, дочка, повеселись с подружками!
Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.
А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала.
Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они — а Снегурочки нет.
Стали они кликать её:
— Ау, ау, Снегурушка! Только эхо им в лесу и откликнулось.
Даль В. Девочка Снегурочка
Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. Старик поднял комочек да и говорит:
— А что, старуха, кабы у нас с тобой была дочка, да такая беленькая, да такая кругленькая!
Старуха на комочек посмотрела, головой покачала да и говорит:
— Что ж будешь делать — нет, так и взять негде.
Однако старик принес комочек снегу в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять. Вот и слышат старики — пищит что-то в горшочке под ветошкой; они к окну — глядь, а в горшочке лежит девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, и говорит им:
— Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.
Вот старики обрадовались, вынули ее, да ну старуха скорее шить да кроить, а старик, завернув Снегурочку в полотенечко, стал ее нянчить и пестовать:
Спи, наша Снегурочка,
Сдобная кокурочка,
Из вешнего снегу скатана,
Вешним солнышком пригретая!
Мы тебя станем поить,
Мы тебя станем кормить,
В цветно платье рядить,
Уму-разуму учить!
Вот и растет Снегурочка на радость старикам, да такая-то умная, такая-то разумная, что такие только в сказках живут, а взаправду не бывают.
Все шло у стариков как по маслу: и в избе хорошо, и на дворе неплохо, скотинка зиму перезимовала, птицу выпустили на двор. Вот как перевели птицу из избы в хлев, тут и случилась беда: пришла к стариковой Жучке лиса, прикинулась больной и ну Жучку умаливать, тоненьким голосом упрашивать:
— Жученька, Жучок, беленькие ножки, шелковый хвостик, пусти в хлевушок погреться!
Жучка, весь день за стариком в лесу пробегавши, не знала, что старуха птицу в хлев загнала, сжалилась над больной лисой и пустила ее туда. А лиска двух кур задушила да домой утащила. Как узнал про это старик, так Жучку прибил и со двора согнал.
— Иди, — говорит, — куда хочешь, а мне ты в сторожа не годишься!
Вот и пошла Жучка, плача, со старикова двора, а пожалели о Жучке только старушка да девочка Снегурочка.
Пришло лето, стали ягоды поспевать, вот и зовут подружки Снегурочку в лес по ягодки. Старики и слышать не хотят, не пускают. Стали девочки обещать, что Снегурочку они из рук не выпустят, да и Снегурочка сама просится ягодок побрать да на лес посмотреть. Отпустили ее старики, дали кузовок да пирожка кусок.
Вот и побежали девчонки со Снегурочкой под ручки, а как в лес пришли да увидали ягоды, так все про всё позабыли, разбежались по сторонам, ягодки берут да аукаются, в лесу друг дружке голос подают.
Ягод понабрали, а Снегурочку в лесу потеряли.
Стала Снегурочка голос подавать — никто ей не откликается. Заплакала бедняжка, пошла дорогу искать, хуже того заплуталась; вот и влезла на дерево и кричит: «Ay! Ay!»
Идет медведь, хворост трещит, кусты гнутся:
— О чем, девица, о чем, красная?
— Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнцем подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки, в лес завели и покинули!
— Слезай,— сказал медведь,— я тебя домой доведу!
— Нет, медведь, — отвечала девочка Снегурочка, — я не пойду с тобой, я боюсь тебя — ты съешь меня!
Медведь ушел. Бежит серый волк:
— Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь?
— Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!
— Слезай, — сказал волк, — я доведу тебя до дому!
— Нет, волк, я не пойду с тобой, я боюсь тебя — ты съешь меня!
Волк ушел. Идет Лиса Патрикеевна:
— Что, девица, плачешь, что, красная, рыдаешь?
— Ау-ау! Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подружки у дедушки, у бабушки в лес по ягоды, а в лес завели да и покинули!
— Ах, красавица! Ах, умница! Ах, горемычная моя! Слезай скорехонько, я тебя до дому доведу!
— Нет, лиса, льстивы слова, я боюся тебя — ты меня к волку заведешь, ты медведю отдашь… Не пойду я с тобой!
Стала лиса вокруг дерева обхаживать, на девочку Снегурочку поглядывать, с дерева ее сманивать, а девочка не идет.
— Гам, гам, гам! — залаяла собака в лесу. А девочка Снегурочка закричала:
— Ау-ау, Жученька! Ау-ау, милая! Я здесь — девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена, выпросили меня подруженьки у дедушки, у бабушки в лес по ягодки, в лес завели да и покинули. Хотел меня медведь унести, я не пошла с ним; хотел волк увести, я отказала ему; хотела лиса сманить, я в обман не далась; а с тобой, Жучка, пойду!
Вот как услыхала лиса собачий лай, так махнула пушняком своим и была такова!
Снегурочка с дерева слезла, Жучка подбежала, ее лобызала, все личико облизала и повела домой.
Стоит медведь за пнем, волк на прогалине, лиса по кустам шныряет.
Жучка лает, заливается, все ее боятся, никто не приступается.
Пришли они домой; старики с радости заплакали. Снегурочку напоили, накормили, спать уложили, одеяльцем накрыли:
Спи, наша Снегурочка,
Сдобная кокурочка,
Из вешнего снегу скатана,
Вешним солнышком пригретая!
Мы тебя станем поить,
Мы тебя станем кормить,
В цветно платьице рядить,
Уму-разуму учить!
Жучку простили, молоком напоили, приняли в милость, на старое место приставили, стеречь двор заставили.
Два мороза
Гуляли по полю два мороза, два родных брата — мороз Синий-нос и мороз Красный-нос.
Гуляют-погуливают морозы, друг дружку похваливают. А ночь светлая, светлая. Просторно морозам на воле.
А тихо, так тихо, будто живой души не осталось на свете. Перебежали морозы с поля на лес. Бегают, пощёлкивают, с дерева на дерево перепрыгивают, зайчиков пугают. Из лесу в деревню заскочили и давай по крышам стрелять!
— Эге, — говорит мороз Синий-нос,— все попрятались, боятся на двор вылезть.
— Пусть только вылезет кто-нибудь — зададим ему страху,— отвечает мороз Красный-нос.
Стало светать. Повалил из труб дым густой. Заскрипели колодцы. Повыходили мужчины из хат. Кто молотить пошёл, кто в лес по дрова собирается.
— Погоди-ка, брат,— сказал мороз Красный-нос.— Давай побежим с тобой на дорогу в поле.
И побежали они опять в поле. Стоят рядышком, путников поджидают.
Заскрипели сани на дороге. Зазвонил где-то звоночек под дугою.
В санях селянин сидит, коника погоняет. А за санями ухарский возок плывёт, звоночек звенит.
— Ну, погодите-ка,— говорит мороз Синий-нос.— Ты беги за мужиком, а я за паном.
И побежали они путников морозить.
Долго бежал мороз Синий-нос, пока пана догнал. Наконец догнал, под шубу залез. Тепло выгоняет оттуда. Поёживается пан, ноги зябнут, холод по телу пошёл, панский нос посинел. А мороз Синий-нос только посмеивается. Чуть до смерти пана не заморозил.
А мороз Красный-нос догнал селянина и давай его морозить.
— Эге, мороз не шутит,— говорит селянин. Слез он с саней, ногами топает, по плечам руками хлопает. Пробежал так с полверсты, ему и жарко стало. Сел себе в сани, едет — и горя мало.
— Ну, погоди же, брат: пройму я тебя, когда дрова рубить будешь.
Заехал человек в лес. А мороз Красный-нос обогнал его, в лесу ждёт. Выпряг коника селянин, топор взял да как начал рубить — жарко стало ему. Сбросил кожух. А мороз обрадовался: залез в кожух и давай там белые кросна ткать.
Сделал кожух белым как снег.
Нарубил дров человек, к тулупу идёт, а он весь обмёрз.
— Эге, братец, да ты здесь?
Взял кнутовище да как стал молотить — чуть живой выскочил мороз Красный-нос и прямо в лес.
Рассердился мороз Красный-нос на селянина, но ничего с ним поделать не может.
Снеговик
Жил-был снеговик. Жил он на опушке леса. Его слеили дети, которые прибегали сюда играть и кататься на санках. Они слепили три комка из снега, поставили их друг на друга. Вместо глаз вставили снеговику два уголька, а вместо носа вставили морковку. На голову снеговику надели ведро, а руки сделали из старых метел. Одному мальчику так понравился снеговик, что он подарил ему шарф.
Детей позвали домой, а снеговик остался один, стоять на холодном зимнем ветру. Вдруг он увидел, что к дереву, под которым он стоял, прилетели две птицы. Одна большая с длинным носом стала долбить дерево, а другая стала смотреть на снеговика. Снеговик испугался: «Что ты хочешь со мной сделать?» А снегирь, а это был он, отвечает: «Я с тобой ничего не хочу сделать, просто я сейчас съем морковку». «Ой, ой, не надо есть морковку, это мой нос. Посмотри, вон на том дереве висит кормушка, там дети оставили много еды». Снегирь поблагодарил снеговика. С тех пор они стали дружить.
Приложение №5
Дело было в январе
Дело было в январе,
Стояла ёлка на горе,
А возле этой ёлки
Бродили злые волки.
Вот как-то раз,
Ночной порой,
Когда в лесу так тихо,
Встречают волка под горой
Зайчата и зайчиха.
Кому охота в Новый год
Попасться в лапы волку!
Зайчата бросились вперёд
И прыгнули на ёлку.
Они прижали ушки,
Повисли, как игрушки.
Десять маленьких зайчат
Висят на ёлке и молчат -
Обманули волка.
Дело было в январе, -
Подумал он, что на горе
Украшенная ёлка.
Я знаю, что надо придумать А.Барто
Я знаю, что надо придумать,
Чтоб не было больше зимы,
Чтоб вместо высоких сугробов
Вокруг зеленели холмы.
Смотрю я в стекляшку
Зелёного цвета,
И сразу зима
Превращается в лето.
Снеговик
Т. Петухова
Наш любимый снеговик
Головой совсем поник:
Заяц ночью в лес унёс
У него морковный нос!
Не печалься, снеговик,
Мы в беде поможем вмиг,
Нос тебе подарим новый,
Нос хороший, нос еловый!
Встали девочки в кружок
Встали девочки в круг,
Встали и примолкли.
Дед-Мороз огни зажёг
На высокой ёлке.
Наверху звезда,
Бусы в два ряда.
Пусть не гаснет ёлка,
Пусть горит всегда!
В двери Новый год стучится…
В двери Новый год стучится,
Дед Мороз к нам в гости мчится,
В небе праздничный салют,
И часы двенадцать бьют.
Огоньки сверкают ярко.
Свечи, шарики, подарки.
Скоро сказка в дом войдет,
Скоро будет Новый год!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Загадки космоса"
Проект "Загадки космоса" для детей старшего дошкольного возраста....
Проект "Загадки космоса" дистанционная работа с детьми
ldquo;Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”К. Цио...
Краткосрочный проект по формированию элементарных представлений о космосе в старшей группе «Загадки космоса».
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28053006","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 436px; height: 300px;"}}]]Срок реализации проекта: март-апрель 2022 г.Проектна...
Социальный проект «Загадки космоса»
Подробное описание реализации проекта о Космосе. Включает беседы, занятия, различные игры, стихи, а также итоговое мероприятие....
Социальный проект «Загадки космоса»
поект "Загадки космоса"...
Проект "Загадки космоса"
Данный проект позволяет сформировать у детей 3-4 лет первичные представления о космосе, планетах и звездах, познакомить с первым космонавтом Ю.А.Гагариным и праздником День космонавтики...
Исследовательский проект «Загадки космоса»
Проект в старшей группе «Загадки космоса»Вид, тип проекта: познавательно – творческий, социально-коммуникативный, игровой.Участники проекта: дети старшей группы, педагоги групп...
- Мне нравится (1)