Занятие "Лаборатория воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие в форме познавательно - исследовательской деятельности. Опыты и эксперименты с водой. В старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_laboratoriya_vody.docx | 136.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование)
в старшей группе
«лаборатория воды»
Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.
Основные задачи:
- Образовательные задачи:
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;
- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные: лаборатория, опыты, оборудование .
- помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, впитывается, растворяет;
- развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;
2.Развивающие задачи:
- Способствовать развитию любознательности;
- Развивать внимание детей;
- Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
3.Воспитательные задачи:
- Продолжать воспитывать культуру поведения;
- Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
- Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Оборудование и материалы:
Предварительная работа: Занятия по блоку «Вода», Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой. Чтение сказки «О рыбаке и золотой рыбке». Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку»
Методические приемы:
Беседа;
Вопросы;
Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность);
Загадки;
Сюрпризный момент,
Игра.
1.Организационный момент.
Приветствие
Дети стоят в кругу. В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.
Воспитатель читает стихотворение.
Слышите, часы идут
Тикают, стараются
Снова дети по – утру
В садик собираются.
Наступает новый день
Чтоб он был удачным
Скажем дружно: «Добрый день!»
Вам желаем счастья!
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.
- Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)
-Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.
- Где работают ученые? (в научной лаборатории)
- Но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?
Загадка:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)
- А что такое глобус?
(Глобус – это модель Земли).
- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый).
- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)
- А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?
(Значит, что воды больше)
- Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.
- В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.
В: Я читаю загадку, а вы показываете иллюстрацию с отгадкой (картинки – отгадки вывешиваются на мольберт).
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь это-… (дождь)
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые… (снежинки)
Сверху одеяло
На землю упало,
Самой лучшей ваты
Мягче и белей.
Травкам и козявкам,
Всем зверушкам малым
Спать под одеялом
До весенних дней. (снег)
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет-
Гвоздь упадет. (сосулька)
Не колючий, светло-синий,
По кустам развешан… (иней)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошел искать их днем
Ищем, ищем – не найдем. (роса)
Пушистая вата – плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)
По небесам оравою,
Бегут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше,
От дырявой… (тучи)
Прозрачен, как стекло
А не вставишь в окно. (лед)
- Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.)
Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.п.).
Что вода может делать? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)
Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.).
Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.
Без пищи мы можем прожить 3-4недели.
Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.
- Ребята, любите ли вы узнавать новое? (да)
Я приглашаю вас в свою волшебную лабораторию.
Для проведения опытов и экспериментов нужно соблюдать определенные правила поведения в лаборатории:
- соблюдать порядок на рабочем месте
- нельзя брать вещества и предметы, без разрешения воспитателя
- обращаться бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием
- дружно работать вместе.
- Садитесь, пожалуйста, за столы.
( Дети садятся за столы)
Только будем внимательны и осторожны!
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду - не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук-друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.
2. Опытно-экспериментальная деятельность.
Опыт №1. «Вода - жидкость. Вода не имеет формы»
Воспитатель: - Возьмите стаканчик с водой и перелейте воду в пустой стаканчик. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет и льется. Почему вода переливается? (от стаканчика к стаканчику, по воздуху, потому что жидкая).
- Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.
Какой сделаем Вывод? вода – это жидкость.
Опыт бегущая вода
Опыт № 2. «Вода бесцветная и прозрачная»
- А сейчас проведем другой опыт. Возьмите стаканчики с водой в руки.
- Ваши пальчики видны сквозь воду? (да, просвечиваются)
- А теперь опустите в стакан ложку. Что вы заметили? (ложку видно)
Опыт «Окрашивание воды»
На тарелочках по кругу выложены цветные конфеты. Детям предлагается аккуратно в середину тарелочки налить воды и подождать. Вода начинает окрашиваться разными цветами
Воспитатель говорит слова, дети в это время закрывают глаза:
1,2,3,4,5 – будем в прятки мы играть
1-2, 1-2 – начинается игра
1,2,3,4,5 – пора глазки закрывать
1,2,3,4,5 – пора глазки открывать
Ребята, что произошло с водой? (ответы – окрасилась)
Какой мы можем сделать вывод: что вода имеет свойство окрашиваться, она может быть разноцветной.
- Какой здесь можно сделать вывод? Если в воду ничего не добавлять, то какая она? (у воды нет цвета). Вода - прозрачная.
Если в воду добавить краску, то она становится непрозрачной и приобретает цвет.
Вывод: вода – бесцветная и прозрачная.
Опыт № 3. «Вода не имеет запаха»
Воспитатель: Мы с вами продолжаем наше волшебное путешествие.
Будьте осторожны! Если мы хотим проверить запах жидкости, никогда не подносим сосуд прямо к лицу, а, держим его на расстоянии, направляем воздух к себе, помахивая рукой, и одновременно нюхаем.
Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.
(У воды нет запаха).
А теперь я предлагаю вам понюхать воду в этом стаканчике (в воде растворен лимонный сок). Чем она пахнет? (соком, кисло, по-другому)
Как вы думаете, почему вода приобрела такой запах? (в ней растворили лимонный сок)
Если вода чистая, то запаха нет. Если в воду что-то добавили, то появляется запах.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №4 «Лёд – твердая вода»
Воспитатель: Ребята, подойдите сюда и посмотрите. Что это?
(лёд) (наблюдаем за таянием льда и его превращением в воду)
Ребята, будьте осторожны – лёд холодный!
Возьмите кусочек льда в руки. Какой он на ощупь? Что происходит со льдом? Почему лёд тает? А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?
Ответы детей: Влажными.
Как вы думаете, почему они стали влажными? (руки были мокрыми, впитали воду)
Что же такое лёд? (это тоже вода) Только какая вода, тоже жидкая? (нет) А какая тогда?
Вывод детей: лёд – твердая вода.
Опыт №6 «Газообразная вода - пар»
Воспитатель: Ребята, давайте пойдем дальше.
Ребята, будьте внимательны и осторожны – кипятком можно обжечься!
Дети, сейчас я налью немного горячей воды в стакан и накрою сверху его зеркалом. Давайте посмотрим внимательно на поверхность зеркала. Что вы видите на зеркале? (показываю поверхность зеркала).
Ответ: Образовались капли воды.
Ребята, из чего они образовались? (из пара, из горячей воды)
Вывод: вода может превратиться в пар.
3. Подведение итогов и результатов.
-А сейчас, подойдите все ко мне. Давайте вспомним, что мы узнали сегодня. Что мы с вами делали?
И полученные ответы зафиксируем на листах (зелёный кружок этим свойством обладает вода, красный кружок – таким свойством вода не обладает).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...
Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»
Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...
Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья" КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...
"Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"
Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы...
Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.
План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....
"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)
В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...