Занятие "Лаборатория воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Петрова Ольга Николаевна

Занятие в форме познавательно - исследовательской деятельности. Опыты и эксперименты с водой. В старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_laboratoriya_vody.docx136.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование)

в старшей группе

«лаборатория воды»

Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.

Основные задачи:

  1. Образовательные задачи:
  • Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;
  • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные лаборатория, опыты, оборудование .

  •   помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, впитывается, растворяет;
  •  развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;

2.Развивающие задачи:

  • Способствовать развитию любознательности;
  • Развивать внимание детей;
  • Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

3.Воспитательные задачи:

  • Продолжать воспитывать культуру поведения;
  • Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
  • Формировать понимание важности  воды для всех объектов на планете.

Оборудование и материалы:

Предварительная работа: Занятия по блоку «Вода», Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой. Чтение сказки  «О рыбаке и золотой рыбке». Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку»

Методические приемы:

 Беседа;

 Вопросы;

 Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность);

 Загадки;

Сюрпризный момент,

Игра.

1.Организационный момент.

Приветствие

Дети стоят в кругу. В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.

Воспитатель читает стихотворение.

Слышите, часы идут

Тикают, стараются

Снова дети по – утру

В садик собираются.

Наступает новый день

Чтоб он был удачным

Скажем дружно: «Добрый день!»

Вам желаем счастья!

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.

- Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)

-Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные  опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.

- Где работают ученые? (в научной лаборатории)

- Но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?

Загадка:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

- А что такое глобус?

(Глобус – это модель Земли).

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый).

- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)

- А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

(Значит, что воды больше)

- Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.

- В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.

В:  Я читаю загадку, а вы показываете иллюстрацию с отгадкой (картинки – отгадки вывешиваются на мольберт).

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь это-… (дождь)

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые… (снежинки)

Сверху одеяло

На землю упало,

Самой лучшей ваты

Мягче и белей.

Травкам и козявкам,

Всем зверушкам малым

Спать под одеялом

До весенних дней. (снег)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет-

Гвоздь упадет. (сосулька)

Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан… (иней)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошел искать их днем

Ищем, ищем – не найдем. (роса)

Пушистая вата – плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)

По небесам оравою,

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше,

От дырявой… (тучи)

Прозрачен, как стекло

А не вставишь в окно. (лед)

- Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.)

Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.п.).

Что вода может делать? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)

Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.).

Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.

Без пищи мы можем прожить 3-4недели.

Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.

- Ребята, любите ли вы узнавать новое?  (да)

Я  приглашаю вас  в свою  волшебную лабораторию.

Для проведения опытов и экспериментов нужно соблюдать определенные правила поведения в лаборатории:

- соблюдать порядок на рабочем месте

- нельзя брать вещества и предметы, без разрешения воспитателя

- обращаться бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием

- дружно работать вместе.

- Садитесь, пожалуйста, за столы.

( Дети садятся за столы)

Только будем внимательны и осторожны!

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду - не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук-друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

2. Опытно-экспериментальная деятельность.

Опыт №1. «Вода - жидкость. Вода не имеет формы»

Воспитатель:  - Возьмите стаканчик с водой и перелейте воду в пустой стаканчик. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет и льется. Почему вода переливается? (от стаканчика к стаканчику, по воздуху, потому что жидкая).

- Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.

Какой сделаем Вывод?  вода – это жидкость.

Опыт бегущая вода

Опыт № 2. «Вода бесцветная и прозрачная»

- А сейчас проведем другой опыт. Возьмите стаканчики с водой в руки.

- Ваши пальчики видны сквозь воду? (да, просвечиваются)

- А теперь опустите в стакан ложку. Что вы заметили? (ложку видно)

Опыт «Окрашивание воды»

На тарелочках по кругу выложены цветные конфеты. Детям предлагается аккуратно в середину тарелочки налить воды и подождать. Вода начинает окрашиваться разными цветами

Воспитатель говорит слова, дети в это время закрывают глаза:

1,2,3,4,5 – будем в прятки мы играть

1-2, 1-2 – начинается игра

1,2,3,4,5 – пора глазки закрывать

1,2,3,4,5 – пора глазки открывать

Ребята, что произошло с водой? (ответы – окрасилась)

Какой мы можем сделать вывод: что вода имеет свойство окрашиваться, она может быть разноцветной.

- Какой здесь можно сделать вывод?  Если в воду ничего не добавлять, то какая она? (у воды нет цвета). Вода - прозрачная.

Если в воду добавить краску, то она становится непрозрачной и приобретает цвет.

Вывод: вода – бесцветная и прозрачная.

Опыт № 3. «Вода не имеет запаха»

Воспитатель:  Мы с вами продолжаем наше волшебное путешествие.

Будьте осторожны! Если мы хотим проверить запах жидкости, никогда не подносим сосуд прямо к лицу, а, держим его на расстоянии, направляем воздух  к себе, помахивая рукой,  и одновременно нюхаем.

Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.

(У воды нет запаха).

А теперь я предлагаю вам понюхать воду в этом стаканчике (в воде растворен лимонный сок). Чем она пахнет?  (соком, кисло, по-другому)

Как вы думаете, почему вода приобрела такой запах? (в ней растворили лимонный сок)

Если вода чистая, то запаха нет. Если в воду что-то добавили, то появляется запах.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт №4 «Лёд – твердая вода»

Воспитатель: Ребята, подойдите сюда и посмотрите. Что это?

 (лёд)  (наблюдаем за таянием льда и его превращением в воду)

Ребята, будьте осторожны – лёд холодный!

Возьмите кусочек льда в руки. Какой он на ощупь? Что происходит со льдом? Почему лёд тает? А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?

Ответы детей: Влажными.

Как вы думаете, почему они стали влажными? (руки были мокрыми, впитали воду)

Что же такое лёд? (это тоже вода) Только какая вода, тоже жидкая? (нет) А какая тогда?

Вывод детей: лёд – твердая вода.

Опыт №6 «Газообразная вода - пар»

Воспитатель: Ребята, давайте пойдем дальше.

Ребята, будьте внимательны и осторожны – кипятком можно обжечься!

Дети, сейчас я налью немного горячей воды  в  стакан и накрою  сверху его зеркалом. Давайте посмотрим  внимательно на поверхность зеркала. Что вы видите на зеркале? (показываю поверхность зеркала).

Ответ: Образовались капли воды.

Ребята, из чего они образовались? (из пара, из  горячей воды)

Вывод: вода может превратиться в пар.

3. Подведение итогов и результатов.

-А сейчас, подойдите все ко мне. Давайте вспомним,  что мы узнали сегодня. Что мы с вами делали?

И полученные ответы зафиксируем на листах (зелёный кружок этим свойством обладает вода, красный кружок – таким свойством вода не обладает).

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1981641/d62a165c-71e0-4f7c-80b9-40300bb35461/s1200?webp=false

http://www.coollady.ru/pic/0003/048/07.jpg

https://st.depositphotos.com/2396247/2706/i/950/depositphotos_27069747-stock-photo-glass-of-water-with-spoon.jpg

http://www.medhalt.com/procedure/ckeditor/plugins/imageuploader/uploads/328de266.jpg

https://yt3.ggpht.com/a/AGF-l7_J4e5Ol9xFNkoxlMbe6_ghwhfAHYIXUn4zrA=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/214107/441a1c16-42ff-4dee-a184-b3f2241c4651/s1200

https://i.pinimg.com/736x/91/7a/de/917adea8dcbfac777be0ea9afb646131.jpg

http://www.galaxysss.ru/upload/FileUpload2/gs_blog/00000244/original/image.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1981641/d62a165c-71e0-4f7c-80b9-40300bb35461/s1200?webp=false

http://www.coollady.ru/pic/0003/048/07.jpg

https://st.depositphotos.com/2396247/2706/i/950/depositphotos_27069747-stock-photo-glass-of-water-with-spoon.jpg

http://www.medhalt.com/procedure/ckeditor/plugins/imageuploader/uploads/328de266.jpg

https://yt3.ggpht.com/a/AGF-l7_J4e5Ol9xFNkoxlMbe6_ghwhfAHYIXUn4zrA=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/214107/441a1c16-42ff-4dee-a184-b3f2241c4651/s1200

https://i.pinimg.com/736x/91/7a/de/917adea8dcbfac777be0ea9afb646131.jpg

http://www.galaxysss.ru/upload/FileUpload2/gs_blog/00000244/original/image.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1981641/d62a165c-71e0-4f7c-80b9-40300bb35461/s1200?webp=false

http://www.coollady.ru/pic/0003/048/07.jpg

https://st.depositphotos.com/2396247/2706/i/950/depositphotos_27069747-stock-photo-glass-of-water-with-spoon.jpg

http://www.medhalt.com/procedure/ckeditor/plugins/imageuploader/uploads/328de266.jpg

https://yt3.ggpht.com/a/AGF-l7_J4e5Ol9xFNkoxlMbe6_ghwhfAHYIXUn4zrA=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/214107/441a1c16-42ff-4dee-a184-b3f2241c4651/s1200

https://i.pinimg.com/736x/91/7a/de/917adea8dcbfac777be0ea9afb646131.jpg

http://www.galaxysss.ru/upload/FileUpload2/gs_blog/00000244/original/image.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1981641/d62a165c-71e0-4f7c-80b9-40300bb35461/s1200?webp=false

http://www.coollady.ru/pic/0003/048/07.jpg

https://st.depositphotos.com/2396247/2706/i/950/depositphotos_27069747-stock-photo-glass-of-water-with-spoon.jpg

http://www.medhalt.com/procedure/ckeditor/plugins/imageuploader/uploads/328de266.jpg

https://yt3.ggpht.com/a/AGF-l7_J4e5Ol9xFNkoxlMbe6_ghwhfAHYIXUn4zrA=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/214107/441a1c16-42ff-4dee-a184-b3f2241c4651/s1200

https://i.pinimg.com/736x/91/7a/de/917adea8dcbfac777be0ea9afb646131.jpg

http://www.galaxysss.ru/upload/FileUpload2/gs_blog/00000244/original/image.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья"   КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

"Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"

Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы...

Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.

План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)

В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...