проект "Насекомые"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. Правда, некоторые насекомые настолько маленькие, что для того, чтобы их увидеть, понадобится микроскоп! Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nasekomye.docx | 176.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени Виталия Валентиновича Бианки»
Проект в старшей группе «Насекомые»
Выполнил:
Бердникова Н.А.
Познавательно-творческий проект в старшей группе «Насекомые»
Тип проекта: познавательно – творческий
Продолжительность: краткосрочный (июль, август)
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Актуальность темы: Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. Правда, некоторые насекомые настолько маленькие, что для того, чтобы их увидеть, понадобится микроскоп! Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Дошкольник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных ситуациях.
Любовь к природе помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее.
Цель проекта: Формирование у детей представлений о многообразии насекомых.
Задачи:
- Учить развивать познавательную активность;
- формировать познавательный интерес к насекомым;
- развивать речь детей, активизировать словарный запас;
- воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе.
Участие родителей в реализации проекта: беседы, совместное с детьми разучивание стихотворений о насекомых, наблюдение.
План реализации проекта:
1. Беседы «Насекомые – кто они такие?», «Пчелы - самые близкие друзья человека».
2.Просмотр Мультфильма «Как муравей спешил домой»
3. Чтение:
В. Бианки «Приключение муравьишки».
И.А. Крылов «Стрекоза и муравей».
К. Ушинский «Капустница»
Ю. Аракчеев «Рассказ о зеленой стране».
К.И.Чуковский «Муха –Цокотуха»
4. Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию «Божья коровка» аппликация,(ИЮЛЬ), «Бабочки летают» рисование, (АВГУСТ)
5. Пальчиковые игры: «Полянка», «Жук», «Бабочка».
6. Физкультминутки «Жук», «Бабочка», «Стрекоза», «Жук на спине»
7. Подвижные игры «Паучок», «Пчелы», «Ловля бабочек», «Поймай комара».
8. Дидактические игры «Четвертый лишний», «Кто как передвигается», «На полянке»,
9. Загадки.
10. Составление описательных рассказов по картинкам.
11. Консультация для родителей: «Расскажите детям о насекомых».
12. Рассматривание иллюстраций картин о насекомых.
Предполагаемый результат: У детей сформируется устойчивый интерес к наблюдениям в природе. Они понимают и осознают, насколько значимы насекомые в природе. У детей появится стремление проявлять заботу о сохранении природы, желание помочь маленьким обитателям.
Продукт проектной деятельности: Совместное творчество, игры, рекомендации для родителей.
Итоговое мероприятие: Выставка рисунков «Насекомые».
Приложения к проекту «Насекомые»
Беседа «Насекомые – что за существа?»
Цель: расширение представления о насекомых, ознакомление с их разнообразием.
Ход беседы: Воспитатель: Дети, а вы знаете, кто такие насекомые? (Ответы детей).
Воспитатель: Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Стрекозы и бабочки, мухи и жуки, кузнечики и пчелы – все это насекомые. Многие из них совершенно разные, но все они имеют три одинаковых признака, отличающих их от всех остальных видов животных.
Первый признак – это наличие шести ног. Именно поэтому, живые организмы-многоножки не относятся к насекомым.
Второй признак – это присутствие на теле насекомого насечек (внешне это выглядит так, будто тело насекомого поделено на отдельные членики). Не лишним будет узнать, что название «насекомые» означает «насеченные», что говорит само за себя.
Третий признак отличия – это возможность выделить в теле насекомого трех частей: головы, груди и брюшка. Это разделение присутствует у всех насекомых, однако у некоторых из них тяжело этот признак обнаружить сразу – нужно будет очень хорошо присмотреться.
Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. Правда, некоторые насекомые настолько маленькие, что для того, чтобы их увидеть, понадобится микроскоп! Многие насекомые прячутся в трещинах и щелях, под корой деревьев или камнями. Поэтому нам кажется, что насекомых не так много, как есть на самом деле.
Всюду, куда ни посмотришь, живут насекомые - наши маленькие незаметные соседи. Впрочем, такие ли они незаметные? (Ответы детей).
Взять хотя бы муравьев. Один муравей - крошка, его не заметишь сразу; а в большом муравейнике их столько, что, если мерить ведрами, получится несколько ведер. Или сколько комаров на болоте? Целая туча! А если приглядишься на лугу, то на каждом цветке или пчела, или бабочка, или шмель, или муха сидят. Но не только своим множеством замечательны насекомые, а еще и многообразием. Сейчас я проверю, каких насекомых вы знаете. Я вам загадаю загадки.
1. У кого вся спинка в точках?
Кто пасётся на листочках?
Кого мы просим,
Подняться в небо,
И принести нам оттуда хлеба?
(Божья коровка)
2. Побежали по дорожке,
Чьи — то маленькие ножки!
А на ножках, посмотри,-
Груза больше раза в три!
И почти не вижу я,
Под поклажей … (Муравья)
3.Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила.
А зовут ее ... (пчела).
4.У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие-большие глаза.
Называют ее ... (стрекоза).
5.Заберется на пенек
И зажжет свой огонек.
Светит нам ночной порой,
Чтоб мы путь нашли домой (Светлячок)
6.Я — мохнатый червячок,
Полосатый бочок.
Скоро бабочкою стану,
Закружусь я над поляной. (Гусеница)
7.Он умелец и хитрец —
Сетку прочную плетет.
Если муха попадет,
Тут бедняжке и конец. (Паук)
8.Он строитель настоящий,
Деловитый, работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей)
9.Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
На спине кружочки —
Черненькие точки. (Божья коровка)
10.Я всегда без приглашенья
Прилетаю за вареньем.
Кто мне есть мешает,
Того могу ужалить.
Вьюсь я, лезу на глаза,
А зовут меня ... (оса).
11.Хоть я мал, да удал,
Очень многих покусал.
Песню звонкую пою,
Ночью спать вам не даю. (Комар)
Воспитатель: Мир насекомых полон тайн. Люди, которые изучают насекомых, ловят их большими сачками, смотрят под микроскопом и описывают интересные наблюдения в энциклопедиях. Интересные подробности из жизни насекомых можно узнать на страницах энциклопедии. Вот, например, задние ноги у кузнечиков очень длинные и нескладные и, кажется, даже мешают ему ходить. Давайте поиграем!
Пальчиковая гимнастика
Прилетела к нам вчера (Машут ладошками)
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек (На каждое назван. насекам. загибают один палец)
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (Делают кружоч. из пальч. и подносят к глазам)
Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)
От усталости упали. (Роняют ладони на стол)
- Какое сейчас время года? (лето)
- Назовите летние месяцы. (июнь, июль, август)
1.Игра «Кто как передвигается» (по картинкам)
Зеленый кузнечик прыгает, а полосатая пчела … (летает).
Майский жук ползает, а маленький кузнечик …(прыгает).
Большеглазая стрекоза летает, а трудолюбивый муравей …(ползает).
Надоедливая муха летает, а красивая бабочка …(порхает).
Маленький комар летает, а большой кузнечик….
Красный муравей ползает, а прозрачнокрылая стрекоза ….
Сильный муравей ползает, а беззаботный кузнечик ….
2. Игра «Исправь ошибки»
Муравей живет в улье.
Муха плетет паутину.
Комар ловит птиц.
Шмели строя муравейник.
Муравей вылез в муравейник.
Стрекоза летает под землей.
Гусеница ползает над веткой.
Бабочка порхает в цветком.
Пчела залетела из улей.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Воспитатель показывает картинки кто здесь лишний.
1.) заяц, еж, лиса, шмель;
2.) трясогузка, паук, скворец, сорока;
3.) бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4.) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5.) пчела, стрекоза, енот, пчела;
6.) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7.) таракан, муха, пчела, майский жук;
8.) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
9.) лягушка, комар, жук, бабочка;
Воспитатель: Ребята, все ли насекомые приносят пользу? (Ответы детей)
- Нужны ли в природе насекомые «вредители»? (Ответы детей)
Вывод: Все насекомые важны для природы, лишних и бесполезных нет. Все живое должно жить.
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию
«Бабочки порхают над цветами» (рисование).
Занятие по изобразительной деятельности в средней группе детского сада.
Программное содержание: учить детей отражать в рисунках несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни; располагать изображения на широкой полосе; передавать колорит того или иного явления на основе наблюдений. Развивать цветовое восприятие. Учить передавать контуры бабочек неотрывной линией. Закреплять умение рисовать акварелью. Учить сочетать в рисунке акварель и гуашь; готовить нужные цвета. Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту окружающей природы, желание отразить ее в своем творчестве.
Материалы. Альбомные листы, краски акварель, гуашь, баночки с водой, салфетки.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения на прогулке цветущего луга, летающих над ним бабочек. Рассматривание иллюстрации с изображением бабочек.
Методика проведения занятия. Тема рассчитана на два занятия.
Спросить у детей, какое сейчас время года. Предложить рассказать, что они видели на прогулке (много цветов, бабочек). Вспомнить, каких красивых бабочек они видели. Можно показать иллюстрации бабочек (махаон, лимонница, аполлон, адмирал и т.д.). Сказать, что дети будут рисовать, как бабочки летают над лугом. На отдельном листе бумаги у доски показать, как рисовать крылья бабочек одним слитным движением. Вызвать к доске ребенка для показа, приема рисования бабочек. Предложить использовать акварель. Уточнить, спрашивая детей, как можно приготовить розовую, голубую, светло-серую краски. В процессе рисования стимулировать использование разнообразных цветов и оттенков, приемов украшения крыльев бабочек.
Вначале дети рисуют луг, на котором растут цветы. Далее дети рисуют бабочек.
Обращать внимание на применение различных приемов рисования кистью в зависимости от задач изображения: всем ворсом при покрытии цветом широких плоскостей (трава, небо), при рисовании широких линий; концом кисти делать тонкие линии: травинки, стебельки, лепестки и т.п. По окончании рассмотреть все рисунки. Отметить, какие яркие, нарядные бабочки летают над лугом. Предложить детям выбрать понравившиеся рисунки, рассказать о них.
Физкультминутки, используемые в работе над проектом по теме
«Насекомые»
«Сороконожка»
1. Шла сороконожка
(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
(дети останавливаются и приседают.)
- Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен
(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу
(дети останавливаются, трясут одной ногой),
Каждой лапкой потрясу!
(трясут другой ногой).
5. И потопаю потом
(дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
«Кузнечик»
Поднимайте плечики раз, два, раз, два
Прыгайте кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели, травушку покушали
Тишину послушали
Тише, тише высоко
Прыгай на носках легко.
«Гусеница»
Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня – Сонюшка! (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (грозят пальцем)
Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)
«Стрекоза»
Вот летит стрекоза (дети имитируют полет стрекозы)
Как горошины глаза, (изображают большие глаза стрекозы)
А сама как вертолет, (вращение)
Влево, вправо, назад, вперед (наклоны).
«Прилетела к нам вчера»
Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)
Полосатая пчела. (На каждое название насекомого загибают один пальчик.)
А за нею шмель - шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза, (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)
От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)
«Божьи коровки»
Мы божьи коровки (прыжки) -
Быстрые и ловкие (бег на месте)!
По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками),
А после в лес гулять пойдем (идем по кругу).
В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)…
Устали ноги от ходьбы (наклоны)!
И кушать мы давно хотим (гладим животик)…
Домой скорее полетим («летим» нас свои места)!
Подвижные игры.
«Паучок».
Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:
Паучок, паучок, Тоненькие ножки, Красные сапожки. Мы тебя поили, Мы тебя кормили, На ноги поставили, Танцевать заставили.
После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами. Все поют:
Танцуй, танцуй, сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь!
Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.
«Пчёлы».
Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:
Пчёлки яровые,
Крылья золотые,
Что вы сидите,
В поле не летите?
Аль вас дождичком сечёт,
Аль вас солнышком печёт?
Летите за горы высокие,
За леса зелёные,
На кругленький лужок,
На лазоревый цветок.
Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчёл удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши.
«Ловля бабочек».
Из детей выбирается 4 «ловца». Они встают в пары и отходят к краю площадки в одно место. Остальные дети - «бабочки». На слова воспитателя: «Бабочки, бабочки в сад полетели» дети - «бабочки» летают - бегают по всей площадке. На слово воспитателя «ловцы!» два ребёнка, держась за руки, стараются поймать бабочку: окружить его, соединив свободные руки. Когда ловцы поймают бабочку, они его отводят на край площадки, на скамейку. В это время остальные бабочки присаживаются на корточки. На слова: «Бабочки, бабочки в поле полетели» дети - «бабочки» прыгают по всей площадке. Их ловят другая пара ловцов. Когда будет поймано 4-6 бабочек, подсчитывают, сколько поймала каждая пара. Затем выбираются другие ловцы.
«Медведь и пчёлы».
Участники делятся на две команды — «медведей» и «пчел». Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки). По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!», все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят» (салят) не успевших убежать «медведей». В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.
«Поймай комара» Играющие - лягушата садятся на корточки по кругу друг от друга на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель берет в руки прут (длиной 1—1,5 м) с привязанным на шнуре (длиной 0,5 м) клеенчатым или пластиковым комаром и встает в середину круга.
Для зачина взрослый может прочитать отрывок из стихотворения Б.Заходера:
Поют лягушки хором. Какой прекрасный хор! Вот есть же хор, в котором, Не нужен дирижер! - Эй, лягушки! Не зевайте –
Комара скорей поймайте!
С этими словами взрослый начинает медленно вращать прут (кружит комара) немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал». Затем воспитатель снова обводит прутом круг. Игра повторяется 5 – 8 раз. Вращая прут с комаром, необходимо, чтобы взрослый то опускал его, то поднимал, но на такую высоту, чтобы дети могли достать комара. Выигравшими считаются дети, которым удалось поймать комара 1 – 2 раза.
Дидактические игры.
«На полянке».
Цель: Уточнять и расширять словарь по теме. Закреплять понимание предлогов «на», «под». Ход игры: На доске выставляются картинки с изображением цветка и листочка.
Детям раздаются изображения насекомых. Воспитатель просит разместить насекомых на доске: посадить бабочку на цветок, жука – под листок и т. д. Затем дети составляют предложения.
Загадки.
1. У кого вся спинка в точках?
Кто пасётся на листочках?
Кого мы просим,
Подняться в небо,
И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка)
2. Побежали по дорожке,
Чьи — то маленькие ножки!
А на ножках, посмотри,-
Груза больше раза в три!
И почти не вижу я,
Под поклажей … . (Муравья)
3. На цветке сидит цветочек,
В два всего лишь лепесточка.
Лепестки цветные,
По краям резные!
Посидит и улетает.
Если кто не угадает,
То подскажет мамочка:
«Да ведь это …» (Бабочка)
4. В зелёных мундирах,
В траве на лугах.
Живут музыканты,
На длинных ногах. (Кузнечики)
5. Красно-бурый, жёсткокрылый.
Хоть вредитель — с виду милый.
Начиная майский лёт,
Он гудит как самолёт. (Майский жук)
6. Насекомое — в почёте,
Целый день она в полёте,
Опыляет все цветы,
Чтоб медку отведал ты. (Пчела)
7. Холодный взгляд в полоску брюшко,
Но пчёлкам вовсе не подружка,
Ужасна нам её краса.
Летит коварная …(Оса).
8. Разрешенья не спросил,
Подлетел — и укусил! (Комар)
Консультации для родителей.
Консультация для родителей «Детям о насекомых»
Задачи: вызывать у детей интерес к окружающему миру; расширять знания и представления о насекомых; воспитывать бережное отношение к природе.
С малых лет мы знакомим детей с окружающей нас природой, которая дарит нам красоту и восхищает нас в любое время года. Во время прогулок и отдыхать на природе мы не перестаём восхищаться увиденным и передаём свои чувства и мысли своим детям. Знакомим со всеми явлениями природы, её составляющими частями.
Одной из ярких частиц целого нашей природы являются насекомые. Трудно представить себе летнюю прогулку без красивых, имеющих яркую расцветку бабочек, стрёкота кузнечиков в траве, снующих повсюду муравьёв. Насекомые привлекают своим внешним видом взгляды окружающих и вызывают неподдельный интерес у детей.
Проявления познавательного интереса у детей с самого раннего возраста и поддержание этого интереса взрослыми могут иметь далеко идущие и очень важные последствия. У детей будет развиваться память, речь, формироваться эмоциональность и чувственность, воспитывается доброта, отзывчивость и желание бережно относиться к окружающей природе. От нас, взрослых, зависит многое. Сможем ли мы научить наших детей любить и заботится о природе. Ответим ли мы на тысячи вопросов наших почемучек. Что же можно рассказать детям о насекомых.
Можно рассказать детям о том, как передвигаются насекомые. Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать, некоторые даже могут ползать вниз головой. Питание насекомых составляют зелёные листья, стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей. Жуки-точильщики едят древесину и кору деревьев. Есть в природе насекомые-хищники, которые охотятся на других насекомых.
Такие насекомые как пчёлы, шмели, бабочки и мухи любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой. Перелетая с цветка на цветок эти насекомые переносят пыльцу, прилипшую к брюшку, спинке и лапкам и таким образом опыляют растения, которым необходима такая помощь.
В природе всё взаимосвязано. Насекомые помогают опылять растения. Без насекомых не смогли бы существовать насекомоядные птицы. У таких птиц тонкий клюв, которым они не могут расколоть твёрдый орешек или вылущить зёрнышко. Насекомые являются пищей для ящериц и летучих мышей.
Спасаются от врагов насекомые защитной окраской. Например, кузнечики и гусеницы, сидя неподвижно в траве или на листочке остаются незаметными. Некоторые гусеницы напоминают свёрнутые в трубочки сухие листья или обломки веточек или сучков.
На крыльях бабочек имеются яркие пятна, которые при резких и неожиданных взмахиваниях отпугивают врагов.
Многие насекомые имеют острое жало, которым они прокалывают кожу преследователей и впрыскивают в ранку яд. Такие насекомые окрашены в жёлтые и чёрные цвета, например, пчела, оса или шмель. Птицы и звери знают это и предпочитают их не трогать. Но есть безобидные осовидные мухи, которые взяли окраску кусачих ос и таким образом научились защищаться.
Божьи коровки в случае опасности выпускаю едкую пахучую жидкость. Тем самым отпугивая птиц.
Гусеницы бабочек-шелкопрядов покрыты густыми жёсткими волосками и птицы не любят их есть. Только кукушки поедают этих вредителей в большом количестве.
Многие насекомые приносят пользу людям. Благодаря пчёлам у людей есть вкусный, душистый и полезный мёд. Бабочки тутового шелкопряда дают людям тончайшие нити, из которых получают натуральные шелка. Муравьи уничтожают тлей и других вредных насекомых, разносят по лесу семена многих лесных растений.
Интересные факты о насекомых.
Муравей – самое сильное живое существо на Земле. Он может поднять вес в десять раз превышающий свой. А ещё, муравьи – замечательные строители. Проходя по лесам и лугам, видишь муравейники, которых очень много. В муравьиных теремах есть кухни, детские, мусоросборники и даже туалетные комнаты. Муравьи содержат свой дом в чистоте. В муравейниках даже предусмотрена система вентиляции. В случае непогоды все входы и выходы заделываются так прочно, что ни снег, ни дождь им не страшен.
Живёт в муравейнике несколько сот тысяч муравьёв. Правит ими муравьиная принцесса. Она в большом количестве откладывает яйца, их которых позже появляются личинки. Заботятся о подрастающем поколении рабочие муравьи. Охрану муравейника несут на себе муравьи-солдаты.
Муравьи – хищники. Они истребляют очень много различных насекомых. Но и у муравьёв есть враги. Их истребляют птицы, например, дятел, ворона. Не могут защитить себя муравьи от медведей. Медведь запускает в муравейник свой длинный язык и ждёт, когда его облепят муравьи в большом количестве, а затем разом их проглатывает.
Муравьишка – муравей,
Строит терем без гвоздей.
Строит ловко и умело,
Защищает дом свой смело!
Издавна полюбился людям мёд, который собирает труженница-пчёлка. Но не только мёдом полезна пчела для людей. Из воска, который используется пчёлами для строительства сот, люди делают свечи.
Раньше пчёлы строили свои улья в дуплах деревьев, но когда человек понял пользу этих насекомых, для пчёл стали делать специальные домики-ульи, и человек, таким образом «приручил» пчёл. Интересно, что у пчёл большие глаза, которыми они хорошо различают синий, фиолетовый, белый и жёлтый цвет. Язычок у пчелы имеет форму желобка и покрыт волосками. Язычком пчела всасывает сладкий цветочный нектар и воду.
С раннего утра рабочие пчёлы вылетают на сбор нектара и цветочной пыльцы. Главной в пчелиной семье является матка. Её задачей является откладывание яиц в подготовленные рабочими пчёлками восковые ячейки.
Если рождается новая матка, то прежняя покидает улей с частью пчёл. Говорят, что улей роится, и пчеловод старается пересадить рой в новый улей, иначе пчелиная семья может улететь в лес и поселиться в дупле дерева.
По поведению пчёл можно предсказывать погоду. Если пчёлы прячутся в улье, жди ненастья. Если пчёлы сидят неподвижно на стенках улья, то лето будет жарким и засушливым.
Труженница-пчёлка
За нектаром летает,
Мёд и воск
людям дарит!
Природа дарит нам красоту, оценить и постичь которую мы помогаем нашим детям. Рассказывая и показывая интересные факты из жизни насекомых, мы помогаем ребятишкам узнавать много нового и интересного. Воспитываем любовь к природе и бережное к ней отношение!
В заключение проекта провели игры.Пробовали разные виды меда дети были под большим впечатлением от проекта много узнали интересного. Проводили на улице исследования над муравьями, бабочками …Дети научились различать много насекомых и стали уверенно их называть. У ребят стал выраженный интерес к объектам природы –насекомым. Они стали любознательными и уважительно относятся ко всему живому.