Дидактические природоведческие экологические игры «Овощи и фрукты» для детей 3–5 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Дидактические природоведческие экологические игры «Овощи и фрукты» для детей 3–5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ovoshchi.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические природоведческие экологические игры «Овощи и фрукты» для детей 3–5 лет

Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.

Ход игры : взрослый читает, а дети добавляют слова:

— Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста)

— Солнышко светило чтоб, ярче зеленел… (укроп)

— Собираем мы в лукошко очень крупную… (картошку)

— От дождя земля намокла — вылезай, толстушка… (свёкла)

— Из земли — за чуб плутовку тянем сочную… (морковку)

— Помогает деду внук — собирает с грядок… (лук)

— Просит дедушка Федюшку: — собери ещё… (петрушку)

— Вот зелёный толстячок — крупный, гладкий… (кабачок)

— А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж… (виноград)

— Очень сочны и красивы выросли на ветках… (сливы)

— Для Серёжи и Марины набираем… (мандарины)

— Для Ванюши и Катюши соберём в корзину… (груши)

— Не забудем для Алёны очень кислые… (лимоны)

— Для начинки в пироги набираем… (яблоки)

Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!

Дидактическая игра «Большой — маленький»

Цель: научить детей словообразованию с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Воспитатель предлагает ребёнку вытащить из мешочка картинку (или муляж) и изменить слова по образцу: огурец — огурчик, помидор — помидорчик и т. д.

Дидактическая игра «Назови как можно больше признаков»

Цель: учить детей согласованию существительных с прилагательными.

Груша (какая) — сочная, хрустящая, жёлтая.

Апельсин (какой) — ароматный, полезный, круглый.

Морковь (какая) — оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твёрдая.

Помидор (какой) — красный, сочный, аппетитный, круглый.

Огурец (какой) — овальный, хрустящий, зелёный, длинный, ароматный.

При знакомстве с игрой можно прочитать стихотворение Я. Акима:

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкое.

Яблоко я пополам разделю,

Яблоко с другом своим поделю

Или такие стихи:

Душистые, румяные,

Есть сладкие, есть пряные,

Есть кислые, есть терпкие,

Есть мягкие, есть крепкие.

Есть свежие, сушёные,

И даже есть мочёные.

Самый главный сладкий плод

В нашем садике растёт.

Кисло–сладкий, золотистый.

Крупный, круглый и хрустящий,

Королевич настоящий!

Есть с румяненьким бочком,

И с весёлым червячком.

Наша яблоня на диво

Много яблок подарила:

Очень сладких, ароматных,

И на вкус таких приятных.

Дидактическая игра «Мы волшебники немного — был один, а стало много»

Цель: учить детей образованию множественного числа существительных:

Воспитатель предлагает ребятам изменить слова по образцу: яблоко — яблоки, груша —, слива —, персик —, банан — … и т. д.

Дидактическая игра «Продолжи фразу»

Лимон кислый, а яблоко… (сладкое);

Лимон овальный, а яблоко… (круглое);

Лимон жёлтый, а яблоко… (красное).

Коммуникативная игра «Поварята»

Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.

Описание игры : все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь ещё. Ведущий — взрослый, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берёт за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами» : резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.

Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через лёгкий имитационный массаж.

Развивающая игра «Я знаю»

Цель: развивать внимание и память, расширять знания о фруктах.

Первый игрок начинает: Я знаю много фруктов : яблоко. Второй игрок продолжает: я знаю много фруктов : яблоко и груша. Третий строит цепочку дальше«Я знаю много фруктов : яблоко, груша и слива». Задача — продолжить цепочку и ничего не перепутать. Взрослый в игре может сделать преднамеренную ошибку, например, назвав вместо фрукта овощ. Заметят ли дети эту ошибку?

Советы по проведению игры :

Для детей цепочка не должна быть слишком большой! Если играет много детей, то лучше составить не одну длинную цепочку слов, которую сложно запомнить, а несколько цепочек.

Составляя цепочку, можно нанизывать на шнур крупные деревянные детали. Так мы наглядно видим, сколько слов мы запомнили и подобрали.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: учить детей различать фрукты на ощупь, называть их; учить их ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде.

Материалы: мешочек, муляжи – яблоко, груша, слива.

Ход игры : Воспитатель предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял? Почему, ты, так думаешь» (ребенок достает из мешочка фрукт и описывает его). По очереди задание выполняют все дети. Так что было в мешочке? (ответы детей) Спелые, сочные, разноцветные, На деревьях всем заметные! Самые полезные, А зовутся - (Фрукты) Вот все фрукты и в корзине, будем мы варить компот, вкусный и полезный. Как называется компот из фруктов(фруктовый)

Дидактическая игра «Овощи и фрукты»

Цель дидактической игры «Овощифрукты» – формирование представления о садовых и огородных растениях, месте и способе их произрастания, закрепление в памяти правильных названий плодов, развитие умения отличать овощи по внешним признакам от фруктов.

Играет в познавательную игру средняя группа детсадовцев.

Для занятия необходимо подготовить из плотного материала макеты дерева и огородных грядок, вырезать узнаваемые изображения фруктов и овощей.

Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с плодами, просит их назвать, рассказать, где они растут – на деревьях или огородных грядках. Задача воспитанников – правильно определить место произрастания культуры, прицепить ее к муляжному дереву или положить на грядку.

Возможен другой вариант игры : педагог размещает все картинки на дереве, спрашивает у детей, все ли плоды висят правильно, какие нужно переместить на огород.

Для старшей группы детсадовцев можно усложнить задание, предложить:

разделить фрукты и корнеплоды по цвету;

назвать геометрическую форму овощей и плодов;

спросить, что можно положить в десертную вазу, а из чего приготовить салат.

Четвертый лишний

Дидактические игры на тему «Овощифрукты» помогают детям расширить словарный запас, узнать о ранее неизвестных культурных растениях, научиться их классифицировать по внешним признакам и способу произрастания.

Для занятия необходимо сделать карточки, изображающие четыре плода. Три должны входить в одну описательную категорию, четвертый – принадлежать другой.

Отгадай по описанию

Дидактическая игра про фрукты и овощи строится в форме вопросов и ответов. Педагог называет признаки, спрашивает, какой овощ он описал, а дети должны догадаться и ответить. Например:

красный, круглый, сочный, мясистый (помидор);

острый, жгучий, белый внутри, с желтой шелухой, с тонкими листьями (репчатый лук);

зеленый, овальный, хрустящий, покрытый пупырышками (огурец);

большая, круглая, оранжевая, с толстой коркой, с полезными семечками (тыква);

длинная, треугольная, оранжевая, растет в земле, с кудрявой зеленью (морковка).

«Вершки и корешки»

Для закрепления знаний о способе произрастания культурных растений можно сыграть в подвижную игру, для которой понадобятся муляжи или изображения огородных и садовых плодов.

Воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный плод. На вопрос, где он произрастает, отвечают физическими действиями:

на дереве (фрукты) – вытягивают руки вверх;

на земле (овощи) – вытягивают руки вперед;

под землей (корнеплоды) – садятся на корточки.

«Разложи фруктыовощи, ягоды по корзинкам".

Цель игры : закрепить знания детей о фруктововощей и ягод.

Задачи: развивать словесно-логическое мышление; умение группировать фруктыовощи и ягоды, сравнивать, обобщать; развивать мышление, речь, развивать зрительное восприятие, развивать мелкую моторику пальцев.

Ход игры:

Детям предлагается рассмотреть игру, вспомнить что такое урожай. Это слово встречалось на занятиях, поэтому дети без особых усилий вспоминают его значение, далее дети вспоминают название овощейфруктов и ягод, выделяют основные особенности внешнего вида, где они растут.

Предложены 3 корзинки : одна корзинка для фруктов, вторая для овощей и третья для ягод. Приготовлены маленькие картинки овощейфруктов и ягодЗадание: дети берут любую картинку изображением овощейфруктов и ягод и кладут их в соответствующею корзинку, комментируя все свои действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Овощи и фрукты"

Компьютерная дидактическая игра "Овощи и фрукты" предназначена для формирования понятий "овощи", "фрукты". Дети в увлекательной форме, помогая герою Почемучке справиться с заданиями, обощают знания о ...

Дидактическая игра "Овощи и фрукты"

Данная разработка направлена родителям и воспитателям, помогающим детям дошкольного возраста  расширять и уточнять представления  об овощах и фруктах, развивать память, речь, внимательность....

Дидактическая игра «Овощи и фрукты»

Цель игры: знакомить детей с цветовым спектром, упражнять в умении соотносить цветовые карточки с цветом предмета. Первоначальное накопление и активное усвоение новых лексических единиц по теме за сче...

Картинки к дидактическим играм "Овощи и фрукты"

Картинки к дидактическим играм "Овощи и фрукты"...

Картинки к дидактическим играм "Овощи и фрукты"

Картинки к дидактическим играм "Овощи и фрукты"...

Паспорт дидактической игры «Овощи и фрукты» для детей раннего возраста

Паспорт    дидактической игры«Овощи и фрукты»для детей раннего возраста...

Дидактическая игра-сортировка «Сортируем овощи и фрукты» Для детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра-сортировка «Сортируем овощи и фрукты» Цель: совершенствование представлений детей об овощах и фруктах, формирование умения сравнивать и группировать предм...