Проект "Липкины секреты"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Наталья Геннадьевна Воронова

Есть дерево, которое много значит в жизни и истории нашего народа. Оно используется в строительстве, в столярном деле, медицине, кулинарии, лесном хозяйстве. Без него не появилась бы на свет матрешка, деревянная ложка, и масса нужных и полезных вещей. Вызвать у детей интерес к природе родного края, к истории нашего народа, его традициям и промыслам поможет осуществление познавательно-творческого проекта.

Данный проект - это попытка формировать целостное представление о природном объекте – дереве липа, о взаимодействии с ним человека.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lipkiy_sekrety.docx397.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 9»

Волоколамский городской округ

Московская область

Проект

«Липкины секреты»

Подготовила:

Воронова Наталья Геннадьевна,

воспитатель высшей категории

2020 г.

Проект «Липкины секреты»

Тип проекта: познавательно-творческий

Продолжительность: 2 недели (с 15.06. - 26.06.2020)

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Возраст детей: 5 - 6 лет

Актуальность проблемы:

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и бережное отношение к традициям, культуре и быту своего народа, и любовь к природе родного края.

Есть дерево, которое много значит в жизни и истории нашего народа. Оно используется в строительстве, в столярном деле, медицине, кулинарии, лесном хозяйстве. Без него не появилась бы на свет матрешка, деревянная ложка, и масса нужных и полезных вещей.

Знакомя ребенка с родной природой, мы даем толчок к расширению его горизонта познания и направляем малыша в мир общечеловеческих ценностей.

Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо знакомить детей с природой ближайшего окружения, расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. 

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Есть дерево, которое много значит в жизни и истории нашего народа. Оно используется в строительстве, в столярном деле, медицине, кулинарии, лесном хозяйстве. Без него не появилась бы на свет матрешка, деревянная ложка, и масса нужных и полезных вещей. Вызвать у детей интерес к природе родного края, к истории нашего народа, его традициям и промыслам поможет осуществление познавательно-творческого проекта.

Данный проект - это попытка формировать целостное представление о природном объекте – дереве липа, о взаимодействии с ним человека.  Настоящий проект поможет сформировать у детей представления о роли липы в жизни человека, создаст условия для совместной природоведческой деятельности детей, родителей и педагогов. В период дошкольного возраста у ребёнка возникают первые представления о природном окружении, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, природном сообществе.

Цель проекта:

Формирование познавательного интереса к дереву - липе; приобщение детей к традициям использования липы в декоративно-прикладном творчестве.

Формирование у детей экологического мировосприятия, осознанного отношения к природе и роли человека в процессе его влияния на нее посредством совместной проектной деятельности детей и родителей.

Задачи:

Для детей:

  • Расширить кругозор детей о закономерностях в природе;
  • Углублять знания детей о русском фольклоре, о культуре русского народа
  • Способствовать зарождению у детей интереса к истории народов России.
  • Развивать чувство прекрасного через общение с природой, прививать любовь к Родине.
  • Развивать умения применять знания, полученные в режимных моментах;
  • обучать коллективному взаимодействию, совершенствовать коммуникативные качества;
  • Познакомить с широким использованием липы в народном хозяйстве.
  • пробуждать интерес к устному народному творчеству, культуре русского народа;
  • Обогатить словарь детей с помощью приобщения к устному народному творчеству.
  • Воспитывать патриотизм, формировать духовно-нравственные качества личности;
  • Развивать умения применять знания, полученные в режимных моментах;
  • Продолжать работу по сплочению коллектива родителей и детей.
  • Воспитывать бережное отношение ко всему живому в окружающем мире

Для педагогов:

  • Создать предметно – развивающую среду, поддерживающую активность детей в познании себя и окружающего мира
  • Применять новые формы взаимодействия содружества детского сада и семьи.
  • Использовать новые формы в работе с детьми, позволяющие сформировать стойкую познавательную мотивацию.

Для родителей:

  • Формировать активную родительскую позицию через привлечение к совместной деятельности с детьми и педагогами.
  • Предоставить возможность каждой семье проявить и умножить свой творческий и воспитательный капитал.

Объект исследования = дерево липы, которые растут на нашем участке – деревья дружбы и сотрудничества.

Проблемные вопросы:

Цель - заинтересовать проблемой, выяснить представления детей об этих растениях, их отношением к ним.

  • Про какое дерево говорят: Дерево лапотное да медовое - всю Россию обувает (Липа). Почему?
  • Липа - живая или нет? Почему вы так считаете?
  • Что происходит с липой в разное время года?
  • Где и как растет липа?
  •  Из каких частей состоит дерево?
  • Что нужно липе для роста?
  • Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично? Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
  • Как человек использует липу?
  • Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть? Как человек может навредить липе?

Детьми были высказаны следующие гипотезы:

  • Липа растет – значит, она живая.
  • У нее есть ствол, ветки, корни, листья, цветы, семена.
  • Ей нужны вода, земля, солнце.
  • Липа полезная из нее пчелы мед добывают.
  • Когда липа цветет, она очень вкусно пахнет.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный (15 – 16.06.2020 г.)

- определение объектов изучения;
- подбор пословиц, поговорок и загадок о растениях, липе, пчёлах и т.д.

- подбор наглядного материала, дидактических и народных игр, художественного, музыкального репертуаров.

2 этап – практическая деятельность (17-25.06.2020 г.)

- наблюдения за липой: части дерева, их назначение;
- наблюдение за жизнью насекомых-опылителей на примере пчелы;
- рассматривание энциклопедий;

- разучивание народных игр;

- чтение и заучивание литературных произведений;

3 этап – итоговый (26 – 30.06.2020 г.)

- Развлечение «Посиделки под липами»

- Чаепитие с детьми «Пряник да мёд просятся в рот»;
- Обобщение результатов работы.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
  • Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
  • У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
  • У детей обогатится познавательный опыт о культуре русского народа.
  • У детей обогатится словарный запас и двигательный опыт русским фольклором.
  • У детей будут сформированы представления о липе, как почитаемом на Руси дереве, о его пользе для жизнедеятельности человека, о полезных свойствах липы.
  • Проявляется устойчивый интерес к тематически многообразным произведениям о

липе, рассматриванию объектов декоративно-прикладного искусства, фотографий, иллюстраций.

  • Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

Для педагогов:

  • Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства.
  • Пополнится развивающая среда в группе.
  • Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

Для родителей:

  • Обогащение уровня экологических знаний родителей.
  • Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
  • Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
  • Возможность участвовать в совместных экологических проектах.
  • Родители грамотно и творчески относятся к вопросам расширения кругозора детей.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

Развлечение «Посиделки под липами»

Описание продукта, полученного в результате реализации проекта:

Художественный альбом «Липа пахнет свежим мёдом».

      Альбом детских рисунков «Моя липка».

Фонотека музыкальных произведений о липе.

Подборка литературных произведений «Стихи, сказки и рассказы о липе».

Мини-коллекция «Дерево лапотное, да медовое».

Гербарий «Липа цветёт!».

Информационный бюллетень «Расскажите детям о деревьях».

Презентация «Отгадай загадки про деревья и кустарники».

Фотовыставка "Я дружу с липой".

Презентация проекта на сайте детского сада.

Материально-технические ресурсы, необходимые для реализации проекта:

Мультимедийное оборудование с выходом в интернет и возможностью показа презентаций.

Энциклопедии

Художественная литература.

Интернет-ресурсы:

https://www.chitalnya.ru/work/403356/

http://www.razumniki.ru/stihi_pro_le_derevya.html

http://www.planetaskazok.ru/educat/rasskazhitedetyamoderevyakheduk?start=3

Принципы:

  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).
  • Принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: наблюдений и экскурсий, в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования).
  • Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.
  • Рациональное сочетание разных видов детской деятельности.
  • Сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.

Тематический план проекта «Липа вековая»

группа детского сада

Тема занятия

Краткое содержание

1

Деревья и кустарники. Познавательно-исследовательская деятельность.

Закрепить знания о строении дерева.
Моделирование с помощью «палочек Кюизенера».
Дидактическая игра «Отгадай, что это - дерево или куст?»

Рассматривание коры под лупой.

- Дать детям знания о том, что кора дерева состоит из нескольких слоев – это опробковевшие клетки. Что по всей коре проходят полосы – это чечевички, через которые проходит кислород дереву. Под корой дерева идет слой древесины.

Наблюдения за липой:

Сладкое дерево. За что любят липу пчелы и

шмели?

Липовые орешки.

Какую пользу приносит липа?

Рассматривание листьев и почек липы (размер, форма, цвет, текстура);

- рассматривание липового цвета;

- эксперимент " Учимся заваривать липовый чай";

- игра-исследование "Пчелка мед нам принесла" (о свойствах липового меда);

- дидактическая игра "Что нам дерево дает»;

- наблюдения на экологической тропе "Наши липы".

- просмотр презентации «Отгадай загадки о деревьях и кустарниках».

2

Наблюдение за деревом в природе.

Целевая прогулка к месту произрастания лип в уголок леса на территории ДОУ и на участке группы.
Экскурсия родителей со своими детьми по городу «Липовая аллея».
Наблюдение за разными видами лип: липой сердцевидной (мелколистная) и липой крупнолистной.
Фотографирование у липы.

3

Красота - в целесообразности.

Изучение особенностей внешнего вида и силуэта дерева. Отметить: форма цветка, листа, коры. Липовыми орешками зимой питаются птицы.
Загадывание загадок.

4

«Цветок неказистый, но очень душистый».

Обогащение детского словаря: душистый, ароматный, пахучий.
Закрепление знания строения растения - корень, стебель, ветви, лист, цветок, плод.
Липа - лекарственное, медоносное, пищевое и техническое растение.

5

«Маленькие труженики».

Наблюдение за насекомыми.
Рассказ об общественных насекомых- пчёлах.
Показать пыльцу, капли нектара (если нет детей – аллергиков!).
Выяснить, чем пахнет цветок.
Рассказать, что насекомые на цветке собирают пыльцу и нектар.

6

«Дерево лапотное».

Рассказ об истории использовании дерева в хозяйстве: деревянная посуда (скалка, ковши, миски, чаши, ложки, кадки), простейшая мебель (стол, лавки, полки, люлька), лодки – «липки», игрушки, резные доски для изготовления печатных пряников. Из лыка плели лапти, рогожи, конную упряжь, короба. Из липы рубили амбары, бани (амбары потому, что эту древесину не поражали грызуны, а бани — хорошо держит тепло). На Кавказе из липы долбили огромные чаны для виноградного сока, а также маслобойки.

Просмотр видеофильмов Киевнаучфильм, 1981 г.

7

«Дерево медовое».

Рассказ о царице мёдоносных растений – липе - прекрасном медоносе. (В районах распространения липы 1 пчелиная семья заготавливает до 10-15 кг меда, а продуктивность одного гектара сплошного насаждения липы достигает 700—1000 кг ценнейшего сырья. Пчёлы посещают цветки липы утром и перед вечером, тогда, когда обильно выделяется нектар). Липовый мёд считается наиболее высококачественным. Мёд и липовый цвет обладают потогонным эффектом и применяются при лечении разнообразных заболеваний, в народной медицине - при простудных заболеваниях. Дать попробовать липовый мёд (если нет детей – аллергиков!).

Проведение показательного заваривания и дегустации чая из соцветий липы.

8

Играем «в старину».

Игры-лабиринты «Дорожка к лубяной избушке», «Пчелка к липке полетела» и др.;

Народная игра «Лапти».

Логоритмические упражнения «Вырастали липки…», «Листья» М. Картушина.

9

Сбор липового цвета.

Сбор липового цвета, обучение правилам заготовки.

10

Музыкально- литературно-поэтическая страничка.

Разучивание стихов, песен, хороводов («Эх, лапти, да лапти, да лапти мои…).

Рассматривание иллюстраций картин (пейзажей).
Чтение народной сказки «Липунюшка».
 

Слушание аудиозаписи песен на слова С. Есенина «Над окошком месяц»; частушек «Ох, ты, ну, ты, лапти гнуты» в исп. М.Мордасовой;

русск. нар. песни "Во деревне то было, в Ольховке...";

Литературная гостиная «Липовые аллеи»:

Чтение (восприятие) –

чтение русских народных сказок "Медведь - липовая нога", "Заюшкина избушка", "Пузырь, соломинка и лапоть", "Лиса и лапоть";

- чтение (восприятие) произведений            

П. Воронько, С. Маршак «Липка»,

А. Булатова «Липа цветёт!»,

И. Козленко «Липа»

Ю. Дмитриев «Запах лета».

- заучивание: А. Фет «Как здесь свежо под липою густою…»;

Приложение № 1);

-  отгадывание загадок про деревья и кустарники (Приложение № 2) «Загадки и стихотворения о деревьях и кустарниках»).

Хороводная игра "Ай, во поле липонька...";

Художественно-продуктивная деятельность

Раскраски «Липы вековые на нашем участке», Рисование «Вырастала липка…»;

Пластилинография «Липовое сердечко»;

11

Экологически чистый материал.

Рассказ об использовании липы в настоящее время. Это: мебель, обшивка саун и парных, музыкальные инструменты (деки гитар); фанера, чертёжные доски, сапожные колодки, бочковая тара, долблёная посуда. В современном бондарном производстве из липы делают посуду для хранения и перевозки зернистой икры. В таре, изготовленной из липы, хорошо сохраняется масло и другие продукты. Легкая и мягкая древесина используется для резьбы по дереву.
Полы из липы намного теплее, мягче и "тише" сосновых.
В настоящее время из лыка плетут сувенирные лапти, короба, хлебницы-сухарницы и вазы для пряников-конфет.

12

Художественный образ природы.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Составление описательных рассказов.
Дидактическая игра «На что похоже?»
Чтение стихотворений о липе классиков и современных поэтов.
Сочинение сказки о 
Липоньке.

13

«Зелёный доктор»

Беседа об использовании липы, как лекарственного сырья в медицине и парфюмерии: медицинский уголь, дёготь, целебный чай из липового цвета, отдушка для мыла, детских шампуней и кремов и т.д.
Народная медицина издавна использует липовый цвет при простуде, лихорадочных состояниях, гриппе и бронхите. Наружное полоскание при воспалительных заболеваниях полости рта и зева.
Из прокаленной древесины изготавливают медицинский уголь.
В старину листья липы применяли в виде компресса при головной боли.

14

Использование деревьев в зелёном хозяйстве.

Липа – дерево, листва которого лучше других пород адсорбирует городскую (дорожную) пыль и поэтому широко используется для озеленения городов и посёлков. Растёт умеренно быстро, в природе зацветает на 30-м году, а в специальных посадках – через 20 лет.

15

Правила поведения в природе.

Знакомство с правилами поведения в природе. Ознакомление с запрещающими знаками «Не ломайте ветви деревьев», «Бережно собирайте липовый цвет!».

16

Развлечение «Посиделки под липами».

Круглый стол – подведение итогов. Сладкий вечер.

Подведение итогов проекта. Праздник «Посиделки под липами».

Создание радостного настроения.
Чаепитие (фиточай) с липовым мёдом и медовыми пряниками.

Вовлечение родителей в проектную деятельность

- попросить родителей собрать и принести в группу известные им книги о липе;

- оформление сборника " Книга стихов, сказок и рассказов о липе";

- подбор художественного материала о липе для оформления альбома «Липа пахнет свежим мёдом»;

- показать детям видеоматериал о липе и предметах, связанных с ней: мультипликационный фильм "Золотая липа", документальный фильм "Липа, липушка";

- подготовить информационный бюллетень для родителей «Расскажите детям о деревьях».

Чаепитие с родителями «Пряник да мёд просятся в рот». 

Презентация проекта

Выставка поделок «Эта удивительная липа».

Презентация «Полезное дерево в истории моего народа…».

Прогнозируемый результат:

На уровне ребенка:

У детей будут сформированы начала моральных чувств – они будут понимать другого, а, следовательно, будут жалеть, будут сочувствовать и, главное будут пытаться помочь, защитить.

Морально-ценностные нормы поведения превратятся во внутреннее побуждение, мотив социального поведения или рациональное принятие ребенком нормы как справедливой, необходимой, целесообразной, полезной.

Сформируется эмоционально-ценностное отношение к деревьям как живым организмам. Дети получат достоверные знания и представления о липе, ее целебных свойствах, пользе и добре;

Сформируется умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности. Дети приобретут дополнительные навыки коллективной творческой и исследовательской работы.

На уровне педагога:

Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.

Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к природе.

Сформируется способность педагога обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых мини-проектов, акций экологической направленности.

На уровне родителей воспитанников:

Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей чувства любви к природе и окружающему миру.

Повысится уровень экологической культуры родителей.

На уровне педагогических технологий:

Обогащение методов, приемов, средств и форм экологического воспитания дошкольников.

На уровне предметно-пространственной среды:

Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.

Есть дерево, которое много значит в жизни и истории нашего русского народа. Без него не появилась бы народная, всеми любимая, игрушка матрешка и масса полезных и важных вещей. Липа используется в строительстве, столярном деле, в медицине, кулинарии, зеленом хозяйстве.

Дети выучат стихи, народные песни о липе.

Данный проект поможет детям получить достоверные знания и представления о липе, ее целебных свойствах, пользе и добре; дети приобретут дополнительные навыки коллективной творческой и исследовательской работы.

Заключение

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. В ходе исследовательской работы дети смогут понять, что они тоже часть природы, научаться правильно относится к ней. Тогда природа предстанет перед ними доброй, щедрой, дарящей людям свои богатства и радость общения.

Литература

1. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М, 1997.

2. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. - 2005, N 7. С. 2-5; N 11. - с. 51-54.

3. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. - 2002. - N 5. - с. 80-82.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2015.

5. Морозов В. И. Рассказы о русском лесе. - М.: Малыш, 1991. - С. 35.

6. Николаева С.Н.  Юный эколог. – М.: 2002 г.

7. Рудик О.С.   Развитие речи детей 5-6 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 20016.

8 Рыжова Н. Экологический проект "Здравствуй, дерево" // Дошкольное воспитание. - 2002. - N 3. - с. 38-47.

9. Соколов С.Я.  Справочник по лекарственным растениям. М: Линка -Пресс, 2012г.

10. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. Чем полезна липа? - М.: АСТ, 1995. - С. 72-73


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по валеологии и конструктивной деятельности "Секреты здорового позвоночника"

Конспект комплексного занятия по валеологии и конструктивной деятельности "Секреты здорового позвоночника". Задачи:  1. Формировать у детей  знания о  своем организме, о том,...

Секреты здоровья. Музыкально – театрализованное представления.

Научить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций приносящих вред здоровью. Развивать у детей понимание значения  необходимости гигиенических процедур. Способствовать стано...

Конспект спортивного праздника в подготовительной группе «ПУТЕШЕСТВИЕ К ГНОМАМ ЗА СЕКРЕТОМ ЗДОРОВЬЯ»

Конспект спортивного праздника нацелен на совершенствование имеющихся двигательных умений и навыков детей; на формирование умения внимательно слушать задания взрослого и четко их выполнять; на развити...

"секреты художника пейзажиста"

Проект для воспитанников подготовительной группы детского сада. Проект познакомит детей с пейзажной живописью, с художниками пейзажистами .Дети узнают  о том, что пейзаж-это изображение естествен...

Секреты избалованности

Он нами управляет...Нам приходится выполнять все его капризы...Что же будет дальше? Вы думаете, что эти страшные слова о начальнике - тиране? Вовсе нет! Разговор пойдет о наших с вами детях, об избало...

Секрет красы от мадам Лисы

Музыкальная сказка для кукольного театра...

Секрет знакомого предмета

Секрет знакомого предмета (яйцо)  Цель: развитие интереса у детей к одному из объектов (продукт питания)          яйцо. Задачи:- разви...