Проект "Липкины секреты"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Есть дерево, которое много значит в жизни и истории нашего народа. Оно используется в строительстве, в столярном деле, медицине, кулинарии, лесном хозяйстве. Без него не появилась бы на свет матрешка, деревянная ложка, и масса нужных и полезных вещей. Вызвать у детей интерес к природе родного края, к истории нашего народа, его традициям и промыслам поможет осуществление познавательно-творческого проекта.
Данный проект - это попытка формировать целостное представление о природном объекте – дереве липа, о взаимодействии с ним человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lipkiy_sekrety.docx | 397.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 9»
Волоколамский городской округ
Московская область
Проект
«Липкины секреты»
Подготовила:
Воронова Наталья Геннадьевна,
воспитатель высшей категории
2020 г.
Проект «Липкины секреты»
Тип проекта: познавательно-творческий
Продолжительность: 2 недели (с 15.06. - 26.06.2020)
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Возраст детей: 5 - 6 лет
Актуальность проблемы:
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и бережное отношение к традициям, культуре и быту своего народа, и любовь к природе родного края.
Есть дерево, которое много значит в жизни и истории нашего народа. Оно используется в строительстве, в столярном деле, медицине, кулинарии, лесном хозяйстве. Без него не появилась бы на свет матрешка, деревянная ложка, и масса нужных и полезных вещей.
Знакомя ребенка с родной природой, мы даем толчок к расширению его горизонта познания и направляем малыша в мир общечеловеческих ценностей.
Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо знакомить детей с природой ближайшего окружения, расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Есть дерево, которое много значит в жизни и истории нашего народа. Оно используется в строительстве, в столярном деле, медицине, кулинарии, лесном хозяйстве. Без него не появилась бы на свет матрешка, деревянная ложка, и масса нужных и полезных вещей. Вызвать у детей интерес к природе родного края, к истории нашего народа, его традициям и промыслам поможет осуществление познавательно-творческого проекта.
Данный проект - это попытка формировать целостное представление о природном объекте – дереве липа, о взаимодействии с ним человека. Настоящий проект поможет сформировать у детей представления о роли липы в жизни человека, создаст условия для совместной природоведческой деятельности детей, родителей и педагогов. В период дошкольного возраста у ребёнка возникают первые представления о природном окружении, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, природном сообществе.
Цель проекта:
Формирование познавательного интереса к дереву - липе; приобщение детей к традициям использования липы в декоративно-прикладном творчестве.
Формирование у детей экологического мировосприятия, осознанного отношения к природе и роли человека в процессе его влияния на нее посредством совместной проектной деятельности детей и родителей.
Задачи:
Для детей:
- Расширить кругозор детей о закономерностях в природе;
- Углублять знания детей о русском фольклоре, о культуре русского народа
- Способствовать зарождению у детей интереса к истории народов России.
- Развивать чувство прекрасного через общение с природой, прививать любовь к Родине.
- Развивать умения применять знания, полученные в режимных моментах;
- обучать коллективному взаимодействию, совершенствовать коммуникативные качества;
- Познакомить с широким использованием липы в народном хозяйстве.
- пробуждать интерес к устному народному творчеству, культуре русского народа;
- Обогатить словарь детей с помощью приобщения к устному народному творчеству.
- Воспитывать патриотизм, формировать духовно-нравственные качества личности;
- Развивать умения применять знания, полученные в режимных моментах;
- Продолжать работу по сплочению коллектива родителей и детей.
- Воспитывать бережное отношение ко всему живому в окружающем мире
Для педагогов:
- Создать предметно – развивающую среду, поддерживающую активность детей в познании себя и окружающего мира
- Применять новые формы взаимодействия содружества детского сада и семьи.
- Использовать новые формы в работе с детьми, позволяющие сформировать стойкую познавательную мотивацию.
Для родителей:
- Формировать активную родительскую позицию через привлечение к совместной деятельности с детьми и педагогами.
- Предоставить возможность каждой семье проявить и умножить свой творческий и воспитательный капитал.
Объект исследования = дерево липы, которые растут на нашем участке – деревья дружбы и сотрудничества.
Проблемные вопросы:
Цель - заинтересовать проблемой, выяснить представления детей об этих растениях, их отношением к ним.
- Про какое дерево говорят: Дерево лапотное да медовое - всю Россию обувает (Липа). Почему?
- Липа - живая или нет? Почему вы так считаете?
- Что происходит с липой в разное время года?
- Где и как растет липа?
- Из каких частей состоит дерево?
- Что нужно липе для роста?
- Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично? Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
- Как человек использует липу?
- Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть? Как человек может навредить липе?
Детьми были высказаны следующие гипотезы:
- Липа растет – значит, она живая.
- У нее есть ствол, ветки, корни, листья, цветы, семена.
- Ей нужны вода, земля, солнце.
- Липа полезная из нее пчелы мед добывают.
- Когда липа цветет, она очень вкусно пахнет.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный (15 – 16.06.2020 г.)
- определение объектов изучения;
- подбор пословиц, поговорок и загадок о растениях, липе, пчёлах и т.д.
- подбор наглядного материала, дидактических и народных игр, художественного, музыкального репертуаров.
2 этап – практическая деятельность (17-25.06.2020 г.)
- наблюдения за липой: части дерева, их назначение;
- наблюдение за жизнью насекомых-опылителей на примере пчелы;
- рассматривание энциклопедий;
- разучивание народных игр;
- чтение и заучивание литературных произведений;
3 этап – итоговый (26 – 30.06.2020 г.)
- Развлечение «Посиделки под липами»
- Чаепитие с детьми «Пряник да мёд просятся в рот»;
- Обобщение результатов работы.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
- Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
- У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
- У детей обогатится познавательный опыт о культуре русского народа.
- У детей обогатится словарный запас и двигательный опыт русским фольклором.
- У детей будут сформированы представления о липе, как почитаемом на Руси дереве, о его пользе для жизнедеятельности человека, о полезных свойствах липы.
- Проявляется устойчивый интерес к тематически многообразным произведениям о
липе, рассматриванию объектов декоративно-прикладного искусства, фотографий, иллюстраций.
- Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Для педагогов:
- Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства.
- Пополнится развивающая среда в группе.
- Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
Для родителей:
- Обогащение уровня экологических знаний родителей.
- Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
- Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
- Возможность участвовать в совместных экологических проектах.
- Родители грамотно и творчески относятся к вопросам расширения кругозора детей.
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
Развлечение «Посиделки под липами»
Описание продукта, полученного в результате реализации проекта:
Художественный альбом «Липа пахнет свежим мёдом».
Альбом детских рисунков «Моя липка».
Фонотека музыкальных произведений о липе.
Подборка литературных произведений «Стихи, сказки и рассказы о липе».
Мини-коллекция «Дерево лапотное, да медовое».
Гербарий «Липа цветёт!».
Информационный бюллетень «Расскажите детям о деревьях».
Презентация «Отгадай загадки про деревья и кустарники».
Фотовыставка "Я дружу с липой".
Презентация проекта на сайте детского сада.
Материально-технические ресурсы, необходимые для реализации проекта:
Мультимедийное оборудование с выходом в интернет и возможностью показа презентаций.
Энциклопедии
Художественная литература.
Интернет-ресурсы:
https://www.chitalnya.ru/work/403356/
http://www.razumniki.ru/stihi_pro_le_derevya.html
http://www.planetaskazok.ru/educat/rasskazhitedetyamoderevyakheduk?start=3
Принципы:
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета).
- Принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: наблюдений и экскурсий, в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования).
- Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.
- Рациональное сочетание разных видов детской деятельности.
- Сотрудничество между детьми, педагогами, родителями.
Тематический план проекта «Липа вековая»
группа детского сада | Тема занятия | Краткое содержание |
1 | Деревья и кустарники. Познавательно-исследовательская деятельность. | Закрепить знания о строении дерева. Рассматривание коры под лупой. - Дать детям знания о том, что кора дерева состоит из нескольких слоев – это опробковевшие клетки. Что по всей коре проходят полосы – это чечевички, через которые проходит кислород дереву. Под корой дерева идет слой древесины. Наблюдения за липой: Сладкое дерево. За что любят липу пчелы и шмели? Липовые орешки. Какую пользу приносит липа? Рассматривание листьев и почек липы (размер, форма, цвет, текстура); - рассматривание липового цвета; - эксперимент " Учимся заваривать липовый чай"; - игра-исследование "Пчелка мед нам принесла" (о свойствах липового меда); - дидактическая игра "Что нам дерево дает»; - наблюдения на экологической тропе "Наши липы". - просмотр презентации «Отгадай загадки о деревьях и кустарниках». |
2 | Наблюдение за деревом в природе. | Целевая прогулка к месту произрастания лип в уголок леса на территории ДОУ и на участке группы. |
3 | Красота - в целесообразности. | Изучение особенностей внешнего вида и силуэта дерева. Отметить: форма цветка, листа, коры. Липовыми орешками зимой питаются птицы. |
4 | «Цветок неказистый, но очень душистый». | Обогащение детского словаря: душистый, ароматный, пахучий. |
5 | «Маленькие труженики». | Наблюдение за насекомыми. |
6 | «Дерево лапотное». | Рассказ об истории использовании дерева в хозяйстве: деревянная посуда (скалка, ковши, миски, чаши, ложки, кадки), простейшая мебель (стол, лавки, полки, люлька), лодки – «липки», игрушки, резные доски для изготовления печатных пряников. Из лыка плели лапти, рогожи, конную упряжь, короба. Из липы рубили амбары, бани (амбары потому, что эту древесину не поражали грызуны, а бани — хорошо держит тепло). На Кавказе из липы долбили огромные чаны для виноградного сока, а также маслобойки. Просмотр видеофильмов Киевнаучфильм, 1981 г. |
7 | «Дерево медовое». | Рассказ о царице мёдоносных растений – липе - прекрасном медоносе. (В районах распространения липы 1 пчелиная семья заготавливает до 10-15 кг меда, а продуктивность одного гектара сплошного насаждения липы достигает 700—1000 кг ценнейшего сырья. Пчёлы посещают цветки липы утром и перед вечером, тогда, когда обильно выделяется нектар). Липовый мёд считается наиболее высококачественным. Мёд и липовый цвет обладают потогонным эффектом и применяются при лечении разнообразных заболеваний, в народной медицине - при простудных заболеваниях. Дать попробовать липовый мёд (если нет детей – аллергиков!). Проведение показательного заваривания и дегустации чая из соцветий липы. |
8 | Играем «в старину». | Игры-лабиринты «Дорожка к лубяной избушке», «Пчелка к липке полетела» и др.; Народная игра «Лапти». Логоритмические упражнения «Вырастали липки…», «Листья» М. Картушина. |
9 | Сбор липового цвета. | Сбор липового цвета, обучение правилам заготовки. |
10 | Музыкально- литературно-поэтическая страничка. | Разучивание стихов, песен, хороводов («Эх, лапти, да лапти, да лапти мои…). Рассматривание иллюстраций картин (пейзажей). Слушание аудиозаписи песен на слова С. Есенина «Над окошком месяц»; частушек «Ох, ты, ну, ты, лапти гнуты» в исп. М.Мордасовой; русск. нар. песни "Во деревне то было, в Ольховке..."; Литературная гостиная «Липовые аллеи»: Чтение (восприятие) – чтение русских народных сказок "Медведь - липовая нога", "Заюшкина избушка", "Пузырь, соломинка и лапоть", "Лиса и лапоть"; - чтение (восприятие) произведений П. Воронько, С. Маршак «Липка», А. Булатова «Липа цветёт!», И. Козленко «Липа» Ю. Дмитриев «Запах лета». - заучивание: А. Фет «Как здесь свежо под липою густою…»; Приложение № 1); - отгадывание загадок про деревья и кустарники (Приложение № 2) «Загадки и стихотворения о деревьях и кустарниках»). Хороводная игра "Ай, во поле липонька..."; |
Художественно-продуктивная деятельность | Раскраски «Липы вековые на нашем участке», Рисование «Вырастала липка…»; Пластилинография «Липовое сердечко»; | |
11 | Экологически чистый материал. | Рассказ об использовании липы в настоящее время. Это: мебель, обшивка саун и парных, музыкальные инструменты (деки гитар); фанера, чертёжные доски, сапожные колодки, бочковая тара, долблёная посуда. В современном бондарном производстве из липы делают посуду для хранения и перевозки зернистой икры. В таре, изготовленной из липы, хорошо сохраняется масло и другие продукты. Легкая и мягкая древесина используется для резьбы по дереву. |
12 | Художественный образ природы. | Рассматривание иллюстраций, фотографий. |
13 | «Зелёный доктор» | Беседа об использовании липы, как лекарственного сырья в медицине и парфюмерии: медицинский уголь, дёготь, целебный чай из липового цвета, отдушка для мыла, детских шампуней и кремов и т.д. |
14 | Использование деревьев в зелёном хозяйстве. | Липа – дерево, листва которого лучше других пород адсорбирует городскую (дорожную) пыль и поэтому широко используется для озеленения городов и посёлков. Растёт умеренно быстро, в природе зацветает на 30-м году, а в специальных посадках – через 20 лет. |
15 | Правила поведения в природе. | Знакомство с правилами поведения в природе. Ознакомление с запрещающими знаками «Не ломайте ветви деревьев», «Бережно собирайте липовый цвет!». |
16 | Развлечение «Посиделки под липами». Круглый стол – подведение итогов. Сладкий вечер. | Подведение итогов проекта. Праздник «Посиделки под липами». Создание радостного настроения. |
Вовлечение родителей в проектную деятельность | - попросить родителей собрать и принести в группу известные им книги о липе; - оформление сборника " Книга стихов, сказок и рассказов о липе"; - подбор художественного материала о липе для оформления альбома «Липа пахнет свежим мёдом»; - показать детям видеоматериал о липе и предметах, связанных с ней: мультипликационный фильм "Золотая липа", документальный фильм "Липа, липушка"; - подготовить информационный бюллетень для родителей «Расскажите детям о деревьях». Чаепитие с родителями «Пряник да мёд просятся в рот». | |
Презентация проекта | Выставка поделок «Эта удивительная липа». Презентация «Полезное дерево в истории моего народа…». |
Прогнозируемый результат:
На уровне ребенка:
У детей будут сформированы начала моральных чувств – они будут понимать другого, а, следовательно, будут жалеть, будут сочувствовать и, главное будут пытаться помочь, защитить.
Морально-ценностные нормы поведения превратятся во внутреннее побуждение, мотив социального поведения или рациональное принятие ребенком нормы как справедливой, необходимой, целесообразной, полезной.
Сформируется эмоционально-ценностное отношение к деревьям как живым организмам. Дети получат достоверные знания и представления о липе, ее целебных свойствах, пользе и добре;
Сформируется умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности. Дети приобретут дополнительные навыки коллективной творческой и исследовательской работы.
На уровне педагога:
Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к природе.
Сформируется способность педагога обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых мини-проектов, акций экологической направленности.
На уровне родителей воспитанников:
Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей чувства любви к природе и окружающему миру.
Повысится уровень экологической культуры родителей.
На уровне педагогических технологий:
Обогащение методов, приемов, средств и форм экологического воспитания дошкольников.
На уровне предметно-пространственной среды:
Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.
Есть дерево, которое много значит в жизни и истории нашего русского народа. Без него не появилась бы народная, всеми любимая, игрушка матрешка и масса полезных и важных вещей. Липа используется в строительстве, столярном деле, в медицине, кулинарии, зеленом хозяйстве.
Дети выучат стихи, народные песни о липе.
Данный проект поможет детям получить достоверные знания и представления о липе, ее целебных свойствах, пользе и добре; дети приобретут дополнительные навыки коллективной творческой и исследовательской работы.
Заключение
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. В ходе исследовательской работы дети смогут понять, что они тоже часть природы, научаться правильно относится к ней. Тогда природа предстанет перед ними доброй, щедрой, дарящей людям свои богатства и радость общения.
Литература
1. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М, 1997.
2. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. - 2005, N 7. С. 2-5; N 11. - с. 51-54.
3. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. - 2002. - N 5. - с. 80-82.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2015.
5. Морозов В. И. Рассказы о русском лесе. - М.: Малыш, 1991. - С. 35.
6. Николаева С.Н. Юный эколог. – М.: 2002 г.
7. Рудик О.С. Развитие речи детей 5-6 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 20016.
8 Рыжова Н. Экологический проект "Здравствуй, дерево" // Дошкольное воспитание. - 2002. - N 3. - с. 38-47.
9. Соколов С.Я. Справочник по лекарственным растениям. М: Линка -Пресс, 2012г.
10. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. Чем полезна липа? - М.: АСТ, 1995. - С. 72-73
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по валеологии и конструктивной деятельности "Секреты здорового позвоночника"
Конспект комплексного занятия по валеологии и конструктивной деятельности "Секреты здорового позвоночника". Задачи: 1. Формировать у детей знания о своем организме, о том,...
Секреты здоровья. Музыкально – театрализованное представления.
Научить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций приносящих вред здоровью. Развивать у детей понимание значения необходимости гигиенических процедур. Способствовать стано...
Конспект спортивного праздника в подготовительной группе «ПУТЕШЕСТВИЕ К ГНОМАМ ЗА СЕКРЕТОМ ЗДОРОВЬЯ»
Конспект спортивного праздника нацелен на совершенствование имеющихся двигательных умений и навыков детей; на формирование умения внимательно слушать задания взрослого и четко их выполнять; на развити...
"секреты художника пейзажиста"
Проект для воспитанников подготовительной группы детского сада. Проект познакомит детей с пейзажной живописью, с художниками пейзажистами .Дети узнают о том, что пейзаж-это изображение естествен...
Секреты избалованности
Он нами управляет...Нам приходится выполнять все его капризы...Что же будет дальше? Вы думаете, что эти страшные слова о начальнике - тиране? Вовсе нет! Разговор пойдет о наших с вами детях, об избало...
Секрет красы от мадам Лисы
Музыкальная сказка для кукольного театра...
Секрет знакомого предмета
Секрет знакомого предмета (яйцо) Цель: развитие интереса у детей к одному из объектов (продукт питания) яйцо. Задачи:- разви...