"Экологическое воспитание дошкольников"
статья по окружающему миру (средняя группа)
Сформировать первоначальные основы экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Побудить в детях живое чувство природы –
значить возбудить одно из самых благодетельных
воспитывающих душу вливаний.»
К.Д.Ушинский.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают разные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами. Характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно – психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающие поколение.
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает его морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой на всю жизнь остаются в памяти человека. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Дошкольный возраст – это ответственный этап в жизни каждого ребенка, так как в это время закладываются основы личностного, физического и психического развития. Экологическое образование дошкольников помогает установить гуманные и правильные отношения с окружающей средой, потому идея приобщения детей к природе играет важнейшую роль в воспитательном процессе.
Цель экологического воспитания в ДОУ – становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, формирования ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Задачи экологического воспитания:
- Формирование элементарных экологических знаний, доступных понимания ребёнка.
- Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
- Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, развитие чувства эмпатии к объектам природы.
Формирование системы экологических знаний следует проводить в неразрывной связи с воспитанием эмоционально – положительного отношения к природе, которое должно проявиться в деятельности, в поступках детей. Детям необходимо овладеть умениями по уходу за растениями за растениями и животными, трудовые операции должны быть осознанными. Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано.
Работа с детьми:
• В группах создаются уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями; условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
• Прогулки также широко используются для экологического воспитания. Воспитатели знакомят детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменение в жизни растений, труд людей); организуют игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды).
• Опыты – всегда должны строиться на основе имеющихся представлений, полученных в процессе наблюдений и труда. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
• Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, М. Пришвина, В. Бианки, Ф. Тютчева, К. Ушинского, Л. Толстого и др. После чтения проводится беседа, задаются вопросы с целью донести до детей смысл произведений.
• Наблюдения. На протяжении учебного года проводятся следующие циклы наблюдений: за цветущими растениями участка (сентябрь), ночным небом (декабрь), за зимующими птицами, прилетающими на участок (январь- февраль), за ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе (февраль– март), за пробуждением одуванчиков на участке (апрель – май), за божьей коровкой (в весенне – летнее время).
• Заполнение календаря природы – ещё одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдением. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, которые наблюдали на улице.
• Экологический проект – это решение определённых задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта.
Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разных форм и методов работы: экологические занятия, экскурсии, уроки доброты, мышления, экологические кружки, конкурсы, акции, трудовой десант, экологические праздники, игры, сказки и т.д.).
Работа с родителями:
Только совместными усилиями, опираясь на семью, может решиться главная задача – воспитание человека, экологически грамотного. Сотрудничество с семьями детей в вопросах экологического воспитания, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внося в сам этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску (совместные праздники, досуги, конкурсы, беседы, консультации, анкетирование, собрания и т.д.).
В результате проделанной работы будут:
• Сформированы первоначальные основы экологической культуры детей;
• Сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
• Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/13/picture-67001.jpg)
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его соде...
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-121758-1430499300.jpg)
СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/16/picture-694605-1476639993.jpg)
Выступление по теме “Воспитание экологической культуры личности в ДОУ” на городском семинаре для воспитателей детских садов на тему “Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ”
Выступление по теме "Воспитание экологической культуры личности в ДОУ"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/18/picture-94593-1487409182.jpg)
Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)
Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/23/picture-671980-1663918648.jpg)
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...