"Берегите бабочек!" (консультация для родителей)
консультация по окружающему миру

Тинт Ирина Владимировна

Кого из насекомых показать малышу? Что рассказать наблюдая бабочек? Мы должны научить детей видеть прекрасное в природе. А самое главное - формировать гуманное отношение к насекомым, как к существам, имеющим право жить  и радовать всех нас! 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Светлячок», г.Осташков, Тверской обл.

Консультация для родителей

«Берегите бабочек!»

C:\Users\1\Documents\Конкурсы САЙТ ДОУ\консультации для родитетейц\Берегите бабочек\WPPLFVCZ.jpg

Подготовила воспитатель

Тинт Ирина Владимировна

2023г.


Я, ребята, бабочка...
Домик мой – не баночка.
Уберите свой сачок
И закройте на крючок.
Потихоньку подходите.
Полюбуйтесь-поглядите!
А появится охота –
Можно даже сделать фото.

Шумов Н.

Самые красивые, самые нарядные, самые любимые насекомые - это бабочки. Как только пригреет солнышко, и распустятся цветы, они начинают порхать с цветка на цветок и сразу бросаются нам в глаза. Дети за ними с удовольствием наблюдают. Они вызывают у них восторг. Во многих сказках изображают добрых фей, эльфов с крыльями, как у бабочек. Они являются символом доброты, чистоты и света.

Основной целью экологического воспитания дошкольников является формирование осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Родители и педагоги в равной мере должны заботиться о формировании познавательного, эстетического отношения детей к природе.

В раннем возрасте особенно важно развивать у детей добрые чувства, так как повышенная эмоциональность и познавательная направленность малыша к живому миру природы зачастую приводят к негативному экспериментированию над живыми существами: дети отрывают крылья бабочкам, чтобы узнать «может ли она летать двумя крылышками»…

Как же познакомить ребенка с бабочками, так  чтобы у ребенка сформировалось гуманное отношение к ним, имеющим право жить так, как они хотят, со своими желаниями и делами?

Прежде чем начать выражать своё восхищение (часто в общении с ребенком слегка преувеличенное,  а дети так тонко чувствуют нюансы), вспомните слова К.И.Чуковского о том, что в детских книжках должно быть больше  глаголов, чем прилагательных. Предложите посмотреть, что делают бабочки. Малыш скажет: «Летают!» Тогда покажите, как бабочка опускается на цветок, сидит на нём немножко и перелетает на другой. Один ребенок спросил: «Она их нюхает, да?» Вот тут и сюрприз для детского любопытства: «Они пьют сладкий цветочный сок!» Ребенок оживляется: «А мы будем пить?» Взрослый отвечает: «Нет, мы большие! Мы  так не можем. А бабочки… Маленькие!» Дети подхватывают» «Да, сами на цветочки похожи». Вот в этот момент и рассмотрите белые с черными пятнышками крылья белянки, нежное бархатистое тельце, красиво свернутый хоботок. Если ребенку 3 года,  и он хорошо говорит, так и скажите: «Эту бабочку зовут Белянка, видишь, какая она беленькая».

C:\Users\1\Documents\Конкурсы САЙТ ДОУ\консультации для родитетейц\Берегите бабочек\ImageCache.jpg

Чудесно хороши желтые «Лимонницы» с крохотными красными пятнышками в самых уголках крыльев – их  имя тоже будет понятно малышу.

C:\Users\1\Documents\Конкурсы САЙТ ДОУ\консультации для родитетейц\Берегите бабочек\1322309877_0d.jpg

Ребенок 3-го года жизни в состоянии запомнить названия нескольких бабочек, которых чаще других можно встретить в городе. Например  «Павлиний глаз»:

C:\Users\1\Documents\Конкурсы САЙТ ДОУ\консультации для родитетейц\Берегите бабочек\54830.jpg

или «Адмирал»

C:\Users\1\Documents\Конкурсы САЙТ ДОУ\консультации для родитетейц\Берегите бабочек\0_43878_e0a718b9_L.jpg

Однако не стоит слишком перегружать ребенка обилием названий, пока в этом нет необходимости.

Почти у  каждого крохи возникает желание поймать это летающее чудо. Помните синие марлевые сачки 60-х годов на гладкой лакированной палочке. К счастью, мамы и папы не помнят, а бабушки бегали с ними по лугу. Со стороны это выглядело так же красиво и трогательно, как и плетение веночков. Недаром  на старинных  жестяных коробках печенья или конфет начала ХХ века появлялись изображения нарядных деток в веночках с сачками. Сегодня взрослые могут воспринимать эти «романтичные» занятия исключительно как безжалостную и неэкологичную забаву, которая может нанести вред развитию вашего ребенка. Что  произойдет, если малыш  действительно поймал бабочку? «Он посмотрит и отпустит», объясняют родители двухлеток, придерживающихся умеренных взглядов в области биологической этики. Потревоженные, со сбитой пыльцой крылья недалеко унесут бабочку даже  в том исключительном случае, если ребенок просто не затискает насекомое в маленьком кулачке. Но дело не только в этом. Поощряя эти игры, вы поощряете произвол по отношению к живому существу. Допустим на миг, что живая и абсолютно невредимая бабочка вспорхнула с детской ладошки. Можете ли вы на такой же миг представить, что какое-нибудь гигантское гипотетическое существо схватило малыша – «только посмотреть и отпустить» Несопоставимо? Биологическая этика так не считает. Мы все – дети природы, прекрасные и равнозначные перед её лицом. В условиях экологического кризиса хрупкий биос планеты смогут сохранить люди, которых мы вырастим в «благоговении перед жизнью». Свою установку взрослый должен донести до малыша: «Нет, деточка, бабочка такая нежная, она испугается, она не хочет, чтобы её ловили». Ребенок должен понять, что бабочка может пугаться, чего-то не хотеть, для него это тоже  открытие, великое открытие, что «они такие же как мы».

Скажите малышу: «Послушай стихи про эту бабочку и маленькую девочку Машу».

На лесной полянке

Погуляем с Машей…

Бабочка-белянка

Села на ромашку.

Мы не тронем бабочку,

Бабочку-беляночку!

Все бабочки очень красивы и разнообразны. У каждой есть свой образ, характер и некоторые особенности. Детские стишки о бабочках расскажут вашему ребенку об этом чудесном насекомом.

***

Бабочка-красавица,
Очень мне уж нравится
Платьице твое!
Ты ж такая недотрога!
Мама говорит мне строго:
«Пусть летит она, не трогай
Крылышки ее!»
Корюкин Е.

***
На лужайке бабочки
На цветочки сели
И цветочную пыльцу
Аппетитно ели.
Аппетитно уплетали
Аж за обе щеки
Да росою запивали
С лепестков осоки.
Отраженьем любовались
В капельке росинки.
Ах, красивые какие
Будто на картинке!
Крылышки свои расправив,
Полетели дальше
На клубничную поляну
Пить нектар, там слаще!

И. Ксюмапаж

Источники:

  1. Малыш в мире природы: методическое пособие для воспитателей и родителей/М.В.Коробова, Р.Ю.Посылкина. –М: Просвещение, 2005г.
  2. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до 3 лет/ Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова и др. – М: Просвещение 2000г.
  3. https://lori.ru/686198

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Берегите Хлеб" рекомендации для родителей

Рекомендации для родителей по лексической теме "Хлеб"....

Берегите воду.Консультация для родителей

Берегите воду.Консультация для родителей...

Памятка для родителей "Родители, берегите детей!"

Памятка для родителей по безопасности  "Родители, берегите детей!"...

"Цветы и бабочки" консультация для родителей по теме нетрадиционных техник рисования

В детском саду для полноценного художественно-эстетического развития дошкольников в учебно-воспитательный процесс вводятся нетрадиционные техники рисования....

Консультация для родителей "Родители и воспитатели два берега одной реки"

В данном материале говориться о взаимодействие детского сада и семьи .Описаны игры для индивидуальных занятий родителя и ребёнка....

«Берегите природу!» Консультация для родителей Средне - старшая группа.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты,  деревья, ВЫ помогаете зверям, Птицам и насекомым, которые укрываются в их зарослях.  В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА Б...