Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе . Тема: «Снежная тайна»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_snezhnaya_tayna.docx | 44.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе .
Тема: «Снежная тайна»
Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о свойствах снега;
-учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
-учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем
Развивающие:
- развивать навыки опытно – экспериментальной деятельности, через исследование свойств снега;
- развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания;
- развивать связную речь посредством составления описательного рассказа по карточкам-символам.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею
- воспитывать, самостоятельность, аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы; коллективизм;
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме «Зима», чтение художественной литературы по теме «Зима», наблюдение за снегом, снегопадом во время прогулки, разучивание пальчиковых игр.
Методы: Беседа, рассуждение, практическая работа.
Интеграция областей: Речевое развитие.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация «Снежная тайна», мольберт, карточки-символы «Свойства снега», микроскоп, лупа, «снежок».
На каждого ребенка: пластиковая тарелочка со снегом, полоски из бумаги трех цветов (белый, серый, голубой), пластиковая ложка, пластиковая тарелка, красный квадрат, сухая салфетка, медали «Исследователь снега»
Ход ОД :
- Организационная часть:
Дети стоят в кругу, проговаривают приветствие.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Звуковое оповещение о входящем письме.(слайд2)
Воспитатель: Ребята, на электронную почту нашего детского сада пришло письмо, предлагаю его прочитать, согласны?
Дети: Да
Воспитатель читает письмо.
«Здравствуйте, ребята, пишет вам Незнайка из цветочного города,(слайд 3) вчера я встретил полярную сову, послушайте что она сказала(слушаем звук совы)(Слайд 3) Она сказала мне, я живу в тундре, там холодно и вся земля покрыта снегом. (Слайд 4) Я никогда снега не видел и ничего о нем не знаю, помогите мне пожалуйста, расскажите, что такое снег?»(слайд 5)
Воспитатель: Ребята, вот такая проблема у Незнайки, мы можем ему помочь?
Что мы можем сделать, чтобы помочь?(ответы детей)
Воспитатель: Можем мы, как настоящие ученые, подготовить научный доклад о снеге для Незнайки?
Дети: Да
Воспитатель: Хорошо, прежде чем начать работу я хочу поиграть с вами проходите ко мне и встаньте в круг.
Д/и «Назови зимние слова»
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года? Посмотрите, что я вам принесла?
Дети: Снежок.
Воспитатель: Это снежок – волшебный.
Я буду передавать снежок по кругу, а вы будете называть «Зимние слова» (снег, лыжи, коньки, метель, снегопад, мороз, сосулька, снежинка, сугроб, вьюга).
Воспитатель: Молодцы! Сейчас мы поиграем в игру «Узнай зимние слова»
Я буду называть слова, если вы услышите слово, которое связанно с зимой хлопните в ладоши один раз, вот так, если слово не связанно с зимой нужно убрать руки за спину, начнем? (вьюга, капель, снег, проталины, листопад, лыжи, коньки, метель, декабрь, снегопад, лед, лыжи, пляж, грибы, жара, новый год)
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, чтобы составить научный доклад для Незнайке о снеге, нам необходимо его изучить?
Я предлагаю Вам поговорить о снеге, провести опыты со снегом, как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Дети: лаборатория.
Воспитатель: Я приглашаю вас в нашу лабораторию. Но прежде, чем приступить к проведению опытов вспомним правила поведения в лаборатории. Как нужно вести себя в лаборатории?
Дети: соблюдаем тишину, не перебивать и не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно, не кидаться снегом, не брать в рот снег.
Воспитатель: Проходите в лабораторию.
Опыт 1. «Определение цвет »
Воспитатель: Посмотрите, перед вами тарелочка, в которой лежит снег, скажите, какого он цвета.
Дети:Белого
Воспитатель: Давайте проверим, возьмем полоски бумаги разного цвета, поднесем к снегу и сравним.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод? Какой снег? А как вы догадались, что он белого цвета?
Дети: «Потому что полоска бумаги и снег одинаковые по цвету!»
Воспитатель: (Прикрепляет на мольберт карточку белого цвета).
Обратите внимание на мольберт, сюда мы будем помещать специальные схемы, обозначающие свойства снега.
Опыт 2. «Определение запаха снега»
Воспитатель: Как вы думаете, снег имеет запах? (ответы детей)
Воспитатель: Предлагаю проверить, возьмите ложкой немного снега из тарелочки и понюхаем снег.
Воспитатель: Ребята, снег имеет запах?
Дети: Снег не имеет запаха.
Ребенок вывешивает на мольберт карточку с изображением перечеркнутого носа.
Опыт 3. «Из чего состоит снег»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете из чего состоит снег?
Дети: Из воды?
Воспитатель: Предлагаю в этом убедиться, возьмите ложкой немного снега из тарелочки и положите его на ладонь, а теперь сожмите руку в кулак и подержите над тарелкой. Что происходит?
Дети: Появляется вода
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Вытирайте руки салфеткой.
Ребенок вывешивает на мольберт карточку с нарисованной каплей воды.
Опыт 4. «Воздействие температуры»
Воспитатель: Как вы считаете, почему появилась вода?
Дети: потому, что растаял снег.
Воспитатель: Верно, а почему растаял снег?
Дети: потому, что руки теплые, а снег холодный
Воспитатель: Правильно, температура наших рук выше, чем температура снега, то есть наши руки теплее, чем снег, поэтому снег тает.
Ребенок вывешивает на доску карточку с изображением термометра.
Воспитатель: Молодцы. Вы хорошо поработали, а теперь немного отдохнем. Проходите на ковер и встаньте в круг.
Физминутка:
За окном у нас зима. (Разводят руки в стороны.)
Стали белыми дома. (Складывают руки над головой в виде крыши.)
Снег на улице идёт, (Поднимают и опускают медленно руки.)
Дворник улицы метёт. (Покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо.)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают перед собой.)
Пишем на катке круги, (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)
Ловко бегаем на лыжах, (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.)
И играем мы в снежки. (Имитируют метание.)
Воспитатель: Молодцы! Проходите за стол. Садитесь! Продолжается работа в лаборатории
Опыт 5 «Определение прозрачности снега»
Воспитатель: Ребята, а сейчас возьмите красный квадрат и положите на тарелку, возьмите ложкой немного снега из тарелочки и положите на квадрат. Теперь посмотрите на квадрат. Видно его? Почему? Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Сквозь снег предмет увидеть нельзя, значит снег не прозрачный.
Воспитатель: Верно. Молодцы!
Ребенок вывешивает на мольберт карточку с изображением цветной картинки под снегом.
Опыт 6 «Почему снег грязный?»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на снег в ваших тарелках, как вы думаете чистый снег или грязный?
Дети:
Воспитатель: Предлагаю проверить. Давайте с вами возьмем лупу и посмотрим на снег. Какой снег?(ответы детей)
Воспитатель: А вы знаете, что лупа увеличивает в 10 раз, а микроскоп в 200 раз, пройдемте за мной и посмотрим снег через микроскоп.
Воспитатель: Посмотрите, какой вывод можно сделать?
(ответ детей)
Воспитатель: Да, снег хоть и белый по цвету, но в нем могут содержаться частички песка и пыли. Ребята, а кто-нибудь из вас пробовал есть снег? Но мы с вами убедились снег грязный и есть его нельзя.
Ребенок вывешивает карточку с изображением перечеркнутого рта.
Воспитатель: А что можно делать со снегом?
Дети: Со снегом можно играть, лепить снеговика, когда снег сырой; строить ледяную горку и крепости, играть в снежки.
Ребенок вывешивает карточку с изображением зимних забав.
Воспитатель: Ребята, сейчас, я предлагаю составить научный доклад о снеге по схемам и записать его на камеру, а потом отправить Незнайке. Я начну, а вы продолжите.
Воспитатель включает камеру.(слайд 6)
Рассказ о свойствах снега по схемам. «Снег белого цвета, у снега нет запаха, он состоит из воды, при повышении температуры снег тает, снег не прозрачный, сквозь него невозможно увидеть предмет, снег нельзя есть, потому что он грязный, в нем содержатся маленькие частички пыли и песка, со снегом можно играть, например в снежки. (2-3 ребенка)
Ребята, как вы смотрите на то, чтобы пригласить Незнайку к нам в Дронова на Новый год? Согласны?
Воспитатель: Очень хорошо, а сейчас отправим наши научные доклады о снеге Незнайке.
Слайд «Звуковое оповещение о входящем письме»(слайд7)
Ой, пришло письмо от Незнайки.
Давайте прочитаем.(слайд 8)
- «Здраствуйте, ребята, я получил ваши научные доклады о снеге, спасибо вам большое, теперь я знаю о свойствах снега, и спасибо за приглашение я обязательно приеду к вам в Дронова на Новый год, до свидания, до новых встреч, ребята!»
- Заключительная часть (рефлексия)
_Ребята, о чем мы сегодня говорили?(о снеге)
-Кому помогли?(Незнайке)
-Чем занимались?(изучали снег, проводили опыты)
-Что узнали нового? (ответы детей)
-Что вам понравилось больше всего?(ответы детей)
Воспитатель: Вы хорошо потрудились сегодня и порадовали меня, большое вам спасибо, я хочу вручить каждому из вас подарок, это медаль «Исследователь снега»
Упражнение «Встретимся опять»
Воспитатель и дети в кругу, протягивают вперед левую руку «от сердца, от души» (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова: « Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованно- образовательной деятельности по познавательному развитию(старшая группа). Тема: «Наши помощники - органы чувств»
Конспект организованно- образовательной деятельностипо познавательному развитию. Подготовила и провела воспитатель старшей группы "Вербочка" Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна...
Конспект образовательной деятельности по экологии в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»
Цели: 1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой». 2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела пти...
План-конспект образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.Тема: «Зимние каникулы»
План-конспект для детей старшей группы...
Конспект образовательной деятельности по математике в старшей группе Тема: «Путешествие в страну математики» Воспитатель: Колчева Светлана Владимировна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин
Конспект образовательной деятельности по математике в старшей группеТема: «Путешествие в страну математики»Воспитатель: Колчева Светлана ВладимировнаМАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин...
Конспект образовательной деятельности с детьми в старшей группе. Тема: «Весна».
Конспект образовательной деятельности с детьмипо познавательно-речевому направлению в старшей группе....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию Старшая группа Тема: «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования с природным материалом с использованием ИКТ...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию старшая группа(5-6лет) Тема: «Песок-волшебник»
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию старшая группа(5-6лет)Тема: «Песок-волшебник»...