Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе . Тема: «Снежная тайна»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шемякина Наталья Леонидовна

 

Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_snezhnaya_tayna.docx44.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию  в старшей группе .

Тема: «Снежная тайна»

 

Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом.

Задачи:

Образовательные: 

- расширять представления детей о свойствах снега;

-учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

-учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем

Развивающие: 

- развивать навыки опытно – экспериментальной деятельности, через исследование свойств снега;

- развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания;

 - развивать связную речь посредством составления описательного рассказа по карточкам-символам.

 Воспитательные: 

- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею

- воспитывать, самостоятельность, аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы; коллективизм; 

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме «Зима», чтение художественной литературы по теме «Зима», наблюдение за снегом, снегопадом во время прогулки, разучивание пальчиковых игр.

Методы: Беседа, рассуждение, практическая работа.

Интеграция областей: Речевое развитие.

Материалы и оборудование:  ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация «Снежная тайна», мольберт, карточки-символы «Свойства снега», микроскоп, лупа, «снежок».

На каждого ребенка: пластиковая тарелочка со снегом, полоски из бумаги трех цветов (белый, серый, голубой), пластиковая ложка, пластиковая тарелка, красный квадрат, сухая салфетка, медали «Исследователь снега»

Ход ОД :

  1. Организационная часть: 

Дети стоят в кругу, проговаривают приветствие.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Звуковое оповещение о входящем письме.(слайд2)

Воспитатель: Ребята, на электронную почту нашего детского сада пришло письмо, предлагаю его прочитать, согласны?

Дети: Да

Воспитатель читает письмо.

«Здравствуйте, ребята, пишет вам Незнайка из цветочного города,(слайд 3) вчера я встретил полярную сову, послушайте что она сказала(слушаем звук совы)(Слайд 3)  Она сказала мне, я живу в тундре, там холодно и вся земля покрыта снегом. (Слайд 4) Я никогда снега не видел и ничего о нем не знаю, помогите мне пожалуйста, расскажите, что такое снег?»(слайд 5)

Воспитатель: Ребята, вот такая проблема у Незнайки, мы можем ему помочь?

Что мы можем сделать, чтобы помочь?(ответы детей)

Воспитатель: Можем мы, как настоящие ученые, подготовить научный доклад о снеге для Незнайки?

Дети: Да

Воспитатель: Хорошо, прежде чем начать работу  я хочу поиграть с вами проходите ко мне и встаньте в круг.

Д/и «Назови зимние слова»

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года? Посмотрите, что я вам принесла?

Дети: Снежок.

Воспитатель: Это снежок – волшебный.

Я буду передавать снежок по кругу, а вы будете называть «Зимние слова» (снег, лыжи, коньки, метель, снегопад, мороз, сосулька, снежинка, сугроб, вьюга).

Воспитатель: Молодцы! Сейчас мы поиграем в игру «Узнай зимние слова»

Я буду называть слова, если вы услышите слово, которое связанно с зимой хлопните в ладоши один раз, вот так, если слово не связанно с зимой нужно убрать руки за спину, начнем? (вьюга, капель, снег, проталины, листопад, лыжи, коньки, метель, декабрь, снегопад, лед, лыжи, пляж, грибы, жара, новый год)

Основная часть.

Воспитатель: Ребята, чтобы составить научный доклад для Незнайке о снеге, нам необходимо его изучить?

 Я предлагаю Вам поговорить о снеге, провести опыты со снегом, как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

Дети: лаборатория.

Воспитатель: Я приглашаю вас в нашу лабораторию. Но прежде, чем приступить к проведению опытов вспомним правила поведения в лаборатории. Как нужно вести себя в лаборатории?

Дети: соблюдаем тишину, не перебивать и не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно, не кидаться снегом, не брать в рот снег.

Воспитатель: Проходите в лабораторию.

Опыт 1. «Определение цвет »

Воспитатель: Посмотрите, перед вами тарелочка, в которой лежит снег, скажите, какого он цвета.

Дети:Белого

Воспитатель: Давайте проверим, возьмем полоски бумаги разного цвета, поднесем к снегу и сравним.

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод? Какой снег? А как вы догадались, что он белого цвета?

Дети: «Потому что полоска бумаги и снег одинаковые по цвету!»

Воспитатель: (Прикрепляет  на мольберт карточку белого цвета).

Обратите внимание на мольберт, сюда мы будем помещать специальные схемы, обозначающие свойства снега.

 Опыт 2. «Определение запаха снега»

Воспитатель: Как вы думаете, снег имеет запах? (ответы детей)

Воспитатель: Предлагаю проверить, возьмите ложкой немного снега из тарелочки  и понюхаем снег.

Воспитатель: Ребята, снег имеет запах?

Дети: Снег не имеет запаха.

Ребенок вывешивает на мольберт карточку с изображением перечеркнутого носа.

Опыт 3. «Из чего состоит снег»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете из чего состоит снег?

Дети: Из воды?

Воспитатель: Предлагаю в этом убедиться, возьмите ложкой немного снега из тарелочки и положите его на ладонь, а теперь сожмите руку в кулак и подержите над тарелкой. Что происходит?

Дети: Появляется вода

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Вытирайте руки салфеткой.

 Ребенок вывешивает на мольберт карточку с нарисованной каплей воды.

Опыт 4. «Воздействие температуры»

Воспитатель: Как вы считаете, почему появилась вода?

Дети: потому, что растаял снег.

Воспитатель: Верно, а почему растаял снег?

Дети: потому, что руки теплые, а снег холодный

Воспитатель: Правильно, температура наших рук выше, чем температура снега, то есть наши руки теплее, чем снег, поэтому снег тает.

Ребенок вывешивает на доску карточку с изображением термометра.

Воспитатель: Молодцы. Вы хорошо поработали, а теперь немного отдохнем. Проходите на ковер и встаньте в круг.

Физминутка:

За окном у нас зима. (Разводят руки в стороны.)

Стали белыми дома. (Складывают руки над головой в виде крыши.)

Снег на улице идёт, (Поднимают и опускают медленно руки.)

Дворник улицы метёт. (Покачивают опущенными прямыми руками влево-вправо.)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают перед собой.)

Пишем на катке круги, (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)

Ловко бегаем на лыжах, (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.)

И играем мы в снежки. (Имитируют метание.)

Воспитатель: Молодцы! Проходите за стол. Садитесь! Продолжается работа в лаборатории

Опыт 5 «Определение прозрачности снега»

Воспитатель: Ребята, а сейчас возьмите красный квадрат и положите на тарелку, возьмите ложкой немного снега из тарелочки и положите на квадрат. Теперь посмотрите на квадрат. Видно его? Почему? Какой вывод мы можем сделать? 

Дети: Сквозь снег предмет увидеть нельзя, значит снег не прозрачный.

Воспитатель: Верно. Молодцы!

Ребенок вывешивает на мольберт карточку с изображением цветной картинки под снегом.

Опыт 6 «Почему снег грязный?»

Воспитатель: Ребята, посмотрите на снег в ваших тарелках, как вы думаете чистый снег или грязный?

Дети:

Воспитатель: Предлагаю проверить. Давайте с вами возьмем лупу и посмотрим на снег. Какой снег?(ответы детей)

 Воспитатель: А вы знаете, что лупа увеличивает в 10 раз, а микроскоп в 200 раз, пройдемте за мной и посмотрим снег через микроскоп.

Воспитатель: Посмотрите, какой вывод можно сделать?

(ответ детей)

Воспитатель: Да, снег хоть и белый по цвету, но в нем могут содержаться частички песка и пыли. Ребята, а кто-нибудь из вас пробовал есть снег? Но мы с вами убедились снег грязный и есть его нельзя.

Ребенок вывешивает карточку с изображением перечеркнутого рта.

Воспитатель: А что можно делать со снегом?

Дети: Со снегом можно играть, лепить снеговика, когда снег сырой; строить ледяную горку и крепости, играть в снежки.

Ребенок вывешивает карточку с изображением зимних забав.

Воспитатель: Ребята, сейчас, я предлагаю составить научный доклад о снеге по схемам и записать его на камеру, а потом отправить Незнайке. Я начну, а вы продолжите.

Воспитатель включает камеру.(слайд 6)

Рассказ о свойствах снега по схемам. «Снег белого цвета, у снега нет запаха, он состоит из воды, при повышении температуры снег тает, снег не прозрачный, сквозь него невозможно увидеть предмет, снег нельзя есть, потому что он грязный, в нем содержатся маленькие частички пыли и песка, со снегом можно играть, например в снежки. (2-3 ребенка)

Ребята, как вы смотрите на то, чтобы пригласить Незнайку к нам в Дронова на Новый год? Согласны?

Воспитатель: Очень хорошо, а сейчас отправим наши научные доклады о снеге Незнайке.

Слайд «Звуковое оповещение о входящем письме»(слайд7)

Ой, пришло письмо от Незнайки.

Давайте прочитаем.(слайд 8)

  • «Здраствуйте, ребята, я получил ваши научные доклады о снеге, спасибо вам большое, теперь я знаю о свойствах снега, и спасибо за приглашение я обязательно приеду к вам в Дронова на Новый год, до свидания, до новых встреч, ребята!»

  1. Заключительная часть (рефлексия)

_Ребята, о чем мы сегодня говорили?(о снеге)

-Кому помогли?(Незнайке)

-Чем занимались?(изучали снег, проводили опыты)

-Что узнали нового? (ответы детей)

-Что вам понравилось больше всего?(ответы детей)

Воспитатель: Вы хорошо потрудились сегодня и порадовали меня, большое вам спасибо, я хочу вручить каждому из вас подарок, это медаль «Исследователь снега»

Упражнение «Встретимся опять»

Воспитатель и дети в кругу, протягивают вперед левую руку «от сердца, от души» (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова: « Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованно- образовательной деятельности по познавательному развитию(старшая группа). Тема: «Наши помощники - органы чувств»

Конспект организованно- образовательной деятельностипо познавательному развитию. Подготовила и провела воспитатель старшей группы "Вербочка" Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна...

Конспект образовательной деятельности по экологии в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»

Цели: 1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой». 2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела пти...

Конспект образовательной деятельности по математике в старшей группе Тема: «Путешествие в страну математики» Воспитатель: Колчева Светлана Владимировна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

Конспект образовательной деятельности по математике в старшей группеТема: «Путешествие в страну математики»Воспитатель: Колчева Светлана ВладимировнаМАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин...

Конспект образовательной деятельности с детьми в старшей группе. Тема: «Весна».

Конспект образовательной деятельности с  детьмипо познавательно-речевому направлению в старшей группе....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию Старшая группа Тема: «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования с природным материалом с использованием ИКТ...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию старшая группа(5-6лет) Тема: «Песок-волшебник»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию старшая группа(5-6лет)Тема: «Песок-волшебник»...